АРМЕНИЯ.1718

армения1

МОТОПРОБЕГ "АРМЕНИЯ.1718"

Дата: 10 - 16 сентября 2019 года

Маршрут: Москва – Ереван - Акунк – Севан – Дилижан - Ноемберян – Джермук - Гарни – Покр Веди – Вагаршапат – Ереван - Москва

Девиз Мотопробега1718. Кровь не вода 

Без имени-1

Всем известно, что Армения — первое государство христиан в мире. 1718 лет — именно столько времени Армения является христианской страной. В 301 году от Рождества Христова армянский царь Трдат III утвердил христианство государственной религией, благодаря деятельности Григория I Просветителя, который стал Первым Патриархом и Католикосом всех армян в 302 году.

Мотоциклетный пробег - паломничество "Армения.1718" прошел по дорогам древней страны, на территории которой расположено множество христианских и культурно-исторических ценностей, дорогих православному сердцу.

1718

Ранним утром, 10 сентября 2019 года, паломники отправились в путь из древнего армянского селения Акунк, что расположено сегодня в пригороде столицы Армении, Ереван. Акунк - это деревня в Котайкской области Армении, в 6 км к северо-востоку от города Абовяна и расположенная у подножия горы Атис. Деревня была основана в 1829 году армянскими иммигрантами из Персии и Западной Армении.

В дар древней земле Великой Армении, монастырям и храмам Армянской Апостольской церкви, всему армянскому народу, паломничество везет иконы Пресвятой Богородицы русского письма, тем самым показывая свое уважение к многовековой дружбе русского и армянского народов, которые живут бок о бок уже много столетий.

Духовное окормление паломников взял на себя священник Русской Православной церкви, протоиерей Иоанн Кузнецов из города Буденновска, который вел Православную братию весь долгий путь, помогая молитвой, советом и Православной службой.

Первой остановкой маршрута Армения. 1718 стала Церковь святого Иоанна Крестителя, расположенная в Акунке. На армянском языке название звучит как Сурб Каррапетт - Եկատերինբուրգի Սուրբ Կարապետ եկեղեցի. Паломников встретил настоятель Храма, отец Зограб, который рассказал об истории армянской обители и истории села Акунк.

Возле Храма стоит монумент жертвам геноцида армян и героям Великой Отечественной войны. Отец Зограб поведал паломникам грустную историю страшных страниц в судьбе армянского народа. Геноцид армян - армянская резня. по-армянски чаще используется выражение Մեծ Եղեռն — Великое ЗлодеяниеГеноцидорганизованный и осуществлённый в 1915 году на территориях, контролируемых властями Османской империи, осуществлялся путём физического уничтожения и депортации гражданского населения, в условиях, приводящих к неминуемой смерти.

Паломничество стартовало в канун православной даты, Усекновение головы святого Иоанна Предтечи, которое отмечается и в Армянской Апостольской церкви. Отец Зограб отслужил службу армянской традиции, пожелал путникам хорошей и интересной дороги по дорогам древнего христианского мира. Русские Мотоциклисты преподнесли в дар Храму икону Богородицы Всецелительница, от имени братии Свято-Троицкой Сергиевой лавры и всех людей русской земли. Вместе с иконой отцу Зограбу был дарован памятный знак паломничества - деревянная табличка из славянского дерева липы с надписью на армянском языке: Ночные Волки. 1718. Кровь не Вода.

Поблагодарив доброго отца Зограба и всех жителей селения Акунк, паломники отправились в сторону самого большого озера на Кавказе - Севан.

Месторасположение Храма Сурб Каррапетт

ФОТО: АКУНК, ЦЕРКОВЬ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ, МЕМОРИАЛ

В дороге на Севан путников застал сильный дождь, который совсем не омрачил радость путешествия по христианским святыням Армении и через несколько часов пути паломничество Армения.1718 дошло до монастыря Севанованк, расположенного на полуострове, уходящем в Севанские воды.

В древней Церкви Сурб Аракелоц - Святых Апостолов паломников встретил настоятель Монастыря Севанаванк протоиерей Тер Минас Мартиросян, который поприветствовал Православных гостей и рассказал об истории древней христианской обители и множестве старинных легенд Севана... Русские Мотоциклисты передали в дар Монастырю икону Божией Матери Неупиваемая Чаша и памятный знак паломничества - 1718. Кровь не Вода. Отец Тер Минас поблагодарил русскую братию и проводил с молитвою в дальнейший путь по стране первых христиан.

История монастыря Севанаванк начинается с IV века, когда Святой Григорий Просветитель и царь Трдат III провозгласили христианство государственной религией Армении. Здесь располагался языческий храм, на месте которого возвели храм Сурб Арутюн - Святое Воскресенье - Սուրբ Հարություն եկեղեցի. Однако он был разрушен землетрясением в конце X века. Здесь же была построена церковь Святого Иоанна Предтечи - Сурб Каррапетт, тоже пострадавшая из-за землетрясения, однако усилиями местных жителей она была восстановлена. До IХ века о Монастыре Севанаванк сохранилось мало сведений. Но в тот период здесь временно жил армянский царь Ашот Железный. Именно здесь он преградил путь арабам, вышедшим к берегу Севана. В этом сражении, кроме малочисленного отряда армянского царя, участвовала и монашеская братия. Победа над арабами была полной. Монахи объяснили ее волей Господа, Ашот — своей доблестью. В те же годы стал известен Маштоц Егвардский. После многих лет аскетической жизни ему приснился сон, в котором Бог наказал ему построить церковь апостолов и основать там монастырь. Позже во сне к нему пришли 12 апостолов и указали место для строительства монастыря. Находясь под влиянием подобного видения, княжна Мариам, приходит к святому Маштоцу и испрашивает его согласия на постройку церквей: одной в честь Святых Апостолов, а другой — Пресвятой Богородицы. Храм Божий был возведен в 323 году по армянскому летоисчислению в 874 году. История гласит, комплекс был возведен монахами-отшельниками. В те далекие времена полуостров не был соединен с материком и представлял собой скалистый участок суши протяженностью чуть больше 250 метров. Чтобы попасть на остров, необходимо было преодолеть около 3 км водного пространства, поэтому селились на нем преимущественно рыбаки и беглые преступники. В начале 8 века там впервые высадились монахи, основавшие небольшое поселение. Обжившись, они взялись за облагораживание прилегающей к кельям территории: вырубили в скале уступ и выложили его каменными блоками, послужившими фундаментом для крепостной стены. Изначально Мариам планировала сооружение 30 храмов, но успела построить лишь две церкви. В 874 году была основана также конгрегация монастыря. В средние века Севанаванк был значимым историко-архитектурным комплексом, который помимо церквей включал строения для самых разных целей: типографию, гостевые дома, склады, трапезную и другие строения. В то время Монастырь Севанаванк вбирал в себя следующие церкви: Сурб Астватсамайр - Пресвятая Богородица, Сурб Лусаворич - Святой Просветитель, Сурб Ованес Мкртич - Святой Иоанн Креститель и Сурб Ншан - Святое Знамение. Сегодня сохранились лишь церкви Сурб Аракелоц и Сурб Астватсамайр, Пресвятой Богородицы и Святых Апостолов. Монастырь пострадал от землетрясения 1936 года, но, начиная с 1990 года, возрождается и живет полноценной духовной жизнью. Монастырь Севанаванк по праву считается одной из самых популярных историко-культурных достопримечательностей Армении. В настоящее время монастырь вновь действует, здесь функционирует духовная семинария имени Католикоса Вазгена I.

Месторасположение Монастыря Севанованк

ФОТО: ДОРОГА АКУНК - СЕВАН. МОНАСТЫРЬ СЕВАНОВАНК

Горные армянские дороги, глинистые серпантины, порою без покрытия, привели паломничество в древний армянский город Алаверди, расположенный высоко в горах. Здесь путники остановились на ночлег, изнуренные сложной дорогой и насквозь мокрые от непрекращающихся дождей...

Алаверди известен с III - II веков до нашей эры под названиями «Маниц Гом», «Манес» и располагался в исторической области Гугарк. В исторических источниках это поселение упоминалось как крепость с поселением. Начиная с XIII века Алаверди упоминается как место производства меди. До 1930-х гг. название города употреблялось в форме Аллаверды, образовано тюркским личным именем Аллаверды — «Бог дал». Само слово «Алаверди» — тюркско-арабского происхождения и переводится как «дарованный Богом». В 1770 году сюда переселяется группа греческих горнорабочих, которая строит в Алаверди и расположенным рядом, Шамлухе, медеплавильный завод. Заводы был разрушены в 1795 году шахом Ирана Ага Мохаммед-ханом. В 1801 году территория Алаверди входит в состав Российской империи. В 1887 году права на разработку медной шахты были проданы французам. Мощным толчком к развитию как медной промышленности, так и города в целом, послужила постройка железнодорожной линии Александрополь - Тифлис - 1899 год и ГЭС на реке Дебед, 1909.

Сегодня, Алаверди ― город с современной планировкой. Дома многоэтажные и выстроены из туфа. В городе и регионе осталось очень много памятников глубокой старины. На реке Дебед сохранился средневековый  мост XII века, 1195 года, в Алаверди находится церковь Святого Григора Нарекаци. В окрестностях города расположены древние знаменитые христианские монастыри: Санаин, Ахпат, Алтала, Хоракерт, Ардви и Одзунский Храм VI - VII веков.

Древний город Алаверди

ФОТО: ДОРОГА СЕВАН - ДИЛИЖАН - АЛАВЕРДИ

Ранним утром, 11 сентября 2019 года, мотоциклетное паломничество Армения.1718 отправилось в путь и следующей остановкой на его пути стал древний армянский монастырь Ахпат, внесенный в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Паломники преподнесли в дар Монастырю русскую икону Пресвятой Богородицы Владимирская и памятный знак паломничества 1718, которые любезно приняла смотрительница обители Нара. Путники осмотрели Монастырские храмы и постройки, Нара рассказала об истории христианской святыни.

Легенда гласит, что в давние времена были заложены два монастыря - Санаин и Ахпат, которые находятся рядом, на расстоянии 7 километров друг от друга. Первым был заложен Санаин. Над ним денно и нощно трудились мастера-зодчие — отец и сын. В процессе строительства между ними периодически возникали разногласия, и однажды в пылу ссоры сын заявил, что сумеет построить монастырь без помощи отца и занялся возведением другого храма. Когда работа над ним была завершена, старый мастер, до тех пор не общавшийся с сыном, пришел взглянуть на результат его трудов. Осмотрев монастырь со всех сторон, он одобрительно качнул головой и промолвил: «Ах пат!», что в переводе с армянского означает «Добротная кладка!». Родственники помирились, а храм с тех пор стали называть Ахпатом. Стоит отметить, что возведенный в начале X века монастырь в полной мере оправдал свое название: за время своего существования он пережил не одно землетрясение — и выстоял.

В настоящее время Ахпат представляет собой сложный архитектурный комплекс, по размерам напоминающий небольшой город, где легко заблудиться: постройки, возведенные вокруг монастыря, образуют лабиринт со множеством переходов. Первым на пути тех, кто ступает на территорию комплекса со стороны центральной лестницы, оказывается здание церкви Св. Григория Просветителя - Գրիգոր Պարթև - Григор Лусаворич. Возведенная в 1005 году базилика была реконструирована в 1211-м, с целью придания ей облика, сходного по стилю с монастырем. Позади нее располагается купольная церковь Святого Знамения - Сурб Ншан с массивным притвором. Идею ее строительства приписывают царице Хосровануш, супруге царя Ашота III Багратуни, а авторство — известному зодчему Трдату. На фасаде здания размещена скульптурная композиция, изображающая наследников царской четы — Смбата и Кюрике. В XIII веке интерьер церкви был расписан фресками. Большая их часть ныне утрачена, а то немногое, что сохранилось, не подлежит восстановлению. Притвор Сурб Ншана был достроен лишь спустя II века, в 1185 году. Это массивное сооружение доминирует над церковью, почти полностью скрывая ее от глаз посетителей. Слева от Сурб Ншана стоит церковь Богоматери - Сурб Аствацацин. Позади нее ввысь устремляются стены самой необычной постройки на территории комплекса — гавита (притвора) Амазаспа. Это сооружение внешне напоминает каменный ангар, да и площадь у него соответствующая — 330 кв. м. Ученые до сих пор не могут ответить на вопрос, как армянским зодчим удалось возвести здание с применением римских технологий блочного строительства в период монгольского владычества. Чуть в стороне от гавита, на вершине небольшого холма, расположилась трехъярусная колокольня в форме креста, сведенного в восьмиугольник. Неподалеку от нее, под сводом арочной галереи, из изящно оформленной стены пробивается родник. Рядом с этими архитектурными объектами нашел свое пристанище последний по счету, но не по значимости, элемент комплекса — монастырская библиотека. Раньше в ней хранились сотни рукописных текстов. Уцелели лишь 12 свитков, те, что были вывезены на хранение в Ереван. Остальные считаются утраченными.

Месторасположение Монастыря Ахпат

ФОТО. СТАРТ ИЗ АЛАВЕРДИ, ДОРОГА НА АХПАТ, МОНАСТЫРЬ АХПАТ

Дальнейшая дорога паломничества по христианской Армении 11 сентября 2019 года  прошла до извилистым горным дорогам страны местности Сроцаанк, откуда в прошлом экспортировали в Персию и Турцию точильный камень. В этом регионе Армении, глубоко в горах, расположено множество монастырей: Ахтала, Мшкаванк, Святого Саркиса и множество других древностей. К сожалению, паломникам не удалось посетить эти места из-за сюрпризов погоды. Сильные дожди, порою ливневые, сделали невозможным путешествие к великим святыням христиан, к которым ведут горные глинистые дороги, порою без асфальтового покрытия. Второй день паломничества завершился в ставшим уже родным, армянском селении Акунк, где путники остановились на ночлег.

ФОТО: ДОРОГА АЛАВЕРДИ - НОЕМБЕРЯН - ИДЖЕВАН - АКУНК

Утром 12 сентября 2019 года паломники продолжили свой путь по дорогам Армении и направились в сторону одной из древнейших и известнейших христианских обителей мира, Монастыря Гегард - Գեղարդ, что дословно переводится с армянского как «Копьё». Монастырь расположен в ущелье горной реки Гохт, к нему ведет очень красивая и живописная дорога, которая вместе с монастырем включена в список объектов Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

В монастыре путников встретил монах, отец Кюрех, и рассказал об истории и сегодняшнем дне старинной армянской обители. Отец Кюрех познакомил паломников с монастырскими святынями и был очень тронут дарованной русской иконе - Богородице Иерусалимская, а также памятному знаку 1718. Имя Кюрех переводится как Кирилл, и это монашеское имя в честь святого равноапостольного Кирилла-Константина, создателя славянской письменности. Отец Кюрех сослужил молебен путешественникам и пожелал им хорошего пути. Попрощавшись с добрым священником мотоциклисты тронулись в путь по дорогам христианской Армении.

Монастырь Гегард имеет несколько имен. Самое распространенное - Гегард или точнее по звучанию Геха́рд - Копье. Также употребляется старое название Айриванк - Пещерный монастырь. Более полное название Монастыря — Гегардава́нк - Գեղարդավանք, дословно — Монастырь Копья. Название монастырского комплекса происходит от Копья Лонгина, которым пронзили тело Иисуса Христа на Кресте, и, как утверждается, привезённого в Армению апостолом Фаддем в числе многих других реликвий. Монастырь Гегард — это уникальное творение руки человека. Залы, вырытые в базальтовой скале, не ограничиваются своим простором, а хранят на своих стенах уникальные барельефы, из которых каждый – отдельное произведение искусства.

Монастырь был основан еще в IV веке на месте священного источника ключевой воды. Отсюда и название обители - Айриванк, то есть Пещерный Монастырь. Современное название относится уже к XIII веку, когда сюда было перенесено легендарное копье. В монастыре, кроме церковных зданий, имелись учебные центры, библиотека, благоустроенные жилые и хозяйственные сооружения. Айриванк сильно пострадал в 923 году от Насра, наместника арабского халифа в Армении, который разграбил ценное имущество, в том числе, уникальные рукописи, и сжег прекрасные строения монастыря. Немалый ущерб причинили обители частые землетрясения. Существующий ансамбль относится к ХII-ХIII векам, времени подъема национальной культуры, в особенности, архитектуры. При князьях Захаре и Иване были возведены часовня Григория Просветителя, главный храм с его притвором и пещерная церковь. Во второй половине XIII века монастырь был приобретен князьями Прошянами. За короткий срок они построили, принесшие Гегарду заслуженную славу, пещерные сооружения — вторую пещерную церковь, родовую усыпальницу, зал для собраний и занятий и многочисленные кельи. В одной из пещерных келий в XIII веке жил известный армянский историк – Мхитар Айриванеци. Основные памятники Гегарда занимают середину монастырского двора, окруженного с трех сторон стенами с башнями, а с четвертой, западной, — отвесным обрывом скалы, что придает ансамблю неповторимое своеобразие. Созданные в течение короткого промежутка времени, памятники представляют собой единый архитектурно-художественный организм, в котором наземные сооружения композиционно и стилистически объединены с помещениями, высеченными в скале.

Месторасположение Монастыря Гегард

ФОТО: ДОРОГА АКУНК - ГЕГАРД. МОНАСТЫРЬ ГЕГАРД 

Следующая дорога паломничества Армения.1718 лежала еще в одно старинное место древних армянских земель, селение Гарни в долине реки Азат, где расположен один из древнейших архитектурных памятников человечества - языческий храм в Гарни Գառնու տաճար, построенный в I веке нашей эры армянским царем Трдатом I. Храм был полностью разрушен землетрясением 1679 года и восстановлен из руин в советское время. Паломники прошли с экскурсией по удивительным архитектурным сооружениям из глубины веков и прикоснулись еще к одной странице истории человеческого рода.

Крепость Гарни упоминается в древнеримской летописи ещё в первой половине I века нашей эры и у армянских историков V века. Она была построена армянским царём Трдатом в 76 году, о чём свидетельствует обнаруженная там же его надпись на греческом языке: ГелиосТрдат Великий, Великой Армении государь, когда властитель построил агарак царице (и) эту неприступную крепость в год одиннадцатый своего царствования…».  Крепость Гарни одно из ярких свидетельств многовековой культуры дохристианского периода Армении. Ее начали строить ещё во II веке до нашей эры и продолжали застраивать в течение античной эпохи и частично в средние века. В конечном итоге армянские правители сделали её неприступной. Цитадель защищала жителей от иноземных нашествий более 1000 лет. Армянские цари очень любили это место — и не только из-за её неприступности, но и по причине хорошего климата — и превратили его в свою летнюю резиденцию. В стратегическом отношении местоположение Гарни было выбрано чрезвычайно удачно. Согласно найденной на территории Гарни урартской клинописи крепость эта была завоевана урартским царем Аргишти в первой половине VIII века до нашей эры, после чего он собрал население Гарни в качестве рабочей силы и направился в сторону современного Еревана, где построил крепость Эребуни, впоследствии ставшей Ереваном. Крепость Гарни занимает господствующий над прилегающей местностью треугольный мыс, огибаемый рекой Азат с двух сторон, глубокое ущелье, а отвесные склоны служат неприступным естественным рубежом. Ущелье примечательно своими изумительными, кажущимися искусственными склонами, которые состоят из правильных шестигранных призм. Последние тянутся от подножья до верха ущелья и имеют название «Симфония камней». В остальной части крепости создана мощная оборонительная система — могучая крепостная стена с четырнадцатью башнями. На том участке, где подход к крепости был осложнён природными условиями, башен меньше, они поставлены на расстоянии 25-32 метров друг от друга. А там, где противник мог сравнительно беспрепятственно подойти к стенам, башни возведены чаще и находятся на расстоянии 10-13 метров друг от друга. Башни имели прямоугольную форму. На Армянском нагорье прямоугольные башни существовали ещё с урартских времен. Как крепостные стены, так и башни построены из больших глыб местного голубоватого базальта, без раствора и соединены железными скобами, углы соединения залиты свинцом. Крепостные стены имеют толщину 2 метра и длину 3 метра по всему периметру. В отдельных местах сохранилось 12-14 таких рядов высотой до 6-7 метров. Внутрь крепости можно было попасть лишь через одни ворота шириной с одну колесницу. При этом численность войск в крепости была огромной. Храм Гарни — единственный сохранившийся на территории Армении памятник, относящийся к эпохе язычества и эллинизма.

Месторасположение Храма в Гарни

ФОТО: ХРАМ В ГАРНИ

Побывав в удивительных исторических местах древнехристианской Армении, паломники отправились к еще одному старинному, но малоизвестному месту, расположенному у подножья горы Атис, в 2 километрах от селения Акунк. Там, в скалах горы, расположен Церковный комплекс святых апостолов Петра и Павла, занимающий территорию в 4,5 гектаров и состоящий из церквей Святого Павла - Сурб Погос, Святого Петра - Сурб Петрос, часовни и кладбища. Старинным христианским Храмам и всем жителям Акунка паломничество преподнесло иконы русской Богородицы - Смоленскую и Державную, а так же знак, в память о проводимом мероприятии. Сопровождаемые местными жителями Акунка, рассказавшими много интересного об этих удивительных местах, путники на этом завершили третий день своего паломничества.

Церковь Святого Павла - Сурб Погос была возведена в XII-XIII веке. Свод и двухскатное перекрытие, имеющего квадратный план строения, обрушены. На северной стене присутствует лапидарная строительная надпись без датировки, согласно которой церковь и притвор были построены Асланом и его братом Вирапшахом. К церкви Святого Павла пристроена небольшая часовня. Памятник был реконструирован силами местных жителей, без привлечения соответствующих специалистов, ввиду чего строение не сохранило свой изначальный вид.

Церковь Святого Петра - Сурб Петрос расположена на ближнем склоне, к востоку от Церкви Святого Павла. Возведенная в XIII веке церковь представляет собой однонефный сводчатый зал с двускатным перекрытием, построенный из камней черного и оранжевого туфа чистой тески. Вокруг церкви простирается кладбище 19  - 20 веков.

В 1980-х годах на утесе к северу от церковного комплекса, археологом Грачья Казаряном были обнаружены орудия каменного века. В настоящее время, на территории комплекса проводятся исследовательские работы.

Месторасположение Церковного комплекса Святых Апостолов

ФОТО: ДОРОГА К ГОРЕ АТИС. ЦЕРКОВЬ СВЯТЫХ ПЕТРА И ПАВЛА

13 сентября 2019 года, в четвертый день паломнического маршрута, участники экспедиции отправились на юг Армении, к другому древнему христианскому Монастырю - Нораванк - Նորավանք, что в переводе с армянского означает Новый Монастырь, расположенному в одном из красивейших мест страны, на уступе узкого извилистого ущелья притока реки Арпа близ города Ехегнадзор. Ущелье славится отвесными красными скалами, возвышающимися за монастырем, на территории которого расположена двухэтажная церковь Сурб Аствацацин с узкими консольными лестницами. Монастырь иногда называют Амагу Нораванк, чтобы отличить его от монастыря Бхено Нораванк близ города Горис. Амагу — название небольшого селения, некогда возвышавшегося над ущельем.

У ворот древнего Монастыря паломников встретил его настоятель, отец Зарэ, которому в дар от насельников Свято-Троицкой Сергиевой лавры и всех русских людей была преподнесена икона Богородицы Донская и памятный знак паломничества Армения.1718. Отец Зарэ был очень удивлен и растроган. Приняв с благодарностью русские дары он провел путников по святыням Монастыря и рассказал о его истории, пригласив на богослужение. Затем проводил мотоциклистов в дальнюю дорогу и с Донской иконой вышел к посетителям комплекса и на армянском языке начал рассказывать что это за русские люди и зачем они привезли в Нораванк икону Пресвятой Богородицы. Паломники, овеянные благодатью древних христианских ценностей, двинулись в путь, который вел их к одной из главных святынь всех славян - горе Арарат.

Монастырь Нораванк был основан в 1205 году епископом Ованнесом, бывшим настоятелем монастыря в Ваганаванке. Монастырский комплекс включает в себя церковь Сурб Карапет - Святого Иоанна Крестителя, часовню Сурб Григор - Святого Григория со сводчатым залом и церковь Сурб Аствацацин - Святой Богородицы. Нораванк был также резиденцией армянских князей Орбелянов. В XIII—XIV веках монастырь стал резиденцией епископов Сюника и крупным духовным, а затем и культурным центром Армении, тесно связанным со многими местными учебными заведениями — прежде всего, со знаменитым университетом и библиотекой Гладзор. На протяжении веков землетрясения основательно подтачивали облик монастырского комплекса, какие-то детали приходили в ветхость естественным путём. Последняя масштабная реставрация прошла здесь в 1990-х годах, и сегодня Нораванк предстаёт перед туристом во всём своём раннесредневековом блеске.

Месторасположение Монастыря Нораванк

ФОТО: ДОРОГА К НОРАВАНКУ. МОНАСТЫРЬ НОРАВАНК

Путь паломников по святым и древним местам Армении лежал к одной из главных святынь христианства - горе Арарат, на которой, согласно преданию оказался Ной на Ковчеге после Всемирного потопа. Гора Арарат сегодня расположена на территории Турции, у границы с Арменией. У подножия горы стоит древний армянский монастырь Хор Вира́п - Խոր Վիրապ — Глубокая Темница. Именно сюда и направились путники.

Монастырь расположен над подземной тюрьмой, в которой, по преданию, армянский царь Трдат III содержал в заточении в течение около 14 лет святого Григория Просветителя до того, как был обращён им в христианство, согласно традиционной дате, около 301 года. Вся Армения была обращена в христианство в 301 году, став таким образом первой в мире страной, принявшей христианство в качестве государственной религии.

В дар великому Монастырю и его настоятелю, отцу Тарону, паломничество Армения.1718 преподнесло уникальную икону Господа Вседержателя, выполненную из бисера искусными мастерицами из колыбели Православия, Сергиева Посада. Вместе с дарственной иконой Монастырю даровали памятный знак мероприятия - 1718. Смотритель Монастыря провел паломников с экскурсией и рассказал о его древних святынях. Поблагодарив добрых людей, путники отправились в дорогу.

Холм Хор Вирап расположен на месте древней столицы Армении Арташат, построенной около 180 года до нашей эры царём Арташесом I, основателем династии Арташесидов. Первоначально в 642 году Нерсесом III Строителем была построена часовня над подземельем, где был заточен Григорий Просветитель. Она неоднократно перестраивалась. Вход в подземную тюрьму, сохранившуюся до наших дней, расположен в часовне св. Григория, построенной в 1661 году. Глубина подземной тюрьмы от 3 до 6 метров. Монастырь служил духовным центром Армянской Апостольской церкви, где находилась резиденция Каталикоса всех армян. На территории монастыря, в его центральной части также находится большая церковь Сурб Аствацацин - Пресвятой Богородицы, построенная в середине XVII века. В то же время были построены кельи монахов и сам монастырь. Теперь это одно из самых известных мест паломничества армян со всего мира. В церкви проводится регулярное богослужение.

Перечислить и описать множество святынь и святых мест, находящихся в Хор Вирапе просто невозможно, поскольку их очень много, равное как и легенд о древней христианской обители, о священной горе Арарат.

Месторасположение Монастыря Хор Вирап


ФОТО: ДОРОГА К ХОР ВИРАПУ. МОНАСТЫРЬ ХОР ВИРАП

На следующий день паломничества Армения. 1718, паломники отправились в одно из красивейших мест в Армении - город Дилижан - Դիլիջան, который является центром Дилижанского национального парка. Дилижан расположен на северо-востоке Армянского нагорья, к северу от хребта Арегуни и к востоку от хребта Гугарац. Археологические исследования показали, что человек начал жить здесь со времён позднего бронзового и раннего железного веков (конец II — начало I тысячелетия до нашей эры.

Целью паломнического дня 14 сентября 2019 года был древний армянский Монастырь Агарцин - Հաղարծին - Агарцинаванк , где путников встретил настоятель монастыря, отец Аристакес. Настоятель провел паломников с экскурсией по древним святыням Агарцина и рассказал много интересного о прошлом и настоящем дне Монастыря. Русские Мотоциклисты передали в дар обители икону Богородицы Владимирская и памятный знак 1718.Кровь не Вода. Отец Аристакес поблагодарил за дар и преподнес паломничеству армянскую икону Божией Матери, список с Русской иконы Богородица Знамение. Икона прошла путь от Еревана до Москвы и в канун праздника Покрова Богородицы, 13 октября 2019 года, была передана в Николо-Сольбинский женский монастырь Переславской Епархии. Дар приняла игуменья Монастыря, Еротиида.

Монастырь Агарцин – одна из главных достопримечательностей севера Армении. Он расположен в 15 километрах от города Дилижана, в живописном месте, где облака сливаются с горами, в долине Иджеванского хребта на территории Тавушского марза. Монастырский комплекс находится высоко в лесистых горах, где водятся орлы, а название монастыря с армянского языка переводится как «игра орлов». Образ орла – гордой сильной птицы – часто встречается в стенах Агарцина. Так, скульптурная группа восточного фасада церкви Пресвятой Богородицы изображает двух мужчин в монашеском одеянии и орла, сидящего на куполе церкви. Главная монастырская церковь Сурб Аствацацин - Пресвятой Богородицы построена в 1281 году. В XII—XIII веках к церкви был пристроен притвор - гавит. Церковь Сурб Степанос, построенная в 1244 году, напоминает церковь Пресвятой Богородицы, но меньше в размерах. На территории монастыря также находится трапезная, построенная в 1248 году. Здесь находилась царская усыпальница рода Багратуни, от которой сохранились надгробные плиты с именами царей Смбата и Гагика. Рядом с трапезной сохранились остатки кухни, около собора Аствацацин — остатки притвора. На территории комплекса находится несколько хачкаров. Монастырь Агарцин принадлежал к числу обителей Армении, разрушенных и разорённых в период нашествий турок-сельджуков во второй половине XI столетия. Со второй половины XII века, когда в северной Армении возродилась политическая жизнь армянских феодалов под эгидой грузинских Багратидов, разорённая страна стала быстро восстанавливаться. В первую очередь восстанавливались монастыри. В надписи ктиторами церкви Святого Григория выступают вардапет Хачатур и Сукиас. Историки упоминает о событии 1191 года, когда „присутствовал также святой вардапет Хачатур Таронаци (Таронский), настоятель святой обители, называемой Агарцин, муж святой и добродетельный и известный своими познаниями, особенно в области музыкального искусства". По словам историка, до прибытия в этот край Хачатура Таронаци монастырь Агарцин „находился в запустении и в темноте". Он, прибыв сюда в качестве настоятеля Монастыря, „оживил святую обитель".

Арабский шейх Султан III бин Мухаммед аль-Касими посетил Монастырь Агарцин в 2005 году. По свидетельствам очевидцев, зайдя в главную монастырскую церковь Святой Богородицы, шейх заявил, что «здесь действительно слышно слово Божие».  Аль-Касими предложил помощь в восстановлении древней христианской обители и помог с финансированием восстановительных и археологических работ. Султан III бин Мухаммед аль-Касими с 1972 года является правителем эмирата Шарджа (каждый из семи эмиратов ОАЭ представляет собой карликовое государство с абсолютной монархией). В Шардже с 2011 года функционирует первый в ОАЭ православный храм — церковь апостола Филиппа.

Сегодня Монастырь Агарцин предстает перед посетителями в своей древней красе и радует весь мир своим великолепием.

Месторасположение Монастыря Агарцин


ФОТО: ДОРОГА К ДИЛИЖАНУ. МОНАСТЫРЬ АГАРЦИН

В последний день паломничества Армения.1718, 15 сентября 2019 года, его участники отправились к главной святыни Великой Армении - Монастырю Эчмиадзин. Эчмиадзинский монастырь - Сошествие Единородного - Էջմիածնի Մայր Տաճար - главный монастырь Армянской Апостольской церкви и местонахождение престола Каталикоса всех армян в 303—484 годах и снова с 1441 года по наши дни. Эчмиадзинский монастырь расположен в городе Вагаршарпат, недалеко от столицы Армении и входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. У каждого народа есть свои святые и особо почитаемые места. Для армян всего мира, вот уже почти две тысячи лет, таким местом является древний Эчмиадзин. Город своей богатой историей восходит к старинному поселению Вардкесаван, основанному во II веке до нашей эры. Позже, в начале II века нашей эры царь Великой Армении Вагаршак I (117-140 гг.) построил на этом месте свою столицу, назвав ее в честь себя Вагаршапатом.

Вера на этой земле во все времена была и остается главным оплотом государственности, символом единства и процветания народа. Армения – первая в мире страна, в незапамятном 301 году нашей эры, провозгласившая христианство своей государственной религией. И с тех самых пор Эчмиадзин становится культовым местом для всех верующих: культурным, духовным и цивилизаторским сердцем страны. По давней легенде на этом месте некогда случилось пророческое видение у святого Григория Просветителя – первого католикоса всех армян: Христос сошел с небес и золотым молотом указал на место, где должен быть воздвигнут храм. Так в 301 году царь Трдат III основал Первопрестольный кафедральный собор – Эчмиадзин, что с армянского языка означает: «Сошел Единородный», он является одним из старейших в мировой истории. Впоследствии, в 1945 году и сам город был переименован в честь храма. Шли столетия, вокруг собора вырастали все новые и новые религиозные сооружения: церковь великомученицы Рипсимэ, возведенная в 618 году, базилика святой девы Гаянэ, построенная в 630 году, храм святой девы Шокагат, воздвигнутый в 1634 году. По преданию девы были одними из первых христианок в Армении, проповедовали и распространяли веру в единого Бога среди народа. Однажды случилось так, что царь Трдат III, в то время еще будучи язычником, возжелал прекрасную Рипсимэ, дева отличалась необычайной красотой. Но она была добродетельна и непреклонна к властителю, тогда тиран в порыве ярости приказал побить камнями ее вместе с верными подругами. И Рипсимэ приняла мученическую смерть, убийцу же вскоре настиг неизлечимый недуг. Святой Григорий Просветитель, сжалился над царем и исцелил его, после этого чуда Трдат III раскаялся в своем грехе, уверовал в Иисуса, построил Эчмиадзин и позволил крестить народ.

Паломники прошли с ознакомительной экскурсии по храмам, музеям и достопримечательностям древней обители. Своими собственными глазами они увидели множество сокровенных святынь мира Христиан: Копье Сотника Лонгина, Частицу Ноева Ковчега, Частицу Креста, удивительные армянские хачкары разных эпох и многие другие ценности древности, средних веков и современного дня.

К Эчмиадзинскому музею, где хранятся великие христианские реликвии, поприветствовать паломников вышел его директор, отец  Асохик. Путники даровали отцу Асохику икону Богородицы Тихвинская, от имени насельников Свято-Троицкой Сергиевой лавры и всех русских людей, а также памятный знак 1718. Отец Асохик поблагодарил участников паломничества и пригласив их еще раз посетить Эчмиадзин в более подробной экскурсией, пожелал им доброго и ровного пути по дорогам Христианского Мира.

Месторасположение Монастыря Эчмиадзин

ФОТО: ЭЧМИАДЗИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ 

Православное паломничество не было бы таковым, если бы путники не посетили родной Храм в древней стране христиан. И конечным пунктом остановки паломников стал Храм Покрова Пресвятой Богородицы или Покровский храм - Քանաքեռի Սուրբ Աստվածածին ռուս ուղղափառ եկեղեցի, главный приход Русской Православной церкви в Армении.

На встречу к паломникам вышел настоятель Покровского Храма, иеромонах Давид. Отец Давид рассказал об истории обители, его прошлом и настоящем, отслужил по Православной традиции молебен о путешествующих и окропил паломников святой водой, дав им почувствовать себя на родной стороне. В дар Храму Покрова Пресвятой Богородицы путники передали икону Богородицы Достойно Есть из Троице-Сергиевой лавры и памятный знак экспедиции. Отец Давид поблагодарил братию и благословил в дальнейший путь.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Ереване был построен в 1913—1916 годы в селении Кенакиры для расквартированного здесь 1-го Полтавского полка Кубанского казачьего войска. Первоначальная временная церковь носила имя святого благоверного князя Александра Невского при размещенном здесь казачьем полку и была освящена 29 января 1906 года в одном из помещений казармы. Этот казачий полк стоял в пригороде Эривани с 1828 года, после того как в октябре 1827 года русские войска отбили город у персов. Храм был закрыт в 1918 году; здание было обезглавлено и использовалось как госпиталь, офицерский клуб, кинотеатр. В 1991 году храм вновь открылся. В 2000 году церковь была реставрирована, однако её колокольня и глава были воссозданы без учёта первоначального проекта.

Месторасположение Храма Покрова Богородицы в Ереване


ФОТО: Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Ереване

На этом и завершилось долгое паломничество Русских и Армянских мотоциклистов - Армения.1718. Еще одна молитвенная нить протянута по Христианским святым местам и открыт путь для смыслового и вдумчивого пути для чистого Православного сердца. Нет сомнений, что и другие паломники пойдут этой дорогой, проложенной Русскими Мотоциклистами, чьим основным правилом в планировании и прохождении маршрутов являются слова святого Марка Передвижника: Ничего не обдумывай и не делай без цели для Бога; ибо бесцельно путешествующий напрасно будет трудиться. 

Так что - С Богом и в Добрый Путь!

Ангела-Хранителя Вам на Вашей Дороге!

Искренне благодарим за братскую помощь, поддержку и радушие весь Армянский народ, живущий много веков вместе с Россией и стоящий на защите Христианской Веры! Благодарим Русских людей, неравнодушных к своей истории, своим традициям, своей Вере!

Министерство иностранных дел и лично Лаврова Сергея Викторовича

Руководителя Россотрудничества в Ереване, Сергея Рыбинского

Руководителя Россотрудничества в Гюмри, Арутюна Амбарцумяна

Священнослужителей и сотрудников Армянской Апостольской Церкви:

Отца Зограба, Храм святого Иоанна Предтечи в Акунке

Отца Кюреха, Монастырь Гегард

Отца Аристакеса, Монастырь Агарцин

Отца Зарэ, Монастырь Нораванк

Отца Тарона, Монастырь Хор Вирап

Отца Асохика, Монастырь Эчмиадзин

Отца Тер Минаса, Монастырь Севанованк

Смотрительницу Нару, Монастырь Ахпат

Смотрителя Самвела, Монастырь Хор Вирап

Священнослужителей Русской Православной Церкви:

Протоиерея Иоанна Кузнецова, Михайло-Архангельская Церковь в Буденновске

Иеромонаха Давида, Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Ереване

Мотоциклистов и друзей братской Армении:

  • Норика Петросяна
  • Артура Нерсисяна
  • Арарата Абрамяна
  • Рустама Адомяна
  • Ованеса Давдян
  • Маиса Григоряна
  • Аршака Товмасяна
  • Гегама Амбарцумяна
  • Карена Геворгяна
  • Ваагна Мириджаняна
  • Эдварда Степаняна
  • Саркиса Демирчяна
  • Роберта Ахрердяна
  • Самвела Карапетяна