ВОЛГА

волга

 

МОТОПАЛОМНИЧЕСТВО " ВОЛГА - РУССКИЙ ПУТЬ "

 

Дата: 23 - 30 мая 2015 года

Маршрут:  Саратов - Алексеевка - Кузнецк - Пенза - Санаксара - Дивеево - Муром - Кидекша - Суздаль - Кострома - Ростов - Переславль - Сергиев Посад - Москва

Монастыри во все времена были излюбленными местами паломничества православных христиан. Чтобы преисполниться пребывающей в их стенах благодати, богомольцы готовы были добираться до них за сотни и тысячи вёрст, претерпевая все тяготы многодневного пути.

Мотопаломничество совершенное Ночными Волками и русскими мотоциклистами с 23 по 30 мая ставило своей задачей не только посетить святые места Руси, но и прославить русское воинство.

Русское воинство – это во все времена мужчины, для которых сила духа важна также как сила физическая. Сила духа – это основа православного вероучения пронизывавшая всю народную жизнь, от князей и до холопов, формировавшие мировосприятие и жизнеустройство, дававшие смысл существования народа, устанавливали идеалы в жизни личной, семейной, общественной и государственной. Служение Отечеству воспринималось не как служение правящей верхушке, политической партии, а служение высоким идеалам носителем которых являлась вся полнота Русского народа, объединенная в церковь земную.

Вот в таком миропорядке, можно сказать в особой среде, формировалось русское воинство задачей которого, было осмысленное служение земному Отечеству не за страх, а за совесть. Наиболее искусными воинами, в первой половине тысячелетия русской истории, были князья и их бояре, принимая непосредственное участие в битвах, формируя политику государства, защищая рубежи России. Но и в следующие века Россия знала достойных и великих царей, правителей, искусных военачальников, храбрых солдат.

Начиная с 1055-го по 1462 гг. было совершено порядка 245 вражеских нашествий на территорию древней Руси. За 537 лет от Куликовской битвы до окончания первой мировой войны Россия провела в боях 334 года. За это время одна война велась одновременно с девятью врагами, две войны с пятью, двадцать пять раз против трех и тридцать семь раз против двух противников.

В первые века становления Русского государства воинство формировалось князем-правителем, вокруг которого собиралась дружина. Это были наиболее преданные князю воины находившиеся всегда рядом. Боевые походы, охоты, пиры, все князь делил среди дружинников и соответственным образом влиял на них. Известно, что русские воины не редко нанимались в Византию, где ценилась их воинская доблесть. Летописцы характеризовали русских дружинников как инициативных, мужественных и выносливых, наделенных воинской честью и доблестью. Эти качества свидетельствовали о наличии у них особой воинской культуры, что например, подтверждается воззванием Святослава обращенному к своим дружинникам «Не посрамим Земли Русской, но ляжем костьми ту – мертвые бо сраму не имут; если же побежим, то некуда будет убежать от стыда». В этой связи стоит отметить, что характер этого воззвания не потерял своей актуальности на протяжении всей истории России вплоть до сегодняшнего дня. В современности созвучно этому призыву Святослава выражено в песне В.С. Высоцкого «… наши мертвые нас не оставят в беде, наши павшие как часовые». Наиболее масштабное понимание русского воинского духа было выражено в напутствии воинам Александром Васильевичем Суворовым «До издыхания будь верен Государю и Отечеству. Дух укрепляй в вере отеческой, православной! «Пресвятая Богородице, спаси нас!» - без сей молитвы оружия не обнажай, ружья не заряжай, ничего не начинай. Всякое дело начать благословением Божиим. Убегай от роскоши, праздности и корыстолюбия. Искать веру через истину и добродетель». Генерал от инфантерии Михаил Дмитриевич Скобелев указывал на великодушие русского воинства: «Отношения наши к побеждённому народу должны быть не только законно правильными, но и великодушными, ибо храброе Русское войско не умело бить лежачего врага». (А. Скаков)

2015 год - год 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. В этот знаменательный год, посещая монастыри и храмы, где упокоились русские воины разных эпох, и памятные воинские места, русские мотоциклисты хотели вспомнить сами и напомнить молодому поколению о славной традиции православного русского воинства Верой и Правдой служить Отечеству и ближнему.

В путь с собой и в дар обителям мотопаломники взяли лики воинов Пересвета и Ослябю, св. воина Феодора Ушакова и изображение воина Евгения Родионова.

Пересвет и Ослябя (? – 1380) – монахи-воины, иноки Троице-Сергиевой Лавры, участники Куликовской битвы. Пересвет победил в битве Челубея и сам погиб. Воодушевлённые подвигом инока Александра, русские дружины устремились вперёд, и в жестокой сече добыли победу. Но не всем довелось её праздновать. Много славных воинов полегло в тот день на Куликовом поле. Принял смерть в бою и сподвижник Пересвета – чернец Андрей Ослябя. За ратный подвиг воины-монахи были причислены к лику святых. С тех пор почитаются они как покровители русского воинства.

Федор Ушаков (1745 – 1817) – великий русский флотоводец, адмирал, командующий Черноморским флотом. Не знал поражений в морских битвах. Уже в наши дни Русская Православная Церковь причислила его к общецерковным святым в лике праведных.

Евгений Родионов (1977-1996)– воин и новый мученик за веру православную. Евгений был убит 23 мая 1996 года во время первой чеченской войны.

Началось мотопаломничество 23 мая в Саратове. Старт был дан в Петропавловском храме, где о. Владимир отслужил молебен и освятил мотоциклы путешественников. Ночные Волки подарили храму лик воина Федора Ушакова и изображение воина Евгения Родионова.

Историческая справка. Храм во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла. 15 октября 2007 года Епископ Саратовский и Вольский Лонгин совершил чин освящения места под строительство Петропавловского храма. Сразу началось его строительство. 20 мая 2008 года Епископ Саратовский и Вольский Лонгин совершил чин основания строящегося храма. 12 июля 2013 года в отремонтированной части строящегося храма была совершена первая Божественная литургия. В настоящее время продолжаются отделочные работы.
Святыни:
ковчег с частицами мощей святых апостолов Петра и Павла, икона с частицей мощей блаженной Матроны Московской, икона с частицей мощей святого равноапостольного Николая Японского.

Из Саратова мотоциклисты отправились в Иоанновский монастырь с. Алексеевки Хвалынского района. Настоятельница монастыря игумения Еликонида с сестрами радушно встретили паломников. Ночные Волки привезли в дар монастырю лик воина Федора Ушакова и изображение воина Евгения Родионова. Сестры по традиции передали паломникам икону Иоанна Кронштадтского — покровителя монастыря.

После совместного молебена Иоанну Кронштадтскому (в 2015 году прошли торжества посвященные 25-летию прославления в лике святых Русской Православной Церковью святого праведного Иоанна Кронштадтского) и литии о упокоении убиенного Евгения, Ночные Волки отправились на встречу с детьми из школы-интерната. Школа действует при Иоанновском монастыре. Русские мотоциклисты рассказали детям о себе, о воине Евгении и его роли в жизни современной России, конечно же, они рассказали и о мотоцикле, причем не просто рассказали, но и предложили ребятам прокатиться на мотоциклах, тем самым вызвав море положительных эмоций у юных слушателей.

Ночевали мотоциклисты в новой гостинице монастыря и стали первыми, остановившимися в ней паломниками.

Во вновь открытой гостиницей монастыря рады предоставить места всем, приехавшим познакомится с монастырем, поучаствовать в богослужениях и поклонится его святыням.

Историческая справка. Свято-Иоанновский женский монастырь с. Алексеевка Хвалынского р-на Иоанновский женский монастырь был открыт в память посещения святым праведным Иоанном Кронштадтским посёлка Алексеевка Хвалынского района, где он останавливался и служил в храме во время своего плавания по Волге в 1894 году.В феврале 2008 года комплекс получил статус подворья Свято-Алексиевского женского монастыря Саратова. 14 июня 2013 года, в день памяти святого праведного Иоанна Кронштадтского, согласно постановлению Священного Синода Русской Православной Церкви от 12 марта 2013 года, в селе Алексеевка Хвалынского района Саратовской области был открыт женский монастырь во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского.

26 октября 2014 года Иоанновский женский монастырь посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
В
дар обители Предстоятель передал ковчег с мощами угодников Божиих, в том числе преподобного Сергия Радонежского, святителя Тихона, патриарха Всероссийского, блаженной Матроны Московской, и список Смоленской иконы Божией Матери. 

Утром 24 мая паломники отправились в Кузнецк, где жил Евгений Родионов. Он был убит в Чечне 23 мая 1996 года (день мученической смерти воина выпал на день его рождения), когда отказался снять нательный крестик.

Рассказ о Евгении Родионове и его подвиге должна стать одной из актуальных тем в воспитании молодого поколения. Самое существенное, что можно сказать о воине Евгении — он участвовал в страданиях за Христа. Они убили его, потому что он был христианином. Его подвиг — оправдание нашего пребывания в сегодняшнем аду. Все золото мира, вся ложь средств массовой информации, вся военная мощь ненавистников России стоит за войной в Чечне, за тем, что происходит сегодня с нашей Родиной. И он показал, что православная вера сильнее.

Значение его мученического подвига в том, что он показывает, чтó есть христианское достоинство и чтó есть человеческое достоинство в мире, где поругание Церкви доходит до показа на всю страну богохульного фильма, до публичного кощунства над иконами в центре Москвы и поругания человека в тотальном растлении детей и молодежи. Его подвиг говорит об очень важном для нашего времени — о тайне неразрывного единства целомудрия и мужества, без которого не бывает мученичества. Наше тело — инструмент, через который враг хочет достать нашу душу. Ему надо растлить тело, чтобы сделать душу уступчивой злу.

Этот подвиг дает сегодня всем желающим возможность увидеть, что существует духовный мир, и что духовный мир важнее, чем материальный. Что душа дороже всего мира. Его мученичеством как бы спадает завеса со всех событий и обнажается суть: он напоминает, что наступают испытания, когда человек не может жить по совести и правде, не может быть просто честным гражданином, воином, верным своей присяге, не может не быть предателем всех, если он не христианин. (прот. Александр Шаргунов).

Первой остановкой в Кузнецке стала школа им. Евгения Родионова. Мотоциклисты встретились со школьниками и передали школе лики воина Федора Ушакова, воинов Пересвета и Осляби, а также изображение воина Евгения. От Любови Васильевны Родионовой (мама русского солдата Евгения) школе были переданы специальные подарки.

Затем мотоциклисты посетили строящийся Николо-Покровский храм, где отец Владимир совершил молебен о путешествующих.

При выезде с Кузнецка Ночные Волки сделали остановку у холма Славы, где установлен памятный знак в честь воина-мученика Евгения. На кресте закреплена табличка с надписью: "В память о подвиге земляка, обезглавленного под Бамутом, не предавшего Отечества и не снявшего креста". 

Перед Пензой русские мотоциклисты заехали п. Чибирлей, где Евгений Родионов родился, и посетили местный храм. Свято-Евгеньевский храм в поселке освящен в честь святого мученика Евгения Мелитинского - одного из тридцати трех воинов-христиан Римской армии из города Мелита, которым за отказ отречься от Христа отсекли головы. Однако пограничники считают, что, прежде всего, это памятник их товарищу - Евгению Родионову.

Историческая справка. 13 июля 1732 года в селе Воскресенском был получен указ: «В оном селе Воскресенском, Труево тож, при настоящей церкви на том же погосте для зимнего времени построить новую церковь Николая Чудотворца». Церковь построили. Она была деревянная и стояла на месте старого здания 4-й школы. И только в 1905 году на Новоникольской площадигде сейчас роддомбыл заложен новый кирпичный трехпрестольный Никольский храм, с приделами во имя Преображения Господня и во имя первоверховных апостолов Петра и Павла. Старая деревянная церковь в 1912 году была разобрана и перевезена в Козляковку, а часть наиболее чтимых икон перенесена в новый кузнецкий храм Николая Чудотворца. В 30-е годы Никольская церковь была разрушена. С 2007 начинается новая история храма. Зимой 2007 года на территории храма началось строительство деревянного здания, служившего потом в течении 2х лет временной церковью. Осенью 2008 года временное здание было освящено. Первая служба состоялась на престольный праздник Святителя Николая19 декабря 2008 года. С тех пор службы начали проходить регулярно. Нижний придел храма освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы, верхний (главный придел) будет освящен в честь святителя Николая Чудотворца.

Посещение Пензы началось с Пензенского областного краеведческого музея. Специально к приезду русских мотоциклистов в музее подготовили программу "Путь воина". Слово приветствия  было предоставлено отцу Евгению и Лисову Денису — представителю Союза ветеранов боевых действий на Кавказе. Они рассказали мотоциклистам о бытии Пересвета и Осляби, адмирала Федора Ушакова и солдата-пограничника Евгения Родионова. Также был показан фильм "100 шагов в небеса" о солдате Евгении, не предавшего Отечества и не снявшего креста. В дар музею мотоциклисты передали от Любови Васильевны Родионовой изображения Евгения.

Завершилось мотопаломничество в Пензе посещением Свято-Троицкого женского монастыря. В монастыре путников встретила игуменья Александра с сестрами и о. Владимир - служитель Троицкого женского монастыря г. Пензы.

После передачи икон Пересвета и Осляби, Федора Ушакова и изображение Евгения Родионова монастырю о. Владимир отслужил молебен. Завершилась служба передачей паломникам духовенством монастыря икон Иннокентия Пензенского с житием святого и словами напутствия от о. Владимира: «Дай Бог вам пробег завершить так же, как и начали: успешно, хорошо, и все, что вы задумали, чтобы это с помощью Божией у вас произошло».

Историческая справка. Свято-Троицкий женский монастырь. Красоту Троицкого собора можно увидеть на старых фотографиях. В 1978 году собор был поставлен государством на охрану как памятник архитектуры, но до сих пор пребывает в полуразрушенном виде, взывая о помощи.

Основан монастырь был в декабре 1689 года. 15 октября 1692 года святейший патриарх Адриан выдал благословенную грамоту, согласно которой в Пензе дозволялось "построить девичь монастырь, да в нем две церкви". 23 августа 1693 года был выдан антиминс на освящение в монастыре церкви Пресвятой Богородицы Одигитрии.

В 1770 году монастырские здания пострадали от пожара. На рубеже XVIII и XIX веков была перестроена и Троицкая церковь, облик которой затем уже не менялся до 1900 года. В 1900 году Троицкая церковь была разобрана и на ее месте построен новый Троицкий храм.

После революции монастырь закрыли, хотя служба в его храмах продолжалась до 1931 года. Когда разогнали насельниц монастыря, появилось знамение, предвещавшее более страшные гонения: на куполе Духосошественской церкви ночью стало проявляться яркое пятно, на которое сбегались смотреть со всего города.

Первую монахиню арестовали в ноябре 1930 года и осудили на пять лет. В январе 1938 года забрали сразу 35 человек - бывших служителей Церкви Христовой, проживающих в Пензе, в том числе и 16 монахинь. Большая часть арестованных вскоре была расстреляна. К смертной казни приговорили и четырех монахинь, остальных осудили на 8-10 лет.

В 1992 году комплекс Пензенского Троицкого женского монaстыря был возвращен Русской Православной Церкви, а в 1993 году стараниями архиеп. Серафима (Тихонова) женская обитель в Пензе вновь возродилась, отметив тем самым 300-летнюю годовщину своего основания.

6 января 1994 года состоялось первое после долгого перерыва богослужение в Духосошественском храме. 8 ноября 1999 года освятили левый придел храма во имя Смоленской иконы Божией Матери, а 6 ноября 2001 года главный престол во имя Сошествия Святого Духа на апостолов.
Иннокентий Пензенский. Святой Иннокентий, в миру Илларион, родился 30 мая 1784 г. в г. Павловом Посаде Московской губернии в семье причетника Димитрия Егорова. В 1806 г. окончил Свято-Троицкую лаврскую семинарию. 13 октября того же года 25 лет) митрополитом Московским Платоном (Левшиным,1812) пострижен в монашество с именем Иннокентий в честь святителя Иннокентия, епископа Иркутского. В августе 1810 г. назначен игуменом Николо-Угрешского монастыря Московского уезда, а 14 октября того же годаЗнаменского монастыря в Москве. В 1814 г. он становится цензором издаваемой духовной литературы и настоятелем Троице-Сергиевой пустыни. Проповеди отражают незаурядный дар проповедника, впоследствии собрание его сочинений выдержало два издания. Владея в совершенстве как современными европейскими, так и древними языкамиеврейским, греческим и латинским, св. Иннокентий изучил первоисточники, в результате чего вышел первый отечественный труд «Начертание Церковной истории от Библейских времен до XVIII века». Св. Синод издал этот труд как пособие для духовных школ; впоследствии он только в XIX в. выдержал 7 изданий. Кроме того, перу святого принадлежат книги «Христианское нравоучение, или Богословие деятельное», «Изъяснение Символа веры», «Опыт изъяснения на первый и второй псалмы» и другие. Впоследствии ему была присуждена степень доктора богословия, он был награжден драгоценным наперсным крестом, орденами св. Владимира II ст. и св. Анны II ст. В 1815 г. был избран директором Петербургского комитета Российского Библейского общества и введен (вместе со св. Филаретом (Дроздовым), с которым св. Иннокентия связывала тесная дружба) в состав комиссии, под руководством которой осуществлялся перевод Библии на русский язык. Будущий епископ отличался крайней нестяжательностью. К тому времени о. Иннокентий, несмотря на слабое здоровье, практикует подвиги аскетизма (носит власяницу) и совершает умное делание. Способности, известность, деятельность Иннокентия обещали ему широкий путь, но Господь сподобил ревностного раба Своего завершить свою жизнь не в славе, а в скорбях, понесенных за истину. В 1818 г. цензор архимандрит Иннокентий допустил к печати книгу «Беседа на гробе младенца о бессмертии души», резко обличавшую лжемудрствования так называемого «внутреннего христианства»учения с направлением нездорового мистицизма и очень часто шедшего вразрез с Православием, но широко распространенного в высших слоях общества. Приверженец этого учения, обер-прокурор Святейшего Синода князь А. Н. Голицын организовал травлю автора и цензора книги. Архимандрита Иннокентия обвинили в том, что по его неосмотрительности в печать попала книга, стремящаяся «истребить дух внутреннего учения христианского». 6 января 1819 г. на «Беседу...» был наложен запрет. Лишь шесть лет спустя после смерти Владыки он был окончательно оправдан, а «Беседа...» св. Филаретом, митрополитом Московским, вновь разрешена к печати. Предполагалось назначение его епископом Оренбургским и Уфимским, что было крайне опасно для здоровья болящего подвижника, но по ходатайству св. Филарета (Дроздова) и петербургских почитателей св. Иннокентия, учитывая слабое его здоровье, кафедру заменили на Пензенско-Саратовскую. 27 февраля 1819 г. состоялось наречение, а 2 марта хиротония святителя. Чуть более полугода Владыка Иннокентий пробыл епископом Пензенским и Саратовским (из них лишь три месяца прожил в своей епархии), но за это время стяжал такую любовь пасомых, что впоследствии всегда считался лучшим Архиереем Пензенским. Люди любили его за исключительную духовность. Свет Христов освещал не только пастырскую деятельность Владыки, но и все его существо, все поступки, слова. Он преображался при совершении Божественной Литургии, часто слезы прерывали его поучения, и вместе с ним плакал весь храм. 10 октября 1819 г. после соборования и причащения Владыка Иннокентий отошел к Тому, Кого любил более всего. Его последними словами были слова 54-го псалма: «Аз же, Господи, уповаю на Тя». Праведник был погребен под Казанским приделом Спасского кафедрального собора г. Пензы. Память святителя Иннокентия, епископа Пензенского - 22 (10) октября.

На следующий день  25 мая русские мотоциклисты отправились в Санакарскую обитель, где покоятся мощи святого праведного воина Федора (Ушакова) – непобедимого адмирала Российского флота.

Перед монастырем паломники заехали в г. Темников с целью посетить историко-краеведческий музей им. Федора Ушакова. Первый музей был открыт в 1901 году был открыт с фондом более 3 тысяч экспонатов. Вторая жизнь музея началась в 1966 году, когда мордовский краевед П.П. Смирнов организовал новый музей и возглавил сбор экспонатов для выставочных залов. В 1968 году Темниковскому краеведческому музею было присвоено имя выдающегося адмирала Ф.Ф. Ушакова. Здание, в стенах которого находится музей, было возведено в 1809 году. В период Отечественной войны 1812 года здесь располагался госпиталь, работа которого была организована на средства Ф.Ф. Ушакова и А. Иванова.

На сегодняшний день в музее открыты 8 залов (среди которых зал Ф.Ф. Ушакова, этнографический, зал боевой и трудовой славы, зал современной истории, отдел природы), фонды музея насчитывают более 6 тысяч единиц хранения.  Ежегодно музей посещают около 5 тысяч человек.

В зале истории представлены этапы образования самого старого города Республики Мордовии. На витринах экспонируются археологические свидетельства того, что в крае существовали поселения ещё в эпоху неолита. Предметом гордости темниковского краеведческого музея является уникальный древнерусский меч X-XI вв.

Выдающемуся адмиралу Российского флота Ф.Ф.Ушакову посвящён целый выставочный зал. Благодаря кропотливой работе сотрудников музея были найдены родственники  Ф.Ф.Ушакова и была собрана обширная коллекция экспонатов (более тысячи  предметов). Помимо родственников передают в музей экспонаты и с ВМФ России.

Из Темникова мотоциклисты отправились в Санаксар. Паломников встретили духовенство епархии и наместник монастыря - архимандрит Иннокентий.

Проследовав в главный храм монастыря, архимандрит с братией и русскими мотоциклистами отслужили молебен воину Федору Ушакову и святым русским воинам, а также помолились об убиенном воине Евгении. После молебна мотоциклисты поклонились мощам воина Федора, а в память о посещении обители все паломникам подарили небольшие иконы Федора Ушакова.

В дар монастырю из мотопаломничества «Русские Балканы» Ночные Волки принесли образ Святителя Саввы, первого архиепископа Сербского из церкви праведного Феодора Ушакова, что находится на русском белогвардейском кладбище в Херцег-Нови (Черногория). Также мотоциклисты передали лики Пересвета и Осляби, Святого Иннокентия Пензенского, изображение Евгения Родионова, а по просьбе Центра экономического развития и сертификации ИНЭС было вручено несколько монографий «История Великой войны. 1941–1945» - двухтомный исторический труд, подготовленный в рамках масштабного научно-исследовательского проекта «Военная история Российского государства».

Ответным даром от монастыря и его насельников мотоциклистам стали иконы святого праведного воина Федора (Ушакова), который будет передан в церковь в Херцег-Нови, и преподобного Феодора Санаксарского (дядя адмирала Федора Ушакова).

После молебна для участников паломничества была проведена экскурсия по монастырю и рассказаны жития святых Феодора Санаксарского и воина Федора (Ушакова). И если ранее о воине Федоре рассказывали как о непобедимом адмирале, то в монастыре мотоциклисты узнали еще и о жизни воина Федора, как человека-христианина.

Перед отправлением в путь братия монастыря обратилась к паломникам со словами Христа: «И не хочу отпустить … голодными, чтобы не изнемогли … в дороге» и, проведя в трапезную, накормили путников простой, но очень вкусной пищей.

После трапезы наместник монастыря благословил русских мотоциклистов в дальнюю дорогу, и мотоциклисты отправились в четвертый удел Пресвятой Богородицы -  Серафимо-Дивеевский монастырь.

Историческая справка. Рождество-Богородичный Санаксарский мужской монастырь. Начало свое Санаксарский монастырь, или Санаксарская пустынь, получил в 1659 году, в царствование благочестивого Царя Алексия Михайловича. Из опустелого Старо-Кадомского монастыря был приглашен старец игумен Феодосий, который, пришедши и пленившись красотою сего уединенного места и удивившись, решил остаться тут навсегда.

Смиренная благочестивая жизнь подвижников Санаксарской пустыни привлекла к ним внимание и любовь жителей города Темникова и окружных уездных боголюбивых людей. Прибывали понемногу и братия, любители пустыннаго жития.

Старец первоначальник игумен Феодосий прожил в Санаксарской пустыне до 1681 года. После игумена Феодосия были один за другим строители: Зосима, Трифон и Дорофей.

В 1753 году, указом марта 17 дня, Санаксарская пустынь, по причине крайнего оскудения своего во всех отношениях, приписана была под смотрение и управление Саровской пустыни. Так продолжалось до 1759 года, когда впервые появился здесь, на берегах реки Мокши, монах Феодор Ушаков, который возымел твердое намерение возобновить Санаксар.

Преподобный Феодор был настоятелем Санаксарского монастыря до 1774 года. В 1774 г. св. Феодор по ложному навету был сослан в Соловецкий монастырь.

В 1776 году были освящены: соборная церковь теплая в нижнем этаже, во имя Усекновения главы святого Иоанна Предтечи; а над святыми вратами под колокольнею - церковь во имя Преображения Господня. В том же 1776 году окончена кладкой колокольня, вышиною около двадцати шести саженей. По обеим сторонам к ней, в то же лето, пристроена каменная лицевая стена, длиною на тридцати трех саженях, вышиною восемь аршин. В этой стене сделаны проездные ворота, по правую сторону входа в монастырь; на углах две башни: в одной из них, на северном углу к реке Мокше, устроена часовня, в другой, на южном, две келии. Обе башни вышиною по десять саженей. Постройки эти производились по плану живописца иеродиакона Филарета, под присмотром иеромонаха Вениамина. В 1777 году на северной стороне к реке Мокше начат строением трапезный каменный корпус двухэтажный, в длину на четырнадцати саженях, и в два года окончен. Вверху помещается трапеза с кухнею, а внизу хлебопекарня с кладовыми для муки и разных хозяйственных продуктов.

16 августа 1780 года была освящена соборная главная церковь Рождества Богородицы. Больничная Владимирская церковь по плану живописца иеродиакона Филарета строилась в 1780 и 1781 годахи освящена 6 июня 1782 года.

"Словарь географический Российского государства", изданный в 1807 году, писал, что Санаксарский монастырь "есть знатнейший из всех в той стране, как по заведению в нем строгой монашествующих общежительной жизни, так и по отличному вкусу строения своего и прекрасному местоположению".

С 1810 года поселился рядом с монастырем в деревне Алексеевке адмирал Российского флота Ф. Ф. Ушаков, будучи до самой кончины своей ревностнейшим богомольцем и благотворителем обители (+ 1817).

В 1920-е гг. монастырь был закрыт, насельники репрессированы, святыни поруганы и уничтожены.

Летом 1991 года обитель начала возрождаться.

Федор Санаксарский. Феодор (Ушаков), Санаксарский (1718 - 1791), иеромонах, преподобный . Память 19 февраля, 21 апреля (обрет. мощей), в Соборах Брянских, Ростово-Ярославских и Тамбовских святых.

Воин Федор Ушаков. Федор (Ушаков) (17451817), русский флотоводец, адмирал. Память совершается (по юлианскому календарю) 23 мая (Собор Ростовских святых), 23 июля и 2 октября. Память об этом удивительном человеке до сих пор живет в Отечестве. Его именем названы награды, великолепные морские суда, а также снят интересный фильм о такой удивительной жизни адмирала. В честь Федора Ушакова назван астероид, а Православная Церковь канонизировала его как святого покровителя военно-морским силам.

Вечером 25 мая Ночные Волки приехали в Дивеево, по пути к ним присоединились Ночные Волки Сергиева Посада, Нижнего Новгорода, Москвы и Московской области и друзья с других клубов, в том числе автомобильных.

Сестры монастыря и о. Павел встретили путников и отправились вместе с ними поклониться мощам преподобного Серафима Саровского. В храме Ночные Волки подарили сестрам обители икону воина Федора, Святого Иннокентия Пензенского и изображение воина Евгения.

После вечерней трапезы паломники вместе с сестрами монастыря отправились крестным ходом на Святую Канавку, которую приказал сделать батюшка Серафим по заповеди Матери Божией, и вот уже почти два столетия идут и идут непрерывным потоком по святой Канавке люди, идут по завету Преподобного за Царицей Небесной, по Ее следам.

Утром 26 мая русские мотоциклисты приняли участие в крещении младенца Серафима. Малыш родился в семье хорошего друга мотоклуба «Ночные Волки» и был назван в честь Угодника Божия Серафима Саровского. После крещения Серафим с родителями и братом отправился вместе со всеми участниками паломничества в один из самых древних городов России — Муром.

По пути в Муром паломники заехали на святой источник Дивеевского монастыря. Ранее один из дивеевских паломников писал про эти источники такие слова: «Как отрадно чувствует себя душа в тех местах, где есть чудотворные колодцы. Как успокоительно действует мягкий всплеск воды и чистые струи, в которые Богу угодно было вложить Свою непостижимую исцеляющую и укрепляющую силу».

Историческая справка. Серафимо-Дивеевский монастырь. Дивеевская земля — особая святая земля, которую Царица Небесная взяла в последний Четвертый Свой Удел.

История Серафимо-Дивеевского монастыря начинается в середине XVI века, когда в село Дивеево пришла Агафия Семеновна Мельгунова, ставшая основательницей и первоначальницей женской общины при Казанской церкви. Только на двенадцатой начальнице, как и предсказывал преподобный Серафим, устроился здесь монастырь. Срок с лишним лет руководила Дивеевской обителью игумения Мария (Ушакова), и при ней монастырь стал процветающим, более тысячи сестер собралось здесь; при ней состоялось прославление преподобного Серафима в сонме святых. В 1927 году монастырь был закрыт и разорен. Только через шестьдесят лет началось его возрождение. Летом 1991 года в Дивеево принесли мощи преподобного Серафима Саровского, и с тех пор они постоянно находятся в Троицком соборе.

Серафим Саровский. Серафим Саровский (в миру Прохор Сидорович Мошнин), преподобный, старец-пустынножитель и затворник. Один из самых почитаемых святых в Русской православной церкви. Родился 19 июля 1759 г. в течение своей жизни несколько раз удостаивался чудесных явлений Царицы Небесной.

В 1778 году поступил в число послушников Саровской пустыни. Пройдя за 8 лет все степени монастырского искуса, был пострижен в монашество и назван Серафимом; в 1793 рукоположен в иеромонаха. Добровольно удаляясь в пустыню, проводит все время в строгом посте, в трудах и в молитве. Затем наложил на себя трехлетнее молчальничество, позже затворничество. По выходе из затвора начал принимать страждущих, утешать и исцелять их. В некоторые праздники к нему приходило по несколько тысяч человек. Серафим Саровский приложил особые усилия к устроению и расширению Дивеевской женской общины, образовав особую Серафимо-Девеевскую общину. Труды его простирались и на устройство Ардатовской женской обители и зеленогорской общины. Скончался 2 января 1833 года,

День памяти: 19 (30) июля - Рождество, 2 (15) января - День преставления (смерти), 19 июля (1 августа) - Обретение мощей.

26 мая мотопаломникик прибыли в Муром. Он считается одним из самых древних городов в России. Особая гордость  города  -  воинская   слава. В муромском селении Карачарово появился на свет великий и могучий богатырь Илья Муромец.

По приезду в город русские мотоциклисты отправились в Свято-Преображенский мужской монастырь - одну из древнейших обителей Православной Руси (хронологически старше его только Киево-Печерская лавра).

В дар обители мотопаломники принесли икону воина Федора Ушакова, Святого Иннокентия Пензенского и изображение воина Евгения.

После молебна паломники отправились на экскурсию по территории монастыря. В настоящее время на территории монастыря находится 2 больших храма, ризница, колокольня, купальня, часовни, братский корпус, паломническая гостиница и трапезная, учебный корпус. В ходе экскурсии Ночные Волки смогли не только познакомиться с историей монастыря, но и историей Муромской земли.

В монастыре находятся мощи 30 святых угодников Божьих и чудотворцев, икона святителя Спиридона, епископа Тримифунтского, освященная на его мощах, деревянная глава святой великомученицы Варвары с частицей ее мощей, мироточивый Крест с частицей Животворящего Древа Честнаго Креста Господня, икона святого праведного Иоанна Кронштадтского с частицей его ризы, икона святого великомученика и целителя Пантелеимона, освященная в Русском Пантелеимоновом монастыре (Афон), икона преподобного Серафима Саровского с частицей мощей. Главная святыня обители - икона Божией Матери «Скоропослушница», привезенная со Святой горы Афон в 1878 г.

После поклонения святыням Ночные Волки отправились в Трапезную церковь Покрова Богородицы на территории монастыря. В ней находится «Надгробный» комплекс Ильи Муромца, где под сенью находится его резная фигура из дерева, выполненная муромским художником С. А. Субботиным при консультации С. А. Никитина. Святой изображен в монашеских ризах. Рядом лежит меч. В серебряном ковчеге в виде кисти левой руки находится частица мощей, привезенная из Киева. На стенах храма изображены сцены жизни Ильи Муромца.

Илья Муромец является небесным покровителем военнослужащих Ракетных войск стратегического назначения и Погранслужбы России. Поэтому и часовня на территории монастыря была возведена во славу воинства. Одна из табличек на часовне содержит имена воинов-афганцев, другая - имя воина Евгения Родионова.

На память о посещении монастыря Ночные Волки увезли с собой иконы русского святого богатыря Ильи Муромца.

Посещение и молитва в Муромской Спасской обители оставляет в паломнике благодатное ощущение от соприкосновения не только с древними её Святынями, но и с самой вечностью в присущем Боге.

Вечером в Муроме к колонне мотопаломников присоединились мотоциклисты из Румынии, Швейцарии, Англии. Все вместе они совершили экскурсию по старинному русскому городу Мурому.

Историческая справка. Свято-Преображенский мужской монастырь. Древнейшая иноческая обитель Святой Руси Муромский Спасский монастырь основан Святым благоверным князем страстотерпцем Глебом (первый русский святой, сын Крестителя Руси равноапостольного великого Киевского князя Владимира). Получив в удел Муром, святой князь однако не смог поселиться в самом городе среди язычников, и основал княжеский двор выше по Оке, на крутом, поросшем лесами берегу. Здесь князь Глеб Муромский устроил первый храм во имя Всемилостивого Спаса и затем монашескую обитель для просвещения Муромской земли светом Христовой веры.

В летописях «монастырь Спаса на бору» упоминается под 1096 годом. В стенах монастыря пребывали многие святые: святитель Василий, епископ Рязанский и Муромский, святые благоверные князья Петр и Феврония, Муромские чудотворцы и благоустроители семьи (князь Петр здесь принял монашеский постриг и скончался), преп. Серафим Саровский посещал своего сотаинника святого старца Спасской обители Антония Грошовника.

Древняя обитель, претерпевшая многое разорение (в ХШ в. от монголо-татар, в ХVII в. – от поляков, в ХХ в. – от советской власти), тем не менее всесозидающей силой Божией возрождена из руин по молитвам и трудам иноков и благодетелей.

Илья Муромец. Преподобный Илия Муромец, Печерский, по прозвищу Чоботок, был сыном Ивана Тимофеевича Чоботова из Муромского села Карачарово, что во Владимирской области.

Народное предание отождествило его со знаменитым богатырем Ильей Муромцем, о котором пелись русские былины. Но он не только былинный герой - он русский святой воин-монах.

Отошел Илья Муромец в Царство Небесное на 45-м году своей жизни 1 января 1188 года. К лику святых он причислен в 1643 году, а его нетленные мощи покоятся в Антониевых пещерах Киево-Печерской Лавры.

В с. Кидекша мотоциклисты отправились 27 мая через Владимир, где пообщались с местными представителями прессы. Они рассказали о том, что привело их на Владимирскую землю, рассказали о паломничестве  «Волга» и о других мотопаломничествах русских мотоциклистов.

Село Кидекша в Суздальском районе, Владимирской обл. – это одно из интереснейших мест мотопаломничества «Волга» и Суздальской земли. Если Суздаль известен туристам как внутри России, так и за ее пределами, то Кидекшу знают и посещают немногие.

Кидекша в былые времена княжеская резиденция Юрия Долгорукого, сегодня - маленькая деревушка с мировым именем. Местность эта непосредственно связана с древним воинством Руси.

По легенде на этом месте был стан князей Бориса Ростовского и Глеба Муромского. Эти князья позднее были убиты Святополком Окаянным и канонизированы русской церковью как святые мученики. В то время Кидекша была стратегически важным форпостом Суздальского княжества, город был обнесен валами, которые частично сохранились. В 1238 году Кидекша была разорена татаро-монголами, с тех пор она уже не имела важного значения и пришла в упадок.

В Кидекше русские мотоциклисты отправились в первый белокаменный храм в Северо-Восточной Руси - церковь Бориса и Глеба (1152).

У храма мотоциклистов встречал о. Андрей, прихожане храма и местные жители. Детвора перед входом в храм подарила путникам цветы и была рада возложенной на нее миссии, а паломники в свою очередь радовались такому приему.

Настоятелю храма Бориса и Глеба представители мотоклуба подарили иконы преподобного Александра Пересвета и Андрея Осляби, Святого воина Федора Ушакова, Иннокентия Пензенского, изображение Евгения Родионова.

Ответным даром стала икона святых Бориса и Глеба.

После совместного молебна о путешествующих и поминовения воинов Ночным Волкам рассказали историю села и ее храмов.

Изначально храм Бориса и Глеба был сходен по своей архитектуре с Дмитриевским собором во Владимире и храмом Покрова на Нерли, поэтому, вспомнив эти сохранившиеся здания, можно представить, каким был и дворцовый храм князя в Кидекше.

 Но этот храм был проще и по убранству, и по резному декору: крупные массивные апсиды, простые, ничем не украшенные порталы, тонкий резной поясок в верхней части апсид, барабана и поребрик на уровне хор.

В интерьере храма сохранились фрагменты фресок XII века.

Кроме храма Бориса и Глеба осталась и теплая Стефаниевская церковь (1780), построенная в полном соответствии с суздальской традицией постройки церквей такого типа. Названа она в честь первого святого христианского мученика. Церковь состоит из двух объемов разной высоты и увенчана одной небольшой главкой на тонком барабане. Огромная апсида, по размеру вполне сравнимая с прочими частями здания, украшена резным пояском по верхней части стены. Окно апсиды украшено более пышным наличником, чем остальные.

К рубежу XVII-XVIII веков относятся Святые ворота с очень интересным фигурным верхом и резным декором. Они были построены одновременно с каменной невысокой оградой.

 В то же время была сооружена и шатровая колокольня с проездной аркой. Ее шатер несколько отличается от привычных суздальских вогнутых шатров – он прямой, с широкой «полицей». До ХХ века на ней висел колокол, датированный 1552 годом – подарок Ивана Грозного по случаю взятия Казани. Со временем колокольня наклонилась, и уклон заметен невооруженным глазом.

В 1935 году местные жители начали разбирать архитектурный ансамбль. Из стен храма Бориса и Глеба вынули камни. Только благодаря усилиям археолога Алексея Варганова удалось остановить разрушение. Наличие в нашей стране древних храмов, построенных русскими зодчими, — это небольшой кирпичик в национальном самосознании, повод для гордости за свою страну и осознание ее величия, именно поэтому мы должны заботиться о сохранении наследия предков, даже если оно и не кажется очень красивым.

Каждый, приезжающий в Суздаль просто обязан посетить село Кидекша, расположенное всего в 4 километрах от города. Именно здесь царит особый дух русской истории,  который сложно передать словами.

Перед отправлением о. Андрей сказал русским мотоциклистам такие слова: «Вы - новая кровь в омертвевшем теле. С вашей помощью возрождается то, что было утрачено, некогда потеряно нашим государством».

Из Кидекши Ночные Волки отправились в Суздаль.

Историческая справка. с. Кидекша. Название на финно-угорских языках означает «Каменка». Вероятно, Кидекша как укрепленное поселение существовала гораздо ранее того, как Юрий Долгорукий в 1152 построил здесь церковь Бориса и Глеба. В частности, «Степенная книга» сообщает о том, что «на реце на Нерли в Кидекши близь города Сужьдали… бысть совокупное святых мученик становище, егда в Киев хожаху Борис от Ростова, Глеб от Мурома».

Кидекша во времена Юрия Долгорукого являлась отдельно стоящим укрепленным княжеским городком. Князь стремился к единовластному правлению, именно поэтому он построил свой двор отдельно от места поселения родовитых бояр. Находясь на берегу Нерли при впадении в нее реки Каменки, кидекшская крепость контролировала речные пути в Суздаль. Это был стратегически важный форпост княжества, поскольку именно по Нерли осуществлялась торговля суздальцев с другими землями, а в неурожайные годы по Нерли жители отправлялись за зерном в земли волжских булгар.

В конце XII-начале XIII в. город уже был достаточно большим: остатки валов были найдены к северо-западу от церкви Бориса и Глеба, соответственно, если южная линия валов располагалась на последнем склоне перед заливными лугами (сейчас там проходит автодорога), то общая длина крепости по линии север-юг составляла не менее 400 м. При ширине крепости от 150 до 300 м длина валов составляла не менее 1 км. Примерно такой же длины (около 1 км) валы были в Дмитрове, и ненамного длиннее — около 1,4 км — в Суздале. В 1238 году город был разорен татаро-монголами, и вскоре потерял свой статус. Уже в XIV в. на этом месте располагался монастырь.

Борис и Глеб. Борис и Глеб (в крещении Роман и Давид; убиты в 1015 году) — русские князья, сыновья киевского великого князя Владимира Святославича. В междоусобной борьбе, вспыхнувшей в 1015 году после смерти их отца, были убиты своим старшим братом Святополком Окаянным. Борис и Глеб стали первыми русскими святыми, их канонизировали в лике мучеников-страстотерпцев, сделав их заступниками Русской земли и небесными помощниками русских князей.

Истории Бориса и Глеба посвящены одни из первых памятников древнерусской литературы: «Сказание» Иакова Черноризца и «Чтение» Нестора Летописца. В честь братьев было построено множество храмов и монастырей.

Память святых Бориса и Глеба празднуется несколько раз в году:

15 мая по новому стилю - перенесение их мощей в новую церковь-усыпальницу в 1115 году, которую построил князь Изяслав Ярославич в Вышгороде.

6 августа по новому стилю - совместное празднование святым.

18 сентября по новому стилю - память святого князя Глеба.

Стефаний. Святой Сте́фан (греч. Πρωτομάρτυρας Στέφανος) — первый христианский мученик, происходивший из диаспоры евреев; был привлечён к суду Синедриона и побит камнями за христианскую проповедь в Иерусалиме около 33—36 года.

Основной источник сведений о служении и мученичестве Стефана — книга Деяний святых Апостолов.

Святой Стефан почитается христианской церковью как первомученик, архидиакон и апостол от 70-ти.

Память в православии — 27 декабря (9 января); в западной традиции — 26 декабря.

После Суздаля паломники отправились в Кострому. Кострома – древний город, находящийся в 360 километрах к северо-востоку от Москвы. Волга разделяет Кострому на 2 части, придавая городу особую красоту и своеобразие.

Основание Костромы относят к середине XII века. Тогда началась активная борьба Руси с Волжско-Камской Болгарией за торговый путь по Волге. Это заставило укреплять поволжские поселения, и в Костроме, как и в ряде других мест, была построена крепость.

Существует несколько толкований названия города. Одни исследователи считает его происхождение от финского слова «кострум» - «крепость», укрепленное место. Другие связывают его с древним «хороводным действом», называвшемся Костромой и бытовавшим с языческих времен на Руси в тех краях, где возделывали лен. Некоторые авторы предлагают иную версию: название произошло от заготавливаемого зимой на берегах рек большими «кострами» леса, сплавляемого весной из Буйского и костромского уездов.

В 1237-1238 годах Кострома была захвачена и разграблена татаро-монголами, но возродилась: был поставлен Костромской кремль и в 1246 году образовано Костромское удельное кнжество, позднее вошедшее в состав владений Москвы. В 1272 году, после смерти великого князя Ярослава Ярославовича, по праву старшинства Василий, князь Костромской, вступил на великокняжеский престол, однако не изменил своего местожительства, и Кострома по 1276 год включительно стала столицей великого княжества Владимирского, политическим центром Северо-Восточной Руси.

В XIII-XIV веках вокруг Костромы возникают укрепленные монастыри, защищавшие подступы к городу: Ипатьевский и Николо-Бабаевский.

В Ипатьевский монастырь и отправились мотопаломники 25 мая по приезду в город. Ипатьевский монастырь по праву считается одним из древнейших в нашем Отечестве. В XVII в. в Ипатьевском монастыре было положено начало прекращения Великой Смуты, грозившей уничтожением российской государственности.

В монастыре паломников встречали наместник монастыря - игумен Петр и администрация Костромы в лице первого заместителя главы городской Администрации Олега Болоховца и начальника Управление культуры и туризма Татьяны Гачиной.

Проследовав в Троицкий соборный храм, все участники мотопаломничества и встречающие приняли участие в молебне Пересвету и молитвенном поминовении павших воинов. Затем Игумен Петр прочитал о проповедь роли православия в современной России и мире и важности сохранения традиций русского воинства.

В дар обители мотоциклисты передали иконы Пересвета и Осляби, Воина Федора Ушакова, св. Иннокентия Пензенского и изображение воина Евгения Родионова. Ответным даром монастыря стала икона Богоматерь Воплощение.

Костромчанам паломники привезли письмо-послание из Черногории и икону Божией Матери «Скоропослушница» из монастыря Георгиевские Столбы (Черногория). Эту икону русским мотоциклистам передал глава черногорской общины Беране – города-побратима Костромы Драгослав Секич и сити-менеджер города Дарко Стоянович. «Скоропослушницу» с благодарностью принял первый заместитель главы городской Администрации Олег Болоховец. Ответный дар – костромская святыня, Икона Феодоровской Божией Матери. Осенью участники мотоклуба и Олег Болоховец посетят Балканы и передадут икону руководству города Беране.

Завершилось посещение монастыря экскурсией по его территории, но которой мотоциклисты услышали историю монастыря и его значение в судьбе России, а  также рассказ о жизни насельников монастыря.

После монастыря администрация города пригласила Ночных Волков пообщаться с молодыми людьми в детско-юношеский центр «Патриот». На этой встрече русские мотоциклисты совместно с ГИБДД г. Костромы провели акцию «Вместе за безопасность». В ходе профилактической беседы с подростками мотоциклисты напомнили им о важности соблюдения правил дорожного движения. Центру «Патриот» Ночные Волки подарили икону Ильи Муромца из Мурома и изображение  Евгения Родионова.

Вечером того же дня Ночные Волки присутствовали на торжественном мероприятии в администрации города, где награждали костромчан, которые внесли значительный вклад в организацию торжеств по случаю 70-летия Победы. Одним из награжденных стал член мотоклуба «Ночные Волки» - Денис Торопов. Помимо награждения состоялись встречи с ветеранами войны.

Перед отъездом в Сергиев Посад мотоциклисты договорились с администрацией города продолжить сотрудничество в организации мотопаломничеств по Костромской земле.

Историческая справка. Ипатьевский монастырь.В славном ряду духовных обителей Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь занимает особое место. Основанный в начале XIV столетия в честь Пресвятой Троицы и во имя святителя Ипатия епископа Гангрского, монастырь по праву считается одним из древнейших в нашем Отечестве.

В XIV-XV веках, в период "собирания" Русской земли, обитель святого Ипатия являлась форпостом на северо-восточном рубеже Российского государства. История обители в это время связана с именами Великих князей Василия Ярославича, святого благоверного князя Дмитрия Донского, великого князя Московского и Владимирского Василия I Дмитриевича и великого князя Московского Василия II Темного, царей Иоанна IV Грозного, Федора Иоанновича, Бориса Годунова.

В XVII веке в Ипатьевском монастыре было положено начало прекращения Великой Смуты, грозившей уничтожением российской государственности. В 1613 году монастырь укрыл в своих стенах юного Михаила Романова. В святой обители начиналось славное трехсотлетнее царствование Дома Романовых. С этого момента за монастырем закрепилось название - "колыбель" Дома Романовых.

Расположен в одном из самых живописных уголков Костромы. Место, где река Кострома впадает в Волгу, костромичи издревле называли "стрелкой", а с появлением здесь монастыря оно получило название "Ипатьевский (Ипацкий) мыс".

Скоропослушница. Святыня монастыря Дохиар на Святой Горе Афон. Согласно афонскому преданию, в 1664 Богоматерь наказала монаха, проявлявшего небрежение к Ее образу, написанному на стене, а затем, после его раскаяния и молитвы, чудесно исцелила его и повелела именовать этот образ «Скоропослушницей».

Чтимый список афонской святыни находился в Москве в часовне Святого Пантелеймона на Никитской улице (принесен 14 ноября 1887). В XIX веке копии-списки «Скоропослушницы» почитались по всей России.

Празднование — 9 (22) ноября.

Феодоровская. По преданию, Феодоровская икона Божией Матери написана святым евангелистом Лукой. Первые упоминания о Феодоровской иконе Божией Матери, одной из самых почитаемых святынь России, датируются XII веком. За свою долгую историю этот чудотворный образ неоднократно становился символом веры, надежды и справедливости для всего народа русского. Он оберегал города от вторжения неприятеля и являл верующим удивительные и чудесные события. Именно перед ликом Пречистой, изображённой на Феодоровской иконе, склонил колени молодой князь Михаил Романов, принимая престол государства русского и, тем самым, начиная новую, светлую страницу в истории нашей страны.

Дни празднования: 27 марта (14 марта по старому стилю) и 29 (16) августа.

Богоматерь Воплощение. В центре иконы — поясное фронтальное изображение Богоматери с разведенными в стороны руками. На Ее груди представлена полуфигура Христа Эммануила, руки которого подняты в двуручном архиерейском благословлении. Вокруг Богоматери — сияние славы, со-стоящее из наложенных друг на друга красного квадрата с вогнутыми сторонами и зеленого ромба. Прославление Богоматери на иконе подчеркивается благодаря изображениям ангельских сил — серафима и херувима — по сторонам от сияния Ее славы.

Из Костромы путь лежал в Сергиев Посад. По пути в Лавру русские мотоциклисты посетили Троице-Сергиев Варницкий монастырь и город Переславль-Залесский.

К сожалению, сегодня многим даже вполне церковным людям название Варницы мало о чем говорит. Между тем именно в этом древнем поселении ростовской земли 3 мая 1314 года в семье благочестивых бояр, преподобных Кирилла и Марии, родился мальчик Варфоломей — будущий великий подвижник и молитвенник, преподобный Сергий Радонежский.

Сам Троице-Сергиев Варницкий монастырь основан в 1427 году архиепископом Ростовским Ефремом, как памятник великому русскому святому — преподобному Сергию Радонежскому.

Русских мотоциклистов в монастыре встретил инок Гавриил. В монастырь мотоциклисты передали икону Ильи Муромца (Муром), икону Бориса и Глеба (с. Кидекша), Спаса (Свято-Никольский монастырь, Гомель) и изображение воина Евгения.

Инок рассказал мотопаломникам историю монастыря и подарил икону Собор Радонежских святых, которая была передана в дальнейшем в Морской Собор в г. Кронштадте.

Не могли не посетить паломники город Переславль-Залесский, ведь паломничество они совершают во славу русского воинства, а Переславль – Залесский - родина прославленного полководца Александра Невского.

В нем мотопаломники отправились на Красную площадь, где находится памятник Александру Невскому и Спасо-Преображенский собор - единственный из пяти первых белокаменных храмов Северо-Восточной Руси, дошедший до нас почти в полной сохранности. В соборе были крещены многие переславские князья, в том числе, Александр Невский, родившийся в Переславле в 1220.

Затем Ночные Волки отправились в церковь святого благоверного князя Александра Невского.

Духовенство храма, узнав о поездках русских мотоциклистов на Балканы, передали в дар народу Балкан несколько икон Александра Невского. Иконы будут переданы в ходе мотопаломничества «Русские Балканы» осенью 2015 года.

В Сергиев Посад колонна из 50 мотоциклистов приехала вечером. Мотопаломники поклонились мощам преподобного Сергия Радонежского, совершили экскурсию по территории монастыря, встретились с духовенством обители.

Ночные Волки передали в дар монастырю иконы Федора Ушакова, Федора Санаксарского, Иннокентия Пензенского и изображение Евгения Родионова. Эти иконы были переданы ранее другими монастырями, которые посетили мотопаломники.

Лавра для будущих мотопаломничеств передала икону Сергия Радонежского.

Историческая справка. Троице-Сергиев Варницкий монастырь основан в 1427 году Ростовским архиепископом Ефремом на том месте, где находился родительский дом Сергия Радонежского. Впервые упоминается в документах в 1482 года - в житии Преподобного Паисия Угличского.

Монастырь уникален тем, что сохранил святым место рождения, физического и духовного возрастания будущего основателя Троицкого монастыря (Троице–Сергиевой лавры) под Москвой, преобразователя монашества в Северной Руси. Едва ли много найдется монастырей, которые основывались на месте, отмеченном рождением какого-либо подвижника. Варницкий в этом отношении исключителен.

Название монастыря объясняется следующими причинами. Троицкий - от первоначально воздвигнутого при нем храме в честь Живоначальной Троицы. Причину построения начального храма именно в честь Живоначальной Троицы предание связывает с тем, что место, ныне занимаемое монастырем, в XIV веке входило в состав поместья Кирилла и Марии - родителей преподобного Сергия. Варницкий - присвоено монастырю потому, что близ него до конца XVII столетия находились соляные варницы.

Все строения Троицкой обители в течение трех с половиной веков до 1770 года оставались деревянными. Первое каменное здание - соборный храм во имя Живоначальной Троицы. Собор с трехъярусной колокольней над папертью - былj построен в 1771 году Ростовским епископом Афанасием, который до принятия святительского сана был архимандритом Троице-Сергиевской Лавры. В 1892 году надстроен четвертый ярус колокольни - для пожертвованного колокола.

В 1783-1786 годах у северной стены был построен теплый одноэтажный каменный храм во имя святителя Николая. 26 сентября 1824 года в обители случился пожар, в результате которого Никольская церковь пострадала. Отремонтированный Никольский храм просуществовал до построения новой теплой Введенской церкви, затем был разобран. Церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы построена в 1828 году у южной стены ограды, справа от Святых врат.

Ко второй половине XIX века архитектурный ансамбль обители получил свое завершение. В северо-западной части монастыря были построены два небольших каменных дома: настоятельские покои и братские келии. У северной стены ограды располагалось одноэтажное каменное здание трапезной. Оно было построено на средства благотворителей и с использованием материала, оставшегося от разобранной Никольской церкви.

В 1848-1852 годах на монастырские средства и средства благотворителей монастырь был огорожен каменной оградой с башнями по углам.

Интересный факт: у восточной стены ограды, в некотором отдалении, был разбит монастырский огород, отделенный от кладбища, занимавшего остальное пространство за обоими храмами, палисадником. В 1851 году в монастырском саду было посажено 150 яблонь.

Обитель имела несколько сооружений, расположенных вне стен монастыря. Монастырская гостиница, построенная на средства благотворителей, была расположена у северной стены обители. Кирпичный завод, возведенный на монастырской земле в 1895 году, сдавался в аренду. Обители принадлежали две часовни: одна - при Московской шоссейной дороге (вначале, с 1859 года, была деревянной, а в 1900 году выстроена из кирпича), другая - при железнодорожной станции Ростов (деревянная, на каменном фундаменте), в ней находилась икона Преподобного Сергия Радонежского, перенесенная из здания вокзала. Эти часовни напоминали проходящим и проезжающим о родине Преподобного Сергия Радонежского. Здесь можно было подать в обитель поминовение о здравии и упокоении.

Монастырь был закрыт в 1919 году. В годы советской власти почти все постройки были уничтожены или разорены. Вскоре после закрытия снесли собор и ограду; уцелела лишь Введенская церковь, и та в полуразрушенном состоянии.

С 1995 года началось восстановление монастыря. К настоящему времени архитектурный ансамбль монастыря отстроен заново. Возрождён Троицкий собор, отреставрирована и возобновлена Введенская церковь, над Святыми вратами построен храм в честь преподобных Кирилла и Марии, сооружены жилые, служебные и административные корпуса, возводится собор в честь Преподобного Сергия Радонежского. В рамках подготовки к празднованию его 700-летия реализуется серия просветительских, культурных и проектов, программ по благоустройству близлежащей территории.

Завершилось мотопаломничество «Волга – Русский Путь» 30 мая в Симоновом монастыре – место упокоения Пересвета и Осляби.

Приехав в монастырь, русские мотоциклисты отправились в церковь Рождества Пресвятой Богородицы в старом Симонове. В храме их встречал клирик храма - дьякон Николай.

Дьякон Николай рассказал об истории храма и монастыря. Так первоначально Симонов монастырь был основан в 1370 г. на том месте, где сейчас находится церковь Рождества Богородицы в Старом Симонове,  на левом возвышенном берегу Москвы-реки. Первоисточником по основанию монастыря является житие Сергия Радонежского, в котором есть глава об основании Симоновской обители. В 1380 г. здесь были захоронены герои Куликовской битвы, иноки-воины Александр Пересвет и Родион Ослябя.  При захоронении воинов Великий князь со всем воинством громким голосом провозгласили “им вечную память с плачем и со слезами многими”. Склонив голову перед свежими могилами лучших сынов Отечества, Димитрий Иванович сказал вещие слова: “Да будет вечная память всем вам, братья и друзья, православные христиане, пострадавшие за православную веру и за все христианство между Доном и Мечей. Это место суждено вам Богомъ! Простите меня и благословите в этом веке и в будущем и помолитесь за нас, ибо вы увенчаны нетленными венцами от Христа Бога”.

Симонов монастырь был закрыт в 1923 г., освободившиеся монастырские помещения отдали под жилье для рабочих Симоновской слободы. Уничтожали Симонов монастырь постепенно. Могилы святых иноков — героев Куликовской битвы — оказались на территории созданного здесь завода «Динамо», надгробия использовались как платформа для электромотора. На месте монастыря в  начале 30-х гг. был  построен Дворец культуры Пролетарского района (в дальнейшем ЗИЛа). В советское время на оставшейся территории монастыря находились различные учреждения. В настоящее время весь комплекс обители с Тихвинским храмом передан общине, состоящей из глухонемых.  В 1980 году, в связи с 600-летием Куликовской битвы, могилы Пересвета и Осляби были отнесены к историческим памятникам, охраняемым государством. В 1988 храм Рождества Богородицы был отделён от завода и в 1989-м открыт для посещения, надгробия восстановлены.

Особо почитается в храме чудотворная Тихвинская икона Пресвятой Богородицы, которая после 1917 года хранилась в Государственном Историческом музее, резная Влахернская икона Божией Матери, икона «Положение Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне» с частицей Ризы, икона Преподобного Сергия Радонежского с мощами.

Отдельно было рассказано о святых воинах Пересвете и Осляби и Куликовской битве. 21 сентября 2015 года исполнится 635 лет победы ополчений великого князя Московского Димитрия Иоанновича над войском Мамая на Куликовом поле. Победа на Куликовом поле стала одной из самых значимых в истории Российского Государства и исследователи по праву называют эту дату, днем образования нашего государства. Куликовская битва привела к ментальному объединению Руси и положила начало формированию великорусской нации – если на Куликово поле шли, будучи москвитянами, владимирцами, можайцами, серпуховчанами и новгородцы, то возвращались оттуда русскими.

В XVII веке имена Александра и Андрея, преподобномучеников Московских, были внесены в святцы, в конце XVII века включены в «Описание о российских святых»; в 1896 году их имена поместили в «Троицком патерике» (в числе «учеников и сподвижников Прп. Сергия, в месяцесловах не означенных»), а в 1981-м они записаны в Соборе Радонежских святых. Изображения Александра и Андрея сохранились в Лицевом житии Прп. Сергия (XVI в.), в Лицевом летописном своде (2-я пол. XVI в.), на житийной иконе Прп. Сергия 1680 года.

И как отмечал ранее в своей речи митрополит Иларион: «В этом храме, где под спудом покоятся мощи двух схимонахов, двух героев нашего Отечества святых Александра Пересвета и Андрея Осляби, мы с особой силой ощущаем это предстательство Божией Матери и Ее молитву за наш благочестивый русский народ. Мы знаем, что в трудные исторические времена, когда стоял вопрос, быть или не быть нашему Отечеству, Пресвятая Богородица вдохновляла наших воинов на ратные подвиги. Мы знаем, что в эти переломные моменты Господь давал нашему Отечеству тех людей, которые не щадили своей жизни для блага своей земли, которые отдавали жизнь за своих близких. Такими были Александр Пересвет и Андрей Ослябя, которые по благословению своего аввы, игумена земли Русской, преподобного и богоносного отца нашего Сергия Радонежского, несмотря на то, что были облечены в иноческие одежды, вышли на ратный подвиг, сразились с врагом, отдали свою жизнь за народ, Отечество и веру. Сегодня мы их прославляем вместе с Пресвятой Богородицей как наших небесных заступников и молитвенников за землю Русскую».

Ночные Волки передали храму в дар привезенные из паломничества иконы Федора Ушакова, Ильи Муромца, Иннокентия Пензенского и изображение Евгения Родионова.

Хотелось бы отдельно отметить, что несмотря на всю значимость Куликова поля для Руси-России, о нем до сих пор не снято ни одного фильма и литературных источников об этом событии и воине Пересвете очень мало.

Такие паломничества и освещение их в СМИ служат оружием против информационно-пропагандистской войны, которая ведётся против России её врагами с целью разрушить духовные парадигмы и воплотить в мире идеи материальной, потребительской культуры. Духовная основа, которую мы ищем, чтобы возродить нашу Родины, хранится в святости. Она источник истинного духовного обновления страны. Святые ткут душу народа, выступают в единстве, заставляя людей подражать их жизни и труду.  Одна из радостей нашей истории: что во все ее эпохи – были ли они светлые или мрачные – красной нитью, золотым узором бежала эта струя Божественной любви, и что где приумножался грех, там переизбыточествовала благодать, и где возрастала человеческая жестокость, там проявлялось новое свидетельство Божией любви, загоревшейся в человеческих сердцах, свидетельство жалости Божией, жалости человеческой.

В этом процессе прослеживается такая своеобразная цепочка: «изначальная святость» - «духовный катарсис» - «возрождение церковной жизни» - «нравственное возрождение народа»  - «социальное и политическое обновление». Так что движение к будущему всегда следует начинать с духовной работы.

Именно по этим «точкам» и работают наши противники, лишая молодых людей и не очень национального самосознания и возможности свободно ориентироваться в историческом и духовном пространстве, используя накопленный поколениями потенциал.

Наши святые – нам родные и близкие; но если мы задумаемся над собою, то можем ли мы сказать, что эти черты являются вожделением, мечтой наших душ, жаждущих вечной жизни? Не ищем ли мы обеспеченности – а не уязвимости, силы – а не пораженности, славы – а не унижения? Является ли наша жизнь во всех или, хотя бы, в основных ее проявлениях любовью, воплощенной в человеке? Находим ли мы в себе это бесконечное, ничем несокрушимое терпение, эту смиренную любовь к ближнему, эту отдачу себя, эту способность никого не отвергать, а, по слову Христову, благословлять всякого, любовью сиять на доброго и на злого, проявлять ту любовь, о которой Апостол Павел нам говорит?

А если не находим, то мы – вне потока русской святости, вне пути Христова в русской душе и в русской истории. Тогда мы осколок, отбросок. Как это страшно и жалко подумать! И если мы хотим, чтобы зазвенели все струны наших душ человеческих, чтобы зажило в нас и запело все, что может жить и петь, то мы должны приобщиться именно этим свойствам русской святости, русской святой души, и тогда мы будем едины с теми подвижниками, которые ныне продолжают свой путь спасения земли Русской – кровью и не угасающей любовью. (Святейший Патриарх Кирилл, Антон Данилец, Роман Илющенко).