Паломничество «Святая Московия» стартовало 21 сентября 2018 года, в день Рождества Пресвятой Богородицы из Московского Байк-Центра. Накануне, 20 сентября 2018 года, участники паломничества посетили Храм Рождества Пресвятой Богородицы в старом Симонове, где находятся святые мощи преподобных Александра Пересвета и Андрея Осляби, и чья память чтится в этот день... Вот как рассказывает летописец в "Сказании о Мамаевом побоище" о последнем пути преподобных Пересвета и Осляби:
«Преподобный Сергий окропил его священной водою и все христолюбивое его войско и осенил великого князя крестом Христовым — знамением на челе. И сказал: «Пойди, господин, на поганых половцев, призывая Бога, и Господь Бог будет тебе помощником и заступником», и добавил ему тихо: «Победишь, господин, супостатов своих, как подобает тебе, государь наш». Князь же великий сказал: «Дай мне, отче, двух воинов из своей братии — Пересвета Александра и брата его Андрея Ослябу, тем ты и сам нам поможешь».
Согласно преданию, Пересвет (в монашестве Александр) был боярином и искусным воином родом из Брянской земли. Как сложилось, что однажды он решил оставить мир и посвятить всю свою жизнь служению Богу, и как он пришел в обитель к преподобному Сергию, нам неведомо. О жизни и последних минутах на Куликовом поле его брата по схиме Андрея Осляби известно еще меньше. Говоря о происхождении Андрее Осляби, в некоторых источниках упоминается город Любутск. Но величие их подвига заключается не в знатной родословной или богатой событиями биографии, а в том, что однажды оставив оружие человеческое, они смиренно вооружились оружием нетленным и, призывая на помощь Господа Бога, одержали духовную победу именем Иисуса Христа...
«И был на голове его шлем, как у архангела, вооружен же он схимою по велению игумена Сергия. И сказал: «Отцы и братья, простите меня грешного! Брат мой, Андрей Ослябя, моли Бога за меня! Чаду моему Якову — мир и благословение!» — бросился на печенега и добавил: «Игумен Сергий, помоги мне молитвою!» (из «Сказания о Мамаевом побоище»)
Симонов монастырь и храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы основан преподобным Феодором по благословению своего дяди и наставника Сергия Радонежского. По приказу великого князя Димитрий Иоанновича Донского именно в храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы были похоронены тела погибших на Куликовом поле в 1380 году Александра Пересвета и Андрея Осляби. Вероятно, князь Димитрий хотел, чтобы воины-схимонахи, как благословение преподобного Сергия, остались ближе к княжьему дому, и потому определил для их погребения церковь, освященную в честь праздника, в который была одержана победа над Мамаевым войском, и основанную его духовником – преподобным Феодором. В богоборческие годы храм был закрыт, а на его месте появился компрессорный цех завода «Динамо». Надгробие над могилами Осляби и Пересвета сдали на металлолом за 317 рублей и 25 копеек. Постепенное восстановление началось с демонтажа цеховых моторов в символичный для храма год – накануне годовщины 600-летия Куликовской битвы. В 1989 году храм был возвращен верующим, и усилиями общины началась его постепенная реставрация. Первая Литургия после закрытия храма была сослужена в день памяти благоверного князя Димитрия Донского – 1 июня 1989 года. Сейчас над могилами Александра Пересвета и Андрея Осляби установлена дубовая сень – точная копия спуда 1880 года.
В храме Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове паломников встречал протоиерей Сергий (Соколов). Паломники передали в дар храму икону преподобного Сергия Радонежского и святого Дмитрия Донского. Отец Сергий подарил путникам икону святых защитников Отечества – преподобных Александра Пересвета и Андрея Осляби, чьи честные мощи покоятся под спудом поблизости с могилами других воинов, павших на Куликовом поле, и насельников Симонова монастыря.
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове
Адрес: Москва, улица. Восточная, 6, 115280. Телефон: 8 (495) 675-70-11
***
Маршрут паломничества «Святая Московия» был проложен по главным святыням Московского края – скитам и подворьям Свято-Троицкой Сергиевой лавры и Русской Палестине - прообразу Святой Земле в подмосковной Истре и ее окрестностях, воссозданном Патриархом Никоном в ХVII веке.
После короткого утреннего совещания и трапезы в Московском Байк-Центре, где уже много лет стартуют и финишируют паломнические и туристические маршруты, группа паломников отправилась в путь по старинным центрам православия Московии. Первой остановкой паломничества стал великолепный Храм святого благоверного князя Александра Невского в поселке Княжье Озеро, что расположен в деревне Борзые Московской области. Поселок довольно таки новый, как и Церковь Князя Александра, но в нем чувствуется присутствие русского духа. Улицы поселка названы в честь великих людей прошлого России - Князя Владимира, Ярослава Мудрого, Дмитрия Донского, Александра Невского и многих других славных сынов Отечества. Церковь Александра Невского в Княжьем Озере поражает прихожан своим великолепным убранством и богатой коллекцией икон. Во всем видится хорошая хозяйственная рука и чистое православное сердце. В Храме находится древняя чудотворная икона Богородицы - Одигитрия: "Осенью 2009 произошло одно из важнейших событий как в приходской жизни Храма Святого благоверного князя Александра Невского, так и в современной истории церковно-государственных отношений в России в целом. В ответ на обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, Министерством культуры Российской Федерации и Государственным Русским музеем было принято решение о перемещении чудотворной иконы Божией Матери «Одигитрия» («Путеводительница») Эфесской - Корсунской - Полоцкой - Торопецкой из фондов ГРМ в Храм Святого благоверного князя Александра Невского. Утром 3 декабря 2009 года икона Божией Матери «Одигитрия» («Путеводительница») Эфесская - Корсунская - Полоцкая - Торопецкая в специальном киоте была доставлена в Храм" (по материалам прессы).
Преподнеся в дар доброму Храму икону Казанской Божьей Матери от имени насельников Сергиевой Лавры и приняв участие в праздничной службе в день Рождества Пресвятой Богородицы, паломники отправились в край Русской Палестины.
Храм Святого Благоверного князя Александра Невского в Княжьем Озере
Адрес: Московская область, деревня Борзые, улица Александра Невского, 702, 140000. Телефон: 8 (495) 283-08-04
***
Свое путешествие по Русской Палестине паломничество «Святая Московия» начало с стал Храма Покрова Пресвятой Богородицы в усадьбе Покровско-Рубцово, которая сегодня называется поселком Пионерский. На карте зеркала Святой Земли это место зовется «Иудина страна». После смерти в 928 г. до н. э. царя Соломона единое Израильское царство распалось на два царства: Иудею на юге (земли колен Иуды и Вениамина) и Израиль на севере (территория проживания остальных десяти колен). Иудина страна - это удел колена Иуды. Сейчас на этом месте расположен русский женский Горненский монастырь. Сюда, в Нагорную страну, вскоре после Благовещения пришла из Назарета Пресвятая Дева Мария, поделиться радостью со своей родственницей, праведной Елисаветой, матерью св. Иоанна Предтечи о будущем рождении от Нее Спасителя (Лк. 1: 39-45). В центре селения Эйн Карем Пресвятая Богородица брала воду из источника, который источает воду и по сей день. Истринский храм Покрова Пресвятой Богородицы территориально действительно расположен так же, как и Эйн Карем в Земле Обетованной. Удивительно, что на карте истринских святынь 1784 года написано «Иудина страна» как раз на месте храма Покрова Пресвятой Богородицы в поселке Пионерском. Изо всех мест истринской Русской Палестины самое загадочное место – это «Иудина страна».
Покровское - Рубцово не относится к числу известных усадеб Подмосковья, хотя здесь бывали А.И.Герцен и А.П.Чехов, а одно время усадьба принадлежала знаменитому меценату-революционеру Савве Морозову. В качестве постоянных гостей здесь были Левитан, Поленов, Серов. Усадьба Покровское-Рубцово возникла во второй половине ХVIII века на месте бывшего селения Рубцово, первые сведения о котором относятся к ХVI веку. По данным писцовых книг 1585-1586 годов деревня Рубцово входила в вотчину Алексея Федоровича Ябедина. С ХVII века Рубцово перешло во владения рода Нащокиных, вплоть до 70-х годов ХVIII века. В 1755 году Никита Иванович Нащокин разделил свое недвижимое имение, находившееся в разных уездах, между своими племянниками, детьми своего брата. По этому разделу Рубцово досталось лейб-гвардии Семеновского полка солдату Николаю Михайловичу Нащокину. В 1743 году он подал прошение о строительстве на свои средства каменной церкви. После проведенного расследования о необходимости этого строительства разрешение было выдано. Документы за 1749 год засвидетельствовали, что церковь построена и «книгами, сосудами и ризами и всякой утварью удовольствована и к освящению совсем в готовности». Указ об освящении новопостроенной Покровской церкви был выдан Московской духовной консисторией в 1750 году и село после этого стало называться Покровское-Рубцово. В это время в сельце Рубцове насчитывалось «мужского и женского полу сто пятьдесят душ». В 1786 году усадьба Покровское-Рубцово перешла к Павлу Ивановичу Голохвастову, а с 1891 года ее владельцем стал Савва Тимофеевич Морозов. В богоборческие годы Храм не закрывался. В 1920 году в храме служил священник Сергей Орлов, прославленный в лике новомучеников и исповедников Российских. В 1972-1974 годах в храме проводились реставрационные работы и сегодня мы видим очень красивый, ухоженный и уютный православный Храм.
В Покровскую церковь, из Троце-Сергиевой лавры, участники паломничества передали икону Божией Матери «Казанская».
На территории Церкви Покрова Богородицы расположен мемориал – захоронение советских солдат, защищавших столицу в годы Великой Отечественной войны. Участники паломничества вместе с представителями администрации города Истры возложили траурные венки, зажгли Свечи Памяти и почтили минутою молчания память погибших солдат.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Покровское – Рубцово.
Адрес: Московская область, село Покровское-Рубцово, 143550. Телефон: 8 (495) 994-57-46
***
Следующая дорога паломников лежала в символическую Вифанию, которую по замыслу Патриарха Никона явило село Воскресенское, бывшее Сафатово, а ныне город Истра. Сафатово было вотчиной боярина Боборыкина, где находилась построенная в 1636 году церковь Воскресения Христова. Когда Патриарх Никон купил село у боярина Боборыкина, то предполагалось, что в селе будет построен женский монастырь. По своему расположению относительно Нового Иерусалима, место действительно соответствует селению святых сестер Марфы и Марии называемое Вифанией и месту воскрешения Лазаря, сестрами которого они были. Господь часто гостил в доме праведного Лазаря. Накануне крестных страданий Спасителя, Мария омыла ему ноги драгоценным миром, удостоившись стать мироносицей еще прежде погребения Господня. Слова Его, сказанные там: «Марфа! Марфа! Ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно. Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё» (Лк 10,41) - промыслительны во всех отношениях. Стремление построить храм и монастырь в честь святых Жен-мироносиц именно здесь, и есть та благая часть, о которой говорил Спаситель. Святейший Патриарх Никон построил монастырь Вифания на въезде в село, на берегу реки Песчанки. Считается, что монастырь, в котором подвизались 15 сестриц во главе с игуменией, существовал на средства Воскресенского монастыря до 1666 года. Прошли годы, люди и время стерли обитель и храмы с намоленной земли... но хорошо известно, что «свято место пусто не бывает» и в 2005 году Ювеналий, митрополит Крутицкий и Коломенский, заложил на месте бывшего монастыря храм святых Жен-мироносиц, а в сквере рядом деревянный закладной Крест. В течение долгих месяцев, у Креста, каждое воскресение совершались молебны с акафистом Божией Матери, и был поставлен деревянный вагончик, заботливо переоборудованный прихожанами под храм. Усердием приходской общины и духовенства храма в ноябре 2008 года рядом с храмом-вагончиком установлен современный щитовой блок и с февраля 2009 года все богослужения совершаются в нем.
В церковь святых Жен-мироносиц паломники передали иконы русских угодников: святой Параскевы Топловской от сестер Топловского Свято-Троице - Параскевского монастыря и икону Богородицы «Вифлиемская» из Свято-Троицкой Сергиевой лавры и от имени ее насельников. Пообщавшись с прихожанами храма и будущего монастыря, паломники продолжили путь по Святой Земле Руси.
Храм Святых Жен Мироносиц в Истре.
Адрес: Московская область, г. Истра, Юбилейный проезд, дом 1, 143500. Телефон: 8 (926) 535-99-86
***
Паломничество "Святая Московия" продолжило свой путь и его следующей остановкой стал поклонный крест Патриарха Никона на горе Елеон.
Паломники, приходившие в Новый Иерусалим по московской дороге, поднимались на Елеонский холм, откуда открывался вид на Воскресенский монастырь и его окрестности, каменный крест на вершине холма отмечал место Вознесения Спасителя и в тоже время был поклонным крестом для путешественников и памятником о том, что закладка Нового Иерусалима совершена Патриархом в согласии с Царем. В конце XVII века над крестом была возведена каменная, украшенная изразцами часовня. Она воспроизводила восьмигранную часовню VII века на месте Вознесения Господня в Палестине. В 1930-х годах Елеонская часовня была полностью разрушена. 17 апреля 2005 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил в Истре закладку Вознесенской часовни. Часовня будет возведена рядом с местом, где находилась разрушенная в 1941 году церковь Вознесения Господня. В наши дни из Иерусалима в Истру привезен слепок с камня в Елеонской часовне Вознесения, на котором отпечатались стопы Спасителя. Камень-подобие предназначен для будущей часовни Вознесения Христова. 29 января 2006 года архиепископом Можайским Григорием был освящен белокаменный Поклонный Крест, водруженный на месте разрушенной Елеонской часовни. Размеры и облик восстановленной святыни соответствуют тем, что указаны в исторических документах.
Паломники поклонились древнему Елеонскому Кресту и возложили цветы к его подножию. Напротив белокаменного креста расположен мемориал павшим воинам 18-й стрелковой дивизии, защищавших Истру в Великой Отечественной войне. Участники мероприятия почтили память погибших возложением венка и зажгли огни Всероссийской мемориальной акции «Свеча Памяти». После минуты молчания у истринского Мемориала, группа продолжила свой путь.
Поклонный крест на горе Елион в Истре
Адрес: Московская область, г. Истра, перекресток улиц Советская и Первомайская
***
Паломничество «Святая Московия» приблизилось к главной святыне маршрута по Русской Палестине – Воскресенскому Ново-Иерусалимскому монастырю. У Святых Врат паломников встретила начальник паломнической службы Ново-Иерусалимского монастыря Наталия Баратова, которая провела для них экскурсию по обители.
Русская Палестина… Пространственный образ и подобие Святой Земли, где произошли главные события земной жизни Спасителя, узрел в подмосковном ландшафте Патриарх Московский и Всея Руси Никон (1605-1681). По пути в Иверский Святоозерский монастырь Патриарх часто останавливался в селе Воскресенское-Сафатово и сильно полюбил здешние живописные просторы с их лесистыми холмами и поясом в виде речки Истры. По его задумке на выкупленных у боярина Романа Боборыкина землях в 1656 году образовалась обитель, ставшая пространственной иконой христианской Палестины. Образ Святой Земли был «написан» на местности протяженностью в 10 километров с севера на юг и в 5 километров с востока на запад.
Сердце Русской Палестины - Воскресенский мужской монастырь, стоящий на названном по подобию с горой на Святой Землей холме Сион. Главный храм обители создан по образу Иерусалимского храма Гроба Господня. История обители во многом связана с жизнью ее основателя, Патриарха Московского и Всея Руси Никона. Никита Минич Минин (имя патриарха в крещении) родился в крестьянской семье в 1605 году. Непростое детство, наполненное скорбями и тиранией со стороны мачехи, воспитало в отроке смирение, терпение, а вместе с тем - тягу к изучению Священного Писания и богослужениям. В возрасте 12 лет он тайно покинул родительский дом и отправился на послушание в Макариев Желтоводский монастырь. Вернуться домой Никиту заставила предсмертная просьба его отца. Он принял на себя заботу о хозяйстве и женился. Но жажда служения Господу с началом семейной жизни в нем не ослабла. Вскоре начитанный, образованный юноша был рукоположен в священники. По прошению купцов, прослышавших о смиренном пастыре, будущий Патриарх переехал в Москву. Трех детей святителя Господь забрал еще во младенчестве, и в этом Никита узрел для себя знак Божий. Он упросил жену принять иночество, и сам так же принял монашеский постриг с именем Никон в Анзерском скиту на Соловках. Будучи игуменом Кожеозерского (Кожеезерского) монастыря, в 1646 году Никон приехал в Москву для сбора милостыни. Мудрый, смиренный игумен сильно полюбился молодому царю Алексею Михайловичу. Государь пожелал видеть духовного наставника подле себя и назначил его архимандритом Новоспасского монастыря. Кроме того царь приказал Никону раз в неделю приезжать во дворец для духовных бесед. В 1652 году Никон был избран Патриархом. «Церковь - не каменные стены, но каноны и духовные пастыри», - говорил он. Вся его жизнь была направлена на то, чтобы заботиться о нравственном благочестии как простого народа, так и священнослужителей. В историю церкви Святейший Никон вошел как Патриарх-реформатор. По его указанию все богослужебные книги были выправлены по греческому образцу, установлена строгая чинность в богослужении. При содействии Патриарха Никона произошло воссоединение Украины с Россией. В 1657 году царь Алексей Михайлович присутствовал на освящении деревянной церкви в честь Воскресения Христова. Именно он, осматривая обитель с Елеонского холма, впервые назвал это место Новым Иерусалимом. "Яко благоволи Господь Бог исперва место сие предуготовати на создание монастыря; понеже прекрасно, подобно Иерусалиму", - написал Государь Алексей Михайлович в 1657 году Патриарху Никону, осмотрев место на берегах Истры для строительства будущего монастыря. В 1658 году был заложен каменный Воскресенский собор. В храме предполагалось устройство 365 приделов по числу дней в году. В этом же году, из-за разногласий с царем Патриарх Никон удалился в Воскресенский монастырь, где все силы посвятил устройству Русской Палестины. Помогавший бедным и обиженным, обличающий грехи и пороки, радеющий о благочестии народа и стремящийся созидать Святую Русь - новый Израиль, Патриарх был любим многими. И в тоже время среди тех, кто чувствовал себя уязвленным правдолюбивым святителем, росло число врагов и недовольных. В 1666 году оклеветанный Патриарх был низложен и сослан простым монахов сначала в Ферапонтов, а затем в Кирилло-Белозерский монастырь. Со ссылкой Патриарха строительные работы в монастыре прервались и возобновились лишь при царе Федоре Алексеевиче в 1679 году. Но вновь начатое строительство не во всем соответствовало изначальному замыслу. Так, например, приделы собора вместо годичного отражали седмичный круг богослужения. В 1681 году царь позволил Патриарху вернуться в любимую обитель. Но Святейший Никон, изнуренный тяготами и скорбями, так и не увидел вновь свое детище. Возвращаясь из ссылки, он скончался под Ярославлем 17 августа 1681 года. По настоянию царя Святейшего Никона погребли согласно патриаршему чину. В 1682 году Никон был восстановлен Собором в сане Патриарха. Значимым наследием монастыря стала огромная библиотека, собранная Святейшим. Долгие годы в монастыре развивалась образовательная деятельность, действовала школа, работала типография. После реформы 1764 года обитель лишилась своих земель и вотчинных крестьян. В 1919 году монастырь был закрыт, а через несколько лет перешел в ведомство музея.
Летопись обители, как и многих других православных храмов, отмечена имена новомучеников, пострадавших от рук богоборческой власти за веру Христовы. Среди невинно убиенных насельников Воскресенского монастыря архимандрит Серафим Чичагов, который в 1904 году был настоятелем Воскресенского монастыря. В ноябре 1937 г. его, уже немощного старца, на носилках принесли на место расстрела на Бутовском полигоне. Так же в сонме новомучеников и исповедников Российский прославлены священномученик архиепископ Тихон (Никаноров), управлявший обителью с 1906 по 1912 гг, и епископ Иона (Лазарев).
В годы Великой Отечественной войны от немецко-фашистских захватчиков пострадал Воскресенский собор. В 1941 году саперы 614 полка СС «Райх», отступая от Москвы, взорвали храм с 65-метровой колокольней. Но стоит отметить, что советские власти осознавали значимость обители, и уже в 1942 году началась разработка проекта по восстановлению города Истры и Нового Иерусалима. В 1994 году случилось долгожданное событие – обитель была передана верующим. И вновь началась деятельность по восстановлению Русской Палестины в ее первозданном виде. В 2016 году, наконец, завершились реставрационные работы, и Воскресенский монастырь вновь поражает паломников и туристов своим благолепием и величием.
Экскурсия по собору началась с посещения церкви в честь Успения Пресвятой Богородицы. В пещере на горе Голгофе держали узников, ожидавших исполнения вынесенного им приговора. Успенский придел стоит из церкви и трапезы, в которой устроено подобие Темницы. Здесь находятся Узы Господни - подобие камня-колодки с двумя отверстиями, в которые были закованы ноги Спасителя. В 1681 году Успенском приделе проходило отпевание Патриарха Никона, а тело Святейшего по его завещанию было погребено под Голгофой - в приделе Усекновения Главы Иоанна Предтечи.
Далее паломники, вспоминая Крестные страдания Христа и Его Воскресение, побывали в приделах Страстей Господних: церкви Написания титла, освященной в честь Лонгина Сотника, приделе разделения риз Господних и церкви поругания Господня. Лонгин Сотник, римский стражник, был приставлен охранять Гроб Господень, чтобы христиане не выкрали тело Учителя. Он видел страдания Христовы на Кресте и был свидетелем Его Воскресения. Уверовав, стражник у себя на родине стал проповедовать Евангелие. По приказу Пилата Лонгин и двое воинов, так же уверовавших во Христа, были казнены. Голову Лонгина выбросили за стены города. По преданию, слепая женщина, нашедшая его голову и предавшая ее погребению, от прикосновения к ней прозрела. «Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий» [Мф. 27:54]. В Иерусалиме здесь хранилась дощечка, прибитая к Кресту Иисуса, гласящая "Иисус Назорей, царь Иудейский".
Второй придел Страстей Господних именуется церковью разделения риз Господних. «Распявшие же Его делили одежды Его, бросая жребий; и, сидя, стерегли Его там; и поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский» [Мф. 27:35-37].
У церкви Поругания Господня, или Увенчания Спасителя терновым венцом, находится камень - подобие мраморной колонны, на которой сидел Иисус, когда на него надевали терновый венец. «Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию*, собрали на Него весь полк и, раздев Его, надели на Него багряницу; и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: «радуйся, Царь Иудейский!» и плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове». [Мф. 27:27-30].
Из приделов Страстей Господних паломники поднялись по каменной лестнице, именуемой Жалостный путь, на Святую Голгофу. В северной части придела устроено лобное место - Голгофа. В центре установлен кипарисовый Крест, на котором был распят Спаситель.
Глубокая трещина в каменном основании символизирует разверзшиеся камни в момент смерти Спасителя на Кресте. «Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух. И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим. Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий. Там были также и смотрели издали многие женщины, которые следовали за Иисусом из Галилеи, служа Ему; между ними были Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосии, и мать сыновей Зеведеевых». [Мф. 27:50-56].
После распятия Иисуса праведный Иосиф Аримафейский обратился к Пилату с просьбой позволить ему забрать Праведное Тело Христово для погребения по иудейским традициям. Пилат позволил сделать это, и Иосиф с другим учеником Спасителя, Никодимом, обернули Тело Спасителя плащаницей и положили Его в гробницу, которую Иосиф изначально приготовил для себя. «Пришел также и Никодим,- приходивший прежде к Иисусу ночью,- и принес состав из смирны и алоя, литр около ста. Итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи. На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен. Там положили Иисуса ради пятницы Иудейской, потому что гроб был близко». [Ин. 19:39-42]. В Великую Пятницу с Голгофы спускают Святую Плащаницу и кладут ее на камень миропомазания. Плащаницу покрывают лепестками роз, которые впоследствии раздают верующим.
«Сердце» Воскресенского храма – Живоносный Гроб Господень, расположенный внутри Кувуклии. Священное место погребения и Воскресения Христа. Слово «кувуклия» в переводе означает «спальня», «опочивальня». Вход в Гроб Господень осуществляется через придел Ангела. Здесь находится большой камень, закрывавший вход в Гробницу. Изначально камень соответствовал по размерам входному проему, но постепенно от него отделяли части для передачи в другие храмы. Подобие камня в Воскресенском монастыре соответствует размерам камня в Иерусалиме на начало XVII веке. «В первый же день недели, очень рано, неся приготовленные ароматы, пришли они ко гробу, и вместе с ними некоторые другие; но нашли камень отваленным от гроба. И, войдя, не нашли тела Господа Иисуса. Когда же недоумевали они о сем, вдруг предстали перед ними два мужа в одеждах блистающих. И когда они были в страхе и наклонили лица свои к земле, сказали им: что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее, сказывая, что Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешников, и быть распяту, и в третий день воскреснуть. И вспомнили они слова Его; и, возвратившись от гроба, возвестили всё это одиннадцати и всем прочим. То были Магдалина Мария, и Иоанна, и Мария, мать Иакова, и другие с ними, которые сказали о сем Апостолам». [Лк. 24:1-10]
Храм Воскресения Христова в Новом Иерусалиме был единственным храмом в России, где каждое воскресение, кроме дней Великого поста, совершался Пасхальный канон Иоанна Дамаскина. Лестница в подземную церковь состоит из 33 ступень по количеству лет земной жизни Спасителя. Ров под фундамент подземной церкви был выкопан еще при Патриархе Никоне. В это же время здесь открылся Живоносный источник.
Царица Елена была христианкой и воспитала в своем сыне, святом императоре Константине Великом уважение к христианству. После своего провозглашения императором Галлии и Британии Константин первым делом объявил в подвластных ему землях свободу вероисповедания. Языческие правители ненавидели его за это. Константин молил Бога о каком-нибудь знамении, которое воодушевило бы его войско на борьбу с многочисленными противниками. И по его молитвам Господь послал такое знамение в виде сияющего на небе Креста с надписью «Сим Победиши». Став полновластным императором Римской империи, он распространил эдикт о веротерпимости повсеместно. Для христиан это было великое событие, так как спустя несколько веков они, наконец, получили возможность открыто исповедовать Слово Господне. Император Константин так же перенес столицу в Византию, названную впоследствии по его имени Константинополем. Всем сердцем понимая спасительную силу следования путем Христа, император горячо желал отыскать великую святыню - Крест, на котором был распят Господь. С этой целью он отправил свою мать, царицу Елену, в Иерусалим. В 326 году Животворящий Крест Господень был обретен. Ревностная христианка, царица Елена, повелела очистить от языческих символов все места на Святой Земле, связанные с земной жизнь Господа Бога и Пресвятой Богородицы. Император Константин воздвиг храм в честь Воскресения Христова над пещерой Гроба Господня. Царь Константин и царица Елена почитаются как равноапостольные.
Возрождалась и развивалась обитель во многом благодаря ее щедрым благодетелям. В северной части подземной церкви находится предел в честь иконы Божией Матери "Утоли мои печали", устроенный на средства семьи Суворовых. Здесь погребены супруга великого полководца А.С. Суворова и их единственный сын Аркадий.
В пещере Обретения Животворящего Креста Господня находится кладезь "Живоносный источник". Здесь паломники с благоговением испили и набрали с собой святой воды. Арочный проект и обрамленное изразцами "седалище" царицы Елены обозначают место, откуда она наблюдала за работами по поиску Креста Христова.
Под святой Голгофой расположена церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи. В Иерусалимском храме в этом месте видна часть скалы с трещиной, которая образовалась во время смерти Иисуса на Кресте. Согласно преданию, кости и череп Адама погребены под Голгофой. Кровь Христа, истекавшая из проткнутого ребра, просочилась вниз и омыла первородный грех прародителя.
После длительной экскурсии по Воскресенскому храму паломники отправились в Гефсиманский Сад, расположенный у стен монастыря на берегу подмосковной Истры, которая по замыслу Патриарха Никона является рекой Иордан и действительно географически и явно похожа не реку Святой Земли. Как известно, настоящий Гефсиманский сад находится в Иерусалиме у подножия горы Масличной (Елеонской). Сейчас это небольшой по размерам сад, в котором растут несколько древних оливковых деревьев, а когда-то Гефсиманским садом называлась вся долина, лежащая у подножия горы. Статус святого места в христианстве сад получил потому, что здесь в ночь перед казнью молился Иисус Христос. На территории подмосковного сада бьет источник, вода которого считается святой. Подмосковный Гефсиманский сад – это большой зеленый массив, в котором растут сосны, другие деревья, есть кедровая роща, протекает Кедронский ручей. В саду находится здание музея деревянного зодчества, основанного еще в советское время. Паломники окунулись в холодную проточную воду подмосковного Иордана и отправились в дальнейший путь по карте Русской Палестины.
В заключении этого повествования вспоминаются слова наместника Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря Архимандрита Феофилакта, сказанных в напутствие паломничеству «Святая Московия»: «Желаю, чтобы каждый паломник, который взял в руки этот путеводитель и прошел по святым местам Нового Иерусалима, духовно преобразился и укрепил свою веру. Впитал в себя их благодатное веяние и вразумился покаянием. Последнее особенно важно: когда в сердце паломника нет покаяния, тогда он не принесет домой ничего, кроме праздной усталости и утомленного любопытства. Только с чувством покаянного смирения человек может увидеть истинную красоту Русской Палестины и, подобно святому апостолу Иоанну Богослову, из глубины сердца воскликнуть: «Я увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего» (Откр. 21:2).
Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь
Адрес: Московская область, г. Истра, улица Советская, дом 2, 143500. Телефон: 8 (495) 314-68-38
***
Во второй день, 22 октября 2018 года участникам паломничества «Святая Московия» предстояло познакомиться с историей других православных храмов Истры.
Первым местом, куда группа отправилась после пробуждения, стал Никольской храм в селе Никулино. Первые солнечные лучи игриво цеплялись на кресты и, не удержавшись, скользили по куполам. Из лавки доносился вкусный аромат пирожков и хлеба. В столь ранний час рабочие подворья уже во всю трудились. Увидев прибывшую авто и мото колонну паломников, они дружелюбно пригласили их в храм. Мотоциклисты даровали храму икону святых Кирилла и Мефодия, привезенную ими из сербского монастыря Лелич. Служащая церковной лавки с удовольствием ответили на вопросы и кратко рассказала об истории храма и жизни прихода в наши дни. Давний друг паломников, настоятель церкви святого Николая, отец Вячеслав, к сожалению был в отъезде и не смог повстречаться с путниками и сообщил по телефону, что очень рад иконе святых создателей славянской письменности, поскольку такой иконы в храме до этого никогда не было .
Первые упоминания о селе Никулино (Микулино) относятся к первой половине XVI века. В 1657 году Патриарх Никон выкупил село Микулино за 1500 рублей. В купчей написано: «Лукьян Тимофеевич Голосов продал свою вотчину великому государю своему светлейшему Никону патриарху Московскому и всея Руси в Московском уезде, в Сурожском стану, село Микулино, да в том селе церковь во имя Пресвятой Богородицы с приделами: Трех Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, да великого чудотворца Николая и вмч. Георгия деревянная, со всяким церковным строением и колоколами, в селе Микулине крестьян 12 дворов, в них 42 человека». Дальнейшая судьба Никулина оказалась тесно связанной с судьбой самой обители, которая строилась по замыслам Патриарха и царя Алексея Михайловича как образ христианских святынь Святой Земли. В соответствии с этим ближайший к селу холм стали называть Фавором в память горы, на которой произошло Преображение Господне. Видимо, с этим же связана смена посвящения храма – в 1669 году вместо бывшей Казанской в Никулине уже находилась деревянная Преображенская церковь с приделом Николая Чудотворца. С новым храмом селение получило второе название – Преображенское.
В конце XVIII века церковь Преображения внезапно сгорела, но священный антиминс с утварью спасти успели. Прихожане подали в Крутицкую консисторию прошение о постройке нового храма: «Сего 1781 года минувшаго июля 27 числа по власти Божией помянутая Преображенская церковь незапным случаем згорела без отстатку, от чего мы именованные лишились слышания Славословия Божия. Ныне мы именованные возымели усердное желание к построению вновь церкви Божией своим коштом в тоже именование». Вначале в Консистории хотели приписать никулинский приход к соседней церкви и сделали запрос. Оказалось, что ближе всего расположено село Вознесенское (позже в составе города Воскресенска), но оно на другом берегу реки, а моста тогда не было, только перевоз. И тогда дозволили выстроить в Никулине новый храм. Два года спустя, 30 сентября 1783 года, Преображенскую церковь освятили. Перед освящением была составлена опись имеющегося церковного имущества: «Церковь деревяннаго здания во имя Преображения Господня, при ней колокольня деревянная во всякой исправности. В оной иконостас столярной работы выкрашен зеленою краскою, клеймы резныя, высеребрены. Местных образов четыре, писаны живописнаго художества: 1. Преображение Господня. 2. Казанския Богородицы. 3. Святители Николай Чудотворец, Петр, Алексей, Иона Московския чудотворцы. 4. Святители Василий Великий, Григорей Богослов, Иоанн Златоуст, пред ними четыре лампады медныя. Колоколов четыре. В первом болшом весу 5 пуд, во втором – 3 пуда, в третьем – 2 пуда 30 фунта, в четвертом – 1 пуд 20 фунтов».
В Отечественную войну 1812 года никулинский храм не пострадал. А в ноябре 1821 года на имя митрополита Филарета прихожанин Преображенской церкви коллежский асессор Александр Иванович Рукин подал прошение: «Означенная церковь деревяннаго здания в твердости. Но крыша на оной приходит в ветхость, почему и желательно мне оную собственным моим коштом вновь перекрыть и для благовидности и прочности всю церковь обить тесом, подвести под оную каменный фундамент, и как крышу, так и церковь окрасить». Ремонтные работы разрешили. В 1864 году был выдан новый антиминс в теплый Казанский придел, устроенный на средства известного благотворителя нашего края Павла Григорьевича Цурикова. Церковь стала двухпрестольной. Никулинский приход в XIX веке был немноголюден – в 1866 году в нем числилось 65 дворов, 247 мужчин и 262 женщины. В приход, помимо самого села, входили сельцо Бабкино, деревни Ефимоново и Михайловка (состав прихода не менялся и в последующие годы). В связи с этим «по скудости содержания причта» в 1869 году в Никулине упразднили «дьяческое» место. В то время причт Преображенской церкви получал из казны дополнительные средства: 83 рубля 99 копеек. До наших дней среди документов Московской Духовной Консистории в архиве ЦИАМ сохранились некоторые сведения о ремонтных работах церкви села Никулино на рубеже XIX-XX веков. В мае 1888 года слушалось отдельное дело о том, что «Преображенская церковь требует капитальных исправлений, как с наружной, так и с внутренней стороны. Крыша совершенно полиняла, местами проржавела и дала течь». В октябре 1904 года было подано прошение с чертежами «на постройку каменных столбов для повешения колокола за ветхостью колокольни весом в 140 пудов в селе Никулино Звенигородского уезда». Из Строительного отделения был получен ответ, что звонница не удовлетворяет проектируемой конструкции. В 1915 году на прошение причта промыть стены, оштукатурить и окрасить потолок в церкви Консистория ответила: «Разрешить исправить внутреннюю штукатурку и очистку от копоти настенных картин в церкви, отнюдь не исправляя их масляной краской». В клировой ведомости 1896 года церковь в Никулине описана так: «Зданием деревянная с такою же колокольнею на каменном фундаменте, наружная сторона обита тесом, а внутренняя оштукатурена, крыта железом, обнесена каменной оградой с железными решетками». Священником в то время был Феодор Павлович Фивейский – настоятель храма с 1884 года, устроитель и законоучитель местной церковно-приходской школы.
С 1903 года настоятелем церкви святого Николая стал священник Иоанн Беляев. Летом 1904 года впервые в были открыты ясли для деревенских детей. «Помещались ясли благодаря любезности священника села Никулино И. А. Беляева, в церковно-приходской школе, очень просторном и светлом здании, состоящем из трех комнат и кухни». Заботу о детях взяла на себя жена священника М. А. Беляева. За месяц в яслях побывало 50 детей, в основном пятилетнего возраста и младше. Все остались довольны и в последующие годы в Никулине ясли снова в летние месяцы открывали на средства Елисаветинского комитета города Воскресенска. Перед революцией было подано прошение о награждении «жены священника Марии Алексеевны Беляевой, которая с 1909 по 1916 год безвозмездно работает в организации яслей и несет тяжелый труд в течение ряда лет». Согласно страховой карточке, составленной в 1910 году, деревянную церковь в Никулине оценивали в 3000 рублей. Более чем за век, прошедший с момента постройки, деревянная церковь заметно обветшала. Поэтому в селе работал небольшой завод, производивший кирпичи для предполагаемого к постройке каменного храма. Но мировая война и революция не позволили осуществить задуманное. Преображенская церковь в селе Никулино с приходом советской власти разделила участь тысяч других храмов по всей России. По соглашению с волостным совдепом его передали общине верующих. Денег на ремонт церкви не было, она продолжала медленно ветшать и разрушаться. Церковно-приходскую школу власти национализировали, а все строения при кирпичном заводе к 1921 году были уничтожены. После революции отец Иоанн Беляев остался служить при своем храме, перед трудностями не отступал и наглых представителей новой власти не боялся. Председателю Истринского райисполкома, зашедшему однажды в храм в кепке и с папиросой, он сказал: «Я научу тебя вести себя в храме». В апреле 1922 года в Никулине изъяли церковные ценности «для передачи в Горхран в фонд помощи голодающим» Отец Иоанн ревностно служил Господу в очень тяжелые для Церкви годы. Он состоял и в обществе трезвости, входил также в Братство ревнителей Православия, созданное, в соответствии с решением Священного Собора годов для защиты Ново-Иерусалимского монастыря от противоправных посягательств со стороны властей. Однажды во время Литургии в храме случился пожар. Прихожане начали выбегать на улицу, выносить иконы и церковные ценности, защищая их от огня. Но отец Иоанн не захотел прекращать богослужение. Когда огонь охватил весь храм, народ вынес настоятеля на руках. Так как служба была не закончена, отец Иоанн взял все необходимое и пошел на Никулинское кладбище, где завершил Литургию на плите одной из могил. В 1935 году отец Иоанна был арестован, как глава «антисоветской группировки контрреволюционно настроенных попов», и помещен в Бутырский изолятор НКВД. Отца Иоанна приговорили к 5 годам ссылки в Северный край. В 1940 году в возрасте 66 лет он скончался.
В советские годы на месте сгоревшего Преображенского храма находился сельский клуб. В 1994 году клуб был снесен, и на его месте установлен деревянный крест. В августе 2000 года был зарегистрирован приход Никольской церкви села Никулино, которому выделили земельный участок под строительство общей площадью 1000 кв. метров. Богослужения совершались во временной деревянной церкви. В 2009 году состоялся чин закладки Никольского храма. Уже в 2010 года под сводами строящегося храма была отслужена первая Божественная Литургия. В настоящее время в храме продолжат вестись строительные работы.
Никулинский храм, как и в прошлом, отличает большое количество усердных и добрых прихожан, готовых всегда трудиться во славу православной веры. Ведомая своим энергичным пастырем, отцом Вячеславом, приходская община живет как настоящая семья. При храме функционирует детская школа «Фавор», состоящая из большого числа кружков и секций разного направления, и конечно же детской воскресной школы. Дело Патриарха Никона живет сквозь столетия, как известно – свято место, пусто не бывает...
Внимание паломников привлекла икона необычного письма – Господь Вседержитель. Два воина Христова – святой великомученик Георгий Победоносец и святой благоверный князь Александр Невский – коленопреклоненно стоят пред Господом, Источником всех одержанных ими побед, ибо Победа одерживается не силой оружия и крепостью доспех, а Именем Христовым.
Из Никольского храма паломники отправились храм Преображения Господня в селе Бужарово, еще одно из символических мест Русской Палестины.
Храм Святителя Николая Чудотворца в Никулино
Адрес: Московская область, деревня Никулино,ул. Монастырская, дом 26, 143500
Телефон: 8 (915) 400-77-77
***
Следующая остановка паломничества «Святая Московия» - церковь Преображения Господня в истринской деревеньке Бужарово. Само места не имеет назначения в карте Русской Палестины, но это нисколько не умоляет его достоинства. У архимандрита Леонида Кавелина читаем: «Бужарово, на реке Истре, в шести верстах от Воскресенска, близ дороги из Воскресенска в Осипов монастырь, с каменною церковью во имя Преображения Господня, построенной в 1859 году». В межевом акте 1504 года Бужарово значится селом, вотчиною вдовы князя Семена Романовича, умершего в 1502 году (из потомков князя Фёдора Ярославского). Бужарово в 16 веке принадлежало одной из ветвей рода Пушкиных-Товарковых. Само название села происходит от прозвища Ивана Борисовича Товаркова-Бужара (или Бужура). «Бужур» означало «рябой от оспы». Товарковы были наиболее успешными по службе среди своих сородичей. Многие из них заседали в Боярской Думе, участвовали в походах на Новгород Ивана III, важных дипломатических переговорах. Но именно эту ветвь Пушкиных упорно преследовала бездетность. После смерти бездетного Ивана Бужара село перешло к его брату Григорию Борисовичу Шушлебе-Товаркову, но и у него не было детей (прозвище Шушлеба- от слова «шушлепень»-лентяй, увалень, лежебока). Жена одного из последних Товарковых Ирина (по второму браку - княгиня Ярославская), не имея наследников, в 1512 году отдала село в Иосифо-Волоцкий монастырь. Писцовая книга 1627 года так описывает храм села: «Иосифова монастыря село Бужарово на реке Истре, а в нем церковь Преображения Господа деревянна, клетцки, верх шатров, а в нем образа и книги и ризы и колокола».
Спустя два столетия церковь была перестроена, о чем в клировой ведомости за 1851 год о церкви Преображения в селе Бужарово показано: «построена в 1731 г. тщанием прихожан. Зданием деревянная с таковою же колокольнею на каменном фундаменте, крепка. Престол в ней один во имя Преображения Господня; утварью посредственна, причта положена издавна: священник, диакон, дьячок и пономарь». В 1856-1859 гг. была построена ныне существующая каменная церковь. С самого начала строительство осуществлялось тщанием христолюбивых прихожан. С приходом в начале XX века к власти богоборцев храм был закрыт и приспособлен под продуктовый храм. Церковь постепенно ветшала и разрушалась. Однако, в годы Великой Отечественной войны Преображенский храм чудом уцелел и даже сохранились рамы иконостасов 60-х годов ХIХ столетия. Постепенное восстановление храма началось в 1992 году, были возобновлены богослужения. Реставрационные работы в храме продолжаются. В 2005 году, на 500-летие храма, издана книга: «Село Бужарово и окрестности. Очерк пяти-вековой истории». На юго-восточной стороне от церкви бьёт источник, считающийся чудотворным, на котором устроена купель.
Паломники успели попасть на водосвятный молебен перед иконой Божией Матери Неупиваемая Чаша и Панихиду. Мотоциклисты даровали храму Преображения икону Пресвятой Богородицы «Державная» от насельников Троицкой лавры. Дарственную икону принял настоятель церкви Преображения, протоиерей Алексий Бондарев. После богослужения паломники снова отправились в путь, знакомясь с наследием Патриарха Никона.
Храм Спасо-Преображения в селе Бужарово
Адрес: 143514, Московская область, село Бужарово, улица Первомайская, 143514. Телефон: 8 (496) 316-34-64
***
Следующим местом, которое посетила группа, стала подмосковная Галилея Магдала, которую в Русской Палестине отождествляет храм в честь Казанской иконы Божией Матери на хуторе Ламишино. Паломников встретил настоятель отец Николай (Ельчев), который увлекательно рассказал об истории храма и побеседовал с людьми о теме паломничества. Магдала считается местом, где родилась и жила Мария Магдалина. Согласно Евангелию, она была исцелена Иисусом от злых духов, сопровождала Иисуса до самой его гибели, и первой увидела его воскресение. В Магдалу с незапамятных времен стекались паломники. На месте дома Марии Магдалины была построена церковь, впоследствии разрушенная. В 80-х гг. прошлого века русская духовная миссия Московской патриархии приобрела неподалеку от Мигдаля участок земли и построила на нем два дома для паломников, а 1962 году там же была построена церковь Святой Равноапостольной Марии Магдалины. Церковь окружает прекрасный сад с источником, и местечко это напоминает райский уголок. На территории монастыря расположены три целебных источника. Первых из них - глазной, где не совершают омовений, а просто набирают воду с собой, говорят, помогает людям с проблемами со зрением, если протирать этой водой глаза. Второй из источников – радоновый, с водой изумительно голубого цвета, погрузившихся в него людей за ноги пощипывают маленькие рыбки. Третий источник – тот, около которого по преданию Иисус Христос исцелил Марию Магдалину. В нем тоже можно совершать омовения. В нескольких километрах от Магдалы находится гора Блаженств или гора Нагорной проповеди. На ней стоит францисканский монастырь, оттуда открывается прекрасный вид на Генисаретское озеро и город Тиверию.
В конце XVII века в селе Ламишино стоял храм в честь Спаса Нерукотворного Образа с пристроенным к нему приделом в честь иконы Казанской Божией Матери. Первое упоминание церкви Спаса Нерукотворного Образа относится к 1670 году: «…по книге Дмитровской десятины старосты поповского Пречистенского попа Леонтия новоприбылая церковь Нерукотворенного Образа в вотчине Феодора Львова Плещеева, в селе Богородском (Ламишине тож)…». Спустя некоторое время остался только придел, к которому пристроили придел в честь святителя Николая Мирликийского. В 1763 г. была возведена Казанская церковь с приделами в честь Николая Чудотворца и Марии Магдалины. Позже храм неоднократно перестраивался, а в 1902 году на месте деревянной церкви началось строительство каменной.
К сожалению, в каменном храме недолго звучали слова молитв и церковные песнопения. В середине 1930-х годов храм был закрыт и разорен. Настоятель храма, протоиерей Василий Смоленский был арестован и приговорен к расстрелу. Но батюшка скончался в тюрьме до привидения в исполнение его приговора. Отец Василий Смоленский включен в Собор новомучеников и исповедников Российских. В богоборческое время в храме размещались склады, спортивный зал и мастерские.
В 1998 году церковь была возвращена Русской Православной церкви в плачевном состоянии. Усилиями приходской общины, ее пастыря, отца Николая храм был восстановлен в первозданном виде, территория подворья облагорожена и сегодня ее венчает очень красивый монумент Пресвятой Богородицы «Неупиваемая Чаша».
«Паломники приносят дары от одного места к другому. Частичку тепла – благословение настоятеля храма, его строителей, святых. Частичку благой вести. Неслучайно говорили, что язык до Киева доведет. В Киев, Киево-Печерскую Лавру, миллионы паломников шли пешком, переходя от храма к храму и делясь новостями. Делись новостями, передавали жития святых. Тогда не было телевизоров и телеграфов, и люди из уст в уста передавали жития святых. Уста премудрости разносились по всей Руси. Дай Бог, чтобы Царица Небесная поделилась теплом нашего храма, и вы сейчас пойдете дальше в соседний храм и от нас понесете какую-то частичку тепла, радости, духовной благодати. Да благословит вас Господь в дорогу», - сказал отец Николай, провожая паломников.
Храм Иконы Божией Матери Казанская в Ламишино
Адрес: Московская область, село Ламишино, 143513. Телефон: 8 (903) 207-58-27
***
Из храма иконы Божией Матери Казанская паломники отправились в храм Рождества Христова в селе Рождествено – Новоиерусалимский Назарет. Рождествено на карте Патриарха Никона являет из себя новозаветный Назарет. В Назарете, согласно Евангелию, совершилось Благовещение и прошли детство и юность Иисуса Христа. По преданиям именно здесь архангел Гавриил сообщил Марии о непорочном зачатии. Считается, что церковь Святого Иосифа расположена там, где раньше находилась его столярная мастерская. Подземная синагога построена в том месте, где учился и молился Иисус.
Храм Рождества Христова в селе Рождествено с приделами Иоанна Предтечи и первоверховных апостолов Петра и Павла до недавнего времени представлял собой печальное зрелище. Обезглавленный, стоял он не один десяток лет, зияя пустотой выбитых окон. Долгие годы здесь хранились сельхозудобрения, когда склад «выселили», здание осталось беспризорным. По ночам за разрушенной церковной оградой жгли костры, рычали мотоциклетные моторы, на все село гремела музыка. Мало кто тогда вспоминал историю храма, построенного в двадцатых годах XIX века. Имена храмоздателей и служивших в нем священников, духовно окормлявших жителей села Рождествено и окрестных деревень, тоже, казалось, канули в лету. Но Богу было угодно, чтобы храм Рождества Христова поднялся из руин, чтобы, как встарь, сиял над церковным куполом крест, Благовест созывал прихожан на богослужение и шли в церковь люди.
В 2011 году исполнилось 200 лет с начала строительства церкви Рождества Христова графом Иваном Павловичем Кутайсовым, турком по происхождению, в юношестве попавшим в плен русских войск и впоследствии ставшим любимцем Императора Павла I, который даровал ему графский титул. Постепенно с Божьей помощью храм обретает свою былую красоту не только снаружи, но и внутри. По воскресным и праздничным дням звонят колокола на Божественной литургии, священники и прихожане поминают имена Ивана и Анны Кутайсовых, их сына убиенного Александра, молясь об упокоении их душ и о спасении своих... Александр Кутайсов, русский генерал-майор, который геройски погиб в Бородинском сражении пытаясь отбить у французов батарею Раевского. Широко известен приказ Кутайсова по артиллерии накануне Бородинского сражения, который русские артиллеристы исполнили до конца в тот кровавый день: «Подтвердить от меня во всех ротах, чтобы они с позиций не снимались, пока неприятель не сядет верхом на пушки. Сказать командирам и всем офицерам, что отважно держась на самом близком картечном выстреле, можно только достигнуть того, что неприятелю не уступить ни шагу нашей позиции. Артиллерия должна жертвовать собою; пусть возьмут вас с орудиями, но последний картечный выстрел выпустите в упор, и батарея, которая таким образом будет взята, нанесет неприятелю вред, вполне искупающий потерю орудий».
Не договариваясь о предварительной встрече, паломники приехали к закрытой церковной ограде, но как по волшебству явилась общинная смотрительница и открыла путникам ворота церкви и сам храм. Из домов выходили люди и рассказывали историю храма, повествовали о дне сегодняшнем. Невооруженным глазом была видна любовь прихожан к своей церкви, забота о ней, как об общем доме. Хотя паломникам и не удалось встретится с отцом настоятелем, священником Александром Елатомцевым, но удалось убедится в его чистом православном сердце и заботой о доме молитвы, о котором он повествует красивым словом: «В Рождествено, точнее, в соседнюю деревеньку Зеленково, я ездил на дачу к родителям моей жены. Мысль возродить здесь приход родилась у меня, студента выпускного курса Московского православного Свято-Тихоновского богословского института, сама собой. Однажды, когда я, в очередной раз проезжая мимо разрушенного храма, задал себе вопрос: «Если не я, то кто?», было принято решение. Посоветовался с женой, которая только-только родила нашего первенца – Ефросинью. Супруга меня поддержала. Ее не остановило даже отсутствие зимнего жилья (дом в Зеленково летний). Я получил благословение своего духовного отца, настоятеля московского храма Святителя Митрофана Воронежского протоирея Димитрия Смирнова, который, хотя и удивился моему решению, отговаривать не стал».
В рекордно-короткие сроки разрушенный храм был полностью восстановлен, отец Александр и православная община вернули его к жизни: «Потихоньку мы и живем. Как будто одна семья. Так и задумано изначально, что приход собирается вокруг духовного отца. «Каков поп, таков и приход». Эту пословицу обычно произносят с иронией, но ведь в ней глубокий смысл. Вся жизнь приходского священника должна быть положена на то, чтобы создать семью вокруг храма – сообщество людей, которые тебя поймут, утешат, поругают, если ты не прав, простят, помогут исправиться. И, совершая молитвы, просят помощи у Бога. Как бы ни была человеческая жизнь покалечена, храм – это больница для всех. Для тех, кто имеет полную семью, неполную, для тех, кто всего лишился и остался один. Храм – это та первоначальная семья детей Божиих, которая Богом задумана. Поэтому мы и нашу приходскую газету назвали «Одна семья». Чтобы каждый прихожанин для себя эту семью осознал и с этим сознанием жил. Да поможет нам Бог!».
Паломники передали прихожанам Рождества Христова икону Иверской Божьей Матери из Троице-Сергиевой лавры и поклонившись этим добрым людям отправились в путь по дорогам Русской Палестины Патриарха Никона.
Храм Рождества Христова в селе Рождествено
Адрес: Московская область, село Рождествено, улица Пионерская, дом 138а, 143591. Телефон: 8 (495) 994-76-82
***
Следующая дорога паломничества «Святая Московия» лежала в деревню Дарна, которая располагается рядом с городом Истра.
Село Дарна, или как ранее оно называлось Дорна по имени речки Доренки, принадлежало в XV веке роду Пушкиных, затем боярам Полевым, Шаховским, Стрешневым, Чаадаевым. В 1658 году патриарх Никон, устраивая пространственное подобие Святой Земли, выкупил село Дорна, а в 1686 году в нем появилась церковь в честь Воздвижения Креста Господня. А само село с тех пор стало именоваться Воздвиженское. И это не случайно. Интерес самого Святейшего Патриарха Никона и затем его учеников к селу объясняется тем, что по своему географическому положению село примерно повторяет месторасположение Крестного монастыря в Святой земле. Монастырь Святого Креста расположен в Иерусалиме. Согласно старинному преданию на месте монастыря произрастало Дерево Креста Господня. Монастырь Святого Креста находится в части Иерусалима, которая называется Новым городом, в небольшой долине Креста. По внешнему виду напоминает обители Афона и очень похож на крепость. Соборный храм обители построен примерно в 1038 году. В 1865 году стараниями помещицы Анны Сергеевны Цуриковой был возведен трехпрестольный храм с приделами во имя святителя Николая Чудотворца, в честь Вознесения Господня и Воздвижения Животворящего Креста. На церковной земле в то время находились также деревянный храм святых апостолов Петра и Павла (1893 г.), церковная ограда с воротами и калитками (1912 г.), дома церковнослужителей (конец XIX в.), церковный кирпичный завод.
С приходом к власти богоборцев храм был разграблен и превращен в склад минеральных удобрений. Во время Великой Отечественной Войны храм пострадал, колокольня была уничтожена.
В 1991 году верующим были возвращены практически руины, оставшиеся от некогда величественного храма, выполненного по проекту архитектора С.В.Шервуда. Заботами настоятеля храма, протоиерея Константина Волкова и с помощью прихожан храм постепенно восстанавливался, и теперь ничто в его облике не напоминает о практически столетнем периоде безбожия в стране. Протоиерей Константин Геннадьевич Волков - участник Афганской войны, служил в 781 отдельном разведывательном батальоне 108-й мотострелковой дивизии. В мае 2011 года при храме был заложен Сад Памяти Баграмского разведбата, живым и павшим в 1979—1989 гг., от сослуживцев 781-го отдельного разведывательного батальона 108-ой Невельской дважды краснознаменной мотострелковой дивизии.
Внутри церковной ограды находился могила с большим деревянным крестом местночтимой блаженной Александры (Сашеньки). Эта подвижница, глубоко почитаемая местными жителями, жила в конце XIX, начале XX веков и прославилась тем, что исцеляла физические недуги и душевные расстройства, духом прозревала как будущие события, так и те, которые происходили далеко от нее. Девочка рано потеряла родителей и воспитывалась теткой. Школа находилась далеко от дома, и потому Сашенька обучилась грамоте дома. Любимым ее занятием было чтение. Пока молодежь проводила время в развлечениях, девочка читала книги. Сашенька скончалась в возрасте 32 лет. Похоронена она была в селе Онуфриево, куда при жизни ходила в храм. На ее могилке стали происходить исцеления. Во время войны храм был уничтожен, однако, могилка уцелела. В 1996 году верующие обратились к духовенству с просьбой о перезахоронении подвижницы на территории Крестовоздвиженской церкви.
Паломники возложили траурный венок от имени всех Русских Мотоциклистов и зажгли Свечи Памяти у памятника в Сада Памяти. В дар Храму Крестовозвижения и его приходской общине даровали привезенную Свято-Владимирского собора в Херсонесе в рамках паломничества «Русский Афон» икону святого князя Ярослава Мудрого. А дальше – следующий маршрут в Радонежский край, к скитам и подворьям Свято-Троицкой Сергиевой лавры, в край Игумена Земли Русской, преподобного Сергия Радонежского.
Церковь Воздвижения Честного Креста Господня
Адрес: Даренское ш., Дарна, Московская обл., село Дарна, Даренское шоссе, 143511. Телефон: 8 (965) 384-48-20
***
"Яко благоволи Господь Бог исперва место сие предуготовати на создание монастыря; понеже прекрасно, подобно Иерусалиму", - написал Государь Алексей Михайлович в 1657 году Патриарху Никону, осмотрев место на берегах Истры для строительства будущего монастыря. Новый Иерусалим, вся Подмосковная Палестина Патриарха Никона – явление уникальное, не имеющее аналогов и прецедентов в мировой христианской культуре. Попытки создания копии храма Господня в Европе известны. Но, как мы видим, замысел Святейшего Никона выходил за рамки только такого предприятия, представлял собою создание пространственной иконы Царства Небесного, насколько оно отображается в комплексе святых мест исторической Палестины. Поэтому не сама по себе историческая Святая Земля и храм Гроба Господня в Иерусалиме занимали Патриарха Никона, а то, насколько в них могут присутствовать образы небесных первообразов (архетипов) новой земли Царства Небесного, Иерусалима Нового (Откр. XXI, 2). При этом Святитель сознательно отказался от простого копирования образов Палестины, но придавал им тот облик, который более соответствовал, по его мнению, небесным первообразам, при этом он опирался на святоотеческое учение о Святой Земле как о благодатном наследии, оставленном Господом человечеству для спасения и принадлежащем всей Церкви Христовой. То, что именно в России, во время Патриарха Никона и его руками каким-то чудным образом оказалось возможным создание такого монастыря – ландшафтной (пространственно-архитектурной) иконы, которая более нигде в мире не воплощена – в этом виден и какой-то особый смысл, связанный с Божии Провидением о мире и его народах. Ведь в середине XVII века, когда происходило становление Нового Иерусалима, доминантой общественно-политической мысли была уже не идея Москвы - Третьего Рима, а более высокая и духовная – сохранение Вселенского Православия и освобождение от иноверческого пленения других православных народов. Духовное осмысление хода истории Руси явилось истоком прозрений Патриарха Никона. Для него устроение Нового Иерусалима – это устроение центра Вселенского Православия, воплощение Града Божия на Руси и образ созидания нового мира, напитанного благодатью Святого Духа и горевшего о Славе Божией. Вот почему, будучи «живоподобным» образом Святой Земли, Новый Иерусалим с самого зарождения почитался как Русская Палестина, святыни которой привлекали множество паломников и вызывали у них те же чувства, которые естественно возникают в Старом Городе, Древнем Иерусалиме. Поклонение и созерцание важнейших новозаветных символов, воплощенных в традициях русской архитектуры, стало насущной потребностью не только простых людей, но царей и императоров. Поэтому-то район размещения православных русских святынь «Русская Палестина» - это святая заповедная земля, ореол святости, что постоянно учитывалось в хозяйствовании, в природоохранной деятельности монастыря. Обширная территория, воспроизводящая по воле Божией карту Святой земли с престолами Рождества Христова, Преображения Господня, Илии пророка и другими, расположенными по отношению к церкви Воскресения Христова в полном соответствии с евангельской топографией. Это была Русская Палестина, ландшафтный аналог Святой земли, созданный божественным провидением. Не так много известно о первых храмах Русской Палестины дониконовского периода, но то, что известно, по-настоящему удивляет своими «совпадениями».
С западного склона Елеонской горы и с Сионского холма открывался в Новом Иерусалиме вид на северные окрестности обители, соответствующие палестинской Галилее, где в Назарете прошли детство и отрочество Спасителя, откуда Он приходил креститься у святого Иоанна Крестителя.
Галилея в Новом Иерусалиме представляет собой живописную долину, по которой течет узкая и быстрая река Истра, действительно очень похожая на Иордан.
К северо-западу от Воскресенского монастыря еще не утратил своих очертаний поросшие лесом холмы, названные Фавором и Ермоном. К востоку от него находится село Микулино (Никулино), где находилась древняя деревянная церковь Пресвятой Богородицы.
Мистическим образом некоторые объекты Русской Палестины, которые, возможно, и были задуманы Патриархом Никоном, по прошествии многих лет возникли именно там, где по аналогии они расположены в Палестине древней. Так, кроме Галилейского озера (Истринское водохранилище), на расстоянии около 20 километров к востоку от монастыря в Палестине находится монастырь Георгия Хозевита, а на подмосковной земле в городе Дедовске построен храм святого Георгия Победоносца.
«Русская Палестина» и паломничество к ее святыням». Из доклада наместника Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря игумена Феофилакта (Безукладникова)
И таких «совпадений» множество... и сколько их еще будет...
... закончилось недолгое паломничество. Протянута еще одна молитвенная нить, связывающая святыни Православия по всей земле, как бы далеко они друг от друга земными мерками ни находились. Продолжена ставшая уже прочной традиция иконодарения. Образа, благословленные в одних храмах и обителях, обретают свое место в других. А подаренные паломникам в этом путешествии святые иконы будут сопровождать их при прокладке следующего паломнического пути, занимая свое место для горячей молитвы в иных храмах и монастырях. Искренне верующий православный христианин – обладатель невероятно обильного сокровища, ибо угодники Божии, к образам и святым мощам которых христианин припадает в молитве, не оставляют его, по милости Божией, помощью и заступлением. Православной верой спасались наши предки (а мы и имен-то многих уже не помним), Православной верой строили свою жизнь, и собственную, и семейную, и общественную. А за слабых в вере, но и за всех христиан, возносились молитвы в храмах и монастырях по всему Православному миру. И шли паломники к святыням, и в соседний город, и через полмира, просить помощи у Того, кто не «ижденет вон». Потому не прекратится череда паломнических поездок, потому каждому найдется место в паломническом караване. Нужна лишь вера. Но даже веры просить у Господа лучше всего – в паломничестве. Паломнический подвиг (а это именно подвиг, - надо лишь начать, чтобы сполна убедиться) всегда вознаграждается. И нет выше этой награды. А потому в путь, с Богом!
Участникам паломничества было радостно услышать добрые слова от русских священников, которые говорили им о правильности их пути.
Священник Василий Куценко: «Хотел бы поблагодарить Бога за то, чтобы у вас все прошло благополучно. Благодаря этой традиции многие люди смогут обрести путь ко Христу. Многие люди видят, что каждый человек своим добрым делом может славить Бога. Каждое дело можно обратить во славу Бога. Благодаря таким паломничествам, я думаю, что к нашим русским церковным традициям с каждым годом будет обращаться все больше людей».
Протоиерей Николай Качанкин: «Участникам мотопробега я хочу пожелать, чтобы все русские святые помогали и благословляли вас в вашем путешествии. Чтобы ваши дети, которые сопровождают вас в путешествии, напитывались осознанием величия нашего государства и той ответственность, которая нам передана. Ведь, в общем то такие же обычные люди и в более сложных условиях - без машин, зонтов, связи и прочих удобств, и какие великие дела творили?! Они несли все тяготы, но завершали служение своей жизни достойно, сохраняя и умножая данную нам Богом землю. Они передали ее нам, такую прекрасную, богатую и обширную, чтобы мы, украшая и обогащая ее, передали ее нашим потомкам еще лучше».
Протоиерей Николай Ельчев: «Паломники приносят дары от одного места к другому. Частичку тепла – благословение настоятеля храма, его строителей, святых. Частичку благой вести. Неслучайно говорили, что язык до Киева доведет. В Киев, Киево-Печерскую Лавру, миллионы паломников шли пешком, переходя от храма к храму и делясь новостями. Делись новостями, передавали жития святых. Тогда не было телевизоров и телеграфов, и люди из уст в уста передавали жития святых. Уста премудрости разносились по всей Руси. Дай Бог, чтобы Царица Небесная поделилась теплом нашего храма, и вы сейчас пойдете дальше в соседний храм и от нас понесете какую-то частичку тепла, радости, духовной благодати. Да благословит вас Господь в дорогу!».