МОТОПАЛОМНИЧЕСТВО " ЗЛАТОГЛАВАЯ МОСКВА "
Дата: 22 - 23 августа 2015
Маршрут: Москва - Сергиев Посад - Дмитров - Истра
Процветай же славой вечной,
Город храмов и палат!
Град срединный, град сердечный,
Коренной России град!
Ф. Глинка, 1840
Строчки о храмах и палатах, написанные Ф. Глинкой, сейчас почти забыты, да и мало что напомнит о них, если только вы не окажетесь в старой Москве или на территории монастыря.
Самое удивительное во всем этом как быстро русский народ привык (точнее заменил в своем сознании главное второстепенным) к развлекательным заведения и забыл про храмы. Москва, а за ней вся Россия превратилась постепенно в один большой рынок. Интересна следующая статистика: на конец 2013 года Москва по показателю насыщенности торговыми площадями на 1 тыс. жителей занимала 8 место среди городов-миллионников и 12 место по России и одновременно Москва находится на последнем месте среди всех регионов России по соотношению храмов и православного населения. По словам Его Святейшества, для достижения среднего значения по России – 11,2 тысячи человек на один приход, в Москве нужно построить 591 храм.
Это будут новые храмы, которые со временем могут стать обителями, а сегодня хотелось бы узнать больше о древних обителях Москвы и ближайших окрестностей, которые живы и по-прежнему радуют душу православного человека и человека, который ценит красоту и историю Отечества. Для этого было совершено мотопаломничество «Златоглавая Москва» 22 августа по монастырям Москвы: Новодевичий монастырь — Донской монастырь — Данилов монастырь — Симонов монастырь и завершится в Троице-Сергиевой Лавре и 23 августа по монастырям Подмосковья: Троице-Сергиева Лавра (Сергиев Посад) — Борисоглебский монастырь (Дмитров) — Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь (Истра) — Саввино-Сторожевский монастырь (Звенигород).
Столица России всегда славилась своими церквями. "Сорок сороков" означает огромное, бесконечное количество. Так говорили в старину, указывая на обилие храмов в Москве. По статистике в начале XX столетия храмов в Москве было около 800 и около 1620 престолов.
На первом геодезическом плане Москвы, выпущенном в 1739 году, было указано 28 действующих монастырей. К 1917 году в Москве (в границах города на то время) было 25 действующих монастырей: 15 мужских и 10 женских. После Октябрьской революции все московские монастыри были упразднены. Некоторые монастыри были просто разрушены, и на их месте возведены новые здания. Так бесследно исчезли Чудов и Вознесенский монастыри в Кремле, а также Никитский, Златоустовский и Страстной монастыри. Сооружения других монастырей были использованы под самые разные нужды, иногда в них размещались даже промышленные предприятия, что неизбежно вело к разрушению монастырских построек. Лишь некоторые монастыри (например, Новодевичий и Донской) были объявлены музеями и почти не пострадали.
В последние годы положение монастырей существенно изменилось. Большинство сохранившихся монастырей было возвращено церкви, во многих из них опять действуют монастыри. Медленно, но верно ведутся реставрационно-восстановительные работы.
Первой остановкой на этом маршруте стал Новодевичий Богородице-Смоленский монастырь - православный женский монастырь на Девичьем поле.
Встречала русских мотоциклистов настоятельница монастыря - игуменья Маргарита. В дар монастырю были принесены две иконы прпп. Александра Пересвета и Андрея Осляби и св. Елизаветы из пос. Алексеевка, Республики Татарстан. Ответным даром от сестер обители для будущих мотопаломничеств стали почитаемые на Руси иконы Божией матери Тихвинской и Смоленской.
Далее для всех участников была проведена экскурсия по территории монастыря.
Московский Новодевичий монастырь был основан 13/26 мая 1524 г. Вел. Кн. Московским Василием III в память присоединения Смоленска (1514), более столетия находившегося под властью Литвы - события, завершившего формирование единого и независимого Московского Государства. Будучи сыном принцессы царской крови, Софии Палеолог, Василий III, которого называют последним собирателем Русских Земель, сознавал себя не просто родственником, но после падения Константинополя (1453) - и наследником византийских императоров, защитником и хранителем Православной Веры, как пред лицом крепнущей Османской Империи, так и пред наступающим с Запада латинством.
Державная идея царственного основателя - преемство двух царств: Византии и Руси - проявилась в посвящении главного соборного храма Новодевичьего монастыря Смоленской иконе Божией Матери Одигитрии (с греч. - Путеводительнице). Ведь именно образ Богоматери Одигитрии, написанный, по преданию, св. ап. ев. Лукой, был главной святыней Константинополя и священным палладиумом Византийской Империи.
Дом Пречистой Богородицы, Великая обитель Пречистой Богородицы Одигитрии, Новый Девичий монастырь, как именуют его царские и патриаршие грамоты и летописи XVI-XVII вв. сразу получил высокий статус Царского богомолья, соответствующие льготы, богатые денежные вклады, обширные земельные вотчины и приписных крестьян. 28 июля/ 10 августа 1525 г. сюда из Благовещенского собора Кремля был торжественно перенесен чудотворный образ Богоматери Одигитрии Смоленской. С тех пор на протяжении 400 лет совершался 28 июля/ 10 августа Крестный ход из Кремля в Новодевичий монастырь. Это священное шествие всегда возглавляли русские Цари (вплоть до Петра I) и Московские Первосвятители (до 1917г.), а сам праздник - один из главных и любимых москвичами – сопровождался знаменитыми народными гуляниями на Девичьем поле.
Многовековой уклад жизни древней обители был прерван октябрьской революцией. В 1918-1919 гг. декретами сов. власти были закрыты благотворительные и учебные заведения, конфискованы банковские сбережения и земля, а монашеские кельи отданы под жильё красноармейцам и рабочим. В 1922 г. монастырь был упразднён. В его стенах открылся «Музей эпохи царевны Софьи и стрелецких бунтов». Сёстры держались вокруг Успенского храма, ставшего приходским. Они устроились в музей реставраторами, хранителями, уборщицами, дворниками, сторожами. Но в 1929 г. храм был закрыт властями и отдан под Гохран (Государственное хранилище музейных ценностей).
Осенью 1994 г. в Новодевичьем монастыре возобновилась монашеская жизнь. 10 августа 1995 г. Святейший Патриарх Алексий II впервые после 70-летнего перерыва совершил Литургию в Смоленском соборе. С тех пор в летний период здесь проходят воскресные и праздничные богослужения.
Для желающих остановится в монастыре более одного дня работает паломнический центр.
Святыни монастыря:
Смоленская и Иверская (сер. XVII в.) иконы Божией Матери
Икона свт. Николая с частицей мощей.
Ковчеги с частицами св. мощей разных святых.
***
Следующая остановка - Донской монастырь. Донской мужской монастырь, основанный в 1591-м году, расположен вблизи старой Калужской дороги.
Братии обители мотопаломники принесли прпп. Александра Пересвета и Андрея Осляби и св. Николая Чудотворца из Гомельского Свято-Никольского монастыря, привезенного из паломничества «Белая Русь». Принял дар наместник монастыря - игумен Парамон. Мотоциклистам он даровал икону Донской Богоматери для Патриаршего подворья во имя святителя Николая.
После общения о важности паломничества все мотопаломники отправились на экскурсию, которую провели насельники монастыря..
Свое название монастырь получил в честь Донской иконы Божией Матери, чудесным образом избавившей Москву от войска хана Казы-Гирея. Как гласит старинное предание, некогда этой иконой Сергий Радонежский благословил войско великого князя Димитрия на Куликовскую битву. Благодаря заступничеству Пресвятой Богородицы орды Казы-Гирея были с позором изгнаны за стены города, а крымские татары более никогда не нападали на Москву. Монастырь основан на том самом месте, где войско ожидало боя с татарскими полчищами и где стояла малая походная церковка с Донским образом Пресвятой Богородицы. Спустя некоторое время здесь был отстроен собор Донской иконы Божией Матери, ныне называемый Малым собором, в честь которого монастырь и получил впоследствии свое название.
К началу XIX века Донской монастырь стал самой привилегированной и богатой обителью России, которая оказывала большое влияние на духовную и политическую жизнь страны в целом. С 1799-го и до конца 1827-го года в Донском монастыре размещался Духовно-цензурный комитет, который затем был перемещен в Троице-Сергиеву Лавру.
В 1812 году монастырь был разграблен французами, солдаты и офицеры разместились в кельях, а в Малом соборе устроили конюшню. Монахи на время были вынуждены покинуть монастырь.
В 1918 году монастырь был закрыт, в храмах проходили антирелигиозные выставки, открылся Антирелигиозный музей искусств, ценные исторические документы из архива монастыря были перемещены в государственные архивы. В 1934 году здесь был открыт Музей архитектуры, в 1930-е годы в Малом соборе находилось общежитие метрополитена. С 1948 года после реставрации Малого собора богослужения возобновились. В 1964 году монастырь стал филиалом Музея архитектуры имени Щусева и несколько десятилетий наука и религия соседствовали в монастырских стенах. В 1990 году решением исполкома Моссовета ансамбль Донского монастыря передан Русской Православной Церкви.
С XVII века монастырь становится широко известным местом упокоения самых знаменитых людей современности. В частности, среди ранних надгробий некрополя обнаружены захоронения грузинских царей Давида (1688 г.), Александра и Матвея (1711 г.). Монастырь стал последней обителью для философа П.Чаадаева, поэтов М.Хераскова и А.Сумарокова. Здесь нашли упокоение писатель В.Одоевский, историк В.Ключевский и архитектор О.Бове.
В 1930-е годы с Даниловского кладбища в Донской некрополь была перенесена могила художника В.Перова, в 2000-м году здесь же были перезахоронены останки писателя И.Шмелева, а в 2005-м – философа И. А. Ильина и генерала А. И. Деникина.
На территории монастыря работает паломнический центр, насельники монастыря проводят экскурсии.
Святыни:
В Малом соборе: чтимые иконы Божией Матери Феодоровская и «Знамение»; Донская икона Божией Матери под сенью; у стен собора — могила келейника свт. Тихона, мч. Якова Полозова
В Большом соборе: чудотворная Донская икона Божией Матери; рака с мощами свт. Тихона, Патриарха Всероссийского
В часовне-усыпальнице Левченко — мозаичная икона свт. Николая
***
Из Донского мотопаломники отправились в Данилов монастырь, куда передали икону прпп. Александра Пересвета и Андрея Осляби из Симонова монастыря Москвы.
Данилов монастырь – первый в Москве. Не позднее 1282 года московский князь Даниил (сын прославленного Александра Невского) основал на правом берегу Москвы-реки, в пяти верстах от Кремля, первый в Москве мужской монастырь. В монастыре был воздвигнут деревянный храм во имя Даниила Столпника — небесного покровителя князя. Много пережил Данилов монастырь на протяжении своей истории: и 200-летнее запустение, и набеги татарских орд, и поджоги, и национализацию в советский период.
Данилов монастырь всегда был важным звеном обороны южных рубежей Москвы. Большую роль сыграл он в 1591 году в отражении нападения крымского хана Казы-Гирея. В 1606 году у Данилова монастыря были бои войск царя Василия Шуйского с бунтовщиками под предводительством Болотникова, потерпевшими поражение. В 1610 году самозванцем Лжедмитрием II, бежавшим из Москвы, монастырь был подожжен, но вскоре вновь отстроен и обнесен кирпичной стеной с семью башнями. В Отечественную войну 1812 года французы осквернили и ограбили храмы монастыря, похитили серебряный оклад с гробницы святого князя Даниила. Обитель много раз пытались уничтожить, и каждый раз предстательством своего святого основателя она возрождалась заново.
На кладбище Данилова монастыря были похоронены многие выдающиеся деятели русской культуры: великий русский писатель Н.В. Гоголь, поэт Н.М. Языков, художник В.Г. Перов, музыкант Н.Г. Рубинштейн и многие другие.
После революции у обители постепенно стали отбирать храмы, и в 1930 году Данилов монастырь был окончательно закрыт — последним в Москве. Братия монастыря в большинстве были расстреляны в 1937 году. Мощи святого князя Даниила бесследно исчезли. После закрытия обители храмы подверглись опустошению и перестройкам, могилы наиболее известных людей были перенесены на другие кладбища, а даниловский некрополь был уничтожен. На территории монастыря были устроены детская колония и склады.
Предстательством святого князя Даниила монастырь, основанный в Москве первым, в 1983 году был первым возвращен Русской Православной Церкви. К празднованию 1000-летия Крещения Руси в 1988 году разрушенная почти до основания монашеская обитель была восстановлена и отреставрирована. На территории монастыря находится резиденция Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.
В 2003-2008 гг. стараниями братии монастыря, при финансовой поддержке фонда "Связь времен", при активном содействии администрации и студентов Гарвардского университета в США Данилову монастырю был возвращен набор 18 исторических колоколов, который в 1930-е годы по инициативе члена американской благотворительной миссии в Москве научного сотрудника Гарвардского университета Томаса Виттемора ради спасения от переплавки был куплен американским промышленником Чарльзом Крейном и подарен Гарвардскому университету.
Главная святыня монастыря — частицы мощей святого благоверного князя Даниила Московского, находящиеся в ковчегах в соборах Троицком и Святых Отцов Семи Вселенских соборов. Первая после возрождения частица мощей святого князя Даниила была передана монастырю в 1986 году архиепископом Вашингтонским, митрополитом всей Америки Феодосием.
Святыни:
Мощи святого князя Даниила
Рака с мощами преподобноисповедника Георгия (Лаврова)
Ковчег с частицей мощей святого благоверного князя Александра Невского
Ковчег с частицей мощей святителя Николая архиепископа Мир Ликийских
Ковчег с частицей мощей святителя Спиридона Тримифунтского
Иконы с частицами мощей: прп. Серафима Саровского, прп. Сергия Радонежского, вмч. Пантелеимона, св.Луки (Войно-Ясенецкого), блж. Матроны Московской, св. Иоанна Суздальского
***
Последней остановкой в в Москве стал Симонов монастырь.
Совершив экскурсию по территории монастыря, мотопаломники отправились в Рождественскую церковь поклониться мощам прпп. воинов-монахов Александра Пересвета и Андрея Осляби.
Симонов (Успенский) мужской монастырь был основан в 1370 году учеником и племянником святого Сергия Радонежского – преподобным Федором. Место для монастыря было выбрано вниз по течению Москвы-реки от города. Земли, на которых был построен монастырь, пожертвовал боярин Степан Васильевич Ховрин, в иночестве – Симон, отсюда и произошло название монастыря.
Симонов монастырь был одним из монастырей-сторожей, выполнявших защитную функцию на южных границах Москвы. Это был самый укрепленный из всех монастырей. Не один раз стены обители выдерживали натиск вражеских войск, идущих на Москву, а в период Великой Смуты был практически стёрт с лица земли. Но оборонительной функцией роль Симонова монастыря не ограничивалась. В 16 веке в обители жил и трудился Максим Грек, многие выдающиеся деятели русской церкви получили образование именно в Симоновом монастыре, это и митрополит Варлаам, и патриарх Иов, патриарх Гермоген, патриарх Иосиф. На территории монастыря был похоронен сын Дмитрия Донского Константин. Здесь же находилось фамильное захоронение Аксаковых. Некрополь Симонова монастыря был довольно примечательным. Здесь покоились люди, имена которых широко известны, деятели культуры и искусства, а также представители старинных дворянских фамилий.
В старину Симонов монастырь был в числе самых почитаемых во всей России, сюда поступали обильные материальные пожертвования. Особое внимание уделял Симоновой обители царь Федор Алексеевич (старший брат Петра I), у него здесь даже была собственная келья для уединения.
Архитектурный ансамбль Симонова монастыря начал формироваться в 1379 году, когда была заложена каменная соборная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. Строительство храма было закончено в 1405 году, после чего здесь находилась самая главная реликвия Симонова монастыря – Тихвинская икона Богоматери.
В 1771 году по распоряжению императрицы Екатерины II Симонов монастырь упразднили. Как раз в это время в Москве распространилась эпидемия чумы, и монастырь превратили в чумной изолятор. В 1795 году граф Алексей Мусий-Пушкин ходатайствовал о восстановлении Симонова монастыря в своем исконном качестве. Ходатайство было удовлетворено, и монастырь вернулся к своей привычной жизни.
До нашего времени сохранились новые монастырские стены и часть башен, построенных в 1639 году. При обновлении монастырского ограждения, в состав нового архитектурного комплекса вошли и фрагменты старой крепости, сооруженной Федором Конем. Протяженность монастырских стен равнялась 825 метров, а высота – 7 метров.
В 1923 году в Симоновом монастыре открылся музей, который работал вплоть до 1930 года. В январе 1930 года специальная правительственная комиссия приняла решение, что некоторые из древних монастырских построек можно оставить в качестве исторических памятников, а собор и стены нужно снести. Взрывали монастырь ночью 2 января – в шестую годовщину со дня смерти В.И. Ленина. Были взорваны пять из существующих шести церквей, колокольня, надвратные храмы и другие постройки. Позже на субботниках разобрали и все монастырские стены кроме южной. Приблизительно в это же время был уничтожен и монастырский некрополь. Некоторые погребения были перенесены на Новодевичье кладбище, в частности, были перенесены захоронения Аксаковых. Рабочих, вскрывавших могилы, поразило то, что из левой половины груди Сергея Тимофеевича Аксакова выходил громадный корень березы, которая укрывала своей тенью все фамильное захоронение Аксаковых. Разоренное кладбище превратилось в свалку, а затем на этом месте открылся гальванический, а позже столярный цех. На месте взорванных храмов в 1932-1937 годах построили Дворец культуры ЗИЛа.
В начале 1990-х годов Симонов монастырь вернули церкви, и началось его медленное возрождение.
До наших дней сохранилась лишь малая часть построек Симонова монастыря. От монастыря уцелела лишь южная стена с тремя башнями: угловая «Дуло» (четыре боевых яруса, каменный шатер, двухъярусная смотровая вышка), пятигранная «Кузнечная» и круглая «Солевая». Также сохранились «новая» трапезная с церковью Св. Духа (1677—83; архитекторы И. Потапов, и О. Старцев), братский корпус XVII века, «старая» трапезная палата (1485, XVII в.), мастеровая палата и хозяйственная постройка — «солодежня» или «сушило».
В настоящее время проводится реставрация трапезной, хозяйственные постройки и братский корпус используются как мастерские; уцелевшие же стены и башни пребывают в заброшенном состоянии.
На месте первоначального основания монастыря в приходской Рождественской церкви покоятся иноки братья Пересвет и Ослябя; над гробницей их устроен шатер из черного дуба; в своем настоящем виде эта гробница устроена в 1870 году.
История Симонова монастыря - грустная история человеческой глупости, история бесового промысла. который лишает людей рассудка. И почему-то совсем не удивительно, что нет больше "гиганта советской промышленности, завода "ЗИЛ", построенного на костях героев Куликова Поля и других верных сынов земли русской, похороненных на монастырском кладбище за много столетий. Пройдет время, и потомки не вспомнят о заводе ЗИЛ, но история Александра Пересвета всегда будет вызывать слезу.
Все три монастыря (Данилов, Новодевичий и Донской), кроме духовной функции, представляли собой еще и московское оборонительное кольцо. На этом московская часть паломничества завершилась, и мотоциклисты отправились в Троице-Сергиеву Лавру.
***
23 августа – второй день мотопаломничества «Златоглавая Москва». Начался день с молебна в Троице-Сергиевой Лавре.
Перед молебном русские мотоциклисты передали в дар Лавре лик св. Ильи Муромца от отца Ильи из Свято-Преображенского мужского монастыря и икону Успения Богородицы от отца Алексея из Аланского Свято-Успенского мужского монастыря в Северной Осетии.
После молебна была проведена экскурсия по древней обители, организованная ее насельниками. В Троице-Сергиевой лавре работает паломнический центр с большим количеством маршрутов по Православным святыням России и зарубежья.
Из Лавры русские мотоциклисты и Ночные Волки отправились в Дмитров в Борисоглебский монастырь. Он стал первым в маршруте, так как мотопаломничество приурочено к 1000-летию памяти святых князей страстотерпцев Бориса и Глеба.
В Борисоглебском монастыре торжества по случаю 1000-летия мученической кончины благоверных князей Бориса и Глеба прошли 6 августа. Возглавил торжества Московской епархии митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. По окончании богослужения был совершен крестный ход вокруг Борисоглебского собора монастыря, после чего на паперти собора митрополит Ювеналий прочитал молитву святым Борису и Глебу.
Патриарший наместник Московской епархии тепло поздравил верующих с праздником и произнес проповедь, в которой, в частности, отметил: «В этом году по решению Святейшего Патриарха и Священного Синода в течение всего года мы отмечаем 1000-летие со дня блаженной кончины великого и равноапостольного князя Владимира — Крестителя Руси. И в этом же году исполняется 1000 лет со дня мученической кончины его двух младших сыновей — страстотерпцев Бориса и Глеба. По благословению Святейшего Патриарха во всей Русской Православной Церкви, где есть обители, посвященные святым Борису и Глебу, епархиальные архиереи совершают в них богослужения».
За год до юбилейной даты в 2014 году Борисоглебскому монастырю были переданы частицы мощей святых благоверных князей и страстотерпцев Бориса и Глеба.
Обители древнего города Дмитрова русские мотоциклисты передали икону прпп. Александра Пересвета и Андрея Осляби и св. прав. воина Федора (Ушакова).
По преданию, Борисоглебский мужской монастырь в Дмитрове основан Юрием Долгоруким примерно в то же время, что и сам город — в середине XII века. Однако, точная дата основания обители не известна: в 1610 году, в Смутное для России время, пожар, разбушевавшийся в монастырских стенах, уничтожил весь монастырский архив.
Первое документальное свидетельство, дошедшее до наших дней, вопреки преданию, относит основание обители к гораздо более позднему периоду — к XV веку. Об этом свидетельствует белокаменный крест, поставленный, согласно надписи на нем, «на Благовещенье в 1462 году» и обретенный братией под Алексеевским приделом Борисоглебского собора обители более 400 лет спустя. Ныне эта святыня находится в краеведческом музее г.Дмитрова.
В 1652 году Борисоглебский монастырь по указу царя Алексея Михайловича приписан к Новгородскому Архиерейскому дому и становится подмосковной резиденцией его «собинного» (ближайшего) друга — Новгородского митрополита Никона, впоследствии Патриарха всероссийского.
Восемнадцатый век мало изменил архитектурный облик монастыря; зато очень многое изменилось в его внутренней духовной жизни, как, впрочем, и в жизни всех русских монастырей. Время петровских, а потом екатерининских реформ было весьма непростым для Русской Церкви. В этот период своей истории Борисоглебский Дмитровский монастырь продолжает вести каменное строительство, но уже в заметно меньших масштабах, и его архитектурный облик, сформировавшийся в XVI—XVII веках, остается практически неизменным.
В отличие от большинства других обителей до самого конца XIX века в Борисоглебском монастыре ведется рукописная летопись. На рубеже XIX-XX веков на средства фабрикантов в обители вновь начинаются большие реставрационные и ремонтные работы.
К сожалению, плоды этих трудов недолго радовали насельников и паломников монастыря: с 1917 года для Борисоглебской обители, как и для всех обителей России, начинаются тяжкие испытания.
В 1926 году, несмотря на все старания верующих Борисоглебский монастырь был окончательно закрыт, власти разместили в его стенах городской краеведческий музей.
С начала Великой Отечественной войны в течение последующих тридцати лет монастырь занимают воинские части, различные светские учреждения и организации. Урон, наносимый их деятельностью древним храмам обители становится катастрофическим, а судьба большей части монастырских святынь до сих пор неизвестна.
Новая эпоха в жизни Борисоглебского Дмитровского монастыря началась в 1993 году, когда был возвращен Русской Православной Церкви. Снова, спустя несколько десятилетий духовного запустения в монастыре начала восстанавливаться та жизнь, ради которой он и был создан почти девять веков назад. Жизнь, наполненная молитвой и постом, трудами для благоукрашения обители и служения своему ближнему.
6 августа 2004 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий освятил полностью восстановленый Борисоглебский собор с приделом в честь Алексия Человека Божия.
Святыни монастыря:
Ковчег с частицами мощей святых Апостолов Андрея Первозванного и Евангелистов Матфея и Луки, святителей Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Феофана затворника Вышенского, свв.Петра и Февронии Муромских, великомученика Георгия Победоносца и многих других святых, а также частица Креста Господня.
***
Из древней обители г. Дмитрова русские мотоциклисты отправились в Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь, что в Истре.
В монастыре мотопаломников встретил наместник монастыря - игумен Феофилакт. Отец Феофилакт провел замечательную экскурсию по древней обители и рассказал о его прошлом и настоящем.
Воскресенский ставропигиальный Ново-Иерусалимский мужской монастырь не похож ни на один из известных монастырей. Он, собственно, и не столько русский, сколько вселенский, всемирный и даже надмирный образ чего-то непостижимого – великого, неземного. Проникнуть в тайну Ново-Иерусалимского монастыря в наше время стремится все больше и больше людей.
История Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря тесно связана с памятью его основателя Святейшего Патриарха Никона. По замыслу Никона Воскресенский собор возводился по образу романского Храма Гроба Господня в Иерусалиме. Известно, что при его строительстве использовался чертёж иерусалимского храма. При новых контурах собор в плане соответствует обмерам палестинской святыни, приведённым в «Проскинитарии» иеромонаха Арсения, повторена и схема расположения отдельных помещений. Уже при Никоне было положено начало системе поясняющих надписей в интерьере и на фасаде собора, выполненных на белокаменных плитах, иконостасах и керамических поясах и увязывающих топографию собора с Храмом Гроба Господня.
Обитель эта была любимейшей из трех основанных Святейшим Патриархом монастырей: Иверского, Крестного и Воскресенского. Здесь он прожил более восьми лет после своего удаления из Москвы и все свои силы употребил на воплощение своего замысла – создать в Подмосковье точное подобие знаменитого Иерусалимского храма Воскресения Господня, чтобы дать возможность русскому народу созерцать места спасительных страстей и Воскресения Христова не подвергаясь дорогостоящему и небезопасному путешествию на Ближний Восток.
Наследники царей, строивших собор Воскресения Христова, продолжали особенно милостиво относиться к Ново-Иерусалимской обители. В царствование Императрицы Елизаветы Петровны, после падения в 1723 году шатрового завершения ротонды, под которым находилась часовня Гроба Господня, и пожара 1726 года, клонившийся к окончательному разрушению собор в 1749-1759 годах был возобновлен по ее воле и отделан внутри лепниной по проекту и рисункам зодчего графа Растрелли, под непосредственным наблюдением настоятеля обители архимандрита Амвросия (Зертис-Каменского), скончавшегося в 1771 году в сане архиепископа. Императрица Екатерина II продолжала благоустройство Воскресенского монастыря и также пожертвовала средства для возобновления монастырских зданий после пожаров 1762 и 1792 годов.
Последующие Государи устраивали в Воскресенском соборе престолы в память рождения Наследника, Императорами Павлом и Николаем устроены два придела во имя Святого Благоверного Александра Невского (память празднуется дважды в году) и придел во имя Рождества Пресвятой Богородицы в память рождения в этот день Цесаревича Николая Александровича.
В XIX и в начале ХХ века монастырь был одним из самых популярных центров паломничества, число его посетителей особенно возросло после проведения поблизости от него Николаевской, а затем Рижской железных дорог. В 1913 году монастырь посетило около 35 000 человек, на средства монастыря были построены странноприимный дом для бедных паломников и гостиницы. О постоянном внимании Императорской семьи к монастырю и в это время свидетельствуют богатые вклады в ризницу.
В июле 1919 года по решению Звенигородского уездного съезда советов Воскресенский монастырь был закрыт, а его имущество национализировано.
В декабре 1941 года Новый Иерусалим оказался в зоне ожесточенных боев за Москву, здания монастыря сильно пострадали, некоторые были полностью разрушены, сведения о разрушениях в Новом Иерусалиме фигурировали в Нюренбергском процессе. Начиная с 50-х годов в Монастыре велись активные реставрационные работы, в результате которых архитектурный комплекс монастыря был поднят из руин, начаты работы по реставрации внутренней отделки Воскресенского собора.
18 июля 1994 года Священный Синод Русской Православной Церкви слушал сообщение Патриарха Московского и всея Руси Алексия II († 5.12.2008) о возобновлении деятельности Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря и о назначении наместника обители.
В соборе и около него находятся погребения членов семей, владевших окрестными землями и лиц, делавших вклады в монастырь: Бестужевых-Рюминых, Самариных, Нащокиных, Олениных, Загряжских, Сухово-Кобылиных (в том числе могилы отца и матери драматурга А. Сухово-Кобылина). В подземной церкви в приделе иконы богоматери «Утоли Моя Печали» похоронены жена и сын А. Суворова.
После экскурсии русские мотоциклисты передали наместнику икону прпп. Александра Пересвета и Андрея Осляби. Но и отец Феофилакт не отпустил паломников с пустыми руками, он передал им икону Вознесения Господня для Собора Воскресения Господня в Подгорице, Черногория и, благословив, отправил мотоциклистов в путь.
Святыни монастыря:
Гробница Патриарха Никона. Часть мощей св. мц. Татианы.
***
Перед возвращением в Москву мотопаломники поехали на холмы к северо-западу от Воскресенского монастыря, названные в ХVII веке Фавором и Ермоном. К востоку от холма Фавор находится село Никулино (первоначально Микулино), переименованное Патриархом Никоном, после его покупки, в Преображенское. Самое раннее упоминание Никулина (или Микулина) в письменных источниках относится к первой половине ХVI в. задолго до начала строительства Ново-иерусалимского Воскресенского монастыря. В селе еще в дониконовские времена находилась древняя церковь во имя Пресвятой Богородицы с приделами во имя Трех Святителей, Николая Чудотворца и великомученика Георгия.
В селе Никулино русские мотоциклисты посетили величественный Никольский храм. Храм и надворные постройки поражают своим великолепием и кажется, что ему уже несколько столетий. Каково же было удивление путников, когда они узнали, что церкви всего два года и построено все это руками прихожан под руководством его настоятеля, протоиерея Вячеслава Коновалова. При храме работает несколько детских кружков и секций – литературный, театральный, художественный, секция авиа-судо-моделирования и, конечно же, воскресная школа. Во всем чувствуется заботливая и добрая рука и любовь. Прихожане храма, разные по возрасту и роду занятий люди, живут как семья, сплоченная Православной Верой.
Встречал мотопаломников настоятель храма протоиерей Вячеслав Коновалов с группой прихожан храма. Священнослужитель рассказал паломникам историю утраченного Никулинского храма с XVII века по 1929 год, и историю строительства нового храма с 2009 года по сей день.
После пения молебна святителю Николаю Чудотворцу в храме, паломники прошли в здание воскресной школы, где с интересом ознакомились со всеми кружками и секциями для детей и взрослых. Далее общение продолжилось в трапезной за чашкой чая, где паломники поделились впечатлениями о различных путешествиях к православным святыням и памятным для русского воинства местам России и Европы.
После душеполезной беседы на евангельские темы, паломники передали в дар храму икону святых воинов Александра Пересвета и Андрея Осляби из Симонова монастыря, и получили от настоятеля храма протоиерея Вячеслава Коновалова на память брошюры об истории и современной жизни прихода. Получив благословение священнослужителя, мотопаломники отправились в обратный путь наполненные зарядом позитивной энергии, которой всегда наполнены святые места.
***
На этом мотопаломничество «Златоглавая Москва» было завершено. Финишировало оно там же, где и началось, в Московском Байк-Центре. Все участники поблагодарили друг друга за поддержку и пришли одному главному выводу, что невозможно постичь происходящее в стране и мире не зная прошлого.
Монастыри и церкви Руси вместе со страной несли и несут ее нелегкий крест и хранят память веков ушедших, и как поет в своей песни группа «Черный кофе» «…подойди и о многом спроси, в этих срубах есть сердце и вены…».
В монастырях как в кладовых мы по-прежнему ищем то, что не найти в мире сем. Только в Храме Божием находят приют наши измученные суетой души.
Церковный сумрак. Мирная прохлада,
Немой алтарь.
Дрожащий свет негаснущей лампады
Теперь, как встарь.
Здесь шума нет, и сердце бьется глуше
И не болит.
Здесь много горя выплакали души
У древних плит.
Здесь люди Богу муку поручали,
Здесь вечный след
Безвестных слез, несказанной печали
Забытых лет.
Старинный храм, — защита от бессилья,
Приют для битв,
Где ангел Божий смертным дарит крылья
Для их молитв.
Андрей Блох
МОСКВА
ПОДМОСКОВЬЕ