СОЛОВКИ

б copy

 

МОТОПАЛОМНИЧЕСТВО " СОЛОВКИ "

 

Дата: 27 июня - 5 июля 2015 года

Маршрут:  Москва - Великий Новгород - Петрозаводск - Кемь - Пудож - Вологда - Москва

Мотопаломничество русских мотоциклистов на Русский Север становится хорошей традицией. Это край, который воспевали и воспевают в стихах и прозе. Край северного сияния и суровой природы - навсегда остается в сердце.

В этот раз  мотопаломники посетили Великий Новгород — Петрозаводск – о. Большой Соловецкий — Медвежьегорск — Вытегра — Вологда – п. Толга (Ярославская обл.). В общей сложности русские мотоциклисты преодолели 3 тысячи километров.

Зачем они отправились в такую дальнюю и сложную дорогу ответил руководитель паломничества Сергей Цуканов: «Мы хотим уйти от тех стереотипов в отношении мотоциклистов, которые сейчас существуют. Хотим показать, что русские мотоциклисты абсолютно нормальные адекватные люди, а не банда оголтелых пьяниц и наркоманов. Мотоциклисты — это люди, которые стремятся к возрождению России».

Стартовали мотоциклисты 27 июня из Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря.

Место старта выбрано не случайно. Мотопаломничество совершается как дань памяти Патриарха Никона и в честь 25-летия Решения Священного Синода о возобновлении Соловецкой обители и открытия Спасо-Преображенского мужского монастыря.

Именно Патриарх Никон (мирское имя Никита Минин 05.1605-08.1681) 1656г. основал Воскресенский Новоиерусалимский ставропигиальный мужской монастырь как воплощение идеи «Третьего Рима» в России. Здесь он прожил более восьми лет после своего удаления из Москвы и все свои силы употребил на воплощение своего замысла – создать в Подмосковье точное подобие знаменитого Иерусалимского храма Воскресения Господня, чтобы дать возможность русскому народу созерцать места спасительных страстей и Воскресения Христова не подвергаясь дорогостоящему и небезопасному путешествию на Ближний Восток.

Начал же свой монашеский путь Патриарх Никон на Соловках, где в 1636 г. принял постриг в Анзерском скиту, основанном преподобным Елеазаром.

По замыслу основателя Ново-Иерусалимского монастыря облик строений должен был воссоздать святые для христиан места Палестины и повторить архитектуру Храма Гроба Господня.

Монастырю покровительствовали российские монархи – при Елизавете Петровне увеличились его владения, начался ремонт шатра Воскресенского собора. А после крупных пожаров 1762 и 1792 годов восстановление происходило на средства, выделенные Екатериной II.

Архитектурный комплекс Ново-Иерусалимского монастыря, помимо величавого Воскресенского собора, построенного с использованием чертежей Храма Гроба Господня в Иерусалиме, включает подземную церковь Константина и Елены, крепостную каменную ограду и несколько красивейших зданий, украшенных лепниной и майоликой и составляющих единый ансамбль комплекса.

После молебна о путешествующих и освящения мотоциклов паломники отправились в Валдайский Иверский Святоозерский Богородицкий мужской монастырь.

Основал монастырь на Валдайском озере также Патриарх Никон. На новую обитель Государь выделил из казны огромные средства для ее скорейшего построения. Летом 1653 года первосвятитель послал на место строительства искусных зодчих, множество людей и строительных материалов, а к осени были построены и готовы к освящению две деревянные церкви. Соборный храм был освящен в честь чудотворной иконы Иверской Божией Матери, а теплый - во имя святителя Филиппа митрополита Московского. Первым настоятелем монастыря Патриарх назначает архимандрита Дионисия - "мужа искусна и божественному писанию исполнена, добродетельна, незлобива же и кротка...".

Патриарх всей душою стремился как можно быстрее взглянуть на свое детище. При первом посещение строящейся обители, Никон переименовал посад Валдайский в село Богородицкий, а так же нарек Валдайское озеро Святым, предварительно освятив его и опустив на дно Евангелие и крест. Сам монастырь в дополнение к прежнему названию был назван Святоозерским.

Главное сооружение Иверского монастыря является Успенский собор, который и до сего дня не утратил своего величия. Это одно из самых больших построек XVII века в России. Кафедральный собор отличается простотой и монументальностью архитектурных форм.

В Великом Новгороде мотопаломники посетили Новгородский Кремль и Софийский кафедральный собор.

Сам Великий Новгород  - старейший город России, средневековый центр торговли и ремесел, связующее звено между средневековой Европой и Русью и рубеж на границе двух цивилизаций - все это Великий Новгород.

Главные достопримечательности города  - это Кремль - или Детинец, как его называли в Новгороде в древности, заложенный князем Ярославом, — древнейший из сохранившихся в России кремлей (впервые упоминается в летописи 1044 г.). Слово "новгородцы" впервые звучит в летописи под 859 годом.

Кремль был административным, общественным и религиозным центром Новгорода.  Здесь проходило вече, выборы посадника, отсюда выступили на битву со шведами дружины Александра Невского, его стены защищали главный — Софийский собор ирезиденцию Новгородского владыки. Именно в Кремле велось летописание, собирали и переписывали книги.

«Там, где Святая София, там и Новгород». Так говорят на Руси уже тысячу лет. С тех самых пор, когда в XI веке был построен грандиозный собор Софии Премудрости Божьей. Храм был заложен Ярославом Мудрым и его сыном Владимиром. Храм строился с 1045 по 1050 год и является самой древней из сохранившихся каменных построек Руси. Сами новгородцы во все времена относились к собору с величайшим благоговением. Например, они считали, что именно благодаря заступничеству Софии их город никогда не подвергался набегам татар.

До Новгорода Ярослав Мудрый выстроил Софию Киевскую. Эти храмы сегодня сегодня служат напоминанием о том, что Русь-Россия — это одна цивилизация с одними истоками, в которую входила и территория нынешней Украины, так пытающейся доказать, что она независимое государство.

После Великого Новгорода мотоциклистов ждал Тихвинский Богородичный Успенский Мужской Монастырь и Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь.

Монастыри расположены в Ленинградской области.

В 1560 году на берегу речки Тихвинки положено было основание святой обители во славу Тихвинской иконы Богоматери, Заступницы земли русской и Путеводительницы православных христиан. Над арками святых врат сохранился фрагмент надписи: «Благодатию Христовою и Благоволением Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии и тоя помощию, повелением же Царя и великого князя Иоанна Васильевича всея Русии начало и устроение бысть монастырю сему в лето 7068 февраля в 11 день».

Монастырю суждено было стать домом для величайшей православной святыни, пережить времена и славные и смутные, служить рубежом обороны от иноземных захватчиков, всегда при этом оставаясь источником чистого духовного сияния, на который стремились паломники со всей православной России.

Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь, основанный святым преподобным Александром Свирским в конце ХV-го столетия в глухом Олонецком крае в девственных дремучих лесах, среди языческого коренного населения корелов, вепсов, чуди, очень быстро приобрел известность. Укрепление православной веры в этом крае стало возможным благодаря строгому, благочестивому подвижническому образу жизни основателя монастыря. Сюда начал стекаться народ: как иноки, так и ищущие молитвенной помощи. Еще при жизни преподобного Александра Свирского монастырь складывался как объединение двух поселений: при братских келиях — Троицкий комплекс, у монастырского кладбища — Преображенский. Оба комплекса сегодня представляют единый памятник архитектурных строений XVI-XIX веков.

Монастырь расположен в живописном месте на высоком берегу Рощинского озера. Большая часть строений хорошо сохранилась, демонстрируя высокое искусство зодчих, строивших их, но все они нуждаются сегодня в больших реставрационных работах.

Сам святой преподобный Александр Свирский удостоился взирать на Троичного Бога.

Вот что сказано об этом событии. Дважды за всю историю человечества открывался Троичный Бог телесному человеческому взору - первый раз святому Аврааму у Мамврийского дуба, знаменуя великое милосердие Божие к роду человеческому; второй раз — на русской земле святому преподобному Александру Свирскому. Что значило это явление новозаветному святому - не будем дерзать отвечать. Только будем стремиться почтить эту землю, тот монастырь, который был воздвигнут на севере русской земли по велению Бога-Троицы и самого "новозаветного Авраама" — преподобного отца нашего и чудотворца Александра.

В монастыре Александра Свирского паломники приняли участие в вечернем богослужении.

В Карелии мотоциклисты посетили ее столицу Петрозаводск и остров Кижи.

Возникновение Петрозаводска связано с именем императора Петра Великого и бурными историческими событиями начала XVIII века: борьбой за выход России к Балтийскому морю, переустройством всей жизни страны на «европейский манер» и активным развитием промышленного производства в сельскохозяйственной стране. Для нужд военной промышленности император повелел заложить в устье реки Лососинки  Петровский завод, где отливались пушки и орудия. Вокруг завода возникла Петровская слобода, которую населяли мастеровые, солдаты и чиновники горнозаводского ведомства.

Однако современный Петрозаводск очень отличается от старинного. Сильно изменили облик города крупные исторические потрясения ХХ века — две мировые и гражданская войны, оккупация 1941-1944 годов, время политических репрессий сталинского периода. Больше всего пострадал Петрозаводск в годы отечественной войны. Заново его отстраивали уже в послевоенное время: центр города с жилыми и административными постройками возводился в 1950-х—1980-х, а ансамбль застройки проспекта Карла Маркса, созданный в 1960-х годах, принят на государственную охрану как образец архитектуры послевоенного времени.

В заповеднике Кижи воссоздан культурный мир крестьян, хозяйственный уклад жизни людей русского севера. По примеру зарубежных музеев под открытым небом, здесь можно увидеть кусочек исчезнувшей жизни: на улице и в домах экспозиции встречают гостей умелые мастера в национальной одежде, которые рассказывают и показывают приемы традиционных ремесел – плотницкого дела, ткацкого, они режут по дереву, вышивают, вяжут, плетут из бересты, даже работают в огороде и поле. Сувениры, изготовленные прямо на ваших глазах, можно купить.

На острове Кижи находится перевезенная из Муромского Успенского монастыря маленькая церквушка в честь Воскрешения Лазаря, построенная в 14 веке – древнейшая в Карелии

Но все-таки центром музея заповедника Кижи, его жемчужиной, является Кижский погост.

Архитектурный ансамбль погоста Кижи, образец деревянного зодчества Карелии, включает:

  • С разновеликими главами летнюю церковь Преображения Господня (1714г) – самое выдающееся и знаменитое сооружение музея заповедника Кижи.
  • Стройную церковь Покрова Богородицы (1764г) У нее 9 глав – центральную главку окружают 8 маковок поменьше. Украшает ее лишь скромный зубчатый поясок, идущий вокруг фронтона. Службы в ней шли в зимнее время, так как она отапливалась.
  • Установленную между храмами шатровую колокольню со звонницей Это самое позднее сооружение ансамбля (1874г). 37 метров – вот настолько она поднялась к небу. ! Если взять за высоту этажа 3,3м, то высота колокольни равна 11 этажам С такой высоты, да по воде – далеко разносился ее необычайной чистоты колокольный звон…
  • Окружающую сооружения и отделяющую их от крестьянский полей, деревянную стену трехсотметровой длины – реконструкцию традиционной ограды погостов. Это солидное сооружение – на высоком каменном основании возведен бревенчатый сруб из сосен со сторожевыми башнями по углам. Сверху его укрывает двускатная крыша. Главный вход у Покровского храма через внушительные двустворчатые ворота, кроме него есть еще второстепенные входы-калитки.

И наконец переправа на остров Большой Соловецкий, в пути более 3 часов. До Большого Соловецкого острова мотопаломники добирались на деревянных ладьях. Погода не радовала, на море ощущалось серьезное волнение.

Приветствовал русских мотоциклистов на Соловках иеромонах отец Петр. Он пригласил гостей на молебен в Филипповскую церковь. После паломники приложились к мощам святых основателей Соловецкого монастыря - первоначальников Соловецких, преподобных Зосимы, Савватия и Германа. Затем была организована ознакомительная экскурсия по Соловецкому Кремлю и местам массовых захоронений на острове. Последнее произвело сильное впечатление на мотопаломников. «В среднем, по нашим подсчетам, расстрелы там велись круглосуточно каждые три минуты, - рассказал Сергей Цуканов. - Эти кровавые события сказались на дальнейшей истории нашей страны». За перенесенные нечеловеческие страдания «враги народа», погибшие на Соловках, были причислены к лику святых, и теперь их почитают как Соловецких великомучеников.

На следующий день мотопаломники посетили скиты, Секирную гору, Филипповские садки и Ботанический сад.

Соловецкий монастырь – один из самых знаменитых на Северо-Западе.  Соловецкий архипелаг расположен в Белом море. И хотя территориально он относится к Архангельской области, традиционно монастырь причисляют к достопримечательностям Карелии.

История освоения архипелага уходит корнями в глубокую древность. Первыми поселенцами были протосаамы. Об их присутствии свидетельствуют различные сооружения – лабиринты, каменные кладки, курганы, очевидно служившие для проведения языческих обрядов и сохранившиеся до наших дней.

В XII-XIII в.в. новгородцы начали освоение карельского побережья Белого моря. В XV веке на Большом Соловецком острове был основан православный монастырь. Суровая красота северной природы и уединенность как нельзя лучше располагала к пустынножительству - вдали от суеты и мирских забот.

На обратном пути с Соловком мотоциклисты посетили еще несколько обителей.

Первая — это подворье Муромского Успенского мужского монастыря в Пудож. Обитель основана в XIV в. прп. Лазарем Муромским и относится к числу древнейших общежительных местных монастырей. Еще при жизни прп. Лазаря были возведены храмы Успения Божией Матери, Воскрешения Лазаря, Рождества Иоанна Предтечи. Прп. Лазарь был погребен у алтаря поставленного им Предтеченского храма. Мощи преподобного пребывают под спудом в том месте и по сию пору.

До обители, расположенной на узкой полоске земли между Онежским и Муромским озерами, соединенными протокой, добраться нелегко. Вокруг одна тайга, а посреди пудожская деревня Гакугса – перевалочная база монастыря. От ее берега монастырские лодки отправляются по реке Гакугсе через Муромское озеро. К обители ведет единственная старая болотистая дорога, на которой в ночь на 29 декабря 2013 года трагически погиб насельник обители иеромонах Нил (Яшкин). Старый монастырский самоход-рама сломался, и о. Нил скончался от переохлаждения.

Братия в обители подвизается малочисленная: настоятель монастыря игумен Илия (Горбачев), три монаха и несколько послушников. «Храм восстанавливаем своими силами, иногда приезжают знакомые потрудиться, – говорит настоятель монастыря игумен Илия (Горбачев). – Живем на пожертвования. Средств на все не хватает. Были бы деньги – наняли бы бригаду рабочих, быстро бы храм восстановили. С обыкновенной крестьянской работой справляемся, а вот строить своими руками уже сил не хватает». Месяцами здесь отсутствует связь с внешним миром, Муромский монастырь остается местом строгого уединения.

Вторая - Кирилло-Белозерский Мужской Монастырь в Кириллове. Так начиналась история монастыря. В 1397 году по указанию от Пресвятой Богородицы, бывшему ему в видении, прибыл в обширную область древнего Белоозера архимандрит Симонова монастыря Кирилл вместе с симоновским же иноком Ферапонтом, своим собеседником, и здесь на пустынных берегах Сиверского озера, среди дремучих лесов, положил основание монастырю, ставшему впоследствии известным под именем Кирилло-Белозерского...

За свою историю монастырь пережил и расцвет и упадок. Современная история начинается с 1997 году, когда в год празднования 600-летия монастыря, часть монастырской территории была передана Вологодскому Епархиальному управлению.

В 1998 году зарегистрирована Православная религиозная организация Кирилло-Белозерский мужской епархиальный монастырь г. Кириллова Вологодской области Русской Православной Церкви (Московский Патриархат).

Решением Священного синода от 10 октября 2009 года в должности наместника монастыря утверждён игумен Игнатий (Молчанов).

Святыни: мощи под спудом прп. Кирилла Белозерского.

Также мотопаломники посетили Онежские петроглифы. Петроглифы - это наскальные изображения эпохи неолита, они датируются 4-3 тысячелетием до нашей эры Петроглифы старше египетских пирамид. Язычники выбивали на камнях изображения птиц, лесных зверей, лодок и людей, прося у богов удачи в охоте и других промыслах, а более грозным небесным владыкам приносили и кровавую дань, в память о которой сохранился Бесов нос - скала с расщелиной, в которую лили кровь жертвенных животных.

По пути из Кирилло-Белозерского монастыря Ночные  Волки и русские мотоциклисты посетили Вологодский Кремль и Софийский собор.

Вологодский Кремль начал возводиться в XVI веке по приказу Ивана Грозного. Планируемая территория в 2 раза превосходила территорию Московского Кремля. Закладка каменной крепости проходила 28 апреля 1565 года, в день святых апостолов Иасона и Сосипатра. Это событие впоследствии дало другое название Вологде — Насон-город.

Царь хотел сделать из Вологды личную резиденцию, однако ликвидация опричнины, вероятно, изменила его планы, а Кремль не был построен. Комплекс сооружений, который сейчас называется Вологодским Кремлем, создавался в течение нескольких столетий, его разновременные постройки сильно отличаются друг от друга по своему стилю. Это была Резиденция вологодских Архиереев.

До середины XVII века все постройки владычной резиденции были деревянными. Уже в первой половине XVII века в резиденции вологодских архиереев находились все необходимые для административного епархиального центра помещения. Эти многочисленные деревянные здания неоднократно перестраивались, и в настоящее время не сохранены.

Cофийский собор (Собор Софии Премудрости Божией) — православный храм, древнейшее сохранившееся каменное сооружение на территории Вологды, одна из крупнейших построек эпохи Ивана Грозного (наряду с храмом Покрова на Рву в Москве, Успенским собором Троице-Сергиевой лавры и другими). Сооружён в 1568 — 1570 годах по распоряжению Ивана Грозного.

Храмы, подобные Софийскому, очень характерны для русского зодчества XVI столетия и являются одним из распространенных типов городских и монастырских соборов. Софийский Собор построен по образу и подобию Успенского Собора Московского Кремля.

Собор располагается в центральной части города, на высоком берегу реки Вологды, в непосредственной близости от вологодского кремля и выполняет важную градостроительную функцию, замыкая пространство одной из древнейших площадей города — Кремлёвской.

В Софийском кафедральном соборе Вологды по окончании Литургии Ночные Волки встретились с митрополитом Игнатием и передали Владыке полный список Соловецких новомучеников с тем, чтобы в храмах Вологодской епархии были совершены молебны в честь этих святых.

Уже перед Москвой мотопаломники заехали в Введенский Толгский женский монастырь, которая находится в ряду тех обителей Святой Руси, в которых православный русский человек надеялся и надеется по преиму
ществу найти благодатное религиозное утешение, в которых он любил и любит изливать пред их святынею свою душу, свое сердце в дни светлой радости и тяжелых испытаний.

Толгская обитель возникла в «лютое» время монголо-татарского нашествия и княжеских междоусобиц как духовный центр Ярославского края. Сравнивая два крупнейших монастыря Ярославля и его окрестностей — Спасо-Преображенский и Толгский, ярославский литературовед Сергей Алексеевич Золотарев отметил, что с Толгской обителью связана созерцательная, подвижническая сторона монашеского быта — такие монастыри «не от царей, бояр и богатств поставлены, но слезами, пощением, молитвою и бдением».

Начало обители относится ко времени правления в Ярославле св. благоверного князя Давида, сына св. благоверного князя Федора , Смоленского и Ярославского чудотворца, и связано с явлением ростовскому епископу Трифону чудотворной иконы Богоматери.

В современной истории обители были горестные годы, но было и особое радостное событие (26 мая 1988 года), когда возрождающаяся Толгская обитель обрела и перенесла честные мощи великого подвижника, религиозного мыслителя и духовного писателя XIX века — святителя Игнатия (Брянчанинова). Милостью Божией честные мощи «Отца современного иночества» почивают в обители по сей день.

Проделав огромный путь по родному краю и его святыням мотопаломники своими глазами и сердцами увидели и почувствовали красоту и святость Земли Русской. Сколько Святых явила она миру, сколько храмов прославляют Отца Небесного и Покровительницу России Божию Матерь.

История эта началась задолго до нас и наша сегодняшняя задача сохранить это все для потомков и приумножить.