АРМЕНИЯ

армения

ПАЛОМНИЧЕСТВО  "АРМЕНИЯ"

Дата: 24 - 27 марта 2015 года

Маршрут: Москва - Ереван - Вагаршапат - Гарни - Гегард - Севан - Москва

Паломничество в одну из древнейших стран на земле Армению прошло 24 – 27 апреля 2015 года и ставило задачей - изучение армянской истории, истории страны и предпосылок для развития мотоциклетного туризма и мотопаломничеств в стране. Созданный в процессе паломничества дневник от первого лица с историческими справками об армянской культуре может быть востребован в качестве путеводителя по Армении для российского паломника.

Мототуризм в Армении — это одна из областей туризма, которая требует развития. Для такой небольшой страны и с таким огромным природным и культурно-историческим богатством мототуризм может стать одним из перспективных видов развития туристической отрасли.

Мототурист может приезжать в Армению из других стран или брать мотоцикл непосредственно в стране. Непосредственно для граждан России Армения привлекательна в плане языка. Все жители страны говорят и понимают по-русски. Для посещения Армении не требуется виза.

Осмотренные нами достопримечательности и природа говорят о том, что в Армении можно развивать несколько видов мототуризма:

  • экологический и этнографический;
  • культурно-исторический;
  • паломнический;
  • спортивный;
  • военно-исторический.

По отдельным программам можно совершать мототуры с целью:

  • развития взаимопонимания, доверия и разностороннего сотрудничества российской и армянской молодежи, а также решение разнообразных проблем молодежной культуры;
  • расширения межгосударственного сотрудничества и обмен опытом в области  мотоциклетного туризма,  в том числе создание школ мототуризма, центров мототуризма и других спортивно-туристических центров в России и Армении.

В настоящее время все путешественники на мотоциклах приезжают самостоятельно из других стран.  Это говорит о двух вещах:

  • Мототуризм в Армении развит слабо
  • Армения как страна привлекает путешественников

Армения – одна из самых древних стран. Здесь находится множество памятников культуры и истории. Очень часто Армению называют «музей под открытым небом», на территории которого насчитывается более 4 000 исторических памятников, в том числе и дохристианской эпохи. За несколько дней мототуристы могут посетить древние храмы, увидеть красивые горные пейзажи и долины, густые зеленые леса, озеро Севан, гору Арарат и побывать на настоящем армянском застолье, и самое главное, ощутить гостеприимство местных жителей.

Поэтому развитие мотоциклетного туризма как вида активного отдыха и туризма в стране будет способствовать: привлечению потока новых туристов; расширению знания о стране и ее истории и достопримечательностей; укреплению связей между народами и странами.

Ереван

Прежде, чем рассказать о Ереване, хочется обратиться к стране, столицей которой является Ереван – Армении.

Армения во все времена была рядом либо в составе России. Войны вначале за Карабах, а затем и за всю Восточную Армению скрепили дружбу русского и армянского народов, показали их духовную, культурную, религиозную близость, беспримерную верность и преданность друг другу.

История показала, что Россия — единственная держава, которая смогла взять Армению под свою защиту. Этот фактор особо значим сегодня, когда отношения Республики Армении с некоторыми соседями не могут считаться дружественными, а то и просто нормальными.

Топоним «Армения» восходит к хурритскому названию смежной с Мелитеной области Armi-, расположенной на Армянском нагорье. Это название через арамейское ˊarmǝn-āiē перешло в древнеперсидский язык, и в форме «Arminiyaiy» шесть раз встречается в Бехистунской надписи 522 г. до н. э.

Армянский народ - один из древнейших современных народов. Он пришёл в мир из такой глубины веков, когда не только не существовали современные нам европейские народы, но и едва зарождались народы античной древности - римляне и эллины.

«Мы ходим по праху царств и народов.... Но неоспоримо и то, что есть народы, которые от различных превратностей, хотя и подвергались в отечественных пределах своих игу власти насильственной и чуждой, однако же в продолжение целых столетий, сохраняют не только имя, но и нравственное бытие свое, и язык и веру и желание ожить существованием первобытным. На чреде сих народов Армяне занимают блистательную степень. Не взирая на все волнения Азии, более трех тысяч лет действовавшие бурным приливом на Армению, Армяне все остались Армянами», - так писал в 1832 году в своих исследованиях русский историк, писатель, общественный деятель, редактор журнала «Русский вестник» Сергей Николаевич Глинка в своем труде «Обозрение истории Армянского народа».

История армянского народа уходит своими корнями в глубокую древность и неразрывно связана с историей древнего мира всего человечества. События, упоминаемые армянскими источниками, нисходят к 2107 году до н. э., что позволяет не только проследить историю Армении, но и уточнить даты событий из истории Ассирии, Вавилона, Египта, Иудеи, Персии, Греции, Рима, а также малых народов Закавказья и Кавказа. Бесценные манускрипты, древнейшие книги хранятся в Ереване в Матенадаране. В свою очередь многие древние историки-не армяне (Плиний, Геродот) неоднократно упоминают армян, как непосредственных участников важнейших событий древней истории (участие в сражении под стенами Трои, в разгроме Ассирии и Вавилона и др.).

По свидетельству древнего армянского историка Моисея Хоренского (IV - V вв.) Древняя Армения делилась на Великую Армению и Малую Армению, между которыми протекала река Евфрат. Великая Армения на севере граничила с Албанией, Иверией, Колхидою, Трапезундом; к югу: с Сирией, Месопотамией Ассирией; на востоке: с Персией (Адербейджаном) и Каспийским морем; к западу: с Малой Арменией. Малая Армения на севере граничила с Понтом и Каппадокией Полимонийской, к югу: с Сирией и Киликией, к востоку: с Великой Арменией и к западу с собственно Каппадокией.

Малая Армения состояла из Армений: Первой, Второй и Третьей; впоследствии к ней были присоединены Киликия и часть северной Сирии (Евфратезия).

Географическое положение Армении было очень удобным: она была как бы мостом, связующим Запад и Восток. Поэтому границы Древней Армении подвергались частым изменениям, а армянам приходилось осваивать все новые земли.

Первые сведения об армянах, обосновавшихся в Древней Руси, относятся к Х-ХI вв., т.е. когда со второй половины IX в.  устанавливаются сначала торговые, а затем и культурные связи между Русью и Византией в период правления там императоров из Македонской или Армянской династии (867-1056). Самая ранняя армянская община на Руси была в Киеве. Уже с XI в. здешние армяне – в основном ремесленники, купцы, врачи, воины – принимали активное участие  в экономической и культурной жизни города, а также в защите его от внешних врагов.

В свою очередь, еще в IX в. выходцы из Древней Руси в качестве наемных воинов служили у византийских императоров, принимали там христианство и привносили его в свое отчество. Известно, что великая княгиня Ольга приняла христианство в 955 г. во время поездки в Царьград (как тогда именовали на Руси Константинополь), а ее внук, князь Владимир Святославович (960-1015), креститель Руси, был женат на византийской принцессе Анне (ок.962- 1011), сестре императора Василия II (976-1025), армянина по происхождению.

Из Киева армяне, вначале представители торгового люда, а затем и мастеровые, ремесленники, расселились по другим городам Руси и обосновались в Новгороде Великом, Смоленске, во Владимиро-Суздальском княжестве и особенно на юго-западе – во Львове, Каменец-Подольском, Луцке и др.

В 1804–1813 гг. Россия по просьбам и при поддержке армян вела войну за освобождение от власти Персии Нагорного Карабаха и других восточных армянских земель. Примечательно, что даже в самые драматические периоды Отечественной войны с Наполеоном император Александр I не стал отвлекать с русско-персидского фронта ни одного солдата.

12 октября 1813 г. в гюлистанской крепости (Нагорный Карабах) Россия и Персия подписали Трактат о завершении русско-персидской войны. По этому договору к России вместе с карабахскими меликствами перешли 6 других восточноармянских провинций, а также Гянджинское ханство преимущественно с мусульманским населением. Чуть позднее российскими провинциями стали Бакинское, Шакинское, Ширванское и Талишское мусульманские ханства.

В 1828 г., по Туркманчайскому договору, завершившему вторую русско-персидскую кампанию (1826-1828 гг.), к России перешли восточные земли Армении в составе Ереванского и Нахичеванского ханств и Ордубадского уезда. Так было осуществлено присоединение к России всех восточноармянских земель.

В ходе русско-турецкой войны (1828-1829 гг.) русские войска овладели в числе других городов, находившихся под владычеством  Турции, армянскими городами Карсом, Баязетом и Эрзрумом. Однако по результатам  Адрианопольского  договора 1829 г. русские войска были выведены из Западной Армении, а эти города были возвращены Турции. В отошедшие по этому договору к России Ахалцих и Ахалкалаки (сейчас — армянонаселенные провинции Грузии) с конца 1829 г. и в течение 1830 г. происходило массовое переселение армян из Карсского, Эрзерумского и Баязетского пашалыков.

Лишь в 1878 г. по Берлинскому трактату от Турции к России отошли города Карс и Ардаган с прилегающими территориями. Однако большая  часть  Западной Армении так и осталась в составе Турции.

Первый день в Армении мы посвятили знакомству с Ереваном, его святынями и достопримечательностями.

Церкви являются одной из ярких достопримечательностей Еревана. Армения была первой страной объявившей христианство государственной религией. Архитектура кавказских храмов и соборов значительно отличается от европейских и российских.

Фактически все церкви Еревана были разрушены во время большого землетрясения 1679 года, и начали восстанавливаться по большей части в 1693 году. Поэтому, в Ереване очень мало храмов, которые представляют образцы раннего христианства Армении. К тому же, в период Советской власти часть церквей была уничтожена, а оставшиеся переоборудовались под склады или культурные заведения. Большой потерей для архитектуры города стало разрушение в 1931 году храма Петра и Павла, построенного еще в V веке.

Также была снесена Церковь Святого Григория Просветителя, и многие другие места молений. По данным некоторых исследователей, в начале ХХ века в Ереване насчитывалось 10 неописуемых христианских церквей и 3 красочные шиитские мечети. Все они были не только религиозными памятниками, но так же архитектурным и культурным достоянием Армении. А на сегодняшний день из них сохранилось лишь несколько церквей и единственная «Голубая» мечеть.

Нам удалось посетить новый главный храм Еревана - Церковь Святого Григория Просветителя. Он гордость Еревана и крупнейший православный храм в Закавказье, расположенный в центре столицы в одном из живописных парков города. Строительство храма началось в 1997 году с благословения католикоса всех армян Гарегина. В 2001 году собор был освещен и ныне является действующим. Свое название собор получил по имени святого Армянской Апостольской церкви, епископа и просветителя Григора Лусаворича. Мощи этого святого 500 лет хранились в Неаполе и лишь в 2001 году были переданы католикосу всех армян. На данный момент мощи хранятся в кафедральном соборе святого Григория Просветителя.

Собор Григория Просветителя отличается от православных церквей геометричностью форм, строгостью контуров и сдержанностью красок. Однако это не делает его менее грандиозным. Храм стал символом 1700-летия христианства в Армении. Архитектурный ансамбль составляют сам собор и две церкви - Святого Тиридата и Святой Царицы Ашхен. Церкви названы в их честь не случайно, святой Тиридат и царица Ашхен были помощниками и соратниками святого Григория в его миссии – распространении христианской веры в Армении.

Храм, площадью в 3822 квадратных метра, вмещает в себя ни много ни мало – 1700 человек. Высота храма от основания до верхней части креста составляет 54 метра – это самая высокая церковь в Армении. К храму ведет длинная каменная аллея, собор обнесен каменной стеной, вокруг расположен «Парк Мира».

Внутри храм очень просторный и светлый, сразу бросается в глаза отсутствие настенной росписи, минимум икон, на стенах и потолке располагаются треугольные ниши и арки, а также характерные для армянской церковной архитектуры продолговатые узкие окна, украшенные витражами, в центре – иконостас.

Поклониться мощам святого и на службу съезжаются туристы и паломники со всего мира - собор Григория Просветителя является знаменитой христианской святыней, культурным и духовным центром Армении.

Стоит рассказать и о самом Священномученике Григории, просветителе Великой Армении (239-325/6), в армянской традиции Григорий Просветитель — первый Предстоятель Армянской Апостольской Церкви. Именуется также «Вторым Просветителем армян» (первыми считаются апостолы Фаддей и Варфоломей, по преданию, благовествовавшие в Армении в I в. н. э.).

Основной источник сведений о жизни святителя Григория — «История Армении», автором которой считается секретарь царя Трдата III Великого (287-330) Агафангел.

Трдат  прибыл в Армению в 287 г. в сопровождении римских легионов, и вернул себе отцовский престол. Не добившись от Григория отречения от христианства, велел бросить его в казематы или колодец в Арташате, где Григорий находился в заточении около 15 лет (ныне в месте страданий святителя находится монастырь Хор-Вирап — др.-арм. «глубокая яма»).

Трдат подверг христиан жестоким гонениям, предав мучительной смерти святую деву Рипсимию, игумению Гаианию и с ними еще 35 дев одного из малоазиатских девичьих монастырей. По преданию, за это царя постигла Божия кара: обезумевший Трдат обратился в свиноголовое чудовище, но освобожденный после многолетнего заключения Григорий исцелил царя и обратил его ко Христу.

Святой Григорий был рукоположен во епископа в Кесарии Каппадокийской епископом Леонтием. При содействии царя Трдата христианство распространилось по всей стране (традиционная дата Крещения Армении — 301 г., некоторые историки датируют его несколько более поздним временем — после Миланского эдикта 313 г.).

Духовным центром Армянской Церкви стал основанный св. Григорием монастырь Эчмиадзин в городе Вагаршапате.

В 325 г. св. Григорий был приглашен на I Вселенский Собор в Никее, но не имел возможности поехать сам и направил туда Аристакеса, который и привез в Армению Никейские постановления.

В 325 г. св. Григорий передал кафедру сыну, а сам удалился в уединение, где вскоре умер. Обнаруженные местными пастухами, мощи святителя разошлись по христианскому миру вплоть до Греции и Италии.

Главная святыня Армянской Апостольской Церкви — десница св. Григория Просветителя — хранится в Первопрестольном Святом Эчмиадзине и является символом духовной власти верховного иерарха Армянской Апостольской Церкви. Во время совершаемого раз в семь лет мироварения Католикос всех армян освящает миро святым копием, пронзившим ребро Иисуса Христа, и десницей св. Григория.

Почитали св. Григория Просветителя и на Руси житие (мученичество) Григория Просветителя (извлечение из «Истории Армении» Агафангела) было переведено с греческого на славянский язык не позднее XII в. Перевод службы св. Григорию Просветителю на славянский язык сделан не позднее 60-х гг. XI в.

Случаи посвящения св. Григорию храмов на Руси немногочисленны и связаны с крупными городами и монастырями. В 1535 г. во имя св. Григория Просветителя была освящена столпообразная («иже под колоколы») церковь в новгородском Спасо-Преображенском Хутынском монастыре.

В 1561 г. св. Григорию Просветителю был посвящен один из 8 придельных престолов Покровского на Рву собора (храма Василия Блаженного) на Красной площади в Москве.

Если обратить внимание на улицы Еревана, то мы заметим большое количество скульптур. Скульптуры и памятники в Ереване, конечно же, прославляют национальных героев, но есть среди них и тот, кто известен, наверное, больше за пределами Армении - выдающийся мастер морского пейзажа Айвазовский Иван Константинович (Ованнес Айвазян (Гайвазян).

Иван Константинович Айвазовский родился в семье купца Константина (Геворка) и Рипсиме Айвазовских. 17 (29) июля 1817 год священник армянской церкви города Феодосии сделал запись о том, что у Константина (Геворка) Айвазовского и его жены Рипсиме родился «Ованес, сын Геворка Айвазяна».

За свою долгую жизнь он написал до 6000 произведений. Лучшие из них вошли в сокровищницу мировой культуры. Его картины находятся во многих галереях мира.

И.Н. Крамской утверждал, что Айвазовский «есть звезда первой величины во всяком случае и не только у нас, а в истории искусства вообще».

П.М. Третьяков, желая купить для своей галереи картину, писал художнику: «…Дайте мне вашу волшебную воду такою, которая вполне бы передала Ваш бесподобный талант».

В живописи Айвазовский был, прежде всего, поэтом. О себе художник говорил: «Сюжет картины слагается у меня в памяти, как сюжет стихотворения у поэта, сделав набросок на клочке бумаги, я приступаю к работе и до тех пор не отхожу от полотна, пока не выскажусь на нем моей кистью».

Одним из главных архитектурных объектов Еревана является Каскад. Большой каскад – представляет собой смесь парка со зданием, создающую уникальную архитектурную композицию, которая призвана соединить две части города. Само название отражает суть достопримечательности, которая большими ступенями спускается к улице Таманяна. В его нижней части находиться широкий сквер длиной 200 метров, где в самом начале установлена скульптура Таманяна, склонившегося над своими планами. Само сооружение имеет длину 500 метров, ширину – 50 метров, а разница высот между основанием и вершиной составляет 100 метров; завершением Каскада с 1971 года является обелиск «Возрожденная Армения» возвышающийся на 50 метров.

Возле ступеней ведущих к вершине находятся различные фонтаны, цветочные клумбы. Внутри каскада созданы помещения, в которых по окончанию строительства будут размещены кафе, рестораны, выставочные галереи и т.д. Стоит отметить и внешнее оформление Большого Каскада, которое отражает древнюю историю Еревана. Фонтаны и различные обелиски содержат орнаменты, которые были присущи древнему государству Урарту. Со смотровых площадок на ярусах Каскада можно наблюдать отличные городские пейзажи, фоном для которых выступают горы Большой и Малый Арарат.

Сверху недалеко от Каскада располагается Парк Победы. Раньше он был просто озелененной парковой зоной, но стал местом отдыха жителей города, и местом празднования Дня Победы, 9 мая.

Иначе его называют Парк «Ахтанак». Здесь находится центральный монумент, посвященный войне – памятник «Мать Армения». Пьедестал из гранита с вытесненными национальными орнаментами высотой 32 метра был установлен в 1950 году, первоначально на нем стоял памятник Сталину, демонтированный в 1962 году. Статуя «Мать Армения» из чеканной меди высотой 22 метра была поставлена на пьедестал в 1967 году. Скульптура представляет собой фигуру матери, убирающей меч в ножны, под ногами лежит щит. Статуя символизирует Победу и возвеличивает армянский народ.

В основании памятника находится Музей Министерства Обороны Армении. В музее представлены интересные экспонаты как Великой Отечественной войны, так и Карабахской: архивные документы, портреты Героев, личные вещи, оружие.

Перед статуей, на гранитной площадке горит Вечный огонь, хранящий память о погибших в этой ужасной войне. Рядом с памятником находится могила «неизвестного солдата». Кроме того, в окрестностях памятника находятся образцы военной техники разных лет.

В годы Великой Отечественной войны 70 тысячам армян были присвоены боевые награды, более 100 человек удостоены звания Героя Советского Союза, а летчик Нельсон Степанян – дважды Герой. Кроме того, 60 человек получили звания адмирала, маршала и генерала. В окружении монумента располагаются различные образцы вооружения, а перед монументом горит днем и ночью Вечный огонь на могиле Неизвестного солдата.

В Великой Отечественной войне армяне воевали вместе с русскими и

450 тысяч воинов-армян внесли достойный вклад в разгром фашизма, из них 275 тыс. бойцов и командиров (61%) не вернулись с полей боев.

   На фронтах Великой Отечественной войны сражались 5 национальных армянских частей: 89-я, 408-я,409-я,390-я,261-я стрелковые дивизии и 76-я горно-стрелковая дивизия, которая, отличилась под Сталинградом, в связи с чем  была преобразована в 51-ю гвардейскую. 261-я дивизия, сформированная и пополнявшаяся полностью из армян, прошла боевой путь от предгорьев Кавказа до Германии.

 Из всех национальных соединений Советской Армии лишь 89 Таманская армянская дивизия участвовала в штурме Берлина. И сегодня прославленная в боях с фашизмом Таманская дивизия является одним из лучших соединений  Московского военного округа Российской Армии.

В составе славного генералитета Советской Армии было 60 генералов-армян, командовавшие в годы войны крупными армейскими соединениями. Среди выдающихся советских полководцев были  дважды Герой Советского Союза, Маршал Советского Союза, командующий первым Прибалтийским фронтом Иван Христофорович Баграмян, адмирал флота Иван Степанович Исаков, маршал авиации Сергей Александрович Худяков (А. Ханферянц), генералы С. Гиносян, Б. Арушанян, Г. Мартиросян, К. Ахназарян, А. Бабаян. В этой войне возмужал талант будущего главного маршала бронетанковых войск А. Бабаджаняна и будущего маршала инженерных войск С. Аганова.

Свой вклад в достижение победы внесли труженики тыла. В Армении производилось 300 видов оружия и боеприпасов. За героический труд в тылу в годы войны награждены орденами и медалями СССР более 380 тыс. человек. Не оставались в стороне в борьбе против фашизма и прогрессивные силы армянского зарубежья. Более 30 тысяч армян сражались в армиях союзников, участвовали  в партизанских отрядах, в антифашистском подполье европейских стран. Именем одного из участников Сопротивления во Франции, поэта Мисака Манушяна, ставшего национальным героем этой страны, названа одна из улиц Парижа. На средства, собранные зарубежными армянами и Армянской церковью, Красной армии были переданы танковые колонны «Давид Сасунский» и «Генерал Баграмян», несколько эскадрилий самолетов, закупались боеприпасы и вооружение.

Эчмиадзин
Арарат сегодня как на ладони. Величие этой горы невозможно передать, только увидеть своими глазами. Ноев ковчег правда не видно... а вот небольшую часть ковчега можно увидеть в музее Эчмиадзина.Стоит отметить, что в Армении три Эчмиадзина: город, кафедральный собор и сложившийся вокруг него монастырь.

По пути в город мы проезжали Мусалер. В этом селе установлен памятник напоминающий крепостную башню, верх которой украшен стилизованной головой орла, фасад — барельефом с фигурой воина.

Созданный в 1976 г., памятник посвящен участникам героической обороны от турок в 1915 г. армянского населения сирийского вилайета Адана, на горе Мусадаг у побережья Средиземного моря. Более сорока дней защитники Мусадага удерживали вершину горы, пока корабли французской военной эскадры — корвет «Жанна дАрк» и крейсер «Гишен» — не спасли их, перевезя в Порт-Саид.

В 1947 г. большая часть защитников Мусадага репатриировалась в Армению. С тех пор ежегодно в сентябре оставшиеся в живых и их потомки проводят традиционный сбор, чтобы почтить память защитников Мусадага.

При въезде в город можно увидеть памятник десницы Св. Григория Просветителя. Сам город Эчмиадзин находится в 20 км от Еревана и расположен в центральной части Араратской равнины, является одним из самым популярных достопримечательных мест Армении благодаря наличию в городе и его окрестностях замечательных исторических памятников. Он был одним из важных центров становления армянской государственности, развитие самобытной национальной культура армян. Город был основан в первой половине II века (тогда он назывался Вагаршапат) на месте древнего поселения. После разрушения римлянами Арташата в 163 г., он полтора века был столицей древней Армении.

Христианство принесли в Армению сподвижники Христа, апостолы Фаддей и Варфоломей. Поэтому армянская церковь и называется Апостольской.

Армения – первая в мире страна, провозгласившая христианство государственной религией (301 г.). Согласно легенде, св. Григорию Лусаворичу было видение Иисуса, сошедшего с небес и указавшего место для постройки собора. В 303 г.- через два года после принятия христианства – на месте древнего языческого капища была заложена церковь, названная Эчмиадзином, что по-армянски означает “сошел единородный”, то есть Иисус Христос. С тех пор Эчмиадзин стал духовным центром Армении, сердцем армянского христианства. Вот уже более 1700 лет стоит Кафедральный собор как Центр Армянской Апостольской Церкви - современник заката Рима и Византии, свидетель событий, связанных с принятием Арменией христианства, место коронования многих армянских царей…

Армянская церковь - близка к православной, но влияние католицизма в ней очень заметно. Например, стены в армянских храмах украшают не иконы, а картины. Службу сопровождает орган. Заимствованы у католиков и некоторые элементы церковного облачения.

Армянская церковь наряду с коптской, эфиопской и сирийской относится к числу древневосточных ортодоксальных церквей. Поэтому порядок служения в них ближе к православному. Католикос Всех Армян, Гарегин II: "С 1962 г. Армянская Церковь состоит во Всемирном Совете Церквей и поддерживает связи с другими братскими церквями. Однако более близкие отношения у нее с Русской Православной церковью. Отношения эти отражают теплые отношения между нашими народами и государствами. В смысле богословия наша Церковь, как восточная ортодоксальная, гораздо ближе к семье православных церквей". При всей схожести между Армянской апостольской и Русской Православной церквями имеются существенные отличия. Они касаются догматики, особенностей богослужения и обрядов. Армяне, например, по большим праздникам приносят в жертву бычка, барана или петуха. Многие таинства в этих двух церквях совершаются по-разному.

Встречи духовных лидеров России и Армении происходят регулярно. На них обсуждаются закавказские проблемы, жизнь и окормление армянской диаспоры в России и русской в Армении, вопросы духовного образования. В Армении действуют несколько русских православных храмов. В России живут сотни тысяч армян, служат десятки священников. Так что связи между нашими церквями и народами самые тесные. Католикос Всех Армян Гарекин II: "Мы с нашими духовными братьями молились о русской церкви, молились, чтобы Бог распростер свою длань над русским народом... Мы неустанно молимся, чтобы Господь держал Россию, ее церковь и государство под своим покровительством".

Перед посещением монастыря Эчмиадзин мы зашли в монастырь храм Святой Гаянэ.

Церковь VII века, построенная на месте гибели Святой Гаянэ, здесь же она и погребена. Чтобы попасть к захоронению нужно спуститься вниз справа от алтаря.  Мощи Святой Гаяне покоятся в южном приделе храма, рядом с алтарной апсидой.

Гаянэ была настоятельницей дев, покинувших Рим в связи с гонениями и притеснениями христиан. Группа служительниц монастыря Св. Павла нашла убежище в Армении. Царь Трдат III предоставил им крышу над головой  и пообещал всячески защищать от римлян.

Однако вскоре он влюбился в одну из дев – Римсимэ – и возжелал ее. Рипсимэ ответила царю отказом. Тогда вместе с Рипсимэ на прием к царю привели и ее настоятельницу – Гаянэ, в надежде, что она сможет повлиять на решение девушки, чтобы спасти жизни остальных дев. Но  Гаянэ как мудрая и принципиальная настоятельница поддержала Рипсимэ и дала ей совет не поддаваться уговорам и уловкам царя, сохранять свою веру, хранить целомудрие.

За это девушки были казнены около 301 (или 314) года. Как невинно погибшие, впоследствии они были приравнены к святым.

Этот храм был основательно перестроен в 630 году католиксом-халкидонитом Эзрой, и стал вроде бы первым халкидонским (православным) храмом той эпохи. Является одним из лучших памятников армянской архитектуры. Внешний облик храма отличается стройностью пропорций. Лаконичное и строгое здание церкви украшено лишь орнаментами на растительные мотивы, расположенными на обрамлениях дверей и окон. Прямоугольное помещение церкви изнутри разделено двумя рядами колонн на три части. Колонны предназначены для несения тяжести купола, опирающегося на стройный восьмигранный барабан. В 1652 году он был капитально обновлен, а в 1683 году к нему пристроили галерею для погребения иерархов армянской церкви. На крайних куполах галереи - изящные звонницы. На архитектурных деталях - орнаментальная резьба. Над входом сохранилась стенопись ХVII века на рождение Христа.

Если внимательно присмотреться к стенам храма, то можно рассмотреть следы многочисленных следов пуль на его фасаде. Вероятно, это отметилась турецкая армия в 1918 году.

В солнечную погоду от храма открывается потрясающий вид на гору Арарат. В Армении есть несколько объяснений происхождения названия «Арарат». Согласно версии армянского историка V века Мовсеса Хоренаци, оно произошло от слов Арай-Арат — «гибель Арата — седьмого армянского царя» в сражении с ассирийцами.

Согласно другой версии, этимология названия «Арарат» связана с названием древнего царства «Урарту», упомянутой в Библии как «эрец-Арарат», а в некоторых древних иудейских рукописях — Урарат.

Согласно Библии к вершине гор Араратских пристал спасшийся от всемирного потопа Ноев ковчег, а Ной, выйдя из ковчега, построил первый после Потопа алтарь и принёс жертвоприношение, возблагодарив Бога за спасение. Согласно Библии, на горе Арарат Бог заключил с Ноем Завет и обещал, что больше не будет наказывать человечество, уничтожая людей водами нового потопа, если люди перестанут уничтожать друг друга. Согласно сохранившейся легенде, на Арарате Ной посадил виноградную лозу, а получив из собранного урожая вместо обычного виноградного сока молодое вино, впервые опъянел от перебродившего виноградного сока, положив тем самым начало виноделию. Тогда же, согласно Библии (Ветхий Завет), на Земле впервые появилась радуга, как символ Завета, заключенного между Творцом и человеком.

Данная трактовка дала толчок происхождению различных исследований, отождествляющих Арарат и территорию, на которой гора находится, с легендой о Ное. Так, летописец Иосиф Флавий сообщает: «Одну часть корабля можно обнаружить еще и сегодня в Армении. …Там люди набирают смолу для изготовления амулетов…».В XIII веке итальянский купец и путешественник Марко Поло в своей книге «Путешествия венецианца Марко Поло» сообщает: «… Вы должны знать, что в этой стране Армении, на вершине высокой горы покоится Ноев ковчег, покрытый вечными снегами, и никто не может туда, на вершину, забраться, тем более что снег никогда не тает, а новые снегопады дополняют толщину снежного покрова».

От храма Св. Гаянэ мы отправились в монастырь Эчмиадзин.

На территории монастыря находится резиденция Католикоса - главы Армянской церкви. Для армян Эчмиадзин - центр притяжения, если не мироздания. Побывать здесь обязан каждый армянин, как бы далеко от родины он ни жил, где бы ни родился. Католикос Всех Армян Гарегин II: "Святой Эчмиадзин не только армянская, но и всемирная святыня. Мы рады отметить, что главы братских церквей регулярно посещают святой Эчмиадзин, и совместно мы возносим молитву Господу нашему, прося мир для мира и братства для народов. Чада других Церквей посещают первопрестольный град для того, чтобы приобщиться к нашей истории, церкви и традициям".
Слева от входа на территорию монастыря - Эчмиадзинская типография, основанная в 1772 году, справа - кельи монахов, чуть дальше расположено здание синода Армянской церкви, библиотека, музей "Сокровища Эчмиадзина", монастырская трапезная (первая половина XVII века), старое здание католикосата(1738 – 41гг.), много хачкаров. У входа в резиденцию католикоса возвышаются «ворота Трдата», сооруженные в форме арки. В их основании сохранились каменные блоки IV века. Полагают, что на месте этих ворот размещался дворец армянских царей. На территории монастырского комплекса находится Духовная Академия святого Эчмиадзина, где преподаются около 40 дисциплин, в основном, философия, логика, риторика, психология, всемирная история, ритуалистика, шаратановедение, духовные песнопения, языки: старогреческий, русский, английский, армянский - как современный, так и староармянский.

По центральной аллее расположены резные каменные кресты или хачкары разных веков.

Хачкар, в дословном переводе с армянского крест-камень ("хач" - крест, "кар" - камень) - удивительнейшее явление Армении, представляющее из себя каменную резную стеллу с изображением креста. На территории Армении насчитывется несколько тысяч хачкаров, и каждый из них уникальный. Размер их может достигать двух метров, и весить они могут несколько тонн. Также хачкары стоят во многих городах и селах юга России,  там, где проживают представители армянской общины.

История  возникновения  крест-камня  ведется с 301 года, когда армяне приняли христианство.  На  месте  памятников языческого культа стали появляться сначала деревянные  кресты. Но их сжигали противники новой религии, и поэтому христиане стали заменять их каменными.

Хачкары устанавливали по любым поводам: в честь победы над врагами, по случаю окончания строительства храма, они служили межевыми знаками и очень часто - могильными памятниками.

Обычно хачкары вырезаются из вулканического базальта или туфа. В центре обязательно должно быть изображение креста (армянского креста). Это процветший, как бы распустившийся, подобно дереву или цветку, крест. Такой крест - не только орудие казни, но и символ новой, вечной жизни. Под крестом иногда высекают круг. Круг с водруженным на нем крестом символизирует торжество христианской веры. Остальная часть хачкара украшается узорами настолько разными и витиеватыми, что найти два одинаковых крест-камня невозможно.

Центральное сооружение Эчмиадзина - Эчмиадзинский кафедральный собор. Собор является одним из самых древнейших памятников христианства. Существует легенда, которая гласит, что место для строительства храма Григорию Просветителю показал сам Господь. Именно поэтому он носит название Эчмиадзинского собора, так как Эчмиадзин переводится дословно, как «сошел Единородный».

Он много раз изменялся и реконструировался. Изначально деревянный  монастырь был возведен в форме базилики. В V веке был перестроен, ему была придана крестообразная форма, увенчанная куполом — он приобрел традиционный вид центрально-купольного собора.  В VII веке Эчмиадзинский собор возвели в камне. Тогда же над ним появился  новый купол и была построена  трёхъярусная колокольня. Шестиколонные ротонды с трех сторон появились в  XVIII. В 1869 году у собора появилась ризница. Она была пристроена  с восточной стороны и используется для хранения церковной утвари и драгоценных реликвий.

У Эчмиадзинского собора есть одна особенность — помимо основного алтаря, который находится в восточной части, есть еще три. Два алтаря в южной и северной соответственно. А третий является святым местом, именно сюда сошел Господь по приданию.

Внутреннее убранство собора скромнее того, что мы привыкли видеть в богато украшенных  православных храмах России и Украины. Стены и купол  покрыты фресками, некоторые из которых созданы в XVII -XVIII веках Овнатаном Нагашем и Овнатаном Овнатаняном.

Для хранения реликвий и даров, поступающих в церковь, в 1869 году к собору были пристроены помещения, в которых сейчас находится церковно-исторический музей. В музее с почитанием хранятся святые реликвии и величайшая из них - легендарное копье легионера Гая Кассия, которым тот пронзил грудь распятого Иисуса Христа. (Новейшие исследования, которые провели специалисты из Великобритании, подтвердили, что именно оно является подлинным. Другие подобные реликвии – лишь поздние копии.) В музее экспонируется более 800 предметов: церковные одежды, вышитые золотом и жемчугами, посохи и кресты католикосов, многочисленные ритуальные предметы, выполненные из золота, серебра, слоновой кости. Здесь и кресла католикосов, декорированные перламутром и слоновой костью и с литыми из серебра фигурками, пергаментные рукописные книги с серебряным переплетом и многие другие предметы, которые имеют важное значение для изучения истории армянской церкви. В Эчмиадзине хранились древнейшие рукописи и миниатюры, которые позже были перевезены в Матенадаран, но осталось все равно немало – 30 тысяч томов, среди которых есть чрезвычайно редкие издания.

В святом Эчмиадзине с почитанием хранятся мощи святого Иоанна Крестителя, святого Стефана Первомученика, святых апостолов Фаддея, Варфоломея, Андрея Первозванного, Фомы, многих святых Церкви и такие святыни, как частица Древа Животворящего и Пречестного Креста Христова, частица тернового венца и копье, пронзившее Иисуса Христа. Также в музее хранятся подарки Русской Православной церкви – иконы 17-18 вв., есть в нем и подарки Императоров России.

На территории монастыря находятся и другие постройки – жилые и нежилые, включая резиденцию Католикоса.  У  ее  входа возвышаются Ворота царя Трдата, воздвигнутые в XVII в.

Сама двухэтажная резиденция – Старые патриаршие покои – появилась в XVIII веке. Она расположена в юго-западной части монастырского двора.  На верхнем этаже расположено несколько парадных залов включая тронный с расписным потолком.

Существуют также и Новые Патриаршие покои. Они построены относительно недавно — в  1915 году.

На территории комплекса также расположена духовная академия святого Эчмиадзина, в которой готовят  священников Армянской апостольской церкви.

Для крещения на территории Эчмиадзина построена отдельная церковь, внешне напоминающая шатер.

Около крещальной на площади установлен памятник жертвам геноцида 1915 года.

Примечательно, что на всей территории монастыря, как и в Ереване, и других городах установлены фонтанчики с бесплатной и вкусной водой, которые работают беспрерывно. Для многих городов мира это водное изобилие непозволительная роскошь, а для Еревана – это жизненная необходимость.

Из монастыря Эчмиадзин мы отправились в церковь Святой Репсимэ. Она находится почти в начале города, что позволяет по пути к ней познакомиться с самим городом.

Город Эчмиадзин известен со II века, но о его древности напоминают только монастыри. Остальные строения относятся в нашему веку.

В центре города установлен памятник и горит Вечный огонь в память о погибших в Великой Отечественной войне. Армения в годы ВОВ входила в состав СССР и хлебнула лиха как и все другие граждане Советского Союза.

Более полумиллиона армян сражались на фронтах. 106 стали Героями Советского Союза, 27 – полными кавалерами солдатского ордена Славы. В состав Советской армии входили 6 полностью армянских дивизий и 7 таких же соединений, укомплектованных в значительной степени  армянами. Более 70 человек стали генералами. А имена маршала Ивана Баграмяна, адмирала Ивана Исакова (Ованес Исаакян), маршала авиации Арменака Ханферянца (Сергей Худяков), главного маршала бронетанковых войск Амазаспа Бабаджаняна, генерал-полковника Михаила Парсегова известны во всем мире. Конструкторы Артем Микоян, Амо Елян обеспечивали армию лучшими самолетами и орудиями...

Армянские бойцы вступили в бой с немецко-фашистскими оккупантами с первых дней войны. В частности, в Брестской крепости и ее окрестностях на момент войны служили более 200 армянских бойцов. Поблизости героические бои вела дивизия, которой командовал генерал-майор Христофор Алавердян.

Всесоюзную победу вместе со всеми ковали шесть доблестных армянских национальных дивизий: 76-я, 390-я, 408-я, 409-я, 89-я, 261-я. 89-я дивизия оказалась на одном из самых кровавых участков войны.

В дни победного завершения  Великой   Отечественной   войны  в обращении руководства страны к советскому народу было сказано: «В годы  Отечественной   войны  армянский народ с честью выполнил свой долг перед Родиной.  Армяне-воины  вместе с сыновьями других народов Советского Союза самоотверженно защищали свободу и независимость нашей Родины. Рабочие, колхозники, интеллигенция Армении неустанно работали во имя достижения победы над врагом».

Победа досталась дорогой ценой, потому была необыкновенно радостной. Эта Победа служит еще одной достойной вехой в единении русского и армянского народа.

По пути к церкви Репсиме встретился указатель улиц, где написана «ул. Петрозаводск».  Оказывается Петрозаводск побратим Эчмиадзина. Договор о сотрудничестве подписан в 2004 году.

Интересны и примечательны порой пейзажи города, они настоящие кавказские - сельские дома на фоне горных снежных вершин и огромным небом.

Наконец, церковь Святой Репсимэ.

Она была мученицей. Каждый армянин знает ее историю… В 300 г. 33 кападокийских христианки скрывались в Армении от преследования римлян. Армянский царь Трдат воспылал страстью к одной из них, красавице Репсимэ. Девушка царя отвергла. За это Трдат приказал казнить всех беженок. После казни он тяжело заболел. А помог ему Святой Григорий. Он похоронил останки дев и исцелил царя. Благодарный Трдат принял Христово учение, а на месте казни христианок построили церковь.

Построена она в 618 году,  сумела без последствий пережить землетрясение 1679 года.  и перестроена в 1741. Это стройное и величественное сооружение. Внутри церковь имеет форму прямоугольника, в который вписан крест, образуемый четырьмя полукруглыми апсидами. В четырех углах расположены приделы. Из одного из них можно войти в расположенный под алтарем склеп, где по преданию была погребена Рипсиме. Декоративное убранство здание очень скромное. В 1790 году к нему пристроена двухъярусная колокольня с восьми колонной звонницей. В притворе церкви хранятся инкрустированные перламутром престольные врата 1741 года.

Первый храм на этом месте построил сам Григорий Просветитель. В 618 году был построен тот, что мы имеем в настоящий момент. На от момент это был один из первых крестовых храмов в Закавказье и в Армении в частности. Он построен примерно через 20 лет после постройки Аванского собора и повторяет его схему "тетраконха", но с отличиями - угловые камеры сделаны квадратными, а не круглыми. На тот момент уже существовал храм Джвари, построенный по той же схеме, поэтому открытым остается вопрос - брался ли за образец Джвари или Аван. Верхняя часть аванского собора не дожила до наших дней и это осложняет сравнения.

Сейчас храм окружен невысокой стеной. Внутри стены находится садик в восточном стиле.

Гарни – Герард – Севан

Третий день был посвящен осмотру Армении за пределами Еревана. Как говорят Москва – не Россия, то же самое можно сказать, Ереван – не Армения.

Чтобы увидеть красоту Армении и ее разнообразие нужно обязательно выезжать за пределы столицы. Армения по сравнению с Россией небольшая страна. Однако это не мешает ей показывать миру непохожие, но дополняющие друг на друга достопримечательности от долин и гор до озер и лесов от языческих храмов до христианских монастырей.

Первым мы посетили Гарни.

Храм Гарни — единственный сохранившийся на территории Армении памятник, относящийся к эпохе язычества и эллинизма. Как полагают, он был посвящён языческому богу Солнца Митре.

Когда-то это был единственный античный храм на всей территории СССР, если учитывать полностью реконструированные храмы. Он был построен армянским царем Тиридатом - или Первым (63 - ?) или Третьим (287 - 330). Есть и другие датировки - например, 115 или 175 год. Последняя датировка предложена теми, кто считает храм  мавзолеем царя Сохэмоса (140 - 185).

Гарни (арм. Գառնի) – популярнейший туристический объект в Армении. Сюда приезжают, чтобы посмотреть на настоящий языческий храм I-го века нашей эры, который расположен на высокой горе, так что здесь есть еще и красивые пейзажи. Однако нужно помнить, что храм – творение советских реконструкторов 1968 года и на что он был похож изначально неизвестно.

Место, где находится Гарни, привлекало и в древности своей исключительностью. В VIII веке до нашей эры это поселение захватил урартийский царь Аргишти (786 - 764) и установил здесь каменную стелу. Примерно в III веке до нашей эры тут образовалась летняя резиденция армянских царей из династии Оронтидов, а около I века нашей эры по Гарни уже что-то писал Тацит. В латинской литературе это место было известно как Gorneas.

Крепость Гарни занимает господствующий над прилегающей местностью треугольный мыс, огибаемый рекой Азат с двух сторон, глубокое ущелье, а отвесные склоны служат неприступным естественным рубежом. Ущелье примечательно своими изумительными, кажущимися искусственными склонами, которые состоят из правильных шестигранных призм. Последние тянутся от подножья до верха ущелья и имеют название «Симфония камней».

Внешне это классический греческий периптер (примерно то же самое, что Парфенон), где основное здание окружают 24 ионические колонны на аттических базах. От прочих античных храмов Гарни отличается материалом - он построен из базальта, а не из известняка.

У подножия Гарни остались еще руины крепости, руины дворца, урартийская стела и фундамент храма VII века. При входе сохранились остатки стены крепости Гарни и фрагменты башен. Время их постройки точно не известно, скорее всего строилось одновременно с храмом или даже раньше.

Гегард

Гегард как один из самых известных символов Армении пользуется успехом у туристов и паломников. Много в этот раз оказалось и из России.

Полное название монастыря — Гегардава́нк, дословно — «Монастырь копья». Название происходит от копья Лонгина, которым пронзили тело Иисуса Христа на Кресте, и, как утверждается, привезённого в Армению апостолом Фаддеем в числе многих других реликвий. Сейчас копьё выставлено в музее Эчмиадзина.

Датой основания первого монастыря принято считать IV в. Основан он был на месте священного источника, берущего начало в пещере. Поэтому изначально он получил название Айрива́нк (арм. Այրիվանք), что означает «Пещерный монастырь». Согласно преданию, основателем монастыря был Св. Григорий Просветитель. В IХ в. монастырь был разрушен арабами и сожжен в 923 г. В XIII в. князь Прош Хахбакян приобрел монастырь и благодаря построенным сооружениям, принес Гегарду славу, которая не ограничивается одной Арменией.

Часть храмов монастырского комплекса наполовину выдолблены внутри скал, в то время как другие являются сложными сооружениями, состоящими как из обнесенных стенами помещений, так и с комнатами, выдолбленными глубоко внутри утёса.

Сохранившийся ансамбль датируется XII – XIII в. и включает комплекс церквей и строений различного предназначения. Главные достопримечательности этого удивительного комплекса, конечно же, старинные церкви. Например, храм Катогике (1215), ризница Гавит (1215—1225), пещерная церковь Авазан с родником, высеченная на месте древней языческой пещеры, а также часовня Святого Григория Просветителя, скальные церкви и многое-многое другое. Впечатления, оставшиеся после посещения Гегарда трудно передать словами: это и сила веры, царящая здесь, и фантастическое мастерство и нечеловеческий труд, который пришлось приложить при постройке, и удивительная природа, и светлая, добрая атмосфера, окружающая каждого паломника и туриста.

 На всей территории ансамбля Гегард (впрочем, как и в других подобных храмах Армении) можно увидеть большое количество каменных стел с крестами. Они либо вырезаны на стенах, либо стоят отдельно.

Находясь в монастырском комплексе Гегард, нельзя не предаться этой религиозной атмосфере. Именно тут можно испытать полное душевное умиротворение.

Окружающие монастырь утёсы являются частью ущелья реки Азат, которое как и монастырский комплекс включено в список Мирового культурного наследия ЮНЕСКО. Часть храмов монастырского комплекса полностью выдолблены внутри скал, в то время как другие являются сложными сооружениями, состоящими как из обнесенных стенами помещений, так и с комнатами, выдолбленными глубоко внутри утёса.

Гегард известен также и реликвиями, которые хранились в нём. Самая важная из них — копьё, которым сотник Лонгин пронзил тело Иисуса Христа, распятого на кресте, как считается, привезённое апостолом Фадеем, отчего и произошло название монастыря, которое используется и по сей день — Гегардаванк, впервые записанное в документальном источнике в 1250 г. Это обстоятельство сделало монастырь популярным местом для паломничества армян в течение многих веков. Реликвии апостолов Андрея и Иоанна были подарены в XII в. Благочестивые посетители в течение последующих веков одаривали монастырь землёй, деньгами, рукописями и т. д. В одной из пещерных келий в XIII в. жил известный армянский историк Мхитар Айриванеци. Кроме легендарного копья, в Гегарде не уцелело ни одного произведения прикладного искусства. На конце рукоятки копья имеется присоединённая к ней ромбовидная пластина, на которой вырезан греческий крест с расширяющимися концами.

Над основным храмом для посетителей хор монастырского комплекса Гегард исполняет традиционное церковное пение Комитасу.

Озеро Севан

Из Герарда отправились на озеро Севан. Озеро находится в чаще окруженной со всех сторон горами. Вардениским хребтом на юге, Арегунийским с северной стороны, Гегамским с запада и Севанскими хребтами на востоке.

Для Армении Севан как Байкал для России. Наибольшее и одно из красивейших озёр Кавказа. Это чудо природы, соседствующее с небом, расположено в громадной чаще гор на высоте 1916 метров над уровнем моря. Вода его прозрачна и чиста, ведь, по преданию, из него пили только звезды и боги.

В 1928 году известный русский писатель Максим Горький, посетивший Армению и увидевший впервые Севан, сказал:

«Да, удивительно красиво! Кажется, горы обняли и охраняют ущелье с любовью и нежностью живых существ. Воздух необыкновенно чист и прозрачен и как будто окрашен в голубой мягко сияющий тон. Мягкость – преобладающие впечатление. Глубокое русло ущелья наполнено тишиной, зеленью садов… и как бы все тихо плывет к направлению к озеру Севан. Южное Закавказье ошеломляет разнообразием и богатством своих красок. Эта долина одна из красивейших».

Есть несколько гипотез происхождения Севана. Вероятнее всего, это озеро родилось несколько тысячелетий тому назад вследствие вулканических процессов, происшедших в окружающих его Гегамских горах. На южных склонах к озеру находятся несколько десятков геометрических круглых кратеров, заполненных пресной водой. В Севан впадают 28 рек. Площадь самого озера 1240 кв.км, бассейн его примерно в четыре раза больше - 4850 кв.км. Здесь находятся 2 города, два поселка, около 100 сел, где проживает более 250 000 человек.

Протяженность путешествия любым способом вокруг Севана составляет сейчас не менее 200 км.

На берегу озера на полуострове (еще в советское время он был островом) находится монастырь Севанаванк. Находится на высоте чуть более 1900 метров от уровня моря.

 Когда в 301 году была крещена Армения, святой Григорий Просветитель лично основал здесь два храма: Сурб-Арутюн и Сурб-Карапет. В 874 году был построен храм Сурб-Аствацацин (Богородицы) и храм Сурб-Аракелоц (12-ти апостолов). Инициатором постройки была Мариам, дочь царя Ашота I и жена сюникского царя Васака. Храмы были построены вроде бы в виде обета после смерти этого Васака. Из-за этой Мариам монастырь иногда называют Мариамашен.

История этих монастырей схожа с монастырями Руси. Они являются свидетелями и памятниками той или иной исторической эпохи. Если в стране мир, то и монастыри расцветают, если война и смутные времена – приходят в упадок. Советская эпоха на монастырях Армении оставила, как и в России, свой холодный отпечаток, монастырь закрыли, а в 1931 году произошло немыслимое: храм Сурб-Аствацацин (IX века) разобрали на камни и построили из них санаторий.

Сейчас на территории монастыря можно найти два храма и некоторые фундаменты. Храм Сурб-Аствацацин разобрали так основательно, что от него не осталось ни единого камня. Храм Сурб-Арутюн остался только в виде фундамента. Но и это весьма ценно, поскольку от храмов IV века в Закавказье не осталось почти ничего. Так что можно потрогать руками фундамент той самой, едва ли не первой, армянской церкви.

Выдающиеся историки и путешественники прошлого с восхищением отзывались об озере Севан и назвали его "лотосом поднебесья" - Нарекаци. Его площадь составляет порядка 5-10% от всей площади Армении, а одноименный национальный парк, который включает также водозабор озера и несколько заказников, занимает 1/6 часть Армении.

Озеро Севан — единственный крупный гарантированный источник пресной воды в Армении и крупнейший на всём Кавказе. В связи с этим с давних времён ставился вопрос об эффективном использовании водных ресурсов озера.

Православные храмы Еревана

День был посвящен знакомству с православными храмами Еревана.

В настоящее время в столице Армении 1 храм действующий и 1 строящийся. Сначала мы посетили строящийся храм Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня в районе Шенгавит.

На пути к церкви находится памятник жертвам геноцида — 1915 года (дар от арабского народа) на берегу Ереванского озера.

В 2015 году исполнилось 100 лет с момента самой трагической даты многовековой истории армянского народа – Геноцид армян. Это массовое убийство армянского населения Османской империи во время Первой мировой войны. Эти избиения были осуществлены в разных регионах Османской империи правительством младотурок, которые были в тот период у власти. Первая международная реакция на насилие была выражена в совместном заявлении России, Франции и Великобритании в мае 1915 года, где зверства против армянского народа были определены как «новые преступления против человечества и цивилизации». Стороны соглашались, что турецкое правительство должно быть наказано за совершение преступления.

В канун Первой мировой войны в Османской империи жило два миллиона армян. Около полутора миллиона было уничтожено за период с 1915 до 1923 года. Оставшиеся полмиллиона армян были рассеяны по всему миру.

С началом Первой мировой войны, младотурецкое правительство, надеясь сохранить остатки ослабленной Османской империи, приняло на вооружение политику пантюркизма – создания огромной Турецкой империи, вбирающей в себя все тюркоязычное население Кавказа, Средней Азии, Крыма, Поволжья, Сибири, и простирающейся до границ Китая. Политика тюркизма предполагала тюркизацию всех национальных меньшинств империи. Армянское население рассматривалось главным препятствием для реализации этого проекта.

Хотя решение о депортации всех армян из Западной Армении (Восточная Турция) было принято в конце 1911 года, младотурки использовали начало Первой мировой войны в качестве удобной возможности для его осуществления.

24 апреля 1915 года отмечается армянами всего мира как день памяти жертв Геноцида.

Множество фактов свидетельствуют о том, что параллельно массовым погромам и депортации армянского населения в Османской империи правительство младотурок преднамеренным и запланированным способом стремилось уничтожить также и материальные доказательства армянской цивилизации. Осознавая роль церкви и веры в жизни армянского народа, турецкое правительство преднамеренно истребило армянское духовенство, уничтожило церкви и монастыри, тысячи средневековых рукописных книг, присвоило церковную утварь.

Согласно официальным данным, составленным и представленным армянской Патриархией Константинополя турецкому правительству в 1912-1913 годах, на территории всей Османской империи насчитывалось более 2000 церквей и монастырей (в том числе уникальные раннехристианские памятники 4-5 веков), большая часть которых была разграблена, сожжена и разрушена во время геноцида.

Начиная с 20-х годов прошлого столетия в Турции начался процесс переименования топонимов Западной Армении. В настоящее время более 90 процентов топонимов Западной Армении отуречены. Армянские географические названия заменены турецкими, запланированным образом уничтожены сотни архитектурных памятников или нивелировано их армянское происхождение.

Согласно данным ЮНЕСКО от 1974 года, после 1923 года из 913 сохранившихся армянских историко-архитектурных памятников 464 полностью уничтожены, 252 лежат в руинах, 197 нуждаются в капитальном восстановлении. Армянские архитектурные сооружения последовательно взрывались и служили в качестве мишеней во время военных учений турецкой армии, а камни использовались в качестве стройматериалов. Сегодня в некоторых сельских местностях армянские архитектурные сооружения служат в качестве хлева, склада, тюрьмы. Во многих случаях армянские церкви превращены в мечети.

Прошло 100 лет, но рана армянского народа не зажила, а Турция по-прежнему не признает факта геноцида. Это послужило основанием для создания девиза армян всего мира к 100-летию геноцида армян «Помню и требую», а символом – незабудка. «Избранный девиз намеренно подчеркнутый и персонифицированный, чтоб каждый, произнося эти слова, вспоминал историю своей семьи, пережитую нами трагедию и то требование, которое мы видим в этом контексте, представил всему миру», сказал руководитель аппарата президента Армении, координатор мероприятий, посвященных 100-летию Геноцида армян, Виген Саркисян.

 Стоит рассказать и историю Ереванского озера, которое называли также «Ереванским морем». Образовалось оно в ходе создания водохранилища. Несколько десятилетий назад Ереванское озеро являлось одним из символов города. Сейчас его экологическое состояние катастрофическое. Здесь очень высокое содержание хрома. С 2007 года левый берег и примерно четверть озера оболотилось.

В глубине озера находится Ереванская пещера. Сегодня от пещеры почти ничего не осталось, можно сказать, что сохранился лишь ее скелет. Это самая старая пещера Еревана и была первой в Армении, которая исследовалась, где нашли каменные инструменты. В ходе раскопок были обнаружены инструменты из обсидиана, а также кости животных и людей. Стало ясно, что на этой территории жили охотники, которые активно вели хозяйство. Все эти находки имеют 100-400 тысячелетнюю историю. Многое из найденного сегодня хранится в Музее истории Еревана. Изучили лишь одну треть.

Изменились природные условия - уровень воды в озере значительно поднялся, кроме того, сегодня мы не можем войти в пещеру, так как расположенное на территории озера посольство США установило ворота. Уже 10 лет, как мы лишены возможности исследовать пещеру.

Для многих озеро в первую очередь ассоциируется с произошедшей в 1976 году аварией троллейбуса и подвигом Шаварша Карапетяна.

16 сентября 1976 года у Шаварша Карапетяна было обычная тренировка на берегу Ереванского озера.  Вместе с ним пробежку совершали его брат Камо и тренер  Липарит Алмасакян. Буквально на их глазах с дороги в озеро слетел переполненный людьми троллейбус. В считанные секунды он ушел на дно.Троллейбус оказался на глубине 10 метров. Шаварш принял решение молниеносно – он будет нырять, а брат и тренер – вытаскивать пострадавших на берег. Это была невероятно сложная задача. Вода в Ереванском озере была очень холодной, видимость практически нулевой. Эти «радости» дополнялись тем, что в озеро поступали отходы жизнедеятельности столицы Советской Армении. Шаварш нырнул на 10 метров, выбил ногами заднее стекло троллейбуса, и стал доставать гибнущих людей. Даже если бы он спас одного, двух, трех человек, это было бы фантастикой, учитывая условия, в которых приходилось действовать. Шаварш Карапетян в буквальном смысле вернул с того света 20 (!!!) человек. На самом деле спортсмен вытащил значительно больше пострадавших, но многим уже не смогли помочь врачи. ырять он перестал тогда, когда кончились все физические и моральные силы. Но прежде он еще успел зацепить трос за утонувший троллейбус – у прибывших на место спасателей не оказалось аквалангов, а повторить то, что делал спортсмен, им было не под силу.

Сам Шаварш тоже оказался в больнице – тяжелейшая пневмония, заражение крови, происшедшее из-за порезов об стекло в грязной воде… Он провел на больничной койке 45 дней. Когда он вернулся домой, его буквально тошнило от воды. Вернуться в спорт было делом почти нереальным. И, тем не менее, он вернулся, вновь поразив всех. Вернулся, чтобы уйти красиво – в 1977 году он установил свой последний, 11-й мировой рекорд. Но это было исключительно через «не могу». Все свои силы он оставил там, в Ереванском озере.

О его подвиге большая страна узнала не сразу – не любили в те времена писать о катастрофах. А когда узнала, в Ереван пошли десятки тысяч писем с благодарностью, на которых был простой адрес «Армения, город Ереван, Шаваршу Карапетяну».

То, что понятно простым людям, не всегда понятно чиновникам. Великий спортсмен и великий человек Шаварш Карапетян не стал Героем Советского Союза – его отметили орденом «Знак Почета». 8 августа 1978 года советский астроном Николай Черных открыл астероид под номером 3027, который ученый назвал Шаварш – в честь пловца-героя.

Вот на таком озере, откуда открывается прекрасный вид на библейскую гору Арарат, будет построен православный храм.

О постройке храма было принято решение давно в 1996 году, как отметил еще в 2010 году при чине закладки храма Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня Святейший Патриарх Кирилл: «Решение о строительстве русского православного храма в Ереване и армянского — в Москве было принято Предстоятелями двух наших Церквей — приснопамятным Святейшим Патриархом Алексием II и Вашим Святейшеством. Знаменательно, что оба храма посвящены нашей общей великой святыне — Честному и Животворящему Кресту Господню, о почитании которого в Армении издревле свидетельствуют многочисленные резные каменные кресты — хачкары».

О важности храма и его влиянии на сближении народов сказал Католикос всех армян Гарегин II: «В этом прекрасном месте возвысится новая святыня, собирая под дарующими благословение и благодать сводами не только русских, но и украинцев, белорусов, греков и верующих других православных народов, — сказал, в частности, Предстоятель Армянской Апостольской Церкви. — Возводимые на священной армянской и русской земле, наши храмы символизируют отмеченную духом братского взаимодействия вековую дружбу двух наших народов».

Незадолго до нашего приезда 23 апреля 2015 года были освящены колокола и кресты строящегося русского кафедрального собора  Воздвижения Честного и Животворящего Креста. Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий отметил, что строящийся храм - еще один символ дружбы русского и армянского народов. «Я думаю мы очень близкие народы, мы можем жить совместно, но если скреплять эту дружбу еще и молитвами, всякими добрыми делами, духовной жизнью, то это будет очень прочная, хорошая дружба».

Храм почти достроен. Пока нельзя сказать, когда храм будет сдан в эксплуатацию. Нужно провести работы по внутреннему убранству. Рассматриваются два проекта по росписи внутри храма. Проекты можно увидеть на плакатах у входа в новый храм.

Недалеко от церкви находится величественный памятник адмиралу Исакову Ивану Степановичу на проспекте его же имени.

Иван Степанович Исаков родился 22 августа 1894 г. 20-летним юношей начал военно-морскую службу. В годы первой мировой войны служил мичманом на эсминце «Изяслав». В годы гражданской войны активно участвовал в боевых действиях на Балтийском море, на Волге и Каспии. Много сил и энергии отдал И. С. Исаков делу строительства советского ВМФ. В период военного конфликта с Финляндией адмирал И. С. Исаков координировал действия Краснознаменного Балтийского флота с сухопутными войсками.

В годы Великой Отечественной войны Исаков являлся первым заместителем Народного комиссара ВМФ. В послевоенный период Исаков работал начальником Главного штаба ВМС и заместителем главнокомандующего ВМФ, занимал ряд других ответственных должностей в центральном аппарате министерства обороны.

Многие его научные работы были использованы для создания уставов и наставлений, действующих и в настоящее время в Военно-Морском Флоте. Под руководством Исакова были подготовлены и изданы два тома «Морского атласа». Он был удостоен звания Героя Советского Союза, награжден шестью орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, двумя орденами Ушакова I степени, орденами Отечественной войны I степени и Красной Звезды, многими медалями, а также орденами ряда иностранных государств.

И. С. Исаков скончался 11 октября 1967 г. Он похоронен на Новодевичьем кладбище.  В Москве на доме № 5/13 на Смоленской набережной на берегу Москвы-реки, где, как и положено истинному моряку, жил легендарный адмирал, установлена мемориальная доска. В честь него называют военные ассоциации, школы, улицы, корабли и даже подводная гора в Тихом океане. Это говори о том, что имя и память о великом сыне армянского и русского народов адмирале Иване Степановиче Исакове живы и будут жить вечно в сердцах благодарных потомков.

Второй православный храм в Ереване насчитывает уже 100 лет. Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы был построен в Канакере, тогдашнем северном предместье Еревана, в 1913-16 годах в качестве церкви при дислоцировавшемся напротив в Эривани казачьем полку - 1-ый Полтавский полк Кубанского казачьего войска. Эта часть стояла здесь с 1828 года – со времен победного завершения русско-персидской войны.

Церковь была построена по типовому проекту для военных церквей. Всего к 1917 году в Российской Империи по этому проекту было выстроено более 60-ти таких церквей.

В советские годы храм был закрыт и использовался в качестве склада, а затем – полкового клуба и вновь открылся в 1991 году, после провозглашения независимости Армении. В 2000-х годах храм был воссоздан в первозданном виде, вновь обрел купол и колокольню.

Убранство внутри как и во всех православных храмах, только отсутствует роспись на стенах. В храме находятся дары Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилл - Казанская икона Божией Матери и Католикос всех армян Гарегин II - Владимирский образ  Пресвятой Богородицы, написанный армянскими иконописцами.

Для нас примечательно увидеть на армянской земле икону Санаксарских святых с частичками мощей (преподобный Федор Санаксарский, святой праведный воин Федор Ушаков, святой преподобноисповедник Александр Санаксарский), потому что уже в конце мая будет совершено мотопаломничество Во славу русского воинства, в ходе которого запланировано посещение Санаксарского монастыря, где покоятся эти Санаксарские святые.

Кроме того на территории храма в память о православных воинах, павшим за свободу земли армянской, установлена небольшая часовня с надписью «Воинству Святой Руси».

Все это подтверждает, что Господь прославляет достойных и их память вечна. Так и православные воины на армянской земле удостоились вечной памяти за исполнение заповеди Христа «Возлюби Господа и возлюби ближнего». Во все времена славился русский солдат своей любовью к Родине, высоким воинским духом, умением побеждать, готовностью положить жизнь за други своя. Все эти качества, ярко проявившиеся во всех войнах продолжают  определять образ истинного воина. Наша  задача, чтобы и в настоящее время в основу воспитания молодого поколения были положены именно эти многовековые православные традиции.