ПРАВОСЛАВНАЯ ВОЛГА

волга

ПАЛОМНИЧЕСТВО  "ПРАВОСЛАВНАЯ ВОЛГА "

Дата: 29 февраля - 4 марта 2016 года

Маршрут: Сергиев Посад - Кидекша - Нижний Новгород - Лысково - Свияжск - Казань - Ульяновск - Самородки - Кузнецк - Алексеевка - Саратов - Тамбов -Москва.

Одна из величайших рек земного шара, Волга — любимый символ России. Про нее издавна слагали песни и стихи, в которых она всегда славилась как "Мать-Река", "Матушка-Волга". Она олицетворяла огромные просторы страны, ее образ нераздельно сливался с понятиями свободы, воли, удали. Именно с берегов Волги отправился в странствия "за три моря" отважный путешественник, землепроходец Афанасий Никитин, купец из Твери; отсюда вошли в русскую историю предводители лихой "крестьянской вольницы" Степан Разин и Емельян Пугачев. А в 1611 году, когда решалась судьба России, в волжском городе Нижний Новгород посадский человек Козьма Минин и князь Дмитрий Пожарский создали народное ополчение, подняв всю страну на бой с иноземными полчищами. [1]

Волга вытекает из маленького родника, холодного ключа, который пробивается сквозь землю в Валдайских лесах, недалеко от Твери, в самом сердце России. Он открывает великий путь длиной в три тысячи шестьсот девяносто километров и глубиной во множество веков. А впадает полноводная Волга, триста притоков которой питают обширные плодородные земли, в огромное Каспийское море.

Берега этой мощной реки в древности населяли скифы и хазары, монголы и славяне. До сих пор в волжских городах и селах в согласии живут русские, татары, чуваши, мордва, башкиры, марийцы и другие представители разных национальностей, культур и религий.

Издавна на крутых берегах Волги ставили церкви и монастыри, золотые купола которых были словно светящимися на солнце маяками для тех, кто в пути. Монастыри часто служили убежищем простым людям, а иногда и неприступными крепостями для завоевателей. А волжские города, славящиеся архитектурными ансамблями, в старину располагались так, что на правом берегу были те, которые носили мужское имя — Ярославль, Нижний Новгород, Симбирск, а на левом — женское, как Кострома, Казань, Астрахань».

Поволжье вошло в состав Московского государства в середине XVI века. Несколько веков проводилась четкая политика заселения и освоения этих территорий. От Казани до Астрахани – «южных» ворот России, примерно на равном расстоянии друг от друга были построены города-крепости: Самара (1586 г.), Царицын (1589 г.), Саратов (1590 г.). Они охраняли и контролировали южный торговый путь. Позже на правобережье были построены оборонительные линии. Вблизи них формировались обширные помещичьи владения, а численность населения постоянно увеличивалась за счет беглых крестьян из центральных районов России и Украины.

Особенностью многонационального региона Поволжья является то, что здесь начиная с IX—XII вв. н. э. активно завоевывают свои позиции и противоборствуют две мировые религии — ислам и христианство.

С 1555 году царское правительство предпринимает первые шаги по христианизации народов Поволжья. Основное внимание уделялось созданию монастырей на землях, принадлежавших нерусским крестьянам. Массовое крещение народов Поволжья развернулось в первой половине 18 века когда стали возводиться церкви, открываться школы для новокрещенских детей.

После разрушительного XX века, Православие в России возрождается и Поволжье здесь не исключение. Реставрируются либо возводятся заново храмы и монастыри. К некоторым обителям дорога уже известна, а некоторые еще ожидают своего путника.

***

Паломничество «Православная Волга» стартовало 29 февраля 2016 года из Черниговского Гефсиманского скита, Подворья Троицкой Лавры. Впереди далекий путь в 2 700 километров, в составе паломнической группы - разные по возрасту и роду занятий Православные: мужчины, женщины, дети. Маршрут паломничества пройдет по известнейшим монастырям волжских земель: Троицкий Макариев монастырь, Свияжский Богородице-Успенский Мужской Монастырь,  Жадовский мужской монастырь, Иоанновский женский монастырь, Свято-Алексеевский женский монастырь и финиширует в новостроящемся Храме Сергия Радонежского на Ходынском Поле. Паломничество посвящается 110-летию преставления великого Радонежского старца ­– преподобного Варнавы Гефсиманского (+1906), пророчества которого известны на всей Руси:

  • «Преследования против веры будут постоянно увеличиваться. Неслыханные доныне горе и мрак охватят все и вся, и храмы будут закрыты. Но когда уже невмоготу станет терпеть, то наступит освобождение. Храмы опять начнут воздвигаться. Перед концом будет расцвет».

В память о великом Русском старце, паломники ранним утром посетили Посадский Скит, которому передали храмовую икону Святого Георгия Победоносца и отправились в дальний путь.

Традиционно паломничество совершается при поддержке братии  Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Монашествующие всегда присутствуют на паломничествах, окормляя духовно Православных путников. За 5 дней пути паломники посетят древние Православные монастыри Волги, как известные, так и не очень, но которые сыграли важную роль в истории Российского государства.

img_5553.jpg_thumbnail0

Адрес: Московская область, Сергиев Посад, ул. Гефсиманские пруды, 1.

Будущий старец отец Варнава (в миру Василий Ильич Меркулов) родился 24 января 1831 года в семье крепостных крестьян в селе Прудищах Тульской губернии. Решение поступить в монастырь пришло к Василию в конце 1850 года у раки Преподобного Сергия Радонежского. В 1851 году в 20-летнем возрасте Василий поступил в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, в обитель Преподобного Сергия. Василий уже через месяц пожелал перейти в более уединенное место - Гефсиманский скит и получил на то разрешение наместника. Около 1859 г. он был переведен в Пещерное отделение скита (будущий Черниговский скит), в котором он и остался до самой своей кончины. Ему было дано послушание – водить богомольцев по пещерам. Все время, свободное от послушаний, он проводил в уединении у старца, в молитве, чтении Священного Писания и изучении творений святых отцов.

В 1863 году старец-послушник Василий, имевший всего 32 года от роду, стал основателем, устроителем и духовным руководителем новой общежительной женской обители, устроенной, им близ большого торгового села Выксы Нижегородской губернии (ныне город Выкса Нижегородской области).

1869 год ознаменован для нас великим событием в жизни Церкви, происшедшим на земле Московской, - явлением чудотворной Черниговской иконы Божией Матери, что в Гефсиманском скитy. Икона явилась 1 сентября, в день церковного новолетия, в Пещерном отделении Гефсиманского скита, то есть в той самой обители, где уже в течение 10 лет подвязался отец Варнава. В помощь будущему старцу пришла великая милость Пресвятой Богородицы, перед новоявленной чудотворной иконой совершались многочисленные исцеления всевозможных неизлечимых болезней. Чудотворная икона Черниговско-Гефсиманская пребывала в пещерном храме Арxaнгела Михаила вплоть до ноября 1922 года, когда храм был закрыт от чудотворной иконы люди шли к старцу и в свои размягченные благодатью сердца принимали слово утешения и назидания. Старец-утешитель Варнава любовно и кротко помогал людям каяться, а потом прозорливо указывал на будущее и преподавал благостный старческий совет, как поступить.

Сохранилось предание, что Император Николай II посещал отца Варнаву около 1905 года, незадолго до кончины старца, посещал для беседы о самом важном - о России, ее будущем и искал у божьего человека совета указания. Известно, что старец Варнава не только подтвердил уже известное государю пророчество о предстоявшей ему судьбе, но и благословил его принять эту участь, укрепив в нем волю к несению своего креста, когда Господу угодно будет этот крест на него возложить.

Старец Варнава скончался в 1906 году, 17 февраля, в дни Великого поста. Он предал дух свой во святом алтаре, у подножия Престола Его.

На могиле старца положена черная мраморная надгробная плита с надписью:

  • При жизни старец Варнава многим предсказывал будущие гонения за веру - иным прикровенно, иным совсем ясно, и давал прямые и точные указания как им жить в двадцатые, тридцатые и последующие годы.

***

Первой остановкой Православной экспедиции на Волжских просторах, стала древняя Церковь Бориса и Глеба, что в селе Кидекша, Суздальского района. Кидекша в былые времена - княжеская резиденция Юрия Долгорукого, а сегодня - маленькая деревушка с мировым именем. По легенде на этом месте был стан князей Бориса Ростовского и Глеба Муромского.

Знакомство с отцом Андреем, настоятелем Борисоглебского Храма, произошло в мае 2015 года, во время мотоциклетного паломничества «Волга - Русский Путь». Весной о. Андрей, прихожане храма и местные жители встречали мотопаломников. Первое посещение древнего Храма переросло в дружбу. Местечко Кидекша живет как одна семья, где вместе на воскресной службе и взрослые и малые, а отец Андрей для них – духовный наставник, которого вся деревня очень почитает.

Осенью 2015 года, в Кидекше случилось несчастье, неизвестные ограбили Стефановскую церковь. Были похищены три старинные Храмовые иконы. До сих пор грабители не найдены, как не найдены и иконы. Участники паломничества передали отцу Андрею во Славу Божию: Казанскую Богоматерь, Преподобного Сергия Радонежского, Блаженную Матрону Московскую и Божию Матерь Умиление. В ответный дар, отец Андрей передал паломничеству старую икону Одигитрию, одну из первых, появившихся в Храме после начала его восстановления. Священник совершил молебен о путешествующих, благословил странников и паломники, поблагодарив доброго отца Андрея и всю его душевную паству,  отправились в дальнейший путь.

2

Адрес: Владимирская область, Суздальский район, д. Кидекша. Настоятель, священник, отец Андрей.

Кидекша - название на финно-угорских языках означает «Каменка». Вероятно, Кидекша как укрепленное поселение существовала гораздо ранее того, как Юрий Долгорукий в 1152 построил здесь церковь Бориса и Глеба. В частности, «Степенная книга» сообщает о том, что «на реце на Нерли в Кидекши близь города Сужьдали… бысть совокупное святых мученик становище, егда в Киев хожаху Борис от Ростова, Глеб от Мурома». Кидекша во времена Юрия Долгорукого являлась отдельно стоящим укрепленным княжеским городком. Князь стремился к единовластному правлению, именно поэтому он построил свой двор отдельно от места поселения родовитых бояр. Находясь на берегу Нерли при впадении в нее реки Каменки, кидекшская крепость контролировала речные пути в Суздаль. Это был стратегически важный форпост княжества, поскольку именно по Нерли осуществлялась торговля суздальцев с другими землями, а в неурожайные годы по Нерли жители отправлялись за зерном в земли волжских булгар.

В конце XII-начале XIII в. город уже был достаточно большим: остатки валов были найдены к северо-западу от церкви Бориса и Глеба, соответственно, если южная линия валов располагалась на последнем склоне перед заливными лугами, то общая длина крепости по линии север-юг составляла не менее 400 м. При ширине крепости от 150 до 300 м длина валов составляла не менее 1 км. Примерно такой же длины (около 1 км) валы были в Дмитрове, и ненамного длиннее — около 1,4 км — в Суздале. В 1238 году город был разорен татаро-монголами, и вскоре потерял свой статус. Уже в XIV в. на этом месте располагался монастырь.

Борис и Глеб. Борис и Глеб (в крещении Роман и Давид) были убиты в 1015 году. Русские князья, сыновья киевского великого князя Владимира Святославича. В междоусобной борьбе, вспыхнувшей в 1015 году после смерти их отца, вероломно убиты своим старшим братом Святополком Окаянным. Борис и Глеб стали первыми русскими святыми, их канонизировали в лике мучеников-страстотерпцев, сделав их заступниками Русской земли и небесными помощниками русских князей.

***

Преодолев расстояние в 500 километров по правому берегу Волги, в направлении Нижнего Новгорода, паломники дошли до Нижегородского городка Лысково, рядом с которым, на другом берегу Волги, расположен дивный и старинный Свято-Троицкий Макарьевский Желтоводский монастырь. Попасть в монастырь можно только ледовой переправой, которая осуществляется судном на  воздушной подушке. Остановившись в Лысково на ночлег, рано по утру, 1 марта 2016 года, путники добрались до монастыря этим интересным путем, с храмовым ликом преподобного Сергия.

У ворот монастыря паломников встретила монахиня Монастыря, матушка Екатерина, которая провела экскурсию, рассказала о его истории и житии святого Макария. В дар монастырю, от насельников Троице-Сергиевой Лавры был передан лик преподобного Сергия, а настоятельница Монастыря, Игуменья Михаила одарила в ответ от Макарьевской обители ликом Святого покровителя монастыря - преподобного Макария Желтоводского. Завершилось посещение обители доброй монастырской трапезой, после которой паломники отправились в обратный путь через переправу и дальнюю дорогу на старый русский город Свияжск.

IMG_6393111

Адрес: Нижегородская область, Лысковский район, с. Макарьево, ул. Набережная, 1. Настоятельница, Игуменья Михаила

Преподобный Макарий Желтоводский, Унженский родился в 1349 году в Нижнем Новгороде в семье благочестивых родителей. В двенадцать лет он тайно ушел от родителей и принял иноческий постриг в Нижегородской Печерской обители. Макарий удалился на берег реки Волги и подвизался здесь в пещере близ озера Желтые воды. К преподобному Макарию собрались любители безмолвия, и в 1435 году он устроил для них обитель во Имя Пресвятой Троицы. Здесь он начал проповедовать христианство окрестным черемисам и чувашам, и крестил магометан и язычников в озере, получившем название святого. Когда в 1439 году казанские татары разорили обитель, преподобного Макария взяли в плен. Из почтения к его благочестию и благотворительной любви хан отпустил святого из плена и вместе с ним освободил до 400 христиан. Но с преподобного Макария взяли слово не селиться при Желтом озере. Дойдя до города Унжа, преподобный Макарий поставил в 15 верстах от города на берегу озера Унжа крест и построил келию. Здесь он основал новую обитель. На пятом году своей жизни в Унже преподобный Макарий заболел и преставился в возрасте 95 лет. Иноки воздвигли над его гробом храм и установили в обители общежитие. В 1522 году татары напали на Унжу и хотели ободрать серебряную раку в Макариевой пустыни, но ослепли и, обезумев, бросились бежать. Многие из них утонули в Унже. В 1532 году молитвами преподобного Макария спасся от татар город Солигалич, и благодарные жители устроили в соборном храме придел в честь святого.

История монастыря начинается с XV века и связана она в первую очередь с его основателем преподобным и богоносным отцом Макарием Желтоводским. Монастырь был закрыт в 1927 году. В годы советской власти в стенах монастыря расположился детский дом. Во время Великой Отечественной войны здесь размещался госпиталь, а в 1943 году обитель была передана Лысковскому зооветеринарному техникуму. В 1990 г. обитель вновь стала женским действующим Свято-Троицким Макарьевским Желтоводским монастырём.

***

Следующим волжским монастырем на пути паломничества «Православная Волга», 1 марта 2016 года, стал Свияжский Богородице-Успенский мужской монастырь, расположенный на полуострове в устье реки Свияга. Свияжск был основан в 1551 году как город-крепость и опорная база русских войск в борьбе с Казанским ханством.  В Свияжский монастырь паломники приехали вечером. Несмотря на позднее время, насельники монастыря открыли храм, и у всех паломников была возможность приложиться к святыням обители. В дар монастырю передали икону преподобного Сергия Радонежского. Интересна была и поздняя экскурсия по монастырю - колыбели православия Казанского края и Поволжья. Отсюда христианство начало своё распространение в Поволжье… По возрасту архитектурных сооружений монастырь на век старше великих монастырей Верхней Волги. Свияжск был местом крещения сотен, а затем и тысяч представителей местного населения: татар, чуваш, марийцев, мордвы. Завершилось посещение монастыря вечерней трапезой. Ночевали паломники в столице Татарстана - Казани, а рано утром отправились в Ульяновскую губернию.

2012043011144459_595

Адрес: Республика Татарстан, с.Свияжск, Успенская ул., 3, Настоятель Игумен Силуан

Удивительна история этого древнего города. 12 февраля 1550 г. московский царь Иван IV осадил Казань. Осада длилась одиннадцать дней, было много погибших с обеих сторон. 25 февраля царь отступил. Возвращаясь домой, русские войска остановились на правом крутом берегу Свияги. Здесь Ивану IV приглянулся поросший лесом остров “Круглая гора”, который возвышаясь над Волгой позволял держать под контролем речные пути, дороги и саму Казань. Царь задумал выстроить здесь городок-крепость, который помог бы ему захватить столицу Казанского ханства. Он поручил военному инженеру дьяку Ивану Выродкову составить чертежи крепости и начать строительство, но не на выбранном месте, а в Угличских лесах, в вотчине бояр Ушатых. Всю зиму за тысячу километров от Казани рубили город со стенами, башнями и церквами. Весной 1551 г. после пробной сборки все постройки разобрали, погрузили на суда, и сплавили к устью Свияги. Город заложили 24 мая 1551 г. Небывалый случай в истории архитектуры – за четыре недели на Круглой горе, омываемой рекой Свиягой и Щукой, вырос целый деревянный город-крепость с мощными дубовыми стенами, златоглавыми церквями, расписными избами, высокими башнями и колокольнями. Город назвали в честь основателя Иван-городом, позднее стали именовать “Новый город Свияжский”, а вскоре закрепилось короткое название Свияжск – от реки Свияги. Мощная крепость после завоевания Казани превращается в крупный административный и торговый город, куда прибывают иностранные посольства и иноземные купцы. Позднее Свияжск – это монастырский городок, где жизнь проста, тиха и наполнена благодатью, затем – уездный город  Казанской губернии, которому в 1781 г. учредили свой герб – на щите изображен город, плывущий на корабле, а под ним рыбы. Это дань памяти чудесной постройки города, привезенного из Угличских лесов. После революции Свияжск – это разграбленные, осквернённые храмы, в которых размещались тюрьмы и исправительные учреждения… Уникальный город-крепость, бывший несколько веков общероссийской православной святыней, притягивавшей множество людей из самых разных концов страны, сегодня возрождается.

Свияжский монастырь был основан в 1555 г. и почти полностью сохранил облик XVI в. Основал его архимандрит Герман, потомок смоленских князей, постриженик Иосифо-Волоцкого монастыря и духовный друг первого архиепископа Казанского Гурия.

Монастырь с ансамблем XVI в. можно отнести к списку таких монастырей, как Соловецкий, Кирилло-Белозерский, Ферапонтов Белозерский, Иосифо-Волоцкий, Спасо-Евфимиев Суздальский и некоторые другие. Свияжский монастырь являлся самым богатым и влиятельным из всех монастырей Казанской епархии. По монастырской реформе 1754 г. монастырь был зачислен в первый класс, высший для монастырей Российской империи. Монастырский комплекс был возвращен Русской Православной Церкви в 1997 г. и до сего дня в монастыре ведутся восстановительные работы.

***

В Казани и Ульяновске, 2 марта 2016 года, к паломничеству присоединились Православные из Казани, Пензы, Чебоксар, Саратова, Нижнего Новгорода, Балахны, Казани, Ульяновска и других городов Поволжья. В Свято-Богородице-Казанском Жадовском мужском монастыре, паломников встречал благочинный монастыря, иеромонах Тихон.

Отец Тихон сам провел экскурсию по обители, которой более 300 лет. Было видно, как настоятель любит свою обитель и как он по-хозяйски ею управляет. Отец Тихон рассказал о находящихся в главном храме иконах и показал место, где стоял храм, разрушенный в советское время. В главном храме монастыря все смогли приложиться к чудотворной Жадовской Казанской иконе Божией Матери, одной из главных святынь Симбирской Мелекесской епархии. Монастырь преображается, буквально на глазах. Теперь здесь есть свое подсобное хозяйство, автопарк, построена новая баня, достраивается новая трапезная. Были реконструированы водопровод и канализация. Насельники монастыря заложили строительство двух монастырских башен и приступили к разбивке Собора Казанской Божией Матери на том самом месте, где раньше Храмы старого Монастыря. Монастырь имеет возможность принять паломников на срок от одного до трёх дней, в монастыре есть гостиница. Паломники могут приезжать как индивидуально, так и группами, в гостинице есть гостевые кельи на двух, трех, четырех человек и большие комнаты на 10-15 человек.

После экскурсии паломники познакомились с ребятами, которые занимаются единоборствами в спортивном клубе «Пересвет». Это клуб создан при монастыре и в 2015 году и работает в районном центре Барыше.   В прошлом году проходил уже второй открытый кубок Жадовского монастыря.

Перед отправлением в путь некоторые паломники окунулись в Святой «Живоносный источник». Именно здесь, более 300 лет назад, была явлена главная святыня - Казанская икона Божией Матери. На память о посещении монастыря отец Тихон передал паломничеству икону Казанской Божией Матери. В ответный дар путешественники преподнесли икону Сергия Радонежского от насельников Троице-Сергиевой Лавры и молитвословы мотоциклиста. Из Жадовского монастыря колонна автомобилей  отправилась в Пензенскую область, город Кузнецк.

g

Адрес: Ульяновская область, Барышский район, поселок Самородки. Настоятель Иеромонах Тихон.

Монастырь был основан в 1714 г. по благословению Митрополита Казанского Тихона (Воинова), на месте явления Казанской иконы Божией Матери крестьянину Тихону, долго страдавшему болезнью ног и затем получившему полное исцеление после омовения ног в источнике, который сегодня стал местом паломничества едва ли не всей России.

В 1839 г. дворянин Григорий Афанасьевич Аблязов (прадед писателя А. Н. Радищева), заложил новый каменный храм, который был освящен в 1748 году и разрушен в 1967. Многое видели и пережили стены обители.

В марте 1930 года Монастырь закрыт Советской властью, управляющий, архимандрит Каллист и двое монахов расстреляны, остальные арестованы. Большинство монастырских построек было разрушено, сохранились лишь две башни, часть стены с въездными вратами, да три двухэтажных каменных здания, в которых располагались совхоз-техникум и магазин. В мае 1996 года все сохранившиеся корпуса были возвращены монастырю, началось его возрождение силами монастырской братии.

***

В городе Кузнецке, Пензенской области, паломники отправились в Николо-Покровский храм. Город славен деревянным зодчеством и снискал славу одного из центров России по изготовлению бревенчатых домов, бань, лестниц, беседок и других построек из дерева и занимает в этом ремесле одно из первых мест в стране.

С Настоятелем Храма, отцом Андреем, паломники дружны много лет и постоянно посещают Никольский Храм. День визита Паломничества «Православная Волга» в Николо-Покровский храм совпал с 50-летним юбилеем настоятеля храма, иерея Андрея Спиридонова. В Этот день он был удостоен юбилейной медали Русской Православной Церкви «В память 1000-летия преставления равноапостольного великого князя Владимира».

Паломники поздравили отца Андрея и преподнесли храму икону Новомучеников и Исповедников Российских. Присутствующий на торжестве, Епископ Кузнецкий и Никольский Нестор, поблагодарил участников паломнической поездки за их ремесло и отметил, что икона займет достойное место в верхнем храме с восточной стороны. От имени храма Владыко даровал участникам паломничества икону Божией Матери Казанская, которая в скором времени отправится в путешествие и найдет свое место в одном из Православных Монастырей Балканских стран.

DSC0569

Адрес: Пензенская обл., г. Кузнецк, ул. 60 лет ВЛКСМ, д. 7Б. Настоятель, Иерей Андрей Спиридонов.

Раньше в Кузнецке были величественный Покровский собор (1818 г.) и Никольская церковь (1732 г.), но их разрушили в лихолетье 1930 года. В 2007 году было решено восстановить Николо-Покровский храм. Для строительства было выбрано священное место — склон Дуванного оврага, где в первые годы советской власти и во время массовых репрессий расстреливали жителей г. Кузнецка - 25 декабря 1929 года, на этом месте  было расстреляно более 60 священнослужителей. Первая служба в новом Николо-Покровском храме состоялась на престольный праздник Святителя Николая — 19 декабря 2008 года.

17 декабря 2010 года, в день памяти великомученицы Варвары, епископ Пензенский и Кузнецкий Вениамин архиерейским чином освятил нижний придел храма в честь Покрова Божьей Матери. В своей проповеди Владыка Вениамин сказал: «Мы восстановили историческую справедливость — освятили престол, который посвящен Покрову Божьей Матери, как и бывшего главного храма города Кузнецка — Покровского собора. Сюда переместилась часть того духа благодати оттуда, где когда — то молились наши предки, наши деды и отцы». С этого дня службы в Храме начали проходить ежедневно.

***

Следующий Монастырь, который лежал на маршруте паломничества «Православная Волга» -  Свято-Иоанновский женский монастырь, что в селе. Алексеевка Хвалынского р-на Саратовской области.

С Игуменьей Еликонидой и сестрами паломников связывает давняя дружба. В этом приветливом Монастыре часто бывают участники экспедиций «Федерации Мототуризма». Дружба с Монастырем и его насельницами не заканчивается паломническими поездками, но идет постоянно. Именно отсюда был передан лик Иоанн Кронштадский мотопробегу, посвященному 70-летию Великой Победы русского воинства «Дороги Победы». Икона была вручена 9 Мая 2015 года, Настоятелю Воскресенского Кафедрального Собора Берлина, отцу Михаилу. Несколько икон Отца Иоанна, от имени Игуменьи Еликониды с сестрами украсили монастыри Сербии, Черногории, Италии и Греции.

По приезду в монастырь в рамках паломничества «Волга Православная» сестрами был отслужен благодарственный молебен с акафистом Иоанну Кронштадскому, а затем передана в дар обители икона Казанской Богоматери из Лавры. Паломникам для будущих поездок передали Иоанна Кронштадского – покровителя Хвалынского монастыря.

После трапезы путников разместили в уютной паломнической Монастыря, которая способна принимать 200 человек.

15_big

Адрес: Саратовская область, Хвалынский район, поселок Алексеевка, ул. Чапаева, д. 2в. Настоятельница Игуменья Еликонида.

Русское село Алексеевка было основано в XVII веке на правом берегу Волги. Село было владельческим, земли и крестьяне до XIX века принадлежали помещикам Голицыным и Карачинским, после чего перешли к графине И. И. Воронцовой-Дашковой. Первая деревянная Православная церковь с колокольней и престолом во имя преподобного Сергия Радонежского была построена в Алексеевке тщанием прихожан в 1788 году.

В 1870 году Церковь была перестроена. В 1894 году,  3 июля Алексеевку посетил пастырь-протоиерей Иоанн Сергиев, ныне канонизированный в лике святых праведных как Иоанн Кронштадтский, отслуживший в Сергиевской церкви утреню и литургию. В 1930 году Сергиевская церковь была закрыта. Лишившееся колоколов здание планировалось реорганизовать под клуб мастерам-судоремонтникам. Попечитель церкви, священник и двое прихожан были арестованы по обвинению в антисоветской агитации. 16 марта 1931 года здание было передано под детский сад,  и впоследствии храм был разрушен. В честь великого русского пастыря святого праведного Иоанна Кронштадтского в поселке Алексеевка Хвалынского района построен новый храм и монастырский комплекс, который с февраля 2008 года являлся Подворьем свято-Алексиевского женского монастыря г. Саратова. 27 декабря 2008 года Преосвященнейший Лонгин, Епископ Саратовский и Вольский, совершил чин Великого освящения храма Подворья.

***

Утром паломники отправились в город Саратов, в Свято-Алексиевский женский монастырь

У монастырских врат паломников радушно встретила Игуменья Феодосия с сестрами и Духовник Монастыря - Игумен Пимен. После встречи паломники и прихожане прошли в Храм Монастыря, где Игумен Пимен совершил благодарственный молебен Господу и преподобному Сергию о благополучном путешествии.

По завершении молебна монастырю передали икону преподобного Сергия от братии Троице-Сергиевой Лавры. Настоятельница, Игуменья Феодосия в свою очередь преподнесла в дар паломникам иконы Божией Матери Одигитрия и святителя Алексия Московского, небесного покровителя обители.

Потом паломники отправились на монастырскую трапезу, после которой состоялась встреча-беседа с Игуменьей Феодосией с сестрами, где насельницы рассказали об истории и жизни Монастыря, о монастырском приюте для девочек-сирот. Воспитанницы Монастыря приготовили для гостей целый праздничный концерт, который представили паломникам по окончании трапезы. Поблагодарив Настоятельницу, сестер Монастыря, паломники отправились на ночлег, чтобы на следующий день совершить последний марш-бросок к финишу Православной экспедиции.

saratov

Адрес: г. Саратов, Замковый пр. 18. Настоятельница, Игуменья Феодосия.

В 1848 г. на месте монастыря находилась архиерейская дача, потом мужской скит - Верхняя Монастырка. С 1882 по 1889 годы, в скиту был сооружен храм во имя святителя Алексия, митрополита Московского. Богослужения совершались иноками ежедневно. На территории скита была расположена археологическая ценность — "Вишневое городище" (стоянка древнего человека). Со временем место, занимаемое скитом, вошло в черту города и оказалось в районе остановки "1-я Дачная". Улица, ведущая к скиту, получила название Алексеевской.

В годы советской власти 23 января 1918 года Алексиевский скит был отчужден у Церкви и с того времени сменил много хозяев. Храм потерял свой первозданный вид. Было снесено пять куполов и звонница. Сад был заброшен и большей частью вырублен. В 40-е годы скитская земля стала застраиваться частными домами и другими учреждениями.

С 1990 года Русская Православная Церковь пыталась вернуть скит для возрождения, и только в 1991 году Алексиевский скит был возвращен В 1992 году, на Святую Пасху в Церкви Скита состоялось первое богослужение, молчавшее много лет и жизнь вернулась в Алексиевский Скит. При участии местных жителей был убран мусор, облагорожен сад, установлен колокол, начались работы по восстановлению зданий. Жители жертвовали скиту домашнюю утварь, ткани. С октября 1996 году, в Свято-Алексиевском женском ските ежедневно совершаются богослужения.

25 декабря 1997 г. решением Священного Синода Русской Православной Церкви Свято-Алексиевский скит был преобразован в Свято-Алексиевский женский монастырь.

***

Последний долгий путь паломничества «Православная Волга», длиною в 900 километров, завершился в Москве, на Ходынке, у строящегося Храма в честь преподобного Сергия Радонежского, где путники приняли участие в поднятии Креста на один куполов возраждаемого Храма.

За день до приезда паломников состоялось освящение и поднятие куполов и крестов строящегося храма после Божественной литургии.

c3e7a61585e260729c4a046d5b45c528

Храм в честь преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле был построен в 1893 году для войск Московского гарнизона (летние казармы). Принимать участие в богослужении могли до тысячи человек. По свидетельству современников, храм, располагавшийся на площади 1,29 га и вмещал тысячу верующих, был величественным сооружением и служил истинным украшением Ходынского поля. В 1920-х гг. по решению Московского политотдела Красной Армии храм был снесен как «мешающий политработе с красноармейцами».

В августе 2000 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II был создан приход Храма преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле, начавший воссоздание святыни. Верующие разыскали архивные документы, обратились к властям, начали служить молебны и участвовать в Крестных ходах. Инициаторами создания храма стали генералы-авиаторы — участники Великой Отечественной Войны. Решение построить Храм, было связано с желанием увековечить имена погибших летчиков. Для строительства храма и часовни потребовалось выделение дополнительной территории. Комплекс был органично вписан в планировку парка «Архитектурные ландшафты Москвы», а его строительство согласовано с представителями городских властей и соответствующих ведомств.

После получения необходимых документов в марте 2012 года, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, оба прихода начали объединяться, чтобы с удвоенной силой приступить к строительству и воссозданию поруганных святынь. Окончание строительства храма Преподобного Сергия Радонежского намечено на 2017 год.

***

За время паломничества все участники смогли своими глазами увидеть красоту возрожденных и возводимых храмов и монастырей, а историю Волжских обителей рассказывали им стены, а не учебники. В таких поездках  камни вопиют.

На протяжении 70 лет целенаправленно уничтожалось то, что создавалось веками. Скорбно и больно думать, что человек, прорвавшись к высочайшим вершинам творчества и технологий и научившись преобразовывать камень и металл в космический корабль или Храм совершенной красоты, мог этими же руками уничтожать часть своей национальной культуры, устоев и отказываться от своей истории.

До сих пор памятники архитектуры и истории глядят нам в глаза кое-как заколоченными окнами, кивают ободранными куполами, встречают вывороченным и загаженным нутром - как нищие, калеки взывают они к нашему милосердию.

Многие церкви и монастыри сегодня переживают второе рождение. Хочется верить, что усилиями не только духовенства, но и русского люда Православные Храмы и Монастыри будут возвращаться к жизни. Храмы на Руси всегда возводили и обновляли всем миром. Возрождая храмы соборно, мы поднимаем не только памятники архитектуры из руин, но и оздоравливаем общество. Восстановив церкви и монастыри, мы передадим будущим поколениям наши традиции, нашу культуру, нашу веру, а не только одни новые технологии, большие города и небоскребы...

Контакты паломнических центров монастырей паломничества "Православная Волга" можно получить по запросу на адрес: wolfnomads@mail.ru