ПАЛОМНИЧЕСТВО " РАДОНЕЖЬЕ "
Дата: 1 - 4 января 2016
Маршрут: Москва - Сергиев Посад - Радонеж - Хотьково - Истра - Звенигород - Боровск - Серпухов - Новый Быт - Москва
Маршрут паломничества «Радонежье» прошел с 1-го по 4-е января 2016 года по скитам Свято-Троицкой Сергиевой Лавры — святой земле Радонежья и духовным центрам Московского края. Паломничество проходило при поддержке братии Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, Новоиерусалимского монастыря, Свято-Пафнутьего Боровского монастыря, Серпуховского Высоцкого монастыря и Давидовой Пустыни. Цель паломничества — приобщение православных к отечественным историческим ценностям, знакомству с родными святынями, которые во все времена были духовным ориентиром русского общества. Сегодня, эти обители служат утешительным пристанищем в бурном житейском море не только для монашествующих, проживающих в них, но и для всех, кто с чистым сердцем их посещает.
Приятной особенностью паломничества «Радонежье», стали абсолютно пустые дороги - это было приятным обстоятельством, но печалит тот факт, что причина этому - традиция пить "горькую" всю ночь напролет. Большинство людей проводят ночь накануне так, что за руль уже не садятся. Наши паломники выбрали другой способ встретить Новый год - они отправились в необычайно интересное и весьма полезное путешествие.
700 лет прошло с рождения великого русского святого — преподобного Сергия Радонежского. Его имя стало синонимом русской духовности, символом русского исторического Пути.
Старт паломнического хода начался в 8.00 утра, 1 января 2016 года, с молебна преподобному Сергию в Троицком подворье на Цветном бульваре города Москвы. Первым местом посещения паломников стала святая обитель, кусочек Радонежской земли в Москве, куда паломники доставили икону Ржевской Оковецкой Богоматери из Церкви Оковецкой Богоматери города Ржева. Подворье даровало лик паломничеству Господа Вседержателя, который отправится в долгий путь по балканским землям и найдет свой приют в одном из древних монастырей Сербии, Македонии или Черногории.
Адрес: Московское Троицкое подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. г. Москва, 2-й Троицкий пер., 8–10. Настоятель – Архимандрит Дионисий.
Первое подворье Троице-Сергиевой лавры в Москве появилось еще при жизни преподобного Сергия Радонежского. В начале XIV века благоверный князь Димитрий Донской пожаловал монастырю землю в Кремле под церковь и кельи. В 1460 году здесь была поставлена каменная церковь в честь Богоявления Господня с приделом преподобного Сергия Радонежского, во имя которого позднее соорудили одноименный храм с крытыми переходами к царскому дворцу. Во второй половине XV века Троицкое подворье в Кремле стали называть Богоявленским монастырем. С ним связаны важнейшие события в истории России. В 1532 году государь московский Василий Иоаннович крестил здесь своего новорожденного сына Юрия. В 1607 году горожане, предавшие царя Бориса Годунова ради самозванца Лжедмитрия, принесли на подворье свое покаяние. В 1764 году по Указу императрицы Екатерины II земля, отведенная под Троицкое подворье, была передана в пользу государства. В зданиях монастыря разместился Судный приказ и Комендантский дом.Через полвека на этом месте начнется строительство Оружейной палаты Кремля. Так закончилась история первого подворья.
Спустя два года после указа императрицы настоятелем Троице-Сергиевой лавры стал архимандрит Платон (Левшин). Его трудами на берегу реки Неглинной выросло новое благоустроенное Троицкое подворье. 18 августа 1767 года архимандрит Платон освятил в только что отстроенных архимандричьих (позднее митрополичьих) палатах домовый храм во имя святых апостолов Петра и Павла.
Эти земли царь Василий Шуйский пожаловал Лавре еще весной 1609 года в память героической обороны монастыря от польско-литовских войск. В 1630-х годах здесь образовалась лаврская слободка. Ее приходским храмом стала деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы с приделом преподобных Сергия и Никона, игуменов и чудотворцев Радонежских. По пути из обители в столицу в этих местах останавливались насельники Лавры: Троицкая дорога проходила как раз мимо Троицкой слободкы. В начале дороги в 1695 году была выстроена знаменитая Сухарева башня. И в XVIII веке Подворье получило название Троицко-Сухаревского.
До революции Троицкое подворье не раз посещали царствующие особы. Здесь бывал император Александр II с супругой императрицей Марией Александровной, наследник престола Николай Александрович, последний император Николай II, великая княгиня Елизавета Федоровна.
5 ноября 1917 года на Троицком подворье митрополит Московский и Коломенский Тихон (Белавин) получил весть об избрании его на Патриарший престол. Здесь же в мае 1922 года святитель был арестован. В 1929 году церковь разорили, а ее купол и шатровый верх звонницы снесли. Храм Живоначальной Троицы власти превратили в склад, потом в него вселился Мюзик-холл, Московский академический симфонический оркестр...
В 1992 году Троицкое подворье было возвращено Церкви. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II первая Литургия на Подворье была отслужена на Пасху 1993 года.
Одна из наиболее почитаемых икон Подворья – образ Божией Матери «Достойно есть» афонского письма. Это список чудотворной афонской иконы, находящейся в соборном храме Протата в Карее - столице Афона. Он был привезен на Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры 16 июня 1999 года. Еще одна святыня - икона Живоначальной Троицы, написанная на доске из Мамврийского дуба и освященная на Гробе Господнем. Она была подарена Свято-Троицкой Сергиевой Лавре Русской Духовной Миссией в Иерусалиме в 1912 году. На Подворье также хранятся два креста-мощевика, в которые заключены более двух десятков мощей почитаемых в России святых.
Благословившись на Троицком Подворье Лавры в Москве и испросив молитв, паломники отправились в землю Радонежскую - землю преподобного Сергия. Этот удел много столетий назад посетила Своим небесным явлением Пресвятая Богородица. Теперь Радонежский край имеет множество святых обителей - скитов и подворий относящихся к Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.
Первая остановка в Радонежье - Храм во имя св. Марии Магдалины, расположенный в поселке Лоза. Паломников встретили сестры монашеской общины и девочки из приюта, который действует при Храме. Монахини рассказали о прошлом и настоящем обители, провели экскурсии по Храму Равноапостольной. Воспитанницы подготовили специальную музыкальную Рождественскую программу, которую представили во время душевного чаепития.
В дар скиту паломники привезли Икону Казанской Богоматери из одноименной часовни г.Ржева, а сестры обители передали паломничеству икону Анела-Хранителя и лик св. Марии Магдалины, который спустя несколько дней отправился в далекий путь, в самую южную точку Африки – город Йоханнесбург и 23 января был дарован Храму прп. Сергия Радонежского Александрийской Православной церкви. Лик принял настоятель Храма - протоиерей Даниил Луговой. Равноапостольная совершила долгий ход до южно-африканской земли. В Храм скита Лозы она была доставлена со Святой Земли, Иерусалима и пробыв там недолгое время чудесным образом нашла свое место в одной из самых дальних точек обителей Православия.
Адрес: Храм во имя св. Марии Магдалины. Московская обл., г. Сергиев Посад, пос. Лоза, ул. Южная, д. 24. Настоятельница монахиня Ольга.
Церковь Святой Марии Магдалины являлась домовым храмом летней загородной дачи Царь-дар, принадлежавшей Александро-Мариинскому дому призрения, крупнейшему благотворительному заведению дореволюционного Сергиева Посада. Название Царь-дар напоминало о том, что 600 десятин земли под дачей были пожалованы Дому призрения приснопамятным благочестивейшим императором Александром III. Строительство церкви и всего корпуса велось по проекту архитектора И.И. Поздеева. Осенью 1901 г. ее построили и освятили 14 ноября 1901 года во имя святой равноапостольной Марии Магдалины, церковное чествование которой совпадает с днем ангела императрицы Марии Федоровны. Летом в Царь-даре жили воспитанники и воспитанницы Александро-Мариинского Дома призрения. В одном крыле главного корпуса работала амбулатория для жителей окрестных селений.
В советское время церковь была закрыта, помещения использовались не по назначению. В главном корпусе дачи Царь-дар помещалась голубиная станция института птицеводства, туберкулезный санаторий, во время Великой Отечественной Войны - госпиталь, после войны производство и административные учреждения. По указу И.В. Сталина от 18 мая 1949 года было создано предприятие военной промышленности по производству высокоточных шариковых подшипников для военных приборов, которое и разместилось в полуразрушенной церкви Святой Марии Магдалины. Новое предприятие со временем обустроилось и начало выпуск первых образцов продукции. В начале 50-х годов здесь работало около 40 человек, а предприятие называлось «Лаборатория опытного завода», сокращенно – ЛОЗА. Этим же именем назван был рабочий поселок.
На базе лаборатории впоследствии был создан Загорский филиал Всесоюзного научно-исследовательского института подшипниковой промышленности с крупным опытным заводом. Изготовленные здесь подшипники стояли в первых межконтинентальных баллистических ракетах, спутниках и космических кораблях, орбитальных станциях. К сожалению, лаборатория «прижилась» в церкви Марии Магдалины на долгие годы. Только в 1993 году главный корпус дачи Царь-дар был передан Троице-Сергиевой Лавре и в настоящее время восстанавливается вместе с помещением церкви.
Храм стал подворьем Лавры и одновременно с ремонтом здесь возобновились службы, восстановилась церковная община. Настоятелем храма был назначен приснопамятный старец архимандрит Феодор. В 2004 году Патриарх Алексий II издал указ о создании на территории подворья Лавры в поселке Лоза монашеской женской общины и школы-интерната для девочек-сирот, которые и располагаются здесь на сегодняшний день в молитве и трудах.
Паломнический караван из нескольких автомобилей пробираясь по заснеженной дороге приблизился к очередной жемчужине Радонежья. Обитель, устроенная трудами благочестивых предшественников и согретая молитвами многих поколений монашеской братии - это Спасо-Вифанский монастырь - поистине великое чудо, едва не исчезнувшее с лица Радонежской земли в годы лихолетий, и сегодня поражающая всех приходящих сюда.
Чудесный и необычный Храм монастыря встретил паломников обилием цветов и красотой ликов святых Русской Земли. Братия монастыря рассказала о восстановлении обители, ее истории и сегодняшнем дне.
Монах Пимен передал паломничеству икону св.Николая Чудотворца, покровителя всех путешествующих, а участники экспедиции даровали монастырю икону Богородицы Семистрельная из Храма Новомученников и Исповедников Русских города Ржев.
Адрес: Спасо-Вифанский монастырь. Московская обл., г. Сергиев Посад, ул. Маслиева, 25. Настоятель – игумен Аверкий.
Вифания — город на Святой земле, где Иисус Христос воскресил уснувшего смертным сном праведного Лазаря, чтобы видевшие и слышавшие об этом чуде уверовали, что Христос — Сын Божий, пришедший в мир. Спасо-Вифанский монастырь митрополита Платона напоминал о чуде воскрешения Лазаря на подмосковной земле. Подобно Лавре, начавшейся с крохотной пустыни Радонежского отшельника Варфоломея, Спасо-Вифанский монастырь так же начался как пустынь, основанная в 1783 г. знаменитым православным иерархом, священно-архимандритом Лавры Платоном (Левшиным) (1737 — 1812), тогда еще архиепископом, «для успокоения своея старости» и «для погребения усопшей о Господе братии Сергиевы лавры».
Начало Спасо-Вифанскому монастырю положило «заручное» распоряжение архиепископа Платона от 13 января 1783 г. о построении кладбища для погребения «всякого чина и состояния людям» с пристойной церковью, небольшими кельями и оградой.
Построенная в 1783 — 1787 гг. по проектам московского архитектора В. С. Яковлева, под наблюдением его помощника архитектора Н. М. Одоевцева и лаврского служителя, ученика архитектуры С. Болдырева, Вифанская пустынь заняла вершину протяженной гряды между речкой Торгошей с восточной стороны и обширным лаврским прудом с западной. Густая березовая роща укрывала монастырь от проходившей неподалеку дороги из Посада в Александров, тогда как Вяльковский (позднее Вифанский) пруд и живописная долина питающей его речки Кончуры, текущей от Лавры, открывали вид на Троицкую обитель.
Согласно замыслу владыки Платона, Вифанская пустынь имела в плане вид прямоугольника. На главной оси — проспекте между святыми и хозяйственными воротами — располагался Спасо-Преображенский собор. К святым вратам примыкали два небольших двухэтажных братских корпуса; два других располагались по сторонам собора: с юга — покои архимандрита Платона с домовой церковью, с севера — гостиные кельи. Собор и келейные корпуса занимали западную половину пустыни, восточная половина была отведена под братское кладбище и конный двор. Пустынь окружала невысокая кирпичная ограда длиной 138 сажен с четырьмя невысокими гранеными башенками по углам. Такой вид получила Вифания в 1787 г., когда завершилось её строительство; в том же году архимандрит Платон был возведен в сан митрополита Московского.
Важнейшим событием в начальной истории Вифании стало посещение её в апреле 1797г. императором Павлом I. Результатом посещения стал высочайший указ от 1 мая 1797 г. о возведении Вифанской пустыни в степень штатного монастыря и об учреждении при нем семинарии. Указ объявлял новоучреждённый Спасо-Вифанский монастырь «в соединении» с Лаврой и подчинял его митрополиту Московскому «яко хозяину Вифании». Настоятелем монастыря объявлялся наместник Лавры.
Центром Вифанской обители стал небольшой каменный собор с престолами в честь Преображения Господня в верхнем и Воскрешения праведного Лазаря в нижнем ярусах. Митрополит Платон так объяснял идею Спасо-Преображенского собора: «Один храм к другому имеет близкое отношение: ибо между воскресением и преображением есть союз таинственный. Так, выходя из гроба воскресением, восходим мы в храм славы, преобразуясь из тления в нетление. Не можно удостоиться преображения, доколе не удостоился воскресения».
«Союз таинственный» нашел наглядное выражение в объединении двух названных выше престолов в одном храме и, особенно, в его необычном внутреннем устройстве, целиком созданном по замыслу митрополита Платона. Небольшой собор был построен «овальной фигурой», что усиливало цельность его облика и, одновременно, напоминало храмы первых веков христианства. Обращенная к молящимся алтарная стена нижнего Лазаревского храма представляла вид пещеры, так как именно в пещере, по восточному обычаю, был погребен праведный Лазарь. Над «пещерой» возвышался алтарь верхнего Преображенского храма, устроенный в виде евангельской горы Фавор. Гора была устлана мхом, украшена искусственными цветами и кустарниками, фигурками зверей. «Фаворская гора» и пещерообразный храм в ее основании давали простым богомольцам наглядное представление о двух событиях Нового Завета, которым и посвящался Спасо-Преображенский собор.
Ещё в 1786 г. владыка Платон перенес в собор Вифании древнюю дубовую раку, в которой некогда покоились в Троицком соборе Лавры мощи Преподобного Сергия. Святыню установили в палатке при входе в нижний Лазаревский храм.
При жизни митрополита Платона люди, почтив святыни Лавры, шли в Вифанию посмотреть на необычное устройство Спасо-Преображенского собора, поклониться гробу Преподобного Сергия в нижнем Лазаревском храме собора. Теперь к названным целям добавилось стремление отслужить панихиду по любимому народом архипастырю, просить его молитвенной помощи. Вера в силу молитв владыки Платона была велика и при его жизни, и по его кончине.
Спокойную жизнь Спасо-Вифанского монастыря нарушили события, последовавшие за октябрем 1917 г. В 1925 г. Спасо-Вифанский монастырь, пытавшийся уцелеть как трудовая сельхозартель, был закрыт. В его зданиях разместился детский дом. В 1930 — 1931 гг. разорённая обитель была отдана птицекомбинату. Монастырские здания разбирались ради крепкого кирпича. Так исчезли покои митрополита Платона, ограда и колокольня со святыми вратами. На месте Спасо-Преображенского собора появилась клумба с бюстом Ленина. Исчезли следы «наполненного надгробными памятниками» братского кладбища. Лишилась своих глав прекрасная некогда Духовская церковь.
Лишь в 1998 г., часть зданий Вифании была возвращена Троице-Сергиевой Лавре. В 2002 г., по благословению Патриарха Алексия II, Вифания получила статус подворья Лавры. Началось возрождение из руин Спасо-Вифанского монастыря.
В 2008 — 2011 гг. была восстановлена уничтоженное в советское время ограда монастыря со зданием колокольни со Святыми вратами, на которую были подняты новые колокола. В эти же годы был воссоздан вчерне и Спасо-Преображенский собор, в интерьере которого воссоздана облицованная мрамором Фаворская гора. В 2011 г. началось воссоздание покоев митрополита Платона. Восстановление Спасо-Вифанского монастыря — любимого детища святителя Платона — продолжается.
В шести километрах к юго-востоку от Троице-Сергиевой лавры, в тишине березовых и хвойных рощ укрылся маленький скит Параклит – подворье Троице-Сергиевой лавры, который стал следующей точкой остановки паломничества «Радонежье». В скиту Параклит паломников радушно принял Архимандрит Лука, рассказал о прошлом и сегодняшнем дне, показал святыни скромной обители. Отец Лука подарил удивительный рукописный образ святого апостола Луки. Паломники передали ответный дар – Явление Святой Троицы преподобному Александру Свирскому и Казанскую Божью Матерь.
Поражает молитвенная тишина и уединенность этого места, а доброе отношение братии скита ко всякому паломнику радует Православную душу. Ласковый прищур добрых глаз отца Луки, благословившего путников на дальнюю дорогу остался в душе участников паломнического рейда.
Адрес: Скит Параклит. Московская обл., г. Сергиев Посад, пос. Смена. Настоятель Архимандрит Лука.
Скит Параклит – подворье Троице-Сергиевой лавры. Параклит – слово греческое. В переводе означает Дух-Утешитель. Эти земли когда-то принадлежали крестьянам сергиевопосадской слободки Кокуева, но во второй половине XIX века здесь началась совсем другая жизнь.
В 1857 году у Государя-императора Александра Николаевича родился сын - Великий князь Сергей Александрович. В честь радостного события император подарил Троице-Сергиевой Лавре несколько десятин леса возле Гефсиманского скита. Ближайшие селения отстояли отсюда на два с половиной километра, проезжих дорог не было. Такое место как раз и искали для безмолвного уединения старцы Гефсиманского скита.
Летом 1858 года наместник Лавры святой архимандрит Антоний (Медведев) вместе с иеросхимонахами Иларионом и Феодотом и иеромонахом Агапитом выбрали в лесу подходящее место, и вскоре здесь появились первые келии. Когда московский купец Иван Кириллович Королев узнал, что «в жестокие морозы зимой, и в дождливую погоду летом старцы, по колено в грязи или снегу, бредут в Гефсиманский Скит к Литургии», то предложил отцу-наместнику свою помощь в строительстве храма. И 2 июля 1861 года святой митрополит Московский Филарет (Дроздов) освятил двухэтажную Церковь во имя Святого Духа Параклита с престолом в честь Сошествия Святого Духа в верхнем этаже и с престолом в память обретения главы св. Иоанна Предтечи в нижнем этаже. Это была седьмая построенная Королевым церковь. В скиту Иван Кириллович любил проводить Великий и Успенский посты. И здесь вместе с супругой был похоронен.
В конце XIX века в скиту подвизались 12 монахов и столько же послушников – по числу Апостолов. В это время здесь появились новые деревянные постройки, были заново сооружены из кирпича надвратная колокольня и жилые корпуса. Все выглядело аскетично и скромно. Таким скит и застал священник Федор Соловьев, в будущем известный святой старец Алексий Зосимовский.
Овдовев, он решил стать монахом в монастыре со строгим уставом и для этого в июне 1897 года в сопровождении племянника отправился в скит Параклит.
В 1920-х годах в скиту побывал юный князь Сергей Михайлович Голицын. «Троице-Сергиева лавра была закрыта, но скиты Гефсиманский – вблизи Глинкова, и Параклит – подальше еще существовали, - вспоминал он. В лесу или по дороге в Сергиев Посад можно было встретить монаха в скуфейке, в запыленных стоптанных сапогах, который шел, наклонив голову, шепча молитвы. На фоне елового леса, придорожных цветов он казался словно спустившимся с картин Нестерова или с этюдов Корина…»
В 1919 году многие лаврские монахи перебрались в скит Параклит. На тот момент он был самостоятельным и официально числился трудовой артелью. В 1927 году здесь принял монашеский постриг будущий Патриарх Пимен (Извеков). И вскоре после этого скит закрыли. До середины 1960-х годов в верхнем храме располагался сельский клуб со сценой в алтаре, а в нижнем - овощехранилище.
В 1992 году пустынь вновь была возвращена Церкви. За последние сто лет обстановка здесь совсем не изменилась: все тот же лес, огород, сенокосы и молитвенная тишина. Внутри храма сохранилась дореволюционная лепная отделка и старинный пол из каменных плит. В скиту подвизается всего несколько монахов, как в самом начале.
Чем ближе к великой обители Сергиевой приближаются паломники, тем удивительнее и величавее встречаются на их пути ее малые уделы - святые молитвенные сокровищницы Радонежья. На пути вырос величественный и необыкновенный Черниговско-Гефсиманский скит.
Об интересной истории древнего скита паломникам поведали экскурсоводы паломнического центра обители и провели экскурсию по ее святыням.
Паломники привезли в дар Черниговско-Гефсиманскому скиту икону Федоровской Богоматери от настоятеля Крутицкого Патриаршего подворья Москвы, протоиерея Сергия Шастина. С собой, в обратный дар подворью, путники увозят икону Черниговской Пресвятой Богородицы, которая впоследствии украсит собой древнюю обитель столицы в Крутицах.
Адрес: Гефсиманский Черниговский скит. Московская обл., г. Сергиев Посад, ул. Гефсиманские пруды, 1. Настоятель – Архимандрит Дамиан.
Свое нынешнее название скит получил от слияния двух подворий Троице-Сергиевой Лавры: Черниговского монастыря и Гефсиманского скита. Разделительной границей между ними были Гефсиманские пруды, которые и сейчас находятся на своем месте. Когда-то эти две обители соединялись подземным проходом, проложенным под озером, чтобы монахи с другой стороны озера могли быстро и незаметно проходить на службу в подземный храм. Часть этого подземного строения сохранилась, и насельники обители показывают его паломникам. Удалось восстановить Черниговский монастырь, храмы и постройки которого частично сохранились и были переданы монастырю. А вот от Гефсиманского скита осталось совсем немного – всего два здания, но они еще не принадлежат Лавре, сейчас там располагается воинская часть и, возможно, такое обстоятельство произошло промыслительно: отечество нуждается в воинстве, а наипаче воинство нуждается в духовной поддержке. Несколько лет назад на территории воинской части, там, где было когда-то отделение скита, установили памятник святители Николаю Чудотворцу, который в сослужении братии Свято-Троицкой Сергиевой лавры освятил сам Святейший Патриарх Московский и всея Руси.
В соборе нынешнего скита хранится великая святыня монастыря – мощи преподобного Варнавы, прославленного в сонме радонежских святых. Память его совершается 17 февраля (2 марта). К нему ехали со всех уголков страны, чтобы узнать волю Божию. Его предсказания сбывались с абсолютной точностью, касалось ли это одного человека или целого государства. За советом и помощью к нему обращались люди известные, сильные мира сего. В частности, царь Николай II посещал его со всей семьей в начале 1905 года. Разговор со старцем помог ему принять правильное судьбоносное решение, изменившее жизнь всей нашей страны. Известно, что именно в этот год Николай II получил благословение на принятие мученического венца. Старец Варнава был духовным отцом преп. Серафима Вырицкого и всех насельников Гефсиманского скита.
«Варнава» в переводе с древнееврейского означает «сын утешения», «дитя милости». И он был именно таким все свои 33 года старчества. Всего же в общей сложности он прожил в пещерах Гефсиманского скита 47 лет, принимая на исповедь ежедневно как минимум 500 человек. «Народный духовник» - такое звание было дано ему наместником Троице-Сергиевой Лавры. Многие верующие люди искали строгого руководства как наиболее спасительного пути, и скит постепенно становится колыбелью московского старчества. Сюда приходили сотни людей за наставлением и советом. Служение старца увенчалось блаженной кончиной во святом алтаре перед святым престолом.
Божиим промыслом уцелело Пещерное отделение Гефсиманского скита. Оно больше известно под названием Черниговского. Некоторым монахам в прошлые века хотелось еще большего уединения. Они стали строить кельи на отшибе. После из них вырастали другие скиты и пустыни. Начало одному из них положил в середине XIX века юродивый Филиппушка (+ 1868), принявшийся копать пещеры неподалеку от Гефсиманского скита. Потом Лавра прислала в помощь рабочих. В большой пещере был устроен подземный храм во имя архангела Михаила, освященный в 1851 году. От него шли сводчатые коридоры с малыми пещерами. А наверху поставили деревянную надпещерную церковь, на месте которой впоследствии возвели новый, каменный в честь Черниговско-Гефсиманской иконы, который и стоит доныне. Печей не было. Зимой пещерники нагревали вырытые под землей келии только своим дыханием и лампадками, горевшими перед иконами. Строгостью и духом православной ревности славился устав скита. Пост, постоянная молитва, запрет на празднословие, иноческое уединенное житие – все было направлено к спасению души.
В прошлом веке на территорию Черниговского Гефсиманского скита женщинам вход был воспрещен, ибо это было место особо строгой монашеской жизни. Хотя скит попрежнему является местом уединенного монашеского подвига, попрежнему здесь тихо и немноголюдно, на службы уже допускаются все желающие. Радушно встречают здесь паломников.
Адрес: Гефсиманский Черниговский скит. Московская обл., г. Сергиев Посад, ул. Гефсиманские пруды, 1. Настоятель – Архимандрит Дамиан.
Лавра! Слово, ставшее источником радости и вдохновения, утешения и поддержки для всякого Православного сердца. Вечером 1 января паломники достигли наконец самой долгожданной святыни своего путешествия, духовного сердца Земли Русской - Обители Сергиевой!
Основанная почти 700 лет назад величайшим русским святым и, несомненно, вообще величайшим русским - преподобным Сергием Радонежским, святая обитель, как скала возвышается посреди Московской Руси. Когда-то преподобный пришел сюда в поисках уединенной жизни, для аскетического подвига и безмолвия, совсем не предполагая, что закладывает зерно русской духовности, монашеской школы и целого сонма последователей. Именно преподобного Сергия называют воспитателем русского народа – «Отцом нации». В духовном смысле история Руси делится надвое: до Сергия, и после него...
Не первый раз посещают участники паломничеств Лавру, и каждый раз снова и снова - посещение храмов, красотой поражающих воображение, "впитывание каждой клеточкой" необыкновенного благодатного воздуха этого места: здесь, в далеком 1380 году, принял святой князь Димитрий благословение на Куликовскую битву и бесстрашно опрокинул ненавистное ярмо с Московской Руси. И в помощь ему были даны два монаха-богатыря Сергиевой обители - Александр Пересвет и Андрей Ослябя. Преподобный Сергий пророчески произнес, напутствуя князя перед битвой: "победиши враги твоя!" Здесь явилась преподобному Сергию Богородица и произнесла самые важные слова: "Не ужасайся, избранник мой! Услышана молитва твоя о учениках твоих и о обители твоей. Отныне буду неотступна от места сего..." Здесь совершали свой героический подвиг защитники монастыря-крепости в 1608-1610 годах и выстояли. Здесь и теперь живут и молятся монашествующие, доныне сохраняющие монастырские традиции и хранящие завещание преподобного Сергия:
- «Внимайте себе, братия, всех молю, прежде имейте страх Божий и чистоту душевную и телесную, и любовь нелицемерную, к сим и страннолюбие и смирение с покорением, пост и молитву, пища и питие в меру, чести и славы не любите паче же всего бойтеся и поминайте час смертный и второе пришествие Господне».
Паломничество «Радонежье» даровало икону Моздокской Богоматерь от насельника высокогорного Аланского монастыря Успения Пресвятой Богородицы, отца Алекия. Икону принял монах Парфений. Насельник лавры, иеромонах Гурий передал паломникам лики преподобного Сергия Радонежского для будущих паломничеств по святыням Православия. Семинарист Евгений, давний друг паломников, провел блестящую экскурсию по сердцу Русского Православия.
В гостинице Лавры паломники остановились на первую ночевку. На следующий день им предстоит посетить множество других удивительных мест Радонежья.
Адрес: Московская обл., г. Сергиев Посад
Ранним утром, 2 января, после посещения утренней службы Троице-Сергиевой лавры, паломничество отправилось в дальнейший путь по Радонежским землям…
До недавних пор в Русской Православной Церкви существовал только один храм, посвященный явлению Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому. Это небольшая лаврская церковь, больше известная под названием Михеевской, ибо в ней покоятся мощи преподобного Михея Радонежского. Но теперь в Сергиевом Посаде есть еще один храм, посвященный Явлению Пресвятой Богородицы игумену Земли Русской и его ближайшему ученику. Он расположен на территории Сергиево-Посадского дома-интерната для слепоглухонемых детей. Этот храм является подворьем Троице-Сергиевой Лавры. Его приход возглавляет насельник Лавры иеромонах Мелитон.
Этот уникальный храм и стал следующей точкой остановки паломничества. Многие называют Храм Явления - чудом вполне заслуженно. Он необыкновенно красив, изыскан, уютен и удобен для детей с ограниченными способностями. И специально адаптирован под нужды инвалидов разных категорий. Иконы в нем резные, чтобы их изучить руками слепые. В боковом приделе и нижнем храме установлена низкая алтарная преграда, чтобы глухие могли следить за богослужением. В храме устроены пандусы для инвалидов-колясочников, используются особые низкие подсвечники, чтобы больным детям было удобно ставить свечи.
Построен он не только для тех, кто живет и работает в этом детском учреждении. Сюда могут придти и жители Сергиева Посада и вообще все желающие. При храме создан благотворительный фонд имени преподобного Сергия Радонежского. Фонд действует уже много лет и охватывает все социальные учреждения Сергиево-Посадского района. Все пространство храма максимально адаптировано и для зрячего ребёнка, и для слепого, и для глухого, и для слепоглухого, и для колясочника. Резные иконы, например, есть во всех храмах, они могут быть красивыми, но недоступны для больных детей: не на той высоте, без надписей. Здесь почти все иконы ребёнок может «рассмотреть руками». Иконы установлены на определенном уровне по высоте и все подписаны брайлевским шрифтом. Сделаны они из разного материала. Это и гипс, и камень, и дерево. Дети могут самостоятельно определить, из чего сделаны иконы, сами узнают лики святых. Мученица Татьяна — с кадилом, потому что она на ней изображена как диаконисса, блаженная Матрона с чётками, потому что все время молилась, блаженная Ксения с посохом, потому что много путешествовала, святитель Лука с посохом и медицинскими инструментами, потому что он врач по профессии. Их житие рассказывается на иконах. Дети много знают и могут рассказать о жизни святых. В храме есть сурдопедагог (переводчик для глухих) и тифлопедагог (переводчик для слепоглухих). Дети здесь не «стадо овечек»: привели и увели. Здесь всё дают потрогать, объясняют назначение, использование, смысл. Те, кто могут связно говорить — читают проповеди на амвоне. Они вкладывают глубокий смысл в свои монологи. Слепые дети поют на клиросе. Глухие алтарничают и пономарят в храме, помогают священнику. Глухие помогают слепым, звонят в колокола, открывают врата, носят свечи. И со временем ребёнок, включаясь в богослужение, познаёт сущность обрядов, понимает, зачем всё это делается.
Когда в Сергиевом Посаде создавался дом-интернат для слепоглухонемых детей, трудно было предположить, что со временем здесь возникнет уникальный духовный центр, единственный в своем роде не только в нашей стране, но и в мире. Сегодня на территории интерната находятся целых три храма – домовый, а также верхний и нижний в отдельном здании. В этом специализированном детском учреждении и его храмах каждый из нас может «сотворить любовь», т.е. внести свою посильную лепту в общее дело, оказав милосердие тем, кто в нем больше всего нуждается – больным детям.
Прихожане Храма Явления Богородицы провели для паломников интересную экскурсию по церквям и храмовым постройкам и рассказали о специфике службы и молитвы слепых и глухих деток.
Адрес: Храма Явления Богородицы. Московская обл., г. Сергиев Посад, ул. Пограничная, 20 А. Настоятель – иеромонах Феофилакт.
Заснеженная дорога снова уводит авто-караван из города. Выбравшись изогнутыми пригородными улочками из центра и миновав обширное городское кладбище, паломники оказались в молчаливом подмосковном лесу. Именно здесь - за городом, в дали от мирского шума расположилось хозяйственное подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры – скит преподобного Сергия Радонежского, пожалуй, самый скромный по размерам, но при этом и самый аскетичный скит из всех существующих. Как сказочный терем посреди елового леса приютилась тут небольшая деревянная скитская церковь. Скит представляет из себя монашеское поселение, нескольких хозяйственных построек и разбросанных по лесу келий. Иеромонах Глеб (Тершуков) - коренной москвич, большую часть жизни провел в уединении скита, его скромный вид скрывает в нем настоящего аскета. Суровый скитской устав и строгость быта не только закаляют подвижника, но и открывают необыкновенную способность любить Бога и ближних - то, чего лишены многие городские жители. Это качество как магнит притягивает искателей благочестия. Конечно же скромные монастырские труженики избегают общения с миром, но нас Господь сподобил получить благословение скитской братии и посетить скитскую церковь. Монахи скита подчиняются строгому афонскому уставу, по которому основная часть богослужений проводится ночью. В двунадесятые праздники в обители служат Всенощное бдение. Оно начинается в 23-00 и продолжается без перерыва до 6-7 утра. Предпочтение здесь отдают знаменному пению. В Сергиевском скиту проживает около 20 человек. Монахи трудятся на пасеке, ухаживают за фруктовым садом и ведут небольшое огородное хозяйство.
Паломники преподнесли в дар скиту небольшую икону Рождества Христова от игуменьи Маргариты, из московского Новодевичьего монастыря, которую принял отец Глеб, рассказав путникам об истории и дне сегодняшнем скита Сергия Радонежского.
Адрес: Сергиево-Посадский район, с. Благовещенье. Настоятель – игумен Иннокентий.
Недалеко от Сергиевского скита располагается следующая точка маршрута паломничества «Радонежье» - жемчужина современного деревянного зодчества и один из немногих деревянных храмов Радонежья.
В трех километрах к западу от Троице-Сергиевой лавры, на вершине плоского холма, лежит небольшое село Благовещенье - одно из древнейших в Радонежском крае и ближайшее к Троицкой обители. Здесь, в окружении старинных прудов и немногочисленных жилых домов, рядом с кладбищем, расположилась церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы – подворье Троице-Сергиевой лавры.
Паломники передали Храму складень Николая Чудотворца из далекой церкви св.Николая в Которе, Черногория. Этот складень был дарован паломникам и Русскому Православию отцом Момчило Кривокапичем, архиерейским наместником Бококотора.
Адрес: Скит Благовещение. Сергиево-Посадский район, с. Благовещенье.
Первое поселение в этих местах появилось в годы правления великого князя Московского Ивана Красного (1353 – 1359) и называлось село Княже. Уже в это время в селе стояла Благовещенская церковь – один из самых ранних в Подмосковье образцов деревянной церкви клетского типа. Храм вполне мог быть построен или освящен при участии самого преподобного Сергия.
В начале XV века село Княжье досталось в наследство Андрею Владимировичу Радонежскому. Щедрый благотворитель Троицкого монастыря пожаловал село обители. С тех пор оно стало носить название Благовещенье по стоявшей в центре села Благовещенской церкви. Осенью 1425 года князь Андрей Радонежский скончался и был погребен в юго-западном углу каменного Троицкого собора обители преподобного Сергия.
Новый хозяин села монастырь начал активно помогать храму: передал ему свечи, дорогие богослужебные книги и иконы Живоначальной Троицы, Преподобного Сергия и распространенный в монастыре образ Явления Божией Матери Преподобному.
В 1536 году при Благовещенской церкви действовала богадельня: в кельях жили одинокие, больные и престарелые женщины, которые питались подаяниями местных крестьян и паломников Троицкой обители.
В сентябре 1608 года началась осада монастыря польско-литовскими войсками. Часть местных успела сжечь свои дома и укрыться за монастырскими стенами. Остальные оказались отрезанными от обители линией укреплений литовского гетмана Сапеги. Благовещенский глубокий овраг, по которому мимо села в сторону монастыря течет речка Кончура, не раз выручал осажденных. По нему защитники монастыря обход или вражеские укрепления и внезапно нападали на врагов. 15 августа 1609 года Троицкие сидельцы сделали удачную вылазку: незаметно прошли к лагерю Сапеги Благовещенским оврагом, побили сторожей согнанного туда скота и благополучно отогнали его в монастырь.
Осада нанесла огромный ущерб монастырю и окрестностям. Более 10 лет потребовалось селу Благовещение, чтобы подняться из руин. Зато к 1623 году при Благовещенской церкви был уже полный причт: поп, дьячок, пономарь и просвирница, были возобновлены кельи нищих, увеличилось число бобыльских дворов. Восстановиться селу Благовещенье помог Троице-Сергиев монастырь. В благодарность крестьяне пахали и боронили монастырские поля, сеяли на них рожь и овес, косили сено на монастырских лугах, ухаживали за монастырскими капустниками, овощниками, конопляниками. Монастырь поставил в селе и новую шатровую церковь.
В 1764 году церковные земли отошли государству. Лаврские села и деревни с приписанными к ним угодьями тоже стали казенной собственностью. Взаимовыгодные хозяйственные связи села Благовещенья с Лаврой прекратились. Священник и дьячок Благовещенского прихода состарились. И в 1776 году Московский архиепископ и Священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Платон (Левшин) распорядился определить их в лаврскую богадельню, а сам Благовещенский приход присоединить к приходу недавно построенной каменной церкви Святого пророка Божия Илии в Пушкарской слободе.
К концу XIX века деревянная Благовещенская церковь требовала срочного ремонта: тесовая кровля протекала, дубовые столбы под полом и венцы под звонницей подгнили. В 1890 году московский предприниматель П.С. Каптелин возобновил храм: покрыл его железной кровлей, подвел кирпичный фундамент, устроил новый деревянный пол, украсил ризами и окладами некоторые образа, заменил старую обветшавшую звонницу новой каркасной.
В 1905 году в селе Благовещенье было построено двухэтажное деревянное здание церковно-приходской школы, а через четыре года – дом для священника. В 1911-1913 годах на приходе служил только что рукоположенный отец Павел Флоренский.
Во второй половине 1920-х – начале 1930-х годов приход вновь закрыли. Летом 1935 года в Благовещенской церкви стала работать изба-читальня Воронцовского сельского совета. В 1941 году, когда немецкофашистские войска пытались пройти к Москве через Дмитров, храм приспособили под общежитие для летчиков. На северозападной окраине города в то время был развернут аэродром. В послевоенные годы в стенах храма жили работники подшефных предприятий, посылаемые на сельхозработы. К началу 1970-х годов Благовещенская церковь обветшала настолько, что через боковой проем в храм забредали коровы. В это время он, наконец, удостоился внимания московских архитекторов. Его поставили на учет органов охраны памятников и внесли в каталог памятников архитектуры Московской области. В 1978 – 1980 годах церковь разобрали, чтобы возобновить фундамент и заменить сгнившие и изъеденных жучком бревна новыми. И даже приступили к сборке сруба, но так и не завершили дело. Возможно, не хватило средств. Но главная причина была не в этом. За время советской власти в селе Благовещенье прервалась церковноприходская жизнь. Вновь она начала налаживаться всего несколько лет назад. Первое Богослужение здесь состоялось 30 ноября 2007 года в память преподобного Никона Радонежского. В Первый после долгого перерыва престольный праздник Благовещения Пресвятой Богородицы храм посетил наместник Троице-Сергиевой лавры архиепископ Сергиево-Посадский Феогност. Сейчас в Благовещенском храме регулярно совершаются богослужения.
Дорога паломничества привела путников в село Радонеж, что на левом берегу речки Пажи – одно из древнейших поселений Сергиево-Посадского района. Основано оно славянами примерно в XI веке. Это подтверждает и название Радонеж - личное славянское имя Радонегж в притяжательной форме.
Растерявшаяся, от неожиданного вида молодых людей в пестрой одежде с нашивками Мотоклуба «Ночные волки» прихожанка, ловко захлопнула за нами калитку с магнитным замком и убежала - удивленные паломники оказались закрыты на территории Радонежского подворья Лавры. Неожиданный конфуз, впрочем, дал возможность осмотреть подворье изнутри.
В дар Радонежскому храму Преображения Господня паломники привезли икону св.апостола Луки из ялтинского храма св.Александра Невского и икону Божьей матери «Неопалимая Купина» из Храма Рождества Богородицы, Симонов монастырь, где под спудом покоятся Радонежские схимонахи Александр Пересвет и Андрей Ослябя.
Адрес: Храм в честь Преображения Господня. Сергиево-Посадский район, с.Радонеж. Настоятель – иеромонах Роман.
Село Радонеж на левом берегу речки Пажи – одно из древнейших поселений Сергиево-Посадского района. Основано оно славянами примерно в XI веке. Это подтверждает и название Радонеж - личное славянское имя Радонегж в притяжательной форме.
В середине XII века Радонеж вошел в состав Ростово-Суздальского княжества, а в начале XIII века – в состав великого княжества Владимирского. После татаро-монгольского нашествия 1237-1240 годов здесь жили ханские баскаки, которые следили за вверенной им территорией и собирали дань. Память об этом хранят названия пустошей – Ханская и Баскакова.
Ближе к середине XIV века Радонеж стал частью Московского княжества. А в селе выросла большая усадьба с церковью Рождества Христова. В 1328 году в Радонеж вместе с семьей переселился ростовский боярин Кирилл – отец преподобного Сергия Радонежского. Позднее Кирилл и Мария приняли постриг в соседнем Хотьковом монастыре.
С Радонежской землей связаны имена многих известных людей. Из этих мест родом первый казанский архиепископ Гурий (+ 4 декабря 1563) и, как полагают историки, - гениальный иконописец Андрей Рублев. Радонеж вдохновлял писателя Сергея Аксакова и знаменитых художников Михаила Нестерова и Виктора Васнецова.
В 1410 году Радонеж превратился в городок с крепостью, земляными валами и тремя храмами стал столицей удельного княжества, которым владел князь Андрей Меньшой. Соборный храм крепости носил название Преображенского.
Царь Иван III перевел в Радонеж ярмарку, которая проходила в Троицком монастыре, а в 1505 году завещал город своему сыну Василию. Во время польско-литовского нашествия Радонежский городок, или просто Городок был полностью уничтожен. В 1616 году царь Михаил Федорович передал его Троице-Сергиевому монастырю. Монахи переделали башню крепости в шатровый храм и освятили его в честь Преображения Господня. Через полтора века эти земли вновь отошли государству.
Новая каменная Преображенская церковь с приделом Преподобного Сергия Радонежского в трапезной была выстроена на средства прихожан в 1836-1842 годах. Он считается одним из лучших образцов архитектуры стиля ампир. Создание проекта приписывают архитектору А.Г. Григорьеву. В 1854 году храм был окружен оградой с угловыми башнями. Сначала он стоял отдельно от трехъярусной колокольни, но в 1860-х годах их объединили трапезной. На звоннице установили семь колоколов. Самый большой из них весил более трех тонн. Храм украшали сразу два иконостаса: пятиярусный – в главной части и двухъярусный – в приделе.
В советское время Преображенский храм закрыли. В 1941 году сюда въехал клуб. Позднее, в 1960-х годах советские власти приняли решение сохранить радонежские памятники. В 1974-м храм был поставлена государственную охрану и отреставрирован. На ближайшие два десятилетия Загорский государственный музей-заповедник разместил в его стенах экспозицию, посвященную истории Радонежа.
Одна из наиболее ярких местных достопримечательностей – памятник преподобному Сергию Радонежскому. Он был создан по проекту скульптора В.М.Клыкова и архитектора Р.И.Семержиеваи установлен рядом с храмом 29 мая 1989 года. Спустя всего несколько месяцев указом Президиума Верховного Совета РСФСР село Городок было переименовано в Радонеж. В 1990-х годах Преображенская церковь была возвращена Православной Церкви. Сейчас это подворье Троице-Сергиевой лавры.
В храме сохранились фрагменты росписи 1870-х годов. Сейчас фрески и иконостас восстановлены. Напротив входа в храм установлен необычный крест. Когда-то он стоял на могиле святой блаженной Матроны Московской. Внизу, под горой, на источнике преподобного Сергия устроены две купели и колесо водяной мельницы, набирающее воду из реки в миниатюрную детскую купель.
Следующую свою остановку Радонежское паломничество сделало в подмосковном Хотьково, на месте упокоения святых родителей преподобного Сергия Радонежского - Свято-Покровском женском монастыре. В дар от насельников Троице-Сергиевой лавры паломники доставили монастырю икону Тайной Вечери. Монастырь даровал в ответ лик святых Кирилла и Марии.
Адрес: Московская обл., Сергиево-Посадский р-н, г. Хотьково.
Хотьков ставропигиальный женский монастырь, находящийся на территории Сергиево-Посадского района, тоже освящен в честь Покрова Богородицы. Дата его образования неизвестна. Первое упоминание в летописях относится к 1308 году. Отсюда и начинает монастырь свое летоисчисление. Скромная обитель для старцев и стариц, какой она была в начале своего существования, обрела позднее широкую известность, как место упокоения преподобных Кирилла и Марии – родителей великого угодника Божия преподобного Сергия Радонежского (память 31 января). Их святые мощи находятся в Покровском соборе монастыря. Множество паломников приезжают в Хотьков монастырь к раке с чудотворными мощами святых за их родительским благословением – «честнаго супружества и попечения о чадех доброго образа», как они прославляются в акафисте.
Праздник Покрова Божией Матери особенно почитается на Руси. Он был установлен святым благоверным князем Андреем Боголюбским в честь дарования победы над языческим воинством. Это праздник национального торжества, праздник великой радости принятия Богородицей под Свой Омофор святой Руси и выражение надежды на скорое Ее заступничество и милосердие. Святейшая Матерь Иисуса Христа собрала вокруг себя разноплеменную Русь и призвала российский народ к чистоте и святости. Святая Церковь, восхваляя Пресвятую Богородицу, как «Церкви чудное украшение и всему миру предивный Покров», молит Ее покрыть нас омофором милости Своей. И Покров Матери Божией простирается над каждым христианином, он так велик, что, в духовном смысле, свободно покрывает собой весь православный мир.
Не сосчитать, сколько храмов построено на Руси в честь Покрова Богородицы, немало и монастырей посвящено этому празднику.
История обители хорошо прослеживается сквозь века благодаря летописям. Беспокойный XV век не нарушил течение жизни маленького «монастырька иже на Хотькове», как его называли в жалованной грамоте по причине оскудения и бедности обители. Здесь все также совместно молились старцы и старицы. В 1506 году она была взята под покровительство великокняжеской власти с определением ей небольшого продовольственного содержания, что одновременно повысило и её статус. В течение более трёх столетий – от времени основания до середины XVII века – все строения монастыря были деревянными. В XVI веке обитель преобразовали в девичий монастырь под управлением Троице-Сергиева монастыря. Его власти хотели поддержать оскудевшую обитель, так как она была усыпальницей родителей преподобного Сергия и всего Сергиева рода. Так, объединённые личностью преподобного Сергия, сошлись исторические пути двух обителей.
Сегодня обитель восстанавливается и, восстав из праха небытия, снова украшает Радонежский край и утешает бесчисленное множество паломнических душ.
Посещение Радонежской земли не только открыло сокровищницу Радонежья, но и позволило нам собраться вместе. Дорога, собирающая благочестивых единомышленников - это одно из богатств, доступных сегодня каждому. Как отметил священноархимандрит Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на одной из встреч с молодежью: "Дружба - одно из немногих приобретений для человека, имеющее самостоятельную ценность". Паломничество дает нам это ценное приобретение.
Мороз крепчал, приближаясь к 30-градусной отметке и заснеженная ночная дорога Подмосковья привела паломничество «Радонежье» в древнюю московскую обитель – Вознесенский Новоиерусалимский монастырь – один из самых удивительных монастырей России. В монастыре мотопаломников встретил радушный наместник монастыря - игумен Феофилакт. Отец Феофилакт провел замечательную экскурсию по древней обители и рассказал о его прошлом и настоящем. Паломничество не в первый раз навещает Новоиерусалимский монастырь и всякий раз отец Феофилакт радует Православных своим душевным и интересным рассказом об обители, которая в точности копирует Храм Гроба Господня на Святой Земле. Это и была основная задумка Патриарха Никона – создать икону Иерусалима на Руси - образ Святой Земли. Глядя на сказочное творение рук человеческих, можно только представить, сколько сил и труда положено на восстановление жемчужины русского зодчества.
В дар обители, паломники привезли икону Господа Иисуса Христа из Кафедрального Собора Воскресения Христова в столице Черногории – Подгорице и миро из базилики Святителя Николая, из итальянского Бари, где покоится великий Православный святой. Икону игумену Феофилакту и братии передал настоятель подгорицкого храма, отец Драган (Митрович), вспомнив при передаче жесткие и правдивые слова Правителя Черногории, святого Петра Цетиньского, которые весьма актуальны на сегодняшний день, когда Православную Черногорию на куски раздирают раскольники и закулисные политические интриги:
- Да будет проклят и тот, кто бы покусился отвратить вас от верности благочестивой и христолюбивой России, и всякому кто бы из вас черногорцев пошел против единоплеменной и единоверной нам России, дай Бог чтобы у него у живого отпало мясо от костей, и не было бы ему добра в этой жизни и в будущей.
Адрес: Московская область, г. Истра, ул. Советская, 2.
Воскресенский ставропигиальный Ново-Иерусалимский мужской монастырь не похож ни на один из известных монастырей. Он, собственно, и не столько русский, сколько вселенский, всемирный и даже надмирный образ чего-то непостижимого – великого, неземного. Проникнуть в тайну Ново-Иерусалимского монастыря в наше время стремится все больше и больше людей.
История Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря тесно связана с памятью его основателя Святейшего Патриарха Никона. По замыслу Никона Воскресенский собор возводился по образу романского Храма Гроба Господня в Иерусалиме. Известно, что при его строительстве использовался чертёж иерусалимского храма. При новых контурах собор в плане соответствует обмерам палестинской святыни, приведённым в «Проскинитарии» иеромонаха Арсения, повторена и схема расположения отдельных помещений. Уже при Никоне было положено начало системе поясняющих надписей в интерьере и на фасаде собора, выполненных на белокаменных плитах, иконостасах и керамических поясах и увязывающих топографию собора с Храмом Гроба Господня.
Обитель эта была любимейшей из трех основанных Святейшим Патриархом монастырей: Иверского, Крестного и Воскресенского. Здесь он прожил более восьми лет после своего удаления из Москвы и все свои силы употребил на воплощение своего замысла – создать в Подмосковье точное подобие знаменитого Иерусалимского храма Воскресения Господня, чтобы дать возможность русскому народу созерцать места спасительных страстей и Воскресения Христова не подвергаясь дорогостоящему и небезопасному путешествию на Ближний Восток.
Наследники царей, строивших собор Воскресения Христова, продолжали особенно милостиво относиться к Ново-Иерусалимской обители. В царствование Императрицы Елизаветы Петровны, после падения в 1723 году шатрового завершения ротонды, под которым находилась часовня Гроба Господня, и пожара 1726 года, клонившийся к окончательному разрушению собор в 1749-1759 годах был возобновлен по ее воле и отделан внутри лепниной по проекту и рисункам зодчего графа Растрелли, под непосредственным наблюдением настоятеля обители архимандрита Амвросия (Зертис-Каменского), скончавшегося в 1771 году в сане архиепископа. Императрица Екатерина II продолжала благоустройство Воскресенского монастыря и также пожертвовала средства для возобновления монастырских зданий после пожаров 1762 и 1792 годов.
Последующие Государи устраивали в Воскресенском соборе престолы в память рождения Наследника, Императорами Павлом и Николаем устроены два придела во имя Святого Благоверного Александра Невского (память празднуется дважды в году) и придел во имя Рождества Пресвятой Богородицы в память рождения в этот день Цесаревича Николая Александровича. В XIX и в начале ХХ века монастырь был одним из самых популярных центров паломничества, число его посетителей особенно возросло после проведения поблизости от него Николаевской, а затем Рижской железных дорог. В 1913 году монастырь посетило около 35 000 человек, на средства монастыря были построены странноприимный дом для бедных паломников и гостиницы. О постоянном внимании Императорской семьи к монастырю и в это время свидетельствуют богатые вклады в ризницу.
В июле 1919 года по решению Звенигородского уездного съезда советов Воскресенский монастырь был закрыт, а его имущество национализировано. В декабре 1941 года Новый Иерусалим оказался в зоне ожесточенных боев за Москву, здания монастыря сильно пострадали, некоторые были полностью разрушены, сведения о разрушениях в Новом Иерусалиме фигурировали в Нюренбергском процессе. Начиная с 50-х годов в Монастыре велись активные реставрационные работы, в результате которых архитектурный комплекс монастыря был поднят из руин, начаты работы по реставрации внутренней отделки Воскресенского собора.
18 июля 1994 года Священный Синод Русской Православной Церкви слушал сообщение Патриарха Московского и всея Руси Алексия II († 5.12.2008) о возобновлении деятельности Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря и о назначении наместника обители.
В соборе и около него находятся погребения членов семей, владевших окрестными землями и лиц, делавших вклады в монастырь: Бестужевых-Рюминых, Самариных, Нащокиных, Олениных, Загряжских, Сухово-Кобылиных (в том числе могилы отца и матери драматурга А. Сухово-Кобылина). В подземной церкви в приделе иконы богоматери «Утоли Моя Печали» похоронены жена и сын А. Суворова.
В 30 километрах от Ново-Иерусалимского монастыря находится древняя Православная обитель – Саввино-Сторожевский монастырь, который стал следующей точкой маршрута паломничества «Радонежье», утром 3 января. Паломников встретил иеромонах Спиридон, руководитель паломнической службы монастыря. «Радонежцы» передали отцу Спиридону икону преподобного Сергия Радонежского от насельников Троице-Сергиевой Лавры. С собой, для будущих паломничеств по балканским странам, путники увозят лики преподобного Саввы, чудотворца Звенигородского.
История Саввино-Сторожевского монастыря настолько объемна, что даже 2-х часовая экскурсия, подготовленная для участников паломничества, не смогла полностью рассказать об истории древнейшей русской обители. Древние стены помнят много - атаки, осады, захваты татар, поляков, литовцев, французов, немцев, но монастырь жив, как и жил, радуя Православных своим многовековым величием.
Адрес: Московская область, г. Звенигород
Монастырь основан в 1398 г. под Звенигородом (50 км от Москвы) на высоком берегу р. Москвы на горе Стороже, которая являлась оборонительным укреплением Московского княжества. Его основал преподобный Савва, Звенигородский чудотворец, один из первых учеников преподобного Сергия Радонежского, по просьбе Звенигородского князя Юрия Дмитриевича, второго сына Великого Московского князя Димитрия Донского.
Первоначально был построен небольшой деревянный храм Рождества Пресвятой Богородицы и келья при нем. Добрая слава о житии Звенигородского игумена разносилась далеко окрест, и иноки стекались в обитель, ища духовного руководства. Строились новые кельи. Монастырь был обнесен деревянной оградой с воротами с северной стороны.
Звенигородский князь Юрий Дмитриевич почитал преподобного Савву и покровительствовал обители. Князь получил благословение святого на далекий военный поход против камских булгар и, по предсказанию преподобного Саввы, вернулся победителем. В благодарность на устроение монастыря были даны монастырю села и деревни в Звенигородском и Рузском уездах.
Одно из важнейших событий царствования Алексея Михайловича — обретение честных мощей прп. Саввы Сторожевского, которое произошло 19 января (1 февраля — по новому стилю) 1652 г. В память этого события, свидетелем которого были сотни первых людей государства, а также многочисленная братия обители, по царскому указу на московском Пушечном дворе мастером И. Фальком был отлит Благовестный колокол (более 1344 пудов), судьба которого неизвестна. В память другого события — церковного собора, осудившего Патриарха Никона, — был отлит «государевым пушечным и колокольным мастером» Александром Григорьевым новый Благовестник (более 2125 пудов).
При царе Алексее Михайловиче монастырь стал Лаврой и был подчинен личной канцелярии царя, приказу Тайных дел. По уставу он был приравнен к Троице-Сергиеву монастырю. К Саввино-Сторожевскому монастырю было приписано 19 монастырей.
В Отечественную войну 1812 года неприятелю под монастырем был дан бой, задержавший продвижение французских войск к Москве на 6 часов. С 31 августа до 15 октября 1812 г. монастырь был занят неприятелем.
Благодаря чудесному заступничеству преподобного Саввы — явлению Звенигородского святого командиру 4-го корпуса французской армии, вице-королю Италии Евгению Богарне — святые мощи остались нетронутыми, хотя монастырь серьезно пострадал во время вражеского нашествия.
В 1918 г. в Звенигороде в результате действий местных властей, реквизировавших часть собственности монастыря, произошел вооруженный конфликт, повлекший человеческие жертвы. По «звенигородскому делу» были осуждены наместник монастыря игумен Макарий (Попов), священнослужители, миряне. В марте 1919 г. кощунственное вскрытие мощей преподобного Саввы вызвало протесты братии и жителей города. Последовали аресты. Мощи прп. Саввы были конфискованы, монастырь закрыт.
В советское время в обители размещались различные учреждения: воинские части, санаторий, музей.
Часть мощей прп. Саввы Сторожевского была сохранена в семье Успенских. В 1985 г. святыня была передана в Московский Свято-Данилов монастырь.
В 1995 г. монастырь был возрожден. Во время празднования 600-летия обители в 1998 г. Святейший Патриарх Алексий II торжественно перевез в него мощи преподобного Саввы.
В настоящее время в Саввино-Сторожевском монастыре 30 монахов и послушников. Богослужения совершаются не только в самой обители, но и в 11 приписных к обители храмах, расположенных в Москве, Звенигороде, Кубинке (Одинцовский район), селах Саввинской слободе, Ершово, Молзино (Ногинский район Московской области).
Трудами монахов возрождаются монастырские храмы, ведется реставрация дворца царя Алексея Михайловича, звонницы, крепостных стен и башен.
При монастыре устроен детский приют, действуют двухгодичные богословские курсы для взрослых, открыта библиотека с читальным залом, фонды которой составляют 6,5 тысяч томов.
3 января 2016 года экспедиция прибыла на Калужскую землю. в старинный Свято-Пафнутьев Боровский монастырь.
Экскурсию по обители для гостей иеромонах Макарий (Комогоров). Он рассказал о становлении обители и событиях, происходивших в этих стенах. Древний монастырь впечатляет своим величием и сложной судьбой.
Паломники приложились к мощам основателя обители Пафнутия Боровского в Рождественском соборе, увидели старинные фрески, которые были обнаружены под слоем штукатурки, а также место заточения Аввакума.
От братии Троице-Сергиевой лавры в дар подворью Свято-Пафнутьева Боровского монастыря, настоятелю храма Пресвятой Богородицы иеромонаху Иосифу (Королёву), путники передали икону Сергия Радонежского. Подворье отца Иосифа красиво благоустроена силами Православной общины осетинов, которые много лет живут в Боровске. Боровских аланцев объединяет великий старец Ипполит (Халин), которые последние годы земной жизни в Рыльском монастыре Курской области, и при этом духовно окормлял всю Северную Осетию. После смерти, отец Ипполит передал своих духовных чад старцу Боровского монастыря, схиархимандриту Власию. Аланцы, проживающие в Москве часто навещают монастырь и подворье отца Иосифа. Семьи Олега Газдарова, Руслана Плиева, Алины Торчиновой, Алана Хамицаева – частые гости на Калужской земле и крепкие помощники монастыря и подворья.
Отец Иосиф и прихожане подворья передали в дар паломничеству «Радонежье» икону преподобного Никиты Костромского, духовника основателя Боровского монастыря, святого Пафнутия.
Адрес: Калужская область, г. Боровск, ул. Дмитрова, 1.
История Свято-Пафнутьева монастыря неразрывно связана с разными этапами становления российской государственности, многие из серьезных исторических событий нашли отражение в летописи обители. История основания монастыря стала отголоском монголо-татарского нашествия: как известно, дед преподобного Пафнутия был татарином, который принял крещение в Православие с именем Мартин и положил начало благочестивому роду, из которого появился будущий «светильник» православной веры. Духовный авторитет преподобного Пафнутия притягивал в обитель многих людей. В разное время великие князья Василий II, Иван III, Василий III, цари Иван IV Грозный, Федор Иванович, Михаил Романов и Алексей Михайлович, князья Лыковы-Оболенские, Репнины, Волконские не раз приезжали в монастырь на богомолье. В Смутное время монастырь оказался на пути польско-литовских захватчиков во главе со Лжедитрием II и стал ареной кровавых событий, в результате которых подвиг православных защитников обители просиял в веках, а город Боровск получил новый герб. События церковного раскола, мучительно переживаемые Церковью, также коснулись монастыря - главный идейный вдохновитель старого церковного порядка протопоп Аввакум дважды содержался под стражей в стенах Пафнутьевой обители. Расположение монастыря на пути армии «двунадесяти языков» под предводительством Наполеона в 1812 году повлекло за собой разграбление и частичное разрушение обители. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. также оставила след в истории монастыря: он вновь был разрушен и разграблен, но сумел выстоять и возродиться. Эпоха советского периода оказала, пожалуй, самое негативное влияние на монастырь. После национализации обители и изгнания монахов в 1919 году, монастырь за тридцать с небольшим лет хозяйствования советской власти был превращен практически в руины. Начавшие в 60-х годах XX века восстановление обители реставраторы столкнулись со множеством трудностей: им пришлось заливать новые фундаменты, восстанавливать стены, реставрировать храмы и здания.
Новейшая история Пафнутьевой обители началась в 1991 году с возвращения в монастырь иноков и возобновления регулярных богослужений.
Ранним утром, 4 января 2016 года паломничество «Радонежье» отправилось в сторону старинного Подмосковного города Серпухов, где расположен известный Серпуховской Высоцкий монастырь, основанный преподобным Сергием Радонежским, который в 1374 году благословил на его создание брата и сподвижника великого князя Дмитрия Донского, Владимира Храброго. Первым настоятелем монастыря преподобный Сергий поставил своего любимого ученика Афанасия. Свое название монастырь получил от места, находящегося на высоком красивом холме, в народе называвшемся «Высокое».
У ворот монастыря, паломников встретил насельник монастыря, иеромонах Трифон. В дар монастырю, экспедиция передала лик преподобного Сергия Радонежского, с поклоном от насельников Троице-Сергиевой Лавры. Отец Трифон одарил паломников иконами святого Афанасия Серпуховского, младшего и Божьей Матери - Неупиваемая Чаша.
Неупиваемая Чаша – древняя икона Богородицы, известная с 1878 года и почитается в Русской церкви как чудотворная. К ней приходят люди, страдающие алкоголизмом и наркоманией. При монастыре живет и послушничает много Православных, страдающих этим страшным недугом.
Отец Трифон рассказал паломникам об истории монастыря, его вехах и дне настоящем. Накормив странников в трапезной вкусной монастырской едой, иеромонах благословил паломничество в дальнейший путь.
Адрес: Московская обл, г. Серпухов, ул.Калужская, 5/3.
Устроение Высоцкого монастыря по времени совпало с коренными преобразованиями в жизни Древней Руси эпохи Куликовской битвы и служения миру Преподобного Сергия Радонежского. В истории Отечества этот период ознаменовался укреплением объединяющей роли Москвы и пробуждением национального сознания. Русь начала сбрасывала с себя оковы татарского плена и, возрастая в православном достоинстве под влиянием заходящей славы великой византийской культуры, вступала в блестящую эпоху "Русского Возрождения". Рождение монастыря, волею Божию, желанием и усердием благочестивого Серпуховского князя Владимира Андреевича произошло в 1374 году (по н. ст. - в 1373 году). В том году, как повествует летопись, князь "занимался строением Серпухова". Он огородил его дубовыми стенами и поставил в нем наместника. Тогда же он обратился за помощью и благословением к Преподобному Сергию, подвизавшемуся в радонежских лесах, своей вотчине. Преподобный отправился пешком в пределы Серпуховские, со своим учеником, Афанасием. С великою радостью встретил Владимир святых пришельцев, и, после обозрения местности, избрали они место для будущей обители в версте от города, на одном возвышении, которое носило название "Высокое" и стояло на берегу реки Нары. Преподобный Сергий одобрил желание князя, и, когда расчищено было избранное место для обители, поросшее лесом, св. Сергий стал на колени, воздел руки к небу и произнес молитву. Окончив молитву, преподобный Сергий обратился к Афанасию со следующими словами: "Вселюбезный Афанасий, духовное чадо мое! Послушай меня старца, что скажу тебе. Дело это возлагается на тебя по всей справедливости; благоверный князь Владимир просит тебя о том и желает, чтобы ты потрудился здесь во имя Господне".
Так в 1374 году был основан монастырь "Во имя Богоматери в честь Ее Зачатия, и дабы славилось Имя Божие и Пресвятыя Богородицы". С течением времени Владимир Андреевич соорудил в монастыре каменный собор и теплую церковь с трапезной, что по тому времени было редкостью. Слава об общежительной обители, подвигах и опытности ее игумена в духовном руководстве новоначальных быстро распространилась повсюду.
Всего 90 монастырей дал Русской земле от своей Троицкой обители Преподобный Сергий, девять из которых он основал сам, и в их числе задуманный Серпуховским князем Владимиром Андреевичем монастырь "Пречистой на Высоком".
Чуть более 20-ти километров разделяют подмосковный Серпухов от Давидовой Пустыни, еще одной жемчужины Подмосковного Православия. Мужской монастырь Вознесенская Давидова Пустынь, которому в 2015 году исполнилось 500 лет, встретил паломничество яркими вечерними красками и блеском куполов. Насельник монастыря и знатный рассказчик, иеродиакон Серафим, рассказал об истории древнего монастыря, обретении мощей преподобного Давида и сегодняшнем дне Пустынного монашества. Древний монастырь буквально воскрес из руин при поддержке благочестивых людей с и в настоящее время продолжает активно восстанавливаться и развиваться. В монастыре очень много святынь дарованных ему Православным миром.
Паломники преподнесли отцу Серафиму икону преподобного Сергия Радонежского, а иеродиакон даровал ответную икону преподобного Давида, игумена Вознесенского, Серпуховского чудотворца. Попрощавшись с добрым и приветливым отцом Серафимом, паломники отправились к финишу Рождественского Пути.
Адрес: Московская область, Чеховский район, поселок Новый быт
Вознесенская Давидова пустынь находится в восьмидесяти пяти километрах от Москвы. Она расположена в красивой местности на берегу реки Лопасни, впадающей в Оку. Основана обитель была 31 мая 1515 года преподобным Давидом, игуменом Вознесенским, Серпуховским чудотворцем, который пришел на это место с иконою Знамения Богоматери с двумя монахами и двумя послушниками. Поселившись здесь, он поставил кельи, возвел первые деревянные храмы в честь боголепного Вознесения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа с приделом в честь Успения Пресвятой Богородицы и Святителя и чудотворца Николая с трапезою. Около своей пустыни Преподобный насадил липовую рощу.
Почитание преподобного Давида началось вскоре после его праведной кончины. В синодике 1602 года он именуется преподобным, а в документах 1657 года, кроме того, и чудотворцем. Охраняемая святыми молитвами своего основателя, обитель прп. Давида существует уже 500 лет. За это время она не раз терпела различного рода невзгоды и нестроения, но по милости Божией при поддержке благочестивых людей с терпением перенесла их и в настоящее время продолжает активно восстанавливаться и развиваться.
Сегодня монастырь насчитывает 12 насельников. Настоятелем обители является игумен Сергий (Куксов). Ежедневно в стенах обители совершается литургия. В монастыре собрано более 200 частиц мощей угодников Божиих, среди которых свт. Николай Чудотворец, прп. Сергий Радонежский, св. Иоанн Предтеча, ап. Андрей Первозванный, вмц. Пантелеимон, вмц. Варвара, мц. Татиана, великие учители и святители, Киево-Печерские святые и многие другие почитаемые угодники Божии.
Завершилось паломничество «Радонежье» там же, где и началось – в Московском Троицком Подворье Лавры, куда паломники прибыли поздним вечером, 4 января 2016 года.
Маршрут паломничества «Радонежье», путевые заметки и контакты переданы в Паломнический Центр Московского Патриархата, дабы следующие странники смогли пройти путями преподобного Сергия Радонежского, Пафнутия Боровского, Афанасия и Давида Серпуховских, Саввы Сторожевского, Патриарха Никона и других святых Русской Земли. Примечательно, что все места, куда довелось зайти участникам паломничества так или иначе связаны с преподобным Сергием, игумена Русской Земли и на деле чувствовалась его поддержка и участие, будто бы вел святой московскими дорогами Православных, отправившихся перед Рождеством Христовым в дальний Путь.
Обращение русских к своим святыням и истории – весьма полезное занятие для Православного в сегодняшнее, непростое время повальной подмены духовных ценностей на материальные. Отовсюду – из газет, журналов, телевизора, интернета, сыпется поток информации о том что необходимо стяжать, копить и приобретать материальные вещи. В погоне за ними, человек забывает о том, что существует нечто большее, чем новый автомобиль, смартфон или сапоги. Лучше всех процесс Православного бытия отобразил Серафим Саровский, сказав: «Занимайтесь по жизни стяжательством Духа Святого», подразумевая получения благодати через молитву, пост и наверное - паломничество.
Кроме того, паломничество очень сильно обогащает культурный мир человека познаниями российской истории, судьбами великих людей России и сподвижников Русского Мира. Кроме того, что участники паломничества имеют возможность прикоснуться к святыням Русского Православия, в ходе экскурсий происходит изучение истории, поскольку богомольные места неразрывно связаны с государственной культурой и судьбой родной страны.
Сегодня мы являемся свидетелями возвращения Руси к своим истокам – восстанавливаются Монастыри и Храмы, люди воцерквляются и обращаются к Православной Вере, паломнический процесс становится очень популярным и массовым во всех его разнообразностях – пеший, автомобильный и мотоциклетный.
1 ДЕНЬ
2 ДЕНЬ
3 ДЕНЬ
4 ДЕНЬ