РУССКИЙ КРУГОСВЕТ

Рисунок1 copy

 

ОДИНОЧНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ НА МОТОЦИКЛЕ

" РУССКИЙ КРУГОСВЕТ "

Дата: 2014 - 2016 года

 

 

Дорога пролегает одновременно во многих направлениях, и не всегда это направления проторённые. Направления Русской Дороги внутри России наиболее широки и свободны. Здесь – память, здесь – история, здесь культурный код, который где-то уже работает, а где-то только должен быть восстановлен. Но Русская Дорога простирается гораздо дальше России. Это не экспансия, не нашествие, каким пытались показать «цивилизованные соседи» одно из ее направлений: Россия – Германия, в апреле-мае 2015 года. Это обновление и связывание нитей, уже протянутых за столетия российской культурой по всему миру, во все, практически во все страны. Эти иногда совсем небольшие, в несколько человек, островки Русского мира, находящиеся космически далеко от Отечества, нуждаются в том, чтобы и к ним была проторена, пусть даже узенькая, но заметная уже тропа. Как скопления далеких звезд создают величественные созвездия, эти маленькие островки создают величественный Русский мир.

Связать между собой яркие частицы этого Мира – задача невероятно сложная даже для государства. А Русские мотоциклисты – лишь часть его граждан. Потому туда, куда не может пока добраться даже небольшая мотоциклетная колонна, отправляется единственный человек на мотоцикле.

Зачем русский мотоциклист Олег Харитонов отправился в края, где часто нет дорог, а о России местное население никогда не слышало? Он не священник, не монах, не миссионер… А затем, что он  - русский мотоциклист. Под колесами его мотоцикла возникают дороги Русского Мира, он связывает его частицы, теперь они уже не поодиночке, а вместе. Так из ярких точек вдалеке возникает созвездие.

А для всех остальных? Для жителей какого-нибудь городка Силигури в Индии, где даже Дели неизвестно где находится, не то, что Москва. Что для них один-единственный русский мотоциклист? Для них, и не только в Индии, он – всё! Всё, что они узнают о России за несколько минут стоянки. Почти все впервые увидят флаг и герб России, многие впервые узнают о том, что такая страна вообще есть, и увидят, как выглядят ее жители. Русский мотоциклист Харитонов для жителей городков и деревень по всему огромному миру – и посол, и легенда, и источник информации, и миссионер, и паломник. В тех местах, где не видели ни одного россиянина, о нем будут долго рассказывать. Он будет легендой, как ни пафосно это звучит.

Старт экспедиции «Русский кругосвет» был дан 15 августа 2014 года в Московском Байк-Центре. Экспедиция рассчитана на 800 дней.

Олег Харитонов преодолел в седле мотоцикла более 60 тысяч километров, в впереди еще 90 000. Основная часть маршрута пролегает по бездорожью и вдали от цивилизации в привычном понимании. Через значительную часть точек маршрута экспедиции русский человек впервые проедет в одиночку.

Основная задача экспедиции – развитие межрегиональных, межконфессиональных и международных связей в Российской Федерации и за рубежом, где инструментом служит народная мотоциклетная дипломатия.

Первый этап экспедиции прошел по территории Российской Федерации и Монголии по маршруту: Москва – Нижний Новгород – Казань – Уфа – Челябинск – Омск -  Новосибирск – Барнаул – территория Монголии – Улан-Удэ – Чита – Биробиджан - Владивосток.

Пилот экспедиции на маршруте составляет базу данных Федерации Мототуризма России, в которую входят опорные пункты во всех уголках страны. Такая база позволит российскому мотоциклисту в будущем путешествовать по родной стране, имея список контактов во всех городах пройденного маршрута. Этой базой сможет воспользоваться не только мотоциклист, но и любой россиянин, которому будет интересно отправиться в путешествие по России или которому необходимо отправиться в рабочую командировку. Контактная база включает в себя данные россиян с активной социальной позицией, проживающих во всех регионах страны, и будет опубликована Интернете. По завершении проекта планируется выпуск отдельного каталога в печатной и DVD-версии. Рабочие записи маршрута находятся в обработке.

Вторая и сдвоенная задача экспедиции – историческая и военно-историческая. Изучение культуры и истории – важная часть жизни человека-гражданина. Пилот экспедиции составляет каталог культурно значимых объектов на своем маршруте.

Третья задача экспедиции - развитие международных связей и проработка контактной базы и системы обратной связи российских соотечественников и общин, проживающих за рубежом. Ее реализация в полной мере вступила в силу в ходе второго этапа экспедиции, который прошел по маршруту: Малайзия – Таиланд – Лаос – Мьянма – Бангладеш – Непал – Индия – Пакистан – Иран – Туркменистан .

В каждой стране маршрута «Русского кругосвета» Олег Харитонов посещает посольства РФ, русские общины и храмы и обители Русской Православной церкви за рубежом. Экспедицию интересуют все стороны жизни наших соотечественников вдали от Родины, формы их экономической, социальной и духовной адаптации. Эта часть проекта ведется экспедицией при участии Русской Православной церкви, Российского военно-исторического общества, а также при поддержке сотрудников общественных советов Министерства иностранных дел РФ.

Объекты, посещаемые пилотом экспедиции, и контактная база фиксируется в дневнике, и войдут в общий каталог по окончанию проекта. Форма издания и форматы подачи материала находится в стадии разработки, и будут подготовлены в ходе третьего этапа экспедиции. В рамках решения указанных задач пилот экспедиции уже посетил посольства РФ, российские общины и православные храмы Таиланда, Малайзии и Сингапура, значимые  исторические места присутствия русского человека на далекой от России земле.

Пройдена треть дистанции экспедиции «Русский кругосвет». Впереди значительная часть маршрута экспедиции: Африка, Австралия, Южная Америка.

В ходе сбора и обработки базы данных российских соотечественников и общин, проживающих за рубежом, формируется также грандиозный по объему массив этнографических социо-культурных данных. В ходе реализации проекта рассматривается вопрос обработки данного массива по окончании экспедиции (комплекс свободных интервью с пилотом экспедиции по профильным тематикам) и подготовка серии печатных материалов (возможен формат монографии или сборника) .

Рассказ о путешествии Олега Харитонова будет слишком объемным, тем более, что он публикуется на нескольких открытых интернет-порталах и в короткой версии прилагается к данному разделу, но тем не менее, хочется привести для обзора несколько путевых заметок из дневника российского мотопутешественника, Олега Харитонова, чей маршрут обязательно станет одной из известнейших русских кругосветных экспедиций.

  • Уже давно замечаю за собой жуткую тоску по Родине. Всё чаще вспоминаю я наши берёзки… Здесь всё по-другому и мне, по настоящему влюбленному в родные пейзажи трудно переносить эту разлуку. Индия. Другие люди, другой климат, другие дороги, машины, дома, деревья, реки. Но главное совсем другая культура. Многих она привлекает своими пёстрыми красками. Мне приторно, всё чересчур… Устал от Азии. Поднимаясь в сторону Гималаев, хотел скорее оказаться в местах, где благодаря суровому климату и разряженному воздуху безлюдно и чисто.На пути к высокогорью городок Нагар, прославленный величайшим русским художником и исследователем Николаем Константиновичем Рерихом. Место должно быть особое, и проехать мимо было бы невежеством.Вы не представляете себе ощущения, когда после длительного расставания с Россией оказываешься в таком месте!
    Уже завидев бронзовую табличку, где по-русски выбито «МЕЖДУНАРОДНЫЙ МЕМОРИАЛЬНЫЙ ТРЕСТ РЕРИХОВ», ликовал..!
    Тут, работают русские люди. Люди особенные! Лариса Вениаминовна, куратор музея и настоящий интеллигент. Приехала сюда с мужем восстанавливать и сохранять усадьбу, жемчужину русского наследия в Индии. Вместе, отказавшись от привычной московской жизни, взялись они за непростую работу. Я не мог наговориться! Нужно было решать что-то с ночлегом и стоянкой, но я так и сидел в мотокостюме, позабыв про жару и неудачно оставленный в узком проезде мотоцикл. Как же я соскучился! По умным глазам, по речи неспешной, сразу выдающей начитанного человека, по той атмосфере образующейся вокруг людей, увлечённо занимающихся любимым делом. Знакомлюсь с Александром. Человек, уровень эрудиции которого сравним разве что с многотомной энциклопедией. На первый взгляд чрезмерно серьёзный и задумчивый, в дружеском разговоре раскрывается, открывая свою душу и сердце. Он просил рассказать о Бирме, но в итоге сам рассказал с подробностями доступными лишь жившему там человеку. Я там был, а он никогда. Я ничего не знаю, а он знает всё. То же самое было с Непалом. Он рассказывал о могиле Хаяма в Иране, о долгожителях в Пакистане. Про места, которые надо посетить и дороги, по которым стоит проехать. Меня поразило, как человек может так подробно и в деталях знать о странах, где никогда не был. Александр востоковед. Несколько месяцев назад приехал сюда работать. Он сам как музей. Разговаривать с ним величайшее удовольствие. Жаль, что так мало времени у меня остаётся. Жаль, что не знал об этих людях раньше. Тут не только усадьба великого русского мыслителя и живописца. Тут настоящая русская сказка, восстановленная и сохранённая по-настоящему русскими людьми.
  • Самое яркое событие в Пномпене, было посещение русской школы, расположенной на территории посольства России. Первый раз в жизни мне пришлось выступать перед такой необычной аудиторией. Школа совсем маленькая. Всех, включая преподавателей и родителей уместил небольшой актовый зал. Как таким разным по возрасту слушателям рассказать, интересно? Пришлось извиняться перед взрослыми, что всё же буду говорить на понятном для детей языке. Ведь именно для них, я сейчас как космонавт покоривший другие планеты.
    Глядя на восхищённые глаза мальчишек, вспоминал себя в этом возрасте. Мы, наверное, сошли бы с ума, заскочи в нашу школу такой путешественник
    . Задолго до старта мне в Фейсбуке написала некая Ксения – Добравшись до Камбожды, обязательно заезжайте, детям будет очень интересно, вам ведь есть что им рассказать.. Казалось бы, что такого, но это предложение всё время крутилось у меня в голове. На тот момент я понимал, что мой путь должен там проходить, но глядя на карту я не мог представить что это реально. Где там эта Камбоджа...? Очень часто в пути я вспоминал про школу в Пномпене. Оказаться там, и значило, что мечта станет реальностью. То, что кажется не вероятным, сбудется. И вот я тут! Значит всё взаправду! Всё по-настоящему!
  • Индия… По всему, что я видел и слышал о ней в своей жизни, были сделаны выводы и выводы не самые радостные. Я проехал по её восточной части от Бирмы до Непала и уже не понаслышке представляю эту страну. Приближение к ней вызывало тревогу и неприязнь. Как покажет дальнейшее развитие событий, мои опасения были оправданы с лихвой. После почти двух часового оформления документов на въезд, наконец, можно двигаться. Моя задача как можно быстрее оказаться в городе Манали находящемся у подножья Гималаев. Дальше двигаюсь вверх, всё больше удаляясь от традиционной Индии. Цель, княжество Ладах, находящаяся в политических границах Индии, но, по сути, являющейся остатками древнего Тибета. Индия вообще сама по себе опасна для жизни. Мало сказать, что сама жизнь тут ничего не стоит. Опасности подстерегают на каждом шагу. В любую секунду тут может случиться всё самое непредвиденное и фатальное. Трафик на дорогах, отдельная тема для учебника по выживанию. Тут нет правил, кроме одного, кто больше и наглее, тот и прав. Ежедневно на дорогах погибают тысячи, и свидетельства этому ты видишь постоянно. Вездесущая грязь и антисанитария норма вещей. Если я когда-то находясь в той или иной части света, описывая ту или иную ситуацию, ссылался на грязь или неопрятность, то это я просто не видел Индии. По сравнению с грязью в этой стране, меркнет всё. Тут грязь, это образ жизни. Это неотъемлемая часть индийской культуры и как мне кажется её главная составляющая. Страна пропитана нечистотами, вонью и заразой. Мусор везде и всюду. Антисанитария обязательная приправа к любому местному блюду, жилью, религии и вообще ко всему что бывает. В отелях в независимости от стоимости простыни не стираются месяцами. Водой из-под крана не стоит чистить зубы. И не ходите тут босиком. Мои попытки добиться замены простыни, и наволочки проваливались почти всегда. И не от того, что персонал сопротивлялся моим желаниям. Просто в отелях не могли найти чистые простыни. Лишь однажды мне повезло, когда в шкафу у администратора оказался комплект еще не распечатанного из магазина чистого белья. Стоит остановиться, как посмотреть на чужестранца сбегается народ. Уже через пять минут толпа достигает сотню человек, каждый из которых хочет всё потрогать и понажимать. Доброжелательную речь не понимают. Тут главное держать дистанцию и не вступать в разговоры. Самый верный вариант, выбрать из толпы главного и разговаривать только с ним, демонстративно выделяя его от остальных. Это работает почти на сто процентов. Чуя собственную значимость, он начнёт отгонять от мотоцикла любопытных. Ведь это с ним заговорил белый, а значит остальные только мешают. Я не раз оставлял на такого человека мотоцикл и возвращаясь находил его целым.
  • Узкий проезд перегородил джип. Буквально сразу входит хозяин. Индус. Он нехотя извиняется, открывает дверь и перед тем как сесть в машину, указывая на мой флаг, спрашивает: «Что за страна? - Россия… Я надел шлем и начал разворачивать мотоцикл. - Оккеей… Промолвило неприятное существо. Уезжая заметил, как в джип подсел ещё кто-то. Я двигался по ночному шоссе. На противоположной дороге завив мотель, перестроился для разворота. Разрыва долго не было и двигаясь не сбавляя скорости я ждал возможности развернуться. Позади яркий свет и сигнал. Прибавляю скорости, чтобы не мешать автомобилю. Включаю поворотник, показывая, что жду возможности повернуть. Машина продолжает сигналить. Слева рядом две свободных полосы. Я прижимаюсь немного к разделительному барьеру, но машина настойчиво сигналит и слепит фарами. Скорость уже около ста. Тут никто с такой скоростью не ездит. Водитель явно затеял что-то неладное. В ярком свете я не вижу машину. Хорошо… Уступлю дураку. Включаю поворотник и начинаю уходить с крайней полосы, не сбавляя скорости. Отчего-то, мотоцикл начинает заносить. Я пытаюсь исправить положение, но он продолжает ехать полубоком. Дорога после дождя, но это тут не причём. Только обернувшись, я увидел, бампер упирающийся в правую сумку. С врубленным на полную светом, не отпуская руку с сигнала, выпучив от злобы глаза, за рулём сталкивающего меня с дороги джипа сидел тот самый индус. Я прибавил газу и чуть оторвавшись съехал на обочину. Во мне всё кипело! Догнать гада..! Я рванул за ними. Вот мы несёмся  уже на скорости около ста сорока. Для Индии скорость непозволительная. В любую секунду на дороге может оказаться всё что угодно, от коровы до встречного грузовика и тогда смерть. Но он только что хотел убить меня..! Ведь, не удержи я мотоцикл и на такой скорости падение было бы фатальным. Постепенно злоба теряет силу и включается разум. Ну догоню… Ну что я смогу сделать с движущимся на скорости автомобилем..? Последствия, если будет драка…? Нет, похоже бессмысленная погоня… Сбавляю скорость и отступаю. Джип исчез. Я стою один на совершенно безлюдной ночной трассе. Что это было..? Что надо было этому мерзавцу? Что за история такая..? Логику в действиях индуса я так и не нашёл. Ведь он явно понимал, что может быть с мотоциклистом упавшим на такой скорости. Зачем…? Зачем ему это было нужно? Как бы я хотел застать его где-нибудь без машины и расспросить…! Но это было невозможно. Индия снова показывает своё лицо. И я её не понимаю…
  • Непал: Вот он, жемчужина Мустанга! Пожалуй, самая трудная дорога в моей жизни..! Она стоила того! Я счастлив! Взобравшись к цели, всегда хочется большего… Мухтинатх 3800, но есть тропа ведущая к 4200! От Кагбени до Мухтинатх ехал легко. Новая цель выжала все соки! Нехватку кислорода чувствовали мы оба. На крутых подъемах мотоцикл задыхался. Я толкал его, теряя последние силы, и глотая, как рыба воздух. Мы постоянно валились набок, и поднимать его уже не было сил. Единственный тормоз не мог удержать, и мы скатывались вниз, начиная всё заново. Каждый метр был подвигом. Времени на передышки не оставалось. Солнце шло к закату. Надо было успеть. До цели рукой подать, но мы словно буксовали на месте, теряя последние силы. Вокруг ни души. С гор опускается густое как кисель облако. Вместе с ним опускается чёрная тень уходящего к горизонту гор солнца.
    В голове нон-стопом: «… Вдоль обрыва, по-над пропастью, по самому по краю. Я коней своих нагайкою стегаю — погоняю, Что-то воздуху мне мало — ветер пью, туман глотаю, Чую с гибельным восторгом: Пропадаю-пропадаю!..»
    Последнее падение резко приводит в чувства. Соскальзывая вниз метров двадцать, пытаясь остановить стремящийся в обрыв мотоцикл, понимаю, что теперь хватит! Навигатор показывает, что ночь наступит через 1.40. К этому времени мне нужно быть в Кагбени (3000). Ночью в горах не ездят. Спеша вниз, не могу не остановиться для фотографий. Опускаю камеру и ещё минут десять стою. Двинуться невозможно! Красота такой силы, что парализует возможность оторвать взгляд. В голове снова крутится – «.. Я коней напою,
    Я куплет допою, Хоть немного ещё, постою на краю!...»
    Успеваю! Буквально через пять минут Мустанг накрывает чёрным одеялом. Паркую мотоцикл и несколько раз падаю. Пытаюсь разобраться, в чём дело и понимаю, что не могу удержать равновесие. Вестибулярный аппарат вышел из строя. Тут уже есть чем дышать. Прокручиваю в голове день. Я понимаю, что счастлив победой, но эмоций нет. Была возможность дойти выше. Нужно было время. Обязательно приезжайте и сделайте это! Весь мой путь к цели меня поддерживали мои друзья.

Одиночная кругосветная экспедиция Олега Харитонова имеет большую ценность для развития положительного имиджа России в мире. Олег очень коммуникабельный и добрый человек, к тому же настоящий путешественник и авантюрист, в хорошем понимании этого слова. Он сеет мир на Земле, причем делает это непринужденно и очень профессионально. И этот мир исходит от русского человека и люди мира, в разных странах, видят приятного и улыбчивого парня, без бороды, без балалайки и даже не в шапке-ушанке и что самое удивительное – трезвого. Ведь всем известен раскрученный во всем мире имидж русака и России, где по улицам бродят медведи. Изобретатели этого стереотипа даже и не знают, что мы самая читающая нация на свете, что просто невозможно пересчитать научных открытий, сделанных русскими, а русская литература – культ литературы в мировых масштабах. О гостеприимной и доброй душе русского можно долго рассказывать. И что самое главное – русские очень терпимый народ и уважает другие народы и национальности, веками снимая последнюю рубаху, в помощи ближнему. А еще русский – непоседа. Ему интересно все, ему нужно испытать себя, ему хочется посмотреть - как живет мир. Вот и идет по Земле русский путешественник, Олег Харитонов на своем «Пути», сея вокруг себя мир, радость и улыбку. Впереди у него 90 000 километров дорог и полтора года странствий по Русской Дороге вокруг света.