БЕЛАЯ РУСЬ

б

ПАЛОМНИЧЕСТВО " БЕЛАЯ РУСЬ "

 

Дата: 4 - 8 февраля 2015 года

Маршрут:  Москва - Смоленск - Полоцк - Минск - Бобруйск - Гомель - Брянск - Москва

 

Паломничества по территории Древней Руси затрагивают сразу несколько важных аспектов жизни современного человека — это возможность прикоснуться к святыням Руси, возможность увидеть древнейшие памятники истории Руси и непосредственно пообщаться с наследниками Руси.

Эти поездки приносят понимание, что Русь как цивилизация не исчезла. Она по-прежнему таит несметные богатства русской земли и драгоценные сокровища русской души. Нужно лишь захотеть их увидеть.

Так февральское паломничество «Белая Русь» во славу Александра Пересвета было совершено по старинным русским городам-крепостям Смоленску и Брянску (ныне территория России), а также Полоцку, Минску, Бобруйску и Гомелю (ныне территория Белоруссии). Название паломничества связано с именем «Белая Русь», которое закрепилось за сегодняшними белорусскими землями.

Однако происхождение названия «Белая Русь» до сих пор окончательно не выяснено: одни историки связывают его с физическим признаком – цветом (речь, как правило, идёт о цвете одежды или волос местных жителей), другие исследователи полагают, что эпитет «белая» является в данном случае синонимом слов «великая», «независимая» и «свободная», третья группа историков склонна видеть в слове «белая» указание на одну из сторон света.

Для того, чтобы разобраться в этимологии названия «Белая Русь», необходимо проследить историю возникновения данного термина и распространения его на русских землях. Но это не цель нашего паломничества.

Главная цель нашего паломничества — увидеть и прикоснуться  к православным святыням Руси, потому что в вероисповедном отношении Беларусь, как  и Россия — страна православная.

Начало христианства на белорусских землях неразрывно связано с крещением Руси киевским князем Владимиром в 988 году. Крестившиеся и уверовавшие во Христа русские племена вошли в состав Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви. На Руси она стала называться Русской, а по вере Православной. Со дня крещения Руси началась жизнь и история Русской Православной Церкви.

Удельные княжества Полоцкое и Туровское признавали верховную власть великого князя киевского. Обращение в христианство жителей этих княжеств совершилось в том же порядке, как и прочих обитателей Руси. Летописи умалчивают о времени крещения полочан, кривичей, дреговичей и других славянских племен Руси. Многие летописи пропали в безвременье: погибли во время войн, пожаров и разных народных бедствий, которые в те времена были частыми. Этим объясняется, почему не сохранились древние летописи Полоцка, Турова и др. церковных и культурных центров Беларуси.

Первая епископия в Беларуси была основана в 992 году в Полоцке. Первый полоцкий епископ, упоминаемый в летописи, был Мина, посвященный в этот сан в 1105 году.

С принятием православия на Руси в народных массах произошли глубокие внутренние процессы духовного возрождения. В сознании народа вырабатывались новые представления о жизни, новые идеи, новые понятия; люди стремились осуществлять их в своей жизни. Монашеская жизнь привлекала многих своей нравственной строгостью и молитвенным подвигом, чего не было в мирской жизни. В историю вошло мало имен выдающихся подвижников, прославившихся в Беларуси, но некоторые из них сохранились в памяти народной и переданы потомству, окруженные ореолом святости. Церковью они причислены к лику святых: Святая Евфросиния, княжна полоцкая, прославились святостью своей жизни три полоцких епископа: Мина, умерший около 1116 года; Дионисий, умерший около 1182 года и Симеон, переведенный на тверскую кафедру, скончавшийся в 1280 году, святой Кирилл, епископ туровский, преподобный Мартин и другие.

Православные храмы в Беларуси строились в большом количестве. Князья, бояре и народ любили созидать их. На это не жалели ни средств, ни труда. Любовь к храмостроительству, развившаяся в раннюю пору христианства на Руси, сохранилась в русском народе до последних времен. О количестве церквей в городах можно судить по следующим летописным свидетельствам. Так, в одном Киеве к концу жизни святого Владимира (ум. 1015) было до 400 храмов. По Никоновской летописи в киевском пожаре в 1017 году сгорело до 700 храмов. Лаврентьевская летопись сообщает, что в 1124 году сгорело 600 церквей, в Турове к концу XVI века было до 80 церквей. Для небольшого города, каким был в то время Туров, давно переставший быть столицей княжества, это число храмов весьма велико. В Вильно в первой половине ХVI в. существовало до 20 церквей. Гванини в своем описании “Европейской Сарматии” (1578 г.), говоря о вере православных, писал, что в Вильно находилась митрополичья кафедра в храме Пречистой. О храмах в других городах Беларуси не сохранилось летописных указаний. Это объясняется тем, что летописи погибли в огне пожаров церквей и монастырей, где они хранились.

Белорусы любили свои храмы и неукоснительно посещали все богослужения. В отдаленные времена храмы и монастыри являлись очагами культуры и просвещения; они поднимали народ духовно и укрепляли в нем религиозность и благочестие. Все историки высоко оценивают духовно-воспитательную роль монастырей в Древней Руси.

Все паломничества  совершенные современными пилигримами позволили им лично убедиться в высокой роли православных монастырей на территории Руси и Балкан. Оценить духовное богатство хранимое в древних обителях, которым они готовы делиться с окружающим миром.

БЕЛАЯ

Паломничество «Белая Русь» проходило с 4 по 8 февраля. Первая остановка была сделана в старинном русском городе и городе-герое Смоленске.

Смоленск является одним из первых городов Руси. В датированной части «Повести временных лет» впервые упоминается под 862 годом как центр племенного союза кривичей. Уже тогда это была большая, хорошо укрепленная и многолюдная крепость племен кривичей, которую князь Аскольд во время своего похода из Новгорода на Царьград обошел стороной - из опасения. В 882 году город был захвачен и присоединён к Древнерусскому государству князем Олегом. В своей истории Смоленск входил в состав Великого княжества Литовского и Речи Посполитой, пока россияне не вернули себе эту важную крепость. От старинной Смоленской крепостной стены, возведенной в 1595—1602 годах на месте древней деревянной крепости, сохранилось более десятка башен и почти половина укреплений, протяженность которых составляет свыше 6 км.

Главной же остановкой паломников «Белой Руси» стал Спасо-Преображенский Авраамиев монастырь. Авраамиев монастырь – один из древнейших монастырей Смоленска. По преданию, основан в начале XIII века епископом Игнатием как мужской монастырь Положения риз Богоматери. Первым же настоятелем монастыря епископ поставил преподобного Авраамия, пребывавшего в сане архимандрита. Праведная жизнь и подвиги преподобного Авраамия со временем сделали место его пребывания известным, и впоследствии именно его нетленные мощи, захороненные в деревянной церкви монастыря, стали местом паломничества. Позднее, по имени первого настоятеля монастырь был переименован в Авраамиев или Авраамиевский.

На протяжении ряда веков Авраамиев монастырь был духовно-просветительским центром Руси. Архивные данные свидетельствуют о наличии в нем огромного книгохранилища рукописных книг.

Точно известно, что в 1609-1611 годах монахи этого монастыря активно участвовали в обороне Смоленска от польского войска. После падения города поляки разграбили святую обитель. Возрождение монастыря началось после освобождения Смоленска. Однако в 1812 году все монастырские ценности вывезли французы. После революции 1917 года власти закрыли обитель и устроили здесь концлагерь, все монахи были уничтожены.

В 2008 году все монастырские постройки и участок земли Администрация Смоленской области передала Смоленской епархии. В настоящее время монастырь возрождается. Наибольшее внимание в Авраамиевом монастыре, несомненно, привлекает масштабный двухэтажный собор Спаса Преображения с пристроенной к нему высокой колокольней. Храм является наиболее характерным и ярким из сохранившихся смоленских памятников в стиле барокко, в котором заметно сильное влияние украинского зодчества XVII-XVIII веков. При этом некоторые его конструкции и элементы декора не имеют аналогов.

В монастырь паломники привезли икону преподобных воинов-монахов Александра Пересвета и Андрея Осляби, с места покоя преподобных – Храма Рождества Пресвятой Богородицы, Симонова монастыря Москвы. «Белую Русь» в монастыре встретили игумен Хрисанф (Шадронов) и иерей Валерий Рябоконь, приняли дар и в ответ подарили мотоциклистам икону святого Авраамия Смоленского, рассказав гостям житие подвижника. Икона святого Авраамия будет передана в Троице-Сергиеву лавру.

Будучи в Смоленске не могли паломники не посетить Смоленский кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы. Свято-Успенский Кафедральный собор был заложен в 1677 году, а окончательно построен в 1772-м. Он пережил две войны: Отечественную 1812 года (по приказу Наполеона в соборе была выставлена охрана) и Великую Отечественную 1941-45 годов. Он выжил в период «войны с храмами» в 20-30-е годы прошлого века – в храме был открыт антирелигиозный музей.

Поражает величием иконостас храма – 30-метровый пятиярусный резной золоченый, украшенный большим количеством деревянных скульптур; ничего подобного нет в других землях российских. В храме находятся три православных святыни, известность которых уходит далеко за пределы Смоленской земли: сандалии св. воина Меркурия (XIII в.), золотом тканая плащаница мастерских кн. Евфросинии Старицкой (XVI в.) и, конечно же, чудотворный образ Иконы Смоленской Божией Матери «Одигитрия» (XVII в.).

В резиденции Смоленской епархии, ее секретарь протоиерей Павел Петровский передал в дар Мотоклубу «Ночные Волки» Смоленскую икону Божией Матери «Одигитрия», по преданию написанную апостолом Лукой. Другая икона «Одигитрия» отправится в ближайшее время на Балканы, в один из монастырей Сербии и Черногории.

Следующей остановкой паломничества «Белая Русь»  стала древняя столица Великого княжества Русского город Полоцк и ее жемчужина — Спасо-Евфросиниевский женский монастырь.

Первое упоминание о Полоцке датируется 862 годом. В середине X века возникло Полоцкое княжество, первым князем которого считается Рогволод. В 1432—1436 гг. Полоцк являлся столицей Великого княжества Русского, в 1504—1772 гг. — столицей Великого княжества Литовского, а с 1569 года — столицей воеводства Речи Посполитой.

В древнейшем городе Киевской Руси сохранилось великое множество памятников архитектуры и объектов культурного наследия. В первую очередь, интерес представляет Софийский собор, возведенный в 1044—1066 гг. Собор считается одним из самых ранних храмов Древней Руси и самой древней каменной постройкой Беларуси.

На территории Полоцка сохранились постройки бывшего женского православного Спасо-Ефросиньевского монастыря, основанного княгиней Евфросинией Полоцкой в 1125 году. Это единственный из древних полоцких монастырей, сохранившийся до наших дней. В центре монастырского комплекса находится Спасо-Преображенский храм - «жемчужина» полоцкой школы зодчества. Построена она в середине XII в. выдающимся полоцким зодчим Иоанном. Спасо-Преображенский собор - уникальный. В нем почти полностью остались первозданные росписи XII в. - от пола до самого купола. Разумеется, они в разной степени сохранности, есть потери, но в целом предстаёт единый живописный ансамбль внутреннего убранства храма.

В дар монастырю Русские Мотоциклисты передали лик преподобного Сергия Радонежского от насельников Троице-Сергиевой лавры и икону Казанской Богоматери от Свято-Иоанновского женского монастыря г. Хвалынска. Иконы приняла монахиня Феофания, которая рассказала житие святой Ефросиньи Полоцкой, мощи, вериги и одежда которой находятся в монастырских храмах и поведала историю этого древнего монастыря. Накормив путников в монастырской трапезной, сестра Феофания передала паломничеству в дар икону св. Ефросинии, которая будет доставлена в Свято-Иоанновский женский монастырь.

По пути в Минск паломники сделали остановку в белорусской деревне, которую не найдете ни на одной самой подробной географической карте. Хатынь — бывшая деревня Логойского района Минской области Беларуси — стала символом трагедии белорусского народа, скорбной страницей истории времен Великой Отечественной войны.

В память погибших 2 230 000 жителей Беларуси — каждом четвертом — в 1969г. на месте сожженной вместе с жителями деревни Хатынь сооружен мемориальный комплекс, в котором воплощена идея мужества и непокоренности народа, принесшего неисчислимые жертвы во имя победы.

Поклонившись мученикам, под звон мемориальных колоколов, паломники отправились в деревню Станьково Минской области, где покоится почитаемая в Белоруссии святая Валентина Минская. Случайным образом день поминовения святой 6 февраля совпал с паломничеством «Белая Русь». Святую Валентину и Ночных Волков связывает какая-то незримая связь и на месте ее покоя они не впервые. В 2011 году русские мотоциклисты доставляли в Храм в честь Святителя и Чудотворца Николая уникальную и богатую икону блаженной и постоянно поддерживают связь с настоятелем храма отцом Александром. Поклонившись святой, паломники отправились в деревенский храм и попали на поминальную службу, где передали отцу Александру дары из далекой братской Сербии: иконку Белого Ангела из древнего сербского монастыря Милешево и лик Архангела Гавриила из монастыря Македонии. Отец Александр принял дары и в свою очередь передал сербским монастырям икону святой Валентины Минской.

Из Станьково путь лежал в город Бобруйск, где паломники посетили Свято-Георгиевский храм и Женский монастырь в честь жен-мироносиц.

Бобруйск – один из старейших городов Беларуси. Первое упоминание о Бобруйске относится к 1387 году в составе Великого княжества Литовского (центр волости).

Свято-Георгиевский храм был заложен между 1905 и 1907 годами специально для расквартированного в Бобруйске 158-го пехотного Кутаисского полка 14 Июля 1902 года. Храм в Бобруйске быстро строился силами военных строителей и при отделке стены его красили в белый цвет. Видимо из-за этого в народе церковь называли Белой. Паломников в «Белой церкви» радушно встретил настоятель храма, отец Геннадий и рассказал об истории бобруйского православия, храмах и монастырях и жизни города. Паломники передали отцу Геннадию икону Распятия, а священник передал в дар сербскому православию икону Казанской Божией Матери и угостил гостей трапезой.

Женский монастырь в честь святых жен-мироносиц в Бобруйске - первая в истории города  женская обитель. Монастырь был открыт 30 марта 2008 года на территории Бобруйской крепости в приходе Николо-Софийского храма. В планах монастыря - воссоздать храм Александра Невского, который был взорван в 1934 году.

В этот монастырь Ночные Волки привезли икону преподобного Иоанна Кронштадского, переданную сестрам из далекого Свято-Иоанновского монастыря г.Хвалынска Саратовской области.  Икону приняла настоятельница монастыря игуменья Раиса и поблагодарив сестер и паломников попросила передать в хвалынский монастырь с молитвами икону Богоматери Скоропослушницы.

Из Бобруйска паломники отправились в Гомель.

Впервые Гомель упоминается в Ипатьевской летописи как владение Черниговского князя в 1142. Дальнейшая судьба города схожа со многими городами Белоруссии и запада России: входил в состав Великого княжества Литовского,  Речи Посполитой, Российской империи.

В Гомеле русские мотоциклисты посетили Свято-Никольский мужской монастырь, Свято-Тихвинский женский монастырь и Петропавловский  Собор.

Свято-Никольский мужской монастырь основан в 1995 г. при Свято-Никольском храме. Каменная Свято-Никольская церковь была построена на средства служащих Полесской железной дороги в 1904 г. Среди жертвователей  были святой праведный отец Иоанн Кронштадтский, княгиня Ирина Паскевич-Эриванская и другие известные лица. В богослужебной и монашеской жизни обитель придерживается устава Троице-Сергиевой лавры. В обители совершается чтение Неусыпаемой псалтыри. Из святынь особо чтится чудотворный список Козельщанской иконы Божьей Матери. В 2007 году в обитель из Италии была принесена частица мощей святителя Николая. Также в обители хранится ковчег с мощами святых, икона св. прав. Иоанна Кормянского с частицей его мощей и икона с мощами Оптинских Старцев.

В монастыре отец Феодорит рассказал паломникам об истории монастыря, истории города и монастырской святыне Козельщанской иконе Божией Матери. Отец Феодорит принял в дар от паломников икону Николая Чудотворца. Прихожанин храма Владимир передал паломникам икону святого Николая для будущего паломничества по Балканам.

История Свято-Тихвинского женского монастыря восходит к 1899 г. Монастырь был закрыт в конце 1920-х годов, чтимая Тихвинская икона была утеряна. Монашеская жизнь возродилась лишь в 1943 году.  В послевоенное время обитель снова закрыли. Возродилась жизнь обители только в 1993 году. Святынями монастыря являются почитаемые иконы Божией Матери - Тихвинская и «Знамение». В ведении монастыря находится источник в честь Казанской иконы Божией Матери в г. Гомеле.

В монастырь паломники привезли икону святой блаженной Матроны Московской.

В Петропавловском  Соборе участники экспедиции осмотрели храм, часовню-усыпальницу и гробницу княжеского рода Паскевичей.

Последней остановкой паломничества «Белая Русь» стал город Брянск. Город Брянск попал в маршрут паломничества не только как один из древних городов Руси, но и как родина Александра Пересвета. В настоящее время есть определенные разночтения в том, откуда богатырь родом, но большинство летописных источников называют его все-таки брянским боярином.

История города Брянска началась примерно в 985 году, а первое упоминание о нем в письменных источниках относится к 1146 году. Старейшими архитектурными достопримечательностями Брянска являются Покровский собор, построенный в 1698 году; Свенский Свято-Успенский монастырь, основанный в 1288 году.

В него и отправились паломники вместе брянским священником о. Всеволодом после литургии в храме в честь Вознесения Господня, где  на память о визите от храма мотоциклистам преподнесли икону Спаса Нерукотворного.

Брянский Свенский Успенский монастырь является одним из самых древних и известных монастырей в России. Монастырь был основан в 1288 г. Благоверным князем Романом Михайловичем на месте явления чудотворной Свенской Печерской иконы Божией Матери. Первоначально в обители был небольшой деревянный храм «Успения Пресвятый Богородицы Печерской». При Иване Грозном началось строительство каменных храмов вместо деревянных.

Как и все святые обители, он был не только оплотом веры, но и центром духовной культуры и просвещения. По описи 1681 года в его библиотеке насчитывалось 115 книг. Опись 1755 года называла 338 книг. В главной церковной описи 1893 года перечислялось уже около 1300 книг, среди которых было немало рукописей, старопечатных книг ХVI-ХVIII веков, книги по истории церкви России и Византии, летописцы и проч.

Паломников встретил иеромонах Иоасаф, познакомил с обителью и на добрую память подарил Мотоклубу «Ночные Волки» образ Свенской Божией Матери и такую же икону передал в дар Православным землям Балкан. Паломники, в свою очередь, преподнесли в дар монастырю иконы Преподобных святых воинов Александра Пересвета и Андрея Осляби и образы святых балканских земель, привезенные с мотоциклетного паломничества «Русские Балканы».

Стоит отметить, что до сих пор древняя обитель восстанавливается от полного разграбления и уничтожения в первые годы Советской власти, когда  чудотворная икона Свенской Богоматери была передана Главнауке Наркомпроса для реставрации, оттуда — на вечное хранение в Третьяковку, вся обитель была передана губмузею, а Успенский собор был взорван в 1930 году. «Жуткое зрелище предстало перед глазами очевидцев: летящие в небо купола, горы обломков здания, надгробий с монастырского кладбища стерли с лица земли то, что было главной красотой Свенской обители. При взрыве пострадали церковь во имя Печерских чудотворцев Антония и Феодосия и колокольня. А еще раньше разобрали на кирпич домик Петра I».

Прошли десятилетия. В 1992 году при стечении народа в Свенском монастыре был отслужен молебен по случаю возвращения  обители Русской Православной Церкви. С 2010 года при участии губернатора Брянской области проводятся работы по восстановлению храма во имя Преподобных Антония и Феодосия Печерских. Начаты работы по восстановлению Успенского собора монастыря, взорванного в 1930 году.

В настоящее время на территории монастыря восстановлен дом, в котором останавливался Петр I, построены братский корпус и водонапорная башня, возводится здание трапезной.

По благословению митрополита Брянского и Севского Александра началось изготовление уникального иконостаса Успенского собора Свенского монастыря. Иконостас изготавливается производственным объединением «Софрино», имеет 7 ярусов и высотой около  22 метров. Все желающие могут принять участие в созидании замечательного иконостаса.

В завершении паломничества мотоциклисты посетили Брянский Троицкий кафедральный собор и Покровскую гору.

На территории собора в 2011 году воздвигнута колокольня «Пересвет» рядом с которой установлен бронзовый памятник преподобномученику Александру Пересвету, а на Покровской горе установлен памятник Пересвету и певцу Баяну к 1000-летию Брянска (1985 г.).

Так за пять дней паломники «Белой Руси» смогли прикоснуться к истории России и Белоруссии от древнейших времен до настоящего времени. Оценить масштабы происходящего тогда и сейчас. «История нужна для того, чтобы извлекать уроки, делать выводы, помнить о великих делах, суметь понять ошибки, совершенные в прошлом, и не допустить их в будущем».

Помимо истории была и подтверждена объединяющая роль православия, у которого нет границ. Как бы не распоряжалась история границами государств, по-прежнему православная вера находится выше этих видимых границ и как сказал о. Дмитрий Смирнов: «У даты Крещения Руси непреходящее значение, потому что князь Владимир определился, какими нам быть, и вот уже 1000 с лишним лет мы идем этой стезей – со всеми своими заблуждениями, отступлениями, ошибками, потерями, грехами, достижениями. Все-таки любой народ формирует его вера, это фундамент национальной жизни».

ПОСЛЕСЛОВИЕ:

Было странно наблюдать истерию в прессе Беларуси по поводу доброго и Православного дела:

 Байкеры Путина едут в Беларусь: Сторонники аннексии Крыма собираются устроить мотопробег в поддержку Московского патриархата.

  • Подробнее, пожалуйста, где эти педики будут ехать? Устроим» теплый» прием татаромоскалям!
  • Камнями и палками с мостов этих ордынских уродов закидать.
  • Сидели бы вы дома болезные и попивали чай с малинкой.. медведи вы «наши». чё вам в берлоге-то не спится «шатуны» вы «наши». ВЕРУ они продвигают после Крыма и Донбасса. ну-ну.. еще в зеленку переоденьтесь или флажки пораздавайте.
  • нечего им делать на нашей земле! места вам мало? земли вам мало? ездить вам негде?
  • чтоб их фура переехала
  • Вот теперь посмотрим сколько настоящих патриотов в Беларуси. Найдутся ли мужики, которые начистят этим ублюдкам рыла? Если нет, то это окончательно подтвердит у ватников, что Беларусь — это просто области рашки.
  • Арестовать при попытке проникновения в нашу страну
  • Где они проезжали ранее , там война. Люди , будьте бдительны !!!
  • Гвоздей вам в колеса и песка в мотор,шакалы ночные!

.. и так далее.

Всю дорогу паломничества плевались лукавые интернетом и анонимными звонками, забыв обо всем на свете, не читая даже кто и куда едет и по какому поводу. Вроде бы мы и не славяне Православные, а какие-то шведы-крестоносцы Биргера. Невидимый режиссер подливал масла в огонь раздора единого народа гадкими публикациями и заголовками, так же как он делал в свое время в Югославии и Украине, и делает до сих пор. Одного не учитывает бес — Русского Православия. Чтобы понять Православную душу, ему самому нужно стать Православным, а поскольку это исключено, то ему остается лишь тявкать и гавкать. Да и понятно, что пишет это совсем даже не белорус, а по сему:

Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо  (Лк. 6:26)

Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня (Мф. 5:11)

… и значит Дорога паломников верная!

Не скажешь тут обо всем этом лучше белорусского Президента Александра Лукашенко:

«Мы же с вами русские люди! О чем речь, мы с вами люди, родившиеся на одной земле, у нас есть общая история. У нас общие взгляды. И, наверное, немаловажно, как бы вы там не думали о наших отношениях, с президентом России мы друзья, не только братья родные, но и друзья. Вот из этого и исходите». 

Аминь!