ГРЕЦИЯ. ПАТМОС

ПО СЛЕДАМ АПОСТОЛОВ ХРИСТА

Даты паломничества: 15 – 21 сентября 2019 г.

Маршрут: Афины - Коринф – остров Патмос – Афины

После прилета в столицу Греции – Афины, отправились в Коринф на полуостров Пелопоннес.

Привычное нам название города Коринф может звучать по–гречески Коринтос – древний полис Греции, располагающийся на Коринфском перешейке между Ионическим и Эгейскими морями.

Коринф – одна из наиболее древних областей Греции. Первые жители, вероятно, явились морем с востока не позднее 4000 до н.э., и здесь выросло процветающее неолитическое поселение, располагавшееся вокруг невысокого холма, на котором был впоследствии возведен храм Аполлона. Первые обитатели были отличными гончарами, умели делать из кремния и обсидиана острые режущие инструменты и вытесывать каменные и глиняные фигурки, которые служили объектами поклонения.

На территории Древнего Коринфа можно увидеть храм Аполлона VI в. до н.э.  Поблизости до наших дней сохранились таблички, на которых указано, что постройка была возведена именно в честь Аполлона, что также подтверждается упоминанием Павсания во II в. до н.э.

Территории Древнего Коринфа большая, и по ней можно долго бродить, чтобы рассмотреть другие руины от храмов и домов и представить, как жили древние коринфяне.

ХРИСТИАНСКАЯ ИСТОРИЯ КОРИНФА

Достаточно подробные упоминания о Коринфе можно встретить у апостола Павла. Город, который он увидел, был всего столетие назад восстановлен Юлием Цезарем практически из руин, но своими размерами более чем в 5 раз превосходил Афины.

Апостол Павел пришёл в Коринф из Афин, где в течение 1,5 лет проповедовал об Иисусе Христе. Из литературных источников следует, что впервые апостол очутился в Коринфе в 51 г. I в., когда и основал коринфскую христианскую общину, и вновь посетил город в 58 г.

Коринфская церковь доставляла Павлу немало хлопот в связи с царившими в сердцах людей разделениями и безнравственностью. В связи с этим Павел пишет им три послания, из которых два дошли до нашего времени, а третье было утеряно. Учёные считают, что в Коринфе Павлом было также написано послание к Римлянам. До сих пор жители считают апостола Павла покровителем города, хотя символом города является мифологический Пегас.

На территории Древнего Коринфа сохранились священный источник и трибуна (Бема). Именно с этого места апостол Павел смело проповедовал Иисуса Христа перед Галлионом, проконсулом Ахайи.

Для людей, изучающих Библию, оживает реальная история, сохранившаяся для нас в Библии, в книге Деяния Апостолов, в 18 главе, начиная с 12 стиха и далее. Из этого литературного памятника мы узнаём, что Галлион не стал слушать жалобы евреев на апостола Павла, и не пожелал быть судьёй в вопросах веры. По описанию философа Сенеки, Галлион был симпатичным и приветливым человеком. Но он не смог спастись от немилости императора Нерона, хотя и пытался льстить последнему, и был казнён. Галлион был первым европейским судьёй, который смело выступил за принцип полной свободы совести.

Рядом с Древним Коринфом находится храм, на территории которого можно прочесть на нескольких языках отрывок из Первого послания к Коринфянам святого апостола Павла:

ГЛАВА 13.

1 Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий.

2 Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви,- то я ничто.

3 И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.

4 Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, 5 не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, 6 не радуется неправде, а сорадуется истине; 7 все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.

8 Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.

9 Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем; 10 когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится.

11 Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое.

12 Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда позна'ю, подобно как я познан.

13 А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше.

От Древнего Коринфа поднимаемся к Акрокоринфу, откуда можно полюбоваться на город с высоты. Считается, что от Акрокоринфа открывается самый красивый вид на город.

Акрокоринф - величественная крепость, возвышающаяся на огромной монолитной скале на высоте 575 м. В переводе с греческого это название означает "Верхний Коринф". Общая протяженность стен крепости, которые располагаются в три ряда, составляет 2 км.

В центре города расположен Кафедральный собор Коринфа, посвященный святому апостолу Павлу.

Нет никакой информации о древнем храме и храме в средневековом Коринфе. Известно, что новый храм восстановлен после землетрясения 1858 г. С этого периода начинается история собора святого Павла.

Храм представляет собой купольную церковь с тремя приделами и две башни-колокольни. Храм получил серьезные повреждения из-за еще одного землетрясения в 1928 г., который совершенно уничтожил новый Коринф. По инициативе тогдашнего Митрополита Коринфа Дамаскина (1922 - 1938) в последующем Архиепископа Афинского и всея Греции был построен новый Кафедральный собор. Подробнее можно почитать на сайте http://www.imkorinthou.org/index.php/2010-12-10-18-44-55

В современном Коринфе также прогулялись по набережной до скульптуры Диогена и Александра Македонского. История их встречи, изображенная в скульптуре такова:

«Когда Александр Македонский пришёл в Аттику, то, разумеется, захотел познакомиться с прославленным «маргиналом» как и многие прочие. Плутарх рассказывает, что Александр долго ждал, пока сам Диоген придёт к нему засвидетельствовать своё почтение, но философ преспокойно проводил время у себя. Тогда Александр сам решил навестить его. И, найдя Диогена в Крании (в гимназии неподалёку от Коринфа), когда тот грелся на солнце, подошёл к нему и сказал: «Я — великий царь Александр». «А я, — ответил Диоген, — собака Диоген». «И за что тебя зовут собакой?» «Кто бросит кусок — тому виляю, кто не бросит — облаиваю, кто злой человек — кусаю». «А меня ты боишься?» — спросил Александр. «А что ты такое, — спросил Диоген, — зло или добро?» «Добро», — сказал тот. «А кто же боится добра?» Наконец, Александр сказал: «Проси у меня чего хочешь». «Отойди, ты заслоняешь мне солнце», — сказал Диоген и продолжил греться. На обратном пути, в ответ на шутки своих приятелей, которые потешались над философом, Александр якобы даже заметил: «Если бы я не был Александром, то хотел бы стать Диогеном». По иронии судьбы Александр умер в один день с Диогеном 10 июня 323 года до н. э.

ОСТРОВ ПАТМОС

Из Коринфа отправимся на остров Патмос. Прямо из Коринфа на поезде добрались до порта Пирей в Афинах, паромы на остров отправляются отсюда по расписанию. Билеты лучше покупать заранее, воспользовавшись сайтом http://firmatravel.gr. Время в пути 8 часов.

На Патмос паром приходит в городок Скала, где расположен порт острова. Основные объекты паломничества пещера Апокалипсис и монастырь святого Иоанна Богослова и Евангелиста находятся рядом. От порта около 1,5 км до пещеры и 4,5 км до монастыря, подъем идет в гору. Тех, кто не может преодолевать такие расстояния, от порта ходят автобусы.

Посещая монастыри и церкви острова нужно учитывать, что они открыты в определенные часы. Так пещера и монастырь святого открыты каждый день с 8 до 13.30, и дополнительно вечером во вторник 16-19, субботу 17-19, воскресенье с 16 до 18.

Остров Патмос – драгоценнейшее украшение всего православия, но действительно редкая жемчужина в паломничествах русских православных христиан. Если они здесь и бывают, то несколько часов в рамках экскурсии с других островов. Крошечный остров (34 км кв.) Патмос затерян в Эгейском море. Патмос большей частью безлесен и скалист. Сосны на острове стали сажать монахи, и сегодня благодаря их трудам, мы можем не только любоваться величественными соснами, но и вдыхать ароматный и полезный запах хвои.

Название Патмос, как гласит путеводитель по острову, произошло от названия горы Латмос в Малой Азии.

Справочно: Латр, или Латрос, древний Латмос, – это монашеский центр в Карии, к северо-западу от города Милета. Его многочисленные крепости, укрепленные монастыри и пещеры пустынников были расположены на островах Ираклийского озера (Бафа), а также восточнее, на склонах горы Латр (тур. Бешпармак). Имена большей части этих обителей нам не известны. О ранней истории этого монашеского поселения мы знаем немного. Согласно местному преданию, Латр был заселен в VII веке монахами, бежавшими после арабского вторжения на Синай. Латрский игумен Исидор присутствовал на II Никейском (VII Вселенском) Соборе, состоявшемся, как известно, в 787 г. Когда в начале X века знаменитый преподобный Павел Латрский пришел в эти места, он обнаружил, что там уже существовали три обители – Келливарская, Спасителя и Карийская. Преподобный Павел основал там новый монастырь, которому дал имя Стилос, то есть «Столп». Предполагают, что назван он был в честь святого покровителя этого подвижника – апостола Павла, который нередко именуется «столпом Церкви». Однако храм монастыря был посвящен Пресвятой Богородице. Император Лев VI Мудрый даровал этому монастырю ряд владений и земельных угодий.

В XI в. преподобный Христодул Патмосский был игуменом монастыря Стилос, а также «протом» всего сообщества монастырей Латра, составлявших своего рода конгрегацию, по-видимому, напоминавшую средневековую Афонскую.

Особенно процветали Латрские обители в годы существования так называемой Никейской империи (византийского государства, образовавшегося после захвата Константинополя в 1204 г. крестоносцами и просуществовавшего до возвращения города Михаилом Палеологом в 1261 г.). Так, из документов Вселенского Патриархата мы узнаём, что в 1222 г. 11 латрских монастырей были под началом кафигумена и архимандрита, причем этот титул оспаривался настоятелями двух обителей – Стилоса и Келливарской. Однако в конце XIII в. Латр испытывает упадок в результате все большего распространения турок в Малой Азии. В это время в Келливарской обители, например, насчитывается всего девять монахов. С XIV в. о Латрских монастырях в источниках более не упоминается.

Первые жители острова Патмос были карийцы, дорийцы и ионийцы. Покровительницей острова считалась богиня Артемида. На месте раскопок ее храма несколько веков позже в поселении Хора был построен великий монастырь святого Иоанна Богослова святым Христодулом. С этого времени начинается заселение острова. Сейчас поселение Хора – столица острова, а монастырь – крупнейшее укрепление в Эгейском море.

Остров Патмос еще называют островом Откровения и младшим братом монашеской республики Афон. Патмос освящен присутствием апостола Иоанна и остается в сознании христианского мира как земля, на которой была создана одна из священных книг нашей веры – Апокалипсис (с греч. – Откровение). Апостол был сослан на остров в 95 г. после Р.Х.

«Я, Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби и в царствии и в терпении Иисуса Христа, был на острове, называемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа. Я был в духе в день воскресный, и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний; то, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам…».

Пещера, где происходили события, находится на территории, которая в настоящее время принадлежит монастырю. Вход на территорию, где находится пещера, можно узнать по воротам с указателями. Пройдя прямо от ворот, мы оказываемся у входа, но это еще не пещера. Над пещерой надстроены строения, которые относятся к монастырю. В одном из них музей с художественными работами.

А вот чуть ниже как раз вход в пещеру

Чтобы попасть в пещеру нужно пройти небольшое расстояние под землей, сейчас там находится церковная лавка и размещены древние иконы.  Вход в саму пещеру чуть вниз. Скамеечки из камня сделаны при входе в пещеру.

В пещере слева и справа находятся иконы апостола. Меня больше всего поразили глаза апостола на иконе слева. Рядом с иконами находятся свечи, которые можно здесь же и поставить. В пещере находятся два алтаря.

О произошедшем здесь рассказывают либо экскурсоводы, либо монах.

Изначально пещера была с одной кельей, сейчас она поделена на три части - это произошло после Гласа Божия, который услышал апостол и упал на камни.

Трещину от Гласа можно наблюдать на верху пещеры. Там, где спал и куда упал апостол, место огорожено, верующие могут прикоснуться к тому месту, где остался след от руки апостола и непосредственно к "столу", где был написан Апокалипсис. Около "стола" у царских врат находится икона «Видение Иоанна». Оригинал иконы находится в монастыре.

В пещере поставлены стулья и скамейки, многие верующие любят здесь посидеть и послушать себя.

Иногда можно попасть на службу в пещере, которая начинается в 7 утра. Записки на службу можно оставить на окне в пещере либо передать непосредственно монаху в пещере.

МОНАСТЫРЬ СВЯТОГО ИОАННА БОГОСЛОВА

Чтобы попасть в монастырь не нужно выходить за ворота с территории, где расположена пещера, на главную дорогу, а сразу от пещеры подняться наверх. Ступени ведут до Патмосской школы. История школы связана с наследием преподобного Христодула, который включил ее в первоначальный план строительства монастыря. Но открылась она только в 1713 г., основателем стал уроженец Патмоса – Макариос Калогерас. Сегодня это одна из самых знаменитых церковных школ.

От школы нужно выйти на булыжную дорогу и подниматься дальше наверх. Дорога непростая, но виды на море и городок Скала прекрасны. К тому же это короче, чем по главной дороге для транспорта.

Монастырь расположен в столице острова – Хоре, на высоте 216 м над уровнем моря. Монастырь видно со всех сторон, стены обители имеют высоту 15 м. В монастырь, который служил в свое время еще и крепостью, и убежищем для жителей от пиратов, ведет только один вход. Над входом можно увидеть отверстие, из которого выливали кипящее масло, чтобы предотвратить вход неприятеля. Строительство монастыря началось в 1088 г., когда на остров прибыл монах Христодул Латринос. Одновременно со строительством монастыря начинается и развитие острова, который был подарен блаженному Христодулу византийским императором Алексеем Комниным. В монастыре до наших дней сохранилась икона святого Иоанна Богослова – подарок Алексея I Комнина.

Внутри главного храма монастыря находится иконостас 1820 г., сохранились фрески непревзойденной красоты и ценности. Слева от царских врат находится икона «Видение Иоанна», изображающая произошедшее в пещере в 95 г.  В главном храме хранятся такие святыни как цепи апостола Иоанна Богослова, глава Пахомия Русского (Афонского), глава апостолов Фомы и Филиппа. В том же пределе, где находятся мощи апостолов, находятся в отдельной раке мощи основателя монастыря – святого Христодула.

В монастыре находится богатая библиотека и музей. И если в библиотеку можно попасть только по специальному допуску, то музей-ризница открыт для всех. В музее хранятся сокровища монастыря и ценные иконы, здесь можно увидеть иконы начиная с XI в., тканые и вышитые облачения, пожертвования и подарки, здесь же можно увидеть грамоту и подарки русского императора Петра I и императрицы Екатерины II. С 1771 по 1774 гг. на Патмосе находилась база русского флота под командованием адмирала гр. А.Г. Орлова, его кинжал-кортик также можно увидеть в музее монастыря.

Если спуститься ко входу в монастырь к церквушке Святых апостолов, то можно полюбоваться красотой острова с высоты. С крыши, к сожалению, на остров не посмотришь, закрыто. А вот увидеть необыкновенный внутренний дворик и старинную колокольню можно.

ХРАМЫ ОСТРОВА

Рядом с Хорой на склонах гор много маленьких церквушек, похожих на домовые храмы. Удалось посетить одну из них.

Ворота были открыты, в храме прибирался мужчина и он разрешил войти. Спросил православные ли и, получив утвердительный ответ, предложил еще поставить свечи. Название церкви неизвестно. На царских вратах икона Христа, Богородицы и святого Иоанна Богослова.

Храмы на острове прохладные и в них царит полумрак, после яркого солнца нужно привыкнуть, зато прохлада приятна сразу. Поставив свечи, и, посмотрев иконы и убранство церквушки, отправились на выход. Староста храма продолжал уборку, подарили ему значок с изображение святого Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского, сказав, что это русский святой. Перед воротами, он объяснил, что сейчас закроет двери, доедет до дома, но потом вернется и можно приходить, если будет желание.

Поблагодарив за прием, прошли за храм, откуда открывается потрясающий вид на остров.

В городке Скала также находится много церквей, одна из них находится прямо напротив порта. В нее мы не попали. Зашли только в три храма, которые увидели открытыми вечером. Два храма находятся на дороге из порта на противоположную часть острова.

Первый храм больше похож на часовенку, может так и есть на самом деле. Название неизвестно. На царских вратах иконы Христа, Богородицы и святого Христодула. В храме никого не было только тишина и горящие свечи.

Второй храм находится ближе к центру города. Когда зашли, свет уже был выключен и только последние лучи солнца проникали в окна. Зайдя, услышали шум наверху, где обычно находится хор. Посмотрели придел, и в это время спустился священник, посмотрел и прошел в алтарь.

Пока он ходил в алтарь, прошли в другие приделы. Всего их три. В самом последнем потянуло в противоположный угол от царских врат. Когда подошли и взглянули на икону, то увидели святителя Луку Крымского.

На набережной Скалы возведена часовня на месте, где крестил местных жителей святой Иоанн Богослов.

Если идти на пляж Мелои (1 км от Скала), то можно зайти в храм святого Пантелеймона. Было большой радостью вновь увидеть святого Луку и святого Серафима Саровского, находятся в храме иконы и других православных святых, которых узнаешь с первого взгляда. В храме тоже было три придела. Внимание привлекают светильники в храме, у них по кругу размещены образы святых.

Много храмов по дороге из деревни Кампос до Скала. К сожалению, посмотреть их смогли только снаружи, так как они были все закрыты.

МОНАСТЫРИ ОСТРОВА

В день отъезда решили сходить еще раз в пещеру и монастырь Благовещенья (Holy Monastery of  Evangelismos).

Монастырь был открыт до 11. На такси от Скала 12 мин езды. Можно идти от Хоры, очень близко. Просто с противоположной стороны от входа монастыря апостола Иоанна Богослова спуститься вниз с горы по белым узким улочкам города, свернуть направо и вот уже спуск в ворота Благовещенского монастыря.

Монастырь, вправду, сказочный и весь утопает в зелени. В какую арку или ворота не зайти, все они стоят в цветочном обрамлении. Пока находишься на его территории, не покидает ощущение, что ты в Иерусалиме.

На центральных воротах монастыря вас встречает архангел Гавриил и Дева Мария. Далее по ступеням попадаешь во двор обители, где все тебе рады и улыбаются. Главный храм был еще открыт, и мы поспешили в него. Храм с несколькими приделами и весь расписан.

Главный придел – Благовещенье. Справа придел посвящен святому старцу Амфилохию (Макрис), основателю монастыря в ХХ в.

Патмосский старец говорил о себе: «Я родился, чтобы любить. И мне неважно – это турки, или негры, или люди с белой кожей. В лице каждого я вижу образ Христа и ради Него готов принести в жертву все». Стяжанию любви отец Амфилохий посвятил свою жизнь, избрав с 17 лет путь монашества, а духовными ориентирами – Иоанна Богослова и Серафима Саровского (о котором, видимо, узнал от русских эмигрантов, приезжавших на Патмос).

Очень интересна традиция греков вешать около чудотворной иконы небольшие металлические пластинки с отчеканенными на них рисунками. Как правило, изображают они части тела (глаза, сердце, конечности) или людей  (младенцев, женщин, детей), хотя встречаются и нестандартные рисунки (дом, корабль, автомобиль или просто надпись «ευχαριστω», что в переводе – «спасибо»). Любой грек скажет вам, что называется такая пластинка «тама» (искаженный вариант Θαυμα — «чудо»), и, что размещая ее возле иконы, человек выражает благодарность за свершенное чудо, или же только на чудо уповает.

Из монастыря спустилась вниз к братскому кладбищу. Потом прошли во двор с потрясающим видом на море.

Из истории монастыря известно, что сегодня это один из крупнейших духовных и благотворительных центров Греции. С 1613 г. здесь находился аскитирий (место подвижничества аскетов), посвященный апостолу Луке, устроенный ученым критским монахом Никифором Хартофилаксом, насельником патмосского монастыря во имя апостола Иоанна Богослова, в честь своего чудесного исцеления от чумы (каменная плита с ктиторской надписью в настоящее время хранится в ризнице монастыря). Благодаря стараниям Никифора Хартофилакса, получившего классическое образование в Падуе, в монастыре с 1580 по 1610 гг. действовала школа, где преподавали греческий и латинский языки, философию и богословие. В 1713 г. на базе этой школы иеромонахом Макарием Калогером была основана Патмосская богословская школа. В начале XVII в. были построены оборонительная башня и часовня прп. Антония. Аскитирий существовал до нач. XX в., его последним иеромонахом был Евфимий (Скопелидис).

Возрождение монастыря в 1937 г. связано с деятельностью старца иеромонаха Амфилохия (Макриса; 1889-1970, с 1935 игумен монастыря во имя ап. Иоанна Богослова) и монастыре Евстохии († 1981), первой игумении обители и местночтимой святой.

В 1947 г. после присоединения Додеканесских островов к Греции, контрадмирал П. Иоаннидис просил старца Амфилохия прислать образованных монахинь из этой школы с целью устроения приюта для девочек-сирот на острове Родос. Позднее подобный сиротский дом был организован на острове Калимнос. Насельницы монастыря окормляют оба приюта, занимаются благотворительной, миссионерской и издательской деятельностью, иконописанием, золотым шитьем, садоводством, пчеловодством, цветоводством. В монастырском издательстве публикуются труды монахини Анфусы по истории обители и монашества на Патмосе, а также по гимнографии (переводы на новогреческий язык канонов на двунадесятые праздники с историко-филологическим комментарием).

В соборном храме находятся иконы XV-XVII вв. (написанные мастерами критской школы, в т. ч. Дамаскином) и современные, кисти монахини Олимпиады, ученицы греческого иконописца Ф. Кондоглу.

Вечером после 17.00 посетили монастырь Богородицы Каумана. Храмы расположены очень интересно. Сначала вход во двор, а слева и справа церкви. Во дворике была одна монахиня старушка, а на встречу вышел белый кот, а может кошка. Прошли в храм налево, по обстановке было видно, что он новый.  

Чудотворная икона Кауманской Богородицы находится в храме справа и он находится внизу прохладный и темный. При входе встречает св. Лука, св. Серафим и архангел Михаил.

Прошли к чудотворной иконе Богородицы и посмотрели фрески. Пока были в храме пришла монахиня и окурила все вокруг фимиамом, храм сразу ожил и задышал. Есть и еще один придел, больше похожий на террасу - светлый и деревянный.

Вернувшись во дворик, увидели уходящих гостей и монахиню. Узнав, что мы из России, монахиня очень обрадовалась и подарила небольшую иконку Богородицы Каумана и разрешила прогуляться по саду монастыря. В зеленом саду монастыря можно посмотреть на окрестности с высоты. В саду зреют большие гранаты и цветут разные кустарники и цветы, а с крыши можно увидеть порт и Скалу с противоположной стороны.

ПЛЯЖИ ОСТРОВА

До пляжей острова можно добраться на автобусе из порта Скала. Посетили Грикос, Кампос и Мелои.

В первый день отправились на пляж Грикос, он считается самым лучшим на острове. Ехать минут 15.

Пляж Кампос больше, чем Грикос и виды моря и острова более живые. Грикос по краям каменистый.

До пляжа Мелои можно дойти пешком, находится в километре от города. Пляж оказался узкой песчаной полоской у моря, в отличие от Грикос и Кампос, здесь нет шезлонгов и прочих удобств для загорающих.

На этом пребывание на острове Патмос завершилось. В 4.15 уходил паром в Афины, мы попрощались с гостеприимным островом и отправились в столицу Греции.