РУССКИЙ ПУТЬ

р

МОТОПАЛОМНИЧЕСТВО " РУССКИЙ ПУТЬ "

 

Дата: 15 - 21 сентября 2014

Маршрут: Саратов - Дивеево - Городец - Сергиев Посад - Коломна - Куликово Поле

 

 

Мотоциклетное паломничество «Русский Путь» проходило в период с 16 по  21 сентября 2014 года, по маршруту: Саратов - Дивеево – Городец - Сергиев Посад – Коломна - Куликово поле. Общее расстояние пути  свыше 2 300 км. В мероприятии приняло участие около 100 мотоциклистов.

Мотоциклетное паломничество – это реставрация конного паломнического ремесла  прошлого, где коня заменил мотоцикл.

На Руси паломничество как хождение к святым местам с определенными духовными целями ведет свои истоки от XI – XII вв. Именно в этот период Русь подключилась к паломническому движению и в этот период появляются первые сведения о русских паломниках. Скудные письменные источники древности и единичные записки паломников не позволяют дать количественную оценку паломничеств и социальный состав паломников. Чаще всего по существующим источникам на первый план выходят монашеские паломничества, реже знати.

Крайне мало сведений письменные источники содержат о паломничествах внутри Руси, которые, вне всякого сомнения, имели место после обретения Русью первых святынь (мощи святителя Климента Римского и его ученика святого Фива, перста святого Иоанна Предтечи в Киеве).

При изучении сущности паломничества исследователи отмечают, что паломничество сродни монашеству. В обоих случаях человек покидает дом и привычную жизнь, имея в виду некую спасительную цель. Паломник сродни монаху и еще в двух отношениях. Во-первых, он «ходит по стопам» Спасителя, Богоматери и святых. Во-вторых, паломник, как и монах, призван пройти между подстерегающими его соблазнами, способными уничтожить духовную пользу от паломничества.

В настоящее время, несмотря на сокращение влияния церкви на жизнь общества, на его нравственное и духовное состояние, и на его культуру, как в мире, так и в России, наблюдается возрождение традиционных православных ценностей и обычаев. К таковым можно отнести и паломничество.

Для паломничества ХХI век предлагает много способов как добраться до того или иного святого места, в том числе и на мотоцикле. Неизменным остается внутренняя потребность странника-паломника отправиться в дорогу. Причем в дорогу не ради дороги, а ради чего-то большего. Дорога, как таковая, не будет иметь смысла, если не имеет смысла твой Путь.

Паломничество на мотоциклах «Русский Путь» было посвящено Преподобным воинам-схимонахам Александру Пересвету и Андрею Осляби, в ком соединились Русская Духовность и Русская Доблесть. Часть пути от Свято-Троицкой Сергиевой лавры до Куликова поля мотопаломники прошли по следам Пересвета и Осляби.

Совершая путь по центрам Русского православия мотопаломники отдавали дань памяти Великим Русским Святым — Духовным Отцам  Серафиму Саровскому, Сергию Радонежскому и Святым воинам Александру Невскому и Димитрию Донскому.

рп2

Помимо духовных целей поездка двухколесных странников выполняла  и практическую задачу -  популяризация Русской культуры, истории, Православия. Для это русские мотоциклисты несли с собой иконы святых воинов Пересвета и Осляби, чтобы принести их в дар монастырям. В свою очередь в монастырях мотоциклистам передавали иконы местночтимых святых, в дар городам маршрута мотопаломничества.

«Русский Путь» начался в Саратове, где следуя традиции русского воинства, отслужили молебен перед отправлением в путь и священник Василий Куценко передал паломникам икону святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца для Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. В свою очередь президент Саратовского отделения мотоклуба «Ночные Волки» Вадим Строгов преподнес в дар храму икону святых воинов Пересвета и Осляби, 100 экземпляров Евангелия и 10 книг о святом Пересвете.

Перед тем как вступить на путь Пересвета и Осляби у стен Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, мотопаломники посетили места, которые особенно дороги православному человеку - Дивеево (Серафимо-Дивеевский монастырь) и Городец (Феодоровский монастырь).

В Серафимо-Дивеевском монастыре участники мотопаломничества поклонились мощам преподобного Серафима Саровского, великого подвижника Русской Церкви и передали в дар монастырю образ насельников Свято-Троицкой Сергиевой лавры преподобного Александра Пересвета и Андрея Осляби. Нижегородская епархия в свою очередь передала для Лавры икону преподобного Серафима Саровского.

Перед посещением Феодоровского монастыря в Городце, где на обратном пути из Орды 14 ноября 1263 года князь-подвижник Александр Невский предал свой дух Господу, завершив многотрудный жизненный путь принятием святой иноческой схимы с именем Алексий, мотопаломники заехали в Саров, Нижний Новгород и Балахну.

В Феодоровском монастыре русские мотоциклисты приняли участие в Божественной литургии и в молебне святому благоверному князю Александру Невскому, икону которого доставят в дар городу Коломне, где собирал войска перед битвой Димитрий Донской. В память о посещении монастыря мотоциклисты подарили монастырю икону святых преподобных Пересвета и Осляби. После небольшого отдыха и трапезы мотопаломники отправились в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, от которой начинается самый важный отрезок «Русского Пути» - дорога Пересвета и Осляби на Куликово поле.

Прибыв в Сергиев Посад мотоциклисты отправились в Лавру, неся в дар иконы Николая Чудотворца и Серафима Саровского. В Лавре после молитвы в древнем Троицком соборе, построенном в 1423 году, Ночные Волки и Русские Мотоциклисты получили благословение на дальнейший путь и поклонились мощам Преподобного Сергия Радонежского — Игумена земли Русской. По благословению наместника Лавры архиепископа Сергиево-Посадского Феогноста братия обители передала мотоциклистам образ Преподобного Сергия, который они повезут с собой на Куликово поле, куда Преподобный снарядил иноков Пересвета и Ослябю в 1380 году для участия в битве.

Перед Куликовым полем мотопаломников встретил древний город Коломна. У памятника Димитрию Донскому около Коломенского Кремля состоялась передача икон. Русские мотоциклисты подарили Коломне лик Александра Невского, им в свою очередь передали икону Донской Пресвятой Богородицы, покровительницу русского воинства в той битве, в дар музею-заповеднику «Куликовская Битва». Вместе с иконой Донской Пресвятой Богородицы русские мотоциклисты отправились на Девичье поле – место,  где Д. Донской собирал и проводил смотр войск перед битвой на Куликовом поле. Именно на этом историческом месте был отслужен молебен, после которого мотопаломники отправились на Куликово поле.

На Куликово поле мотопаломники прибыли 20 сентября — день памяти Святых воинов Пересвета и Осляби. Посетив памятник в честь победы на Куликовом поле, мотоциклисты отправились отправились на подворье «Куликово поле». В храме в честь преподобного Сергия Радонежского на Красном Холме мотопаломники подарили о. Христофору икону Донской Пресвятой Богородицы.

На следующий день 21 сентября, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы и 634-ю годовщину Куликовской битвы (День воинской славы России) мотопаломники приняли участие в торжествах.

Как отметил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на праздновании: «Сегодня, действительно, замечательный день: мы празднуем юбилей ― 700-летие со дня рождения преподобного Сергия, и празднуем его здесь, на первом ратном поле России ― Куликовом поле... На этом самом месте горделиво вышел Челубей, бросая вызов русскому воинству, чтобы кто-то из наших воинов сразился с ним в единоборстве, то на это вызов откликнулся инок Александр Пересвет. Несоизмеримы были силы: профессиональный воин, богатырь против монаха. Казалось бы, исход битвы предрешен, но почему-то оба погибают в этом единоборстве. И одно то, что Челубей не победил Пересвета, было для нашего войска свидетельством того, что с нами особая сила на этом поле брани. И мы знаем, что Дмитрий Донской разгромил воинство Мамая, несмотря на многократное превосходство в силе. Чему нас это все учит? Вот чему: никогда бы Дмитрий Донской не выступил бы сюда, на это поле, если бы не объединились русские князья. А что разделяло их? Их разделял эгоизм, стремление к власти, стремление взять верх над своими братьями. Все это лежало в основе междоусобицы русской. По молитвам Церкви, по молитвам преподобного Сергия, усилиями Дмитрия Донского и преподобного Сергия отказались князья от этого удельного эгоизма и поняли, что нужно бороться вместе. И не так важно, кому достанется слава, и кто войдет в историю победителем, ― важно быть вместе. А самое главное произошло до начала Куликовой битвы, когда народ наш объединился... Хотел бы всем нам пожелать помощи Божией, духовных сил к тому, чтобы стяжать ту же силу духа, те же мысли и убеждения, которые обеспечили победу нашего войска на Куликовом поле».

По окончании празднеств мотопаломники отправились в обратный путь в Саратов с иконой Сергия Радонежского – подарок Лавры Саратовской епархии.

Передачей иконы Сергия Радонежского храму во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла города Саратова завершился «Русский Путь». Принимая икону настоятель храма, отец Василий (Куценко) сказал очень важные слова для мотопаломников: «Хотел бы поблагодарить Бога за то, что у вас все прошло благополучно. Благодаря новой традиции многие люди смогут обрести путь ко Христу. Многие люди видят, что каждый человек своим добрым делом может славить Бога. Каждое дело можно обратить во славу Бога. Благодаря таким паломничествам, я думаю, что к нашим русским церковным традициям с каждым годом будет обращаться все больше людей».

Мотопаломничество укрепляет духовно не только самих паломников, но и всех кто помогает им и участвует в поездке. Мероприятия с духовной составляющей, которые делают человека сопричастником истории своей земли, объединяют на деле, а не на словах.

Такие мотопаломничества разрушают целый ряд стереотипов и доказывают, что:

  • православие — это не предание старины глубокой;

  • православным может быть любой человек;

  • чтить святыни предков необходимо во все времена, подвиги Русских Святых не имеют временных рамок.