РУССКАЯ АФРИКА

африка

ТЕКСТ И ФОТО: ЮРИЙ ВОЛКОВ

ОБЩИЕ ДАННЫЕ ПО МАРШРУТУ

  • Пройдено всего – 44 605 км, в том числе по Африке – 36 850 км;
  • Продолжительность путешествия – 160 дней, из них ходовых – 128 дней;
  • Участники – Юрий Волков (Honda X4), Илья Дубинин (BMW GS1200).

НИТКА МАРШРУТА (ЧАСТЬ 1):
Москва – Смоленск – Гродно (Белоруссия) – Варшава (Польша) – Берлин (Германия) – Амстердам (Нидерланды) – Брюссель (Бельгия) – Пьерфон (Франция) - Париж – Клермон-Ферран – Андорра (Андорра) – Сарагоса (Испания) – Мадрид –Лиссабон (Португалия) – Мыс Рока – Лиссабон – Тарифа (Испания) – паром Испания – Марокко – Танжер (Марокко) – Рабат – Касабланка – Марракеш – Ait Melloul – Tan-Tan – El-Aai'un(Западная Сахара) – Dakhla – Нуадибу (Мавритания) – Нуакшот – Росо – Дакар (Сенегал) – Soma (Гамбия) – Зигиншор (Сенегал) – Бисау (Гвинея-Бисау) – Кундара (Гвинея) – Маму – Конакри – Кисидугу – Nzo – Пине – Канкан – Бамако (Мали) – Мананкоро – Абиджан (Кот-д’Ивуар) – Аккра (Гана) –Ломе (Того) – Котону (Бенин).

ЧАСТЬ 1. ПОБЕГ ОТ ЗИМЫ

В Москве осень. Становилось холодно, грустно и скучно. С этим нужно было что-то срочно делать. И практически одно временно в наши головы, мою и Ильи Дубинина, пришла одна и та же шальная идея: «А что если перезимовать в… Африке?» Месяц ушел на подготовку мотоциклов,получение виз (Шенгенской и ЮАР, остальные будем делать по «ходу пьесы»), и в начале ноября мы уже выдвинулись в сторону Испании, откуда на «теплый» континент, как мы знали, ходят паромы…

ПОКИДАЯ ЕВРОПУ

На одном дыхании прошли Белоруссию, Литву, Польшу, Германию, Нидерланды, Бельгию. Вообще, Европу пересекали быстро, так как спинами чувствовали нагоняющую зиму. Небольшую остановку сделали в Париже. Город, кстати, нам не показался таким уж унылым, как многие о нем отзываются. Народ приветлив, но ездить там тяжело из-за узких, по сравнению с Москвой, улиц и броуновского движения на них. Побывали у Эйфелевой башни, ночью она очень красива. На экскурсию не пошли, зато отведали национальной кухни. Пока колесили по Франции, посетили несколько старинных замков и заглянули в городок Рокамадур, который находится рядом с пещерами Пеш-Мерль. Он состоит из одной улицы, нескольких храмов и замка на вершине скалы. Это один из популярных туристических центров Франции. А по пути в Андорру нас тормознула французская дорожная полиция. Поначалу «гаишники» просто какое-то время держались сзади, а потом включили «мигалки». Останавливаться на автобане не разрешено, мы и не останавливаемся. Потом они нас обогнали и жестами стали показывать, что надо завернуть в какую-то странную дыру в ограждении. Я проехал дальше, а Илья притормозил. Полицейские вышли из машины, что-то лопочут и показывают, заезжай, мол. Вроде как мега-преступников поймали. Илья стоит. Я разворачиваюсь. Полицейские бегут навстречу, машут руками! И тычут пальцами на багажник. Оказалось, что концы утягивающих строп свободно висели сзади до асфальта. Один из инспекторов подошел, показал, что ремни могут попасть в колесо и завязал их на грузе. После этого они пожелали нам счастливой дороги и уехали. Вот так работает полиция, которая «для людей».
Испания встретила туманом, сквозь который не видно было впереди идущих машин, а Мадрид – пробками и жарой. Поскольку посещение европейских музеев в наши планы не входило, осмотрели только самую большую арену для корриды Plaza de Toros, построенную в 1929 году. Чуть дольше задержались в Португалии, куда специально завернули, сделав небольшую петлю. И не разочаровались в ожиданиях! В Лиссабоне уютно, много старых улочек и красивой архитектуры. И, конечно же, побывали на самой западной точке Европы – мысе Рока. Он находится в 40 километрах к западу от Лиссабона. По сути, там нет ничего особенного, но это место имеет какое-то магическое свойство. Притягивает так, что уезжать не хочется. Из Португалии мы отправились в Альхесирас. Это главный порт, связывающий Испанию с Африкой, один из крупнейших портов в мире. Прошли паспортный контроль и заполнили миграционные карты. К слову, декларация оказалась на французском и арабском языках, таможенники и полиция говорят только на французском, поэтому английский тут не сильно помог, благо есть «хелперы» и множество «зазывал». Воспользовавшись их услугами, мы купили билеты на паром и через пару часов уже выгружались в Танжере. Приключения начинаются!

ВОРОТА В АФРИКУ

Итак, задача убежать от морозов выполнена с запасом: «за бортом» плюс 25 градусов! Но Марокко – это еще не та Африка, которую мы хотели увидеть. Здесь хорошие дороги, нет проблем с сервисом. Правда, долго пытались разобраться, какой же марки нам нужен бензин. В России, например, я заливаю 92-ой, а Илья 95-ый. В итоге поняли, что в Африке есть только два вида топлива – «просто бензин» и «просто дизель», так что спокойно заправляйтесь, не обращая внимания на отсутствие маркировок. В северной части Марокко много достопримечательностей, которые интересно посетить, да и по небольшим городам приятно прокатиться. Остановившись на день в Рабате, сделали три визы: Мали, Мавритании и Сенегала. А приехав в Касабланку, столкнулись с первой проблемой. Из-за жары на моем мотоцикле сгорело реле зарядки, у этой модели Honda это больное место. К счастью, буквально в ста метрах нашлась мотомастерская. Несмотря на близость к Европе, сервис был с характерным африканским акцентом. Мое сердце обливалось кровью, но каким-то чудом мотоцикл был все-таки починен, и мы продолжили путь.
По мере приближения к Западной Сахаре на дорогах начали появляться блокпосты, на которых нас останавливали едва ли не каждые полчаса. В этой ситуации очень сильно помогли заблаговременно сделанные распечатки всех паспортных данных и бумаг на транспортные средства (так называемые fiche). В противном случае на каждом посту пришлось бы долго переписывать все данные вручную.
Вдоль Атлантического океана идет очень красивая дорога. И совсем без трафика. По пальцамможно пересчитать, сколько за день нам встретилось автомобилей. Но наше первоначальное представление о Сахаре было, конечно, немного другим. В голове рисовались нескончаемые песчаные барханы, а на деле – вокруг только каменистая засушливая местность. Гостиницы тут оставляют желать лучшего. Остановившись в однойиз таких, познакомились с местными жителями пустыни, которые рассказали о своей борьбе за исконную землю и как они были свободны, пока им не начали «внедрять демократию».
Трасса до Мавритании – долгая и изнурительная. Сотни километров под палящим солнцем. Только солнце и маленькие редкие городки, неожиданно появляющиеся, словно миражи из небытия. Вроде пустыня и пустыня вокруг… Но она абсолютно разная. От цвета песка до растительности, где-то дюны, а где-то она глинистая. Вот это уже настоящая Сахара. В окружности порядка 300 километров в ней нет ничего живого, и поэтому очень сильно удивляют неожиданно встречающиеся здесь люди. Откуда и куда они идут – неизвестно… ДАЙ ДЕНЕГ!
На границе с Мавританией к нам сразу подбежали местные жители, которые за небольшую плату предлагали помочь с заполнением бумаг. Таможенники же начали выписывать разные непонятные счета. Уже наученные опытом мы не отказываемся от платежей, но говорим, что деньги есть только на картах. И тут же все эти счета становятся необязательными!
Въехали на нейтральную территорию, и перед нами открылись пейзажи в стиле Mad Max. Раскореженные машины, отсутствие дорог и настоящие минные поля! За деньги проводники готовы провести через них. Поступаем прощеи дешевле: дождались местного, которому требовалось в нужную нам сторону, и пристроились за ним. Так мы легко и безопасно оказались в Мавритании. Но на блокпостах лучше не шутить: солдаты стоят вооруженные до зубов и с не очень добрыми взглядами. Вести себя нужно осторожно – в стране шариат. Но самая большая, наверное, сложность, с которой мы здесь столкнулись, это отсутствие бензина. На заправках продается только дизель. Бензин нашли лишь в двух городах, в Нуадибу и Нуакшот. В остальных случаях, когда заканчивалось топливо, приходилось покупать его у барыг за бешеные деньги. Один раз вынуждено отдали 50 евро за 20 литров.
Мавритания очень бедная страна, а чтобы не было бунтов, повсюду военные патрули. Для туриста буквально все товары для начала стоят «миллион», а потом –как договоришься. Попрошайки везде! Лезут к вещам и смотрят на реакцию. И резкие такие. Могут появиться из ниоткуда в любую секунду. Бормочут всегда чего-то. Спасал лишь богатый русский язык. Некоторые из них о России и не слышали, зато знают о Путине. А из достопримечательностей, по большому счету, в Мавритании и посмотреть не на что. Впрочем, есть одно любопытное место – Глаз Сахары называется. Мы до него не добрались, так как перегон в один конец составляет примерно 600 километров. А уж если между двумя крупнейшими городами бензина не найти, то там и подавно. Не стали рисковать. Да и не глаз это никакой, а скорее пустая «глазница» – 50-километровая дыра в земле.
Надолго запомнился выезд из страны через таможенный переход в городе Росо. Мы проходили его целых 10 часов! Какие-то странные люди требовали с нас по 200 евро за один мотоцикл. Это были явно не штатные сотрудники, но при обращении к таможенникам, те отсылали к ним. Заколдованный круг. И вырваться из него невозможно. Все хотят денег! Лишь после небольшой драки, и заплатив 200 евро за два мотоцикла, мы покинули этот бардак.

«А В СЕНЕГАЛЕ, БРАТЦЫ, В СЕНЕГАЛЕ…»

Между границами Мавритании и Сенегала проходит река. Через нее курсирует паром, на котором, как по взмаху волшебной палочки, злобные взгляды сменились на добродушные улыбки, а требовательные попрошайки в один миг превратились в веселых африканцев. Такой я и представлял себе Африку! Несколько дней отдохнули в Дакаре. Отправились туда по совету мотоциклиста из Агадира, да и многие о нем рассказывали.Приехали и ничего такого особенного не увидели. Впечатления противоречивые: с одной стороны, трущобы и нищие, с другой – дорогие виллы с охраной, бутики и супермаркеты. Но, несмотря на убогость, даже в самых бедных районах все улыбаются и готовы помочь. Познакомились с хорошим человеком из Стамбула и еще раз убедились, что люди и общение – это самое ценное в путешествиях.
Визитная карточка Сенегала – разрисованные маршрутки, они повсюду. Но на каких шинах они ездят – это ужас! Я даже подумать не мог, что такие покрышки где-то можно использовать. Ради интереса посмотрел на рынке резину, которая продается и покупается. Толщина некоторых экземпляров была не более листа бумаги! Лишняя запаска здесь точно не помешает – новую покрышку найти не реально. Пока отдыхали, провели обслуживание мотоциклов. Заодно пополнили аптечки и приобрели средства от малярии: их лучше всего покупать непосредственно там, где распространены подобные заболевания, они более эффективные. И сделали следующие три визы: в Гамбию, Гвинею-Бисау и Гвинею.
Через 100 километров от Дакара асфальт постепенно покрылся ямами и колдобинами, а затем и вовсе сменился грунтовкой. Потянулась африканская глубинка. Неожиданно уперлись в веревку, натянутую через дорогу между двумя хибарами. Оказалось, что это граница с Гамбией…

ЧЕРЕЗ РЕКИ И ГОРЫ

И снова мы попали в окружение «помогал» и взяточников. Нас долго держали на границе, не зная как объяснить, что им очень хочется получить от нас по 5 евро. Мы это поняли сразу, конечно, но не подавали вида. Принципиально общались только на русском и опять предлагали кредитки для оплаты. Оставшись без побочного заработка, таможенники сдались и были вынуждены пропустить бесплатно.
Гамбия представляет собой полуанклав, со всех сторон окруженный Сенегалом и только на западе имеющий выход к Атлантическому океану. От границы до границы – всего 50 километров. Государство очень бедное, независимость от Великобритании оно получило лишь в 1965 году. После ухода британцев началось местное самоуправление.
Проехав пару километров, уперлись в речку. Паром через нее напоминал самодельный плот. Надежностью он не блистал, к тому же не мог подойти вплотную к берегу. Чтобы оказаться на нем, необходимо было «немного пройти по воде». Пока замешкались, думая, как лучше исполнить этот трюк, машина, заехавшая ранее на другой край парома и оставшаяся без противовеса, начала перевешивать, погружаясь в реку. Выбирать не приходилось, единственный вариант – с разгона! Рассекая реку, впрыгнули на плот и чуть не перелетели через него!
На другой стороне реки мы познакомились с директором переправы. Он был… русским. Неизвестно, кто из нас больше удивился такой встрече! Он долго не мог поверить, что мы приехали сюда своим ходом, и был просто в шоке оттого, что мы поедем дальше. По его словам, нас ждет горный перевал, где и на машинах-то проехать сложно – сплошные камни. И вправду, дорога вскоре стала просто ужасной, каждый пройденный километр становился победой. Периодически выбивая выхлопные трубы из патрубков, боясь повредить картеры двигателей, скорость снизили до минимума. Вдобавок начались джунгли. И на обочину особо не уйдешь, вокруг одни болота. А с темнотой отовсюду выполз миллион всякой гадости – от комаров до непонятных жуков. Так, уделяя все внимание дороге, мы не заметили, как пересекли маленькую Гамбию.
Граница Гвинеи-Бисау ничем не отличалась от гамбийской. Далее по пути то и дело стали встречаться сломанные грузовики. В такой дорожной «радости» мы проехали 600 километров. Точнее, боролись с ними целых три дня. Руки тряслись, а кулаки не разжимались от постоянного напряжения. Добравшись до Бисау (это старая колония Португалии), как дети, радовались обычным «человеческим» домам. А потом опять пошло полное бездорожье, на котором не знаешь, чего ожидать за очередным поворотом. То утыкались в лужу метровой глубины во всю ширину дороги, то в ямы размером с колесо. Не быстрыми темпами достигли границы Гвинеи, но нас через нее не пустили, сказав, что въезд осуществляется только по трассе № 9, где проводятся обязательные проверки на наличие вируса Эболы. Пришлось подчиниться…

ПО ДОРОГАМ И БЕЗ НИХ

Чем дальше мы углублялись в Гвинею, тем больший интерес вызывали у местного населения. На каждой остановке вокруг нас собиралось все больше и больше людей. Иногда зевак было столько, что они перекрывали всякое движение. Эмоции, которые мы дарили им своим появлением, невозможно описать. Все искренне улыбались, смеялись, шутили. Их бешеная энергетика передавалась и нам. На подъездах к столице Гвинеи через каждые сто метров – блокпосты. Однако узнавая, что мы русские, военные восторгались, повторяя: «Путин-Путин…». Одному из самых активных мы даже подарили футболку с соответствующим портретом. Но не расслаблялись и на вопросы о наличие ноутбука, отвечали, отрицательно. Вдруг конфискуют…
В Конакри въехали ночью. Обстановка, как в фильмах про зомби: везде раскиданы разбитые машины, дома за трехметровыми заборами с колючей проволокой, развалины и странные люди, греющиеся у костров. Впрочем, когда рассвело, картинка изменилась, и постапокалипсис превратился в один большой рынок. Изучив город и добавив сувениров к нашему и без того гигантскому багажу, мы отправились в сторону Кот-д’Ивуара. Примерно за 700 километров до границы асфальт исчез. Джунгли, лужи, ямы, и … минус два колеса. Ремнаборы не помогли, пришлось обращаться к «специалистам». Шиномонтаж в Африке самый что ни на есть брутальный: кувалда, клей, один ключ и насос. Посмотреть, как будут ремонтировать нам резину, собрался весь городок, других развлечений тут нет. Мы же,с ужасом наблюдая за процессом и не решаясь в него вклиниться, «наслаждались» местным колоритом.
Проезжая через джунгли, видели много разной живности,обитающей в этих краях. Природа,в целом, не сильно отличается от Гамбии, Бисау или Сенегала. Да и люди в большинстве похожие – все нас встречали с улыбками и с интересом. Очередные приключения случились на выезде из Гвинеи. Все переходы были закрыты по причине эпидемии Эболы. То есть, со стороны Гвинеи они работают, а принимающие на замке. Единственный вариант был ехать через Мали, хоть это и крюк в 2 000 километров.
В Мали хорошие дороги с приличным асфальтом и красивая природа. Однако буквально за несколько дней до описываемых событий в Бамако произошел теракт – взорвали отель Radisson. Говорили, что там опасно. Явной угрозы от местных мы не увидели (а кучка придурков найдется и у нас), тем не менее, в городах не задерживались, удалялись подальше от цивилизации и разбивали палаточный лагерь.

ЛОМКА СТЕРЕОТИПОВ

Наконец мы попали в Кот-д’Ивуар. Проезжая в километре от тех постов, через которые нас не пустили несколькими днями ранее, было острое желание заглянуть к ним и объяснить весь идиотизм таких запретов. Дорога же пошла самая подлая: пару километров великолепного покрытия, провоцирующего разогнаться, которое вдруг резко обрывается, сменяясь полуметровыми ямами. Однажды я такую вовремя не заметил и начал резко оттормаживаться. А Илья, дабы не врезаться, положил мотоцикл и несколько раз кувыркнулся. Сам отделался ушибами, но после падения BMW на один из «горшков» из-под крышки начало капать масло. Не сильно, что позволило продолжить движение в спокойном режиме, но подливать его пришлось каждые 500 километров.
Абиджан – столица Кот-д’Ивуара поразила меня! Это огромный мегаполис с красивыми стеклянными высотками, как в Нью-Йорке, множеством торговых центров, бутиков и фаст-фуда. Особенно эффектны они на контрасте после туземцев и их хижин. Точно могу сказать, что если вы хотите сломать свои стереотипы об Африке – здесь стоит побывать! Народ в стране веселый, улыбчивый и гостеприимный. Хотя цены в некоторых магазинах удивляют, ничем не уступая московским. Зато вдоль дорог много развалов с фруктами, что позволяет быстро и недорого подкрепится. Еще одиношибочный стереотип, что Африка опасна, там полно заразы и на каждом шагу встречаются дикари, которые едят людей. На самом деле здесь не опасней, чем в Бутово или Бирюлево.
В Абиджане мы задержались для получения дальнейших виз. Уже избаловавшись быстрым оформлением, были немного разочарованы местной бюрократией, однако этодало возможность изучить город вдоль и поперек. А также получить через DHL запчасти для моего мотоцикла. Жаль, но виз в Анголу и Нигерию так и не дождались. Очень странный подход в этих посольствах к белым, даже понять схему их работы невозможно. Задаешь сотрудникам вопрос, а в ответ: «Ждите…». Зато в посольстве РФ нам очень помогли с информацией по предстоящим границам – не хотелось бы оказаться опять перед «закрытыми дверями». Получили визы в Гану и Того и, чтобы не тратить время попусту, решили отправились дальше.
Пресекли границу Ганы, и нежданная радость – первый за все путешествие по Африке магазин Duty Free! А мы-то думали, что после Кот’д Ивуара нас уже ничем не удивить. И зря я, пожалуй, ехал в Африку с мыслями, что тут одни джунгли и все можно купить за один доллар. Ничего подобного – цены на уровне европейских мегаполисов!
Гана – развитое государство с крупными городами и необходимой инфраструктурой. Здесь гораздо чище, чем в Кот’д Ивуаре. И хотя нам дали только транзитную визу, мы успели осмотреться. Заехали даже в старый португальский форт Эльмина.

ВДОЛЬ ЗАЛИВА

Следующей страной на маршруте была Того. Ее столица Ломе расположена на берегу Гвинейского залива, и вечерами на пляже там проходят массовые гулянья. А самое необычное место в этом городе – рынок Марше-дес-Фетишюрс («рынок идолов»). Это крупнейший в мире «супермаркет» предметов культа вуду и средств народной медицины. Рынок отвратительный, конечно: тонны мертвых зверюшек, невыносимая вонь, и все это в паре километров от центра, где цивилизация и небоскребы. Но раз есть предложение, значит, есть и спрос…
Далее наш путь шел по берегу Гвинейского залива в Бенин, где мы надеялись предпринять еще одну попытку получить визы в Нигерию. Дорога здесь только строится, справа и слева – пески. Мы немного заблудились, но как всегда сразу появился местный, который показал нужное направление. Нужно заметить, что слишком радоваться таким помощникам не стоит. В Африке везде и в любое время можно найти помощь, но будьте готовы, что после ее оказания вам незамедлительно выставят счет. Причем на сумму, которая первая придет в голову вашему «спасителю», какой бы фантастической она не была. К примеру, только за указание дороги с нас попросили 100 евро. Такие деньги, разумеется, давать не надо, иначе бюджет поездки закончится на первых же километрах.
Столица Бенина маленькая, асфальтированы в ней только основные дороги, остальное песчаные. Очень забавно выглядят в ее центре знаки, запрещающие мусорить на улицах и опорожняться. Такси в городе только в виде скутеров. На каждом углу встречаются продавцы бензина в бутылках, который дешевле, чем на заправках, – это контрабанда из Нигерии. Из всех стран, в которых мы побывали до этого, как мне показалось, тут больше всего белых. Приятной неожиданностью стал русский реcторан, хозяйка которого любезно накормила нас пельменями. Еще есть рынок, но вряд ли вы уйдете оттуда с сувенирами. На прилавках использованные предметы культа вуду, от которых становится немного не по себе, статуэтки с воткнутыми гвоздями и разные магические атрибуты, которые не то что купить, а даже в руки взять неприятно. Но как на необычную музейную коллекцию посмотреть забавно. Пока петляли по городу, мне было суждено опять проколоть колесо. Завернули в шиномонтаж, где простейшая операция едва не закончилась большими проблемами. Стоили мне отвлечься, как работяга решил выправить диск с помощью огромной кувалды. Я увидел это в последний момент, когда кувалда была уже в полете. Хорошо, что диск не лопнул, но его сильно замяло в другую сторону. Пришлось искать газовую горелку, греть и выправлять дефект, постукивая молотком через деревяшку. Но этот процесс я никому больше не доверил и сделал сам.

ПРИКЛЮЧЕНИЯ ПРОДОЛЖАЮТСЯ!

К сожалению, все наши попытки добиться виз в Нигерию, Конго и Анголу так и не увенчались успехом. Можно было осесть в Бенине и дождаться положительного результата, но времени на такую тактику не было (наш пробег был посвящен 55-летию полета Юрия Гагарина, а значит, в Москву мы должны были вернуться к 12 апреля и не днем позже). Подумав, решили переместиться в ЮАР на самолете, и уже оттуда подниматься по восточному побережью Африки, миновав страны, которые не дали нам визы. Связались с российским посольством в Бенине и попросили содействия в организации отправки мотоциклов (спасибо за это огромное!), а затем, купив билеты, полетели следом за ними в Йоханнесбург.

ОСНОВНЫЕ ОПАСНОСТИ И ПРЕПЯТСТВИЯ ПЕРВОЙ ЧАСТИ МАРШРУТА (ЗАПАДНОЕ ПОБЕРЕЖЬЕ АФРИКИ)

  • МИННЫЕ ПОЛЯ. Граница между Марокко и Мавританией, протяженность 10 км.
  • ОТСУТСТВИЕ ДОРОГ. Сенегал, Гамбия, Гвинея, Гвинея-Бисау (от города Каолак в Сенегаледо границы Мали), протяженность 3000 км.
  • РЕКИ, ГЛУБОКИЕ ЛУЖИ. Сенегал, Гамбия, Гвинея, Гвинея-Бисау, протяженность 3 000 км.
  • ПЕСОК. Западная Сахара. Была предпринята попытка проехать по пустыне, но из-за сильно груженых мотоциклов она не увенчалась успехом – прошли 5 км по «целине» и вернулись на трассу.
  • ПОВСТАНЦЫ. Мали, протяженность 410 км. Мы прибыли в Мали буквально сразу после террористического взрыва гостиницы, по стране бушевали повстанческие настроения.
  • ВИРУС ЭБОЛА. Гвинея, протяженность 2 500 км. В стране эпидемия, из-за чего в нее невозможно ни въехать, ни выехать, почти все таможенные посты закрыты.
  • ГОРЫ. Гвинея-Бисау, протяженность 300 км. Один из самых тяжелых участков, каждый его километр требует борьбы, пройден с 4 падениями.
  • РАЗБИТЫЕ ДОРОГИ. Кот-д’Ивуар, от границы с Мали до города Ямусукро, протяженность 600 км. Хороший асфальт перемежается с глубокими ямами, участок пройден с одним серьезным падением.
  • РЕМОНТЫ ДОРОГ. Кот-д’Ивуар, от города Абиджан до город Котону в Бенине, протяженность 870 км. Практически вся дорога разбита.

ЧАСТЬ 2. ДОЛГАЯ ДОРОГА ДОМОЙ

НИТКА МАРШРУТА (ЧАСТЬ 2):
Котону (Бенин) – Йоханнесбург (ЮАР) – Мбомбела – Мапуто (Мозамбик) – Мбабане (Свазиленд) – Мкузе (ЮАР) – Дурбан – Умтата – Порт-Элизабет – Мосселбай – Кейптаун – Garies – Grunau (Намибия) – Мариенталь – Виндхук –Каманьяб – Тсумку – DIvundu – Сепопа (Ботсвана) – Сехитва – Гвета – Франсистаун – Булавайо (Зимбабве) – Виктория-Фоллс – Ливингстон (Замбия) – Лусака –Капири-Мпоши – Серенж – Мпика – Nakonde – Мбея (Танзания) – Микуми – Дар-эс-Салам – Моши – Аруша – Мусома – Мванза – Бихарамуло – Кяка – Кампала (Уганда) – Кисуму(Кения) – Ньери – Марсабит – Мойал – Марсабит – Исиоло –Найроби – Исиоло – Марсабит – Мойал – Mega (Эфиопия) – Finchawa – Авасса –Назрет – Аддис-Абеба – Дангла – Гондэр – Гедареф (Судан) – Хартум – Донгола –Вади-Хальфа – Асуан (Египет) – Луксор – Хургада – Суэц – Шарм-эш-Шейх – Эйлат (Израиль) – Иерусалим – Хайфа – Лаврио (Греция) – Скопье (Македония) – Белград (Сербия) – Будапешт (Венгрия) – Братислава (Словакия) – Варшава (Польша) – Минск (Беларуссия) – Смоленск – Москва – Великий Новгород –Петрозаводск – Сегежа – Кандалакша – Мурманск – Москва.

В Йоханнесбурге нас встретила хорошая погода, а поскольку на получение техники требовалось время, то выдалась пауза, позволяющая немного расслабиться и пару дней погулять по городу. Безусловно, ЮАР отличается от северной и центральной Африки. Тут огромные мегаполисы и сервис европейского уровня – есть все, что душе угодно. Хоть нас и предупреждали, что в Йоханнесбурге опасно (люди действительно живут за заборами, опутанными колючей проволокой), даже блуждая по улицам ночами, никаких особых опасностей на них мы не заметили. Наконец дождались мотоциклов. Но забрать их удалось не сразу. Традиционно и абсолютно по-африкански с нас начали требовать плату за их растаможку, хранение и прочие невнятные услуги. А догадавшись, что эта затея с нами не пройдет, стали вымогать деньги по принципу «дайте, сколько сможете». Пришлось немного «отсыпать»...

РАДУШНЫЙ МОЗАМБИК

Собрали мотоциклы и направились в Мозамбик. Это была авантюра в чистом виде. Виз этой страны у нас заранее заготовлено не было, а шансы получить их непосредственно на границе, судя по двоякой информации из интернета, составляли «50 на 50». Поехали на свой страх и риск. Не пустят – ну и ладно. Значит, вернемся. По великолепному автобану домчали до границы. Очередь на переходе гигантская! Все едут в Мозамбик отмечать новогодние праздники. Пока пытались разобраться со схемами движения – перегородили всю дорогу. Начали перепарковываться и… удача! Водитель соседней машины, услышав русскую речь, бросился к нам с объятиями. Выяснилось, что этот африканец учился в Рязани, и ему было очень приятно вспомнить те годы. Но самое главное, он оказался каким-то «очень важным по таможне», и визы нам выдали уже через 10 минут. Хотели отблагодарить помощника, но тот отказался от денег, заявив, что разговор с нами был ему лучшим вознаграждением. Что ж, Мозамбик мне начинает нравиться с первых минут!
Добрались до Мапуту (это столица) и приступили к поискам гостиницы. Цены на жилье – космические! Самая дешевая комната в захудалом отельчике стоит от 150 долларов. Решили покататься по окраинам, но и там не нашли ничего бюджетного. Однако опять повезло – случайно познакомилисьс парой из Лесото, которая помогла снять номер со скидкой в 100 долларов. Неплохая экономия.
На следующий день нас пригласили в посольство России, где оказали такой радушный прием, что «ни в сказке сказать, ни пером описать»! Мы почувствовали себя побывавшими дома. Спасибо огромное и низкий поклон за такое гостеприимство! А еще мы познакомились с местной ассоциацией мотоциклистов. Даже приняли с ними участие в возложении цветов к мемориалу в память о погибшем в авиакатастрофе президенте страны (с русским экипажем, кстати).  Но в Мозамбике хорошо, а нам нужно ехать дальше…

К МЫСУ ДОБРОЙ НАДЕЖДЫ

Дорога в Свазиленд не порадовала состоянием, но эти неудобства были сполна компенсированы встречей с консулом России в этой стране. Он принял нас в своей резиденции, расположенной в ботаническом саду, – красота вокруг!
По сути, Свазиленд – это «африканская Швейцария». Наконец-то я дождался того, чего так хотел увидеть в Африке, – животных! Не в зоопарке, понятно, а в естественной среде. Жирафы, зебры – они тут прогуливаются возле дорог, как коровы в российской глубинке.
Наш дальнейший маршрут снова пролегал через ЮАР. По побережью мы направились к Кейптауну, посетив по пути самую южную точку Африки – мыс Игольный. Уж очень хотелось искупаться одновременно в Атлантическом и Индийском океанах. Подъезжая к Кейптауну, попали на перекрытую дорогу. Горит лес. Полиция не смогла ответить, насколько долго район будет закрыт, и мы решили рискнуть – отравились в объезд опасного участка. И… окунулись в экстрим! Оказалось, что все аккуратно и чисто лишь на федеральной трассе. Съехав с нее, мы встретили и трущобы, и бездорожье. Да еще и через горящий лес пришлось пробираться. В одном месте было особенно жарко. Слева подступает огонь, а справа обрыв, и есть только одна узкая тропинка-колея вдоль него, по которой надо успеть проскочить, пока та не обсыпалась. Пощекотали себе нервы!

В Кейптауне множество достопримечательностей и музеев. Хотелось хоть что-то из этого богатства увидеть своими глазами. Сделали небольшую «культурную» остановку, хотя на самом деле тут и месяца не хватит, чтобы все посетить. Побывали на мысе Доброй Надежды и в городке Саймон-стаун, где на старом кладбище покоятся русские моряки. Вот так путешествуешь-путешествуешь по миру, забрался вроде на самый его край, и вдруг натыкаешься на русский след! Кто бы мог подумать, что в 1808 году здесь были наши соотечественники. А вот местный национальный парк рядом с Кейптауном эффекта на нас не произвел – куда лучше наблюдать животных, живущих на свободе.

СРЕДИ БУШМЕНОВ

Дорога из ЮАР в Намибию была в целом хорошей, хоть и пролегала по пустыне вдоль каньона. Несколько раз нас накрывал дождь, но в такую жаркую погоду, это только в удовольствие. Да и радуги, то и дело появляющиеся на небе, способствовали хорошему настроению. Виндхук – столица Намибии, оказался маленьким городом. В нем особо смотреть нечего, но неподалеку живут племена химба. К ним в гости мы и отправились, но прежде я приобрел запасную резину. Колеся по южной части Африки, где постоянная жара и весьма условный асфальт, покрышки стачиваются в два раза быстрее.

Грунтовками добрались в поселение химба. Нас со всех сторон сразу облепил местный народ и начал изучать, как пришельцев. На самом деле это было взаимно! Люди химба необычны тем, что, живя в засушливых районах, они обмазывают себя глиной для уменьшения потерь воды из организма. Покрывают себя защитным панцирем. И еще у них весьма своеобразные прически. Нам порекомендовали привезти им продуктов в качестве подарков, но они не вызвали бурной радости. Гораздо больший интерес химба проявили к свежей газете с… рекламой новых кроссовок. Плохо это или хорошо, но цивилизация, похоже, скоро доберется и в эту глушь.

Дальнейшее наше «погружение в Намибию» продолжилось у племени бушменов, живущих вдоль границы с Ботсваной. Даже приличной грунтовой дороги к ним нет, а последние километры и вовсе шли по зыбучим пескам. Удержать равновесие было крайне сложно, и мотоциклы не раз заваливались. Но особенно мы испугались, когда запахло паленым сцеплением – если сгорит, то все… Придется остаться навсегда жить с бушменами! Заселились в одну из хижин и начали общаться. А затем, достав из багажа заготовленные для такого случая горячительные напитки, дегустировали их всем племенем до поздней ночи. И услышали множество задушевных историй о тяжелой жизни простых бушменов. Интересная особенность – эта народность отличается своеобразным «цокающим» говором. Как и в случае с химба, таких аутентичных «изюминок» становится все меньше. Распрощавшись с бушменами,мы благополучно выбрались на федеральную трассу, немного проехали по ней и вскоре свернули опять на проселки. Держим направление в сторону Ботсваны.

ЗАВТРАК С БЕГЕМОТАМИ

Дальнейший маршрут проходил через национальный парк Бвабвата, известный большим количеством бегемотов и слонов. Обычно даже в Африке по таким заповедным территориям запрещено передвигаться на личном транспорте, тем более на мотоциклах. Но этот парк оказался исключением. Дорога была сплошь из глины, и ливнем ее всю размыло. Мы больше скользили, чем ехали. А через каждые сто метров встречали буйволов, зебр или антилоп. Торопиться не хотелось, однако понимание того, что ночью мы можем стать элементом пищевой цепочки какого-то
серьезного зверя, заставляло не расслабляться.

В Ботсване, особенно ближе к городам, дорога стала лучше. Можно вроде прибавить скорости, но вдоль обочин пасется такое огромное количество ослов, что нужно быть внимательным. Еще опаснее ночью, когда на прогулку по проезжей части устремляются животные из леса. Однажды я даже чуть не врезался в ногу жирафа. А в гостиницу мы не поехали (они там очень дорогие, кстати). Остановились на берегу реки, где утром из палаток наблюдали за бегемотами. Такой вот африканский all inclusive: телевизора нет, а «В мире животных» все равно есть!

ТО ЯМА, ТО КАНАВА…

Конечно, юг Африки несравним с другими странами этого континента по качеству дорог и сервису – они не хуже, чем в Европе. Однако, въезжая в Зимбабве, тебя со всехсторон окружает настоящий африканский колорит, которого не встретить нигде. Здесь есть красивые аллеи из баобабов и восхитительные дороги через горы. Приближаясь к водопаду Виктории, издалека слышен его гул… Ощущения непередаваемые! И, конечно, я не устоял и попробовал местной кулинарной экзотики: стейк из слона, жареное мясо зебры и антилопы.
Граница между Зимбабве и Замбией проходит по мосту, на котором нас застал тропический ливень! Хотели отсидеться на таможне, но прождав час и поняв бесполезность такого занятия, продолжили путь под струями дождя. Видимость была не более пары метров. Неужели это тоже Африка? Она разная. Иногда по европейски открыточная, иногда с палящей жарой, а иногда вот такая – внедорожная и сырая до нитки… Шоссе пошло очень подлое: есть вроде небольшие участки хорошего асфальта, провоцирующего разгон, но он вдруг резко обрывается ямами глубиной до полуметра. Попадание в такую неизбежно приводит к падению. Выход один – газ до отказа! А поскольку ям было много, то, придерживаясь скоростной тактики «низкого полета», Зимбабве миновали довольно быстро.

МАКУШКА АФРИКИ

А вот в Танзании мы задержались. Страна сразу понравилась: приятные пейзажи, горы, поля… А вдоль дорог стоят люди из племени масаи, которые зазывают к себе в гости. Интересного было много, но также навсегда запомнился и стиль вождения танзанийцев. В наше безмятежное любование красотами он добавлял нотки постоянной опасности. Расслабиться нельзя было ни на минуту! Чуть засмотрелся, задумался и на тебя тут же начинается «охота». И чем больше у «охотника» машина,
тем он главнее на дороге. Фуры носились по «встречке», не обращая на мотоциклистов никакого внимания. Будто тебя просто нет. Грузовики выскакивали из отвороток, неожиданно останавливались, разворачивались через сплошную, подрезали и буквально сталкивали на обочину…
Путешествовать на двух колесах по Танзании очень сложно. Тем не менее это не испортило нашего общего впечатления о стране. Мы даже оставили ненадолго мотоциклы и поднялись на вершину Килиманджаро. Со всего мира к ней стремятся любители экстрима и острых ощущений, но покорить гору удается не всем – подъем довольно тяжелый, да и высота дает о себе знать. Очень жаль, что сюда не пускают на своем транспорте – вот где настоящее раздолье для внедорожного туризма.
Спустившись с гор, хотели было «прохватить» напрямик к Уганде через национальный парк Нгорангора, но нас в него не пустили. Сказали, что львы в это время слишком голодные. Пришлось покататься по парку на внедорожнике. И если от сафари в ЮАР у нас остались воспоминания как о большом зоопарке, здесь все было по-другому. Это действительно настоящая дикая природа. Мы увидели, как гиены загнали, а потом съели антилопу. Как миллион фламинго в один момент превратили обычное озеро в розовое. А еще были носороги, слоны, зебры и много-много других необычных нам животных. Детские фантазии об Африке стали реальностью. Заехали в деревню племени масаи, но выяснилось, что тут уже давно «правит бал» цивилизация. Сувениров больше, чем людей. За деньги тебе и споют, и спляшут – не интересно. Ну и, само собой, нам пришлось объезжать тот национальный парк. Причем по полному бездорожью.
Дорога оказалась крайне болотистой, и в одной из луж я закопался. Не знаю, смог бы сам выбраться или нет. Но… мы же в Африке! Как обычно непонятно откуда сразу же появляются африканцы, готовые за небольшую плату оказать любую помощь. Всего пара минут заминки, и мы снова в пути.

ПОДАРОК ИЗ МОСКВЫ

Граница Уганды. На ней мы провели почти целый день, и это первая таможня, где понадобилось показывать багаж. Делюсь маленькой хитростью бывалых путешественников: нужно всегда поверх вещей класть носки, которые ждут стирки. Открыв такой баул, таможенник сразу теряет желание его досматривать – проверено: работает!
Стиль вождения драйверов в Уганде мало отличается от того,что мы видели в Танзании, зато дороги лучше. Соответственно, и скорости стали выше. Но стоило лишь немного расслабиться, как мне было суждено практически на ровном месте пробить картер двигателя, зацепившись за бордюр. Вынужденная задержка на ремонт позволила спокойно подумать о дальнейших планах.
Еще сидя дома и рассчитывая путешествие, мы хотели возвращаться через Сирию. Но когда мы оказались уже в Африке, там начались военные действия. Пришлось скорректировать маршрут, проложив его через Ирак. Однако и в Ираке вскоре начались волнения. Остановились на варианте переправиться из Судана в Саудовскую Аравию. И тут же подали просьбы на аравийскую визу. Ответов, правда, на них так и не получили до сих пор…
А еще в Уганде у нас была запланирована особая миссия. Перед стартом экспедиции мы наткнулись на информацию, что здесь в плаченом состоянии находится православная церковь, которая нуждается в любой помощи: от икон до крестиков и веревочек для них. Кинули клич среди друзей и собрали коробку с различными дарами. Приехали в церковь и передали их настоятелю. Он был рад и удивлен одновременно. Ведь эта посылка, прежде чем попасть к нему в руки, побывала в тридцати странах!

НА СЕВЕР

Сотрудники российского посольства в Уганде помогли нам получить суданские визы, которых достаточно сложно добиться самостоятельно. Починив моймотоцикл, мы пересекли экватор, отметились у истоков Нила и выдвинулись в Кению. К слову, мы еще раз семь оказывались то в южном, то в северном полушарии – дорога, идущая вдоль экватора, сильно петляет…
Непредсказуемая ситуация случилась в Эфиопии. У нас была уверенность, что эфиопскую визу можно получить на границе. И это действительно так, если прибывать в эту страну по воздуху. Приезжающим же сюда своим ходом, виза требуется сразу. И оформить ее мы можем лишь в Найроби. Подумав, оставили мотоциклы в полицейском участке (единственное место, где их не украдут) и, воспользовавшись общественным транспортом, поехали назад. Это короткое путешествие заслуживает отдельного рассказа.
Сели в автобус. Он почему-то был проварен огромными швеллерами. Зачем? Так и не поняли, пока не тронулись. С первых километров стало сразу ясно, что нас ждет незабываемая поездка! Там, где днем ранее мы с трудом пробирались по ямам и колеям со скоростью не выше 20–30 км/час, водитель автобуса уверенно держал 100–120 км/час! Ощущение будто летишь над дорогой в стиральной машине. 500 километров в один конец, а потом обратно.
Найроби – огромный мега-полис с высотками, как в Нью-Йорке, и настоящими восточнымибазарами. У Ильи там сразу жепопытались украсть цепочку с шеи, но реакция мотоциклиста оказалась выше квалификации рук воришки. Ну а визы мы получили за один день…

ЛЮСИ И ПУШКИН

Эфиопия поначалу не произвела впечатления дружелюбной страны. Едва пересекли ее границу, сразу попали на глиняную смесь, которую местные называют дорогой. Лишь каким-то чудом мне удалось проехать эти участки. Глупые дети постоянно бросались под колеса, одни пытались махать руками, другие кинуть в нас что-то тяжелое. Вдобавок Илья проколол колесо, и нам пришлось наблюдать за работой эфиопских шиномонтажников, что в этих краях не может доставить удовольствия по определению.
Настроение наладилось только в Аддис-Абебе, где нас приняли в Российском культурном центре. Я был искренне удивлен, что за тысячи километров от России, в далекой Африке есть место, куда можно прийти, чтобы познакомиться с русской культурой и историей. Здесь мы побывали в храмах архангелов Гавриила и Михаила.
В экскурсионную программу также входило обязательное посещение музея и осмотр двух его главных экспонатов – памятника Пушкину и скелета Люси (первая женщина австралопитек). В целом же Эфиопия настолько насыщена интересными местами и достопримечательностями, что тратить время на поверхностные экскурсии не имело смысла. Как-нибудь обязательно посетим ее еще раз, специально – она того стоит!
Гуляя по Аддис-Абебе, мы еще раз подали запросы на визу Саудовской Аравии. И опять без ответов. Как же нам возвращаться? Тупик какой-то! Информации о паромах из Египта никакой нет. Посольство в Египте ничего разумного не говорит и помогать не хочет. Ответы категоричные – на Синай не пустят. Остается ехать до Хургады и там искать возможные варианты пути домой.

В ПЛЕНУ!

И кто нас только не предупреждал о возможных опасностях в Судане! Но общий смысл повторялся рефреном: Вас, мол, возьмут в плен, а потом обязательно съедят. Поэтому, немного опасаясь, границу мы пересекали настороженно, готовые отбиваться до последнего, но каннибалов до себя не допустить. Остановились в первом же городе, чтобы осмотреться. И сразу незадача – нет банкоматов, работающих с Visa и Mastercard. Ладно, поменяем доллары на улице. Кстати, впоследствии оказалось, что это гораздо выгодней, чем в банке, а «пластик» не работает по всей стране.
А потом мы действительно попали… в плен. Случилось это в городе Гедарефе. Нас два дня держали в доме, укладывали спать, заботились, поили и кормили. Готовили,
похоже, на убой. Даже зарезали для такого случая барана. Нашими «похитителями» стали ребята, учившиеся в России на медиков. И гостеприимней людей мы еще не
встречали! Они предлагали остаться и погостить, но время поджимало, ведь наш финиш был запланирован на 12 апреля – празднование Дня космонавтики. Опаздывать нельзя, к тому же непонятно, сколько времени еще понадобится, чтобы выбраться из этой Африки.

БУРЯ

Двигаясь по великолепному асфальту, мы увидели долгожданные дюны, уходящие за горизонт. Но неожиданно, как это обычно и случается, поднялся ветер, и нас накрыла песчаная буря. Видимость два метра, песок бьет так, что хочется кричать. Дорогу заметает, то и дело пробиваешь горы песка, и никаких населенных пунктов до границы нет. Чудом заметили слабые огоньки впереди. Добрались до них. Одноэтажное здание без окон и дверей. Внутри сидят люди, все увязанные в куфии. Оказалось, что это… местная кафешка! А заодно и пристанище для путников, в котором можно переждать непогоду. Хозяин любезно предоставил лежаки на ночь.
Наутро возникли две проблемы. Во-первых, у меня опухли веки из-за песка. Во-вторых, визор у шлема отпескоструило так, что через него почти ничего не видно. Ну и в-третьих, хотя это уже мелочи, бок мотоцикла «обработан» тем же песком до состояния «как хромированный». Впрочем, и две первые проблемы – тоже мелочи. Доберемся!

ДОМОЙ, ДОМОЙ, ДОМОЙ...

Выезжаем из Судана. Граница. Непонятно за что, но с нас требуют оплатить пошлины. Наличных уже нет, и приходится оставить ноутбук. На египетской стороне – ситуация похожая. Нужен бакшиш. С ним я уже хорошо знаком, это банальная взятка. В Египте даже на таможне необходимо торговаться. Плюс официальная часть – для въезда в страну нужно получить номера и техпаспорт на арабском языке.
Потратив целый день, и отдав кучу денег (к счастью, уже появились банкоматы), утрясли все формальности. До Асуана идет отличное шоссе с одним паромным переходом через Нил. Дальше, до Луксора – лишь подобие дороги. И египетские водители на ней, конечно… Думаете, буду их ругать? Ничего подобного! Стиль их вождения кому-то, может быть, и кажется ужасным, но это, когда ничего нет для сравнения. После того, что мы видели в Танзании, в Египте водят просто идеально. А вот и Хургада. Была надежда, что отсюда ходит паром до Шарм-эш-Шейха. И он действительно ходил. Раньше. Теперь Шарм – мертвый город, и ничего не работает. Еще одна возможность попасть из Африки в Азию – воспользоваться автомобильным тоннелем, проложенным под дном Суэцкого канала. Начали выяснять организационные детали и познакомились с местными мотоциклистами, с которыми тут же торжественно прокатились по городу под российским и египетским флагами. Но через тоннель на мотоциклах нельзя. Ребята тут же подогнали машину, в которую мы и загрузились. К сожалению, миссия провалилась. На посту нас обыскали и развернули в обратную сторону, сказав, что без разрешения местной службы безопасности мотоциклы не пропустят.
И началось… Весь день мы пытались добиться нужной бумаги. Долго и мучительно ждали. Обращались в наше посольство, которое так ничего и не сделало, чтобы
помочь. Пройдя, наконец, через миллион кабинетов, мы получили непонятную закорючку в паспортах, якобы дающую добро на провоз мотоциклов. Победа, но далась она не легко!
Ночью прибыли в Шарм-эш-Шейх. Это настоящий город-призрак. Жутковато, но интересно. Однако отвлекаться по сторонам уже не хочется. Мы стали на шаг ближе к дому, и мысли в голове только о нем – быстрее бы увидеть родных. Египетскую границу прошли быстро, а на израильской застряли. Там перебрали все вещи, просветили все, что было, допросилии заставили сделать страховку на три дня за 150 долларов – лишь после этого выпустили. Заночевали в Эйлат, а рано утром отправились в Хайфу. Но прежде заскочили в мотомагазин и купили мне визор на шлем. Дорога сразу приобрела совсем другой вид! Жизнь-то налаживается!
В Израиле все спокойно говорят по-русски, что очень порадовало. Полно вывесок на русском. Через Москву нашли контору, которая паромами возит в Грецию технику и договорились об отправке мотоциклов. На погрузку приехали раньше указанного времени и не зря: опять пришлось проходить все инстанции таможенного контроля. На борт пассажиров не берут, поэтому в Грецию мы полетели на самолете.
…Вернувшись в Европу, мы вновь попали в зиму. Но это уже было неважно! Просто очень хотелось домой! Марш-броском проскочили без остановок Македонию, Сербию, Венгрию, Словакию, Польшу, Белоруссию и 12 апреля 2016 года в Москве торжественно передали Музею космонавтики флаг России, с которым объехали всю Африку...

12

P.S. Посмотрев на карту путешествия, внимательный читатель может удивиться, заметив трек от Москвы до Мурманска, о котором ничего не было сказано в этом материале. Все просто. Вернувшись домой и чуть отдохнув, мы снова услышали «зов дороги». К тому же очень хотелось «замкнуть меридиан», пройдя от самой южной точки Африки до самой северной точки европейской части России. Что было успешно сделано.

ИЗ ЛИЧНОГО ОПЫТА:
ЧТО НУЖНО ДЛЯ УСПЕШНОГО ПУТЕШЕСТВИЯ ПО АФРИКЕ

  • ПРИВИВКИ. Перед поездкой необходимо сделать все необходимые прививки, как для защиты от заболеваний, которыми кишит Африка, так и для получения Международного свидетельства о вакцинации. В некоторые страны без этого документа могут не пустить. Мы проходили вакцинацию в Инфекционной клинической больнице № 1 (Москва, Волоколамское ш., 63), где были сделаны прививки против желтой лихорадки, гепатита А, брюшного тифа и дизентерии. От малярии прививок нет, для профилактики можно принимать таблетки, но они ужасные на вкус, от них мутит, а также они вредны для организма побочными действиями.
  • ВТОРОЙ ЗАГРАНПАСПОРТ. Сейчас без проблем можно оформить второй загранпаспорт, главное, чтобы в первом за последние три месяца было три штампа о выезде из РФ. Имея второй паспорт, вы можете путешествовать, а ваше доверенное лицо (по генеральной доверенности) будет заниматься получением для вас виз.
  • МЕЖДУНАРОДНОЕ ВОДИТЕЛЬСКОЕ УДОСТОВЕРЕНИЕ. Во многих странах российские «права» недействительны, поэтому во избежание неожиданностей лучше иметь международное удостоверение. Оно оформляется за час при наличии нужных документов (заявление, паспорт, медицинское заключение, российское водительское удостоверение, фотография).
  • МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ ДОКУМЕНТ. «Карнет де Пассаж» (фр. Carnet de Passages en Douane) или таможенная талонная книжка – документ, установленный Таможенной конвенцией, касательно временного ввоза автотранспортных средств, используемых в коммерческих целях. На его основе осуществляется и контролируется временный ввоз и последующий вывоз иностранных автотранспортных средств без предоставления гарантий по уплате таможенных налогов и сборов в страны и из стран, требующих предъявления этого документа. Применение «Карнета» позволяет избежать дополнительных расходов, значительно сократить время простоя на границах и, в конечном счете, снизить транспортные издержки. Документ оформляется на каждое ТС, состоит из обложки и 5, 11 или 25 листов. Срок действия – один год с момента выдачи. Каждый лист используется на один въезд/выезд. Таможня отрывает соответствующую часть, а на корешке книжки делает отметку, заверяя ее подписью и печатью. Эти отметки обязательны. «Карнет де Пассаж» –документ строгой отчетности и должен быть сдан по приезду.
  • СТРАХОВКА. Мы оформляли «грин-карту» на границе с Белоруссией, все остальные страховки – по ходу маршрута.
  • СОПРОВОДИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ. В дальнем путешествии очень важно иметь при себе бумаги, в которых будет указаны цели поездки и то, что вы представляете чьи-то интересы. Желательно, чтобы они выглядели презентабельно, с гербовой печатью, подписями и на фирменном бланке. Даже если это будет бланк вашей собственной компании. В идеале иметь такое письмо на трех языках: английском, французском, португальском.
  • FICHE. Это распечатки с переводом всех паспортных данных, плюс откуда вы, куда и на чем. Копий должно быть много, что очень сэкономит время, так как в Африке они требуются на каждом полицейском посту.
  • ПЛАТЕЖНЫЕ КАРТЫ. Обязательно иметь карты Visa и MasterCard, так как где-то работает одна платежная система, где-то другая. Хранить их следует в разных местах.
  • ФОТОГРАФИИ. Отправляясь в Африку, желательно заранее распечатать множество фотографий на визы (3,5х4,5 и 3х4 см), так как на границах за них «ломят» цены в 100 раз выше обычных.
  • КАРТЫ ДОРОГ. Даже при наличии современных спутниковых навигаторов необходимы бумажные дорожные карты. Из всех изученных мы остановились на атласах Michelin.
  • АДРЕСА ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ ПОСОЛЬСТВ. Они понадобятся для подачи документов на визы. Рекомендую сайт www.embassypages.com, а адреса посольств РФ в разных странах можно найти на сайте www.kdmid.ru.
  • ЭЛЕКТРОННЫЕ КОПИИ ДОКУМЕНТОВ. Подготовить сканы всех документов, списки нужных телефонных номеров и адресов и отправить их
    письмом на собственный e-mail.
  • АПТЕЧКА. К ее содержимому нужно подойти серьезно, добавляя по ходу поездки. Основную часть лекарств мы приобретали в Европе, так как их качество там выше и нет подделок.

УДАЧИ ВАМ НА ДОРОГАХ МИРА !