ПУТЬ АЛЕКСАНДРА

Военно – исторический

мотоциклетный и автомобильный марш

«Путь Александра»

Дата проведения: 30 сентября - 8 октября 2020 года

Маршрут: Москва — Княжье Озеро – Тверь – Торжок — Валдай — Великий Новгород – Порхов – Псков — Самолва – Изборск — Печоры – Великие Луки – Торопец – Жижицкое Озеро — Ржев — Волоколамск – Москва

Общая протяженность маршрута 2500 км, 9 дней

Маршрут второго этапа проекта «Ратные Поля» - марш  «Путь Александра» сложился интересным и промыслительным образом, будто бы сам велики князь Александр Ярославович велел обратиться к своему житию, жизненному подвигу и вековой ратной славе главного защитника Земли Русской…

Второй маршрут проекта «Ратные Поля» был задуман как военно-исторический марш мотоциклетный и автомобильный марш "Косово Поле" и должен был пройти по пути наступления советских войск и приурочен к дате начала Белградской стратегической наступательной операции по освобождению Сербии и её столицы Белграда от немецко-фашистских войск, 28 сентября 1944 года, когда была произведена высадка десанта советских войск героической Дунайской флотилии в городах Радуеваце и Прахово.

Но обстоятельства непреодолимой силы сделали этот план неосуществимым. И тогда у оргкомитета появилась идея посвятить второй маршрут князю Александру. Одновременно с этими обстоятельствами, в дороге по Ратным Полям России, к его участникам пришло осознание, что 2020 год — это год круглой и памятной даты – 780-летия Невской битвы и 780 лет событию, после которого князя стали величать Невский. И факт, что среди трех спорных дат рождения великого человека Руси: 1219, 1220 и 1221 годы есть круглая для 2020 года – окончательно подытожил намерения и маршрут «Путь Александра» нарисовался в теории, а затем был исполнен в практике с большой массой собственных открытий для участников Марша. Еще одним явным подтверждением правильности выбора маршрута стал тот факт, что безо всяких на то намерений и практически «случайно» члены оргкомитета оказались в храме Александра Невского на Княжьем озере, что на Новорижском шоссе, совсем недалеко от Москвы. В церкви на хранении почти 10 лет находится чудотворная икона Богородицы Корсунская-Торопецкая-Эфесская-Полоцкая, та самая икона под которой венчался в Торопце князь Александр с княжной Параскевою, дочерью полоцкого князя Брячислава. Торопецкая Богородица и стала покровительницей маршрута, с ней путешественники прошли этот интересный, поучительный и безопасный путь по местам жизненного подвига князя Александра Ярославовича и дорогам советского солдата времен Великой Отечественной войны. Тем более еще приметно, что эта икона Богородицы в написании - Одигитрия, в переводе с греческого – Путеводительница …

1 день. 30 сентября 2020

  • Храм святого князя Александра Невского на Княжьем Озере
  • Выставка «Александр Невский – 800 лет с Россией»
  • Собор святого князя Александра Невского в Твери     

Утром, 30 сентября 2020 года, собравшись в Московском Байк-Центре, участники Марша «Путь Александра» отправились в храм святого князя Александра Невского на Княжьем Озере. Храм в поселке Княжье Озеро хранит одну из важнейших святынь, связанную с житием Александра Невского - чудотворная Корсунская — Торопецкая икона Богоматери, Эфесская – Полоцкая.

В Храме только что закончилась служба… Участников Марша встретил настоятель церкви святого Александра Невского, протоиерей Максим Сычев, которому они преподнесли в дар икону преподобного свято воина Ильи Муромца, бюст Князя Александра из коллекции Аллеи Российской славы, памятный знак проекты и памятные сувенирные наборы. Отец Максим коротко рассказал об истории храма, благословил путников на дальний путь и экскурсию по святыням храма, который в нем находится немало.

Первым местом обзора конечно стала великая православная святыня – чудотворная икона Богородицы, которая находится в специальном помещении, хранится в специальном микроклимате и находится по усиленной охраной. По преданию святой евангелист Лука написал еще при жизни Божией Матери три иконы Ее с Предвечным Богомладенцем, и когда Пресвятая Дева увидела Свое изображение, то сказала: «благодать Рождшагося от Меня и Моя да будет с сими иконами». Одна из этих икон и находится сейчас в храме святого благоверного князя Александра Невского.

История иконы сложна и увлекательна: сначала она находилась в Малой Азии, в Эфесе, куда была принесена самим апостолом Лукою; потом, по одним сказаниям, она была перенесена в Херсон, а оттуда 9 октября 988 года святым князем Владимиром – в Киев, а по другим, более известным, она была перенесена в XII веке из Эфеса в Полоцк преподобною Евфросиниею во вторник на пасхальной неделе. Впрочем, сказания эти не противоречат друг другу, а названия, данные этой иконе: Эфесская – Полоцкая – Корсунская – Торопецкая, показывают, что она действительно была и в Херсоне, и в Эфесе. Есть данные, что эту заветную святыню при распространении христианства носили по городам Руси, и святой князь Владимир при истреблении идолов показывал новым христианам, кому они должны молиться и как должны изображать Божию Матерь с Богомладенцем.

Из жития преподобной Евфросинии, княжны Полоцкой, видно, что она жила спустя примерно сто лет после просвящения нашего отечества светом христианской веры и происходила из рода святого князя Владимира. Преподобная Евфросиния, кроме Спасской женской обители (1125), основала в Полоцке Богородицкий мужской монастырь (1155), для которого и была принесена икона Эфесской Божией Матери. Из Эфеса в Полоцк икону везли через город Корсунь, и по просьбе жителей этого города она пробыла там около года, получив название Корсунской.

Эта икона находилась в Полоцке до 1239 года, когда великий князь Ярослав Всеволодович благословил сына своего Александра (через год, после знаменитой битвы он станет Невским) вступить в брак в Торопце с дочерью полоцкого князя Брячислава – Параскевою, которая была родственницей преподобной  Евфросинии. Княжна принесла с собою этот образ Божией Матери и оставила его в Торопецком соборе под именем Корсунского и чудотворного.

Чудотворною икона эта называется издревле, ибо благодать Богоматери от нее открылась во многих чудесных заступничествах Царицы Небесной: Торопца при нападении врагов и при других, постигших его, бедствиях. В 1611 году жители Торопца одержали знаменательную победу надо Львом Сапегою, который с двадцатитысячным войском двинулся к нему, опустошая все на пути огнем и мечом, и ни в каком случае не рассчитывая получить отпор в Торопце. Но отпор был дан. Торопчане, не рассчитывая на свое тысячное войско, искали защиты в иконе Богоматери, посему проливая горькие слезы, только и взывали: «Пресвятая Богородица, спаси нас». Действительно, благодаря единственно чудотворной помощи Божией Матери, Лев Сапега, потеряв множество своего войска, должен был отступить от Торопца. Есть предания, что чудотворный образ несколько раз спасал город от набегов литовцев и эпидемий. В 1812 году, когда приблизились французы, торопчане вынесли икону на окраину города. Вскоре пришла весть о том, что войска Наполеона неожиданно изменили маршрут и обошли город стороной.

В 1920-х годах храм в Торопце был закрыт, колокольня и главы церкви разрушены, а чудотворная Корсунская — Торопецкая икона Богоматери была изъята в новообразованный в 1924 году Торопецкий краеведческий музей. В 1936 году святыня была передана из Торопецкого краеведческого музея Русскому музею в Санкт-Петербурге, в фондах которого она пребывала до 2009 года.

С 2009 года икона пребывает в храме святого Александра Невского на Княжьем Озере. История православной общины на этом месте идет с 2002 года, а с 2009 года, когда освятили новый храм, идет история уже самого храма. Один из приделов — придел во имя Корсунско-Торопецкой иконы Божией Матери.

В храме Александра Невского находится множество, более двухсот мощей святых православия, а так же еще одна чудесная икона Богородицы – Тихвинская.

Икона Тихвинской Божией Матери, пребывающая в Храме — список с первообраза, находящегося в Тихвинском Богородичном Успенском мужском монастыре.

Событие явления иконы произошло в 1383 году, в княжение великого князя Димитрия Донского. Как-то на Ладожском озере рыбаки закидывали сети. Вдруг заблистал перед ними необыкновенный свет, и когда они посмотрели вверх, то увидели, что в воздухе над водой движется икона Богоматери с Предвечным Младенцем на Ее левой руке. Бросив сети, они с трепетом следили, пока икона не скрылась от их взора. Явилась она в 30-ти верстах от озера. Там поставили для нее часовню, и было много исцелений. На месте, окончательно избранном Пресвятой Богородицей для пребывания ее иконы, был первоначально построен деревянный храм, а затем повелением Иоанна Грозного устроен мужской общежительный монастырь. Предание говорит, что раньше икона находилась в Царьграде, куда она была принесена в V веке императрицей Евдокией из Иерусалима. Для иконы построили храм под именем Влахернского. Во время торжества иконоборчества она была скрыта в обители Пантократора (Вседержителя), а при победе православия водворена вновь во Влахернском храме. За 70 лет до падения Цареграда икона перешла в 1383 году в Новгородскую область. Заключают это из следующего. Вскоре после явления иконы в Тихвине некоторые новгородские купцы были в Царьграде и посетили патриарха. В беседе с ними патриарх спросил: «Нет ли в России слухов о чудотворной иконе Богоматери, которая пребывала в Царьграде и неизвестно куда скрылась?» Тогда-то купцы и передали ему, как явилась в Тихвине икона. Патриарх из сопоставления времени, когда икона исчезла и явилась, пришел к заключению, что это Цареградская икона. Он показал в храме место и киот, где она стояла. Потом Тихвинскую икону Божией Матери поставили, как стояла она в Царьграде – у первого столба, справа от входа. Икона прославлена великими чудесами – прозрением слепых, исцелением бесноватых. К памятным знамениям от этой иконы относится оборона Тихвинской обители от шведов в 1613 году.

Святыня, милостью Божией дарованная храму святого благоверного князя Александра Невского благочестивым прихожанином, принадлежит кисти псковских мастеров XVII века. Пять лет она пребывала в Тихвинской обители рядом со своим чудотворным первообразом. Этот старинный список с подлинной Тихвинской иконы почитается христианами как чудодейственный, благодаря людям, которые сподобились получить Божественную помощь, обращаясь перед ним с мольбой к Царице Небесной.

14 апреля 2009 года Святейший Патриарх Кирилл поклонился Тихвинской иконе Божией Матери во время посещения Борисоглебского Аносина женского монастыря, в котором она временно пребывала, ожидая окончания строительства Храма святого Благоверного князя Александра Невского. И уже позже, чудесная икона на радость православному люду поселилась в храме князя Александра на Княжьем Озере.

Храм Святого Благоверного Князя Александра Невского
Московская область, Борзые, ул. Александра Невского, 702

ФОТО

Следующая дорога экспедиции лежала в Тверскую область, которая богата историческими событиями, связанными с жизнь князя Александра. Тверь в те времена входила в состав Владимиро-Суздальского княжества.

Александр Ярославович Невский был первым в истории Тверским князем.

Владимиро-Суздальское княжество и его история - важная страница российской истории, поскольку уже на рубеже XII-XIII веков. именно князья из Владимира добились господства над другими княжествами, в результате чего именно Владимиро-Суздальская земля стала доминировать на Руси, а ее князья стали оказывать наибольшее влияние на политику и уклады не только своего княжества, но и на соседние. Фактически к 13 веку окончательно произошел перенос политического центра Руси с Юга (Киев) на Северо-восток (Владимир и Суздаль).

Владимиро-Суздальское княжество располагалось в северо-восточной части Руси, в междуречье Оки и Волги. Крупнейшие города в княжестве: Владимир, Суздаль, Углич, Тверь, Москва, Кострома, Галич, Белоозеро, Великий Устюг и другие. В основном города располагались в южной части княжества, и чем дальше на север - тем меньше городов. Границы Владимиро-Суздальского княжества проходили с: Новгородской республикой, Смоленским княжеством, Черниговской землей, Рязанским и Муромским княжествами.

По Любеческом съезду князей было решено, что Ростово-Суздальская земля (так княжество называлось изначально) передается в управление роду Владимира Мономаха. Поэтому первым князем здесь стал Юрий Долгорукий, сын Мономаха. Юрий Долгорукий, годы правления 1125-1155), Андрей Боголюбский (1157-1174), Всеволод Большое Гнездо (1176 - 1212), Юрий Всеволодович (1218 - 1238), Ярослав Всеволодович (1238-1246), Александр Невский (с 1252 года).

Александр Невский родился в Переславле-Залесском в семье суздальского князя Ярослава Всеволодовича. Из Переславля суздальский князь владел Зубцовым, Тверью и Коснятиным.

В конце 30-х — начале 40-х гг. 13 в. великий князь Владимирский Ярослав Всеволодович выделил Тверское княжество из состава Переяславского (Залесского) княжества своему сыну Александру Невскому. А в 1247 его получил другой сын Ярослава — Ярослав Ярославич и с тех пор Тверское княжество находилось в руках его потомков...

Президент России Владимир Путин издал Указ о масштабном праздновании в 2021 году 800-летия со дня рождения князя Александра Ярославовича: «В целях сохранения военно-исторического и культурного наследия, укрепления единства российского народа и в связи с исполняющимся в 2021 году 800-летием со дня рождения государственного деятеля и полководца князя Александра Невского».

В сентябре 2021 года, Твери, в музейно-выставочном центре им. Л. Чайкиной Тверского областного Дома народного творчества проходила межрегиональная выставка «Александр Невский – 800 лет с Россией». На нее и отправились участники, прибыв в Тверь.

Учредителями и организаторами выставки выступили Министерство культуры РФ, правительство Тверской области, Росфото, Научная библиотека Российской академии художеств, Российская национальная библиотека и Российский государственный исторический архив.

Участников Марша «Путь Александра» встретила Аксана Полякова, заместитель директора по декоративно-прикладному и художественному творчеству, выставочной работе тверского центра. В центр путешественники передали икону святого благоверного князя Александра Невского, памятный знак и сувенирные наборы.

Сотрудники выставки провели экскурсию и рассказали о ее экспонатах. На выставке можно увидеть фотографии мест, связанных с жизнью, деятельностью и почитанием святого благоверного князя Александра Невского. Основу экспозиции составили цифровые копии дореволюционных фотографий, выполненные Иваном Фёдоровичем Барщевским – одним из первых мастеров, документировавших для истории объекты национального культурного наследия.  Также в экспозицию вошли фотографии памятных мест, выполненные другими авторами конца XIX – начала XX вв. и современными петербургскими фотохудожниками.

Выставка также знакомит с достопримечательностями Переславля-Залесского, Великого Новгорода, Пскова, Владимира, Старой Ладоги, Копорья, Усть-Ижоры, где князь жил, сражался, молился и совершал православные обряды, вершил свои великие дела и одерживал победы. Особое место в выставочном проекте занимают фотографии Свято-Троицкой Александро-Невской лавры города Санкт-Петербург, где покоятся его мощи.

В экспозиции представлены цифровые копии миниатюр из летописного повествования о жизни и деяниях Александра Невского из Лаптевского тома Лицевого летописного свода. Он был создан в единственном экземпляре по заказу Ивана Грозного специально для царской библиотеки в 1568–1576 гг. На этих красочных миниатюрах отразились события Невской битвы и Ледового побоища. Кроме того, в экспозицию включены цифровые копии иконописных изображений допетровского времени, где святой князь предстаёт в монашеском облачении, а также выполненные после 1724 года, когда Святейший Синод постановил изображать Александра Невского на иконах в воинских доспехах и царской мантии.

Музейно-выставочный центр им. Лизы Чайкиной
Тверь, ул. Салтыкова-Щедрина, д. 16
8 (4822) 34-34-50

ФОТО

Следующим местом остановки маршрута в Твери стал Собор святого князя Александра Невского на Привокзальной площади, в котором путешественников встретил его настоятель, иерей Кирилл Алексеев. Священник рассказал об истории храма, провел экскурсию и напоил чаем в храмовой трапезной. Отец Кирилл по совместительству - председатель Отдела молодежи и физической культуры и спорта Тверской области, занимается работой с молодым поколением тверичан в области духовного и физического развития, где примером для детей и молодежи является великий тверской князь. Марш «Путь Александра» преподнес Собору икону святого князя Михаила Тверского, бюст князя Александра Ярославовича, памятный знак проекта и сувенирные наборы.

Настоятель, в своем рассказе, остановился на житии святого князя и его значении для Тверской земли: "Святой Александр шел путем мирского служения, через все его трудности, через все искушения и грехи, связанные с миром, но он в сонме праведных, в едином духе с теми, кто достиг святости подвижничеством в пустыни. В вере и церкви он черпал силу для своего государственного труда. Святой Александр был при жизни одним из основоположников России. Своей жизнью он как бы благославляет путь праведного ей служения". Н. А. Клепинин

История Собора начинается в 1879 году, когда жители пристанционного посёлка обратились к игуменье монастыря Палладии с просьбой о сооружении церкви. В январе 1879 года император Александр II утвердил распоряжение министра путей сообщения о выделении в Твери участка под строительство храма на земле, принадлежащей Николаевской железной дороге. Тогда же император утвердил проект церкви, автором которого стал епархиальный архитектор А. Фёдоров. Однако вопрос замер на уровне согласований, по всей видимости, из-за недостатка средств. К данной проблеме снова вернулись через десять лет. 18 сентября 1889 года техническо-строительный комитет МВД рассматривал новый проект церкви, составленный архитектором Ф.Н. Малиновским. Решено было построить храм в «память чудеснаго избавления Государя Императора Александра Александровича и его Августейшей семьи от угрожающей опасности при крушении поезда на станции Ворки, Курско-Харьковско-Азовской железной дороги 17 октября 1888 года». Утверждённый в 1891 году проект был отправлен тверскому губернатору Павлу Дмитриевичу Ахлёстышеву, после чего начался сбор средств.

Точные даты начала и конца строительства были высечены на мраморной доске, установленной в интерьере храма на западной стене: «Начата постройкой 30 августа 1891 года, а окончена 30 августа 1893 года». 17 октября 1893 года главный престол во имя Александра Невского освятил архиепископ Савва.

Церковь закрыли в богоборческом 1929 году, помещение передали под хлебохранилище. В послевоенные годы здание сильно перестроили: двухсветный четверик храма разделили на два этажа. В нижнем этаже разместили магазин, в верхнем - жильё. В 1983 году, при строительстве нового здания железнодорожного вокзала, остатки церкви окончательно разобрали.

Силами православных Твери Собор получил вторую жизнь уже в XXI веке. Его предполагалось построить максимально похожим на прошлый. На начало сентября 2013 года были возведены стены, световые барабаны, построена колокольня. 9 сентября 2013 года Глава митрополии митрополит Тверской и Кашинский Виктор совершил чин освящения крестов и колоколов для Александро-Невского собора. 12 сентября 2013 года храм украсили купола и кресты. Сейчас Собор радует людей своим великолепием, все еще ведутся ремонтные работы, благоустраивается территория и внутреннее убранство.

Собор святого князя Александра Невского в Твери
Тверь, ул. Коминтерна, 18а
8 (952) 068-04-01

ФОТО

Последним местом, которое посетили путешественники в древней Твери стал Собор Успения Пресвятой Богородицы. Это один из самых древних храмов Тверской земли. Основание монастыря, от которого и сохранился этот храм, относят в XIII веку. Это единственное сооружение, оставшееся от Успенского монастыря.

Отроч монастырь был основан, предположительно, в начале XIII века. Первое упоминание о нём относится к 1206 году. По легенде, его основал некий отрок Григорий. По другой версии, основателями монастыря были иноки Киево-Печерской лавры. Отроч монастырь искони был под особым покровительством великих тверских князей. Доказательством тому грамота за девятью печатями, данная великим князем Ярославом в 1265 году. Подлинные слова из нее: «Кто станет монастырь сей и монастыря того людей обидеть, не будет на нем милости Божией, в сей век и будущий». В 1238 году его разорили татары, а в 1265 году тверской князь Ярослав III Ярославич приказал восстановить обитель. Монастырь играл важную роль в истории Твери. Например, при Иване IV в нем заточили Максима Грека и митрополита Филиппа. В конце XIII века в монастыре был построен первый каменный храм — Успенский собор, прозванный «Трехглавым». Он простоял в монастыре до начала XVIII века, после чего был разобран. Сохранился лишь фундамент старого собора. На его месте в 1722 году возвели новый собор, который существует и сейчас. В плане храм выглядит как равносторонний крест. На средства архимандрита Тихона (Малинина) в 1799—1800 годах собор был украшен стенной живописью, созданной талантливым художником Матвеем Челповским.

В советскую эпоху храм и монастырь были закрыты. Когда в Твери строился Речной вокзал, Отроч монастырь был полностью разрушен. Уцелела лишь Успенская церковь. В последние годы существования СССР в храме размещались выставки Тверской картинной галереи.

В 1994 году церковь была отреставрирована и передана РПЦ. В настоящее время храм действующий, в нем проводятся регулярные богослужения.

Без предварительной договоренности и «случайно» в церковь Успения приехал игумен Петр, настоятель монастыря, которому участники Марша даровали икону Богородица Донская и сувенирный набор от имени проекта и его соорганизаторов. Отец Петр рассказал о настоящем и прошлом древней Тверской обители и благословил путников на дальнейшую дорогу.

Собор Успения Пресвятой Богородицы
Тверь, наб. Афанасия Никитина, дом 1
8 (4822) 52-57-18

ФОТО

2 день. 1 октября 2020

  • Новоторжский Борисоглебский монастырь
  • Благовещенская церковь в Торжке
  • Валдайский Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь

Следующий день марша «Путь Александра» начался в Торжке - древнем городе Тверской земли, который и олицетворял во времена князя Александра Тверское княжество и неоднократно встречается в описаниях жития святого князя Александра Невского. Сам город Торжок олицетворяет собою торжество православия. Он весь состоит их древних храмов и монастырей, уцелевших чудным образом в период богоборчества, нашей войны с самими собой.

В городе находится один из древнейших наших Российских православных монастырей - Новоторжский Борисоглебский монастырь. Основан он преподобным Ефремом около 1038 года, в княжение великого князя Киевского Ярослава I Владимировича. Название обители возникло от имён двух святых князей Бориса и Глеба, в честь которых был заложен первый храм.

В монастыре нас радушно встретили: насельник монастыря, иеромонах Кирилл и послушница Феодора. Отец Гавриил рассказал об истории создания монастыря, его основателе - святом Ефреме, вынес для поклонения святыни обители и дозволил подняться на колокольню и посмотреть на Торжок с высоты птичьего полета. Послушница Варвара дополнила рассказ иеромонаха интересными подробностями из монастырского бытия прошлого и истории древнего города. Благодарные участники преподнесли монастырю икону святого Федора Ушакова, памятный знак мероприятия, сувениры и подарки от имени проекта и его соработников.

Преподобный Ефрем Новоторжский - слуга благоверных князей Бориса и Глеба, который после их мученической кончины решил оставить мир и посвятить свою жизнь служению Богу. Из Киева преподобный пришел в землю Древлянскую и рядом с нынешним городом Торжком устроил странноприимный дом на реке Дорогоще. Особенное Божие Провидение через несколько лет указало ему другое место, а именно - устроение обители ещё ближе к Торжку на берегу реки Тверцы, на горе. Преподобный Ефрем 28 (10 февраля) января 1053 года всецело предал дух свой Богу, прожив тридцать восемь лет после убиения благоверных князей Бориса и Глеба.

500 лет мощи преподобного Ефрема покоились в земле. В царствование Иоанна Грозного были обретены нетленные и благоуханные мощи преподобного и с тех пор, 24 июня совершается празднование открытия его чудодейственных мощей. Ровно через сто лет после обретения мощей преподобного Ефрема открыты были мощи преподобного Аркадия, находившиеся в земле более шести столетий.

Как говорят летописи благоверные князья Борис и Глеб неоднократно являлись на помощь русскому воинству. Традиция называет их «небесными помощниками» русских князей. Предания говорят о нескольких фактах явления святых Бориса и Глеба перед великими битвами.

Когда святой благоверный князь Александр Невский в 1240 году с войском пришел на реку Неву, один из его воевод, богобоязненный муж, именем Пелгусий (в крещении Филипп), исполняя порученную ему ночную стражу, увидел при восходе солнца плывущий по воде корабль; посреди корабля стояли два богато одетых человека - в одеждах червленых, гребцы же сидели, одетые как бы мглою. И сказал один другому: «Брат Глеб, пойдем скорее, поможем сроднику нашему, князю Александру, против неистовых врагов». Это видение воевода поведал князю своему. И в тот день князь Александр, помощью святых мучеников Бориса и Глеба, победил и попрал силу шведов, вождя их Биргера сам уязвил мечом в лицо и с торжеством возвратился в Великий Новгород. Борис и Глеб - первые канонизированные русские святые. Сама битва состоялась 15 июля 1240 года, в день памяти святого Владимира, отца Бориса и Глеба. Эти имена - Владимир, Борис и Глеб составляют духовное пространство России, делают её частью всего христианского мира. Владимир принял веру в Константинополе, Борис и Глеб - первые русские святые, канонизированные в Константинополе, где в Софийском соборе даже была их икона.

Другой случай явления князей-страстотерпцев – битва на Куликово Поле. В ту же ночь некий муж, именем Фома Кацибей, разбойник, был поставлен сторожевым от великого князя на реке на Чурове, потому что был он мужественным и крепким сторожевым от поганых. И Бог дал ему в ту ночь увидеть великое видение. Стоя на высоком месте, видел он великое облако, идущее с востока, точно некие полки, идущие на запад. С южной стороны при шли двое юношей, одетых в светлые одеяния, лица их сияли, как солнце. В обеих руках у них были острые мечи. И сказали они начальникам татарским: «Кто вам позволил уничтожать Отечество наше, которое нам даровал Господь?». И начали их убивать, всех перебили, ни один из них не спасся.

Тот же Фома после того видения стал целомудренным и разумным, а о том видении утром рассказал одному великому князю. Князь же великий сказал ему: «Не говори о том, друг, никому». И, подняв руки к небу, начал плакать, говоря: «Владыко, Господи, Человеколюбче, ради молитв святых мучеников Бориса и Глеба помоги мне, как Моисею на Амалика и первому Ярославу на Святополка, и прадеду моему великому князю Александру на хваставшего короля римского, хотевшего разорить его Отечество…».
Сказание о Мамаевом побоище

А вот упоминание о князьях в Лицевом летописном своде - воевода Дмитрий Боброк говорит Владимиру Храброму, двоюродному брату князя Дмитрия Донского, с которым возглавлял засадный полк на Куликовской битве: «Тогда убо Дмитрей Боброк рече князю Владимиру Андреевичу: „Господине княже, час прииде, время приближися“… Итако вси идоша с яростью и ревностью божественою на неверныа и противныа враги… Видеша вернии, яко аггели помогающи христианом, и святых мученик полки, и воина великого Христова Георгиа, и славного Дмириа, И великих русских святых Бориса и Глеба».

Книга «Где ты, поле Куликово?», авторов Г.Носовского и А.Фоменко: По словам летописцев, засадному полку, ударившему на противника из зеленой дубравы, помогало небесное ангельское воинство, в котором сражались святые русские князья Борис и Глеб. Говорится о том, что именно ангельские силы обратили противника в бегство своими огненными стрелами. С виду похоже на сказку, но на самом деле за этими словами летописей кроется глубокий смысл. Будет достаточно того, что победа засадного полка связывалась в умах современников не только с именем князя Владимира Андреевича, предводителя полка, но и с именами святых князей Бориса и Глеба.

Борисоглебский монастырь со времени своего существования перенёс множество тяжких бедствий. Вместе с Отечеством своим он претерпел неоднократные опустошения и разорения. Трижды монастырь горел в междоусобных войнах в 1167, в 1181, 1372 годах. В 1237 году подвергся нападению монголо-татар. От Литвы и поляков обитель страдала дважды. Первый раз - во времена великого князя Александра Невского, а 1258 году, когда литовцы захватили город Торжок, разорили монастырь и разогнали братию. Другой раз - в 1609 году, в царствование Василия Шуйского. Монастырь с городом были разорены поляками; деревянная церковь Введения Пресвятой Богородицы была сожжена вместе с братией монастыря и некоторыми людьми.

После столь многократных разорений и опустошений Борисоглебская обитель была приведена в такую нищету и бедность, что в конце XIV - начале XV веков в ней не было ни одного инока, знавшего грамоту, достояние монастыря по описи было очень скудным.

Далее начинается новый период времени для обители. Это период её благоустройства, процветания и возвышения, которых она достигла усердием и ревностью своих настоятелей.

Процветание монастыря продолжалось до революции 1917 года. А затем он, как и большинство русских монастырей, разделил судьбу своей страны. В 1919 году уполномоченные наркомата юстиции вскрыли гробницу, обнаружили рядом с мощами преподобного Ефрема ещё одну голову, о чём был составлен специальный протокол. В 1925 году братию распустили, а в монастыре на целых полвека разместили тюрьму строгого режима. Затем был лечебно-трудовой профилакторий для алкоголиков, а в последние годы разместился Всероссийский историко-этнографический музей. В 1993 году было принято решение о совместном использовании монастыря музеем и Православной Церковью. По благословению Архиепископа Тверского и Кашинского Виктора настоятелем монастыря становится игумен Вассиан (Кураев). Приезжают в обитель и пять монахов. Но только в 1995 году поселяются они на территории монастыря, в одноэтажном корпусе, построенном когда-то для содержания заключённых. В этом же году монастырь посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II во время празднования 400-летия Нило-Столобенской пустыни. Первое здание архитектурного ансамбля Борисоглебского монастыря (Введенский зимний храм) было передано монахам лишь в декабре 1997 года. Сразу же начались работы по его восстановлению, и 24 июня 1998 года в день памяти преподобного Ефрема Новоторжского возобновилась литургическая жизнь в стенах древнейшего Борисоглебского монастыря.

Новоторжский Борисоглебский монастырь
Тверская обл., г.Торжок, ул. Старицкая, 7
8 (920) 1572334

ФОТО

Из Новоторжского Борисоглебкого монастыря участники Марша «Путь Александра» отправились в расположенную на высоком холме, недалеко от монастыря Бориса и Глеба, церковь в честь Архангела Михаила, известную как Благовещенская.

Настоятеля Михайло-Архангельской церкви, протоиерея Николая Алексеева не было на месте. Путешественники передали через прихожан общины дар храму – икону покровительницы русского воинства Богородицу Казанская, памятный знак и сувенирный набор проекта.

Местоположение церкви весьма красивое и, при величественной архитектуре, храм господствует над окрестностями и виден издали. Ныне существующая Благовещенская церковь каменная, пятикупольная. В местности, называемой Благовещенскою, или Михайловскою слободой, с давних времен существовали церкви в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и святого архистратига Божия Михаила; они были деревянные и в литовское нашествие (1609 г.) были разорены и сожжены.

В 1660 году, по челобитью священника Архангельской церкви Василия Семенова, дана была выпись из писцовых книг, в которой говорится: "в приказе Володимерской чети в писцовых книгах письма и дозору Василья Толстова, да подъячаго Дружины Федотова 7124 (1616) году написано: в Торжку на посаде церкви приходныя и в той статье написано место церковное, что была церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, да место же церковное, что была церковь архангела Михаила, а на церковной земле во дворе поп Петр Семенов, да церковных мест - дьячково, проскурницыно, да пять мест келейных, - церкви и дворы и кельи пожгли литовские люди, а дана сия выпись... для вотчиннаго владения, что ему попу Василью и впредь кто у той церкви попы будут и теми пустошами и сенными покосы и дворовыми и келейными местами по сей выписи владеть по прежнему безъотнимочно"...

В описании Торжка Нарбекова (1625) о Благовещенской и Архангельской церквах говорится следующее: "На посаде храм Благовещения Пресвятой Богородицы, да архангел Михаил на одном окладе, а в нем Божия милосердия и деисусов в тябле с праздники и пророки, да местный образ Пречистыя Богородицы Благовещенья на золоте с венцем и с гривенкою, да архангел Михаил с венцем и с гривною, да Пречистая Богородица на красках Одигитрии, да сосуды оловянные, да крест, да Пречистая запрестольная, да двои ризы полотняныя оплечья бархат цветной шелк красной по белой земле, да в трапезе святых Жен Мироносиц с венцы и гривенки, да кадило медное, да Евангелие письменное, евангелисты медные, а другое Евангелие харатейное, да ризы, да два стихаря полотняные, да книг: Апостол письменный, да два Охтоя, да два Трефолоя, две Триоди, да Псалтырь, да два Пролога - один письмннный, а другой харатейный, да Минея общая письменная, да часовник, а книги письменные, да колокол пуда в три"...

Можно думать, что Благовещенская и Архангело-Михайловская церкви существовали гораздо ранее 17 века. О дальнейшей судьбе этих церквей находятся сведения в переписной книге за 1710 год стольника и коменданта г. Торжка; в этой книге сказано: "Слобода Благовещенская и Михайловская, а в той слободе две церкви деревянныя, одна во имя Благовещения Пресвятой Богородицы теплая, другая во имя собора архистратига Михаила холодная". Вероятно эти церкви сгорели в 1742 году, когда на второй неделе по Пасхе во вторник выгорел весь город Торжок. В 1758 году построена была каменная церковь с двумя престолами: в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и Рождества святого Иоанна Предтечи, с теплым приделом в трапезной во имя святого архангела Михаила. В 1817 году престол в честь Рождества святого Иоанна Предтечи был уничтожен, потому что была " темнота от малости окон и в дверях утеснение". (Указ Новоторж. Правл. № 198, 1816 г.).

В 1850 году вследствие течи на деревянной крыше в приделе святого архистратига Михаила, сооружена была новая теплая каменная церковь с двумя престолами: святого архистратига Михаила (правый) и Владимирской иконы Божией Матери (левый). Эти приделы были освящены Борисоглебским архимандритом Анастасием. Благовещенская (холодная) церковь, построенная в 1758 году, была разорена и вместо неё в 1864 году была выстроена новая, более обширная и с одним только престолом в честь Благовещения Пресвятой Богородицы; эта церковь была освящена 21 марта 1864 года Борисоглебским архимандритом Антонием.  В 1877 году в Благовещенской церкви иконостас весь был вызолочен и живопись возобновлена; в 1887 году перестроена была колокольня, так как прежде бывшая (малая) не соответствовала уже величественному новому храму; в 1892 году в теплой церкви (в приделах) были устроены новые иконостасы и весь храм был отделан под мрамор, и в настоящее время Благовещенский храм один из лучших в Торжке по внешней красивой архитектуре и внутреннему своему благолепию.

В ХХ веке Михайло-Архангельская церковь разделила участь большинства российских храмов и обителей. В 1936 году она была закрыта и превращена в пекарню. Во время войны здесь располагался военно-продовольственный склад. С 1931 года до закрытия в храме находились мощи преподобных Ефрема и Аркадия Новоторжских чудотворцев, которые были перенесены сюда из закрывшегося Борисоглебского монастырского храма. Сама обитель перестала действовать ещё в 1926 году. При закрытии Михайло-Архангельской церкви в 1936 году мощи святых угодников были изъяты властями. Их дальнейшая судьба до сих пор неизвестна.

Официально приход вновь открывшегося храма был зарегистрирован в канун Благовещения - 6 апреля 1946 года. Но сам храм был открыт раньше, сохранился снимок крестного хода в Ефремов день, 24 июня 1945 года, выходящий из Михайло-Архангельской церкви, Торжокского фотографа П.Ф. Добрынина.

До 1995 года Михайло-Архангельская церковь оставалась единственным действующим храмом в Торжке.

Благовещенская церковь в Торжке
г. Торжок, Республиканский пер., 3
8 (48251) 5-43-62

ФОТО

Путь на Великий Новгород, город воинской славы и город, неразрывно-связанный с житием и подвигами великого русского князя, лежит через   густые леса, озера и реки одного из самых красивых уголков России – Новгородскую область.

Следующей остановкой Марша «Путь Александра» стал Валдайский Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь. История монастыря не имеет в своей летописях упоминания о связи с именем великого князя, но думается, что она все-таки была, поскольку места монастырского уединения всегда были связаны с житием Александра Невского и все регионы сегодняшних Тверской, Новгородской и Псковской областей хранят в себе массу историй жизни и подвига святого. И конечно, важен тот факт, что долгое время Иверская обитель была приписана к Александро-Невской лавре.

У монастыря путешественников встретила экскурсовод паломнической службы монастыря Татьяна Николаевна Белякова, которая в красивой и артистичной манере поведала гостям о многовековой истории древней монашеской обители. Марш «Путь Александра» преподнес монастырю в дар икону святого воина-мученика Иоанна Русского, памятный знак проекта и сувенирный. Дар приняла монахиня Ирина, начальник паломнической службы монастыря.

В 1652 году митрополит Новгородский Никон, будущий Патриарх Всея Руси возглавляет перенесение мощей святителя Филиппа, митрополита Московского и Всея Руси из Соловецкого монастыря в Москву. Святитель пострадал в правление Иоанна Грозного за обличение царских беззаконий и жестокостей.  В специальной покаянной грамоте, составленной по образцу грамоты, писанной к святителю Иоанну Златоусту, царь Алексей Михайлович (во многом по Никонову научению) приносил покаяние за своего «прадеда» Иоанна Васильевича, признавал вину царя и выражал почтение к мученической смерти святителя. Никон прочел пред гробом святителя Филиппа царскую грамоту и принес покаяние от имени царя за беззаконие его предка. Митрополит Никон с торжественным шествием возвратился с мощами святителя Филиппа, «сотворявшими многие чудеса и целения», в Москву. По дороге, в сонном видении ему явился убиенный святитель Филипп и благословил его намерение о построении обители на Валдае, «способствующа и укрепляюще на сие благое дело». Тогда Никон дал обет святителю Филиппу исполнить сонное видение и на Валдайском «предреченном острове» построить монастырь.

В 1655 году начинается строительство каменного собора, в монастырь переселилась братия Белорусского Оршанского Богоявленского Кутеинского монастыря в количестве более 70 человек и в монастыре начинается монашеская жизнь. В 1656 году патриарх Никон привозит в монастырь точный список афонской Иверской иконы Божией Матери.

В 1710 году было принято решение о переносе мощей святого Александра Невского из Владимира в Санкт-Петербург. Начинается строительство Александро-Невской лавры. В 1712 году Иверская обитель вместе со всеми своими угодьями приписывается к Александро-Невской лавре. В эти годы Иверский монастырь теряет вместе с самостоятельностью и большую часть своего церковного имущества. Ризница Александро-Невской лавры пополнилась дорогими настоятельскими митрами с алмазами и крупным жемчугом, дорогим облачением, четырьмя золотыми напрестольными крестами, двумя большими колоколами и многочисленным хозяйственным имуществом. «Приписным» монастырь оставался до 1730 года.

В ХХ веке, 1919 году монастырь преобразован в Иверскую трудовую артель. За время Советской власти на территории был историко-архивный музей, музей краеведения, мастерские, госпиталь, дом инвалидов, лесная школа. К 1930 году деятельность монастыря и иноческой трудовой артели была полностью прекращена, его насельники покинули Ивер. В 1930-х годах на территории монастыря размещалась «Строчпромартель» для глухонемых инвалидов. С 1941-го по 1943 год — эвакогоспиталь для бойцов и командиров Северо-Западного фронта, затем — база отдыха для инвалидов войны. В послевоенный период здесь открывается детская санаторно-лесная школа. В конце 1960-х монастырские строения занимает база отдыха одного из новгородских предприятий.

В 1991 году Иверский монастырь был передан Новгородской епархии. Обустройство духовной, иноческой жизни началось с Божественной литургии, состоявшейся в главный праздник Иверского монастыря, который приходится на 28 июля (10 августа). Несколько тысяч молящихся совместно с владыкой Новгородским архиепископом Львом впервые за многие десятки безбожных лет прошли крестным ходом вокруг монастыря. Перенесенная к этому дню из Петропавловской церкви Валдая икона Иверской Божией Матери первою, раньше всех монастырских насельников, пришла на Ивер и осталась там навсегда как главная святыня обители, ее покровительница и заступница.

Валдайский Иверский Богородицкий Святоозёрский монастырь
Новгородская обл., Валдай
8 (911) 614-66-94

ФОТО