ПУТЬ АЛЕКСАНДРА

Военно – исторический

мотоциклетный и автомобильный марш

«Путь Александра»

Дата проведения: 30 сентября - 8 октября 2020 года

Маршрут: Москва — Княжье Озеро – Тверь – Торжок — Валдай — Великий Новгород – Порхов – Псков — Самолва – Изборск — Печоры – Великие Луки – Торопец – Жижицкое Озеро — Ржев — Волоколамск – Москва

Общая протяженность маршрута 2500 км, 9 дней

Маршрут второго этапа проекта «Ратные Поля» - марш  «Путь Александра» сложился интересным и промыслительным образом, будто бы сам велики князь Александр Ярославович велел обратиться к своему житию, жизненному подвигу и вековой ратной славе главного защитника Земли Русской…

Второй маршрут проекта «Ратные Поля» был задуман как военно-исторический марш мотоциклетный и автомобильный марш "Косово Поле" и должен был пройти по пути наступления советских войск и приурочен к дате начала Белградской стратегической наступательной операции по освобождению Сербии и её столицы Белграда от немецко-фашистских войск, 28 сентября 1944 года, когда была произведена высадка десанта советских войск героической Дунайской флотилии в городах Радуеваце и Прахово.

Но обстоятельства непреодолимой силы сделали этот план неосуществимым. И тогда у оргкомитета появилась идея посвятить второй маршрут князю Александру. Одновременно с этими обстоятельствами, в дороге по Ратным Полям России, к его участникам пришло осознание, что 2020 год — это год круглой и памятной даты – 780-летия Невской битвы и 780 лет событию, после которого князя стали величать Невский. И факт, что среди трех спорных дат рождения великого человека Руси: 1219, 1220 и 1221 годы есть круглая для 2020 года – окончательно подытожил намерения и маршрут «Путь Александра» нарисовался в теории, а затем был исполнен в практике с большой массой собственных открытий для участников Марша. Еще одним явным подтверждением правильности выбора маршрута стал тот факт, что безо всяких на то намерений и практически «случайно» члены оргкомитета оказались в храме Александра Невского на Княжьем озере, что на Новорижском шоссе, совсем недалеко от Москвы. В церкви на хранении почти 10 лет находится чудотворная икона Богородицы Корсунская-Торопецкая-Эфесская-Полоцкая, та самая икона под которой венчался в Торопце князь Александр с княжной Параскевою, дочерью полоцкого князя Брячислава. Торопецкая Богородица и стала покровительницей маршрута, с ней путешественники прошли этот интересный, поучительный и безопасный путь по местам жизненного подвига князя Александра Ярославовича и дорогам советского солдата времен Великой Отечественной войны. Тем более еще приметно, что эта икона Богородицы в написании - Одигитрия, в переводе с греческого – Путеводительница …

1 день. 30 сентября 2020

  • Храм святого князя Александра Невского на Княжьем Озере
  • Выставка «Александр Невский – 800 лет с Россией»
  • Собор святого князя Александра Невского в Твери     

Утром, 30 сентября 2020 года, собравшись в Московском Байк-Центре, участники Марша «Путь Александра» отправились в храм святого князя Александра Невского на Княжьем Озере. Храм в поселке Княжье Озеро хранит одну из важнейших святынь, связанную с житием Александра Невского - чудотворная Корсунская — Торопецкая икона Богоматери, Эфесская – Полоцкая.

В Храме только что закончилась служба… Участников Марша встретил настоятель церкви святого Александра Невского, протоиерей Максим Сычев, которому они преподнесли в дар икону преподобного свято воина Ильи Муромца, бюст Князя Александра из коллекции Аллеи Российской славы, памятный знак проекты и памятные сувенирные наборы. Отец Максим коротко рассказал об истории храма, благословил путников на дальний путь и экскурсию по святыням храма, который в нем находится немало.

Первым местом обзора конечно стала великая православная святыня – чудотворная икона Богородицы, которая находится в специальном помещении, хранится в специальном микроклимате и находится по усиленной охраной. По преданию святой евангелист Лука написал еще при жизни Божией Матери три иконы Ее с Предвечным Богомладенцем, и когда Пресвятая Дева увидела Свое изображение, то сказала: «благодать Рождшагося от Меня и Моя да будет с сими иконами». Одна из этих икон и находится сейчас в храме святого благоверного князя Александра Невского.

История иконы сложна и увлекательна: сначала она находилась в Малой Азии, в Эфесе, куда была принесена самим апостолом Лукою; потом, по одним сказаниям, она была перенесена в Херсон, а оттуда 9 октября 988 года святым князем Владимиром – в Киев, а по другим, более известным, она была перенесена в XII веке из Эфеса в Полоцк преподобною Евфросиниею во вторник на пасхальной неделе. Впрочем, сказания эти не противоречат друг другу, а названия, данные этой иконе: Эфесская – Полоцкая – Корсунская – Торопецкая, показывают, что она действительно была и в Херсоне, и в Эфесе. Есть данные, что эту заветную святыню при распространении христианства носили по городам Руси, и святой князь Владимир при истреблении идолов показывал новым христианам, кому они должны молиться и как должны изображать Божию Матерь с Богомладенцем.

Из жития преподобной Евфросинии, княжны Полоцкой, видно, что она жила спустя примерно сто лет после просвящения нашего отечества светом христианской веры и происходила из рода святого князя Владимира. Преподобная Евфросиния, кроме Спасской женской обители (1125), основала в Полоцке Богородицкий мужской монастырь (1155), для которого и была принесена икона Эфесской Божией Матери. Из Эфеса в Полоцк икону везли через город Корсунь, и по просьбе жителей этого города она пробыла там около года, получив название Корсунской.

Эта икона находилась в Полоцке до 1239 года, когда великий князь Ярослав Всеволодович благословил сына своего Александра (через год, после знаменитой битвы он станет Невским) вступить в брак в Торопце с дочерью полоцкого князя Брячислава – Параскевою, которая была родственницей преподобной  Евфросинии. Княжна принесла с собою этот образ Божией Матери и оставила его в Торопецком соборе под именем Корсунского и чудотворного.

Чудотворною икона эта называется издревле, ибо благодать Богоматери от нее открылась во многих чудесных заступничествах Царицы Небесной: Торопца при нападении врагов и при других, постигших его, бедствиях. В 1611 году жители Торопца одержали знаменательную победу надо Львом Сапегою, который с двадцатитысячным войском двинулся к нему, опустошая все на пути огнем и мечом, и ни в каком случае не рассчитывая получить отпор в Торопце. Но отпор был дан. Торопчане, не рассчитывая на свое тысячное войско, искали защиты в иконе Богоматери, посему проливая горькие слезы, только и взывали: «Пресвятая Богородица, спаси нас». Действительно, благодаря единственно чудотворной помощи Божией Матери, Лев Сапега, потеряв множество своего войска, должен был отступить от Торопца. Есть предания, что чудотворный образ несколько раз спасал город от набегов литовцев и эпидемий. В 1812 году, когда приблизились французы, торопчане вынесли икону на окраину города. Вскоре пришла весть о том, что войска Наполеона неожиданно изменили маршрут и обошли город стороной.

В 1920-х годах храм в Торопце был закрыт, колокольня и главы церкви разрушены, а чудотворная Корсунская — Торопецкая икона Богоматери была изъята в новообразованный в 1924 году Торопецкий краеведческий музей. В 1936 году святыня была передана из Торопецкого краеведческого музея Русскому музею в Санкт-Петербурге, в фондах которого она пребывала до 2009 года.

С 2009 года икона пребывает в храме святого Александра Невского на Княжьем Озере. История православной общины на этом месте идет с 2002 года, а с 2009 года, когда освятили новый храм, идет история уже самого храма. Один из приделов — придел во имя Корсунско-Торопецкой иконы Божией Матери.

В храме Александра Невского находится множество, более двухсот мощей святых православия, а так же еще одна чудесная икона Богородицы – Тихвинская.

Икона Тихвинской Божией Матери, пребывающая в Храме — список с первообраза, находящегося в Тихвинском Богородичном Успенском мужском монастыре.

Событие явления иконы произошло в 1383 году, в княжение великого князя Димитрия Донского. Как-то на Ладожском озере рыбаки закидывали сети. Вдруг заблистал перед ними необыкновенный свет, и когда они посмотрели вверх, то увидели, что в воздухе над водой движется икона Богоматери с Предвечным Младенцем на Ее левой руке. Бросив сети, они с трепетом следили, пока икона не скрылась от их взора. Явилась она в 30-ти верстах от озера. Там поставили для нее часовню, и было много исцелений. На месте, окончательно избранном Пресвятой Богородицей для пребывания ее иконы, был первоначально построен деревянный храм, а затем повелением Иоанна Грозного устроен мужской общежительный монастырь. Предание говорит, что раньше икона находилась в Царьграде, куда она была принесена в V веке императрицей Евдокией из Иерусалима. Для иконы построили храм под именем Влахернского. Во время торжества иконоборчества она была скрыта в обители Пантократора (Вседержителя), а при победе православия водворена вновь во Влахернском храме. За 70 лет до падения Цареграда икона перешла в 1383 году в Новгородскую область. Заключают это из следующего. Вскоре после явления иконы в Тихвине некоторые новгородские купцы были в Царьграде и посетили патриарха. В беседе с ними патриарх спросил: «Нет ли в России слухов о чудотворной иконе Богоматери, которая пребывала в Царьграде и неизвестно куда скрылась?» Тогда-то купцы и передали ему, как явилась в Тихвине икона. Патриарх из сопоставления времени, когда икона исчезла и явилась, пришел к заключению, что это Цареградская икона. Он показал в храме место и киот, где она стояла. Потом Тихвинскую икону Божией Матери поставили, как стояла она в Царьграде – у первого столба, справа от входа. Икона прославлена великими чудесами – прозрением слепых, исцелением бесноватых. К памятным знамениям от этой иконы относится оборона Тихвинской обители от шведов в 1613 году.

Святыня, милостью Божией дарованная храму святого благоверного князя Александра Невского благочестивым прихожанином, принадлежит кисти псковских мастеров XVII века. Пять лет она пребывала в Тихвинской обители рядом со своим чудотворным первообразом. Этот старинный список с подлинной Тихвинской иконы почитается христианами как чудодейственный, благодаря людям, которые сподобились получить Божественную помощь, обращаясь перед ним с мольбой к Царице Небесной.

14 апреля 2009 года Святейший Патриарх Кирилл поклонился Тихвинской иконе Божией Матери во время посещения Борисоглебского Аносина женского монастыря, в котором она временно пребывала, ожидая окончания строительства Храма святого Благоверного князя Александра Невского. И уже позже, чудесная икона на радость православному люду поселилась в храме князя Александра на Княжьем Озере.

Храм Святого Благоверного Князя Александра Невского
Московская область, Борзые, ул. Александра Невского, 702

Следующая дорога экспедиции лежала в Тверскую область, которая богата историческими событиями, связанными с жизнь князя Александра. Тверь в те времена входила в состав Владимиро-Суздальского княжества.

Александр Ярославович Невский был первым в истории Тверским князем.

Владимиро-Суздальское княжество и его история - важная страница российской истории, поскольку уже на рубеже XII-XIII веков. именно князья из Владимира добились господства над другими княжествами, в результате чего именно Владимиро-Суздальская земля стала доминировать на Руси, а ее князья стали оказывать наибольшее влияние на политику и уклады не только своего княжества, но и на соседние. Фактически к 13 веку окончательно произошел перенос политического центра Руси с Юга (Киев) на Северо-восток (Владимир и Суздаль).

Владимиро-Суздальское княжество располагалось в северо-восточной части Руси, в междуречье Оки и Волги. Крупнейшие города в княжестве: Владимир, Суздаль, Углич, Тверь, Москва, Кострома, Галич, Белоозеро, Великий Устюг и другие. В основном города располагались в южной части княжества, и чем дальше на север - тем меньше городов. Границы Владимиро-Суздальского княжества проходили с: Новгородской республикой, Смоленским княжеством, Черниговской землей, Рязанским и Муромским княжествами.

По Любеческом съезду князей было решено, что Ростово-Суздальская земля (так княжество называлось изначально) передается в управление роду Владимира Мономаха. Поэтому первым князем здесь стал Юрий Долгорукий, сын Мономаха. Юрий Долгорукий, годы правления 1125-1155), Андрей Боголюбский (1157-1174), Всеволод Большое Гнездо (1176 - 1212), Юрий Всеволодович (1218 - 1238), Ярослав Всеволодович (1238-1246), Александр Невский (с 1252 года).

Александр Невский родился в Переславле-Залесском в семье суздальского князя Ярослава Всеволодовича. Из Переславля суздальский князь владел Зубцовым, Тверью и Коснятиным.

В конце 30-х — начале 40-х гг. 13 в. великий князь Владимирский Ярослав Всеволодович выделил Тверское княжество из состава Переяславского (Залесского) княжества своему сыну Александру Невскому. А в 1247 его получил другой сын Ярослава — Ярослав Ярославич и с тех пор Тверское княжество находилось в руках его потомков...

Президент России Владимир Путин издал Указ о масштабном праздновании в 2021 году 800-летия со дня рождения князя Александра Ярославовича: «В целях сохранения военно-исторического и культурного наследия, укрепления единства российского народа и в связи с исполняющимся в 2021 году 800-летием со дня рождения государственного деятеля и полководца князя Александра Невского».

В сентябре 2021 года, Твери, в музейно-выставочном центре им. Л. Чайкиной Тверского областного Дома народного творчества проходила межрегиональная выставка «Александр Невский – 800 лет с Россией». На нее и отправились участники, прибыв в Тверь.

Учредителями и организаторами выставки выступили Министерство культуры РФ, правительство Тверской области, Росфото, Научная библиотека Российской академии художеств, Российская национальная библиотека и Российский государственный исторический архив.

Участников Марша «Путь Александра» встретила Аксана Полякова, заместитель директора по декоративно-прикладному и художественному творчеству, выставочной работе тверского центра. В центр путешественники передали икону святого благоверного князя Александра Невского, памятный знак и сувенирные наборы.

Сотрудники выставки провели экскурсию и рассказали о ее экспонатах. На выставке можно увидеть фотографии мест, связанных с жизнью, деятельностью и почитанием святого благоверного князя Александра Невского. Основу экспозиции составили цифровые копии дореволюционных фотографий, выполненные Иваном Фёдоровичем Барщевским – одним из первых мастеров, документировавших для истории объекты национального культурного наследия.  Также в экспозицию вошли фотографии памятных мест, выполненные другими авторами конца XIX – начала XX вв. и современными петербургскими фотохудожниками.

Выставка также знакомит с достопримечательностями Переславля-Залесского, Великого Новгорода, Пскова, Владимира, Старой Ладоги, Копорья, Усть-Ижоры, где князь жил, сражался, молился и совершал православные обряды, вершил свои великие дела и одерживал победы. Особое место в выставочном проекте занимают фотографии Свято-Троицкой Александро-Невской лавры города Санкт-Петербург, где покоятся его мощи.

В экспозиции представлены цифровые копии миниатюр из летописного повествования о жизни и деяниях Александра Невского из Лаптевского тома Лицевого летописного свода. Он был создан в единственном экземпляре по заказу Ивана Грозного специально для царской библиотеки в 1568–1576 гг. На этих красочных миниатюрах отразились события Невской битвы и Ледового побоища. Кроме того, в экспозицию включены цифровые копии иконописных изображений допетровского времени, где святой князь предстаёт в монашеском облачении, а также выполненные после 1724 года, когда Святейший Синод постановил изображать Александра Невского на иконах в воинских доспехах и царской мантии.

Музейно-выставочный центр им. Лизы Чайкиной
Тверь, ул. Салтыкова-Щедрина, д. 16
8 (4822) 34-34-50

Следующим местом остановки маршрута в Твери стал Собор святого князя Александра Невского на Привокзальной площади, в котором путешественников встретил его настоятель, иерей Кирилл Алексеев. Священник рассказал об истории храма, провел экскурсию и напоил чаем в храмовой трапезной. Отец Кирилл по совместительству - председатель Отдела молодежи и физической культуры и спорта Тверской области, занимается работой с молодым поколением тверичан в области духовного и физического развития, где примером для детей и молодежи является великий тверской князь. Марш «Путь Александра» преподнес Собору икону святого князя Михаила Тверского, бюст князя Александра Ярославовича, памятный знак проекта и сувенирные наборы.

Настоятель, в своем рассказе, остановился на житии святого князя и его значении для Тверской земли: "Святой Александр шел путем мирского служения, через все его трудности, через все искушения и грехи, связанные с миром, но он в сонме праведных, в едином духе с теми, кто достиг святости подвижничеством в пустыни. В вере и церкви он черпал силу для своего государственного труда. Святой Александр был при жизни одним из основоположников России. Своей жизнью он как бы благославляет путь праведного ей служения". Н. А. Клепинин

История Собора начинается в 1879 году, когда жители пристанционного посёлка обратились к игуменье монастыря Палладии с просьбой о сооружении церкви. В январе 1879 года император Александр II утвердил распоряжение министра путей сообщения о выделении в Твери участка под строительство храма на земле, принадлежащей Николаевской железной дороге. Тогда же император утвердил проект церкви, автором которого стал епархиальный архитектор А. Фёдоров. Однако вопрос замер на уровне согласований, по всей видимости, из-за недостатка средств. К данной проблеме снова вернулись через десять лет. 18 сентября 1889 года техническо-строительный комитет МВД рассматривал новый проект церкви, составленный архитектором Ф.Н. Малиновским. Решено было построить храм в «память чудеснаго избавления Государя Императора Александра Александровича и его Августейшей семьи от угрожающей опасности при крушении поезда на станции Ворки, Курско-Харьковско-Азовской железной дороги 17 октября 1888 года». Утверждённый в 1891 году проект был отправлен тверскому губернатору Павлу Дмитриевичу Ахлёстышеву, после чего начался сбор средств.

Точные даты начала и конца строительства были высечены на мраморной доске, установленной в интерьере храма на западной стене: «Начата постройкой 30 августа 1891 года, а окончена 30 августа 1893 года». 17 октября 1893 года главный престол во имя Александра Невского освятил архиепископ Савва.

Церковь закрыли в богоборческом 1929 году, помещение передали под хлебохранилище. В послевоенные годы здание сильно перестроили: двухсветный четверик храма разделили на два этажа. В нижнем этаже разместили магазин, в верхнем - жильё. В 1983 году, при строительстве нового здания железнодорожного вокзала, остатки церкви окончательно разобрали.

Силами православных Твери Собор получил вторую жизнь уже в XXI веке. Его предполагалось построить максимально похожим на прошлый. На начало сентября 2013 года были возведены стены, световые барабаны, построена колокольня. 9 сентября 2013 года Глава митрополии митрополит Тверской и Кашинский Виктор совершил чин освящения крестов и колоколов для Александро-Невского собора. 12 сентября 2013 года храм украсили купола и кресты. Сейчас Собор радует людей своим великолепием, все еще ведутся ремонтные работы, благоустраивается территория и внутреннее убранство.

Собор святого князя Александра Невского в Твери
Тверь, ул. Коминтерна, 18а
8 (952) 068-04-01

Последним местом, которое посетили путешественники в древней Твери стал Собор Успения Пресвятой Богородицы. Это один из самых древних храмов Тверской земли. Основание монастыря, от которого и сохранился этот храм, относят в XIII веку. Это единственное сооружение, оставшееся от Успенского монастыря.

Отроч монастырь был основан, предположительно, в начале XIII века. Первое упоминание о нём относится к 1206 году. По легенде, его основал некий отрок Григорий. По другой версии, основателями монастыря были иноки Киево-Печерской лавры. Отроч монастырь искони был под особым покровительством великих тверских князей. Доказательством тому грамота за девятью печатями, данная великим князем Ярославом в 1265 году. Подлинные слова из нее: «Кто станет монастырь сей и монастыря того людей обидеть, не будет на нем милости Божией, в сей век и будущий». В 1238 году его разорили татары, а в 1265 году тверской князь Ярослав III Ярославич приказал восстановить обитель. Монастырь играл важную роль в истории Твери. Например, при Иване IV в нем заточили Максима Грека и митрополита Филиппа. В конце XIII века в монастыре был построен первый каменный храм — Успенский собор, прозванный «Трехглавым». Он простоял в монастыре до начала XVIII века, после чего был разобран. Сохранился лишь фундамент старого собора. На его месте в 1722 году возвели новый собор, который существует и сейчас. В плане храм выглядит как равносторонний крест. На средства архимандрита Тихона (Малинина) в 1799—1800 годах собор был украшен стенной живописью, созданной талантливым художником Матвеем Челповским.

В советскую эпоху храм и монастырь были закрыты. Когда в Твери строился Речной вокзал, Отроч монастырь был полностью разрушен. Уцелела лишь Успенская церковь. В последние годы существования СССР в храме размещались выставки Тверской картинной галереи.

В 1994 году церковь была отреставрирована и передана РПЦ. В настоящее время храм действующий, в нем проводятся регулярные богослужения.

Без предварительной договоренности и «случайно» в церковь Успения приехал игумен Петр, настоятель монастыря, которому участники Марша даровали икону Богородица Донская и сувенирный набор от имени проекта и его соорганизаторов. Отец Петр рассказал о настоящем и прошлом древней Тверской обители и благословил путников на дальнейшую дорогу.

Собор Успения Пресвятой Богородицы
Тверь, наб. Афанасия Никитина, дом 1
8 (4822) 52-57-18

 

2 день. 1 октября 2020

  • Новоторжский Борисоглебский монастырь
  • Благовещенская церковь в Торжке
  • Валдайский Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь

Следующий день марша «Путь Александра» начался в Торжке - древнем городе Тверской земли, который и олицетворял во времена князя Александра Тверское княжество и неоднократно встречается в описаниях жития святого князя Александра Невского. Сам город Торжок олицетворяет собою торжество православия. Он весь состоит их древних храмов и монастырей, уцелевших чудным образом в период богоборчества, нашей войны с самими собой.

В городе находится один из древнейших наших Российских православных монастырей - Новоторжский Борисоглебский монастырь. Основан он преподобным Ефремом около 1038 года, в княжение великого князя Киевского Ярослава I Владимировича. Название обители возникло от имён двух святых князей Бориса и Глеба, в честь которых был заложен первый храм.

В монастыре нас радушно встретили: насельник монастыря, иеромонах Кирилл и послушница Феодора. Отец Гавриил рассказал об истории создания монастыря, его основателе - святом Ефреме, вынес для поклонения святыни обители и дозволил подняться на колокольню и посмотреть на Торжок с высоты птичьего полета. Послушница Варвара дополнила рассказ иеромонаха интересными подробностями из монастырского бытия прошлого и истории древнего города. Благодарные участники преподнесли монастырю икону святого Федора Ушакова, памятный знак мероприятия, сувениры и подарки от имени проекта и его соработников.

Преподобный Ефрем Новоторжский - слуга благоверных князей Бориса и Глеба, который после их мученической кончины решил оставить мир и посвятить свою жизнь служению Богу. Из Киева преподобный пришел в землю Древлянскую и рядом с нынешним городом Торжком устроил странноприимный дом на реке Дорогоще. Особенное Божие Провидение через несколько лет указало ему другое место, а именно - устроение обители ещё ближе к Торжку на берегу реки Тверцы, на горе. Преподобный Ефрем 28 (10 февраля) января 1053 года всецело предал дух свой Богу, прожив тридцать восемь лет после убиения благоверных князей Бориса и Глеба.

500 лет мощи преподобного Ефрема покоились в земле. В царствование Иоанна Грозного были обретены нетленные и благоуханные мощи преподобного и с тех пор, 24 июня совершается празднование открытия его чудодейственных мощей. Ровно через сто лет после обретения мощей преподобного Ефрема открыты были мощи преподобного Аркадия, находившиеся в земле более шести столетий.

Как говорят летописи благоверные князья Борис и Глеб неоднократно являлись на помощь русскому воинству. Традиция называет их «небесными помощниками» русских князей. Предания говорят о нескольких фактах явления святых Бориса и Глеба перед великими битвами.

Когда святой благоверный князь Александр Невский в 1240 году с войском пришел на реку Неву, один из его воевод, богобоязненный муж, именем Пелгусий (в крещении Филипп), исполняя порученную ему ночную стражу, увидел при восходе солнца плывущий по воде корабль; посреди корабля стояли два богато одетых человека - в одеждах червленых, гребцы же сидели, одетые как бы мглою. И сказал один другому: «Брат Глеб, пойдем скорее, поможем сроднику нашему, князю Александру, против неистовых врагов». Это видение воевода поведал князю своему. И в тот день князь Александр, помощью святых мучеников Бориса и Глеба, победил и попрал силу шведов, вождя их Биргера сам уязвил мечом в лицо и с торжеством возвратился в Великий Новгород. Борис и Глеб - первые канонизированные русские святые. Сама битва состоялась 15 июля 1240 года, в день памяти святого Владимира, отца Бориса и Глеба. Эти имена - Владимир, Борис и Глеб составляют духовное пространство России, делают её частью всего христианского мира. Владимир принял веру в Константинополе, Борис и Глеб - первые русские святые, канонизированные в Константинополе, где в Софийском соборе даже была их икона.

Другой случай явления князей-страстотерпцев – битва на Куликово Поле. В ту же ночь некий муж, именем Фома Кацибей, разбойник, был поставлен сторожевым от великого князя на реке на Чурове, потому что был он мужественным и крепким сторожевым от поганых. И Бог дал ему в ту ночь увидеть великое видение. Стоя на высоком месте, видел он великое облако, идущее с востока, точно некие полки, идущие на запад. С южной стороны при шли двое юношей, одетых в светлые одеяния, лица их сияли, как солнце. В обеих руках у них были острые мечи. И сказали они начальникам татарским: «Кто вам позволил уничтожать Отечество наше, которое нам даровал Господь?». И начали их убивать, всех перебили, ни один из них не спасся.

Тот же Фома после того видения стал целомудренным и разумным, а о том видении утром рассказал одному великому князю. Князь же великий сказал ему: «Не говори о том, друг, никому». И, подняв руки к небу, начал плакать, говоря: «Владыко, Господи, Человеколюбче, ради молитв святых мучеников Бориса и Глеба помоги мне, как Моисею на Амалика и первому Ярославу на Святополка, и прадеду моему великому князю Александру на хваставшего короля римского, хотевшего разорить его Отечество…».
Сказание о Мамаевом побоище

А вот упоминание о князьях в Лицевом летописном своде - воевода Дмитрий Боброк говорит Владимиру Храброму, двоюродному брату князя Дмитрия Донского, с которым возглавлял засадный полк на Куликовской битве: «Тогда убо Дмитрей Боброк рече князю Владимиру Андреевичу: „Господине княже, час прииде, время приближися“… Итако вси идоша с яростью и ревностью божественою на неверныа и противныа враги… Видеша вернии, яко аггели помогающи христианом, и святых мученик полки, и воина великого Христова Георгиа, и славного Дмириа, И великих русских святых Бориса и Глеба».

Книга «Где ты, поле Куликово?», авторов Г.Носовского и А.Фоменко: По словам летописцев, засадному полку, ударившему на противника из зеленой дубравы, помогало небесное ангельское воинство, в котором сражались святые русские князья Борис и Глеб. Говорится о том, что именно ангельские силы обратили противника в бегство своими огненными стрелами. С виду похоже на сказку, но на самом деле за этими словами летописей кроется глубокий смысл. Будет достаточно того, что победа засадного полка связывалась в умах современников не только с именем князя Владимира Андреевича, предводителя полка, но и с именами святых князей Бориса и Глеба.

Борисоглебский монастырь со времени своего существования перенёс множество тяжких бедствий. Вместе с Отечеством своим он претерпел неоднократные опустошения и разорения. Трижды монастырь горел в междоусобных войнах в 1167, в 1181, 1372 годах. В 1237 году подвергся нападению монголо-татар. От Литвы и поляков обитель страдала дважды. Первый раз - во времена великого князя Александра Невского, а 1258 году, когда литовцы захватили город Торжок, разорили монастырь и разогнали братию. Другой раз - в 1609 году, в царствование Василия Шуйского. Монастырь с городом были разорены поляками; деревянная церковь Введения Пресвятой Богородицы была сожжена вместе с братией монастыря и некоторыми людьми.

После столь многократных разорений и опустошений Борисоглебская обитель была приведена в такую нищету и бедность, что в конце XIV - начале XV веков в ней не было ни одного инока, знавшего грамоту, достояние монастыря по описи было очень скудным.

Далее начинается новый период времени для обители. Это период её благоустройства, процветания и возвышения, которых она достигла усердием и ревностью своих настоятелей.

Процветание монастыря продолжалось до революции 1917 года. А затем он, как и большинство русских монастырей, разделил судьбу своей страны. В 1919 году уполномоченные наркомата юстиции вскрыли гробницу, обнаружили рядом с мощами преподобного Ефрема ещё одну голову, о чём был составлен специальный протокол. В 1925 году братию распустили, а в монастыре на целых полвека разместили тюрьму строгого режима. Затем был лечебно-трудовой профилакторий для алкоголиков, а в последние годы разместился Всероссийский историко-этнографический музей. В 1993 году было принято решение о совместном использовании монастыря музеем и Православной Церковью. По благословению Архиепископа Тверского и Кашинского Виктора настоятелем монастыря становится игумен Вассиан (Кураев). Приезжают в обитель и пять монахов. Но только в 1995 году поселяются они на территории монастыря, в одноэтажном корпусе, построенном когда-то для содержания заключённых. В этом же году монастырь посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II во время празднования 400-летия Нило-Столобенской пустыни. Первое здание архитектурного ансамбля Борисоглебского монастыря (Введенский зимний храм) было передано монахам лишь в декабре 1997 года. Сразу же начались работы по его восстановлению, и 24 июня 1998 года в день памяти преподобного Ефрема Новоторжского возобновилась литургическая жизнь в стенах древнейшего Борисоглебского монастыря.

Новоторжский Борисоглебский монастырь
Тверская обл., г.Торжок, ул. Старицкая, 7
8 (920) 1572334

Из Новоторжского Борисоглебкого монастыря участники Марша «Путь Александра» отправились в расположенную на высоком холме, недалеко от монастыря Бориса и Глеба, церковь в честь Архангела Михаила, известную как Благовещенская.

Настоятеля Михайло-Архангельской церкви, протоиерея Николая Алексеева не было на месте. Путешественники передали через прихожан общины дар храму – икону покровительницы русского воинства Богородицу Казанская, памятный знак и сувенирный набор проекта.

Местоположение церкви весьма красивое и, при величественной архитектуре, храм господствует над окрестностями и виден издали. Ныне существующая Благовещенская церковь каменная, пятикупольная. В местности, называемой Благовещенскою, или Михайловскою слободой, с давних времен существовали церкви в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и святого архистратига Божия Михаила; они были деревянные и в литовское нашествие (1609 г.) были разорены и сожжены.

В 1660 году, по челобитью священника Архангельской церкви Василия Семенова, дана была выпись из писцовых книг, в которой говорится: "в приказе Володимерской чети в писцовых книгах письма и дозору Василья Толстова, да подъячаго Дружины Федотова 7124 (1616) году написано: в Торжку на посаде церкви приходныя и в той статье написано место церковное, что была церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, да место же церковное, что была церковь архангела Михаила, а на церковной земле во дворе поп Петр Семенов, да церковных мест - дьячково, проскурницыно, да пять мест келейных, - церкви и дворы и кельи пожгли литовские люди, а дана сия выпись... для вотчиннаго владения, что ему попу Василью и впредь кто у той церкви попы будут и теми пустошами и сенными покосы и дворовыми и келейными местами по сей выписи владеть по прежнему безъотнимочно"...

В описании Торжка Нарбекова (1625) о Благовещенской и Архангельской церквах говорится следующее: "На посаде храм Благовещения Пресвятой Богородицы, да архангел Михаил на одном окладе, а в нем Божия милосердия и деисусов в тябле с праздники и пророки, да местный образ Пречистыя Богородицы Благовещенья на золоте с венцем и с гривенкою, да архангел Михаил с венцем и с гривною, да Пречистая Богородица на красках Одигитрии, да сосуды оловянные, да крест, да Пречистая запрестольная, да двои ризы полотняныя оплечья бархат цветной шелк красной по белой земле, да в трапезе святых Жен Мироносиц с венцы и гривенки, да кадило медное, да Евангелие письменное, евангелисты медные, а другое Евангелие харатейное, да ризы, да два стихаря полотняные, да книг: Апостол письменный, да два Охтоя, да два Трефолоя, две Триоди, да Псалтырь, да два Пролога - один письмннный, а другой харатейный, да Минея общая письменная, да часовник, а книги письменные, да колокол пуда в три"...

Можно думать, что Благовещенская и Архангело-Михайловская церкви существовали гораздо ранее 17 века. О дальнейшей судьбе этих церквей находятся сведения в переписной книге за 1710 год стольника и коменданта г. Торжка; в этой книге сказано: "Слобода Благовещенская и Михайловская, а в той слободе две церкви деревянныя, одна во имя Благовещения Пресвятой Богородицы теплая, другая во имя собора архистратига Михаила холодная". Вероятно эти церкви сгорели в 1742 году, когда на второй неделе по Пасхе во вторник выгорел весь город Торжок. В 1758 году построена была каменная церковь с двумя престолами: в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и Рождества святого Иоанна Предтечи, с теплым приделом в трапезной во имя святого архангела Михаила. В 1817 году престол в честь Рождества святого Иоанна Предтечи был уничтожен, потому что была " темнота от малости окон и в дверях утеснение". (Указ Новоторж. Правл. № 198, 1816 г.).

В 1850 году вследствие течи на деревянной крыше в приделе святого архистратига Михаила, сооружена была новая теплая каменная церковь с двумя престолами: святого архистратига Михаила (правый) и Владимирской иконы Божией Матери (левый). Эти приделы были освящены Борисоглебским архимандритом Анастасием. Благовещенская (холодная) церковь, построенная в 1758 году, была разорена и вместо неё в 1864 году была выстроена новая, более обширная и с одним только престолом в честь Благовещения Пресвятой Богородицы; эта церковь была освящена 21 марта 1864 года Борисоглебским архимандритом Антонием.  В 1877 году в Благовещенской церкви иконостас весь был вызолочен и живопись возобновлена; в 1887 году перестроена была колокольня, так как прежде бывшая (малая) не соответствовала уже величественному новому храму; в 1892 году в теплой церкви (в приделах) были устроены новые иконостасы и весь храм был отделан под мрамор, и в настоящее время Благовещенский храм один из лучших в Торжке по внешней красивой архитектуре и внутреннему своему благолепию.

В ХХ веке Михайло-Архангельская церковь разделила участь большинства российских храмов и обителей. В 1936 году она была закрыта и превращена в пекарню. Во время войны здесь располагался военно-продовольственный склад. С 1931 года до закрытия в храме находились мощи преподобных Ефрема и Аркадия Новоторжских чудотворцев, которые были перенесены сюда из закрывшегося Борисоглебского монастырского храма. Сама обитель перестала действовать ещё в 1926 году. При закрытии Михайло-Архангельской церкви в 1936 году мощи святых угодников были изъяты властями. Их дальнейшая судьба до сих пор неизвестна.

Официально приход вновь открывшегося храма был зарегистрирован в канун Благовещения - 6 апреля 1946 года. Но сам храм был открыт раньше, сохранился снимок крестного хода в Ефремов день, 24 июня 1945 года, выходящий из Михайло-Архангельской церкви, Торжокского фотографа П.Ф. Добрынина.

До 1995 года Михайло-Архангельская церковь оставалась единственным действующим храмом в Торжке.

Благовещенская церковь в Торжке
г. Торжок, Республиканский пер., 3
8 (48251) 5-43-62

Путь на Великий Новгород, город воинской славы и город, неразрывно-связанный с житием и подвигами великого русского князя, лежит через   густые леса, озера и реки одного из самых красивых уголков России – Новгородскую область.

Следующей остановкой Марша «Путь Александра» стал Валдайский Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь. История монастыря не имеет в своей летописях упоминания о связи с именем великого князя, но думается, что она все-таки была, поскольку места монастырского уединения всегда были связаны с житием Александра Невского и все регионы сегодняшних Тверской, Новгородской и Псковской областей хранят в себе массу историй жизни и подвига святого. И конечно, важен тот факт, что долгое время Иверская обитель была приписана к Александро-Невской лавре.

У монастыря путешественников встретила экскурсовод паломнической службы монастыря Татьяна Николаевна Белякова, которая в красивой и артистичной манере поведала гостям о многовековой истории древней монашеской обители. Марш «Путь Александра» преподнес монастырю в дар икону святого воина-мученика Иоанна Русского, памятный знак проекта и сувенирный. Дар приняла монахиня Ирина, начальник паломнической службы монастыря.

В 1652 году митрополит Новгородский Никон, будущий Патриарх Всея Руси возглавляет перенесение мощей святителя Филиппа, митрополита Московского и Всея Руси из Соловецкого монастыря в Москву. Святитель пострадал в правление Иоанна Грозного за обличение царских беззаконий и жестокостей.  В специальной покаянной грамоте, составленной по образцу грамоты, писанной к святителю Иоанну Златоусту, царь Алексей Михайлович (во многом по Никонову научению) приносил покаяние за своего «прадеда» Иоанна Васильевича, признавал вину царя и выражал почтение к мученической смерти святителя. Никон прочел пред гробом святителя Филиппа царскую грамоту и принес покаяние от имени царя за беззаконие его предка. Митрополит Никон с торжественным шествием возвратился с мощами святителя Филиппа, «сотворявшими многие чудеса и целения», в Москву. По дороге, в сонном видении ему явился убиенный святитель Филипп и благословил его намерение о построении обители на Валдае, «способствующа и укрепляюще на сие благое дело». Тогда Никон дал обет святителю Филиппу исполнить сонное видение и на Валдайском «предреченном острове» построить монастырь.

В 1655 году начинается строительство каменного собора, в монастырь переселилась братия Белорусского Оршанского Богоявленского Кутеинского монастыря в количестве более 70 человек и в монастыре начинается монашеская жизнь. В 1656 году патриарх Никон привозит в монастырь точный список афонской Иверской иконы Божией Матери.

В 1710 году было принято решение о переносе мощей святого Александра Невского из Владимира в Санкт-Петербург. Начинается строительство Александро-Невской лавры. В 1712 году Иверская обитель вместе со всеми своими угодьями приписывается к Александро-Невской лавре. В эти годы Иверский монастырь теряет вместе с самостоятельностью и большую часть своего церковного имущества. Ризница Александро-Невской лавры пополнилась дорогими настоятельскими митрами с алмазами и крупным жемчугом, дорогим облачением, четырьмя золотыми напрестольными крестами, двумя большими колоколами и многочисленным хозяйственным имуществом. «Приписным» монастырь оставался до 1730 года.

В ХХ веке, 1919 году монастырь преобразован в Иверскую трудовую артель. За время Советской власти на территории был историко-архивный музей, музей краеведения, мастерские, госпиталь, дом инвалидов, лесная школа. К 1930 году деятельность монастыря и иноческой трудовой артели была полностью прекращена, его насельники покинули Ивер. В 1930-х годах на территории монастыря размещалась «Строчпромартель» для глухонемых инвалидов. С 1941-го по 1943 год — эвакогоспиталь для бойцов и командиров Северо-Западного фронта, затем — база отдыха для инвалидов войны. В послевоенный период здесь открывается детская санаторно-лесная школа. В конце 1960-х монастырские строения занимает база отдыха одного из новгородских предприятий.

В 1991 году Иверский монастырь был передан Новгородской епархии. Обустройство духовной, иноческой жизни началось с Божественной литургии, состоявшейся в главный праздник Иверского монастыря, который приходится на 28 июля (10 августа). Несколько тысяч молящихся совместно с владыкой Новгородским архиепископом Львом впервые за многие десятки безбожных лет прошли крестным ходом вокруг монастыря. Перенесенная к этому дню из Петропавловской церкви Валдая икона Иверской Божией Матери первою, раньше всех монастырских насельников, пришла на Ивер и осталась там навсегда как главная святыня обители, ее покровительница и заступница.

Валдайский Иверский Богородицкий Святоозёрский монастырь
Новгородская обл., Валдай
8 (911) 614-66-94

 

3 день. 2 октября 2020

  • Рюриково Городище
  • Церковь Спаса Преображения на Нередице
  • Мемориальный комплекс «Линия обороны»
  • Свято-Юрьев монастырь
  • Перынский скит
  • Церковь Благовещения в Аркажах

Монахиня Ирина из Валдайского монастыря настоятельно рекомендовала участникам Марша заехать по пути на Великий Новгород в село Яжелбицы, рассказывая интересную историю названия места. Группа путешественников следуя совету доброй монахини немного отклонившись от своего пути поехала в сторону селения. И совсем не пожалела об этом…

По одной из многочисленных легенд о святом князе Александре Ярославовиче есть такая: двигаясь со своей дружиной из Владимира на битву он сказал: "Я желаю биться...", но подумав - молвил: "...И жице..." т.е. - жить. По преданиям от этого и получили свое название села Яжелбицы и Ижицы. Яжелбицы - один из самых древних населённых пунктов Новгородской земли. Топоним впервые упоминается в «Уставе князя Ярослава о мостех» XIII века, в связи с перечислением участников строительства Великого моста через реку Волхов в Новгороде.

В селе находится храм в честь святого князя Александра Невского. В храме нас радушно встретил его настоятель, отец Александр. Про этого доброго и приветливого священника и упоминала монахиня, рекомендуя Маршу навестить селение Яжелбице. Она же дала контактный телефон отца Александра, который очень порадовался визиту путешественников. Отцу Александру, храму святого была дарована икона святого благоверного князя Александра Невского, памятный знак и сувенирный набор. Отец Александр остановился на истории храма, рассказал о его восстановлении, его святынях. В своем рассказе настоятель остановился на очень важном вопросе для всех, кто интересуется житием великого князя, а именно на защите им православной веры.

Князь Александр был очень образованным человеком, наизусть цитировал Священное Писание, Псалтирь и все свои поступки в служении Отечеству и повседневной жизни вершил, основываясь на евангельских заповедях. «Кто к нам с мечом придет – от меча и погибнет» - фраза, сказанная князем, перекликается с «(Все) взявшие меч, мечом погибнут» — Евангелие от Матфея (26:52), ее произносит Иисус Христос. Между двух внешних врагов, теснивших Русь – Золотой Орды и католической Европы, князь выбирает на бой врага, который угрожает православию - второго, и ведет дипломатические переговоры с Ордой, не имея возможности воевать на два фронта. Поэтому и стал князь Александр Невский хрестоматийным примером русского правителя – мудрого, сильного, справедливого … православного христианина.

Напутствуя путников в дорогу, отец Александр напомнил, что православный человек без церкви и причастия не сможет понять жизнь князя и его жизненный выбор. Приходя в храм и поклоняясь святыням, мы должны учиться у Святых Отцов и применять их опыт в своей жизни.

По Новгородским писцовым книгам церковь известна с конца XV века. В селе издавна находилась деревянная церковь, к началу XIX века обветшавшая. На строительство нового каменного храма во имя своего небесного покровителя император Александр I пожертвовал 3 000 рублей, а достраивали церковь «кошельковым сбором». В 1805 году храм был готов. В 1880-е годы прихожане сделали ремонт церкви. В приход церкви святого Александра Невского, кроме села Яжелбицы, входили деревни: Княжево, Миронушка, Пестово, Загорье, Ижицы, Сосницы, Кувизино, Варницы, Почеп, Великий Двор, Кузнецовка, Киселевка, Горушки и другие. Для поддержания благолепия храма крестьянка деревни Кузнецовка А. Галкина подарила церкви 15 аршин парчи для одежд на святой престол; крестьянин с. Яжелбицы М. Я. Семкин – металлические хоругви и парчу; крестьянин д. Загорье П. В. Шилов – священническое и дьяконское облачение; братья Михаил и Федор Зайцевы из Яжелбиц пожертвовали плащаницу, ковер, хоругви и выносной фонарь для крестного хода. Дары поступали также от священника петербургского Никольского собора отца Николая Кондратова, монаха Старо-Афонского подворья в Петербурге отца Валентина, персонала петербургской Калинкинской больницы и других. В 1894 году святой праведный Иоанн Кронштадтский пожертвовал священнические и дьяконские облачения, покровы на престол. Поистине Яжелбицкий храм пестовали всем миром.

Храм стоял в селе, радуя православных до богоборческих времен, хотя и прошел сложные испытания. В декабре 1918 года распоряжением отдела УВД Валдайского уездного Совета крестьянских и рабочих депутатов все церковное имущество было передано на хранение приходу. В летописи храма, которую вел священник Константин Грузинский, служивший в церкви с 1910 года, отмечается, что в 1920 – 1930 годах «прихожане усердно исполняли христианский долг, и надобность в церкви не сокращается». В 1929 году в храме был сделан ремонт, и церковь была заново расписана Василием Ширшиным из села Ивановское Тверской губернии. В 1934 году был сделан еще один, уже последний ремонт храма: починили крышу, сделали побелку в колокольне и теплом храме.

Церковь закрыли в 1937 году, сбросили и разбили колокола. Священник был расстрелян. Церковное здание заняли под сельский Дом культуры. В 1941 году Яжелбицы стали прифронтовым селом, и в подвальном помещении церкви была оборудована огневая точка.

К концу XX века храм находился в полуразрушенном состоянии: были утрачены верхние ярусы колокольни, обрушились кровля и перекрытия трапезной, отсутствовали хоры и иконостас. Внутри храма почти везде обвалилась штукатурка, исчезли настенные росписи. С 1998 года по инициативе местных жителей и по благословению владыки Льва начались работы по расчистке руин церкви, подготовке проектной документации и сбор средств на восстановление храма.

В настоящее время восстановлены стены, кровля, купол, колокольня. Богослужения совершаются регулярно. При храме действует детская воскресная школа.

Церковь Александра Невского в Яжелбицах
Новгородская обл., село Яжелбицы, ул. Центральная, 72-А.
8 (950) 685 90 56

На маршруте Марша «Путь Александра» возник Великий Новгород, город, связанный с жизнью святого благоверного князя Александра Невского самым непосредственным образом…

Великий Новгород – один из древнейших городов России, расположенный на ее северо-западе у истоков реки Волхов и озера Ильмень. Исконным населением новгородской земли были финно-угорские племена, оставившие память о себе в названиях многочисленных рек и озер. В VI веке в новгородскую землю пришли немногочисленные племена славян-кривичей, а в VIII веке в процессе славянского заселения Восточно-европейской равнины сюда пришло племя словен. Экономическая жизнь и политическое взаимодействие племен оказались связанными с мощным международным Балтийско-Волжским торговым путем, проходившим по рекам Волхов, Мста и озеру Ильмень.

Борьба с господствовавшими в международной торговле скандинавскими купцами-воинами способствовала ускорению процесса складывания государственных отношений. К середине IX века у истоков Волхова сформировался центр политического общения племен, живших на многочисленных реках, впадающих в озеро Ильмень, сложилась система их военного взаимодействия. Сбор и выплата варягам дани заложили основу государственного налогообложения.

В середине девятого века новгородцы «призвали» к себе варяжского князя Рюрика, на которого были возложены военные, судебные и правоохранительные функции. Рюрик, пришедший со своим родом и дружиной, стал первым новгородским князем и положил начало княжеской династии Рюриковичей, которая более семисот лет управляла всеми русскими землями.

Именно с именем князя Рюрика связано первое упоминание о Новгороде в летописи 859 года: "И принял всю власть один Рюрик, и пришел к Ильменю, и срубил городок под Волхвом, и назвал его Новгород, и сел тут княжить, раздавать волости и города рубить".

Уже в первые века своего существования Новгород играл важную роль в событиях, происходивших на русской земле, фактически став первой столицей Руси. Новгород имел выгодное географическое положение: город стоял на перекрестке водных путей, идущих из Балтики с севера и запада на юг и восток, поэтому к середине IX века он стал самым крупным торговым, политическим и культурным центром северо-западных земель.

В начале X столетия новгородские племена словен и кривичей вместе с князем Игорем и скандинавскими дружинами начали поход на юг для обеспечения равноправной торговли с Византией. Были завоеваны Смоленск и Киев, на границе опасного Дикого поля, среди степей, был заложен опорный пункт для дальнейшего движения на Константинополь. Походы Игоря и его воеводы Олега позволили достигнуть поставленной цели – проложить торговый путь "из варяг в греки" Последствием стало объединение восточнославянских племен и формирование древнерусского государства со столицей в Киеве.

Став неограниченными властителями новых территорий, киевские князья продолжали оставаться на службе в Новгородской земле. Сложившуюся традицию нарушил князь Святослав Игоревич, сосредоточивший свои политические интересы на низовьях Дуная. В середине X века отсутствие полноценной государственной власти в Новгородской земле ускорило переселение вождей племен в политический центр у истоков Волхова, началось формирование Новгорода как города.

В 970 году новгородцы обратились к Святославу с требованием дать им князя, угрожая, в противном случае, найти его в другой земле. Компромиссом стало направление в Новгород сына Святослава – Владимира. Именно Владимир с помощью новгородцев сумел преодолеть первый политический кризис и, завоевав Полоцк, Смоленск и Киев, стал в 980 году великим киевским князем. Он же завершил идеологическое объединение русских земель в единое государство, крестив Русь в 988 году.

В 989 году в Новгород прибыл первый епископ, грек Иоаким Корсунянин, который вместе с посадником Добрыней разрушил древние языческие святилища и крестил новгородцев. Принятие христианства постепенно превратило Новгород в мощный духовный центр Руси. Заслуги новгородских владык в защите и развитии православия были отмечены в середине XII столетия возведением их в сан архиепископов и сделали новгородскую владычную кафедру наиболее важной в русской православной церкви.

С Новгородом тесно связана судьба другого выдающегося государственного деятеля русского средневековья – Ярослава Мудрого. Новгородцы дважды в 1015 и 1019 годах при помощи военной силы сажали его на киевский великокняжеский престол. За это, по требованию новгородцев, князь Ярослав Мудрый создал для них первый кодекс законов – «Русскую Правду», обеспечившую различным социальным слоям Новгорода защиту от княжеского произвола.

Ярослав провел административную реформу, перекроил границы княжеств и земель. В 1034 году он ликвидировал самостоятельное Псковское княжество и отдал Псковскую землю под управление новгородского князя и новгородского епископа.

Новгород, возникший в условиях болотистой низменности и влажного климата, с первых дней своего существования нуждался в заботе своих жителей о благоустройстве. Забота о содержании городских улиц и дренажей была частью повседневной жизни горожан, очень быстро выработавших механизмы самоуправления. В Новгороде возникла сложная, но гибкая и сбалансированная система местного самоуправления, известная под названием «вечевой республики».

Уже в 1136 году новгородцы вместе с жителями «пригородов» – псковичами и ладожанами, на вече изгнали князя Всеволода Мстиславича и объявили о своем праве «вольности в князьях».

Со второй половины XII века управление городом и его обширными землями приобретает республиканские формы, а Новгород становится одним из наиболее экономически развитых и влиятельных городов-государств Европы. В XIII веке новгородские бояре начали избирать себе посадников, а затем и тысяцких, участие которых в политической жизни государства постепенно расширялось. С 1193 года утвердилась выборность архиепископов. От решений многоголосого и оформленного в «партийные группы» веча часто зависела и судьба новгородских князей: их приглашали и изгоняли иногда по нескольку раз в год.

В XIII веке монголо-татары не дошли до Новгорода. Древний русский город остался цел. Тем не менее, Новгород в полной мере разделил экономическое бремя, возложенное Ордой на Русь. Огромная и достаточно плотно заселенная новгородская земля выплачивала большую часть причитавшегося с Руси «татарского выхода», снижая тем самым угрозу новых разрушительных набегов на южнорусские земли.

Избежавший разрушения город сыграл важную роль в защите северо-западных рубежей Руси от шведской и немецкой крепостной агрессии. В 1240 году новгородское ополчение разгромило шведскую военную экспедицию при слиянии рек Невы и Ижоры, а в 1242 году новгородцы вместе с владимирской дружиной разгромили на льду Чудского озера объединенные силы Ливонского и Тевтонского крестоносных орденов. Рыцарской армии был нанесен самый большой урон за всю историю средневековых войн.

Эти победы Руси и есть великое дело князя Александра Невского, город, имевший огромное значение в судьбе Александра Невского, начиная с детства, когда он сюда приехал впервые с отцом и матерью из Переяславля.

В Великую Отечественную войну 1941 – 45 годов Новгород был оккупирован немецко-фашистскими войсками с 19 августа 1941 года и освобожден 20 января 1944 года. Во время войны город был почти полностью разрушен. В 1950 – 1960 годах он был отстроен фактически заново, но сохранил большую часть древних памятников.

По прибытию в Великий Новгород участники Маша «Ратные Поля» отправились к одной из самых древних церквей России - церкви Спаса на Нередице.

Церковь Спаса на Нередиц - храм Преображения Господня относится к тем церквям, которые уже существовали при жизни князя. В этот храм князь Александр приходил на богомолье из Рюрикова городища. В те времена на Городище вокруг церкви существовал Спасо-Нередицкий или Спас на Городище мужской монастырь (приписанный к Юрьеву монастырю).

Церковь Спаса на Нередице была построена в 1198 году на правом берегу ручья Малый Волховец, близ княжеской резиденции, князем Ярославом Владимировичем. Храм, ставший собором Спасо-Нередицкого монастыря, был возведен в память об умерших сыновьях князя.

Спасская церковь — это яркий пример новгородского зодчества второй половины XII века, отличающийся особенностями. Как и другие памятники Новгорода этого периода, она представляет собой четырехстолпный одноглавый храм с позакомарным покрытием. К западному фасаду церкви Спаса на Нередице ранее примыкал притвор. Окна в соответствии с традицией того времени располагаются пирамидально.

Во время Великой Отечественной войны храм находился на линии огня и в октябре-ноябре 1941 года был разрушен. Практически все росписи были утрачены. Тем не менее, благодаря сохранившимся описаниям, копиям и фотографиям, иконографический материал из храма Преображения на Нередице остаётся одним из наиболее употребляемых в сравнительном анализе. В 1956–1958 годах церковь Спаса на Нередице была восстановлена по проекту Григория Штендера.

Реставрация монументальной живописи храма проводилась в июне–октябре 2015 года. В ходе реставрации были проведены окончательное укрепление красочного слоя на площади 115 квадратных метров, шпаклёвка мелких утрат, выполнен подбор колеров для штукатурных восполнений. На стену храма возвращена собранная из фрагментов композиция – Святая великомученица Юлиания. С 23 ноября 2015 года церковь Спаса на Нередице вновь открыта для посетителей.

Спасский храм был закрыт, и путешественники смогли осмотреть его только снаружи. Но спустя уже почти 10 веков после своего основания церковь Спаса на Нередице предстает перед посетителями в своем великолепии.

Церковь Спаса на Нередице — храм Преображения Господня
Великий Новгород ул. Посольская, 22

На въезде в город участники Марша остановились у мемориального комплекса "Линия Обороны" - рубеже, на котором в августе 1941 года было остановлено продвижение немецко-фашистских войск.   На мемориале путники зажгли Свечи Памяти и провели минуту молчания, отдавая дань памяти советским солдатам, павшим в кровопролитных боях за свободу Отчизны.

795 дней и ночей сдерживали натиск врага воины Волховского фронта. С этого рубежа началась Ленинградско-Новгородская наступательная операция, в результате которой в январе 1944 года был освобожден Великий Новгород и полностью снята блокада с Ленинграда.

Великий Новгород был оставлен советскими войсками 19 августа 1941 года. На новгородской земле фашистские войска провели много долгих дней, расхищая русское наследие, разрушая город. Немецкая оккупация длилась 883 дня. Лишь 20 января 1944 г. воины Красной Армии водрузили знамя на древней кремлёвской стене Новгорода. Советские войска сумели выстоять в этой тяжёлой борьбе и защитить Родину. Отвага, которую проявили советские воины, и в том числе, новгородцы, не знала границ. В 2008 году Великому Новгороду было присвоено звание «Город воинской славы».

Мемориальный комплекс «Линия обороны»
4 км к востоку от Великого Новгорода

Вскоре, на пути Марша «Ратные Поля» возникло Рюриково городище -древнейший памятник российской истории.

Рюриково городище расположено у истока реки Волхов на правом берегу. По данным раскопок, люди непрерывно жили на этом месте со времен неолита (VIII-III тысячелетие до н.э.). Городище известно как место нахождения резиденции новгородский князей, с ним связаны имена многих политических деятелей древней Руси. Считается, что Новгород назван Новым Городом относительно Старого Города, находившегося на Городище.

До XIX века урочище, как и село, назвалось просто Городищем. Приставка Рюриково появилась в названии в начале XIX века, как попытка связать это место с летописным сказанием о призвании варягов в 862 году. Дальнейшие археологические и научные исследования подтверждают эту легенду. Сейчас можно с уверенностью говорить о том, что именно здесь, на первом правобережном холме у истока реки Волхов в IX веке при активном участии «варягов» возник первый политический, административный и военный центр разрозненных славянских и финно-угорских племен Приильменья. Крайне выгодное положение Городища на холме, со всех сторон окруженном естественными водными препятствиями, на древнем торговом пути стало причиной быстрого расцвета поселения.

Хотя первое упоминание Городища в летописи относится к 1103 г. и связано с закладкой каменной церкви Благовещения князем Мстиславом Владимировичем, сыном Владимира Мономаха, археологические раскопки датируют время возникновения городского поселения на этом месте тремя-четырьмя веками ранее. В 2015 году в ходе раскопок древнего городищенского укрепления экспедицией ИИМК РАН, был обнаружен культурный слой VIII – IX вв. со следами пожара. Эта находка доказала факт существования поселения на этом месте еще до призвания варягов.

В IX-X веках городище было укрепленной деревянной крепостью на валу, к которой примыкали обширные поселения.  Факт существования такой крепости научно подтвержден. Во время раскопок археологи нашли остатки древних укреплений. Городни, то есть клети, наполняли землей, и погружали в тело вала, чтобы они могли удержать на себе деревянные стены. Ученые датировали найденные крепостные конструкции второй половиной IX века, а значит это конструкции древнейшей из сохранившихся на Руси крепостей.

В конце X века Городище утратило роль социально-экономического центра в пользу активно развивавшегося с принятием Христианства Новгорода. После новгородского восстания в 1136 году, положившего конец двоевластию князя и бояр, на территории городища находилась резиденция князя, подконтрольного новгородскому посаднику. Здесь прошло детство Александра Невского, здесь останавливались Дмитрий Донской, Василий Темный, Иван III и Иван Грозный. Во времена Новгородской республики на Городище располагались княжеский дворец и гридница, административные и хозяйственные помещения, ремесленные мастерские, княжеские церкви и архив. Частью резиденции была и церковь Спаса-на-Нередице.

Свое государственное значение Городище потеряло в XVI веке после разгрома Новгорода Иваном IV Грозным. В разное время на месте старинной крепости располагались: сад Иверского монастыря, усадьба Меншикова, купеческие дворы. К XIX – XX веках на холме осталась лишь деревня Городище, последние дома которой до сих пор стоят по соседству с законсервированными руинами церкви Благовещения. В 1103 году сын киевского князя Владимира Мономаха новгородский князь Мстислав Владимирович заложил на Городище церковь Благовещения. В 1342 - 1343 годах на месте разрушенного храма XII века был выстроен новый храм, простоявший до 1941 года. Во время Великой Отечественной войны он был почти полностью разрушен артиллерийским обстрелом, а по окончании войны, к сожалению, так и не восстановлен.

Церковь Благовещения не была расписана полностью. Фресковая роспись располагалась только на небольшом участке стены в нише жертвенника храма. В центре ниши изображена композиция «Рiеta» («Христос во гробе»), излюбленная в византийском и раннеитальянском искусстве ХIII - ХIV веков. По сторонам от нее фигуры Иоанна Богослова и епископа Родиона, по-видимому, патрона заказчика росписи. Раскопками, проведенными у стен церкви Благовещения в 1934, 1966 - 1969 годах, удалось обнаружить нижние части стен храма, выстроенного в 1103 году.

С вершины холма Рюрикова городища открывается величественная панорама истока реки Волхов.

Богатое место Городище! Кругом синие, заманчивые дали. Темнеет Ильмень. За Волховом – Юрьев и бывший Аркажский монастырь. Правее сверкает глава Софии и коричневой лентой изогнулся Кремль. На Торговой стороне белеют все храмы, что "кустом стоят". Виднеются – Лядка, Волотово, Кириллов монастырь, Нередица, Сельцо, Сковородский монастырь, Никола на Липне, за лесом синеет Бронница. Всё, как на блюдечке за золотым яблочком.

Так описывал эти места Н.К. Рерих в 1910 году. Многое изменилось за 100 с лишним лет, но и сейчас с городищенского холма можно наблюдать панораму «Родины России» от озера Ильмень до новгородского кремля.

Первым важным событием, значительно изменившим исторический ландшафт вокруг Рюрикова городища, стало строительство Сиверсова канала в рамках Вышневолоцкой водной системы. Канал строился с 1798 по 1803 годы по инициативе новгородского губернатора Якова Ефимовича Сиверса, чтобы соединить Мсту в нижнем течении с Волховом, проложив таким образом путь для торговых судов в обход бурных вод озера Ильмень. Следует отметить, что проект не удался, канал был проложен по болотистой местности и почти сразу начал заиливаться. Сиверсов канал разделил городищенский холм на две части, а также изменил русло Малого Волховца. Самые большие изменения ландшафта Рюрикова городища связаны со строительством железной дороги Санкт-Петербург — Новгород — Соблаго — Смоленск и далее на Орёл, по насыпи которой проходит нынешняя автомобильная дорога до городища.

В 2012 году Рюриково городище стало одним из центров празднования 1150-летия российской государственности. 22 сентября здесь был открыт «Княжий камень». Этот огромный валун весом около 40 тонн был доставлен на городище из Батецкого района Новгородской области. На камне выгравирована цитата из Радзивиловской летописи, свидетельствующая о выдающейся роли городища в истории древней Руси: «И прия Рюрикъ власть всю одинъ, и пришед къ Ильмерю, и сруби городок надъ Волховом, и прозваша и́ Новъгород, и сѣдѣту, княжа, и раздая мужемъ своимъ волости и городы рубити». Тогда же руководством области были сделаны заявления о начале строительства на Рюриковом городище уникального музейного комплекса по проекту, согласованному с Министерством культуры. Однако в отсутствии финансирования, дальше установки камня работы пока не продвинулись.

Вопрос по развитию территории Рюрикова городища как перспективного туристического центра в окрестностях Великого Новгорода периодически поднимается в прессе, обсуждается властями и общественниками. В 2014 году территория городища была представлена инвесторам как возможный инвестиционный проект. Предлагалось соединить Рюриково Городище с Юрьевым монастырем, построив велопешеходный мост или канатную дорогу на существующих быках. Был представлен проект строительства «Деревни Викингов» - гостинично-развлекательного комплекса в окрестностях городища. Чтобы сделать в этом месте ландшафтный парк, чиновники обратились к итальянскому дизайнеру Марино Новелло. Дальнейшая судьба всех этих проектов в настоящее время неизвестна.

Рюриково городище
Великий Новгород, 173000

Следующей остановкой маршрута «Ратные Поля» стал Свято-Юрьевский мужской монастырь, камни которого помнят великого князя Александра Ярославовича.

У ворот монастыря путников встретил иеродиакон Алексий, насельник и самый экскурсовод древней обители. В дар древнему монастырю Марш «Ратные Поля» передал икону святого благоверного князя Александра Невского, бюст великого князя, памятный знак «Ратные Поля России», Свечи Памяти и сувенирные наборы. Отец Алексей провел интересную экскурсию, рассказал о многовековой истории монастыря и его сегодняшнем дне.

Монастырь находится на противоположной стороне реки Волхов напротив Рюрикова городища.

Георгиевский, он же Юрьевский, монастырь - один из древнейших на новгородской земле. Существует и легендарная дата основания Юрьева монастыря — 1030 год. Тогда, после победы над чудью, князь Ярослав Мудрый в честь своего небесного покровителя Георгия (Юрия) основал город Юрьев (Тарту, Эстония) и построил храмы в Новгороде и Киеве. Для храма в Новгороде избрали место на пути к загородной резиденции, которая находилась в селе Ракомо на берегу озера Ильмень. Здесь и возник монастырь. Самые ранние документальные сведения относятся к 1119 году, когда князь Всеволод Мстиславович заложил «церковь камену во имя Георгия, а мастер трудился Петр». Георгиевский собор вместе с церковью Благовещения, возведенной в 1103 году напротив, на Городище, образовывали подобие пропилей, через которые попадали в город. Значение Георгиевского собора подчеркивалась тем, что при нем велась княжеская летопись, а сам храм использовался как усыпальница новгородских князей. В июне 1233 года в соборе был погребен юный князь Феодор Ярославич, старший брат святого благоверного князя Александра Невского. Смерть постигла четырнадцатилетнего Феодора внезапно, молодому князю уготован был на земле удел воина и защитника Отечества, но иначе судил Бог, Русь защитил он рукою брата Александра, а в лице Феодора народ обрел воина и заступника небесного. Через одиннадцать лет, 5 мая 1224 года, умерла мать Феодора и Александра княгиня Феодосия Мстиславна. Перед смертью она приняла иночество в Юрьевом монастыре под именем Евфросиния. Княгиню похоронили у южной стены собора, возле могилы старшего сына.

Собор относится к домонгольскому периоду Руси и поражает своими размерами и высотой, уступает по своим масштабам только Софии Киевской и Новгородской. Внутри храма совершенно нет ощущения тесноты, собор гармоничен и внутри и снаружи, хотя высота его стен достигает 20 метров. Георгиевский собор - одно из самых замечательных творений древнерусской архитектуры. Несмотря на византийские и киевские традиции в архитектуре, собор имеет ярко выраженные индивидуальные черты. Величественный Георгиевский собор, по размерам уступает только святой Софии Новгородской и отражает в себе самые высокие представления наших предков о красоте и гармонии, они строили не здание, но образ Церкви в ее вселенском значении. Современный облик Георгиевского собора достаточно близок к первоначальному.

К сожалению, роспись основного храма XII века сохранилась частично и фрагменты ее находятся в музее. Сейчас внутри церкви можно увидеть фрески XIX века, сделанные при архимандрите Фотии Спасском. Фрески выполнены в византийском стиле.

Отец Алексий провел путешественников по княжеской лестнице на второй этаж на хоры, где находились княжеские особы во время службы. Стены лестницы испещрены древними надписями, которые ежегодно обновляются и дополняют собой факты исторического прошлого великого храма. На самом верху княжеской лестницы расположен верхний храм башни, где можно увидеть чудом сохранившиеся фрески XII века.

В 20-30-е годы ХХ века монастырь разделил судьбу всей Православной церкви России, он был закрыт и разграблен. Во время Великой Отечественной войны в нем располагались немецкие и испанские части. После войны на территории размещались почта, техникум, училище, музей, жили люди, оставшиеся без крова. И только в 1991 году Юрьев монастырь возвратили Церкви, и с этого времени жизнь в обители начала возрождаться. На сегодняшний день ведется ремонт храмов и корпусов, понемногу восстанавливается разоренное хозяйство. Требуется много времени и средств, но самое главное, что колокола уже звонят, ежедневно совершается Божественная Литургия, и сегодня можно прийти - помолиться в одну из первых и значительных на Руси обителей.

В монастыре располагается культурно-исторический музей, который повествует о судьбе монастыря, его восстановлении. В музее можно увидеть как происходит восстановление фресок монастыря XII века. Отец Алексей провел экскурсию по музейным экспонатам и благословив путников пожелал им доброй дороги.

Свято-Юрьев мужской монастырь
Великий Новгород, Юрьевское шоссе, 10

Завершилась экскурсия по Новгороду посещением Перынского скита и церкви в Аркажах. Эти церкви также входили в княжескую резиденцию, сюда они приходили на богомолье, в том числе и св. кн. Александр Невский. "Богатое место Городище! Кругом синие, заманчивые дали. Темнеет Ильмень. За Волховом – Юрьев и бывший Аркажский монастырь...", так описывает эти места Н. Рерих в 1910г.

В Перынском скиту экспедицию встретил инок Димитрий и провел паломников с экскурсию по его, рассказав об истории храма. Марш «Ратные Поля» передал в дар древнему скиту икону преподобных воинов-схимонахов Александра Пересвета и Андрея Осляби, памятный знак «Ратные Поля России», Свечи памяти и сувенирные набор организаторов мероприятия.

Скит находится у истоков Волхова, здесь было ранее древнее урочище Перынь. После крещения Новгорода в 991 году на месте капища был построен храм, потом монастырь, который в 1611 году был разорен шведами.  Сохранившаяся до наших дней церковь Рождества Пресвятой Богородицы относится к концу XII – началу XIII веков и считается одним из самых маленьких домонгольских храмов на Руси. Прямых сведений о его постройке нет. Предполагают, что ее построили в 1226 году, когда в Новгороде находился отец Александра Невского и проходили публичные выборы архимандрита. Это небольшой одноглавый кубический храм. В результате реставрации выявлены первоначальное трехлопастное покрытие церкви, фрагменты фресковой росписи в притолоках оконных проемов барабана. В настоящее время памятник реставрирован в первоначальном виде.

Отец Димитрий подробно остановился на истории древнего скита, поведал паломникам о сегодняшнем дне обители и украсил свое повествование интересной проповедью на духовные темы. Попрощавшись с добрым монахом, путники продолжили свои странствия по историческому Новгороду.

Перынский Рождества Богородицы мужской скит
Великий Новгород, 173007

Следующим историческим местом новгородской земли, которое посетили участники Марша «Ратные Поля России» стала Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в Аркажах – самый ранний в Новгороде образец нового типа церковного здания. Время было уже позднее, храм был закрыт, путешественникам не удалось осмотреть этот памятник русской истории изнутри. Древнее сооружение, от которого исходит запах времен, поражает посетителей своим внешним видом и великолепием. На окне обители, в дар храму и прихожанам участники «Ратных Полей» оставили икону Богородицы Казанская и памятный знак Марша.

Монастырская каменная церковь Благовещения была выстроена в 1179 году архиепископом Ильей неподалеку от Успенской церкви Аркажского монастыря, сооруженной в 1188 году. Развалины храма Успения и двух других храмов Аркажского монастыря были недавно обнаружены раскопками. Церковь Благовещения не входила в состав Аркажского монастыря. Распространенное современное название ее «Аркажская» связано с близ расположенной небольшой деревней. Церковь Благовещения представляет наиболее древний образец малых четырехстолпных новгородских храмов второй половины ХII века. От первоначальной постройки сохранилась только нижняя половина. Верхние части стен, своды и купол рухнули еще в древности и были вновь выстроены в ХVII веке. Три апсиды храма сохранились также не на всю их первоначальную высоту. Богато украшенные наличники окон появились в ХVII веке после растески древних оконных проемов. Фресковая роспись церкви Благовещения, исполненная в 1189 году, сохранилась фрагментарно только в алтарной части храма и расчищена из-под побелки и поздней штукатурки пока еще не полностью.

В 1941 - 1943 годах храм был превращен фашистскими захватчиками в конюшню и склад сена. Часть расчищенных фресок была уничтожена, а оставшиеся покрыты плотным слоем копоти и грязи. В 1945 году фрески вновь пришлось расчищать.

На этом закончился «Новгородский день», путники отправились на ночлег, чтобы завтра продолжить свой путь по местам ратных подвигов российского воинства.

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы в Аркажах
Великий Новгород, Новгородская обл., 173007

 

4 день. 3 октября 2020

  • Порховская Крепость
  • Мемориальный комплекс «Дулаг-100»
  • Псковский Кром

 

5 день. 4 октября 2020

  • Кобылье Городище
  • Часовня Святому Трифону на Чудском озере
  • Памятник новгородскому князю Александру Невскому
  • Церковь Михаила Архангела на Чудском озере
  • Музей «Ледовое побоище»
  • Изборская крепость
  • Труворово городище

 

6 день. 5 октября 2020

  • Успенский Псково-Печерский монастырь
  • Военно-мемориальный комплекс «Линия Сталина»

 

7 день. 6 октября 2020

  • Памятник Александру Матросову
  • Великолукская крепость
  • Жижицкое озеро
  • Древнее городище Жижец

 

8 день. 7 октября 2020

  • Корсунско-Богородицкий собор в Торопце
  • Большое и малое Торопецкое Городище
  • Дуб Александра Невского
  • Ржевский мемориал Советскому солдату

 

9 день. 8 октября 2020

  • Воскресенский Собор в Волоке Ламском
  • Собор святого Николая Чудотворца в Волоке Ламском
  • Музей Героев-Панфиловцев в Нелидово
  • Мемориальный комплекс Героев-Панфиловцев
  • Мемориал саперов-панфиловцев «Взрыв»
  • Пресвятая Богородица с Архангелами на Рубеже Славы