Православное паломничество «Годеновский Крест» стартовало из Москвы, 12 октября 2018 года в канун великого праздника - Покрова Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии. Организованное Федерацией Мототуризма и Мотоклубом «Ночные Волки» при поддержке Паломнического центра Московского Патриархата и братии Свято-Троицкой Сергиевой Лавры паломничество «Годеновский Крест», прошло во славу Животворящего Креста Господня — одной из величайших святынь Православной России, явившегося пастухам на Сахотском болоте в 1423 году. «… Сначала пастухи увидели «свет неизреченный с греческой стороны». Затем, подойдя поближе, заметили будто висящий в воздухе Крест с распятым на крестном древе Спасителем и предстоящим у Креста Святителем и Чудотворцем Николаем со Святым Евангелием в руках. «... и на нем образ распятия Господня, яко жив, а перед ним чудотворец великий Николай со святым Евангелием». От Креста Господня был глас: «Будет на сем месте благодать Божия и дом Божий, аще кто с верою придет помолиться, будут многие исцеления и чудеса от Животворящего Креста, молитв ради Чудотворца Николая. Шедше проповедуйте сия всем людям, чтобы на сем месте людие поставили церковь Мою». Животворящий Крест нашел свою обитель в Храме во имя святителя Иоанна Златоуста в селе Годеново, неподалеку от города Переславль-Залесский. Храм входит в подворье Никольского монастыря. Сестры-монахини многие годы ведут Его удивительную и чудесную историю. Крест уцелел в огне, когда сгорела старая церковь, он выстоял, когда после 1917 года богоборцы пытались распилить его пилами и разрубить топорами. И все эти годы — без малого шесть столетий — Животворящий Крест даровал людям Чудо исцеления от различных недугов и прощения. Рассказы о чудесах и исцелениях от Креста многие века записываются в специальную книгу, хранящуюся в храме.
Паломничество "Годеновский Крест" прошло по православным землям Владимирской, Нижегородской, Ивановской, Костромской, Ярославской и Московской областей, его участники посетили множество старинных обителей, храмов и святынь Руси.
Первой остановкой паломничества "Годеновский Крест" стал старинный русский город Переславль-Залесский, родина святого благоверного князя Александра Невского. По прибытию в этот славный город, паломники отправились в один из древнейших храмов Руси – Спасо-Преображенский Собор - самый ранний, из сохранившихся, архитектурных памятников Владимиро-Суздальской школы зодчества. Спасо-Преображенский собор находится в центре древнего города и относится к Переславскому кремлю. Возведение строения было начато в 1152 году, когда был заложен сам град Переславль-Залесский. Строительные работы были завершены уже при Андрее Боголюбском, сыне князя Юрия Долгорукого в 1157 году. В Соборе крестились многие удельные и переславские князья, в том числе Ярослав Всеволодович (1191 г.) и его сын Александр Невский (1220 г.). Когда Александру было 5 лет, он вместе со своим шестилетним старшим братом Федором прошел в соборе обряд посвящения в воины, так называемый «княжеский постриг». Проводил обряд «княжеского пострига» очень уважаемый в те времена священник – епископ Суздальский Симон. В соборе были похоронены последние переславские князья Дмитрий Александрович (умер в 1294 году) и его сын Иван Дмитриевич (умер в 1302 году). Во время татаро-монгольского нашествия на Русь, Спасо-Преображенский собор много раз разоряли, в результате чего он потерял большую часть из своих накопленных ценностей. И после каждого испытания эту церковь вновь восстанавливали. В церковной жизни храм известен как место проведения собора святителей Русской православной церкви (1310 г.). Спустя 44 года здесь принял сан священника Сергий Радонежский. Кроме того, в Спасо-Преображенский собор несколько раз приезжал на богомолье царь Иван Грозный. В годы советской власти храм работал с перебоями, и в конце концов был закрыт. Из собора вывезли многие ценные артефакты, предметы церковной утвари, ювелирные изделия и дорогие дары. Среди тех ценностей, которые все же уцелели было дарование Юрия Долгорукого, а именно сосуд из серебра, который сейчас пребывает в Московской оружейной палате, а также божественный образ кисти Феофана Грека «Преображение», находящаяся на сегодняшний день в Третьяковской галерее. Раньше богомольня внутри была отделана фресками, однако посчитав что они не представляю никакой художественной ценности их счистили, оставив одни белые стены. В ходе реставрационных работ в 2015 году было принято решение снять штукатурку с лицевой стороны. Находка, обнаруженная после снятия штукатурки, имела эффект разорвавшейся бомбы – надпись XII века, в которой сообщается об убийстве князя Андрея Боголюбского и перечисляются имена его убийц. Рядом со списком убийц обнаружена анафема на всех участников преступления. Надпись поделена на две колонки: в левой колонке даётся список из 20 имён, после которых говорится: "это убийцы великого князя Андрея, да будут прокляты"; в правой части сказано: "месяца июня 29 убит князь Андрей своими паробками". До этого историкам было известно только имена трех заговорщиков. Помимо этого оказалось, что стены собора покрыты древними изображениями крестов, которые много веков наносились людьми, просящими молитв.
Побывав в старейшем русском Соборе, и впитав в себя еще одну страницу русской истории, паломники отправились в церковь Александра Невского, которая расположена на той же Красной площади Переславля.
Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском
Адрес: Ярославская обл., Переславль-Залесский, Красная площадь, дом 3, 152020.
Телефон: 8 (920) 141-48-58
***
В храм Александра Невского паломничество «Годеновский Крест» передало в дар икону Божией Матери «Всецарица» от имени насельников Троице-Сергиевой лавры и всех Русских Мотоциклистов. Паломники послушали историю церкви и обители, после чего отправились в дальний путь по городам русской славы, древним хранителям православных святынь.
Храм, посвященный родившемуся в Переславле-Залесском князю Александру Невскому, появился в городе более 160 лет назад на территории Сретенско-Владимирского Новодевичьего монастыря. Этой обители давно уже нет, красивая пятикупольная церковь тоже пережила непростые времена, но сегодня продолжает радовать жителей и гостей города красотой своих форм и линий. К началу прошлого века церковь Александра Невского процветала. В ней было много драгоценной богослужебной утвари из серебра и старые, отлично сохранившиеся иконы. В 1918 году Переславская епархия была воссоздана. Но борьба новой власти с православием набирала обороты, повсеместно храмы закрывали, а священники оказывались в ссылке, а то и вовсе были расстреляны. Небольшая религиозная община Переславля старалась поддерживать в обоих храмах хоть какой-то порядок. Но в 1925 году произошло ограбление обители, и во время него были похищены основные церковные ценности. А через 4 года церковь, как и соседний большой собор, закрыли. В начале 1930-х годов власти снесли колокольню и почти всю монастырскую стену. В это время алтарную часть храма, посвященного Александру Невскому, переделали под хлебный магазин, а хлеб для него выпекали в соседнем Владимирском соборе. Церковь была сильно запущена, и территория вокруг замусорена. Вся богослужебная утварь из храма пропала, а здание и внутренние помещения обвешали. Настенная роспись XIX века почти полностью осыпалась. И постоянно возникала угроза сноса самого здания. Но беда не случилась. В середине 30-х годов прошлого века в Переславле собрали специальную комиссию, которая постановила считать оба рядом стоящих храма архитектурными памятниками русского зодчества в едином комплексе исторического центра города. Церковные службы здесь были возобновлены в 1998 году. О старом женском монастыре напоминают сегодня лишь фрагмент каменной стены и домик сторожки. Основание прихрамовой колокольни навсегда исчезло, когда была проведена реконструкция Ярославское шоссе.
Но сегодня, выживший в лихие годы храм всегда открыт и встречает прихожан как и прежде...
Храм Святого благоверного князя Александра Невского
Адрес: Ярославская область, г. Переславль-Залесский, улица Советская, дом 12. 152020.
Телефон: 8 (910) 826-84-94
Животворящий Крест Господень, обретенный в 1423 году, нашел свое пристанище в российской глубинке, селе Годеново. Сюда, в церковь во имя святителя Иоанна Златоуста и направилось паломничество «Годеновский Крест». Храм святителя Иоанна Златоуста является подворьем Свято-Никольского Переславского женского монастыря, к нему ведет узкая асфальтовая дорога. На подъезде к Никольскому монастырю, вдоль дороги стоят плакаты с изображениями святых царских страстотерпцев. У монастыря большая экспозиция, рассказывающая о Царской семье и ее последних днях...
Возле храма святого Иоанна паломников встретила монахиня Силуана, которая провела для них интересную экскурсию и рассказала многое об истории обретения святого Креста и связанных с ним многовековых событий. Путники приложились к великой русской святыне и передали в дар женскому монастырю и его игуменье, Евстолии (Афониной) икону Богородицы «Скоропослушница» и получив благословление отправились в мужской, Сошествия Животворящего Креста Господня монастырь, который расположен в нескольких километрах от Никольского.
Шесть столетий Животворящий Крест Господень дарует людям Чудо исцеления от различных недугов и прощения. Рассказы о чудесах и исцелениях от Креста многие века записываются в специальную книгу, хранящуюся в Храме. Чтобы поклониться Святыне и попросить ее помощи, паломники едут сегодня в Годеново со всей страны. В исторических источниках говорится, что он явился «от греческой стороны» в 1423 году, то есть за 30 лет до падения Константинополя и Византии. Для русской истории эти 30 лет были ознаменованы важнейшими событиями. Это годы правления Василия II, при котором окрепла и усилилась объединившая вокруг себя земли многих княжеств Московская Русь, что явилось предпосылкой значимого события: Русская Церковь стала независимой от Константинопольского Патриархата. Вскоре, в правление Ивана III, после женитьбы его на Софии Палеолог, на Русь приходит герб Византии. Осмыслив все эти события, сегодня мы можем сказать: своим явлением Животворящий Крест предзнаменовал грядущее державное строительство Руси. 70 лет советской власти почти полностью стерли у народа память о чудотворном Кресте. В богоборческие времена Крест претерпел не только забвение, но и пострадал от кощунственных надругательств. В конце 1990-х, случайно узнав о нем от паломников, монахини Никольского монастыря взяли под свое покровительство полуразрушенный храм с обветшавшей святыней и начала молиться перед Крестом. Его реставрация происходила в 2002–2003 годах, причем Крест не выносился из действующего храма, где, как обычно, совершались богослужения. Работы проводили реставраторы высшей категории из Государственного Русского музея Санкт-Петербурга. В дни празднования Кресту святыню посещает до 10 тысяч человек в день, и это люди неслучайные. Происходит второе обретение русским народом Животворящего Креста, и это свидетельствует о том, что русский народ возрождается. Крест – не просто реликвия и удивительный художественный образ, который Господь сохранил для нас, да еще и в действующем храме, – он чудотворит. Неиссякаемый поток паломников говорит о том, что чудотворение, которое являет эта святыня, привлекает людей: они исцеляются от телесных болезней и возрождаются духовно.
Основал Никольский монастырь один из прославленных русских святых преподобный Димитрий Прилуцкий около 1350 года, то есть более 650 лет назад. В 1354 году, в Переславле, произошла первая встреча преподобных Димитрия Прилуцкого и Сергия Радонежского. Под влиянием бесед со святым Игуменом преподобный Димитрий ввел в Никольском монастыре общежительный устав, неизвестный до того на Севере Руси. Преподобный Димитрий часто посещал игумена Сергия для духовных бесед о том, как бы лучше управить иноческим общежитием и людей избранных привести к Богу. По преданию, и преподобный Сергий посещал своего духовного друга в устроенной им обители и молился здесь в Никольском храме. Основанный святым Димитрием Никольский монастырь быстро приобрел известность и стал привлекать множество молящихся. В 1368 году по совету преподобного Сергия Радонежского святой Димитрий, избегая людской славы и ища уединения, ушел из Переславля в Вологодские земли, где основал еще одну обитель – Спасо-Прилуцкий монастырь. Несколько раз за свою историю Никольская обитель подвергалась полному разорению, но всегда воскресала и вновь сияла миру красотой монашеских добродетелей. В октябре 1917 года новое бедствие обрушилось на Россию. Сокрушительная буря революции подорвала самые основы народной жизни. Государственной религией был объявлен атеизм, началась война против Бога и Церкви. После революции Никольская обитель претерпевает значительные разрушения – были взорваны соборный храм Святителя Николая и древняя колокольня, снесена ограда. В хозяйственных и жилых постройках новые городские власти поместили животноводческую базу. В келейном сестринском корпусе разместилась школа-интернат для слаборазвитых детей. Оставшиеся помещения, в том числе и святые алтари храмов, заняли жильцы... Но вера и разум повернули все вспять и к началу 1995 года древняя обитель насчитывала уже десять насельниц, восстановленный из разрухи монастырь и храм Иоанна Златоуста засияли вновь на православной земле и дарят любовь и радость всем православным людям.
Храм во имя Святителя Иоанна Златоуста
Адрес: Ярославская область, село Годеново, 152107.
Телефон: 8 (485) 353-06-45
***
Ростов Великий - один из древнейших городов России, официальное летосчисление ведёт от 862 года. В 2012 году Ростов отметил свой 1150-й юбилей. Название города традиционно связывают со славянским личным именем Рост (Ростислав). Ростов упоминается в «Повести временных лет». В записи за 862 год о нём говорится как о городе, которым владел Рюрик и где «первые насельники» принадлежали к племени меря: «Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были словене. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города — тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах — находники, а коренное население в Новгороде — словене, в Полоцке — кривичи, в Ростове — меря, в Белоозере — весь, в Муроме — мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик.
Утром, 13 октября 2018 года паломничество «Годеновский Крест» отправилось в путь. Первой остановкой паломников стал Спасо-Яковлевский Димитриев мужской монастырь.
Яковлевский монастырь был основан в конце XIV в. епископом Иаковом, который возглавлял Ростовскую епархию с 1386 по 1389 гг. Будучи изгнан с епископской кафедры ростовским князем и жителями города, епископ Иаков покинул паству и избрал местом своего пребывания западную окраину Ростова. По словам Жития, святитель, “исходя из града и пришед на озеро, сняв с себя мантию свою святительскую, положив на воде и знаменовася крестным троеперстным знамением, став на мантии своей и поплове по озеру к месту, иде же ныне во имя его нарицается Яковлевский монастырь; мантия святому Иакову бе ладьей, веслом же - молитвы его святые и незлобие пастырское”.
На протяжении трех первых столетий Яковлевский монастырь не имел каменных сооружений, все его строения были деревянные. В летописях сохранились упоминания о том, что дважды монастырь подвергался разорению. В первый раз – вскоре после своего основания, в 1408 году, при нашествии на Ростов татарского хана Едигея, а вторично – двести лет спустя, в 1608 году, во время польско-литовской интервенции. В XVII столетии земельная собственность монастыря растет, ростовские писцовые книги фиксируют в составе монастырской вотчины 18 пустошей, в которых насчитывалось 34 дворовых места. В середине 50-х годов XVII столетия последовал именной указ царя Алексея Михайловича о приписке Зачатиевского Яковлевского монастыря к Ростовскому архиерейскому дому, на что была дана благословенная грамота патриарха Никона. В царском указе прямо обозначена причина присоединения − “для того, что Иякова епископа мощи лежат в том монастыре, а в Ростове де в соборной церкви был он Ияков епископ, сопрестольник Ростовским чудотворцам". К концу XVII столетия Яковлевский монастырь имел следующий облик: деревянная ограда окружала небольшой по размерам монастырский двор, на котором возвышался каменный пятиглавый Троицкий храм с шатровой колокольней. Новый период истории Яковлевского монастыря открывается в начале марта 1765 г., когда именным высочайшим указом императрицы Екатерины II он был удостоен титула ставропигии, благодаря чему вышел из епархиального подчинения и поступил в ведомство Синода. Следует подчеркнуть, что столь высокого положения достигали лишь избранные русские монастыри. 26 марта 1765 г. Яковлевский монастырь был причислен к монастырям второго класса, что гарантировало ему стабильное государственное содержание, он ежегодно получал от казны около полутора тысяч рублей.
На основании советского декрета “О музейном имуществе” от 10 октября 1918 г. Спасо-Яковлевский монастырь “как первоклассный памятник древнерусского искусства в целом, со всеми находящимися в нем зданиями, представляющими историко-художественное значение, а также и предметами церковной утвари художественно-археологической ценности” поступил в ведение Музейного отдела Наркомпроса. В 1920-е годы Спасо-Яковлевский монастырь, фактически, оставался действующим, хотя и существовал в виде церковно-монастырской общины. Закрытие монастырских храмов в 1929 году означало окончательное упразднение Спасо-Яковлевского монастыря.
В середине 1980-х годов ансамбль Яковлевского монастыря, за исключением жилых сооружений, был передан Ростовскому музею. Бывшая обитель официально открылась для посещения экскурсантов. За это время территория внутри монастырской ограды и помещения храмов по мере возможности, приводились в порядок. Однако, монастырь недолго оставался музейным филиалом. В 1991 году он был возвращен православной церкви и вновь стал действующим. В настоящее время в составе братии – пятнадцать человек: наместник, четыре иеромонаха, четыре иеродиакона, два монаха и четыре послушника. С 2003 г. на территории монастыря по благословению владыки Кирилла размещено Духовное училище, в котором обретают знания и воспитываются будущие пастыри Русской Православной Церкви. Спасо-Яковлевская обитель открыта для паломников, все желающие могут посетить ее, для организованных паломнических групп проводятся экскурсии. Возрождению монастыря способствуют каждодневный труд и неустанные молитвы братии.
Случайным и интересным событием стало то, что находясь в Яковлевском монастыре, паломники узнали о том, что в это же самое время его игумен, отец Августин вместе с мэром города Ростова, Андреем Лосем встречаются с братьями – Русскими Мотоциклистами Сербии в Белграде, столице братской для России страны. Российская делегация с мощами русских святых для поклонения, из Ростова отправилась в Сербию и участникам паломничества не удалось встретится с игуменом монастыря, с которым их связывают дружеские отношения. Путники приложились к мощам великого святого Дмитрия Ростовского, передали в дар братии древнего монастыря икону Пресвятой Богородицы «Прибавление Ума» и благословившись у монахов отправились в дорогу по святыням Ростовских земель.
Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь
Адрес: Ярославская область, г. Ростов, улица Энгельса, дом 44, 152153.
Телефон: 8 (48536) 7-43-69
***
Следующей остановкой паломничества «Годеновский Крест» стал известный во всем мире Ростовский Кремль - главная святыня Ростова Великого. Кремль с его пятью храмами, Успенским собором и комплексом жилых построек, обнесённый мощными крепостными стенами впечатляет воображение своей мощью и искусной архитектурой. По своему первоначальному назначению Кремль представлял собой резиденцию архиереев Ростовско-Ярославской епархии. Его можно разделить на три самостоятельные части. Центральная — это собственно архиерейский двор. В северной части расположена бывшая соборная площадь с Успенским собором, а в южной — митрополичий сад. Кремль также прославился тем, что именно здесь снимали эпизоды фильма Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию». Обнесенный высокими стенами с красивыми башнями, украшенный многочисленными главами храмов и башенными шатрами, Архиерейский двор, который теперь принято называть Ростовским Кремлем, был заложен в 1660-х годах на месте старого и гораздо более скромного Архиерейского дома, от которого сохранились лишь фрагменты зданий. Первым построенным храмом, своего рода краеугольным камнем ансамбля, стала церковь Воскресения Христова над северными воротами. Это не просто церковь, а целый сложный архитектурный комплекс, состоящий из пятиглавого храма, ворот в три пролета, галереи и двух башен, обрамляющих ворота. Воскресенская церковь должна была исполнять в комплексе Архиерейского двора роль Святых ворот и была ориентирована наружу, на Успенский собор. Митрополит Иона Сысоевич, начавший возведение жемчужины русской архитектуры не успел достроить свое детище, и заканчивал работы его преемник митрополит Иоасаф. Вторая исполинская надвратная церковь - Иоанна Богослова, расположенная над западными воротами кремля. Если Воскресенская церковь была первым храмом ансамбля, то Иоанновская — одним из последних. К Иоанновской церкви примыкает самая большая и знаменитая палата в Кремле — Красная палата. Еще один замечательный храм Ростовского Кремля - церковь Спаса-на-Сенях. Это - главный, центральный храм Архиерейского двора, задуманный митрополитом Ионой Сысоевичем как парадная церковь. К Спасской церкви вплотную примыкает Белая палата, построенная приблизительно в одно время с храмом. Предполагается, что этот комплекс был построен именно так по образцу Патриаршего дворца в Московском Кремле. Успенский собор — уже пятый по счету на этом месте; до него в центре древнего города сменилось еще четыре храма. Первым был кафедральный собор Успения Божией Матери «от древес дубовых», деревянный, заложенный еще в 991 году при князе Владимире, один из первых соборов на Руси. Известно, что на рубеже XII—XIII веков настоятелем собора был отец богатыря Алеши Поповича. Построенный в начале XVI века Успенский собор - поистине великолепное здание, достойное быть центральным собором Ростова, одного из главных городов средневековой Руси. Во время Смуты собор, как и весь город, был захвачен и разграблен татарами и казаками, находившимися в войске Лжедмитрия, а митрополит Филарет взят в плен и отправлен в стан Тушинского вора. Роскошный барочный иконостас, сохранившийся до наших дней, был установлен в соборе при архиепископе Иоакиме в 1736 году после очередного пожара. В соборе сохранились захоронения многих ростовских князей и духовенства, в том числе и строителя Ростовского Кремля, митрополита Ионы Сысоевича. Во время замены полов в 1884 году в южной апсиде была обнаружена рака святого Леонтия — дар князя Андрея Боголюбского. Комплекс Успенского собора - это отдельная часть нынешнего Ростовского Кремля, и гораздо более древняя. Однако все остальные храмы и стены с башнями зодчие смогли поставить так, что все они стали единым и гармонично сочетающимся архитектурным ансамблем, одним из красивейших в России. Знаменитая Ростовская звонница была построена при соборе в 1682—1687 годах в два этапа. Конечно, до нее была более древняя восьмигранная колокольня, фундамент которой обнаружили археологи к югу от собора. «Колокольницы» при Успенском соборе неоднократно упоминались в ростовских летописях. Немного позже для самого большого колокола был пристроен дополнительный столп, и в нем разместили колокол весом 33 тонны, названный Сысоем в честь отца митрополита Ионы Сысоевича, заказчика колоколов. И сейчас в репертуаре Ростовских звонов есть особый «Звон с Сысоем».
Пройдя с небольшой экскурсии по Ростовскому Кремлю, паломники отправились в другой старинный город Руси – Ярославль.
Ростовский Кремль
Адрес: Кремль, Ростов, Ярославская область, Ростов Великий, Кремль, 152153. Телефон: 8 (485) 366-15-02
***
Дорога привела паломников в древний Ярославль. Ярославль — один из старейших русских городов, основанный в XI веке и достигший своего расцвета в XVII веке. В 2010 году город отметил своё тысячелетие. Если судить по дате первого упоминания в летописи, Ярославль — древнейший из существующих городов на Волге. Он был заложен князем Ярославом Мудрым в период его ростовского княжения (988—1010) на мысе над Стрелкой, на месте или около языческого поселения Медвежий Угол. На естественно защищённом с трёх сторон участке (крутыми высокими берегами Волги и Которосли и Медведицким оврагом, по которому протекал ручей) построили Ярославский кремль. Первое упоминание о Ярославле — вызванное голодом - «восстание волхвов» в Ростовской земле — датировано 1071 годом. Название города традиционно связывают с именем его основателя: «Ярославль» — притяжательная форма, означающая «Ярославов город».
Паломничество «Годеновский Крест» посетило древнюю обитель Ярославля, сыгравшую важную роль в истории России - Ярославский Спасо-Преображенский монастырь. В настоящее время Спасо-Преображенский монастырь не является действующей обителью и работает как музей-заповедник. Много столетий монастырь был духовным, культурным и экономическим центром Ярославля. Основан он был в XII веке за стенами тогдашнего города около переправы через Которосль, заняв угловое положение в системе городских оборонительных сооружений. В 1216—1218 годах в Спасском монастыре работало первое в Северо-Восточной Руси духовное училище. В 1216—1224 годы в монастыре построили Спасо-Преображенский собор. В честь образования Ярославского княжества в 1218 году, по преданию, у юго-восточного угла собора возвели миниатюрную Входоиерусалимскую церковь, которая не дошла до наших дней. Уже в первой половине XIII века в монастыре образовалась большая библиотека, велась работа по переписке книг. Здесь был найден «список» - рукописная копия «Слова о полку Игореве». После пожара 1501 года, в котором сильно пострадали строения монастыря, в 1516 году освятили заново построенный Спасо-Преображенский собор, сохранившийся до сих пор. Сейчас это древнейшее строение Ярославля, а его фрески, написанные в 1563—1564 годах, — древнейший памятник стенописи в городе и один из двух в России, сохранившихся с эпохи Ивана Грозного. Монастырь стал самой укреплённой частью города, ведь Ярославский кремль никогда не имел каменных стен, а после того как его стены в конце XVIII века были разобраны, ярославским кремлём, зачастую, стали ошибочно называть Спасский монастырь. Любил посещать монастырь царь Иван Грозный. К концу 1560-х годов от него было полученно 55 жалованных грамот, дающих во владение 6 сёл и 239 деревень, рыбные ловли и соляные варницы, а также освобождение от общего тягла на ярославском посаде и судебный иммунитет. Его сын, царь Фёдор, пожаловал монастырю 12 грамот. В 1609 году во время Смутного времени Спасский монастырь и Ярославский кремль выдержали осаду отрядов пана Будзило и воеводы Наумова, продолжавшуюся около месяца, в то время как остальная часть Ярославля была захвачена. От стен монастыря в 1612 году земское ополчение Минина и Пожарского отправилось на освобождение Москвы. С 21 марта по 16 апреля 1613 года в монастыре пребывал будущий царь Михаил Романов, находившийся здесь проездом из Ипатьевского монастыря в Москву, — отсюда он отправил свою первую грамоту — о согласии на престол. В дальнейшем он дал монастырю 18 жалованных грамот. В 1621—1646 гг. перестраивались стены монастыря, пострадавшие во время осады, — они стали более крупными, в значительной мере они сохранились до наших дней. В последней четверти века был построен Келейный корпус. К концу XVII века длина стен достигает 820 метров, высота — 10,5 метра, толщина — 2,8—3 метра. На стенах и башнях имелось хорошее вооружение — 15 крупных и 17 малых пищалей, 97 карабинов, 14 бочек с порохом. Монастырь владел значительной территорией в западной части города вдоль дороги на Углич, где в XVII в. выросли ряд монастырских слобод — Спасская, Богоявленская и другие, а всего более 300 дворов. В конце XVIII века монастырь был упразднен, как и многие другие монастыри по России, в связи с указом Екатерины II о секуляризации церковных земель. В советское время монастырь был закрыт. Во время боев Ярославского восстания здания сильно пострадали, и в 1920-х годах отремонтированы. После этого храмы и кельи монастыря использовалась под жилье, учебные заведения, военкомат. Только с 1950-х годов, после полноценной реставрации здесь разместился Ярославский историко-архитектурный музей заповедник. Он и остается владельцем территории монастыря по сей день.
Паломники доставили икону Пресвятой Богородицы «Казанская», как символ памяти героев народного ополчения 1612 года, отправившихся из этого монастыря, с этой иконой, на освобождение Москвы от захватчиков. Икона, от имени насельников Свято-Троицкой Сергиевой лавры была передана в действующий Спасо-Преображенский собор. Поклонившись святыням собора, участники паломничества «Годеновский Крест» направились в поселок Толга, где расположен Свято-Введенский Толгский женский монастырь.
Ярославский Спасо-Преображенский монастырь
Адрес: г. Ярославль, Богоявленская площадь, д. 25. корп. 2, 150000.
Телефон: 8 (485) 230-40-72
***
У врат Толгского монастыря паломников встретила доброжелательная монахиня Улия, которая провела интересную экскурсию по древней Ярославской обители и рассказала участникам паломничества об истории монастыря и его сегодняшнем дне. Монастырь живет очень активной жизнью, занимаясь своим хозяйством, паломнической деятельностью и социальным служением. Чувствуется хорошая хозяйская рука и любовь к родной обители, настоятельницы – матушки Варвары.
Свято-Введенский Толгский монастырь был основан в XIV веке епископом Ростовским Прохором при Ярославском святом благоверном князе Давиде Феодоровиче. Епископ Прохор (в схиме Трифон), возвращаясь по Волге в Ярославль из Белозерской страны, 7 августа 1314 года вместе с бывшими при нем священниками остановился ночевать на правом берегу Волги в 8 верстах от Ярославля. В полночь святитель, пробудившись от сна, увидел на противоположном берегу неизъяснимо сияющий огненный столп и мост к нему через реку. Утром 8 августа на этом месте была обретена икона Пресвятой Богородицы. На месте явления чудотворного образа сам святитель «нача своима рукама сещи лес и очищати место оное и готовити древа на церковь малу…». К полудню здесь была построена церковь, а к вечеру владыка Прохор освятил ее во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы. В церковь был внесен образ Божией Матери, названный «Толгским» по небольшой речке Толге, протекавшей в том месте и впадавшей в Волгу. Тогда же было установлено празднование явления Богородицы — в восьмой день августа. В тот же день при архипастырь благословил быть при церкви монастырю и определил в него настоятеля-игумена. 16 сентября 1392 года в Толгской обители было явлено чудо истечения от иконы Богоматери цельбоносного мира. Многие больные, присутствовавшие тогда в храме и помазавшиеся миром, получили исцеление. В начале XV века в монастыре произошел большой пожар. Сгорели кельи, ограда, пламя мгновенно объяло и церковь. Насельники ничего не смогли спасти из церковной утвари. Но когда пожар окончился, святую икону обрели вне монастыря, в лесу, совершенно невредимую и сияющую светом. Обитель не прекратила своего существования. В 1553 году обитель посетил царь Иоанн Васильевич Грозный. Поводом к посещению было путешествие царя на богомолье в Кирилло-Белозерский монастырь по случаю болезни его ног. На обратном пути царь остановился у Толги. Он много со слезами молился перед чудотворной иконой Пресвятой Богородицы. Ноги у него укрепились и он смог встать с кресла, на котором его носили. Царь возблагодарил Бога и Пречистую Его Матерь, одарил игумена и братию щедрой милостыней и повелел построить в обители каменный храм. В Смутное время Толгская обитель была полностью разорена, однако чудотворная икона уцелела. 1612 год отмечен в летописи монастыря древнейшим из известных крестных ходов с Толгской иконой Богородицы в Ярославль, назначенный тогда сборным пунктом для народных ополчений, собиравшихся для спасения Москвы и Русского государства. Ужасные стихийные бедствия — голод, моровая язва, великие пожары посещали Ярославль неоднократно. После поразительной благодатной помощи, полученной в тяжких бедах, постигших Ярославль в 1654-1657 годах, жители города исходатайствовали установление ежегодного крестного хода с чудотворной Толгской иконой в Ярославль. Бурный расцвет обители в последней четверти XVII века связан с именем игумена Гордиана, при котором была завершена постройка святых монастырских врат и возведена величественная Введенская соборная церковь на месте древней маловместительной и уже обветшавшей. Под соборным храмом находится также усыпальница почетных граждан города, которые при жизни своей вносили пожертвования в святую обитель, а также представители знаменитых древних боярских родов: Голицыны, Вяземские, Троекуровы, Мельгуновы и другие. В XVIII —– нач. XX века. обитель не раз посещали члены царской семьи. В 1763 году здесь была императрица Екатерина Великая, в 1913 году Толгский монастырь посетил император Николай II вместе со своим семейством. В 1914 году обитель отметила 600-летний юбилей. В 1928 году монастырь был закрыт. В 1932 году кельи были переданы для расселения горожан. Возрождение обители началось в 1987 году. В сентябре 1988 года Толгский монастырь был передан верующим. По решению Святейшего Патриарха Пимена и Священного Синода на территории монастыря была учреждена первая за многие десятилетия и на тот момент единственная в России женская обитель (после 1917 года на территории РСФСР были постепенно закрыты все православные женские монастыри). Сегодня в обители несут монашеское послушание 119 сестер.
Участники паломничества посетили соборный храм древнего монастыря и приложились к чудотворной иконе Богородицы "Толгская". Во время экскурсии путники встретили съемочную группу Федерального проекта "Святыни России". Было радостно вдалеке встретить людей, которые заняты важным православным делом - популяризацией русских святых мест. Поблагодарив монахиню Улию и всех сестер монастыря за рассказ об обители, добрую монастырскую трапезу и передав монастырю икону Пресвятой Богородицы «Споручница грешных» из Сергиевой Лавры, паломники отправились в древнюю Кострому, которая расположена к северу от Ярославля, в 100 километрах...
Свято-Введенский Толгский женский монастырь
Адрес: г. Ярославль, посёлок Толга, дом 3, 150042.
Телефон: 8 (910) 815-12-81
***
В Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь, часто называемый в народе «Царский Монастырь», и расположенный в городе Костроме, паломничество «Годеновский Крест» попало темным вечером, к вечернему праздничному богослужению в преддверии Праздника Покрова Пресвятой Богородицы. В монастыре путников встретила сотрудник церковно историко-археологического музея Костромской Епархии Русской Православной церкви Людмила Викторовна Бурдина, которая провела интересную экскурсию и рассказала об истории и жизни монастыря, работе историко-археологического музея, расположенного на территории обители. Паломники не в первый раз посещают эту древнюю обитель. С игуменом монастыря, отцом Петром (Ерышаловым) их связывают дружеские отношения. Несколько раз Русские Мотоциклисты посещали учебные заведения Костромы по приглашению Костромской Епархии и находятся в постоянном общении с руководителем отдела по делам молодежи, протоиереем Иоанном Чулковым.
Душа и сердце Костромы, хрестоматийная колыбель дома Романовых, белокаменный Ипатьевский монастырь — объект культурного наследия России — возвышается на пологом берегу реки Костромы, отражая свои древние стены, приземистые башни и золотые главки собора в тихом течении ее вод. Судьба Ипатьевского монастыря неразрывно связана с судьбой России: в 1613 году здесь был избран на царство Михаил Романов — основатель будущей 300-летней династии русских государей. Обитель неоднократно переживала годы расцвета и упадка, ее церкви были разрушены и вновь восстановлены. Сегодня это ключевая достопримечательность не только Костромы, но и всей Верхней Волги. Кроме исключительно позитивных событий для царской фамилии, вроде тех, когда Михаил Фёдорович сначала успешно укрылся там от польских интервентов, накануне дня народного единства, который в современной России отмечается как официальный праздник, Ипатьевский монастырь имел в своей истории и более трагические страницы. Так, к примеру, старая церковь на территории обители была разрушена практически до основания, когда в 1649 году взорвалась бочка с порохом. Именно по этой причине последующим поколениям также уже никогда не удастся даже примерно представить себе, какой изначальный экстерьер был свойственен Ипатьевскому монастырю. В XVIII веке здания монастыря окончательно приняли современный облик и внешне уже не сильно менялись после екатерининской эпохи. Однако внутреннее содержание помещений пережило несколько поворотов судьбы. На территории Ипатьевского монастыря более десяти исторических построек, каждая из которых заслуживает отдельного внимания: Троицкий собор со звонницей — главный храм обители, палаты бояр Романовых, Архиерейский корпус, святые ворота с надвратной церковью Хрисанфа и Дарии, Наместнический и Братский корпуса, жилые кельи над погребами, Свечной и Трапезный корпуса, Екатерининские ворота, а также стены и башни Старого и Нового городов. Великолепный Троицкий собор XVII века — визитная карточка Ипатьевского монастыря. Его северную сторону украшает замечательной красоты парадное крыльцо с восьмигранным шатром и обилием архитектурных украшений. Внутри расположен богатый иконостас середины XVIII века. Звонница собора была заказана боярином Годуновым в XVII веке. Палаты бояр Романовых, или Царские чертоги, самое знаменитое здание монастыря. Именно здесь проживал Михаил Романов со своей матерью во время призвания на престол. В XIX веке палаты были отреставрированы, и сегодня радуют глаз ярким «шахматным» фасадом в стиле древнерусского терема, изумительной царской лестницей на второй этаж и прекрасными изразцовыми печами внутри. На территории Ипатьевского монастыря работает Церковный историко-археологический музей. В его просторных залах выставлены многочисленные религиозные древности: старопечатные и рукописные церковно-богослужебные книги, фотографии не сохранившихся церквей и соборов, священные сосуды, Евангелия, кресты, иконы, облачения и старинная церковная утварь. Отдельная часть экспозиции посвящена династии Романовых.
Посетив праздничное вечернее богослужение и передав монастырю икону Божией Матери «Взыскание Погибших», паломники отправились на родину преподобного Сергия Радонежского, в Троице-Сергиев Варницкий монастырь.
Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь
Адрес: г. Кострома, Ипатьевская слобода, улица Просвещения, дом 1, 156004.
Телефон: 8 (494) 237-22-41
***
В праздник Покрова Пресвятой Богородицы, 14 октября 2018 года, паломничество «Годеновский Крест» посетило еще один древний и старый монастырь в поселке Варницы, на окраине города Ростов Великий. Варницы – место рождения игумена русской земли, преподобного Сергия Радонежского. Паломники не в первый раз в этой обители, их связывают давние дружеские отношения с игуменом монастыря, иеромонахом Пименом (Артюховым), братией монастыря и преподавателями и учащимися православной гимназии. У ворот монастыря паломников встретил ученик гимназии Алексей Важенин, который провел интересную экскурсию по монастырю, рассказал о его истории, восстановлении из руин и сегодняшнем дне обители. Паломники посетили Троицкий храм монастыря, где передали в дар игумену Пимену икону Божией Матери «Троеручица». Поблагодарив настоятеля за прием, участники паломничества отправились на встречу с учащимися монастырской гимназии, которой руководит еще один давний друг путников - иерей Дмитрий (Диденко). На встрече Русские Мотоциклисты рассказали о своей истории и деятельности, паломничествах и соработничестве православной церкви. Гимназисты задавали вопросы и было видно, что их интересует жизнь мотоциклистов России, цели и задачи организованных форм русского мотоциклизма. Пообщавшись с ребятами, пожелав им терпения и веры, паломники преподнесли икону Божией Матери «Акафестная» (Предвозвестительница). Дарственную икону принял старый преподаватель гимназии, добрый человек Владимир Аркадьевич Ульянов.
Троице-Сергиев Варницкий монастырь основан ростовским архиепископом Ефремом в 1427 году в Варницкой слободе, на окраине города Ростова и на месте рождения преподобного Сергия Радонежского, спустя пять лет после обретения мощей святого Сергия. Известный исследователь ростовских церковных древностей А. А. Титов писал: «Благочестивые наши предки с целью увековечить в памяти грядущих поколений место родины великого сподвижника земли русской, воздвигнув храм и обитель в Варницах Ростовских, в подражание основанной Сергием обители Троицкой, также назвали её Троицкою. Что же касается до названия «Варницкий», то оно присвоено монастырю потому, что до конца XVII столетия находились соляные варницы». Главный храм, как и в Троице-Сергиевой лавре, — Троицкий собор, впервые ставший каменным в 1763—1771 годах по желанию и на средства ростовского епископа Афанасия (Вольского). До 1764 года во главе Троице-Сергиева монастыря стояли игумены, после монастырской реформы оставленную за штатом обитель возглавляли строители. Зимний храм - Введенская церковь, сооружена в 1826—1828 годы на деньги ростовских купцов. В 1919 году Троице-Сергиев монастырь был закрыт, а в последующие годы почти полностью разрушен. Был уничтожен Троицкий собор, ограда, жилые и хозяйственные строения, по территории проложена автомобильная дорога. Уцелели лишь перестроенная Введенская церковь (в ней устроили инкубатор птицесовхоза) и несколько келейных корпусов. 13 февраля 1995 года монастырь был возвращён церкви, началось его восстановление. К настоящему времени архитектурный ансамбль монастыря отстроен заново. В 2000—2003 годах выстроен Троицкий собор, отреставрирована и возобновлена Введенская церковь, над Святыми вратами построен храм в честь преподобных Кирилла и Марии (2003—2004), сооружены жилые, служебные и административные корпуса, в 2014 году возведён собор в честь Преподобного Сергия Радонежского. Ныне Троице-Сергиев Варницкий монастырь — подворье Свято-Троицкой Сергиевой лавры — состоит в непосредственном ведении Патриарха Московского и всея Руси, Кирилла.
Попрощавшись с добрым монастырем, паломники отправились по старой Троицкой дороге в дальнейший путь, в Свято-Троицкий Стефано-Махрищский ставропигиальный женский монастырь.
Троице-Сергиев Варницкий монастырь
Адрес: Ярославская область, г. Ростов Великий, поселок Варницы, 152120.
Телефон: 8 (48536) 9-21-88
***
Дальнейший маршрут паломничества «Годеновский Крест» прошел по Троицкой дороге - исторической дороги к преподобному Сергию Радонежскому, что была исхожена и изъезжена бесчисленными богомольцами с самого основания обители. Именно преподобный Сергий в XIV веке проложил этот путь. Люди со всей России, всех сословий и состояний, отправлялись в пеший поход в Троице-Сергиеву Лавру, неся святому Сергию свое сердце со всей его болью и любовью, страхами и упованиями. Началу походов в Троицкий монастырь великих русских князей и царей на богомолье, положил великий князь Дмитрий Иванович Донской, придя к Сергию Радонежскому на благословление перед Куликовской битвой. Московские государи начиная важные дела, посещали монастырь. Паломнические поездки царского дома в монастырь были частыми, пышными, особенно в XVII веке. В летнюю пору, помимо князей и царей, перемещалось около 300 000 человек. Ночевали в придорожных трактирах, на постоялых дворах, которых вдоль пути было великое множество, а некоторые паломники и в чистом поле. Традиция эта прекратилась после закрытия Троице-Сергиевой в 1919 году.
Пройдя Троицкую дорогу, которая сегодня проходит по Старому Ярославскому шоссе, паломники оказались в одном из известных мест этого древнего пути – поселке Талицы, что расположен в Пушкинском районе Московии. Первые упоминания о селе Талицы связаны с именем святого благоверного князя Димитрия Ивановича Донского. Перед Куликовским сражением в 1380 году великий князь направился из Москвы в Троице-Сергиев монастырь к преподобному Сергию за благословением и сделал остановку для отдыха в Талицах. В 1423 году сын князя Пётр Димитриевич подарил эти земли Троице-Сергиеву монастырю. Примечательно, что эта дата совпадает с годом обретения Животворящего Креста Господня на Сахотском болоте возле села Годеново, во славу которого и проводится паломничество. После польско-литовского разорения место, где останавливался князь Димитрий, пришло в полное запустение.
В середине XVIII века Талицы числились во владении Костромского Богоявленского монастыря, затем – Лукиановой пустыни Владимирской губернии. В 1765 году строитель Лукиановой пустыни отец Моисей построил здесь деревянную часовню для сбора милостыни. В 1811 году по ветхости часовня была разобрана, а спустя пять лет, в 1816 году, по прошению Махрищского строителя иеромонаха Виссариона на этом же месте построена новая деревянная часовня, отданная в ведение Стефано-Махрищского монастыря. При часовне находилось жилое строение и двор, где жила братия, несущая здесь послушание. В течение девяти лет, начиная с 1818 года, в горе напротив часовни трудами монахов Антония и Симеона были вырыты пещеры общей протяженностью более ста метров, а при входе в них - колодец. Позднее в пещеры были сделаны два входа в виде каменных арок с каменным же фронтоном над ними. Над входом под иконой Спасителя на деревянной доске была сделана надпись: «Пещера, ископанная благочестивым тружеником Махрищского монастыря, в иночестве Антонием. Не оставляя послушания при часовне, он ископал в девять лет по вся время своего отдыха не имея, а более в ночное время и свободное от зрителей, как бы укрываясь от похищения нищих взыскающего, но тело положено в часовне, а душа его в руце Господа» (из Описания Талицкой часовни за 1873 год). В пещерах, часто посещаемых богомольцами, на стене висели двое железных вериг старцев Антония и Симеона весом около восьми килограммов. Талицкие пещеры становятся местом паломничества. Прежде старая Ярославская дорога была единственной ведущей в Лавру. Гостеприимные Талицы принимали многочисленных странников, в любое время идущих по Троицкой дороге поклониться преподобному Сергию. Местные крестьяне также держали постоялые дворы, специально готовя угощение усталым путникам. При деревянной часовне находились могилы четырех старцев, но так как сама часовня была уже обветшавшая и реже посещалась (в связи с уменьшившимся потоком богомольцев после открытия железной дороги), возникла опасность, что могилы могут затеряться. В 1865-1867 годах по благословению митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова) около деревянной была устроена каменная часовня, освятил ее сам святитель Филарет. Могилы старцев оказались в подклети часовни. Перед иконостасом на полу лежали четыре белых камня в виде памятников с надписями: «Иоакима, скончавшегося 1843 года апреля 21 дня, Филиппа странника, скончавшегося в 1807 году августа 2 дня, Под камнем сим погребено тело раба Божия Арефы, а в монашестве Антония, скончавшегося 1827 года февраля 10 дня, Раб Божий Стефан, а в монашестве Симеон скончался 1852 года в апреле 5 дня». В советское время пещеры были разрушены, сохранился лишь колодец, вырытый монахами у входа в подземелье. В 1996 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия II полуразрушенная часовня была передана в ведение Свято-Троицкого Стефано-Махрищского монастыря для восстановления. Благодаря заботе и помощи руководителя художественно-производственного предприятия «Софрино» Евгения Алексеевича Пархаева к часовне был пристроен алтарь, произведены реставрационные работы. 24 ноября 2002 года архиепископ Евлогий освятил возрожденный храм-часовню в честь новомучеников и исповедников Российских. В 2007 году под руководством архитектора С.В.Демидова начались сложнейшие работы по восстановлению разрушенных пещер и строительству пещерного храма в честь Димитрия Солунского. Реставрационные работы в пещерах велись открытым способом, сохранившаяся древняя кладка пещерных улиц укреплялась, утраченные фрагменты восстанавливались заново. Был очищен святой колодец, находившийся внутри пещер, найдены четыре небольшие кельи, в которых монахи уединялись для молитвы, отрыта большая келья, служившая для совместной молитвы. На её месте, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II, ныне сооружён маленький пещерный храм в честь святого великомученика Димитрия Солунского, небесного покровителя великого князя Димитрия Донского. 8 июня 2009 году Талицкое подворье посетил Святейший Патриарх Кирилл. Его Святейшество осмотрел пещеры и благословил освятить пещерный храм. Освящение храма во имя святого великомученика Димитрия Солунского было совершено 21 января 2010 г. наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архиепископом Сергиево-Посадским Феогностом. 21 сентября 2009 году на подворье, по благословению Святейшего Патриарха Кирилла, началось строительство большого храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы с нижним приделом во имя святой блаженной Ксении Петербургской. Усердием благодетелей построены корпуса для сестер. Постепенно налаживается повседневная монашеская жизнь подворья: совершаются богослужения, читается Псалтирь, возносятся молитвы к Богу и новомученикам.
В монастыре паломников встретила старшая сестра - монахиня Тавифа, которая рассказала о вчерашнем и сегодняшнем дне обители. Время было позднее и паломничество не смогло посетить подземный храм святого Димитрия Солунского и пещерный монастырь. Русские Мотоциклисты передали подворью икону Божией Матери «Звезда Пресветлая» и, с надеждой вернуться, отправились в путь на Москву, чтобы затем продолжить дорогу во славу Животворящего Креста Господня.
Подворье Свято-Троицкого Стефано-Махрищского монастыря в Талицах
Адрес: Московская область, Пушкинский район, село Талицы, дом 98, 141273. Телефон: 8 (917) 563-85-79
***
Ранним утром 26 октября 2018 года, караван паломничества "Годеновский Крест" отправился в путь по намеченному маршруту. Дорога привела паломников в Свято-Боголюбский монастырь в селе Боголюбово, которое расположено недалеко от древнего Владимира. Боголюбский монастырь Рождества Богородицы — женский православный монастырь в посёлке Боголюбово Суздальского района Владимирской области. Монастырь расположен на территории дворца-замка Андрея Боголюбского — единственного гражданского здания домонгольской Руси, дошедшего до нашего времени хотя бы частично. Владимиро-суздальский князь Андрей Юрьевич Боголюбский (второй сын ростово-суздальского князя Юрия Владимировича Долгорукого) около 1158 года основал здесь загородную резиденцию — «град камен» Боголюбово, в котором также воздвиг храм в честь Рождества Богородицы. Позднейшие источники объясняли выбор места волей Богоматери, либо чрез Владимирскую икону, либо при её явлении князю Андрею. Ансамбль княжеской резиденции включал в себя, помимо храмов, двухэтажный каменный дворец и каменный киворий. Замок до 1950-х годов считался утраченным, пока Николай Воронин в 1954 году не обнаружил лестничную башню и переход на хоры, соединяющий башню с собором Рождества Богородицы. Князь Андрей был убит в своём замке. Предполагаемое место убиения князя Андрея, находящееся под лестницей лестничной башни, сохранилось до настоящего времени. Вероятно, во искупление этого злодеяния и был основан в Боголюбове монастырь. Ранние сведения об истории обители очень скудны и датируются гораздо более поздним временем. В академических списках древнерусских монастырей он не числится. По грамоте царей Иоанна и Петра Алексеевичей 1687 года обитель стала Патриаршим домовым монастырём, в 1753 году — синодальным. Огромный, грузный собор в честь Боголюбской иконы Божией матери возведён в 1855-66 годах. 3 июня 1923 года монастырь был закрыт, 17 сентября того же года президиум Владимирского уездного исполкома принял решение о передаче всего имущества бывшего монастыря уездному и волостному исполкомам; постановлением того же исполкома от 21 декабря и Владимирского губземуправления от 8 января 1924 года ансамбль бывшего монастыря со всем имуществом передавался в ведение музейного отдела.
В 1991 году часть зданий была передана монашествующим во главе со схиигуменом Никодимом. 14 января 1997 года по решению священноначалия сюда были переведены 60 сестёр из Задонского Спасо-Преображенского монастыря; возникли два монастыря: мужской и женский. После этого началась активное возрождение монастыря. Собор Боголюбской иконы Божией Матери был полностью отремонтирован и облагорожен. Возведены хозяйственные постройки, посажен фруктовый сад, отреставрированы келейные корпуса. Были устроены швейная, иконописная, столярная мастерские. Праздничным звоном оглашают окрестности колокола весом 1050, 2500 и 8000 кг. На святом источнике у стен монастыря выстроена часовня и две купели. Возрождена традиция крестного хода с Боголюбской иконой Божией Матери, установленного в XVIII веке. Крестный ход из города Владимира в Свято-Боголюбский монастырь совершается ежегодно 1 июля — в день празднования Боголюбской иконы Божией Матери. Силами и средствами Свято-Боголюбского монастыря завершено строительство подворья в урочище Спас-Купалище Судогодского района, расположенного возле впадения реки Судогды в реку Клязьму. Начиная с 2001 года на пустом месте был возведён целый монастырский комплекс с келейным корпусом и хозяйственными постройками, обустроен чудотворный источник, сейчас закончено восстановление Спасо-Преображенского храма, в котором возобновлены богослужения.
Интересно, что ранее паломники узнали для себя интересный исторический факт о древнем сообщении и проклятии убийцам великого князя, которое совсем недавно ученые обнаружили на стене Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском. Спустя некоторое время паломничество «Годеновский Крест» оказалось на месте гибели князя Андрея. Посещение Боголюбского монастыря не было запланировано маршрутом паломничества, но невидимая рука привела путников сюда. Визит в древнюю обитель настойчиво рекомендовал старый знакомый Русских Мотоциклистов, иерей Кирилл Кургузиков, который сегодня служит в белокаменном монастыре. Паломники ознакомились с историей монастырского комплекса и «Градом камен именем Боголюбый». Странники побывали в древнем Рождественском соборе монастыря, на месте гибели святого князя Андрея, а так же на великолепной выставке и послушали интересную экскурсию из уст монастырской паломнической службы. Паломничество передало монастырю в дар икону «Собор святых в земле Радонежской посиявших». При передаче иконы произошел интересный случай: на своем пути с иконой паломники Русские Мотоциклисты встретили группу паломниц из Иваново, которые необычайно радостно и по православному буквально бросились к иконе и трепетно приложились к ней. Каково же было удивление позже, когда прибыв через несколько дней к стенам Ивановского Свято-Успенского монастыря, на воротах путники встретили этих самых паломниц. Неисповедимы пути Господни... Что означал этот промысел, наверное мы узнаем позже. Отец Кирилл, многодетный отец, к сожалению не смог приехать на встречу и был этим опечален - много забот с малой детворой. Ему в дар была передана икона Святого Саввы из сербского монастыря Лелич, места покоя святителя Николая Сербского. Икону с радостью и поклоном приняла послушница Алла.
Паломничеству "Годеновский Крест" не удалось проехать к Церкви Покрова на Нерли, удивительному памятнику архитектуры и веры, построенному в 1165 году по повелению князя Андрея Боголюбского в память о победоносном походе против Волжских булгар. Проезд к Церкви закрыт и нет возможности подъезда к древнему храму. Уже смеркалось, а впереди у паломников было 200 километров пути. Полюбовавшись на удивительную церковь с железнодорожного моста, караван тронулся в дальнейший путь к Нижнему Новгороду.
Свято-Боголюбский монастырь
Адрес: Владимирская область, поселок Боголюбово, 601270.
Телефон: 8 (919) 029-00-57
Церковь Покрова на Нерли
Адрес: Владимирская область, поселок Боголюбово, 601270
***
Следующей остановкой паломников на маршруте стал Нижний Новгород. Русский город Нижний Новгород основан в 1221 году владимирским князем Юрием Всеволодовичем и расположен на слиянии двух великих рек - Оки и Волги. Ока делит город на две части: нагорную — верхнюю, на Дятловых горах, и заречную — нижнюю, на её левом низинном берегу. Волга разделяет Нижний Новгород и Бор. В 1500 — 1515 годах здесь был построен каменный кремль, который не был взят ни разу за всю историю. Под его стенами в 1612 году земский староста Кузьма Минин собрал средства и вместе с князем Дмитрием Пожарским организовал народное ополчение для освобождения Москвы от поляков. С 1817 года, с переводом в город Макарьевской ярмарки, располагавшейся ранее близ Желтоводского Макариева монастыря, Нижний Новгород стал одним из крупнейших торговых центров России. Сегодня это один из самых развитых, во всех отношениях, городов страны. Город славится большим количеством православных церквей и обителей, его жители всегда трепетно относились и относятся к своей православной вере.
Первым местом, которое посетило паломничество «Годеновский Крест» стал Вознесенский Печерский монастырь. Одна из древнейших обителей Нижегородской земли - Нижегородский Вознесенский Печерский мужской монастырь расположен на крутом берегу Волги, примерно в трех километрах от Нижегородского кремля. Так пишет о нем русский писатель, граф Соллогуб: «Если когда-нибудь придется вам быть в Нижнем Новгороде, сходите поклониться Печерскому монастырю. Вы его от души полюбите… Он всё видел на своем веку: и междоусобия, и татарские набеги, и польские сабли, и боярскую спесь, и царское величие. Он видел древнюю Русь; он видит Русь настоящую, и по-прежнему тихо сзывает он православных к молитве, по-прежнему мерно и заунывно звонит в свои колокола. Поверьте мне: если вы будете в Нижнем Новгороде, сходите помолиться в Печерский монастырь…». На рубеже 20-30-х годов XIV столетия сюда, на волжские берега, прибыл монах Киево-Печерского монастыря Дионисий — впоследствии Суздальско-Нижегородский архипастырь, крупнейший исторический деятель своего времени. Прибытие его в Нижний Новгород с целью основания монастыря, подвижническая жизнь и деяния способствовали, в конечном итоге, развитию и духовному становлению русских земель. Святитель Дионисий родился около 1300 года в киевских пределах. Опыт монашеского жития он проходил в Киево-Печерской обители, где и был пострижен в монашество и принял священнический сан. Древнейший период истории Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря освещен крайне скупо. Общепринятыми в исторической литературе датами основания Печерской обители считают 1328 или 1330 годИз сведений, приведенных в житийной литературе, известно, что к 30-м годам XIV столетия Нижегородский Печерский монастырь уже существовал.
«В трех поприщах от города, при брезе Волги, Дионисий в Нижнем Новеграде ископа пещеру, идеже трудолюбиво подвизася, и монастырь честен состави, зовомый Печерский монастырь», — повествует Степенная книга. Молва о подвижнике быстро распространилась по окрестностям, и вскоре к нему стала собираться братия — из желавших так же, как и он, полностью посвятить свою жизнь Богу. Однако растущему числу монахов вскоре стало тесно в пещерах. На уступе горы началось строительство деревянного монастыря, в основании которого поставлена была деревянная церковь во имя Вознесения Господня. Из житий последователей святителя Дионисия известно, что Нижегородский Печерский монастырь был устроен первым его игуменом по принципу строгого общежительства — «общего жития», киновии: монахи не имели собственности; все имущество было общим; вместе, не исключая настоятеля, работали для своего пропитания; без благословения игумена не выходили за монастырские врата. Нижегородская Печерская обитель, основанная святым Дионисием, в последующие столетия продолжала расти и укрепляться, переживая различные времена — и запустения, вследствие вражеских набегов и иных бедствий, и возрождения. Князья и знатные люди вносили значительные вклады на помин души в монастырскую казну: жертвовали не только денежные средства, но и земли, охотничьи, бортные, рыболовные угодья, села. Печерский монастырь, который на первоначальном месте простоял около 270 лет, после катастрофы был возобновлен — на том же правом возвышенном берегу Волги, но выше по течению реки. Стены Печерского монастыря практически никогда, с момента возобновления монастыря на новом месте, не несли оборонительной функции. По сей день они охраняют обитель лишь от суетного мира. После 1917 года Нижегородский Печерский монастырь разделил участь большинства православных святынь — осквернение и запустение. Настоятель обители епископ Балахнинский Лаврентий (Князев) накануне годовщины Октябрьской революции — 6 ноября 1918 года — был расстрелян по обвинению «в контрреволюционной деятельности». В 1925 году Печерский монастырь привлек внимание центральных музейных органов и со всеми постройками и землею был передан в ведение Губмузея. Организация эта по своим функциям была призвана охранять исторические и культурные ценности, однако в отношении монастыря произошло обратное: ризница была разграблена, здания стали использоваться под жилье и различные хозяйственные нужды. В 1931 году сотрудники Губмузея сдали на переплавку девять уникальных монастырских колоколов и все кованые ограды и кресты с монастырского погоста. В Вознесенском соборе расположилась столярная мастерская артели «Маяк», а в его подвалах сделали овощехранилище. Успенская церковь оказалась занятой под архив, в архимандритском корпусе расположился кинотеатр «Колхозник», а братские корпуса и даже башни были приспособлены под жилые квартиры. Только в 1960 году советские власти, осознав ценность и уникальность архитектурного ансамбля Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря, присвоили ему статус памятника архитектуры республиканского значения. Работы по реставрации начались после перевода сюда в 1971 году Горьковской специальной научно-реставрационной мастерской, трудами коллектива которой были частично восстановлены Вознесенский собор, Успенская церковь, архиерейский корпус, стены и башни. В 1994 году монастырь был возвращен Русской Православной Церкви. Началась новая страница в истории древней святой обители. 17 ноября 1999 года по распоряжению Высокопреосвященнейшего митрополита Николая управляющим монастыря стал игумен Тихон (Затёкин), а 19 апреля 2000 года решением Патриарха Московского и всея Руси Алексия II он был утвержден в должности наместника Вознесенского Печерского монастыря. Милостью Божией не прервались древние традиции святой Печерской обители, не прекращается ее духовная и молитвенная жизнь.
Паломничество «Годеновский Крест» прошло с экскурсии по любовно обустроенной древней обители, познакомилось с ее историей. Паломники приложились к монастырским святыням, посетили музей Нижегородской Епархии, расположенный на территории монастыря и передали икону Пресвятой Богородицы «Утоли моя печали» из Свято-Троицкой Сергиевой лавры.
Нижегородский Вознесенский Печерский монастырь
Адрес: г.Нижний Новгород, улица Приволжская Слобода, дом 108, 603093.
Телефон: 8 (831) 432-66-50
***
Объехать все святые места Нижнего Новгорода за день практически невозможно, поскольку их очень много. Для внимательного исследования древнего Волжского города понадобится несколько дней и все равно не получится полностью изучить его историю, поскольку она обширна. Познакомившись накоротке с основными достопримечательностями Нижнего, паломники двинулись на север, где расположен другой древний город Нижегородской земли – Городец.
Городец расположен на левом берегу реки Волги, на расстоянии 60 километров от Нижнего Новгорода. Городец — один из древнейших русских городов на Средней Волге, возник во 2-й половине XII века как крепость для защиты рубежей Владимирской Руси от походов волжских булгар. В популярной и краеведческой литературе распространена точка зрения об основании Городца в 1152 году Юрием Долгоруким. Однако большинство учёных относит основание города к княжению Андрея Боголюбского. История Городца отсчитывается с 1171 года, когда он был упомянут Лаврентьевской летописью в связи с походом князя Мстислава Андреевича на Волжскую Булгарию. Данные археологических раскопок также позволяют отнести возникновение города ко второй половине XII века. В феврале 1238 года Городец был сожжён войсками Батыя, но быстро восстановился и между 1263 и 1282 годами был столицей Городецкого княжества. Сегодня это небольшой, но очень красивый и приветливый волжский город, с большим количеством музеев и культурно-исторических достопримечательностей.
На въезде в Городец паломников встретила старая знакомая, сотрудник управления культуры и туризма администрации города – Наталья Васильевна Кулакова. Наталья Кулакова вот уже много лет помогает организации в паломничествах и культурно-исторических походах. Вслед за автомобилем Натальи, паломнический караван тронулся к одной из самых известных обителей Владимирской Руси – Федоровскому монастырю. Городецкий Федоровский мужской монастырь - один из древнейших монастырей России, основанный в 1154 году на месте обретения иконы Божией Матери, впоследствии названной Феодоровской. В обители закончил свой земной путь святой благоверный великий князь Александр Невский, приняв схиму с именем Алексий. В 1238 году во время нашествия Батыя на Северо-Восточную Русь монастырь сгорел, а Феодоровская икона Божией Матери была утрачена, позднее, по сообщениям современников обретена вновь, но уже в Костроме. В настоящий момент в монастыре хранится список иконы, написанный в 1800 году. В 1354-1410 годах в обители жил ученик Сергия Радонежского, преподобный Павел Обнорский - Комельский чудотворец. В 1408 году обитель подверглась нашествию ордынского хана Эдигея. На рубеже XIV-XV веков в монастыре жил инок Прохор, известный как Прохор с Городца – иконописец, один из авторов росписи Благовещенского собора в Московском Кремле, соратник Андрея Рублева и Феофана Грека. Монастырь был упразднен, по разным данным, в период XV-начала XVII веков и вновь учреждён по инициативе местных церковных старост в 1700 году. В этом же году построен деревянный храм в честь Феодоровской иконы Божией Матери с приделом во имя святого князя Александра Невского. В 1764 году принимается решение о повторном упразднении монастыря, однако, по просьбе местных жителей. так и не вступившее в силу. Монастырь приобретает статус заштатного - находящегося на собственном обеспечении, без государственной поддержки. В 1834 году император Николай I выделил на монастырские нужды 211 652 рубля ассигнациями и наделил обитель землями. В 1927 году монастырь закрыт, храмы взорваны в конце 1940 годов. В период с 1927 по 2009 год на территории обители располагались почта, школа, колония правонарушителей и больница. В 2009 году монастырь возрожден, в этом же году воссоздан Феодоровский собор. В монастыре создан православный миссионерский центр. В него входят: музей истории монастыря, научно-исследовательский кабинет музея истории монастыря, экскурсионная служба музея, выставочная галерея, кинозал, библиотека с читальным залом, конференц-зал, учебные аудитории. Есть гостиница для паломников. Монастырь ведет активную работу с домами престарелых, детскими домами, воинскими частями и образовательными учреждениями как Городецкого района, так и всей Нижегородской области.
Посещение Федоровского монастыря стало логическим продолжением паломничества «Годеновский Крест», обращенного к истории России и житию одного из ее верных сынов – святого благоверного князя Александра Невского. Паломники побывали на месте его рождения и крещения, княжеского пострига, других местах, связанных с деятельностью великого русского князя... и дошли до места его кончины. В ноябре 1263 года, возвращаясь из Золотой Орды на Русь, в Нижнем Новгороде князь занемог и здесь, в Городце, окончил свой земной путь. Вот как повествует об этом Московский летописный свод конца XV века: «В лето 6771 … Князь великии Александр поиде в Орду ко царю Беркаю, и удержа и царь, не пусти его в Русь, и зимова в Орде, тамо и разболеся, и доиде до Новагорода Нижнего и пребыв ту мало и иде на Городец и тамо в болшии недуг впаде и пострижеся в черньци ноемврия во 14, тое же нощи и преставися; святое же его тело понесоша ко Володимерю». О том же сообщает и Житие святого благоверного князя: «Великий же князь Александр Ярославич взыйде от иноплеменник до Нова города до Нижняго и ту пребы дни мало здрав, дошед Городца и разболеся. … Великий же князь Александр Ярославич ревновав по господе бозе своем крепко, оставя земное царьство и желая небесного царьствия, возприят ангилский образ мнишескаго житиа; еще сподоби его бог больший чин воспияти — скиму. Тако господеви дух предаст с миром, скончася месяца ноября в 14 день».
У монастырских ворот паломников, как старых друзей, принял благочинный Городецкого округа иеромонах Даниил (Гулько). С отцом Даниилом паломников связывают давние братские отношения. Русские Мотоциклисты частые гости в Федоровской обители. Отец Даниил всегда радушно встречает мотоциклетную и паломническую братию, и много трудов положил на укрепление монастыря и миссионерского центра при нем. Паломники передали отцу Даниилу икону Божией Матери «Феодоровская», а отец Даниил с братией угостили путников монастырской трапезой и рассказал о жизни и быте во славу Господа. После общения с добрым отцом Даниилом и монахами, паломничество «Годеновский Крест» проследовало в православный миссионерский центр, где его директор, Сущикова Светлана Сергеевна провела экскурсию по уникальной экспозиции центра и по монастырю. Экспозиция небольшая, но в ней находится множество редких артефактов русской истории. Светлана поведала историю города и монастыря, остановилась на последних днях князя Александра. Попрощавшись с гостеприимным монастырем, паломники прошли к памятнику Александру Невскому, который расположен на городской набережной. Князь, в военной одежде стоит высоко на холме и взирает на широкую Волгу, а ниже по склону расположен целый Город Мастеров - гордость жителей города. Это уникальный комплекс древних ремесел, с археологическими экспонатами и другими интересными выставками, посвященными истории города и Городецкого княжества. На этом закончился городецкий этап маршрута «Годеновский Крест», и паломники отправились в сторону града Иваново, в другой исторический центр Руси – Палех.
Городецкий Федоровский монастырь
Адрес: Нижегородская область, г. Городец, Пролетарская площадь, дом 34 Б, 606502.
Телефон: 8 (83161) 9-11-08
***
В древний город Палех паломники добрались поздно вечером. Остановившись на ночлег в одном из гостевых домов города, рано утром они отправились в Крестовоздвиженский кафедральный собор в Палехе, который расположен в самом центре городка. В соборе проходила Воскресное богослужение. Помолившись вместе с прихожанами города и передав храму Воздвижения Креста икону Божией Матери «Достойно Есть», паломники отправились в Государственный музей Палехского искусства.
Палех — село древнее. Есть все основания полагать, что поселение возникло задолго до того, как о нем стали упоминать в письменных источниках. А первые летописные сведения и предания повествуют о том что Палех основали в конце XII века сбежавшие от татар из Владимира и Суздаля люди, которые спалили здесь дремучий лес (паленый — Палех). Но это нисколько не объясняет загадочного имени Палех. Тайна имени не раскрыта и по сей день. Названиям типа Палех, Люлех, Лух, Ландех примерно 2 тысячи лет. Они имеют финно-угорское происхождение и трудно поддаются расшифровке. Храм во имя Воздвижения Честнаго Креста Господня, один из немногих сохранившихся памятников древнерусской религиозной живописной традиции, был построен в 1762—1774 годах на средства жителей Палеха и окрестных деревень, мастером Егором Дубовым. Здание храма выполнено в византийском стиле. Внутреннее убранство храма соответствует высокому художественному уровню и довольно хорошо сохранилось до наших дней. Особого внимания заслуживают росписи стен и иконостасы. В 1903 году лучшими представителями иконописного искусства Палеха была проведена последняя успешная реставрация фресок, а также иконостасов и икон в них. В результате реставрации практически все фрески были переписаны заново во фряжском стиле палехской иконописной традиции. С использованием в композиции библейских сюжетов с гравюр немецких авторов. Вскоре после революционных событий 1917 года храм был закрыт, а затем превращен в музей, а его последний настоятель протоиерей Иоанн Рождественский арестован и расстрелян. В 1993 году храм был передан Русской Православной Церкви и стал подворьем Николо-Шартомского монастыря. В 2012 году перешел в ведение Кинешемской епархии и получил статус кафедрального собора.
Музей палехской иконы поразил паломников большим количеством уникальных икон и главное их доступности для обзора и поклонения. В музее не существует никаких препятствий для любования искусным ремеслом палехских иконописцев. В коллекции икон – древние лики русских святых. История создания музея берет свое начало с 30-х годов XX века. 8 мая 1934 года Совет народных комиссаров принял постановление об организации «Музея древней живописи» в поселке Палех, который ещё до открытия переименовали в Государственный музей Палехского искусства. 13 марта 1935 года, в дни празднования 10-летия Артели древней живописи состоялось открытие музея. Музей создавался при активном участии художников Палеха. Экспозиции музея дают полное представление об истории палехского и холуйского искусства иконописания с XVII века и создания и развития лаковой миниатюры Палеха и Холуя.
Паломников встретили доброжелательные сотрудники и экскурсоводы музея, которые поведали им о палехском ремесле и истории города. Во всем чувствовалась любовь жителей к своему городку и его давней истории. Путешественники подарили музею икону Пресвятой Богородицы из Троице-Сергиевой лавры и отправились в путь.
Собор Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня в Палехе
Адрес: Ивановская область, поселок Палех, улица Ленина, дом 16, 155620.
Телефон: 8 (920) 349-37-18
Государственный музей палехского искусства
Адрес: Ивановская область, поселок Палех, улица Ленина, дом 6, 155620.
Телефон: 8 (49334) 2-13-24
***
Первоснежная осенняя дорога привела паломничество «Годеновский Крест» в город Иваново, часто называемый в народе «Город невест». Образ Иваново как города с преобладающим женским населением появился с развитием текстильной промышленности, а в старые времена пошивочных артелей и ателье. Первое упоминание о селе Иваново относится к 1608 году. В 1871 году село Иваново и появившийся в 1853 году путём слияния нескольких слобод Вознесенский посад были объединены в город Иваново-Вознесенск, ставший ведущим текстильным центром России, которым и является по сей день.
В Иваново паломники направились в Успенский мужской монастырь и каково было их удивление встретить у ворот монастыря паломницу Раису, встреченную несколько дней назад в Боголюбово. Раиса растерялась, начала предлагать путникам еду и деньги, не находила слов от радости встречи. На глазах доброй ивановской женщины появились слезы, и она была так рада встретить братьев и сестер по православной вере. Русские Мотоциклисты преподнесли Раисе икону Архангела Михаила из Свято-Троицкой Сергиевой лавры и направились в храм монастыря, где в аккурат попали на водосвятный молебен покровителю всех путешествующих, святому Николаю Чудотворцу.
На месте монастыря с начала XVIII века находился Успенский погост. В 1815 году монахи из Покровской обители перенесли на это старое кладбище деревянный храм и спустя пять лет при старой церкви соорудили колокольню, а затем, в 1834 году, на средства ивановских предпринимателей был построен Успенский храм. Осенью 1933 года Успенский храм был закрыт, могильные памятники и холмы на кладбище ликвидированы – несмотря на то, что там до самого последнего момента совершались погребения. Прямо на бывших могилах устроили танцевальную площадку, а само кладбище превратили в сад «Меланжист» с летним кинотеатром и читальней. В народе это место стало теперь называться «парк живых и мертвых». В предвоенные годы храм приспособили под жилье для рабочих, разделив здание деревянными перегородками на комнаты, расположившиеся по обеим сторонам длинного общего коридора. Здесь проживали 49 семей, почти 180 человек. Даже в алтаре находились две квартиры. Храм лишили куполов, портиков и колокольни. В 1949 году жителей расселили в общежития, и с 1950 года в церкви разместилось предприятие «Ивгорэлектросеть». Вопрос о возвращении храма Русской Православной Церкви был поставлен в 1991 году. Определением Священного Синода от 9 апреля 1998 года здесь был открыт Успенский мужской монастырь, которому передали территорию бывшего кладбища. Лишь в октябре 2003 года последнее подразделение «Ивгорэлектросети» было переведено из Успенской церкви в новое помещение. С 2007 года началось восстановление внутреннего пространства и внешнего вида храма. Храм приобрел статус кафедрального собора в 2014 году. 21 июля 2015 года Святейший Патриарх Кирилл совершил великое освящение Успенского кафедрального собора.
Окропившись святой водой и отобедав в уютной монастырской трапезе, паломники направились в Москву.
Успенский мужской монастырь
Адрес: г. Иваново, улица Смирнова, дом 76, 153034.
Телефон: 8 (4932) 41-04-84
***
Обратная дорога в Москву преподнесла паломничеству «Годеновский Крест» интересный сюрприз. Выпал первый снег, дорожные и погодные условия оставляли желать лучшего. В Иваново участники паломничества некоторое время выбирали маршрут обратного пути, которых было два: через Владимир и через Ростов Великий: с востока иль с севера. Ввиду загруженности владимирской дороги было принято решение идти через Ростов. В пути, каким-то странным образом перестроилось навигационное оборудование и спустя несколько часов автомобильный караван вышел на грунтовую дорогу, напоминавшую Луну с кратерами. Было еще не поздно вернуться, но посовещавшись путники решили идти дальше вперед. Минуя небольшие деревеньки и поселки путешественники оказались у указателя «Погост Крест. Монастырь Животворящего Креста Господня. 15 км». Неожиданным промыслом, говорившим: «Куда собрались, туда и езжайте», - пришло напоминание о том, чему посвящено паломничество «Годеновский Крест». Несколько километров щебенистой и ухабистой дороги привели паломников в аккурат к монастырю Креста Господня, только с другой стороны. Расценив приключение как послание о том, что делается хорошее и нужное дело, по той же опять Троицкой дороге преподобного Сергия Радонежского, путники беспрепятственно дошли до Московского Байк-Центра, где и завершили свой интересный путь.