КУЛИКОВО ПОЛЕ

pole

ПАЛОМНИЧЕСТВО  "КУЛИКОВО ПОЛЕ"

Дата: 24 - 26 марта 2017 года

Маршрут: Москва - Сергиев Посад - Коломна - Куликово Поле - Москва

«Преподобный Сергий окропил его священной водою и все христолюбивое его войско и осенил великого князя крестом Христовым — знамением на челе. И сказал: «Пойди, господин, на поганых половцев, призывая Бога, и Господь Бог будет тебе помощником и заступником», и добавил ему тихо: «Победишь, господин, супостатов своих, как подобает тебе, государь наш». Князь же великий сказал: «Дай мне, отче, двух воинов из своей братии — Пересвета Александра и брата его Андрея Ослябу, тем ты и сам нам поможешь». 

(из «Сказания о Мамаевом побоище»)

День первый - Троице-Сергиева Лавра

24 марта 2017 года из Московского международного Байк-Центра стартовало паломничество «Куликово поле», проводимое Федерацией мототуризма России и мотоклубом «Ночные Волки» во славу преподобных воинов-схимонахов Александра Пересвета и Андрея Осляби.

За три дня паломники преодолели около 900 километров, проследовав путем двух воинов Христовых. Начавшийся с посещения Свято-Троицкой Сергиевой Лавры маршрут поездки пролегал через место сбора войска князя Дмитрия Донского на Девичьем поле к месту сражения с татаро-монголами - Куликову полю. Там неподалеку от места впадения реки Непрядвы в Дон в 1380 году произошла знаменательная битва, в которой русское войско одержало победу над ордынцами. Завершилась поездка в Москве в церкви Рождества Пресвятой Богородицы в старом Симонове, где находятся святые мощи преподобных Александра Пересвета и Андрея Осляби.

По пути из Москвы в Сергиев Посад погода заненастила, как будто желая проверить твердость намерения совершить поездку и настраивая паломников на сосредоточенный лад.

Из Московского Байк-Центра паломников сопровождал насельник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры иеромонах Гурий (Гусев), член оргкомитета руководитель и духовник паломничества «Куликово Поле». По приезду в обитель Русские Мотоциклисты даровали монастырю икону преподобных Пересвета и Осляби из Храма Рождества Пресвятой Богородицы в Симонове. С пожеланием Божией помощи в ответ мотоциклистам подарили икону Святого Иоанна Русского из Церкви Иоанна Русского на полуострове Эвбея в Греции, где покоится святой и икону Собора Русского Воинства.

После этого, послушник монастыря Аркадий провел для паломников экскурсию, посвященную памяти преподобных Александра Пересвета и Андрея Осляби, остановивших отдельно на истории Троицкой обители и ее основателя, игумена Земли Русской – Сергия Радонежского.

Похоронив своих благочестивых родителей Кирилла и Марию и помолившись в течение 40 дней об упокоении их душ, Варфоломей вместе со старшим братом Стефаном удалились из Хотькова монастыря в густые леса, чтобы найти уединенное место для молитвенного подвига и служения Господу Богу. Через некоторое время Стефан ушел в московский Богоявленский монастырь, а Варфоломей в полном одиночестве с еще большим усилием стал предаваться посту и молитве. Вскоре игумен близлежащего монастыря Митрофан осуществил давнее желание юноши и постриг его в монашество с именем Сергий, 7 октября 1342 года.

К месту пустынножительства инока Сергия стали приходить люди за молитвенной помощью и духовным советом. Так в 40-х годах 14 века на холме Маковец из Троицкой пустыни образовался монастырь. Боголюбивого старца, молва о котором быстро разошлась по всей Руси, почитал не только простой люд. Великие князья и знатные бояре совершали паломничества в Троицкий монастырь, чтобы испросить совета и получить благословение у его игумена. Невозможно в полной мере оценить, сколько всего сделал святой угодник Божий для Руси и русского народа за свою земную жизнь. И по сей день по молитвенному заступничеству преподобного Сергия неизмеримая милость Божия оказывается всем, обращающимся через него к Господу нашему Иисусу Христу. Скромный игумен Троицкий каждого встречал с любовью и старался утешить. Строгий к себе и милосердный к людям, он «все почитал за сор, чтобы приобрести Христа» (Иоанн Златоуст, Фил. 3:7). Смиренный старец был не только заботливым отцом для своей братии, но и явился великим примирителем князей и собирателем земли Русской. В годы многочисленных междоусобиц преподобный Сергий оправлялся в путь, проходя пешком сотни верст, чтобы вразумить враждующих князей и пробудить в их сердцах заповеданные Христом любовь и заботу о ближних. Великий князь Димитрий Иванович любил и почитал мудрого старца. Ни раз отправлялся он в обитель на Маковце за советом и духовной помощью к игумену Троицкому. Так и перед сражением с войском Мамая, князь отправился за благословением к преподобному Сергию.

«Князь же великий Дмитрий Иванович, взял с собою брата своего, князя Владимира Андреевича, и всех князей русских, поехал к Живоначальной Троице на поклон к отцу своему духовному, преподобному старцу Сергию, благословение получить от святой той обители. И упросил его преподобный игумен Сергий, чтобы прослушал он святую Литургию, потому что был тогда день воскресный и чтилась память святых мучеников Флора и Лавра. По окончании же Литургии просил святой Сергий со всею братьею великого князя, чтобы откушал хлеба в доме Живоначальной Троицы, в обители его. Великий же князь был в замешательстве, ибо пришлю к нему вестники, что уже приближаются поганые татары, и просил он преподобного, чтобы его отпустил. И ответил ему преподобный старец: «Это твое промедление двойным для тебя послушанием обернется. Ибо не сейчас еще, господин мой, смертный венец носить тебе, но через несколько лет, а для многих других теперь уж венцы плетутся». Князь же великий откушал хлеба у них, а игумен Сергий в то время велел воду освящать с мощей святых мучеников Флора и Лавра. Князь же великий скоро от трапезы встал, и преподобный Сергий окропил его священной водою и все христолюбивое его войско и осенил великого князя крестом Христовым — знамением на челе. И сказал: «Пойди, господин, на поганых половцев, призывая Бога, и Господь Бог будет тебе помощником и заступником», и добавил ему тихо: «Победишь, господин, супостатов своих, как подобает тебе, государь наш».

Князь же великий сказал: «Дай мне, отче, двух воинов из своей братии — Пересвета Александра и брата его Андрея Ослябу, тем ты и сам нам поможешь». Старец же преподобный велел тем обоим быстро готовиться идти с великим князем, ибо были известными в сражениях ратниками, не одно нападение встретили. Они же тот час послушались преподобного старца и не отказались от его повеления. И дал он им вместо оружия тленного нетленное — крест Христов, нашитый на схимах, и повелел им вместо шлемов золоченых возлагать его на себя. И передал их в руки великого князя, и сказал: «Вот тебе мои воины, а твои избранники», — и сказал им: «Мир вам, братья мои, твердо сражайтесь, как славные воины за веру Христову и за все православное христианство с погаными половцами». И осенил Христовым знамением все войско великого князя — мир и благословение. Князь же великий возвеселился сердцем, но никому не поведал, что сказал ему преподобный Сергий. И пошел он к славному своему городу Москве, радуясь благословению святого старца, словно сокровище непохищаемое получил».  (из «Сказание о Мамаевом побоище»)

Согласно преданию, Пересвет (в монашестве Александр) был боярином и искусным воином родом из Брянской земли. Как сложилось, что однажды он решил оставить мир и посвятить всю свою жизнь служению Богу, и как он пришел в обитель к преподобному Сергию, нам неведомо. О жизни и последних минутах на Куликовом поле его брата по схиме Андрея Осляби известно еще меньше. Говоря о происхождении Андрее Осляби, в некоторых источниках упоминается город Любутск. Но величие их подвига заключается не в знатной родословной или богатой событиями биографии, а в том, что однажды оставив оружие человеческое, они смиренно вооружились оружием нетленным и, призывая на помощь Господа Бога, одержали духовную победу именем Иисуса Христа.

После рассказа о воинах Христовых Александре Пересвете и Андрее Осляби паломники отправились в главный собор Лавры - Троицкий, чтобы поклониться мощам преподобного Сергия Радонежского.

Троицкий собор - главный и древнейший храм обители. Он построен преподобным Никоном в 1422-1423 гг. на месте деревянной церкви в честь Живоначальной Троицы. Иконы для иконостаса собора были написаны артелью мастеров под руководством прп. Андрея Рублева и Даниила Черного. Знаменитая "Троица" Андрея Рублева, которая с приходом богоборческой власти в начале 20 века была перемещена в Третьяковскую галерею, была главной храмовой иконой.

Высота колокольни Троице-Сергиевой лавры составляет 88 метров, что превышает высоту колокольни Ивана Великого в Кремле и колокольни Новодевичьего монастыря в Москве. На звоннице сначала было подвешено 42 колокола, а потом их число увеличилось до 50. Царь-колокол весом в 65 тонн был самым большим в России после двух кремлевских. Но печальная часть постигла в 20 веке. По распоряжению Главнауки в середине ноября 1929 года музейные работники Сергиевского музея с рабочими Рудметаллторга стали готовить к съему Царь-колокол и шесть других крупных колоколов - за исключением некоторых наиболее древних. Реставрация колокольни началась в 1999 году.

Успенский собор, построенный по распоряжению царя Иоанна Грозного. Главная святыня храма - деревянная рака, в которой находились мощи преподобного Сергия до 1585 года. Потом гроб был перенесен из Троицкого собора в Успенский, мощи же Преподобного в Троицком соборе были переложены в серебряную золоченую раку, выполнение которой было завершено при царе Федоре Иоанновиче.

Помолившись у мощей святого преподобного Сергия Радонежского паломники побывали в духовной "сокровищнице" обители - Серапионовой палате и Никоновском приделе.

Серапионова палата построена на месте кельи преподобного Сергия в 16 веке. Здесь хранятся частички мощей многих святых, десница первомученика архидьякона Стефана, мощи Вифлеемского младенца, частица ризы Пресвятой Богородицы, мощи святителя Иоасафа митрополита Московского, преподобного Дионисия Радонежского, святителя Серапиона, архиепископа Новгородского, крест-мощевик Сергия Радонежского и многие другие святыни. Словами невозможно передать те чувства, которые возникают, как только попадаешь внутрь и оказываешься в окружении такого количества святынь. Невероятная радость, благоговение, умиротворенность и ... некая растерянность от благодати. «Не знаем, на небе мы были или на земле», - говорили послы князю Владимиру после посещения службы в храме Святой Софии в Константинополе. Наверно, эти слова уместны и для описания ощущений от пребывания в Серапионовой палате. Столько святых угодников Божиих, которые своей праведной жизнью и истинным стремлением ко Христу удостоились великой благодати и милости Божией,... и вот ты находишься в окружении их святых нетленных мощей, духовно обращаясь через молитву и соприкосновение с ковчегами со святынями и ощущая их благоухание... И сразу забываешь о бесконечном множестве ничего не значимых дел и забот, ощущая одно лишь дерзкое желание хотя бы чуть-чуть тоже приблизиться к Нему и стать Ему угодным.

Именно здесь в 1385 году святому угоднику Божиему во время ночной молитвы явилась Пресвятая Богородица. После чтения акафиста Пречистой Деве Марии игумен присел немного отдохнуть. Но вдруг он сказал своему келейнику, преподобному Михею: "Бодрствуй, чадо, мы будем иметь чудное посещение". После этих слов был услышан глас: "Пречистая грядет". Преподобный Сергий поспешил из кельи в сени, и внезапно его осиял яркий свет. Он увидел Божию Матерь в сопровождении апостолов Петра и Иоанна. Не в силах вынести чудного света, преподобный Сергий благоговейно склонился перед Божией Матерью, и Она сказала ему: "Не бойся, избранниче Мой! Я пришла посетить тебя. Не скорби более об учениках своих и об этом месте. Молитва твоя услышана. Отныне всем будет изобиловать твое жительство, и не только в дни твоей жизни, но и после твоего отшествия к Богу неотступно буду от твоей обители, подавая ей неоскудно все потребное и покрывая ее во всех нуждах". Сказав это, Божия Матерь стала невидима.

После экскурсии и молитв у святых мощей Божиих угодников, паломники отправились в монастырскую гостиницу.

На следующий день дождь со снегом сменились солнечной погодой, которая сохранялась до окончания паломничества. Ранним утром паломники еще раз посетили Сергиеву обитель, чтобы помолиться у святых Образов перед отъездом в Коломну.

Из Троицкого монастыря Александр Пересвет и Андрей Ослябя по благословению преподобного Сергия Радонежского отправились в сторону Коломны, где на берегу Оки князь Димитрий Иоаннович, получивший после Куликовской битвы прозвище Донской, собирал войска для предстоящего сражения с Мамаем. Повторяя путь воинов-схимонахов, субботним утром из Свято-Троицкой Сергиевой Лавры паломники отправились к поклонному кресту на Девичьем поле.

День второй. Коломенский кремль

"Наутро же князь великий повелел выехать всем воинам на поле к Девичьему монастырю. В святое же воскресение после заутрени зазвучали многие трубы боевые, и литавры загремели,и зашумели расшитые знамена у сада Панфилова". (из "Сказания о Мамаевом побоище")

Следуя путем преподобных Александра Пересвета и Андрея Осляби из Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, где в 1380 году преподобный Сергий Радонежский благословил великого князя Димитрия Донского на битву с Мамаем и отправил с ним двух воинов-схимонахов, паломники отправились в Коломну. Здесь, на берегу реки Оки, собирались княжьи войска, чтобы выступить на бой с ордынцами за русский народ и Веру Православную.

Первым памятным местом, которое во второй день паломнической поездки «Куликово поле» посетили путешественники, стал Успенский собор в Коломенском кремле. В Коломне мотоциклистов тепло встретил настоятель Успенского храма, протоиерей отец Николай Качанкин.

По доброй традиции паломники передали в дар храму иконы: Святого Саввы Сербского из Собора Саввы Сербского в Белграде, икону преподобных Александра Пересвета и Андрея Осляби из храма Рождества Пресвятой Богородицы в Симонове и икону Собор Русского Воинства из Троице-Сергиевой Лавры.

Экскурсия началась с посещения Успенского собора, заложенного в 1379 году князем Димитрием Донским в честь победы над ордынскими войсками на реке Воже. После знаменательной победы на Куликовом поле храм был достроен. Главной святыней храма стала Донская икона Божией матери, которая сопутствовала князю в походе на Мамая.

В 1552 году в Успенском соборе побывал царь Иоанн Грозный. Он молился перед Донской иконой Божией Матери и испросил у епископа Феодосия II благословение на поход против осаждавших Тулу Крымских татар. С 1581 года в течение 5 лет в Успенском соборе служил будущий первый русский патриарх Иов, тогда еще епископ Коломенский. Новый пятиглавый Успенский собор был возведен на месте обветшалого трехглавого храма в 1672 году. В 18 веке после случившегося пожара у собора заменили деревянную кровлю на железную. В начале 19 века в Успенском храме служил отец святителя Филарета – протоиерей Михаил (Дроздов). Позже молодой святитель Филарет (Василий Дроздов) так же иногда принимал участие в богослужениях в соборе. В 1904 году Иоанн Кронштадтский по пути в волжские города останавливался в Коломне. Он отслужил службу в Успенском соборе. В возглавляемом им крестном ходе участвовало более тысячи горожан.

Как и во многих русских храмах, летопись Успенского собора начала ХХ века отмечена именами новомучеников. В сонме новомучеников и исповедников Российских прославлен староста Димитрий Вдовин. В 1937 году оклеветанного Вдовина заключили сначала в Коломенскую тюрьму, а потом перевели в Таганскую в Москве. Димитрий Вдовин был приговорен к работе в лагерях, где скончался от туберкулеза.

В 1929 году храм был закрыт и разграблен. Спустя 60 лет забытья и надругательств в 1989 году он был возвращен верующим.

В настоящее время при Успенском соборе действует молодежные военно-патриотические клубы "Пересвет" и "Витязь", православное братство им св. блгв. князя Димитрия Донского, медико-просветительский центр "Жизнь" и воскресная школа.

После экскурсии по Успенскому собору отец Николай пригласил паломников в Храм Воскресения Словущего.

Точная дата постройки храма неизвестна. Он был домовой церковью княжеской семьи. В 1366 году в деревянном храме на месте ныне стоящего каменного Димитрий Донской венчался с Евдокией Суздальской (в иночестве Евфросинией). Юному князю тогда было 15 лет, а его супруге – 13. Бог послал им 12 детей. Ковш для вина, использованный при венчании князя, хранился в ризнице храма вплоть до ХХ века. В этом же храме князь Димитрий Донской молился перед походом на Куликовскую битву.

В ризнице хранилось большое собрание рукописей. Одними их святынь храма были икона «Сошествие во ад» 14 века и ранний список 15 века «Троицы» преподобного Андрея Рублева. Позже они были изъяты в Третьяковскую галерею.

Интересно было вновь оказаться перед образом Троицы А. Рублева, ведь буквально паломники находились в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры, для которого иконописец и написал этот образ в начале 15 века по заказу преподобного Никона Радонежского.

Примерно в 16 веке церковь была перестроена из камня. В 1767 году к церкви был пристроен Космодамианский придел. Вплоть до 20 века храму благотворили щедрые меценаты и дарователи. В 1837 году супруга церковного старосты, купчиха Лахоньина, пожертвовала храму участок земли с четырьмя домами. На пожертвования неравнодушных людей был отлит 196-пудовый колокол, построена каменная ограда вокруг храма. Чаяниями московского купца И.А. Прусакова, который с 1881 г. был старостой храма, Воскресенская церковь была обновлена и богато украшена.

В годы гонений в ХХ веке священник Михаил Страхов собирал при храме монахинь из закрытого Брусенского монастыря. К 1929 году в приходе было 70 монахинь. Одно из обвинений, предъявленное арестованному тогда епископу Феодосию, звучало так: «используя религиозные предрассудки одиноких женщин, вовлекал их в монашество под руководством священника Страхова». Отца Михаила вскоре тоже арестовали, а храм закрыли. Колокольня, каменная ограда и внутреннее убранство храма были разрушены. В безбожный период в церкви размещался спортивный зал. Воскресенская церковь была возвращена верующим в 90-е годы, после чего начались восстановительные работы, которые продолжаются и по сей день.

Сейчас в храме идет реконструкция. Пристроенная в 1781 году колокольня была разрушена в богоборческие годы ХХ века. В настоящее время от нее остался только один ярус. Настоятель храма, отец Николай надеется, что, как в старые добрые времена, всем миром удастся собрать средства и восстановить колокольню и внутреннее убранство церкви.

Икона преподобных Александра Пересвета и Андрея Осляби стала неожиданным и радостным подарком для отца Николая. Получив от паломников образ святых Христовых воинов, отец Николай с удовольствием поделился с мотоциклистами планами реконструкции храма Воскресения Словущего.

Оказывается, с благословения владыки было решено посвятить храм воинской славе Руси. На стенах будут размещены образы святых защитников Отечества с самых древних времен по наши дни. Так в храме появятся иконописные изображения святых князей Ярослава Мудрого, Александра Невского, Михаила Тверского, Владимира Серпуховского, Дмитрия Донского, святых воинов Меркурия Смоленского, Александра Пересвета, Андрея Осляби, Федора Ушакова и других.

«С тем, чтобы каждый заходящий в храм понимал, чтобы можно и даже нужно сочетать служение государству с христианским долгом, было решено храм, где венчался и молился Димитрий Донской, посвятить воинской славы Руси, - поделился отец Николай. – И вот в этом сочетании они приносят великую пользу и государству, и обществу, и самому человеку».

Привезенные паломничеством иконы стали символичным даром и неким заделом в большом благом деле.

Паломники в свою очередь рассказали отцу Николаю о проекте «Молодежное Паломничество», об авто и мото паломничествах по святым обителям России и Зарубежья, которые организует Федерация мототуризма России и мотоклуб «Ночные Волки» при поддержке паломнического центра Московского Патриархата и братии Троице-Сергиевой лавры.

Отец Николай подарил паломникам в память о поездке иконки и брошюру о храме Воскресения Словущего. Сейчас при Успенском соборе действуют два военно-патриотических клуба, в которых занимаются дети разных возрастов. Отец Николай рассказал о ребятах, которые накануне приезда паломников вернулись с соревнований с завоеванными медалями.

"Духовная и физическая подготовка в совокупности дают прекрасный результат. Это должно быть именно в совокупности, а то одна лишь физическая подготовка порой бывает и вредна, - подытоживает отец Николай рассказ о юношеском военно-патриотическом клубе. - Можно сочетать служение Отечеству и быть достойным христианином".

Из Воскресенской церкви паломники отправились в храм Тихвинской иконы Божией Матери, пристроенный к соборной колокольне в 1776 году. Тихвинская церковь, возведенная на средства купца Мещанинова, была отапливаемой в холодное время. Согласно преданию Тихвинская икона, в честь которой освящен храм, написана евангелистом Лукой. В V в. из Иерусалима она была перенесена в Константинополь, где для нее был построен Влахернский храм. В 1383 году икона неожиданно исчезла из Константинополя и явилась в лучах света над Ладожским озером. Чудесно носимая с места на место, она остановилась близ города Тихвина. На месте явления иконы был построен деревянный храм в честь Успения Богородицы, а при Иоанне Грозном устроен мужской монастырь.

Спустя почти сто лет, в 1861 году, церковь была разобрана, а на его месте возведен более просторный храм с пятью главами и тремя престолами - в честь Тихвинской иконы Божией Матери, Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы и иконы Богородицы "Утоли мои печали". В начале ХХ века храм был закрыт, а внутри расположился склад типографии.

Колокола, уничтоженные в 20-е годы ХХ века, были вновь восстановлены с возвращением храма верующим в 1989 году. Самый большой колокол весов в 2 тонны назван в честь покойного Патриарха Московского и Всея Руси Пименом. Богатая роспись на стенах храма, которую мы видим сейчас, сделана коломенскими иконописцами, после возвращения Храма Русской Православной Цееркви.

Узнав о том, что при храме действуют детский военно-патриотический клуб и воскресная школа, Сергей Романовский, общественный деятель и вице-президент МБФ "Дети Солнца", передал отцу Николаю несколько экземпляров книги "Александр Васильевич Суворов", написанной протоиереем Федором Конюховым. В адаптированном издании простым и понятным языком рассказывается о жизни великого русского полководца, о служении Отечеству и вере в Бога. Порядка 4500 тысяч экземпляров недавно изданной биографии генералиссимуса и национального героя России уже раздали в детские библиотеки, школы и другие организации. Но на этом миссионерская деятельность не заканчивается, и книги протоиерея Федора Конюхова продолжают распространяться в разных городах России.

Отец Николай благословил паломников и напутствовал добрым словом: «Участникам мотопробега, который осуществляется по местам памяти наших великих предков - Александра Пересвета и Андрея Осляби, я хочу пожелать, чтобы они помогали и благословляли вас в вашем путешествии. Чтобы ваши дети, которые сопровождают вас в путешествии, напитывались осознанием величия нашего государства и той ответственность, которая нам передана. Ведь, в общем-то такие же обычные люди и в более сложных условиях - без машин, зонтов, связи и прочих удобств, и какие великие дела творили?! Они несли все тяготы, но завершали служение своей жизни достойно, сохраняя и умножая данную нам Богом землю. Они передали ее нам, такую прекрасную, богатую и обширную, чтобы мы, украшая и обогащая ее, передали ее нашим потомкам еще лучше».

Из храмов Коломенского кремля, где князь Димитрий Донской молился перед Куликовской битвой, паломничество «Куликово Поле» отправилось к поклонному кресту на Девичье поле, где великий князь собирал войска для боя с ордынцами.

День второй. Девичье поле и Бобренев монастырь

Вооружив нетленным оружием - нашитым на схимы крестом Христовым, преподобный Сергий Радонежский благословил двух иноков из братии Троицкого монастыря отправиться в помощь великому князю Димитрию Донскому, дабы защитить Русь и веру православную от супостатов. Совершая паломническую поездку по славу преподобных Александра Пересвета и Андрея Осляби, паломничество «Куликово Поле» побывало в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, где Димитрий Донской получил у преподобного Сергия благословение на бой с ордынцами. После этого паломники отправились в Коломну, где было назначено место сбора русских войск. Посетив Коломенский кремль, путники помолились в храме, где перед выступлением против Мамаева войска в 1380 году молился великий князь Димитрий Иоаннович и дошли  до Поклонного креста на Девичьем поле.

«Князь же великий пришел в Коломну в субботу, в день памяти святого отца Моисея Эфиопа. Тут уже были многие воеводы и воины и встретили его на речке Северке. Архиепископ же коломенский Геронтий со всем своим клиром встретил великого князя в воротах городских живоносными крестами и со святыми иконами, и осенил его живоносным крестом, и молитву сотворил: «Спаси, боже, люди своя».

Наутро же князь великий повелел выехать всем воинам на поле к Девичьему монастырю. В святое же воскресение после заутрени зазвучали многие трубы боевые, и литавры загремели, и зашумели расшитые знамена у сада Панфилова.

Сыновья же русские вступили в обширных поля коломенские, но и тут не вместиться огромному войску, и невозможно было никому очами окинуть рати великого князя. Князь же великий», въехав на возвышенное место с братом своим, с князем Владимиром Андреевичем, видя такое множество людей снаряженных, возрадовался и назначил каждому полку воеводу. Себе же князь великий взял под командование белозерских князей, и в полк правой руки назначил брата своего князя Владимира и дал ему под командование ярославских князей, а в полк левой руки назначил князя Глеба Брянского. Передовой же полк — Дмитрий Всеволодович да брат его Владимир Всеволодович, с коломенцами — воевода Микула Васильевич, владимирский же воевода и юрьевский — Тимофей Волуевич, а костромской воевода — Иван Родионович Квашня, переяславский же воевода — Андрей Серкизович. А у князя Владимиры Андреевича воеводы: Данило Белеут, Константин Кононов, князь Федор Елецкий, князь Юрий Мещерский, князь Андрей Муромский. Князь же великий, распределив полки, повелел им через Оку-реку переправляться и при казал каждому полку и воеводам: «Если же кто пойдет по Рязанской земле, — не коснитесь ни единого волоса!» И, взяв благословение от архиепископа коломенского, князь великий перешел реку Оку со всеми силами и отправил в поле третью заставу, лучших своих витязей, чтобы они сошлись со сторожей татарской в степи: Семена Медика, Игнатия Креня, Фому Тынину, Петра Горского, Карпа Олексина, Петрушу Чурикова и других многих с ними удалых наездников. Сказал же князь великий брату своему князю Владимиру: «Поспешим, брате, навстречу безбожным язычникам, поганым татарам, и не отвернем лица своего от наглости их, а если, брате, и смерть нам суждена, то не без пользы, не без замысла для нас эта смерть, но в жизнь вечную!» А сам государь князь великий, в пути будучи, призывал родственников своих на помощь — святых страстотерпцев Бориса и Глеба».

(из «Сказания о Мамаевом побоище»)

Поклонный крест на Девичьем поле был установлен 1 июня 2009 года – в день памяти святого благоверного князя Дмитрий Донского. 7-ми метровый крест изготовлен по инициативе и усилиями братства св. памяти святого благоверного князя Дмитрий Донского при поддержке Коломенского благочиния и администрации города.

На Девичьем поле паломников ждало небольшое испытание. После прогулки по месту, где более 600 лет тому назад русские воины, призывая на помощь Спасителя и Богородицу, готовились выступить на защиту Родины и Веры, мотоциклистам предстояло показать на деле исполнение Христовой заповеди любви ко ближним. Хотя, какое тут испытание…? Это естественно для каждого совестливого человека. Увидев наглухо застрявшую в грязи машину, паломники, ни секунды не тратя на раздумье и сомнение, тут же бросились на помощь попавшим в беду автомобилистам. Несмотря на то, что путники существенно выбились из графика поездки, мысль о том, чтобы проехать мимо ни у кого не возникала. Да и как она могла возникнуть, если человек намеренно оправляется в паломническое путешествие, чтобы укрепиться в вере, получить благодати Божией и научиться исполнять заповеди Христовы? «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7:12). В жизни, а на дороге - в особенности, каждый друг другу ближний.

Спустя 40 минут всеобщими усилиями, двумя порванными и одним одолженным тросами, мотоциклисты, наконец, смогли вызволить автомобиль из грязевого плена. И видимо, на то тоже был Промысел Божий, ведь опаздывая в Бобренев монастырь до начала богослужения, паломники смогли добраться в обитель в самое удобное время для сосредоточенной душеполезной беседы с иеромонахом Макарием. Так что, Слава Богу, все промыслительно устроилось наилучшим образом. Счастливые автомобилисты с благоговением перекрестились на Поклонный крест и поблагодарили за помощь неравнодушных мотоциклистов.

Еще раз молитвенно взглянув на Поклонный крест и Девичье поле, на котором стояла русская рать, паломники отправились в Богородице-Рождественский Бобренев мужской монастырь.

В Бобреневом монастыре паломников встретил иеромонах Макарий (Белов). Ночные Волки даровали храму икону прп. Иоанна Шанхайского из Знаменского монастыря на Варварке в Москве. Иеромонах Макарий рассказал паломникам об истории обители, духовном смысле подвига Александра Пересвета и Андрея Осляби, а так же очень проникновенно побеседовал об истинном христианском смирении, душегубительном действии греха на человека, о силе духа и христианском выборе.

Богородице-Рождественский Бобренев монастырь основан в 1381 году великим князем Димитрием Донским после одержанной победы на Куликовом поле. Название Бобренев монастырь по имени воеводы Димитрий Донского - Димитрия Боброка-Волынского. Именно он руководил в Куликовом сражении засадным полком, который оказался решающее значение в исходе битвы. После сражения Димитрий Донской дал обет построить храм в честь Рождества Богородицы - праздника, в который полчище Мамая было побеждено русскими воинами.

Теплый храм в честь Федоровской иконы Божией Матери, в котором проходила беседа с отцом Макарием, был построен в середине XIX в. известным меценатом и благотворителем Давидом Ивановичем Хлудовым на месте обветшавшего храма в честь Входа Господня в Иерусалим (небольшой рассказ о семье Хлудовых можно посмотреть в отчете о паломнической поездке в обители Егорьевского благочиния ЗДЕСЬ). Освящение храма в честь Федоровской иконы связано с ее появлением в обители после Отечественной войны 1812 года. В советское время икона была утрачена, но образ Божией Матери вновь вернулся в обитель, когда в 1999 одна женщина принесла в храм простую икону без оклада. Она сказала, что ей дважды снился один и тот же сон, кв котором сама Богородица явилась и повелела отнести Федоровскую икону в Бобренев монастырь. Тогда она не знала, ни как выглядит этот образ, ни где находится такой монастырь. Но испугавшись, она стала искать, и нашла...

Другой образ Пречистой, который сразу же привлекает взгляд, - тоже Федоровский. При входе в храм как-то интуитивно сразу поворачиваешь голову направо и встречаешься глазами с Богородицей, смотрящей на тебя с дивно украшенной жемчугом и камнями иконы. Этот образ в 2005 году передал обители году митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.

Особое внимание в беседе отец Макарий уделил тому, что есть настоящий духовный смысл победы Пересвета. Противостояние схимонаха великану Челубею по сути есть выход Давида против Голиафа. В наших святцах присутствует много имен воинов. В чем причина такого почитания защитников Отечества и веры становится понятно, если вспомнить слова апостола Павла: «Ибо для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение.» (Фил. 1:12) Т.е. человек не в никуда растворяется, а приобретает Христа. Дух всегда побеждает. Без наличия внутреннего духового стержня невозможно выйти на такой поединок, какой состоялся между защитившимся одной лишь схимой и верою во Христа Александром Пересветом и могущественным воином Челубеем в полном боевом облачении. И победа Пересвета – это именно победа Духа. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» (Ин. 15:13.)

Смирение, которым обладали Александр Пересвет и Андрей Ослябя, есть нормальное свойство человека. Истинное смирение не есть забитость или некая пассивность, безразличие. Такое распространенное среди непонимающих людей представление о смирении на самом деле есть лишь пародия на настоящую добродетель. Смирение - это когда человек мужественно, твердо и спокойно не убоится ответить или противостоять даже сильным мира себе. Смирение - это есть видение своих недостатков и грехов. И смирение - это делание заповедей Божиих.

Выход Пересвета против Челубея в одной схиме без доспехов - это тоже проявление великого смирения. Тем сам подчеркнуто, что не «я - человек», а Господь побеждает.  И тем самым очевидно, что сила заключается в Боге.

Перед отъездом паломники помолились у копии чудотворного Креста из села Годеново в Ярославской области. Крест был явлен с греческой стороны в 1423 году. В этот значимый в истории страны период Русь по сути стала преемницей Византии. Годеновский крест был обретен на Сахотском болоте близ Ростова Великого. Все попытки уничтожить крест в богоборческого время ХХ века не увенчались успехом. Огромное количество паломников, стекающихся к кресту со всей страны и из зарубежья, стали поводом для создания копий святыни и установки их в разных епархиях. Первая копия креста, к которой сразу устремились верующие с молитвами о мире и прекращении вражды, была установлена в Севастополе в 2013. Спустя недолгое время Крым вернулся домой. Другие копии Годеновского креста находятся в Луганске, Вологде, Екатеринбурге, Коломне, других городах и даже в течение 7 месяцев пребывала вместе с экипажем космонавтов на МКС.

Благословляя паломников в дорогу, иеромонах Макарий подарил мотоциклистам икону Святого Георгия Победоносца. Повторяя исторический маршрут пути Александра Пересвета и Андрея Осляби, следующим утром паломникам предстояло отправиться из Коломны в Тульскую область, где на Куликовом поле в праздник Рождества Пресвятой Богородицы в 1380 году произошло знаменательное Мамаево побоище.

День третий. Куликово Поле и храм Рождества Пресвятой Богородицы

«И был на голове его шлем, как у архангела, вооружен же он схимою по велению игумена Сергия. И сказал: «Отцы и братья, простите меня грешного! Брат мой, Андрей Ослябя, моли Бога за меня! Чаду моему Якову — мир и благословение!» — бросился на печенега и добавил: «Игумен Сергий, помоги мне молитвою!»

(из «Сказания о Мамаевом побоище»)

Третий и заключительный день паломничества «Куликово поле», проводимого Федерацией мототуризма России и мотоклубом «Ночные Волки», начался в историческом месте, где 8 сентября (21 сентября – по новому стилю) 1380 года произошло победоносное для русской рати сражение с Мамаевым войском.

Следуя путем воинов-схимонахов Александра Пересвета и Андрея Осляби, паломники начали свое путешествие в Троице-Сергиевой Лавре, где преподобный Сергий Радонежский благословил великого князя Димитрия Иоанновича Московского на битву с ордынцами и дал ему в помощь двух своих иноков. Помолившись у мощей преподобного, паломники отправились в Коломну, где на Девичьем поле собиралось княжье войско, после чего проследовали на место Мамаева побоища – Куликово поле.

В Тульской области к паломникам присоединились мотоциклисты из Новомосковского подразделения "Ночных Волков", которые порадовали участников поездки сладким сувениром - тульскими пряниками.

По многолетней доброй традиции мотоциклисты даровали Храму в честь преподобного Сергия Радонежского на Красном холме икону Казанской Божьей Матери из Храма Покрова Пресвятой Богородицы (Сидней, Австралия), переданную настоятелем, отцом Самуилом (Вишневским), и икону св.Ангелины Сербской из монастыря Крушедол (Фрушка Гора, Сербия). С благословением и на память о поездке паломникам подарили иконы преподобного Сергия Радонежского и святого благоверного князя Димитрия Донского.

Почти сто лет прошло от замысла храма Сергия Радонежского до его появления на Красном холме на Куликовом поле. Еще в 1820-х годах генерал-губернатором А.Д. Балашовым предполагалось возведение такого храма в рамках мемориального комплекса. В предварительно одобренном проекте архитектора А.П. Брюллова тоже присутствовал храм в честь Сергия Радонежского, но при повторном рассмотрении плана строительства император Николай I упростил его, оставив только мемориальную колонну Димитрию Донскому. В начале 20-го века вопрос о возведении храма в честь преподобного Сергия вновь возник. Местный помещик граф А.В. Олсуфьев пожертвовал землю под строительство, а епископ Питирим, испросив разрешение на возведение храма у Синода и царя, так же получил от Николая II его личное щедрое пожертвование в размере 5 тысяч рублей золотом. В течение нескольких лет проект будущего храма неоднократно перерабатывался архитектором А.В. Щусевым, и, наконец, в 1913 году было начато строительство, закончившееся в трагичный для страны 1917 год. В годы гонений на церковь храм не закрывался и даже находился под охраной государства. Богослужения проводились вплоть до 1940, после чего храм все же был закрыт, а в его стенах устроена художественная выставка, посвященная 560-летию Куликовской битвы. Граф Олсуфьев, благодетель и мужественный защитник православных святынь, разделил свою судьбу с другими невинно убиенным за веру в ХХ веке.

Храм избежал поруганий от богоборческой власти и не подвергся разрушениям от фашистских захватчиков, но потерпел разорение от своего же народа, который варварски растаскивал кровлю и пол. Вспомнили о поруганной святыне к 600-летней годовщине Куликовской битвы. Тогда началась реставрация и восстановление музейного комплекса, а в 1992 году в храме преподобного Сергия Радонежского возобновились богослужения.

Будто величественные богатыри в тяжелых доспехах, выстроились в ряд увенчанные куполами -"шлемами" башни храма. Задумчиво и молчаливо озирают они поле предстоящей битвы, мысленно призывая Спасителя, Пресвятую Богородицу и всех святых заступников Руси на помощь перед боем с супостатом. Во главе войска - великий князь Димитрий Иоаннович, обменявшийся доспехами со своим боярином и оруженосцем Михаилом Бренком (прародителем святителя Игнатия Брянчанинова), что позже спасет князю жизнь. «Не сейчас еще, господин мой, смертный венец носить тебе, но через несколько лет, а для многих других теперь уж венцы плетутся», - говорил князю преподобный Сергий Радонежский открытое Создателем его духовному зрению. Среди мужественных витязей в блестящих на солнце кольчугах виднеются два черных силуэта. Монах Александр и монах Андрей из братии Троицкого монастыря, облаченные в великие схимы с нашитыми на них крестами, вышли на Куликово поле в рядах 150-тысячного княжеского войска. Именно одному из них, Александру Пересвету, предстоит вскоре одержать великую победу - Победу не силы, но Духа.

Куликовскому сражению предшествовала битва на реке Воже, в которой войско князя Димитрий Иоанновича разбило ордынцев под предводительством мурзы Бегича. Это поражение, а так же стремление упрочить свои позиции в Орде, которая уже не первый год страдала от своих междоусобиц, стали причинами выступления Мамая против Димитрий Московского. Мамая рассчитывал на поддержку своих союзников литовского князя Ягайло и Олега Рязанского, но в решающем сражении они так и не приняли участие.

Переправившись через Оку в устье реки Лопасни, княжье войска устремились на юг навстречу врагу. В ночь с 7 на 8 сентября (с 20 на 21 сентября по новому стилю) русские полки перешли Дон и встали в боевой порядок.

В день празднование Рождества Пресвятой Богородицы 150-тысячное войско московского князя вышло на поле близ слияния Дона и Непрядвы против такого же по численности войска ордынцев. Битва началась с поединка двух богатырей.

«Уже близко друг к другу подходят сильные полки, и тогда выехал злой печенег из большого войска татарского, перед всеми доблестью похваляясь, видом подобен древнему Голиафу: пяти сажен высота его и трех сажен ширина его. И увидел его Александр Пересвет, монах, который был в полку Владимира Всеволодовича, и, выступив из рядов, сказал: «Этот человек ищет подобного себе, я хочу с ним переведаться!» И был на голове его шлем, как у архангела, вооружен же он схимою по велению игумена Сергия. И сказал: «Отцы и братья, простите меня, грешного! Брат мой, Андрей Ослябя, моли Бога за меня! Чаду моему Якову - мир и благословение!» - бросился на печенега и добавил: «Игумен Сергий, помоги мне молитвою!», - такими словами описывается поединок Пересвета с Челубеем в «Сказании о Мамаевом побоище».

Челубей с пробитым сердцем рухнул на землю, а конь Пересвета донес своего мертвого седока, удержавшегося в седле, до русского войска. Простой схимник сумел одним ударом одолеть непобедимого, на счету которого из трехсот боев не были ни одного поражения. К тому же, по некоторым преданиям Челубей был не просто воином, но тибетским монахом, освоившим древнюю практику боевой магии Бон-По. Победа над несокрушимым воодушевила русских воинов и укрепила веру в Божие благословение.

«И тотчас сошлись на многие часы обе силы великие, и покрыли полки поле верст на десять – такое было множество воинов. И была сеча лютая и великая, и битва жестокая, и грохот страшный; от сотворения мира не было такой битвы у русских великих князей, как при этом великом князе всея Руси. Когда бились они, от шестого часа до девятого, словно дождь из тучи, лилась кровь и русских сынов, и поганых, и бесчисленное множество пало мертвыми с обеих сторон. И много руси было побито татарами, и татар – русью» (из Летописной повести о Куликовской битве).

Ордынское войско атаковало. Выбранная русскими воеводами позиция не позволяла Мамаеву войску обойти и окружить русские полки. Однако ордынцам удалось смять русский сторожевой полк. Иноземцы стали прорывать левый русский фланг и устремились в тыл большому полку. Однако здесь им путь перекрыл перестроившийся Большой полк и резервные отряды. Затем неожиданно на татар обрушился многочисленный Засадный полк во главе с Владимиром Серпуховским и Дмитрием Боброком-Волынским. Войско Мамая бежало, сметая собственные подкрепления.

Согласно преданию, потерпев поражение Мамай, вынужденный спасаться бегством, воскликнул: «Велик Бог христианский и велика сила Его!»

Великий князь Димитрий, получивший с тех пор прозвище Донской, не стал преследовать Мамая. У реки Калки остатки Мамаева войска были вторично разбиты ханом Тохтамышем.

Самого же великого князя спасло от смерти то, что он поменялся доспехами с Михаилом Бренком. После сражения воины долго искали своего князя и обнаружили его без сознания, придавленного деревом.

«На Куликово поле пришли москвичи, серпуховчане, ростовчане, белозерцы, смоляне, муромляне и так далее, а ушли с него – русские», - такими словами Лев Гумилев выразил значение Куликовской битвы, явившейся сильнейшим толчком для формирования национального самосознания и становления общерусской государственности с центром в Москве. Сражение на Куликовом поле не избавило Русь от ига Золотой Орды, но оно стало стимулом для единения народа и заложило основу для духовного сопротивления и последующего освобождения от гнета татаро-монгольских завоевателей. Рассказ о Куликовской битве экскурсовод закончила стихами иеромонаха Романа, написанными им в 1994 году в скиту Ветрово:

"Вся Россия стала полем Куликовым.

Ополчился ворог. Быть нам иль не быть?

Но не слышно клича Дмитрия Донского,

Некому отчизну нашу защитить.

И зовут к покаянью перед вражьим мечом словоблуды,

И в князья норовят, кто в холопах седины стяжах.

Да разыдется тьма! Умолчите, иуды!

Бог не в силе, а в правде, правда в верных сердцах.

На земле родимой - Родина в опале.

Разгулялась погань - и просвета нет.

Где ты, Старче Божий, Сергие Всехвальне?

Под твоей десницей каждый - Пересвет.

Так подымем хоругви, помолясь крепко Богу.

И за Веру, за Русь станем все, как один.

Нет ни Сергия ныне, ни князя Донского,

Только образ Пречистой, да Спас впереди!"

Произнесенные перед битвой со шведами святым благоверным князем Александром Невским слова: "Не в силе Бог, а в Правде!" наилучшим образом отражают и духовный смысл поединка Пересвета с Челубеем. Вера во Христа и любовь к ближним была настолько сильна, что не страшна была даже смерть. И снова вспомним слова апостола Павла: "Ибо для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение" (Фил. 1:21) и "Я сораспялся Христу и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня" (Гал. 2:20).

Перед отправлением в Москву, где у мощей преподобных воинов-схимонахов предстояло завершиться паломнической поездке, паломники помолились в храме преподобного Сергия Радонежского. Побывав на Куликовом поле, где завершилась земная жизнь преподобных Александра Пересвета и Андрея Осляби, паломники отправились в храм Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове, чтобы поклониться покоящимся там мощам святых.

Симонов монастырь и храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы основан преподобным Феодором по благословению своего дяди и наставника Сергия Радонежского. Игумен Троицкий видел в благочестивом иноке своего будущего преемника, но однажды Феодор поделился с преподобным своим сном, в котором юноше явилась Пресвятая Богородица и повелела отправиться из Троицкого монастыря и основать новую обитель. Получив благословение у преподобного Сергия, узревшего в этом промысел Божий, и испросив разрешение у митрополита Алексия, Феодор начал искать подходящее место для устройства пустыни. Таким местом стал живописный высокий берег Москвы-реки недалеко от Крутиц. Преподобный Сергий сам осмотрел выбранную для новой обители землю. Помолившись о благословении и помощи в строительстве храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, он вместе с Феодором заложил крест на месте будущего соборного храма.

В 1370 году Феодор и несколько отправившихся с ним иноков возвели деревянную церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Среди густых лесов они обрели уединенное место для молитв и общения с Богом. Но как ни была сокрыта пустынь от людских глаз, вскоре к месту подвизания стали приходить жаждущие совета и молитвенной помощи. Возросшая слава и внимание были в тягость для преподобного Феодора, и он тайно от всех отправился искать новое место для пустынножительства. Но так и не найдя такого, он вновь вернулся к прежнему месту. Однако, желая не раскрывать своего возвращения, преподобный Феодор поселился не в самой обители, а на некотором отдалении от нее. Но не хотевшие расставаться со своим наставником ученики вскоре обнаружили деревянную келью своего любимого учителя и испросили разрешения подвизаться вместе с ним. Видя, как стремительно разрастается новая обитель, преподобный Феодор и Сергий испросили разрешение у великого князя на устройство Ново-симоновского монастыря и благословение у митрополита Алексия на возведения храма в честь Успения Пресвятой Богородицы.

По приказу великого князя Димитрий Иоанновича Донского именно в храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы были похоронены тела погибших на Куликовом поле в 1380 году Александра Пересвета и Андрея Осляби. Вероятно, князь Димитрий хотел, чтобы воины-схимонахи, как благословение преподобного Сергия, остались ближе к княжьему дому, и потому определил для их погребения церковь, освященную в честь праздника, в который была одержана победа над Мамаевым войском , и основанную его духовником – преподобным Феодором.

В храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы начинали свой духовный путь преподобные Кирилл Белозерский и Ферапонт Можайский (Белозерский). После того, как преподобный Феодор был хиротонисан в архиепископа Ростовского, Кирилл был его преемников до тех пор, пока ему не явилась Пресвятая Дева и не указала новое место, куда он должен отправиться для совершения монашеского подвига и спасения души.

После завершения строительства Успенского храма в Симоновом монастыре в 1404 году Богородице-Рождественская церковь стала скитской, в которой подвизались старцы-молчальники.

В 1509 году на месте деревянной церкви итальянским зодчим Алевизом Фрязиным (Алоизио Ламберти да Монтаньяна) был воздвигнут каменный храм. В Смутное время церковь пострадала от польско-литовских интервентов, а во время Отечественной войны 1812 года – от наполеоновских войск.

В 1846 году церковь была расширена, а так же построена новая колокольня. Расширение трапезной привело к тому, что могилы схимонахов Пересвета и Осляби оказались внутри трапезной. К празднованию 500-летия со дня Куликовской битвы над мощами преподобных воинов-схимонахов была установлена чугунная сень каслинского литья, а на средства военно-морского ведомства были изготовлены драгоценные лампады. Все это было утрачено в начале ХХ века.

В богоборческие годы храм был закрыт, а на его месте появился компрессорный цех завода «Динамо». Надгробие над могилами Осляби и Пересвета сдали на металлолом за 317 рублей и 25 копеек.

Постепенное восстановление началось с демонтажа цеховых моторов в символичный для храма год – накануне годовщины 600-летия Куликовской битвы. Инициатором возрождения храма и спасения его от оккупации компрессорным цехом стал художник Павел Корин. После его открытого письма из храма исчезли моторы, а церковь была временно передана музею. В 1989 году храм был возвращен верующим, и усилиями общины началась его постепенная реставрация.

Первая Литургия после закрытия храма была сослужена в день памяти благоверного князя Димитрия Донского – 1 июня 1989 года. Сейчас над могилами Александра Пересвета и Андрея Осляби установлена дубовая сень – точная копия спуда 1880 года.

В храме Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове паломников встречал протоиерей Сергий (Соколов). Паломники передали в дар храму икону преподобного Сергия Радонежского и святого Дмитрия Донского из Храма Сергия Радонежского на Куликовом Поле и икону святой Параскевы Сербской (Светы Петки) из храма Святой Петки в Белграде.

Отец Сергий подарил путникам икону святых защитников Отечества – преподобных Александра Пересвета и Андрея Осляби, чьи честные мощи покоятся под спудом поблизости с могилами других воинов, павших на Куликовом поле, и насельников Симонова монастыря.

Сергей Романовский, общественный деятель и вице-президент МБФ "Дети Солнца", передал отцу Сергию для прихода книги протоиерея Федора Конюхова "Крымская война. Оборона Севастополя".

Отец Сергий и мотоциклисты отслужили молебен у мощей преподобных Александра Пересвета и Андрея Осляби.

В храме Рождества Пресвятой Богородицы, где покоятся честные мощи героев Куликовской битвы, завершилась паломническая поездка "Куликово поле" во славу преподобных воинов-схимонахов Александра Пересвета и Андрея Осляби. Пройдя около 800 километров за три дня, паломники посетили святые обители и исторические места, связанные с памятью преподобных защитников Руси и Православной Веры, стремясь получить благодать Божию и вернуться обновленными.

Автор текста и фотограф: Екатерина Москвина

Блог Екатерины Москвиной в Живом Журнале