ПУТЬ АЛЕКСАНДРА

nevsky copy

Ежегодно с 1 по 12 июня мотоклуб Ночные Волки и русские мотоциклисты проводят Крестный ход — моторизированное шествие "ПУТЬ АЛЕКСАНДРА" с иконой святого благоверного Князя Александра Невского.

Маршрут проходит по следующим местам: Москва (Бутовский Полигон) — Сергиев Посад (Троице-Сергиева Лавра) - Суздаль - Владимир - Городец  (Феодоровский монастырь) — Вятка (Трифоновский монастырь - Великорецкий Крестный ход) - Кострома (Ипатьевский монастырь) - Годеново (Храм во имя святителя Иоанна Златоуста) - Переславль (Храм Преображения Господня) — Москва.

В 2015 году крестный ход стартовал 1-го июня, в 6 часов утра из Байк-Центра до Бутовского полигона.

Бутовский полигон – крупнейшее в Московском регионе место массовых расстрелов и захоронений жертв репрессий. Сегодня известны имена 20760 человек здесь убиенных. Эти люди были расстреляны в течении очень короткого периода времени, с августа 1937г. по октябрь 1938, а полигон функционировал с 34 по 53 год… Те, о ком мы знаем – мужчины и женщины в возрасте от 14 до 82 лет, представители 73 национальностей, всех вероисповеданий, всех сословий, но большинство из них, простые рабочие и крестьяне – русские православные люди. Около 1000 человек, из числа погребенных в Бутово, пострадали как исповедники Православной Веры, более трехсот, сегодня прославлены в лике святых. В 1994г. на Бутовском полигоне установили Большой поклонный крест. Первая официальная литургия в Бутово прошла 25 июня 1995г. в походном палаточном храме Всех Святых, в земле Российской просиявших.

В притворе храма Новомучеников и Исповедников Российских расположены предсмертные фотографии пострадавших в Бутове, и вещи, изъятые из погребального рва во время раскопа 1997г. (обувь, детали одежды, резиновые перчатки, гильзы и пули). На стенах церкви Бутовского полигона можно увидеть более пятидесяти икон бутовских святых. А на колокольне храма установлена фамилия колоколов, отлитых на Тутаевском колокольном заводе, на которых также изображены лики Новомучеников и исповедников Российских.

Патриарх Алексий II назвал Бутово «Русской Голгофой» и благословил ежегодно в четвертую пасхальную субботу праздновать собор новомучеников, в Бутове пострадавших.

Под открытым небом на месте казни наших соотечественников была отслужена лития. Далее на мотоциклах участники крестного хода отправились в Троице-Сергиеву Лавру, посетили обитель и поклонились преподобному Сергию.

От Лавры колонна мотоциклистов отправилась в Городец. По пути они посетили Суздаль и Владимир.

Сегодня мало кто знает о том, что имя Александра Невского тесно связано с историей Владимирского края. Здесь он в течение одиннадцати лет занимал великокняжеский престол (1252-1263 гг.), здесь и был похоронен. За свое одиннадцатилетнее княжение во Владимире Александр Невский много сделал для города, заботился о его восстановлении, о развитии его культуры.

Прах Александра Невского с почестями захоронили в древнем Рождественском соборе. Останки князя пребывали в храме 460 лет. В мае 1723 года в Синоде был объявлен указ Петра Первого об их перенесении в Петербург.

Гробницы большинства членов семьи Александра Невского находились во Владимирских храмах. В приделе правой стороны Успенского собора помещалась могила его отца Ярослава Всеволодовича. В соборе Княгинина монастыря были погребены Александра - первая жена князя, Васса - его вторая супруга и дочь Евдокия.

В память об Александре Невском на стене бывшего Рождественского монастыря установлена мемориальная доска, а вблизи кремля поставлен памятник.

Из Владимира русские мотоциклисты проследовали в Городец, в Феодоровский монастырь.

По мнению церковных историков XIХ века, Городец основан в 1151 году, а Феодоровский монастырь заложен уже в 1154-м.

Городецкий Федоровский мужской монастырь по своему первоначальному основанию является самым древним из монастырей Нижегородской епархии. Он более чем на 200 лет старше каждого из них (Крестовоздвиженского женского монастыря, Печерского и Благовещенского мужских монастырей в Нижнем Новгороде, Спасского в Арзамасе и Оранского в Богородске).

Основание иноческой обители, как и самого Городца, приписывается князю Юрию (Георгию) Владимировичу Долгорукому. По преданию, место для монастыря указала древняя даже по тем временам чудотворная икона Божией Матери Одигитрии, хранившаяся в часовне, расположенной с восточной стороны Городца, вне вала. Считалось, что икона была написана самим евангелистом Лукой. Православные особо чтили эту святыню и хотели перенести ее в новостроящийся храм Михаила Архангела. Но поднять иконописный образ не удалось – он удерживался на месте чудесным образом. Тогда по велению князя на месте часовни была построена иноческая обитель в честь Пресвятой Богородицы.

Многогранна и интересна история монастыря. Она связана с именем великого русского полководца - Александра Невского. Возвращаясь на Русь из Орды князь заболел и приняв в Городце монашеский постриг и схиму 14 ноября 1263 года скончался в стенах монастыря.

2-го июня после Божественной литургии колонна выдвинулась в г. Киров. По прибытии в Трифоновский монастырь, колонна разбилась лагерем, спешилась и участвовала в Великорецком Крестном Ходе, которому исполнилось 731 год. За 6 дней паломники прошли около 160 километров пешком по лесам, степям, лугам и полям, с однодневной остановкой на реке Великой.

Начало древнейшей традиции крестного хода связано с обретением иконы Святого Николая Чудотворца на берегу реки Великой жителем деревни Крутицы Семеном Агалаковым. Однажды, как повествует сказание о явлении иконы, «некоторый благоговейный муж, проходя по домашней потребности близ Великой реки увидел в лесу, в стороне от своего пути свет как бы от множества горящих свечей, остановился в испуге, но от страха не решился подойти к таинственному месту и пошел дальше по своему делу. Когда же возвращался домой, снова на том же месте увидел сияние светозарных лучей, почувствовал непреодолимое желание подойти к тому месту и осенив себя крестным знамением, пробрался через лесную чащу и увидел там у небольшого источника образ святителя Николая, свет же скрылся».

В 1668 году указом преосвященного Александра архиепископа Вятского и Великопермского, днем празднования явления Великорецкой иконы святителя Николая назначено 24 мая (6 июня). На этот день составлена специальная церковная служба. Она просуществовала только до начала XVIII столетия, потом ее незаслуженно забыли и только в год 600-летнего юбилея крестного хода в 2000 году песнопения этой службы зазвучали вновь.

В XIX веке свои впечатления о крестном ходе, будучи в Вятке, описал писатель М.Е. Салтыков-Щедрин. В рассказе «Общая картина» он пишет: «Соборная площадь кипит народом…, но вот раздался благовест соборного колокола; толпа вокруг заколыхалась и вся как один человек, встала….Духовная процессия с крестами и хоругвями медленно спускается с горы к реке; народ благоговейно снимает шапки и творит молитву….Через полчаса берег делается по-прежнему пустынным, и только зоркий глаз может различить вдали флотилию, уносящую пеструю толпу богомольцев».

По подсчетам в 2015 году в крестном ходе приняли участие до 75 тысяч паломников.

Возвратились русские мотоциклисты вместе с другими паломниками в Вятку 8-го июня вечером.

10-го июня колонна выдвинулась в г. Кострому, где участники посетили храмы и монастыри древнего города.

Из Костромы путь лежал в Годеново в Храм во имя святителя Иоанна Златоуста. В этом храме находится Животворящий Крест Господень — одна из величайших святынь православной России.

Крест явился пастухам на Сахотском болоте в 1423 году …Сначала пастухи увидели «свет неизреченный с греческой стороны». Затем, подойдя поближе, заметили будто висящий в воздухе Крест с распятым на крестном древе Спасителем и предстоящим у Креста Святителем и Чудотворцем Николаем со Святым Евангелием в руках. И услышали они голос, который велел им на этом месте построить Храм — «дом Божий»…

Удивительна и чудесна история Животворящего Креста. Он уцелел в огне, когда сгорела старая церковь, он выстоял, когда после 1917 года богоборцы пытались распилить его пилами и разрубить топорами. И все эти годы — без малого шесть столетий — Животворящий Крест даровал людям Чудо исцеления от различных недугов и прощения. Рассказы о чудесах и исцелениях от Креста многие века записываются в специальную книгу, хранящуюся в Храме. Чтобы поклониться Святыне и попросить ее помощи, паломники едут сегодня в Годеново со всей страны.

После Божественной литургии в Годеново мотопаломники отправились Переславль и разбили лагерь на берегу Плещеева озера.

Заключительный день крестного хода приходится на 12 июня. В этот день в стране отмечается День Независимости. Об этом дне мотопаломники говорят следующее: «Мы полагаем, что подлинную независимость дал нам Александр Невский избавивший нас от вселенского хама запада и самости восточной орды. Поэтому каждый год мы этот день отмечает здесь».

В 9-00 утра 12 июня мотопаломники прибыли на Красную Площадь города Переславля с  иконой Святого Благоверного Князя Александра Невского. По традиции в этот день (единственный день в году) открывают Храме Преображения Господня, где крестили Александра Невского и служат Божественную литургию. Икона мотопаломников участвовала в богослужении и к ней смогли приложиться все жители Переславля.

После мероприятий паломники пообедали в Николо-Сольбинском женском монастыре. В древности эти места населяли угро-финские племена, и «солба» на их языке означало «живая вода».

Местоположение обители, и по нынешним временам глухое и затерянное в бескрайних  и дремучих лесах, представляется крайне удобным для всех ищущих уединения и истинного удаления от мира. Немного найдется в России таких мест, что уже само по себе является достопримечательностью.

Свою историю Николо-Сольбинский монастырь ведет со второй половины 15 века. Предположительно он был основан одним из учеников преподобного Сергия Радонежского, первоначально был мужским и находился на Быльцыном поле, что в 4 км от нынешнего расположения монастыря.

Обитель много претерпела на своем веку. В начале 17 века, монастырь подвергся разорению от поляков и разбойников. Почти сто лет обитель была в запустении, но в 1711 году она возродилась, только уже на новом месте, близ речки Сольбы.

Своего расцвета монастырь достиг в период 1904-1917 годов, когда пустынь была преобразована из мужской в женскую. На 1914 год в  монастыре числилось уже 115 сестер. Подвижнические труды игуменьи Макарии, умелое ведение хозяйства, молитвы сестер привели к подлинному расцвету обители.

В ноябре 1918 года монастырь был закрыт одним из первых в стране. Судьба игумении Макарии с сестрами до сих пор не известна. Из архивных документов тех лет выяснилось только, что несколько сестер были сосланы в лагеря, где, очевидно, и скончались, а священнослужители – расстреляны. Во время Великой Отечественной войны здесь разместился детский дом, а позже – лечебница для душевнобольных.

Успенский храм был осквернен и обезображен, внутреннее убранство полностью утрачено. В 60-х годах для строительства дорог были разобраны монастырские стены и башни. И, когда в 1994 году истерзанная и поруганная святыня была возвращена Церкви, возрождение ее казалось невозможным.

После многолетнего перерыва, в 1999 году сюда прибыли три насельницы с настоятельницей монахиней Еротиидой. С Божией помощью началось возрождение обители. Впервые разлился по всей окрестности ликующий колокольный звон, созывая верующих в храм Божий.

Из монастыря колонна отправилась в Москву, где на ул. Мневники, на месте строительства храма Св. Блгв. Кн. Александра Невского осуществила передачу иконы настоятелю храма, о. Даниилу (Бушуеву).

Так ежегодно отправляясь в «Путь Александра», мы прикасаемся к своей истории,  говорим, что мы помним нашу историю, почитаем и благодарим наших святых воинов за этот подарок быть свободным народом на своей Русской земле, которую они отстояли ради нас своих потомков.