ПРАВОСЛАВНАЯ МОСКВА

москва-2

ПАЛОМНИЧЕСТВО " ПРАВОСЛАВНАЯ МОСКВА "

Дата: 21 - 22 февраля 2016 года

Маршрут:  Москва - Коломна - Старое Бобренево - Бутово - Москва 

Паломничество "Православная Москва" прошедшее 21 и 22 февраля 2016 года по святым местам Москвы и Коломны было посвящено Новомученикам и Исповедникам Российским, Собор которых празднуется в воскресный день, выпадающий на 25 января ст.ст. (7 февраля н.ст.) или же в ближайшее последующее воскресенье. В этот день Святая Церковь совершает поминовение и всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову.

Скорбные лица, нездешние взгляды...

Сколько страданья в бездонных глазах!

Жертвы невинные новых пилатов,

Славы наследники на небесах!

О важности этого паломничества в настоящее время говорит тот факт, что наша страна снова столкнулась с нападками на веру, церковь и русские традиции, но уже не от воинствующих безбожников, а от миролюбивых либералов-демократов. Именно последние во всем мире под лозунгом «равенство, свобода, братство» уничтожают основы христианства и традиционные ценности и строят новый Вавилон, возводя на престол порок и вседозволенность. Люди, которые раньше боролись с диктатурой и безбожным тоталитарным режимом сами со временем превратились в диктаторов и, не отрицая Бога на словах, они отрицают его своими делами и поступками. Сегодняшние борцы за свободу явили миру свою хищную сущность.

По словам иерея Дионисия Доброва:

  • «Сегодня, как и во все времена, жизнь по вере и совести требует напряжения сил, мужества, смирения и помощи Божией. Сегодня, как и всегда, жизнь по вере и совести лежит в основании семьи, народа, государства. А что такое народ, лишённый своей истории, совести, веры мы видим сегодня, к сожалению, на примере братской Украины. Сегодня там тоже многие люди стоят до смерти за правду, за свободу, за совесть, за Христа. Что такое мученичество за Христа, мы видим сегодня и в сводках новостей о зверствах ИГИЛ. Жертвенное служение Христу и истине читается и в сообщениях из Западных стран о тех, кто борется с ложью, лицемерием, развратом».

Для того, чтобы понять всю опасность происходящего в мире, многие западные исследователи говорят о том, что нужно обратить внимание на опыт России в ХХ веке. Он многому может научить и возможно задуматься о том, что путь без Бога – это путь в пропасть. Россия прошла этот путь и показала, чем заканчиваются лозунги за свободу и революции. Жестокий и кровавый XX век стал особенно трагическим для России, потерявшей миллионы своих сынов и дочерей не только от руки внешних врагов, но и от собственных гонителей-богоборцев.

Как отмечает в своей работе доктор исторических наук Васильева Ольга Юрьевна:

  • «Православная Церковь оказала великое духовное сопротивление тоталитарному режиму. С какой верой, верностью и самопожертвованием прошли и закончили духовенство и миряне свой земной путь. И, если, когда-нибудь удастся прославить всех русских подвижников XX века, то Русская Православная Церковь станет Церковью Российских Новомучеников».

На сегодня в лике Новомучеников и Исповедников Российских прославлено более двух тысяч человек – это явило миру величие их подвига, озарило пути Промысла Божьего в судьбах нашего Отечества, стало свидетельством глубокого осознания трагических ошибок и болезненных заблуждений народа.

Православная Церковь разделяет святых по виду их духовного подвига: апостолы, святители, преподобные, праведные и т.д. В лике мучеников почитают тех, кто остался верен Христу и не отрёкся от своей веры перед лицом смерти. Мученики при различных обстоятельствах были поставлены перед выбором – переступить чрез свою совесть, отречься от веры и сохранить жизнь или сохранить верность Христу и потерять жизнь. И они выбрали чистоту своей совести и верность Христу. Мучениками движет ощущение истинности своей позиции и любовь ко всем – ко Христу, к Родине, к мучителям. Ненависти нет. Как бы это ни казалось парадоксальным, но это так. Любовь есть основа верности Христу, и ненависть к кому бы то ни было является отречением от Христа.

Исповедниками Церковь почитает тех, кто сделал свой мученический выбор, но выжил. Ярким представителем Исповедников Российских является священноисповедник Лука (Войно-Ясенецкий) Крымский.

В настоящее время церковно-исторические жития новомучеников и их духовно-исторические творения получили широкую известность среди духовенства и мирян. Они помогут всем, кто ищет ответы на вопросы об историческом прошлом, настоящем и будущем России, о традиционных основах русской жизни, о воспитании на образцах святости, о любви к Родине. Новомученики открывают ныне живущим истину, пример стояния в вере тысяч героев духа, сохранивших в ХХ столетии в условиях атеистического террора цивилизационные устои Православной России.

Мы же, совершая паломничество в память о Новомучениках и Исповедниках Российских, смогли ознакомиться не только с их жизненным путем, но и местами служения этих Героев духа. История посещаемых церквей и монастырей богата и интересна, однако мы уделим в ней наибольшее внимание ХХ в.

Время проведения паломничества «Православная Москва» опять-таки было выбрано не случайно. Организаторы предлагают участникам заняться полезным для души и познания делом в долгие февральские, трехдневные выходные. Радостно, что люди откликаются на приглашения и целыми семьями отправляются в паломнический путь. Паломничества, проводимые «Федерации Мототуризма» духовно окормляются братией Троице-Сергиевой Лавры, в составе экспедиций обязательно присутствует священнослужитель. Поддержку мероприятий оказывает Паломнический Центр Московского Патриархата.

21 февраля 2016 года, традиционно стартовав из Московского Байк-Центра, колонна автомобилей отправилась в центр Москвы, на Лубянскую площадь, к древнему Храму Святого Великомученика Георгия Победоносца в Старых Лучниках. Даром паломников старой Церкви Св.Георгия стала икона Собор Радонежских Святых, переданная насельниками Троице-Сергиевой Лавры. Непростую и грустную историю Храма и его новомучеников рассказал иеромонах Гурий – насельник Троице-Сергиевой лавры.

1

 Адрес: Москва, Лубянский пр-д, 9с2.

Настоятель протоиерей Алексий Казанчев.

Первое упоминание о храме относится к 1460 г. В истории сохранились разные названия того места, где был построен храм — «в Лужниках», «в Лужках», «в Лучниках». Существует несколько версий происхождения этих названий. По наиболее распространённой версии здесь были лужки для выгона скота, чьим покровителем считался великомученик Георгий, и около которых находилась Коровья площадка, где купцы торговали крупным рогатым скотом. По другим версиям названия произошли от торговцев луком или изготовителей луков со стрелами.

В ХХ в. храм подвергся разрушению, был закрыт и перестроен. Сначала в храме располагалось общежитие НКВД, а потом обувная мастерская КГБ. Были утрачены шатёр колокольни, завершение храма, главы над приделами, ограда с воротами, утрачены или повреждены многие детали наружного убранства. До полной неузнаваемости перестроен фасад паперти с западной стороны, выходящей к Политехническому музею. Иконостасы были утрачены, стеновая роспись полностью уничтожена. За полвека здание храма не ремонтировалось и к середине 1980-х годов пришло в тяжёлое аварийное состояние. Здание церкви было изуродовано до такой степени, что проходящие мимо люди не узнавали в нём православный храм.

В 1993 г. храм был передан Русской Православной Церкви и в нем начаты ремонтно-восстановительные работы. В 1996 году возобновлены регулярные богослужения в правом приделе преп. Феодора Сикеота. Осенью 1997 года впервые зазвучал перезвон с колокольни храма, на которой установили набор колоколов Каменск-Уральского литья.

С 1920 г. священником храма был священномученик протоиерей Владимир (Проферансов). В 1932 году отца Владимира арестовали и заключили в Бутырскую тюрьму, потом выслали в Казастан. В 1937 г. отец Владимир Проферансов был в последний раз арестован и приговорен к расстрелу. В обвинении при осуждении об отце Владимире сказано:

  • «Является реакционно настроенным человеком, долгое время работал в канцелярии патриарха Тихона, в церкви Георгия на Лубянском проспекте, занимался антисоветской агитацией».

В августе 2000 года протоиерей Владимир Проферансов канонизирован в лике священномучеников, его память празднуется 15 декабря.

***

Из храма паломники отправились почтить память жертв тоталитарного режима к Соловецкому камню на Лубянской площади. «Соловецкий камень» - один из первых памятников жертвам тоталитарного режима в Советском Союзе, установленный 30 октября 1990 года. Гранитный валун был привезен активистами общества «Мемориал» из поселка Соловецкий, с Тамариного причала, где находился с 1923 года – Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН), а в 1937—1939 годах — Соловецкая тюрьма особого назначения (СТОН). У камня паломники зажгли свечи, поминая русских новомученников.

0_162f1d_895fb520_XL

Адрес: Лубянская площадь.

***

Недалеко от Лубянки расположена еще одна древний и интересный московский Храм Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках, туда и отправилась паломническая колонна, чтобы познакомится с историей и настоящим днем старой церкви. В дар Храму в Печатниках паломники передали икону Владимирской Богоматери из Лавры, после чего иеромонах Гурий поведал  участникам экспедиции его историю и рассказал о его священномучениках.

0_162f21_d8e0159c_XL

Адрес: Москва, Сретенка, 3. Настоятель Протоиерей Олег Клемышев.

Земля, где стоит храм, была пожалована царем мастерам Печатного двора. Когда его возвели, никто не знает. Одни источники называют 1625 год, другие - 1631. Известно точно, что в 1659 году, усердием всё тех же печатников, храм был полностью перестроен, но остался по-прежнему бревенчатым.

В ХХ в. храм Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках закрыли. Разгром церкви советской властью был сопоставим только с нашествием французов. Изуродованное здание перестроили, и в нём были размещены советские учреждения. В 1994 году храм Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках был вновь освящён. Церковная жизнь постепенно вернулась на свой путь, указанный ей святыми отцами.

По преданию, в этой церкви произошло венчание дряхлого старца с юной девушкой, послужившее художнику В.В.Пукиреву темой для его знаменитой картины «Неравный брак». В церковной ризнице хранится еврейская монета сребренник, по преданию, один из тех, которые были вручены Иуде за предательство Иисуса Христа.

Богоборческая мясорубка не обошла и Храм в Печатниках, так Благочинный  церквей Сретенского Сорока, протоиерей Александр Зверев в 1922 году был арестован, обвинен в антисоветской агитации, контрреволюционной клевете, церковной агитации. Виновным себя не признал и 16 ноября 1937 года отец Александр был расстрелян на Бутовском полигоне, где был и захоронен.

Протоиерей Николай Толгский, Благочинный церквей Сретенского Сорока в 1922 году был несколько раз арестован за преподавание Закона Божия. Совещание при НКВД СССР приговорило арестованного священника к 3 годам ссылки в город Чимкент Южно-Казахстанской области. На допросе на вопрос следователя: "Дайте показания о Вашей контрреволюционной деятельности", отец Николай ответил: "Контрреволюционной деятельностью я не занимался и показать по этому вопросу ничего не могу". Тройка при УНКВД по Южно-Казахстанской области приговорила отца Николая к высшей мере наказания - он был расстрелян 27 августа 1937 года в Лисьей балке города Чимкента, в настоящее время место его захоронения неизвестно.

***

Первым Православным монастырем на пути паломничества «Православная Москва» стал - Сретенский Ставропигиальный Мужской Монастырь. На территории монастыря сразу слышишь тишину, необычную для центра столицы России. Незримый купол укрывает эти обители, чтобы мы хотя бы здесь могли, оставить суету и шум и ощутить покой и радость или как сказано на сайте монастыря «монастырская территория является оазисом тишины и духовной красоты посреди шума и сутолоки московского центра».

Сегодня на территории Сретенского монастыря -  древнейшей православной обители, расположенной в центре Москвы, находятся не только храмы прошлых лет, но и возводится новый величественный храм Новомучеников и Исповедников Церкви Русской на крови, что на Лубянке.

Построенный к столетию трагических событий минувшего века, этот собор должен стать Храмом-Памятником победы Господа нашего Иисуса Христа и Его святых учеников – Исповедников и Новомучеников.

У единственного сохранившегося, с древних времен, храма Сретенского монастыря - собора Сретения Владимирской иконы Божией Матери паломников встретил ризничий монастыря, иеромонах Лука. Он рассказал паломникам, что название свое монастырь получил не в честь праздника Сретение, как многие думают, а в память об одном чудесном событии. Как повествуют летописи, летом 1395 года русские степные дозоры доложили о подготовке вражеского войска к вторжению в Московскую землю. Страшный завоеватель, хан Тимур-Тамерлан ворвался в русские пределы, полонил и разорил Рязань, потом захватил Елец и направился к Москве. "Весть о нашествии сего нового Батыя привела в ужас всю Россию", - пишет Н.М.Карамзин. Велено было принести из Владимира в Москву великую икону - заступницу земли Русской, Владимирскую Божью Матерь. Встреча иконы Владимирской и крестного хода из Владимира москвичами произошло на месте, где теперь стоит монастырь. Владимирская икона была торжественно перенесена в Кремлевский Успенский собор. В тот самый час, когда жители Москвы встречали икону на Кучковом поле, Тамерлан дремал в своем шатре. Вдруг, как повествуют русские и татарские летописи, он увидел во сне гору великую, с вершины которой к нему шли святители с золотыми жезлами, а над ними в лучезарном сиянии явилась Величественная Жена. Грозно повелела она Тамерлану оставить пределы Руси. Проснувшись в ужасе, Тамерлан призвал своих советников и стал выпытывать, что означает данное видение. Ему отвечали, что Сияющая Жена - это Матерь Божия, Великая Защитница христиан. Гонимый страхом непобедимый хан на следующий день бежал из Русской Земли. В память избавления от врага на месте встречи ("сретения" по-славянски) чудотворного образа Богородицы через два года был основан Сретенский монастырь.

Отцу Луке паломники передали в дар рукописную икону апостола Луки, от Архимандрита Луки, настоятеля Скита Параклит и преподобного Сергия Радонежского от насельников Троице-Сергиевой Лавры. Отец Лука, монастырский ризничий, поблагодарил за дары и отдельно поблагодарил за апостола Луку. Оказывается в монастыре нет образа этого аппостола, теперь же у прихожан храма в дни памяти святого апостола и евангелиста Луки будет возможность поклониться ему.

Дальнейшею историю монастыря паломникам рассказал ученик Сретенской семинарии, он же проводил к святыням монастыря и поведал о подвиге новомучеников. Отдельно для паломников была проведена экскурсия по Духовной Семинарии, расположенной на территории монастыря, которая поразила участников паломничества своей благоустроенностью и техническим оснащением. К сожалению, на территорию строящегося храма Новомученикам и Исповедникам Церкви Русской на крови пока не пускают, но уже сейчас, глядя на внешние стены, понимаешь, какая величественная церковь возводится. А разве может быть церковь, которая отражает величие подвига русских людей в годину гонений, иной?

Завершилось посещение Сретенского монастыря вкусным обедом в трапезной палате Сретенского монастыря. За обедом семинарист-экскурсовод рассказал подробнее о жизни новомучеников из Сретенского монастыря и ответил на вопросы паломников о монастыре.

0_162f39_925ba065_XL

Адрес: Москва, Большая Лубянка, 19 к.1. Наместник Епископ Тихон.

Первоначальные постройки Сретенского монастыря не уцелели. Сохранившийся пятиглавый собор монастыря, единственный уцелевший в XX веке храм, построен в 1679 году иждивением царя Феодора Алексеевича. Государь Федор Алексеевич вместе с царицей Агафьей Семеновной Грушецкой, поставили в иконостас собора Сретенского монастыря в 1680 году образы святых покровителей царской семьи. На одинаковом удалении от царских врат были расположены иконы святого Феодора Стратилата и святой мученицы Агафии.

После октябрьского переворота 1917 года, Сретенский монастырь стал одним из главных центров борьбы с безбожной властью за Православие. В монастыре нередко служил Святейший Патриарх Тихон, которого большевики считали своим заклятым врагом. Последним настоятелем обители перед ее закрытием стал сподвижник патриарха священномученик архиепископ Иларион (Троицкий), встретивший свою смерть в сталинских лагерях. В 1922 г. Сретенский монастырь был захвачен "обновленцами" - псевдоцерковными деятелями, пошедшими на сговор с большевиками. Но усилиями владыки Илариона в 1923 г. монастырь был возвращен Православной Церкви, а его собор - переосвящен великим чином.

В конце 1925 г. Сретенский монастырь был закрыт. В 1928-1930 годах большая часть храмов и сооружений монастыря: церковь преподобной Марии Египетской, храм святителя Николая, Святые ворота с колокольней и настоятельский корпус - были разрушены. Вскоре здесь разместилось общежитие офицеров НКВД. На монастырской территории, примыкающей к зданиям главного ЧК страны, велись расстрелы. Этот кусочек земли буквально пропитан кровью тысяч новых мучеников страшной эпохи. В память о всех жертвах богоборческий власти при входе в монастырь в 1995 году был установлен поклонный крест, освященный Святейшим Патриархом Алексием.

До революции на территории монастыря находилось также кладбище, где были похоронены участники Отечественной войны 1812 г. Однако в советское время на месте священного для каждого русского человека погоста была возведена школа, и, как ни странно, с углубленным изучением именно французского языка.

В 1991 г. сохранившийся собор Владимирской иконы Божией Матери был возвращен Русской Православной Церкви. В 1994 году вышел Указ Святейшего Патриарха об основании здесь подворья Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. В 1995 году Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия подворье было преобразовано в Сретенский ставропигиальный мужской монастырь, наместником которого назначен игумен Тихон (Шевкунов).

Ныне Сретенский монастырь является одним из важных религиозных центров не только столицы, но и всей России. В 2007 году монастырь отметил свое 700-летие.

Священномученик архиепископ Илларион, настоятель Сретенского монастыря был арестован в марте 1919 года и заключен в Бутырскую тюрьму. Причины ареста он не понимал, через два месяца свяшенномученика освободили. Осенью 1923 архиепископ Илларион снова был арестован. Владыку осудили на три года концлагерей. 1 января 1924 г. он был привезен на пересыльный пункт на Поповом острове, а в июне отправлен на Соловки. Через год святителю дали новый трехлетний срок. Весной 1926 г. святитель вновь оказывается на Соловках. 28 декабря 1929 года. Славный жизненный путь священномученика был увенчал блаженной кончиной. Ленинградский митрополит Серафим (Чичагов) добился у властей разрешения похоронить святителя в соответствии с его саном. Когда ближайшие родственники и друзья увидели его тело, святителя с трудом узнали: годы лагерей и тюрем превратили молодого, цветущего человека в седого старика. Похоронен священномученик был на кладбище Новодевичьего монастыря у Московской заставы. В 1999 году состоялось обретение мощей владыки Илариона и перенесение их в Москву, в Сретенский монастырь.

Мученик, архиепископ Гурий (Степанов), архимандрит Московского Сретенского монастыря, был арестован 2 октября 1919 года, находился в заключении в Бутырской тюрьме. Вскоре был освобожден. За этим последовали многочисленные аресты, ссылки и этапы. В 1937 году был расстрелян в лагере под Новосибирском.

Мученик протоиерей Николай (Лавров) первый раз был арестован в 1921 году за то, что "будучи зачисленным в тыловое ополчение, уклонялся от отбывания общественных работ". Приговорен к расстрелу 17.10.1937 как "руководитель контрреволюционной кулацкой группы". В ходе следствия о. Николай виновным себя не признал и ничьих имен не назвал. Приговор приведен в исполнение 21.10.1937 на Бутовском полигоне Московской обл.

***

Территория, где находятся храм Святого Великомученика Георгия Победоносца в Старых Лучниках, храм Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках и Сретенский Ставропигиальный Мужской Монастырь, примечательна своей историей. Ранее этот район носил название Белый город. Это историческая местность столицы, заключенная между стенами Кремля с Китай-городом и оборонительными стенами Белого города, на месте которых впоследствии разбито Бульварное кольцо. Это третья (после стен Кремля и Китай-города) крепостная стена Москвы. Сегодня на месте былых стен Белого города проходит Бульварное кольцо.

В 1583-1584 годах еще при жизни Ивана Грозного был учрежден Приказ каменных дел. Деятельность этого приказа позволила приступить к строительству самой большой русской каменной крепости. Федор Иванович “повеле на Москве делати град каменный около большего посаду подле земляной осопи и … нарекоша имя ему Царев град”. Строителем крепости был мастер Конон Федоров, а по другим источникам — Федор Савельевич Конь.

Строительство крепости началось с нынешней Пушкинской площади, где были построены Тверские ворота. От них крепостные стены потянулись в обе стороны, были доведены по линии нынешних бульваров до Москвы реки, пролегли вдоль левого берега реки и примкнули к прежним стенам: с запада к Москворецкой башне Кремля, а с востока к Круглой угловой башне Китай-города. Общая длина укреплений составила более 9,5 километров. Стена была снабжена многочисленными башнями, глухими и проездными. В 1591 году, еще не до конца отделанные, стены Белого города обеспечили стратегическое преимущество русским войскам, отражавшим нападение крымского хана Казы-Гирея. Только после 1592 года удалось вернуться к завершающим работам по крепости Белого города. Возможно, эти работы длились до 1598 года. К петровскому времени стена Белого города совершенно лишилась своего фортификационного значения. Современные археологи и исследователи XX века нашли много объектов и конструкций, оставшихся от древнего грандиозного укрепительного сооружения.

M-25BelyjGorod

***

Второй московский монастырь, который посетили паломники, стал Покровский  ставропигиальный  женский  монастырь. Монастырь очень почитаем на Руси, о чем говорят постоянные многолюдные очереди к мощам Блаженной Матроны Московской. В отличии от других монастырей Москвы, в глаза бросается суетность Покровской обители и огромное количество грозной и недоброжелательной охраны, наверное вызванная большим скоплением народа.

Насельницам монастыря паломники передали икону Святой Троицы, осмотрели монастырь и его постройки, приложились к мощам известной русской святой и отправились в дальнейший путь. В отличии от других монастырей Москвы, в глаза бросается суетность Покровской обители и огромное количество грозной охраны, наверное вызванная большим скоплением народа.

15

Адрес: Москва, Таганская, д.58. Настоятельница Игумения   Феофания.

Первоначальным основателем Божедомского Покровского монастыря был царь Михаил Феодорович. В 1635 г. он пожаловал на построение его землю, эта дата и считается основанием монастыря.

В ХХ в. сначала в 1919 г. закрывается монастырское кладбище (некрополь) для захоронений. В 1926 г. была взорвана колокольня, затем закрыли Покровский храм, снесены часовня и могильные памятники. В 1927 г. на территории монастыря создается парк для отдыха вагоновожатых трамвайного депо имени товарища Бухарина. В 1929 г. выходит постановление о закрытии монастыря и аресте последнего настоятеля Покровского монастыря архимандрита Вениамина (Милова). На месте кладбища устроен существующий и по сей день парк культуры и отдыха. Около 70-ти лет в зданиях храмов и монастырских корпусах располагались тресты, конторы, банки, спортзал, бильярдная.

В 1994 г. Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение о возобновлении Покровского монастыря в качестве женской монашеской обители. Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II были освящены все 9 приделов монастыря. В 2002 г. им также была освящена воссозданная колокольня.

Преподобномученик Данакт (Калашников) стал подвизаться в Покровском монастыре в 1923 году. В 1929 году он был рукоположен в сан иеродиакона. В начале 1929 года началось разграбление кладбища Покровского монастыря. Иеродиакон Данакт пытался остановить расхитителей, но это не привело ни к какому результату. Окна кельи, где жил отец Данакт, выходили на кладбище, и, завидев расхитителей, иеродиакон неоднократно обращал внимание сторожа на происходящий грабеж. Но это лишь озлобляло воров, которые стали думать, как избавиться от монаха. В результате доноса отец Донакт был арестован и провел много лет в концлагерях. 28 ноября 1937 года сотрудники НКВД вновь арестовали иеромонаха Данакта, и он был заключен в тюрьму в Волоколамске. 3 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила отца Данакта к расстрелу. Иеромонах Данакт (Калашников) был расстрелян 15 декабря 1937 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

***

Следующей остановкой паломничества «Православная Москва» стал Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь, в дар которому от имени насельников Троице-Сергиевой Лавры была преподнесена икона Господа Вседержителя. Паломническая служба монастыря провела для путников интересную двухчасовую экскурсию, которая повествовала об удивительной истории известной московской обители, с которой издавна была связана царская династия Романовых.

Именно отсюда, в ноябре 2015 года, отправилась в дальний мотоциклетный путь на Африканский континент икона Богоматери Одигитрия, и пройдя множество стран, нашла приют в Храме Сергия Радонежского, г.Йоханессбурга, ЮАР, куда была передана от имени монастыря русскими мотоциклистами Юрием Волковым и Ильей Дубининым.

Novospassky_Monastery-3

Адрес: Москва, Крестьянская пл., 10. Наместник Епископ Савва.

Монастырь, посвященный имени Спасителя, стал первой иноческой обителью Москвы. Он был основан в XIII веке святым благоверным князем Даниилом Московским, сыном святого благоверного великого князя Александра Невского, на месте, занимаемом теперь Даниловым монастырем. Там Спасский монастырь пробыл недолго, всего несколько десятилетий. Сын святого Даниила благочестивый Иоанн Калита, ставший великим князем в 1328 году, пожелал видеть вблизи своего дворца иноческую обитель и по благословению митрополита Феогноста в 1330 году перенес монастырь на Кремлевский Боровицкий холм к храму Преображения Господня.

Почти сразу после перенесения великим князем Иоанном III из Кремля  на Васильевский стан обители,  Новоспасский монастырь стал местом погребения представителей знатных родов и, прежде всего, бояр Романовых – предков царственного Дома. По историческим документам и описаниям, в подклете Спасо-Преображенского собора насчитывалось более 70 захоронений бояр Романовых и их близких родственников. Сегодня интерес вызывает захоронение насельницы-невольницы московского Иоанно-Предтеченского женского монастыря. Загадка происхождение ивановской невольницы до сих пор не разгадана. Исследователи говорят, что это принцесса Августа Тараканова (1745–1810) – дочь  государыни Елизаветы Петровны – императрицы Всероссийской и графа Алексея Григорьевича Разумовского.

На территории Новоспасского монастыря находится крест - памятник Великому князю Сергею Александровичу Романову, убитому в 1905 году на выезде из Кремля.

В послереволюционные годы ХХ в. монастырь постигла судьба многих обителей. В 1918 г. монастырь был закрыт. Святое место стало местом тюремного заключения и смерти. Итальянский дворик монастыря в годы советской власти стал местом массовых расстрелов, его стены выщерблены пулями. С осени 1918 года на территории монастыря действовал концентрационный лагерь. Монастырские постройки были приспособлены под нужды нового «хозяина» - главного управления местами заключения при НКВД. На территории монастыря находилась женская тюрьма, затем исправительно-трудовой лагерь для уголовников и политических заключенных. В 1935 г. территория монастыря передана в ведение хозяйственного управления НКВД. В соборном храме разместили архив НКВД Московской области, в Никольском - склад конфискованной мебели и картофелехранилище, остальные пригодные помещения были переоборудованы и заселены. И все же поруганный и оскверненный, превращенный в место пыток и смерти монастырь продолжал напоминать о великой Руси, ее славной истории и преданности Православию. Было принято решение взорвать обитель, но помешала начавшаяся Великая Отечественная война.

В 1950-е гг. безо всякого внешнего воздействия  рухнул щит с лозунгом "Дома культуры вместо монастырей", висевший над входом в усыпальницу бояр Романовых. В результате открылся чудесный мозаичный образ Спаса Нерукотворного.

4 декабря 1990 г. Новоспасский монастырь возвращен Московской Патриархии. Это решение было принято в день празднования Введения Пресвятой Богородицы во храм. Спустя ровно 500 лет после закладки каменного Спасо-Преображенского собора в монастыре вновь затеплилась молитва. В Спасо-Преображенском соборе особый интерес по своей исключительности представляет изображение родословного дерева русских великих князей и царей рода Рюриковичей, находящееся на своде вблизи входа в собор. Все государи изображены во весь рост с нимбами вокруг головы.

Священномученик Макарий (Гневушев) с 1909 по 1914 год был настоятелем Новоспасского монастыря. Летом 1918 г. в монастырь явился большевицкий отряд и арестовал святителя. 4 сентября 1918 г. епископа Орловского Макария в составе группы из 14-ти человек вывезли в пустынное место под Смоленском. Обреченных построили спиной к свежевырытой могиле. Палач подходил к каждому и производил из винтовки выстрел в лоб. Владыка, находясь в конце шеренги с четками, горячо молился за каждого из казнимых, а если замечал упадок духа, то бесстрашно выходил из линии и благословлял несчастного. Он был застрелен последним. Когда подошла его очередь, у красноармейца дрогнула рука. Увидев страх в глазах палача, Владыка сказал: «Сын мой, да не смущается сердце твоё. Твори волю пославшего тебя». Вскоре этот красноармеец, простой крестьянин, оказался в больнице для душевнобольных. Каждую ночь он видел во сне убитого святителя, благословляющего его. Священномученик Макарий (Гневушев) причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских в августе 2000 года.

Священномученик, архиепископ Павлин (Крошечкин) много раз был арестован, претерпел невзгоды тюрем и ссылок за свое служение. Святитель был расстрелян 3 ноября 1937 года вместе с группой духовенства в Кемеровском лагере. Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских в августе 2000 года для общецерковного почитания.

***

Завершился первый день паломничества «Православная Москва» на Крутицком Патриаршем  подворье, где паломников встретил давний друг Русских Мотоциклистов, известный миссионер и журналист, иеромонах Дмитрий (Першин). Отец Дмитрий поведал участникам паломничества о древнем московском Подворье, его истории и сегодняшнем дне. В дар отцу Дмитрию и Крутицкому Подворью, паломничество передало лик преподобного Сергия, а иеромонах одарил странников Новым Заветом с просьбой читать по главе каждый день. Для дальнейших паломничеств, в дар Храмам и Обителям земли Православия, отец Дмитрий передал Федоровскую икону Божией Матери, чей Cписок украшает главный Храм Подворья.

2

Адрес: Москва, Крутицкая ул., 11. Настоятель, Епископ Игнатий.

В далеком прошлом в народе ходило «Сказание о зачатии царствующего града Москвы и Крутицкой епископии», где говорилось о местности Крутицы, на которой Святой благоверный князь Даниил Московский решил поставить свой двор, но отшельник, живший там, отговорил князя от этого, предсказав, что на Крутицах будут храм и монастырь. Предсказание сбылось. В 1272 г. на Крутицах были построены и освящены храм святых Апостолов Петра и Павла и при нем монастырь, известный как Крутицкое подворье Сарайской и Подонской епархии.

Судьба подворья в годы советской власти также страшна, как и у предыдущих храмов и монастырей.

После прекращения богослужений в храме Крутицкого подворья (не ранее 1924 г.) церковная утварь была разграблена, священные изображения на стенах со временем замазаны, надгробия в Храме Воскресения частично разбиты. Во второй половине 1920-х гг. Успенский собор был передан под общежитие Московскому военному округу.

В 1936–1938 гг. Воскресенский храм был перестроен под жилой корпус по проекту «архитектора» Батагова. На месте древнего кладбища было устроено футбольное поле.

Церковная жизнь Крутиц замерла. Так продолжалось десятилетия, один за другим сменялись «арендаторы». В 1964 г. Успенский собор передан Обществу охраны памятников, в 1968-м здесь разместился филателистический отдел Главкниги. Храм Петра и Павла некоторое время использовался как клуб. В 1966 г. Крутицкий дворец был признан объектом, подлежащим музейному использованию. В 1980-х гг. в соборе находились экспериментальные научно-реставрационные производственные мастерские Общества охраны памятников (ВООПИиК). Начавшаяся на заре 1980-х гг. реконструкция главного здания Государственного Исторического музея (ГИМ) на Красной площади определила новых хозяев Крутиц. 26 июля 1982 г., по решению Московского городского совета народных депутатов, территория подворья была передана в аренду ГИМу.

При всем том значительная часть подворья использовалась военным ведомством. Вплоть до начала 1996 г. здесь находилась Московская гарнизонная гауптвахта. Доподлинно известно, что после смерти Сталина в 1953 г. в течение суток в Крутицких казематах содержался под стражей Л. П. Берия.

С 1991 г. значительная часть помещений подворья постепенно возвращается Русской Православной Церкви. По благословению патриарха Алексия подворью был придан статус Патриаршего. Возрождение духовной жизни древнего подворья началось с апреля 1992 г. Незадолго до праздника Св. Пасхи — 29 апреля 1992 г. — в Храме было совершено первое после перерыва богослужение.

В 2008 году была отреставрирована булыжная мостовая XIX века покрывающая собой значительную часть территории подворья, в том числе и рядом с храмом, которая является единственной старой булыжной мостовой, сохранившейся в Москве до наших дней.

***

Попрощавшись с Московскими Храмами и Монастырями, паломничество «Православная Москва» двинулось в один из древнейших и красивейших городов Подмосковья, Коломну. В Коломне паломники остановились в приветливом и большом Старо-Голутвинском монастыре, - второй по старшинству монашеской обители в городе.

В монастыре паломников встретил друг Русских Мотоциклистов, послушник Александр, который участливо разместил всех путников в замечательной паломнической гостинице, расположенной прямо в монастыре. Гостиница достойна отдельного описания, поскольку в ней предусмотрен весь набор для проживания паломнических групп: есть номера для семейных, отдельно мужские и женские номера. Комнаты очень аккуратно прибраны, в них предусмотрено все для паломнического ночлега и молитвы. Александр рассказал о расписание служб на следующий день и рано утром, в 7.15 следующего дня паломники отправились на службу в храме, где некоторые исповедовались и причастились. Службу вел игумен монастыря, отец Варлаам, с которым паломники пообщались по ее окончанию. В дар монастырю были принесены иконы - Собор Радонежских святых, Святая Троица и преподобный Савва Сторожевский.

После службы паломническая группа во главе с послушником Александром отправилась на экскурсию по древней Коломенской обители и после нее угостились славной домашней едой, в славной трапезной монастыря. На память о посещении монастыря, игумен Варлаам подарил книги об истории обители. Даренная послушником Александром икона Одигитрия в марте 2016 года отправилась в далекую Грецию и нашла свое место в Монастыре Иоанна Богослова в Суроти, где покоится известный святой Паисий Святогорец, а икона Рождества Христова передана отцу Иринею, архиепископу Сербской Православной Церкви в Македонии, которая вот уже 40 лет находится в изгнании и которой запрещено иметь в стране Церкви и Монастыри.

Старо-Голутвин монастырь. Photo by Yulenochekk

Старо-Голутвин монастырь. Photo by Yulenochekk

Адрес: Коломна, Голутвинская ул., 11. Настоятель, игумен Варлаам.

История монастыря богата событиями и в течение веков можно наблюдать как времена расцвета монашеской жизни в обители, так и упадок. Основание монастыря относится к XIV веку, но точная дата неизвестна. Согласно сообщению Софийской второй летописи, монастырь был основан в 1374 году. В этом году преподобный Сергий Радонежский предпринял трудное путешествие из Троицкого монастыря в Рязань для примирения Димитрия Донского и Рязанского князя Олега Ивановича. В знак примирения был основан монастырь в честь Богоявления Господня. В народе это место называли «Голутвино». Древнее русское слово «голутва» означает – вырубка, поляна в лесу. Преподобный Сергий своими руками положил камни в основание первого монастырского храма в честь Богоявления Господня. Так повествует его житие о устроении монастыря в Голутвино: «создана бысть церковь камена в лепоту зрети всем». До сего дня остатки этого сооружения - фундамент и цокольная часть - сберегаются в подклете второго уже Богоявленского собора, воздвигнутого над ними в XVII веке, и носят в народе название: "камушки Преподобного". ХХ век для монастыря в Голутвино, впрочем и для других русских монастырей, стал периодом «распятия».

К 1916 году, Монастырь считался благоустроенным, здесь находились несколько старцев-иеромонахов, живущих тут более 50 лет. Служба отличалась благочинием. В посты приходило более  2000 говельщиков.

Ликвидация Старо-Голутвина монастыря носила постепенный характер. Со временем отбирают монастырские помещения, затем выселяют монахов их келий. Старо-Голутвин монастырь был закрыт в 1929 году, когда началась новая волна гонений на церковь. Монахов на машинах увезли и посадили в коломенскую тюрьму, а потом вывезли в ссылку. Из закрывшихся храмов оставшиеся еще ценности и архивы были вывезены, бесследно исчезли чудотворная икона Сергия Радонежского и его посох.

В 1941 г. в Коломне готовились к обороне от немцев. В монастыре размещался мотострелковый полк, солдаты которого тренировались здесь в стрельбе. Мишенями были купольные кресты, шары в их основаниях, а также фрески Богоявленского собора и Сергиевского храма.

В 1993 г. Коломну посетил Святейший Патриарх, который побывал и  в Старо-Голутвине монастыре. В этом году монастырь был передан Московской епархии. 18 декабря 1994 года состоялось официальное его открытие. Божественную литургию совершил Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.

Возрождение обители продолжается. В настоящее время полностью отреставрирован храм преподобного Сергия с примыкающим настоятельским корпусом, восстановлена колокольня с надвратной Введенской церковью, западный и восточный братские корпуса, которые используются для нужд расположенной в стенах обители Коломенской Духовной семинарии. 16 мая 2006 года были обретены и перенесены в обитель святые мощи священноисповедника святителя Феодосия (Ганицкого), епископа Коломенского.

Священноисповедник Феодосий (Ганицкий) во времена богоборчества, с 1920 по 1929 года претерпел несколько арестов, содержался в Коломенской тюрьме. 5 декабря 1929 г. епископу Феодосию было зачитано постановление о предъявлении обвинения, в котором говорилось, что «он изобличается в том, что на протяжении своего пребывания в городе Коломне с 1924 г. под прикрытием Церкви занимался организацией и объединением реакционномонархического элемента и лиц, активно борющихся с советской властью; вел скрытую и открытую контрреволюционную агитацию…». Коллегия ОГПУ приговорила владыку к пяти годам ссылки в Северный край. 28 мая 1933 г. Коллегия ОГПУ постановила освободить владыку, разрешив ему свободное проживание. Епископу Феодосию было тогда семьдесят три года, он возвратился сначала в Коломну, а затем поселился у верующих людей в селе Сушково Луховицкого района, неподалеку от храма в честь Казанской иконы Божией Матери, куда он ходил молиться до своей праведной кончины, последовавшей 3 мая 1937 г.

Преподобномученик Никон (Беляев) много раз подвергался арестам, дважды был сослан: в Архангельскую область и Соловецкий концлагерь, где полностью отбыл сроки. 27 ноября 1937 г. архимандрит Никон был вновь арестован и заключен в тюрьму в Волоколамске. Следствие представило отца Никона как активного организатора контрреволюционной группы, в которую входили служители культа. Ему вменялось проведение контрреволюционной антисоветской деятельности, направленной на срыв мероприятий советской власти. 5 декабря 1937 г. тройка НКВД приговорила отца Никона к расстрелу. Архимандрит Никон (Беляев) был расстрелян 10 декабря 1937 г. и погребен в общей безвестной могиле на полигоне Бутово под Москвой.

***

Следующей остановкой в Коломне стала Соборная площадь Коломенского Кремля. Специалист экскурсионной службы Ольга, рассказала паломничеству об истории великого русского города. Паломническая группа посетила величественный Успенский Собор, которому передала икону преподобного Сергия Радонежского от насельников Лавры и Ново-Голутвинский женский монастырь, куда была передана икона Иверской Богоматери. Монастырь красив, ухожен, очень интересен и по-хозяйски развит. Насельницы монастыря ведут приусадебное хозяйство, занимаются пчеловодством и разводят племенных алабаев в питомнике на территории монастыря. При монастыре работает хор, художественная мастерская, керамическая мастерская, мастерская иконописи, издательство, пекарня и несколько клубов:  общество садоводов, клуб любителей животных, медицинский центр и воскресная школа для детей. Кроме того монахини занимаются разведением вятской породы лошадей, у них есть пара этих редких коней. Такого интересного и творческого монастыря не встретишь на всей Руси.

sobpl_sm

4225917-2011092703273642

Адрес: Московская область, Коломна, район Старая Коломна, улица Лазарева, д. 11 а. Настоятельница, Игуменья Ксения.

Троицкий Ново-Голутвин монастырь - самый молодой из кремлёвских монастырей и ведёт своё летоисчисление с 1799 года. Основание Троицкого Ново-Голутвина мужского монастыря связано с очередной реорганизацией епархий в 1799 году, ставившей целью приведение их границ в соответствие с административным делением Российского государства. В 1799 г. вышел указ императора Павла о том, чтобы Коломенскому епископу, который управлял церквами в Тульской, Московской и Рязанской губерниях, управлять только церквами в Тульской губернии. Коломенская епархия была упразднена, а архиерей был переведен в Тулу. В Коломне остался древний архиерейский дом, пустой и без способов поддержания. Митрополит Московский Платон в 1800 году решился перевести сюда часть братии из Богоявленского мужского монастыря, что на окраине Коломны. С тех пор открывшийся в Кремле монастырь стали называть Ново-Голутвиным, а пригородный монастырь - Старо-Голутвиным. С 1350 по 1799 гг. на территории обители располагалась архиерейская резиденция, где жили епископы, архиепископы, управлявшие Коломенской епархией.

В ХХ в. налаженная монашеская жизнь была в одночасье разрушена в результате свершившейся Октябрьской революции 1917 года. Здания и предметы, необходимые для богослужения, могли передаваться религиозным обществам в бесплатное пользование, но это не касалось монастырей. Новая власть поставила задачу «полного уничтожения монастырей как рассадника паразитизма», и только за период с 1918 по 1921 гг. на территории России под ликвидацию подпало 673 монастыря, включая Ново-Голутвин. С начала 1919 г. часть их помещений заняло управление уездной и городской милиции. В какой-то степени это спасло монастырь от худшей судьбы. 16 июня 1919 г. на заседание коллегии отдела управления Коломенского уездного исполкома выносят вопрос о создании в Ново-Голутвине монастыре концентрационного лагеря. К счастью для города и монастыря, по каким-то причинам устройство концентрационного лагеря не состоялось, и кельи стало обживать население.

Со временем последнюю Ново-Голутвинскую церковь закрыли. Исчезли иконы известные из метрики 1887 года. Здания и строения окончательно перешли в пользование многочисленных жильцов и организаций. Десятки лет древние здания эксплуатировались на износ.

29 декабря 1988 г. произошла передача комплекса Ново-Голутвина монастыря для нужд Московской епархии. С этого времени начался этап возрождения обители и сегодня она предстает в великолепном виде. 

Коломна расположена на месте слияния трёх рек: Москва-реки, Оки и Коломенки чуть больше чем в ста километрах к юго-востоку от города Москва. Возникновение Коломны уходит корнями в глубину веков. Условной датой основания города считается 1177 год. В Лаврентьевской летописи именно в этом году Коломна упоминается как торгово-ремесленный центр и пограничный пост Рязанского княжества. Название города предположительно связано со славянским корнем «коко» (окружность, круг) или с тюркским словом «колм» (кладбище, могила).

Особенно возросло значение Коломны во времена борьбы Руси с монголо-татарским игом. Ещё до вторжения хана Батыя город был хорошо укреплённой крепостью, и под её стенами собрались для битвы с врагом объединённые русские дружины. Как отмечается в летописях, в той жестокой битве погибли многие русские воеводы и князья. Татары победили, а город был разрушен. Восстановленную Коломну в 1293 году сжёг дотла хан Дюдень.

Коломна неразрывно связана с Москвой. Город стал первым, с которого и началось объединение русских территорий вокруг Москвы. Южная граница Московского княжества требовала постоянного укрепления. В Коломне началось каменное строительство, были созданы сторожевые монастыри. Перед Куликовской битвой Коломна была местом сбора доблестной русской рати. История города очень богата. Коломну разоряли и сжигали татары, занимали поляки, пытались взять крестьянские войска Ивана Болотникова. Коломна горела, болела чумой, принимала Екатерину II, переживала «спрямление» улиц по генеральному плану архитектора Казакова… За столетия своего бурного существования маленькая Коломна ухитрилась сохранить немало архитектурных памятников. Сегодня Коломна по праву считается одним из значимых культурных центров Подмосковья. Культурное и историческое наследие города тесно связано со становлением России и освящено именами видных деятелей культуры, искусства и истории: Дмитрия Донского, Александра Алябьева, Анны Ахматовой, Ивана Лажечникова, митрополита Филарета, Бориса Пильняка и многих других.

Знаменит Коломенский край памятниками архитектуры, храмового зодчества, истории. В Коломне находится 420 памятников государственного и областного значения. На территории города расположены строения нескольких древних церквей: церковь Иоанна Предтечи (начало XVI в.), шатровая Успенская (1522 г.), Богоявленская (1680-е гг.), Вознесенская (1799 г.), Михаила Архангела (1833 г.), а также монастырей: Брусненский (конец XVII в.) и Спасский (XIV в.).

Соборная площадь в Коломне – это центральная площадь внутри Кремля. Здесь расположены Успенский собор с колокольней, церкви: Тихвинская, Воскресенская, Крестовоздвиженская, Николы Гостиного, а также Ново-Голутвин монастырь. Рядом с Тихвинской церковью находится памятник Кириллу и Мефодию.

Коломенский кремль — одна из интереснейших достопримечательностей города. Строительство началось в 1525 по приказу Ивана III, а закончилось в 1531. Территория занимаемая Кремлем составляла 24 га, длинна около 2-х км, 16 башен. До наших дней сохранилось 2 прясла, участки кирпичных стен и 7 башен. Наиболее известная из них — Пятницкая, с иконой в постройке и Маринкина.

Успенский Собор носит статус кафедрального собора. С XIV в. тут находилась кафедра епископов Коломенских, с 1799 года — митрополитов Московских, в настоящее время — правящего архиерея Московской епархии — Высокопреосвященнейшего Ювеналия, митрополита Коломенского и Крутицкого.

Собор Коломны является одним из древнейших памятников истории и архитектуры. Собор был заложен в 1379 году святым благоверным князем Димитрием Донским в честь первой победы русских войск в сражении с монголо-татарами на реке Воже. В 1880 году в Успенском соборе торжественно праздновалось 500-летие Куликовской Битвы. На протяжении более пяти веков Успенский собор оставался не только главным храмом Коломны, но и одной из самых почитаемых святынь всей Московской земли.

В 1929 году собор был закрыт и разграблен, могилы коломенских архиереев осквернены. Все иконы, царские врата, многие детали резного иконостаса, а также колокола были уничтожены.

К счастью, сам храм разрушен не был. Некоторое время здесь был склад, затем храм пустовал. Настенная живопись почти полностью осыпалась – ей грозило уничтожение. В 1989 году собор возвратили верующим. Началось возрождение святыни.

***

Богородице-Рождественский Бобренев монастырь, расположенный невдалеке от Коломны стал следующей остановкой Паломничества «Православная Москва». Сегодня многие не только отдаленно живущие, но и местные жители не знают о высоком значении этой обители, служащей очевидным памятником прекращения страданий наших предков от злодейств, наносимых набегами татар.

В августе 1380 г. около Успеньева дня у Коломны собрались союзные русские войска для похода на Золотую Орду. Под Коломной состоялся смотр войска, отсюда пошли на Куликово поле. Перед битвой Святой Димитрий Донской со своим полководцем объехал место будущего сражения, испытывая старые воинские приметы, сходя с коней и «слушая землю». Тогда-то, говорят, и дали обет два Димитрия: Донской и Волынец (Волынский), в случае победы построить монастырь на коломенских землях Боброка. Битва пришлась на праздник Рождества Богородицы, 8 сентября 1380 г. На следующий год, в 1381 г. у Коломны был основан монастырь. У него три имени: Богородицерождественский, поскольку битва пришлась на этот праздник, Бобренев — по семейному прозвищу Боброка-Волынца: Бобреня, и Обетный — в знак того, что монастырь заложен по обету. С тех пор и до наших дней возносят в этих святых стенах молитвы об упокоении «вождей и воинов, на поле Куликове убиенных».

У ворот монастыря паломников встретил иеромонах Макарий, который проел экскурсию по Бобреневу монастырю и рассказал об истории древней русской обители. Монастырь, претерпевший множество унижений в богоборческий период оживает и предстает в былом великолепии, хотя ему был нанесен очень большой ущерб. Отец Макарий отслужил молебен Новомученикам и Исповедникам российским и выступил с проповедью, после которой благословил путешественников в путь. Паломничество передало отцу Макарию и Бобреневу Монастырю икону Тихвинской Пречистой Богородицы, а иеромонах одарил паломников ликом особо почитаемой здесь Федоровской Божией Матери.

0_45b97_73677f54_XL

Адрес: Московская область, Коломенский район, село Старое Бобренево. Настоятель, Игумен Петр.

Хотя документальных свидетельств о времени строительства не сохранилось, данные археологии подтверждают раннюю датировку монастыря. При раскопках обнаружены остатки грубой красной и серой керамики, характерной для рубежа XIV–XV вв. В 1969–1970 гг. при исследовании современного Богородицерождественского собора были найдены фундаменты древнего храма. Его датировали второй половиной XIV в. Это позволяло предполагать, что найден храм, в закладке которого принимал участие сам святой. благоверный Димитрий Донской.

Богородицерождественский собор был хорошо виден из Кремля, он сверкал, подобно евангельской жемчужине. Вместе с Успенским собором Коломны эти два храма составляли грандиозный ансамбль, связанный не только архитектурно, но и духовно; ведь оба памятника посвящены победе над Золотой Ордой.

Монастырь имел значение стратегического сторожевого пункта, чтобы подавать в Кремль сигнал о приближении врага огнем или набатным звоном. В этом случае коломенцы успевали развести наплавной Бобреневский «живой» мост и подготовиться к обороне.

В 1887 г., подобно другим святыням Коломенского уезда, Бобренев монастырь получил свою Метрику, т. е. подробное описание архитектурных и церковных сокровищ. Там описывается трехъярусный вызолоченный резной иконостас Богородице-Рождественского собора, старинные иконы. Стенная живопись к этому времени уже требовала поновления.

Но монастырь жил не только молитвой. Как раз на рубеже XIX–XX в- в. выявляются две формы общественного служения, насущно необходимые местным жителям: медицинская помощь и просвещение.

В 1917–1918 гг. в монастыре происходили ужасные вещи. Обитель была разграблена, погибла галерея портретов коломенских владык. По преданию, именно в годы гражданской войны предпринимается попытка ограбления Феодоровской иконы; рассказывали, что один из церковнослужителей при этом погиб. В начале 1920-х гг. монастырь закрыли. Но, в силу определенной консервативности Коломенского уезда, это не проходило так стремительно, как в городе. Некоторые монахи оставались еще на своих местах, продолжали прием и лечение больных. Совершалась служба в соборе и Феодоровском храме. Церкви монастыря были закрыты в 1930 г. Монастырь разрушался постепенно. В братском корпусе устроили квартиры для рабочих совхоза. В настоятельском корпусе разместилась начальная школа, медпункт и квартиры для рабочих. В течение десятилетий в церквях хранили минеральные удобрения. Окончательно добило монастырь устройство гаража в церкви Феодоровской иконы. Алтарная стена была пробита, и через нее в храм заезжали трактора. Монастырские книги и рукописи вышвырнули на улицу, в бобреневском магазине, по соседству, в эти страницы, на которых была запечатлена история обители, заворачивали селедку. В конце концов, монастырь превратили просто в свалку. Сюда свозили падежный скот, битое стекло, мусор.

Положение изменилось лишь в 1989 г., когда в Коломне начала возрождаться церковная жизнь..В марте 1991 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Священный Синод благословили открытие Бобренева монастыря. С 1991 года начинается восстановление славного памятника Куликовской победы.

***

Паломнический караван «Православная Москва» двинулся в сторону московского пригорода Бутово, где располагается страшный мемориал жертв богоборческих и политических репрессий – Бутовский Полигон, именуемый Русской Голгофой. Сегодня там построен великолепный Храм Воскресения Христова в честь Святых Новомучеников и Исповедников Российских. На территории Храма, паломничество встретил руководитель паломнической службы мемориала Анатолий Мордашев, который поведал путникам о страшных страницах истории Бутовского полигона и провел экскурсию по Храму. Со стен сводов Бутовской Церкви на прихожан смотрят прославленные Русской Православной Церковью в лике Святых, в 2000 году, Новомученики и Исповедники Российские… В дар Храму Воскресения паломники доставили икону Богородицы от насельников Троице-Сергиевой Лавры.

В ходе беседы с руководством экскурсионно-паломнической службы Бутовского Полигона, Паломническим Центром Московского Патриархата и насельниками Троице-Сергиевой Лавры был рожден совместный проект мотоциклетного и автомобильного паломничества по мемориальным местам времен богоборческого террора, с маршрутом: Полигон «Коммунарка» - Бутовский Полигон – Екатерининская Пустынь. Проект будет реализован летом 2016 года.

ButPoligon 001 [1600x1200].preview

Адрес: Московская область, Бутово, Юбилейная ул., 2. Настоятель, протоиерей Кирилл Каледа

Бутовский полигон – это первая территория массовых захоронений, переданная под ведомство Московского Патриархата, в 1995 году. В 1991 году были рассекречены архивы КГБ, и в них обнаружили расстрельные акты, но точные сведения есть лишь за небольшой период с августа 1937 по октябрь 1938. За этот период были расстреляны 20 тысяч 761 человек. Национальный состав:  русские (58%), латыши (9%), поляки (8%), евреи (6%), украинцы (5%), немцы (4%), белорусы (3%), венгры (1%), остальные национальности с округлением менее 1%. Всего 116 национальностей. Что же касается представителей других народов, то следующими по численности неожиданно оказались не украинцы и белорусы, а латыши, поляки и евреи. Среди латышей, поляков и немцев было много пламенных большевиков, подлинных представителей ленинской гвардии. Место захоронения было установлено в результате специального следствия КГБ. Им оказался пустырь на окраине поселка Бутово. Территория захоронений составляла около 5,6 га в центральной части полигона. Было обнаружено 13 погребальных рвов общей протяженностью почти три километра.

Автозаки (фургоны для перевозки заключенных), в которые вмещалось около 30 человек, подъезжали к полигону со стороны Варшавского шоссе примерно в час ночи. Зона была огорожена колючей проволокой, рядом с местом выгрузки людей, прямо на дереве была устроена вышка охраны. Людей заводили в барак, якобы для «санобработки». Непосредственно перед расстрелом их лицо сверяли с фотографией в деле и объявляли приговор. Процедура продолжалась до рассвета. Исполнители в это время пили водку в каменном доме неподалеку. Приговоренных выводили к ним по одному. Каждый исполнитель принимал свою жертву и вел ее в глубину полигона, в направлении рва. Рвы в три метра глубиной, 100 и более метров длиной были специально вырыты бульдозерами во время усиления репрессий, чтобы не тратить время на рытье отдельных могил. Людей ставили на краю рва и стреляли, преимущественно из табельного оружия, целясь в затылок. Убитые падали в ров, устилая дно траншеи. Вечером бульдозер засыпал тела тонким слоем грунта, а исполнителей, обычно уже совершенно пьяных, увозили в Москву. На следующий день все повторялось. За день редко расстреливали около 300 человек. К сожалению, имена всех расстрелянных и похороненных на полигоне неизвестны до сих пор. В раскопе площадью всего в 12  кв. м специалисты обнаружили останки 149 человек. Большинство убитых жили в Москве или Подмосковье, но есть и представители других регионов, стран и даже континентов, которые по своей доброй, наивной воле приезжали в Союз строить коммунизм. Как, например, некий Джон из Южной Африки. Здесь лежат представители абсолютно всех сословий и классов, от крестьян и рабочих до известных в прошлом людей. Бывший генерал-губернатор Москвы Джунковский, председатель второй Думы Головин, несколько царских генералов, а также значительное число представителей духовенства, в первую очередь православного, — по имеющимся сейчас сведениям, больше тысячи человек, включая активных мирян, пострадавших за исповедание Православной Веры. Из них 330 прославлены в лике святых. Настоятель храма Новомучеников и исповедников Российских, протоиерей Кирилл Каледа:

  • «Понятно, что Благодать Божия цифрами не измеряется, но, тем не менее, на канонической территории Русской Православной Церкви пока не явлено мест, где в мощах упокоилось бы большее число угодников Божиих».

Возглавляет сонм Бутовских новомучеников Митрополит Санкт-Петербургский Серафим (Чичагов) - человек из древнего аристократического рода, давшего отечеству нескольких полярных исследователей и адмиралов. Боевой офицер, за храбрость, проявленную на русско-турецкой войне во время штурма Плевны, награжденный золотым оружием с дарственной надписью от Императора. Впоследствии он стал духовным чадом св. прав. Иоанна Кронштадтского, по его благословению принял сан и стал простым приходским священником. Будущий митрополит Серафим также известен тем, что написал Серафимо-Дивеевскую летопись, благодаря которой был прославлен преподобный Серафим Саровский. В благодарность за написание летописи митрополит Серафим сподобился явления прп. Серафима. В 1937 г., когда его расстреляли, митрополиту Серафиму было 82 года. Кроме сщмч. Серафима, в сонме новых мучеников в Бутове пострадавших, есть еще ряд архиереев:  архиепископ Можайский Димитрий (Добросердов), архиепископ Владимирский и Суздальский Николай (Добронравов), епископ Бежецкий Аркадий (Остальский), епископ Нижне-Тагильский Никита (Делекторский), епископ Велижский Иона (Лазарев), епископ Серпуховской Арсений (Жадановский). Здесь же расстрелян последний наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры преподобномученик Кронид (Любимов). Вместе с иерархами пострадало и несколько сотен священников, монашествующих и мирян Русской Православной Церкви.

В Бутове пострадали не только православные, но и люди совсем иных убеждений и других религиозных мировоззрений, здесь есть и представители других христианских конфессий, и мусульмане, и вообще атеисты. Господь попустил лежать в одних рвах вместе со святыми даже тем, кто принимал активное участие в репрессиях: среди них правая рука Дзержинского Мартын Иванович Лацис, участвовавший в расстрелах в Бутове, 120 латышских стрелков и другие. В 1995 г. началось строительство первой церкви на Бутовском полигоне. Это небольшой деревянный храм, расположенный прямо на территории захоронения. В 1996 г. он был освящен в честь Собора Новомучеников и Исповедников Российским и стал первым храмом в России посвященным святым Церкви Русской пострадавшим в годы гонений ХХ в. Сегодня на территории создается Музей памяти пострадавших на Бутовском полигоне и расширенная интернет-база с именами, датами, краткими справками и фотографиями погибших. В 2005 г. вышло в свет восьмитомное издание «Книга Памяти - Бутовский Полигон» содержащее список имен расстрелянных в Бутове и краткие справки о них. Волны Красного террора за двадцать предвоенных лет уничтожили целые слои российского общества, несколько поколений священнослужителей, военных, политиков, представителей интеллигенции, госслужащих и крестьян. На Бутовском полигоне оборвался путь многих деятелей литературы, искусства, науки. За всеми ними — потерянные пласты культуры.

Протоиерей Кирилл Каледа:

  • «Забвение может привести к потере национальной идентичности. И ошибочно думать, что это беда только нашего времени, результат глобализации. И общая трагедия — репрессии 1930-х, в том числе Бутово, — может объединить, сплотить нас. Эта мысль подтверждается опытом жизни на полигоне. Дело в том, что люди, которые лежат в этих рвах, были мировоззренчески очень разными. Здесь пострадали православные, верующие люди, некоторые из них канонизированы в лике святых, но были и люди, далекие от каких-либо религиозных исканий. В первом случае люди сознавали, что происходит, на что они идут. Вторые, напротив, вообще ничего не понимали и нередко даже теряли человеческий образ. Те же самые большевики, военные, были на стороне режима — но вдруг все оборачивалось против них, и их мордовали, мучили. Были репрессированы и большевики-атеисты, расстреливали и мусульман, иудеев и других. Одним словом, это место, где покоятся представители разных религий и неверующие люди. И сейчас на эти могилы приходят их родственники — также совершенно разные люди. Собираясь здесь для того, чтобы почтить память убиенных, мы понимаем: мы все братья. Именно здесь мы чувствуем подлинное единство — кровь наших дедов и прадедов удивительным образом нас объединяет. И найти общий язык с религиозным иудеем или представителем другой религии и национальности, который пришел сюда почтить память отца или матери, оказывается очень просто. У нас общая история, общая трагедия».

***

К вечеру 22 февраля 2016 года паломничество «Православная Москва» финишировало в Московском Байк-Центре, совершив свое путешествие по Московскому краю. Главной целью мероприятия стало приобщение Православных к забытым и малоизученным страницам истории, а именно к судьбам Русских Новомучеников. В каждом Монастыре или Храме по маршруту паломничества встречалась исковерканная Православная судьба сподвижников Русской Веры.

Сейчас каких-либо препятствий к восстановлению памяти Новомучеников, к их почитанию — нет. Но большого интереса к этому тоже не наблюдается. Мы отмахиваемся: мол, зачем «ворошить старое» - потому как страшно и неудобно. Но здесь важно следующее: мы не понимаем значения этого вопроса. Говорить о подвиге Российских Новомучеников в прошедшем времени неправильно, но «ворошить» такое прошлое — просто необходимо, так как это наши корни. Сегодня многим кажется, что ошибки XX в. остались далеко позади и «счастливому будущему» ничто не угрожает. Но культ забвения не несет в себе жизни — если мы не поворачиваемся лицом к прошлому, рано или поздно оно нанесет нам удар в спину…